РАЗДЕЛ II. ИНОСТРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Для цитирования: Крутов П.Г., Скаридов А.С. Коммерческое право Исландии // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 41-48
Крутов П.Г.
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Кафедра Международного и морского права, бакалавр Научный руководитель: Скаридов А.С.
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Кафедра Международного и морского права, д.ю.н., профессор
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО ИСЛАНДИИ
Аннотация. В данной статье анализируется система источников права и нормы, которые регулируют коммерческие отношения в Исландии. В статье рассмотрены - система источников Коммерческого Права Исландии, субъекты коммерческих правоотношений в праве Исландии, порядок их регистрации, особенности регулирования института купли-продажи в праве Исландии, способы разрешения коммерческих споров в Исландии и судебная система Исландии. Проведено краткое сравнение с отечественным правом. Ключевые слова. Коммерческое и торговое право, регулирование коммерческой деятельности в Исландии, законодательство Исландии, разрешение коммерческих споров в Исландии, купля-продажа в Исландии
ICELANDIC COMMERCIAL LAW
Abstract. This article is devoted to analyze of the system of sources of law and rules respecting commercial relationships in Iceland. The system of legal sources of Icelandic Commercial Law, participants in commercial relationships, registration rules for these participants, sale of goods' features of Icelandic Law, commercial disputes' legal resolutions and judiciary in Icelandic Law is reviewed in this article. A short comparison between Icelandic Law and Russian Law is also given in this article.
Keywords. Commercial and trading law, the regulation of commerce on Iceland, the legislation of Iceland, commercial disputes' legal resolutions, sales of goods in Iceland.
С давних пор в государствах во всех уголках Мира формировались торговые отношения, институты собственности, продажи, обмена товарами, оказания услуг. Безусловно, во всех странах эти отношения и сейчас подпадают под сферу государственного регулирования с помощью закона. Особый интерес для развития отечественного законодательства представляет анализ опыта организации регулирования подобных отношений в правовых системах других государств. В рамках данной работы рассматривается Коммерческое Право Исландии.
Сама по себе Исландия - это небольшая страна, население которой не превышает 350 тысяч человек, располагающаяся на одноименном острове в Северной части Атлантического Океана между Гренландией и Скандинавским полуостровом Европы. Примечательно, что Исландия не является членом Европейского Союза, хотя и входит в Шенгенское Соглашение. Исландия известна своей необычной природой, потому является одним из центров туризма, а также Исландия является экспортером рыбы и морепродуктов, алюминия и продуктов из него.
Формирование Исландской правовой системы и действующая система. Сложно точно сказать, когда остров Исландия впервые стал заселяться людьми. Некоторые источники допускают, что первые попытки были предприняты ещё римлянами в 300 году н.э., что находит подтверждение с нахождением археологами на территории Исландии римских монет тех времен. Допускается также, что эти монеты привезли Скандинавские переселенцы, бежавшие от репрессивной политики Скандинавского короля Харальда I в 9-10 веках н.э.[1] Именно с этих переселенцев принято отсчитывать историю заселения Острова.
Йоун Хьяульмарссон в своём учебнике истории Исландии [1] описывает, что к 9 веку в Исландии сложилась следующая система управления: в каждой из областей, принадлежащих определенным кланам сформировались тинги - созывы для решения местных вопросов в поселениях, для разрешения споров и вершения правосудия. Для решения же более глобальных вопросов, примерно в 930 году представители различных областей Исландии созвали «Альтинг». Альтинг собирался каждый год в середине лета. Он возглавлялся «законоговорителем» и, что очевидно, основной его целью было
принятие законов и разрешение политических вопросов. «Законоговоритель» выбирался представителями областей, которые выбирались в своих областях. В этой связи, Исландию можно назвать первым государством с представительской демократией и первым в мире парламентом. К слову, действующий парламент Исландии называется так же - Альтинг.
Первым альтингом ознаменовалось, возникновение Исландского государства и появление первых законов Исландии. Большое развитие получила система правовых обычаев, передававшихся из поколения в поколение сначала в устной, а затем в письменной форме. Многие из этих правовых обычаев были изложены в рукописных книгах, составлявшихся с начала 12 века и получивших название «Грагас» («серый гусь» - видимо, по цвету переплета) [3].
