УДК 343.98
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С БАНКОВСКОГО СЧЕТА, В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
И/ИЛИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА
А.В. Маилян
На основе научного инструментария учения о криминалистической характеристике преступлений рассмотрены вопросы формирования криминалистической характеристики хищений, совершенных с банковского счета, в отношении электронных денежных средств и/или с помощью электронных средств платежа. Автор проанализировал позиции исследователей, ранее исследовавших аналогичные или смежные проблемы, что позволило уточнить структуру данной криминалистической научной категории.
Ключевые слова: криминалистическая характеристика преступлений, криминалистическая категория, элементы криминалистической характеристики преступлений, система, средства платежа, электронные платежные системы
Одним из базовых элементов частных криминалистических методик, выступающих комплексами разработанных с учетом научного инструментария криминалистики и судебно-следственной практики [1, с. 17 - 23] методико-криминалистических рекомендаций по повышению результативности расследования различных видов и групп преступлений [2, с. 50 - 53; 3, с. 23 -35], традиционно выступает криминалистическая характеристика преступлений.
Подавляющее большинство исследователей признают данную научную криминалистическую категорию и ее существенную роль как в теории криминалистики, так и в правоприменительной деятельности по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений [4, с. 44]. Имевший место в криминалистической науке на рубеже веков кризис концепции криминалистической характеристики преступлений [5, с. 223] позволил осознать ошибки и недочеты в ее разработке (во многом касавшиеся экстенсивного варианта ее формирования, снижающего ее теоретическую и практическую значимость), а также наметить направления по ее дальнейшему развитию.
Существует множество определений понятия криминалистической характеристики преступлений. Не вдаваясь в глубокий анализ различных научных точек зрения по существу дефиниции указанной криминалистической научной категории, поскольку наше исследование затрагивает вопросы теоретико-прикладного характера, связанные с исследованием криминалистических аспектов определенной группы преступлений, констатируем, что, в целом, под криминалистической характеристикой преступлений понимается система криминалистически значимых элементов определенной группы преступлений. Системный характер криминалистической характеристике преступлений придает не только структура ее элементов, но и
120
наличие между нами определенных взаимосвязей, соотношений, указывающих на различную степень зависимостей составляющих одних элементов по отношению к другим [6, с. 31 - 35].
В литературе зачастую говорится, что основная роль криминалистической характеристики преступлений заключается в использовании содержания криминалистически значимых элементов, а также взаимосвязей между ними, для построения криминалистических (следственных) версий [7, с. 92]. Не умаляя значимости криминалистических версий в расследовании преступлений, отметим, что этим не исчерпывается роль криминалистической характеристики в расследовании преступлений. Мы солидаризируемся с позицией А.Ю. Головина о том, что «содержание криминалистической характеристики ... преступления позволяет более точно оценивать ситуации, возникающие на этапе предварительной проверки материалов, первоначальном и последующем этапах расследования преступлений, разрабатывать и выдвигать криминалистические версии, использовать более эффективные тактические приемы расследования» [6, с. 31 -35]. Помимо диагностики следственных ситуаций, присущих различным этапам расследования, формулирования и проверки криминалистических версий и выполнения отдельных следственных действий, роль криминалистической характеристики может проявляться в установлении психологического контакта и изучении личности различных субъектов, проходящих по уголовным делам о преступлениях соответствующей категории, в осуществления мер по криминалистическому предупреждению преступлений, а также в использовании ее потенциала не только в стадии досудебного производства, но и на судебных стадиях.
Как известно, элементы криминалистической характеристики преступлений образуют стройную структуру, перечень которых, несмотря на признание некоторых из них в качестве обязательных и даже системообразующих, не является общепризнанным ни на уровне универсальной модели криминалистической характеристики преступлений, согласно концепции о криминалистической характеристике преступлений (независимо от вида конкретных преступных посягательств), ни на уровне отдельных частных криминалистических методик. Данное явление объясняется отсутствием завершенности самой концепции криминалистической характеристики преступлений, различием в научных позициях представителей альтернативных криминалистических школ и направлений, а также формирующимся характером различных частных криминалистических методик.
Выявлению содержания указанных элементов, обладающих отчетливой криминалистически значимой спецификой, а тем более - взаимосвязей между ними, должен в обязательном порядке предшествовать добротный анализ репрезентативной эмпирической базы, прежде всего в виде материалов уголовных дел о расследованных и рассмотренных судом преступлений соответствующей группы, а также иных результатов практической
деятельности в данной сфере (статистических данных, анкетирования и интервьюирования следователей, оперативных уполномоченных, судей; опубликованной судебной практики и др.). Отметим, что наиболее информативными источниками для разработки криминалистической характеристики преступлений выступают именно уголовные дела, не только завершенные производством в стадии предварительного расследования, но и по которым разрешен основной вопрос по делу: то есть вынесен обвинительный или оправдательный приговор, либо дело прекращено по реабилитирующим основаниям. Не умаляя значимости исследования дел, завершенных производством, отметим, что именно рассмотренные судом материалы наиболее отчетливо позволяют увидеть сильные и слабые стороны расследования, добротно собранную доказательственную базу, либо, напротив, типичные ошибки (тактические, стратегические) и упущения следствия, в том числе, те, что не могут быть восполнены в суде. Недостатки следствия в формировании прочной системы доказательств активно и закономерно используются подсудимыми и их защитниками для защиты от уголовного преследования, что с максимальной полнотой проявляется на этапе судебного следствия.