Грагас расширялся в связи с деятельностью Альтинга как законотворческого органа. По сравнению с другими скандинавскими законами того времени, Грагас является огромным сводом законов. Даже после присоединения Исландии к норвежскому королевству исландцы сохранили многие правовые обычаи. Потому, при разрешении проблем, связанных с пробелами права в новом законодательстве, применялся древний исландский сборник законов Грагас [3].
После подчинения Исландии власти норвежских королей в 60-х годах 13 века, были изданы сборники законов для Исландии (1271 и 1281 годов), однако местные жители сопротивлялись их применению, и на протяжении последующих столетий норвежские законы постепенно утрачивали силу и были заменены рядом законов, наряду с которыми продолжали действовать правовые обычаи, записанные в «Грагас» [2].
Таким образом, в ходе исторического развития Исландия смогла сохранить свою самостоятельную правовую систему к 19 веку, хотя до 1874 года на ее территории одновременно действовали норвежские, а затем и датские законы (с 1381 года Исландия вместе с Норвегией оказалась под властью Дании). Нынешняя система источников исландского права включает Конституцию 1944 года (с последующими изменениями и дополнениями), и ряд законов (или актов Альтинга), подзаконных актов и актов органов местного самоуправления. При этом сохраняют силу и отдельные законы, изданные в свое время датскими и норвежскими королями, хотя реальная сфера их применения ныне весьма мала. Президент страны может издавать временные законы, действующие в период между сессиями Альтинга. Известное развитие получила система делегированного законодательства, которое осуществляется либо в распоряжениях министров, либо в постановлениях местных властей. Важными источниками права служат также правовые обычаи, нередко весьма древнего происхождения, собранные в «Грагас», и, в особенности, судебные прецеденты, среди которых первостепенное значение имеют акты Верховного суда, публикуемые в ежегодных сборниках. В качестве одного из источников права исландские суды могут использовать и «общие принципы права» с обязательным учетом особенностей конкретного дела. Упорядочению исландского законодательства в существенной мере способствуют предпринимаемые Министерством юстиции каждые десять лет публикации всех действующих на данный момент законов. Научные исследования в области права ведутся главным образом на юридическом факультете Исландского университета в Рейкьявике [2].
Высшая судебная инстанция в Исландии — Верховный Суд, который состоит из председателя и семи членов. Судьи Верховного суда назначаются Президентом, а Председателя они выбирают сами сроком на два года. Верховный суд на пленарных заседаниях рассматривает жалобы на любые решения и приговоры нижестоящих судов по вопросам как права, так и факта [4].
В стране имеется 8 судебных районов. На каждый из восьми районов предусмотрены районные суды [5], в которых профессиональные судьи единолично рассматривают гражданские и уголовные дела, а также проверяют законность административных постановлений и действий полиции. Эти же судьи занимаются вопросами исполнения судебных актов, завещаний и осуществляют иные юридические действия, но в таких случаях они получают другие названия: суд шерифа, суд по завещаниям, аукционный суд и т.п. В исландских судах нет присяжных заседателей, но в исключительных случаях, когда для разбирательства дела нужны технические знания, судья обязан пригласить для участия в слушании двух специалистов, которые вправе
принять решение даже вопреки мнению судьи. В районных судах имеются также отделения по морским и торговым делам, где заседают профессиональные судьи, часто, с участием двух знатоков морского или торгового дела, обладающих соответствующими знаниями и опытом. Решения этих судов могут быть обжалованы в Верховный Суд [2, 5].
Для составления более полного мнения о Коммерческом праве Исландии, следует обратиться к его источникам. Исландское Министерство Юстиции публикует большинство законов, издаваемые в Исландии, а также некоторые акты органов исполнительной власти на английском языке [6].
Источники Коммерческого права Исландии. Поскольку к предмету Коммерческого Торгового Права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы деятельности, можно выделить в Исландском праве целый ряд актов, регулирующих вышеназванное:
Акт о Комиссионных Сделках по Купле-продаже (Act No 103/1992 respecting Commission Sales Transactions);
Акт о Профессиональной Коммерции (Act No 28/1998 respecting Professional Commerce);
Акт о Договорах Купли-продажи с Доставкой и Дистанционных Контрактах» (Act No 46/2000 on Door-to-Door Sales and Distance Contracts);
Акт о Купле-продаже Товаров (Act No 50/2000 on Sale of Goods);
Акт о Безопасности Продукции и Государственном Контроле Рынка» (Act on Product Safety and Official Market Control, No 134/1995);
Акт об Ответственности по Качеству Продуктов (Law on Product Liability, No 25/1991);
Акт об Европейских Компаниях (Act No 26/2004 on European Companies);
Акт об Европейских Кооперативных Обществах (Act No. 92/2006 respecting European Cooperative Societies);
Акт об Интернациональных Торговых Компаниях (Act on International Trading Companies, No 31/1999);
Акт о Фондах, Занимающихся Коммерческой Деятельностью (Act respecting Foundations Engaging in Business Operation, No. 33/1999)
Акт о Частных Компаниях с Ограниченной Ответственностью (Act respecting Private Limited Companies, No. 138/1994);
Акт об Акционерных Обществах (Act respecting Public Limited Companies No. 2/1995);
Акт о Конкуренции (Competition Law No 44/2005);
Акт о Промышленности (The Industrial Act No 42/1978);
Акт об Электронной Коммерции и Оказании Электронных Услуг (Act on Electronic Commerce and other Electronic Services, No 30/2002) и множество других.
Характерное, чаще, для Англо-Американских правовых систем, отсутствие кодифицированной системы [7] коммерческого права, очевидно, присутствует в данной системе. Некоторые источники указывают, что кодифицированы в Исландской правовой системе только уголовная и уголовно-процессуальная отрасли права [2].
Кроме вышеупомянутых Актов Альтинга, источниками Коммерческого Права Исландии являются множество подзаконных актов, издаваемых министерствами, и актов, издаваемых местными органами власти. Международные соглашения и конвенции, участником которых является Исландия, ратифицируются путём их имплиментирования в национальное законодательство актами Альтинга.
Также, в систему источников Исландского права входят правовые обычаи, например, содержащиеся в «Грагасе», и решения Верховного Суда, обязательные для нижестоящих судов, что характерно для Континентальных правовых систем.
Предмет регулирования Коммерческого Права Исландии. Следует отметить, что Исландские правовые акты не содержат предельно точных и определенных понятий. Традиционно, Коммерческое Право регулирует имущественные отношения, оборот товаров, связанный с извлечением прибыли.
Право собственности на недвижимое имущество регулируется Актом «о Собственности и Использовании Недвижимого Имущества» (Act on the Right of Ownership and Use of Real Property No. 19 of 6th April 1966)[8]. Так, согласно данному Акту, собственниками недвижимого имущества в Исландии могут быть: граждане Исландии или лица, постоянно проживающие в ней на протяжении 5-ти лет, компании, участники которых - граждане Исландии или лица, постоянно проживающие в ней на протяжении 5-ти лет. Недвижимое имущество, права и сделки в отношении него подлежат регистрации в соответствующих регистрирующих органах. При том, понятия «недвижимого имущества» в Акте не содержится.
Право собственности на движимое имущество в Исландской системе права (во всяком случае, в обозримых источниках), так же не закрепляется никаким понятием. Вообще, понятие движимого имущества затрагивается только в некоторых актах Альтинга, являющихся источниками Коммерческого Права Исландии: Акт «о Профессиональной Коммерции» (Act No 28/1998 respecting Professional Commerce) и Акт «об Ответственности по Качеству Продуктов» (Law on Product Liability, No 25/1991). Следует отметить, что понятие движимого имущества очень важно для понимания Коммерческого Права Исландии, так как именно такое имущество чаще всего является объектом коммерческих отношений, оборота товаров.
Торговый оборот товаров - это и есть коммерция. Понятие «коммерция» (commerce), в статье 1 Акта «о Профессиональной Коммерции» (Act No 28/1998 respecting Professional Commerce)[9], раскрывается, как «любая деятельность, связанная с переходом прав на движимое имущество» (any kind of intervention concerning the transfer of direct ownership right to chattels (movables)). Понятие весьма нечеткое, ведь отношения в связи с переходом прав собственности от одного лица к другому не обязательно служат для извлечения прибыли участниками этих отношений, то есть, не всегда являются коммерческими.
Тем не менее, предметом регулирования Коммерческого Права Исландии, в связи с вышесказанным, следует называть деятельность, связанную с переходом прав на движимое имущество. Важно, что понятийный аппарат рассматриваемого Акта не называет, в понятии «коммерции», тех лиц, которые осуществляют коммерческую деятельность. В этой связи, следует установить, какие лица являются субъектами коммерческих правоотношений.
Субъекты Коммерческого Права Исландии. В 1 статье Акта «о Профессиональной Коммерции» (Act No 28/1998 respecting Professional Commerce) указывается, что он распространяется в отношении лиц, осуществляющих профессиональную коммерческую деятельность (Act applies to commerce for professional purposes). Не указывается при том, что следует понимать под «профессиональной» коммерческой деятельностью. В силу неопределенности Исландского законодательства в этом вопросе, следует отталкиваться от традиционного понимания слова «профессионал» и понимать профессиональную коммерческую деятельность, как деятельность, связанную с переходом прав на движимое имущество, осуществляемая её субъектами с целью систематического, постоянного извлечения прибыли.
Необычно также, что 2 статья рассматриваемого Акта выделяет необычную формулировку о действии закона в пространстве: «лицо, желающее осуществлять коммерческую деятельность на территории Исландии и в её территориальных водах, обязано соблюдать нормы данного Акта и должны быть зарегистрированы в соответствующих реестрах, в соответствии с законодательством Исландии». Эта формулировка делает главный акцент на воле субъекта коммерческой деятельности, а не на распространении государственного суверенитета на территории или составе субъектов правоотношения, в связи с их правовой связью с государством, как это часто формулируется в Российском праве.
Согласно статье 4 рассматриваемого Акта, участниками коммерческих отношений могут быть только субъекты, зарегистрированные в соответствующем реестре - Реестре Фирм или Реестре Компаний с Ограниченной Ответственностью (Register of Firms or the Register of Limited Companies).
Говоря о перечне субъектов, следует отметить, что в Исландских законах фигурируют следующие понятия:
«общество» или «частная компания» с ограниченной ответственностью (Private Limited Company) - то есть компания, участники которой не несут ответственность по общим обязательствам компании[10];
«акционерные общества» или «публичные компании» с ограниченной ответственностью (Public Limited Company) - то есть компания, или ассоциация (association, в законе), объединяющая участников (associate), которые не несут ответственность по общим обязательствам компании[11];
Фонды, предназначенные для коммерческих целей (Foundations Engaging in Business Operation);
Интернациональные Торговые Компании (International Trading Companies);
Европейские Компании (European Companies);
Европейские Кооперативные Общества (European Cooperative Societies).
Важно отметить, что по результатам анализа правовых актов Исландии, не выявлено, что физические лица могут участвовать в коммерческой деятельности, подобно индивидуальным предпринимателям в праве России.
Согласно статье 4 Акта «о Частных Компаниях с Ограниченной Ответственностью» (Act respecting Private Limited Companies, No. 138/1994), учредители Компании обязаны разработать письменный устав и учредительный договор организации, являющийся одним документом (Memorandum), в котором будут указаны доли участников Компании. При том, Акт также устанавливает, какая информация обязательно включается в устав, в том числе, какие сведения об участниках Компании должны быть в него включены.
Согласно статье 9 рассматриваемого Акта, директорат (в одном лице - директор) Компании обязан, в срок до двух месяцев с даты подписания учредительного договора, подать заявку на регистрацию Компании в соответствующий орган. Компания не может быть зарегистрирована, если не уплачен уставный капитал, минимальный размер которого 500 тысяч Исландских Крон.
Похожие требования предъявляются к Акционерным обществам. Согласно Акту «об Акционерных Обществах» (Act respecting Public Limited Companies No. 2/1995), к ним предъявляются следующие требования - обязательное наличие устава и учредительного договора в форме единого документа, обязательная уплата уставного капитала до регистрации и другие. Отличным является размер уставного капитала - 4 миллиона Исландских Крон, и срок подачи заявления на регистрацию - 6 месяцев с даты подписания учредительного договора.
Исходя из обоих рассматриваемых Актов, ни одна незарегистрированная компания не может ни приобретать права, ни нести обязанности, ни защищать свои интересы в судах (ст. 10 Акта «о Частных Компаниях с Ограниченной Ответственностью», ст. 15 Акта «об Акционерных Обществах»).
Вышеуказанные субъекты являются участниками коммерческих отношений, главным видом которых является купля-продажа.
Купля-продажа в Коммерческом Праве Исландии. Говоря о главном виде правоотношений, регулируемых Коммерческим и Торговым Правом, об Исландии можно сказать следующее. Купля-продажа в Исландском праве не регулируется одним нормативным актом. К актам, регулирующим деятельность, связанную с обменом товаров, относятся, в первую очередь, Акт «о Купле-продаже Товаров» (Act No 50/2000 on Sale of Goods)[12], а также ряд других, менее основательных:
Акт о Безопасности Продукции и Государственном Контроле Рынка (Act on Product Safety and Official Market Control, No 134/1995);
Акт о Договорах Купли-продажи с Доставкой и Дистанционных Контрактах (Act No 46/2000 on Door-to-Door Sales and Distance Contracts);
Акт о Комиссионных Сделках по Купле-продаже (Act No 103/1992 respecting Commission Sales Transactions);
Акт об Электронной Коммерции и Оказании Электронных Услуг (Act on Electronic Commerce and other Electronic Services, No 30/2002) и множество других.
Положения Акта «о Купле-продаже Товаров», согласно его статье 1, распространяются во всех случаях возмездного обмена товарами, исключая недвижимое имущество и, когда иное вытекает из договора, установившейся практики между
сторонами, обычной деловой практики или других обычаев, которые должны рассматриваться как обязательные для сторон. То есть, так же, как и в Российском законодательстве, купля-продажа в Исландском праве не всегда служит систематическому извлечению прибыли.
Переход прав на вещь и риска гибели вещи, согласно статье 13 рассматриваемого Акта, осуществляется после передачи товара в том порядке, который предусмотрен контрактом или в соответствии со статьями 6 и 7 Акта. В соответствии с названными статьями, товар считается полученным, когда покупатель принял его у продавца, либо, когда продавец передал товар покупателю в определенном последним месте, если продавец обязался доставить этот товар, либо при иных условиях, указанных в законе.
В вопросах обязанности бережного хранения, статья 72 рассматриваемого Акта, устанавливает, что до того, как покупатель примет приобретенный товар у продавца, последний обязан бережно хранить его. Статья же 73 устанавливает, что покупатель, по каким-то причинам отказывающийся от товара и намеревающийся его вернуть, должен бережно хранить его до передачи продавцу, а в некоторых случаях, за счёт последнего.
Согласно статье 21, продавец несет ответственность за дефекты товара, возникшие как до его приобретения покупателем, так и после, если их возникновение обусловлено действиями или бездействиями продавца.
В целом, можно сказать, что Акт «о Купле-продаже Товаров» является довольно полным источником, для целей регулирования отношений с возмездным переходом прав на имущество. Также, Актом предусмотрено множество оснований для привлечения к ответственности продавца в связи с неосуществлением его обязанностей.
Разрешение Коммерческих Споров. Вопрос разрешения коммерческих и иных споров, возникающих из материальных требований, посредством судебной процедуры урегулирован в законодательстве Исландии, в отличие от претензионного порядка.
Устройство судебной системы устанавливается и регулируется Актом «о Судебной Системе» (Act on the Judiciary No. 15, 25 March 1998) [5]. Для разрешения любых дел в Исландии существует всего две инстанции - районные суды и Верховный Суд.
Судами первой инстанции для коммерческих споров являются районные суды. Как было отмечено ранее, порядок производства в этих судах таков, что дела из торговых правоотношений рассматриваются судьей с участием двух «знатоков» торгового дела. Решение судьи не будет являются решающим, когда оно не сходится с общим решением «знатоков».
Судом второй и, по совместительству, высшей инстанции, выступает Верховный Суд. В нём дела рассматриваются соответствующей коллегией судей.
Срок исковой давности достаточно ясно указан в статье 2 Акта «о сроках исковой давности» (Act No. 150/2007 on the limitation periods for claims) [13]. Исчисление сроков начинается, когда:
кредитор впервые получил право исполнения своих прав должником, при неисполнении прав последним;
для исков, связанных с нарушением договора, срок исковой давности отсчитывается с даты нарушения условий договора;
в случаях, когда в соответствии с договором, его можно расторгнуть до его исполнения, при том, что должник не исполняет обязательства по договору, датой начала срока исковой давности является день, в который кредитор уведомил должника о расторжении договора или требовал ускорения его исполнения;
в случае, упомянутом выше, начало срока может течь с момента первой выплаты должнику, дата которой установлена договором;
в случае, когда продавец, или предыдущий продавец (тот, который продал товар продавцу. Например, производитель), обязался исправить недостатки в связи с качеством товара, но по каким-либо причинам их не исполняет, датой отчета срока исковой давности является день, когда продавец уведомил покупателя и принятии на себя такого обязательства. Так же и с оказанием услуг.
Согласно статье 3 рассматриваемого акта, для требований, перечисленных выше, срок исковой давности устанавливается длительностью в 4 года.
Исландское законодательство допускает и восстановление сроков исковой давности. Так, в соответствии со статьей 10 рассматриваемого Акта, в случаях, когда срок пропущен, а кредитор не знал или не мог знать, был введен в заблуждение об исполнении его права, он вправе, с момента, когда он о том узнал, в течении одного года обратиться в суд.
Однако, срок исковой давности не может быть восстановлен после десяти лет с момента возникновения права на обращение в суд, в соответствии с той же 10 статьей.
Точно нельзя сказать, известен ли Исландскому законодательству институт претензий, однако, в древних обычаях, его образ упоминается [3].
Важно отметить, что в Исландии «профессионального арбитража и медиации для разрешения незначительных претензий»[4]. Для разрешения коммерческих споров не обязательно обращаться в районный суд. Особенно, если речь идёт о споре с значительной ценой иска.
Торгово-Промышленная Палата Исландии (The Iceland Chamber of Commerce) имеет в своей организации арбитражный суд, который, помимо разрешения коммерческих споров, осуществляет и процедуры медиации на основании Устава арбитражного суда Торгово-Промышленной Палаты. Этот Суд носит, также, название Северный Арбитражный Центр (Nordic Arbitration Centre) [4].
Заключение. Исландия является государством с необычной, с точки зрения формирования государства и права, историей. Сложившаяся в Исландии правовая система хоть и относится теоретиками права к Континентальной Правовой Семье, на деле очень индивидуальна. В первую очередь, её индивидуальность обусловлена исторической территориальной изолированностью островного государства от Европы, что сказалось на ходе его истории и участии в мировой экономике, сохранении значительной роли обычая в регулировании правоотношений.
Источники большинства различных отраслей права (коммерческое, гражданское, трудовое, право социального обеспечения, банковское и другие отрасли права) Исландии не кодифицируются, а по своей структуре, отличаются от нормативных правовых актов в континентальных правовых системах.
Коммерческое Право Исландии, так же, как и большинство иных отраслей этой системы, не кодифицировано и состоит из множества актов, которые, помимо основной своей задачи (регулирования коммерческих отношений), дополняют друг друга, ратифицируют нормы международных соглашений и конвенций, резолюций и соглашений Евросоюза.
Огромным недостатком этой системы является «бедность» понятийного аппарата и его неконкретность. В Актах, регулирующих учреждение, деятельность, ликвидацию некоторых организационно-правовых форм осуществления коммерческой деятельности, чем является частная компания или акционерное общество, в Акте «о Профессиональной Коммерции», понятия содержатся лишь в нескольких статьях, когда в Российском праве для используемых в законах понятий, иногда, выделен целый раздел, либо понятия содержаться в статьях, посвященных регулированию каких-либо отношений (в начале главы, как правило). Вероятно, это недостаток обусловлен наличием в Исландской правовой системе развитой системы обычаев, закрепленных в некоторых нормативно-правовых актах, таких как «Грагас», а также не востребованностью таких элементов.
Относительно подробно урегулирована деятельность частных компаний и акционерных обществ с ограниченной ответственностью, порядок их регистрации. Хотя, эти организационно-правовые формы не являются единственными для Исландского Коммерческого права, их возникновение, ликвидация и деятельность урегулированы довольно полно, в отличие от Европейских Компаний. Это обусловлено тем, что эти две организационно-правовые формы устанавливаются национальным законодательством, когда, в случае, например, с Европейскими Компаниями, можно сослаться на ратифицированную резолюцию. В свою очередь, этой правовой системе, по всей видимости, не знакомо понятие «индивидуальный предприниматель», как организационно-правовая форма субъекта коммерческой деятельности.
Достаточно полно, теоретически, урегулированы отношения покупателей и продавцов. Нормы, посвященные переходу прав на вещи, риска гибели вещи аналогичны Российскому законодательству, однако, не достаточно полно урегулирован момент
передачи товара от покупателя продавцу. Вероятно, этот вопрос оставлен на регулирование исполнительными органами и судами, а также обычаям.
Коммерческие споры в Исландии разрешаются как государственной системой судов, с районным судом, в качестве первой инстанции, и Верховным Судом, в качестве высшей инстанции, так и негосударственным коммерческим арбитражем. Кроме того, сроки давности по исковым требованиям из имущественных претензий в Исландии несколько дольше чем в России.
В целом, можно сказать, что Исландское Коммерческое право - это нетипичная для Континентальных правовых систем, к которым её традиционно относят теоретики права, отрасль права, регулирующая коммерческую деятельность в Исландии на столько, на сколько это, вероятно, требуется. Резко заметны некоторые отличия этой системы от Российского права, которые можно воспринимать как её недостатки - это слабый понятийный аппарат законодательства и отсутствие кодифицированных источников. В свою очередь, характерной особенностью Исландского права является роль обычаев, их гармонизация с нормами закона.
Пристатейный библиографический список:
1. Хьяульмарссон Йоун Р. История Исландии. Перевод: А.А. Столяров. М.: «Весь Мир», 2003. — C. 18.
2. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. Под ред. Сухарева А.Я. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2003 - С. 308-309.
3. Кочерин А.А. «Становление Исландского права на примере средневековых правовых актов». Журнал: Социология и право. СПбУТУиЭ, Санкт-Петербург. 2014 год // [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый https://cyberleninka.ru/publisher/n/chastnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-vysshego-obrazovaniya-sankt-peterburgskiy-universitet-tehnologiy-upravleniya-i-ekonomiki (дата обращения: 18.03.2021).
4. Коровяковский Д.Г. «Система альтернативных способов разрешения споров в Исландии (ADR в Исландии)». Журнал: Юридическая наука. «Русайнс», Москва. 2017 год // [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-alternativnyh-sposobov-razresheniya-sporov-v-islandii-adr-v-islandii (дата обращения: 18.03.2021).
5. Акт «о Судебной Системе» (Act on the Judiciary No. 15, 25 March 1998) // [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый https://www.government.is/publications/legislation/lex/2018/01/08/Act-on-the-Judiciary-No.-15-1998/ (Дата обращения: 23.03.2021).
6. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый https://www.government.is/publications/legislation/ (дата обращения: 23.03.2021).
7. Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебник. Отв. ред. проф. А. С. Комаров, проф. А. А. Костин и др.: Общая часть. - Москва: Статут, 2019 - стр. 33.
8. Акт «о Собственности и Использовании Недвижимого Имущества» (Act on the Right of Ownership and Use of Real Property No. 19 of 6th April 1966, with subsequent amendments up to 1st August 2020) // [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый https://www.government.is/publications/legislation/lex/2021/02/16/Act-on-the-Right-of-0wnership-and-Use-of-Real-Property-No .-19-1966/ (Дата обращения: 23.03.2021).
9. Акт «о Профессиональной Коммерции» (Act No 28/1998 respecting Professional Commerce) // [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый https://www.government.is/publications/legislation/lex/2018/02/01/Merchants-and-Trade-Act-No-28-1998-respecting-Professional-Commerce/ (Дата обращения: 23.03.2021).
10. Акт «о Частных Компаниях с Ограниченной Ответственностью» (Act respecting Private Limited Companies, No. 138/1994) - Art. 1 // [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый https://www.government.is/publications/legislation/lex/2018/02/06/Act-No.-138-1994-respecting-Private-Limited-Companies-as-amended-up-to-1-May-2011-amendments-as-from-Act-43-2008-indicated/ (Дата обращения: 23.03.2021).
11. Акт «об Акционерных Обществах» (Act respecting Public Limited Companies No. 2/1995) - Art. 1 // [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый https://www.government.is/publications/legislation/lex/2018/01/25/ACT-respecting-Public-Limited-Companies-No.-2-1995-as-amended-up-to-1-May-2011-amendments-as-from-Act-43-2008-indicated/ (Дата обращения: 23.03.2021).
12. Акт «о Купле-продаже Товаров» (Act No 50/2000 on Sale of Goods) // [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый https://www.government.is/publications/legislation/lex/2018/02/14/Merchants-and-Trade-Act-No-50-2000-on-the-Sale-of-Goods-in-English-Translation/ (Дата обращения: 26.03.2021).
13. Акт «о сроках исковой давности» (Act No. 150/2007 on the limitation periods for claims) // [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый https://www.government.is/publications/legislation/lex/2018/02/14/Act-No.-150-2007-on-the-limitation-periods-for-claims/ (Дата обращения: 26.03.2021).
Для цитирования: Нукуева К.М. Договор морского страхования по законодательству королевства Дании // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 49-51.
Нукуева К.М.
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, Кафедра Международного и морского права
Студент магистратской подготовки
ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
КОРОЛЕВСТВА ДАНИИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к морскому страхованию, а именно к морскому страхованию по законодательству Королевства Дании. Были исследованы разные действующие законодательные акты Королевства Дании, которые регламентируют морское страхование, а именно Danish Merchant Sipping act, Danish Insurance Contract act, Nordic Plan и т.д. В дополнение к этому автор рассматривает пункты договора морского страхования такие как объект страхования, страховой случай, риски, страховая стоимость и т.д.
Ключевые слова. Морское страхование, законодательные акты, Королевство Дания, объект страхования, страховой случай, страховая стоимость, риски.
MARITIME INSURANCE UNDER THE LAW OF THE DENMARK
Abstract. This article discusses issues related to marine insurance, specifically related to marine insurance under the law of the Kingdom of Denmark. Various current legislative acts of the Kingdom of Denmark, which regulate marine insurance, were investigated, namely the Danish Merchant Sipping act, Danish Insurance Contract act, Nordic Plan, etc. In addition to this, the author considers the clauses of the marine insurance contract, such as the object of insurance, insured event, risks, insured value, etc.
Keywords. Marine insurance, legislative acts, Kingdom of Denmark, object of insurance, insured event, insured value, risks.
Мореплавание всегда было связано с многочисленными случайностями и опасностями и степень рисков в этой сфере весьма высока. Именно это обстоятельство предопределило выделение морского страхования в отдельный институт права.
В период европейского Ренессанса морское страхование возродилось в процветающих торговых городах Италии и Испании. Отсюда система распространилась по великим торговым путям в Северную Европу, где идея морского страхования была адаптирована купцами в Ганзейском торговом союзе уже в XIII-XIV вв. В Северной Европе ломбардийские купцы и менялы Лондона заложили основы морского страхового дела. Однако со временем в Скандинавии выработалось и до сих пор действует собственная модель морского страхования, которые заложили купцы Ганзы. Первые компании морского страхования Скандинавии были созданы в Дании и Швеции в конце XVIII в.
В настоящее время морское страхование в Дании регламентировано следующими международными и национальными актами:
• Danish Merchant Shipping Act (Закон «О торговом судоходстве») 1994 года (с
изменениями 2014 г.);
• Danish Insurance Contract Act (Закон о датских договорах страхования);
• Marine insurance convention 1932;
• Конвенция ООН по морскому праву 1982 года;
• Nordic Plan.
Согласно Закону о датских договорах страхования морское страхование означает страхование от опасностей, которым подвергаются интересы застрахованного во время морской перевозки.
В соответствии с главой 7 разделом 153 закона о торговом судоходстве Дании владелец судна, плавающего под датским флагом и имеющего валовой тоннаж 300 или более, должен иметь страховку, покрывающую морские требования. Такое судно не может эксплуатироваться, если оно не имеет сертификата, подтверждающего факт его страхования. Такой сертификат должен храниться на борту судна и предъявляться по просьбе властей. Это же правило применяется к судну, не плавающему под датским флагом, осуществляющему заход и выход из датского порта, погрузку и разгрузку в