Рассматриваемая нами группа хищений подпадает под признаки преступлений, предусмотренных: п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств), ст. 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа). Остальные классические формы хищений (грабеж, разбой, присвоение и растрата) встречаются в следственно-судебной практике применительно к указанному специфическому предмету преступного посягательства (электронные деньги, электронные платежные средства и системы) весьма редко. К примеру, грабеж или разбой, в результате которых похищаются различные личные вещи, в которых оказывается банковская карта либо телефон, содержащий установленное электронное приложение «Сбербанк онлайн» либо иных финансовых организаций, сам по себе еще не означает обязательное хищение денежных средств, находящихся на банковском счете пострадавшего, но может являться подготовительными действиями по отношению к краже или мошенничеству денежных средств, совершенных с помощью специального электронного оборудования. Вместе с тем, указанной разновидности кражи или мошенничества может и не произойти, если субъекты преступлений не обладают достаточными навыками в сфере обналичивания денежных средств или не смогли выудить у держателей карт недостающую информацию, пострадавшие не оставили рядом с картой данных о ее «ключах» (что, к сожалению, до сих пор встречается весьма часто в практике), либо карта оказалась своевременно заблокированной и т.д.
Итак, общность названных видов преступных посягательств проявляется в том, что предметом и средством совершения этих деяний являются такие атрибуты формирующегося под влиянием научно-технического прогресса постиндустриального, информационного общества [8, с. 3-8], как электронные
денежные средства, электронные средства платежа, электронные платежные системы. Хищение с банковского счета, хотя и не содержит прямого указания на это, также преимущественно происходит в отношении денежных средств, находящихся на счете, к которому привязана банковская карта. Изначально предназначенные для удобства обращения в электронных платежных системах, именно банковские карты и их реквизиты зачастую выступают средствами совершения данных деяний.
В специальной криминалистической литературе имеются различные варианты построения криминалистической характеристики рассматриваемой нами группы деяний, разумеется, с учетом действовавшего в соответствующий период законодательства, время от времени вносящего коррективы в наименование и содержание указанных норм.
По мнению И.М. Мишиной, криминалистическая характеристика мошенничества, совершенного с использованием банковских карт, предусматривает следующие элементы: типичные следственные ситуации (характер исходных данных, обстоятельства обнаружения преступления); сведения о банковской карте как основном средстве совершения преступления (характеристики и технологии защиты банковских карт, порядок пользования и обращения с ними, документов, регламентирующих этот порядок); типичные способы подготовки, совершения и сокрытия преступлений; типичные следы преступной деятельности, механизм их образования и фиксации; обстановка преступления; особенности личности преступника [9, с. 54].
М.Н. Филиппов предлагает следующую структуру криминалистической характеристики краж и мошенничеств, совершенных с использованием банковских карт и их реквизитов: способ преступления; механизм следообразования; предмет преступного посягательства; обстановка преступления; личность лица, совершившего преступления [10, с. 12].
Ю.Б. Имаева излагает нескольку иную структуру криминалистической характеристики хищений, совершенных с использованием кредитных или расчетных карт, включающую криминалистически значимые данные о: способах подготовки, совершения и сокрытия преступлений; предмете и обстановке совершения хищения; личности преступника и потерпевшего (держателя карты); механизме следообразования; обстоятельствах, способствовавших совершению преступления [11, с. 22].
Проанализируем элементы названной научной криминалистической категории, согласно представленным авторским структурам. Итак, все исследователи закономерно признают в качестве одного из основных элементов криминалистической характеристики преступлений рассматриваемой группы типичные способы их совершения, понимая под ними систему действий по приготовлению, совершению и сокрытию преступлений в соответствии с концептуальными положениями одноименного криминалистического учения.
Также наблюдается единство в выделении таких элементов, как особенности механизма следообразования (типичные следы преступной деятельности), особенности личности лица, совершившего данные деяния,
обстановки преступления. При этом, характеризуя обстановку совершения преступления, исследователи вкладывают в ее содержание неодинаковый объем информации. Помимо типичного места и времени совершения преступлений, одни авторы вкладывают в содержание указанного термина также иные условия (обстоятельства), способствующие совершению преступления, другие рассматривают его в качестве самостоятельного элемента. На наш взгляд, понятие «обстановка совершения преступления» и «обстоятельства, способствовавшие совершению преступления» соотносятся как общее и частное, поэтому нет необходимости в выделении такого самостоятельного элемента как обстоятельства, способствующие совершению преступления.
Как видно из предложенных структур, не все исследователи считают целесообразным выделять такой элемент, как особенности личности потерпевшего. Между тем, полагаем, что на выбор злоумышленниками тех или иных способов совершения деяния существенно влияют особенности личности потерпевшего, прежде всего, степень его виктимизации, наличие социально значимых отношений с субъектами преступлений и др.
Признавая значимость предмета преступного посягательства, которыми, прежде всего, выступают денежные средства, находящиеся на банковских счетах, а также циркулирующие в платежных системах в порядке выполнения различных обязательств, без открытия специального счета и т.д., некоторыми исследователями недооценивается значимость исследования орудий и средств совершения преступления, а именно платежных средств и систем, банковских карт. Между тем, несмотря на то, что электронные системы осуществляют расчет автоматически, по единой технологии, мы солидаризируемся с точкой зрения Н.В. Олиндер о том, что существуют особенности, связанные со спецификой работы отдельных платежных систем [12, с. 133]. Более того, выделение рассматриваемой нами группы хищений осуществлено именно в связи с использованием субъектами указанных орудий и средств преступления. Поэтому, они заслуживают внимания и требуют рассмотрения в качестве самостоятельного элемента криминалистической характеристики этих посягательств.
Что касается включения в структуру криминалистической характеристики рассматриваемых деяний типичных следственных ситуаций, а также характера исходных данных и обстоятельств обнаружения преступления (И.М. Мишина), то мы солидарны с результатами научной полемики, состоявшейся еще в конце прошлого века, итогом которой явилось преобладание позиции о рассмотрении следственной ситуации не в качестве элемента криминалистической характеристики преступлений, а в качестве самостоятельного элемента частной криминалистической методики. Как и особенности обстоятельств, подлежащих доказыванию, типичные исходные следственные ситуации, а также обстоятельства обнаружения преступления, особенности возбуждения уголовного дела, не относятся к ретроспективной модели совершенного преступления, а выступают криминалистическими
средствами реагирования на преступные посягательства, обеспечения всестороннего и полного расследования преступлений.
Подводя общий итог, констатируем, что криминалистическая характеристика хищений, совершенных с банковского счета, в отношении электронных денежных средств и/или с помощью электронных средств платежа включает следующие структурные элементы: особенности способов приготовления, совершения и сокрытия преступлений; особенности орудий и средств совершения преступлений (электронных платежных систем и средств и др.); особенности предмета преступного посягательства; особенности оставляемых следов; особенности личности лица, совершившего преступление, и потерпевшего.
Список литературы
1. Варданян А.В., Айвазова О.В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-2. С. 17-23.
2. Головин А.Ю. Совершенствование структуры частных криминалистических методик расследования отдельных видов преступлений // Криминалистические чтения на Байкале - 2015: материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» Восточно-Сибирский филиал; отв. ред. Д. А. Степаненко. 2015. С. 50-53.
3. Варданян А.В., Грибунов, О.П. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2017. № 2 (81). С. 23-35.
4. Головин А. Ю. Криминалистическая характеристика преступлений как категория современной криминалистики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 1, ч. 2. Тула, 2012. С. 44.
5. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2000. С. 223.
6. Головин А.Ю. К вопросу межэлементных связей в криминалистической характеристике преступления // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России. 2018. С. 31-35.
7. Колесниченко А. Н., Коновалова, В. Е. Криминалистическая характеристика преступлений. Харьков, 1985. С 92.
8. Варданян А.В. Влияние научно-технического прогресса на модернизацию общетеоретических положений криминалистики // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики. Сборник материалов
Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2019. С. 3-8.
9. Мишина И.М. Расследование мошенничества, совершенного с использованием банковских карт: криминалистические и уголовно-процессуальный аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 54.
10. Филиппов М.Н. Особенности расследования краж и мошенничеств, совершенных с использованием банковских карт и их реквизитов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 12.
11. Имаева Ю.Б. Особенности расследования хищений, совершенных с использованием кредитных и расчетных карт: дис. .канд. юрид. наук. Уфа, 2015. С. 22.
12. Олиндер Н.В. Криминалистическая характеристика электронных платежных средств и систем // Lex Russica (Русский закон). № 10. Том 107, октябрь 2015. С. 133.
Маилян Ани Варужановна, адъюнкт, [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Россия, Ростовский юридический институт МВД России
GENERAL PROVISIONS OF THE FORENSIC CHARACTERISTICS OF THEFTS COMMITTED FROM A BANK ACCOUNT IN RELATION TO ELECTRONIC MONEY MEANS AND / OR BY MEANS OF ELECTRONIC MEANS OF PAYMENT
A.V. Mayilyan
In the article, based on the scientific tools of the doctrine of forensic characteristics of crimes, the issues of forming the forensic characteristics of theft committed from a Bank account, in relation to electronic money and/or using electronic means of payment are considered. The author analyzed the positions of researchers who have previously studied similar or related problems, which allowed us to clarify the structure of this forensic scientific category
Key words: forensic characteristics of crimes, forensic category, elements of forensic characteristics of crimes, system, means of payment, electronic payment systems
Mayilyan Ani Varuzhanovna, Adjunct, 20301103 amail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Russia, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia