ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ_
Н. В. Олиндер*
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СРЕДСТВ И СИСТЕМ
Аннотация. В статье дана развернутая характеристика электронных платежных систем как элемента криминалистической характеристики преступлений, совершенных с использованием электронных платежных средств и систем. Приведены статистические данные оборота электронных платежей; количества преступлений, совершенных с использованием электронных платежных средств и систем; ущерба от них. Выделены и проанализированы особенности оборота электронных платежных средств; внутреннее содержание электронных платежных систем; сходство и отличие от расчетов в банковской сфере. Проведен анализ российского законодательства (в частности Закона «О национальной платежной системе») для определения понятия электронного платежного средства и электронной платежной системы. Сформулировано определение электронной наличности (как записи, юридически свидетельствующей о взаимных денежных обязательствах субъектов платежных систем) и электронной платежной системы (как юридического лица, являющегося самостоятельным участником расчетных отношений, наделенного особым правовым статусом, осуществляющего аккумуляцию, распределение и перераспределение электронных платежных средств от имени клиентов на основании заключенного договора и (или) операции по вводу и выводу денежных средств посредством специального программного комплекса, компоненты которого выполняются на серверах сети Интернет и конечном сетевом оборудовании пользователя). Предпринята попытка анализа «биткоинов», получивших широкое распространение в мире, несмотря на запрет во многих странах, и их оборота. Перечислены наиболее распространенные электронные платежные системы в Российской Федерации. Предпринята попытка определения минимального и максимального объема информации (сведений) о платежных системах, востребованной для расследования преступлений, совершенных с использованием электронных платежных средств и систем. Информация об электронной системе как предмете преступного посягательства сопоставлена с информацией о работе таких систем. Указано на необходимость уделить особое внимание соблюдению требований уголовно-процессуального законодательства о получении данных о платежных электронных системах и электронных платежных средствах в ходе специально предназначенных для этого следственных действий — осмотра места происшествия, обыска, выемки и т.п.
Ключевые слова: криминалистическая характеристика; электронные платежные средства; электронные платежные системы; биткоины; расследование преступлений, совершенных с использованием электронных платежных средств и систем.
DOI: 10.17803/1729-5920.2015.107.10.128-138
© Олиндер Нина Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры
уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета.
443041, Россия г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1.
Криминалистическая характеристика любого вида преступлений представляет собой систему криминалистически значимых сведений, полученных в результате специальных научных исследований, которая является основополагающим структурным элементом методики расследования преступлений и способствует их раскрытию, расследованию и предупреждению. Общепринято в качестве структурных элементов криминалистической характеристики выделяют: сведения о предмете преступления; событие преступления (время, место и другие обстоятельства совершения преступления); сведения о типичных способах неправомерного использования платежных средств и систем; сведения о типичных чертах личности преступника и составе преступной группы; сведения об особенностях следообразования; иные обстоятельства (например, сведения о потерпевшем; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого; характер и размер ущерба; причины и условия, способствовавшие совершению преступления).
Одним из первых элементов криминалистической характеристики является информация о предмете преступного посягательства, в рассматриваемых преступлениях — сведения об электронной платежной системе и электронных платежных средствах: о системе электронных платежей; ее организационно-правовой структуре; порядке осуществления расчетов и обмена средств учета в системе; порядке регистрации и использования электронного кошелька; об обороте средств и т.д. При этом большое значение имеет наличие или отсутствие возможности обмена электронных аналогов денежных средств на такие аналоги в других электронных платежных системах. Для получения полного объема информации о платежной системе проанализируем особенности оборота электронных платежных средств и внутреннее содержание систем.
Возрастающий интерес к электронным платежным средствам объясняется значительным ростом объема рынка электронных платежей, что связано с внедрением вычислительной техники и информационных технологий практически во все сферы деятельности. Использование вычислительной техники в экономических отношениях было постепенным и привело сначала к применению электронных вычислительных машин для оптимизации расчетных операций, а в дальнейшем к появлению самостоятельных видов расчетов с использованием электронных платежных средств. Электронные платежные средства выполняют функцию средства платежа, однако
не всегда защищены в правовом, социальном, экономическом и иных аспектах.
На первом этапе внедрения электронных платежных систем в экономические отношения основными проблемами являлись техническая сторона автоматизации расчетных операций, механизм использования средств электронной вычислительной техники, процедура защиты информации и технологии кодирования. С развитием информационных технологий успешно решались технические проблемы, в то время как правовые оставались нерешенными.
На сегодняшний день электронные платежные средства стали привычным инструментом ведения бизнеса, их используют организации, а также физические лица. Объем этого рынка в 2008 г. оценивался в 40—45 млрд долл. Из них на услуги связи, коммунальные платежи и возврат потребительских кредитов (погашаемых через третье лицо) пришлось соответственно 18, 14 и 15 млрд. Ежегодный рост данного рынка составляет 15—20%1. В 2009 г. объем потребительских онлайн-сделок увеличился на 8,8% и достиг отметки в 2,4 млрд долл., в 2010 г. количество электронных сделок выросло на 2,6% (до 18,3 млрд долл.)2. Одно из основных мест занимали платежи, совершенные при помощи мобильных телефонов (мировой объем операций, совершенных при помощи мобильных телефонов, в 2011 г. составил 105,9 млрд долл., в 2012 г. — 171,5 млрд долл.)3.
По данным, представленным национальной платежно-дисконтной системой Рпсе1гее, объем электронной коммерции в России в 2013 г. достиг 13 млрд долл., рост по сравнению с 2012 г. составил около 35%. При этом наибольшее количество средств, свыше 46%, россияне тратят на технологические продукты и электронику. На втором месте стоит одежда и обувь (15%). На третьем (10%) — запчасти для автомобилей. Среднестатистический россиянин тратит в Интернете порядка 75 долл. в год, а активные пользователи — до 4 500 долл. На конец 2013 г. порядка 7,2 млн человек в РФ использовали электронные кошельки для платежей и взаимных расчетов. В этом сегменте свыше 85% рынка контролируется тремя крупнейшими игроками: «Яндекс. Деньги», и ШеЬМопеу. Объем рынка кошельков можно оценить в 4,5 млрд долл. с перспективой дву-
1 По данным статистических отчетов электронных платежных систем «Яндекс. Деньги», WebMoney, PayCash, E-Gold.
2 Электронные кошельки используются всё активнее // Сетевой ресурс E-MoneyNews 13.04.2011. URL: http:// www.e-moneynews.ru/elektronnye-koshelki-aktivnost.
3 Gartner: в 2012 г. мировой рынок мобильных платежей вырастет // Сетевой ресурс Moneynews.ru. 18.07.2013. URL: http://www.moneynews.ru/News/16399 -2013.
кратного увеличения к началу 2015 г. Объем рынка электронных платежей в России в 2013 г. вышел на рубеж в 70 млрд долл. Наибольшая часть этого объема (приблизительно 60%) обрабатывается терминалами, число которых в России приближается к 500 тыс.4
Исследование, проведенное компанией Analytic Research Group, показывает, что за последние 6 лет наблюдается устойчивая тенденция роста объема платежей, совершенных через сеть Интернет, так, в 2013 г. рост составил 36,7%, величина показателя в общем объеме платежей — 57,9%5.
Прогнозы рынка электронных платежей на 2014 г. были следующие: рост объема электронной коммерции до 15 млрд долл. (с 13 млрд долл. в 2013 г.), а рынок электронных кошельков — с 4,5 млрд долл. в 2013 г. до 5,3 млрд долл. в текущем году6.
Для определения общественной опасности от преступлений, совершенных с использованием электронных платежных средств и систем, необходимо использовать оценочный подход. В научной литературе можно выделить общее мнение, которое совпадает в том, что количество преступлений, объектом которых выступают электронные платежи, растет. О степени общественной опасности рассматриваемых преступлений как в России, так и за ее пределами свидетельствует то, что в настоящее время продолжают расти ущерб, причиненный такими преступлениями7.
Согласно сведениям, представленным в докладе Центра ФБР США по борьбе с преступлениями в сети Интернет, совокупный доход только от преступлений, связанных с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в 2006 г. составил 198,4 млн долл., что на 15,3% больше, чем в 2005 г. При этом официально было зарегистрировано 207 тыс. заявлений от потерпевших, где наличествует такой предмет преступного посягательства8. В 2008 г. на территории России было возбуж-
4 Айриян С. Рынок электронных платежей. Основные тенденции и итоги 2013 года // Сетевой ресурс FutureBanking. 04.02.2014 (дата обращения: 03.08.2014).
5 Развитие рынка электронных платежей в России // Сетевой ресурс Analyticgroup.ru. 25.02.2014. URL: http:// www.analyticgroup.ru/news/48 (дата обращения:03.08.2014).
6 Объем рынка электронных платежей в 2014 г. может достичь $ 90 млрд // URL: http://citforum.ru/news/32181/ (дата обращения: 03.08.2014).
7 Вехов В. Б. Основы криминалистического учения об исследовании и использовании компьютерной информации и средств ее обработки : монография. Волгоград : ВА МВД России, 2008. С. 9—11.
8 Левашова Ю. FBI — статистика интернет-преступности
в 2006 году // Официальный сайт Запорожского центра ис-
следования организованной преступности [12.08.2008].
URL: http//www.crime-research.ru/news/3390.
дено более 5,5 тыс. уголовных дел, связанных с незаконной деятельностью в сфере информационных технологий. Это более чем на 20% превышает уровень 2007 г. К примеру, только в январе — мае 2009 г. органы внутренних дел еженедельно возбуждали от 50 до 100 уголовных дел. За шесть месяцев 2009 г. было зарегистрировано 11 333 преступлений9.
В 2013 г. всего зарегистрировано 61 393 преступления экономической направленности, из них в Москве более 3 567; в Республике Адыгея, Красноярском крае, Свердловской области, Омской области — 2 678—3 567; в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Самарской области, Нижегородской области, Ростовской области, Республике Дагестан — 1 789—2 678 преступлений10.
Средний размер ущерба от одного компьютерного преступления составляет:
— от мошенничества, совершенного с использованием компьютерных технологий, — 423,9 тыс. руб.;
— незаконного предпринимательства, совершенного в сфере компьютерной информации, — 326,7 тыс. руб.11
Исследователей тревожит тот факт, что решение правовых вопросов не соответствует темпам развития рынка электронных платежей. Вместе с тем такой рынок сам является элементом современного информационного общества, которое динамично развивается.
Как видим из приведенных данных, в последние годы традиционные участники — банки — оказались потеснены новыми игроками. Данное явление интересно еще и тем, что рынок электронных платежей стремительно растет и с самого первого дня своего формирования стал объектом пристального внимания криминальных структур. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Для рассмотрения таких причин прежде всего определим, что относится к электронным платежным средствам и системам и каков механизм их действия.
В 2011 г. был принят Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который установил основы правового регулирования электронных расчетов, однако пробелы остаются и до настоящего времени.
9 Нургалиев Р. Г. Электронный патруль // Российская газета. № 5020 (197). 16.10.2009.
10 Статистика преступлений // Генеральная прокуратура. Федеральный портал правовой статистики. URL: crimestat.ru/21 (дата обращения 27.07.2014).
11 О направлении статистических сведений: приложение к письму ГИАЦ при МВД России от 14.02.2007 № 34/4-318.
Для выявления пробелов законодательства необходимо более подробно рассмотреть характеристику электронного платежного средства и электронных платежных систем. Электронное платежное средство не является денежным средством в том смысле, как их определяет действующее гражданское законодательство (ст. 140 ГК РФ). В соответствии с указанной статьей деньги (валюта) — это рубль, являющийся законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Электронное платежное средство рублем не признается, для каждой системы принято собственное название (титульный знак, электронные деньги и т.д.).
В настоящее время существует два подхода к определению понятия «электронное платежное средство» — как авансовый платеж и как ценные бумаги, причем и в том и в другом случае фактически это будет являться предоплачен-ным финансовым продуктом. Следовательно, правильнее определять их как «электронное средство учета» или «электронная система учета».
Для оборота и осуществления расчетов такими средствами пользователь устанавливает на свой компьютер специально предназначенную для этого программу, которая поддерживает ведение локально или удаленно так называемого виртуального кошелька, который можно пополнить реальными деньгами через банковский, почтовый переводы, а также за счет перечисления из других виртуальных кошельков, однако данные средства будут выступать именно средствами «учета» существующей на реальном банковском счете наличности. Виртуальный кошелек — это специальная программа (кипер), которая необходима для учета и управления электронной наличностью, как правило, представляет собой сложный код, отражающий состояние денег в системах. Существуют различные виды виртуальных кошельков, например в системе ШеЬМопеу их четыре вида, в соответствии с учетными валютами (1-коше-лек, или кошелек типа 1 (долларовый): хранящиеся в нем деньги (их принято для удобства называть ШМ1) эквивалентны долларам США; (К-кошелек, или кошелек типа К (рублевый): хранящиеся в нем деньги (ШМК) эквивалентны российским рублям; Е-кошелек, или кошелек типа Е: хранящиеся в нем деньги (ШМЕ) эквивалентны евро; и-кошелек, или кошелек типа и: хранящиеся в нем деньги (ШМЕ) эквивалентны украинской гривне. Номер кошелька состоит из буквы «и (1, К, Е)» и 12 цифр (например, и654783345609).
Электронные платежные системы, в отличие от классических банковских расчетных сис-
тем, являются составной частью отношении банк — клиент. В обобщенном виде в любых электронных расчетах за владельцами электронных платежных систем будут стоять провайдеры и банки. Следовательно, электронные платежные системы выступают, с одной стороны, как составная часть банковской системы (и тогда на них распространяется действие банковского законодательства), а с другой — как самостоятельная система (следовательно, регламентированы специализированным законодательством). Таким образом, мы можем утверждать, что электронные платежные системы выступают самостоятельными субъектами, осуществляющими расчетные операции, причем исходя из норм закона это юридические лица.
С момента появления электронных платежных средств с легкой руки ученых12, занимавшихся этой проблемой, укрепилась и была популизирована мысль о том, что платежные системы — это компонент банковской сферы. Мы не возражаем, что в первом приближении (обобщенно) это правильно, однако отметим, что юридическая проработка банковской сферы не была взята за образец, вплоть до сегодняшнего дня.
Рассмотрим особенности функционирования электронных платежных систем. Платежные системы являются одним из основных элементов инфраструктуры системы электронной коммерции. В электронных расчетах фигурируют так называемые титульные знаки, которые ликвидны относительно реальных денег и свободно принимаются всеми участниками этих систем. Эмиссионная организация (эмитент) выпускает электронные аналоги денег, называемые в разных системах по-разному (например, купоны, титульные знаки и т.д.). Далее они покупаются пользователями, которые с их помощью оплачивают «покупки», а затем продавец обналичивает их у эмитента.
Функционирование платежных систем в Интернете осуществляется таким образом, что пра-
12 См., напр.: Информатика для юристов и экономистов : учебник / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, В. И. Му-раховский, А. Ю. Казуто ; под ред. С. В. Симоновича.
СПб.: Питер, 2005 ; Калинина А. Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция : учебное пособие. Волгоград : ВолГу, 2004 ; Успенский И. В. Интернет-маркетинг : учебник. СПб. : СПГУЭиФ, 2003 ; Голубицкий С. М. ШеЬМопеу. Ваш электронный кошелек. М. : НТ Пресс, 2004 ; Теде-ев А. А. Электронные банковские услуги. М., 2005 ; Бауэр. В. Золото в системе цифровых денег // Финансист. 08.09.2001 ; Егизарян Ш. П. Понятие электронных денег // Банки и технологии. № 3. 2003 ; Невежина В. П. Электронные деньги: накопления, использование, хранение, безопасность. М., 2003 ; Липис А., Маршал Е. Электронная система денежных расчетов. М. : Церих-пел, 2004 ; Достов В. Электронные наличные в новом веке. М. : Ин-фо-Бизнес, 2002 ; Афонина С. В. Электронные деньги. СПб. : Питер, 2001.
вила осуществления операций устанавливают владельцы платежных систем, пользователь при регистрации должен всего лишь автома-тизированно заполнить позиции электронной формы, что трактуется владельцем системы как факт согласия с предложенными условиями. При этом спустя даже небольшое количество времени как сама электронная форма целиком, так и ее отдельные поля могут произвольно быть изменены владельцем системы, что повлечет за собой наступление юридических последствий для всех пользователей, присоединившихся ранее совсем к другой оферте в электронном виде.
Закон «О национальной платежной системе» 2011 г. стал основой правового регулирования электронных платежей. В пункте 18 ст. 3 названного Закона дано следующее определение электронного денежного средства: «денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций»13.
Помимо этого, указанный Закон устанавливает понятие электронного средства платежа — это «средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств» (п. 19 ст. 3).
Кроме того, дано определение национальной платежной системы, которая представляет собой совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы) (п. 1 ст. 3).
Однако приведенные определения не отражают всей специфики отношений, складывающихся в сфере электронной коммерции. Понятие «национальная платежная система» шире, чем платежная система и тем более — электронная платежная система. Закон достаточно четко устанавливает субъектов электронной коммерции, это оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, платежная система, значимая платежная система и т.д., тем не менее порядок осуществления платежей с использованием электронных платежных средств зачастую не подпадает под действие закона (например, при приобретении виртуальных объектов в онлайн-играх, социальных сетях и т.д.). Недостатки законодательства создают предпосылки для формирования иных элементов платежных систем, которые, не нарушая закон, несут в себе риски из-за того, что не идентифицируют клиентов.
До настоящего времени в полном объеме не разработаны нормативные документы, фактически регулирующие данные отношения, их роль играют требования к участникам таких отношений, а пробелы законодательства действуют в пользу правонарушителя14.
Владельцы платежных систем заинтересованы в том, чтобы не подпадать под действие законодательных предписаний, в то время как пользователь, наоборот, заинтересован в максимальном регулировании. Пробелы законодательства являются той самой причиной, которая способствует обращению внимания преступников, и эти пробелы активно ими используются.
В настоящее время российским пользователям доступны такие электронные платежные системы, как: WebMoney Transfer, «Яндекс. Деньги», «КредитПилот», «Рапида», E-gold, «Единый кошелек», MoneyMail, Easy Pay, «Мобильный кошелек», Moneybookers RUpay, PayPal. Все они обладают правовым статусом, т.е. зарегистрированы в соответствующем по-
Российская газета. 30 июня 2011 года. № 5515.
14 Термин «пробел законодательства» может характеризовать как полное отсутствие регулирования каких-либо отношений, так и регулирование частичным способом.
13
рядке и в некоторой организационно-правовом форме, и позволяют осуществить ряд расчетных операций, которые, по сути, разорваны во времени и пространстве.
В связи с вступлением в силу отдельных положений Закона «О национальной платежной системе» в 2012 г. Центральный банк РФ опубликовал список банков и НКО, осуществляющих деятельность по переводу электронных денежных средств (78 организаций). В их числе «Банк Москвы», «Альфа-Банк», банк «Русский стандарт», а также операторы крупнейших платежных сервисов «Мейл. Ру», «Яндекс. Деньги», «Лидер», «Рапида», QIWI. Надзор за платежными системами с июля 2012 г. возложен на Банк России. С 2010 г. на рынок, который изначально был поделен между тремя платежными системами — Chronopay, Assist и Cyberplat, активно выходят банки: «Райффайзен-банк», «Альфа-банк», «Транскредитбанк», «Банк Москвы» и «Сбербанк».
В практическом плане осуществления таких платежей практически нет проблем, однако их правовое регулирование остается недостаточным, несмотря на принятие Закона «О национальной платежной системе», который расширил возможности использования электронных денег и в целом платежных систем.
Принятие указанного Закона решило часть проблем, связанных с регулированием данной отрасли (урегулирован понятийный аппарат, определен порядок взаимодействия субъектов платежных систем, определен круг ответственности операторов платежных систем, установлены границы взаимодействия операторов с банками и т.д.), но стремительное развитие платежных систем и оборота «электронной наличности» порождает пробелы законодательства, и часть отношений остаются неурегулированными законом (оборот денег в он-лайн-играх, социальных сетях, помимо прочего, в настоящее время растет оборот «бит-коинов»). Вследствие этого происходит уход от правового регулирования и ответственности за неправомерное поведение в сфере оборота электронных платежных средств. Подход, который применим к регулированию отношений в другой сфере, здесь без адаптации не работает, он требует одновременного рассмотрения поправок в законодательстве в области связи, финансов, бухгалтерского учета и т.д.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что современные платежные системы включают: моментальные платежные системы и системы электронных денег, в некоторых источниках можно встретить деление платежных систем на бескарточные (базируются на платежных системах типа банк — клиент) и карточ-
ные системы. Технология осуществления расчетов одна, однако есть особенности, связанные со спецификой работы отдельных платежных систем. В электронных платежных системах от оборота денег мы переходим к обмену обязательствами в электронной форме, при этом не всегда сами обязательства соответствуют нормам гражданского законодательства, т.е. отношения из одной отрасли права переносятся в другую, в которой не действуют. Вышесказанное подтверждает вывод о том, что «электронные платежные средства» не являются деньгами в том смысле, как их определяет законодатель (нормы Гражданского кодекса), и являются лишь электронной стоимостью (средством учета) наличных и безналичных денег. Электронная стоимость в любом случае привязана к счету, независимо от того, банковский это счет или подобные услуги оказывает небанковская организация. Денежные средства помещаются на этот счет, а клиенту переводится на карту или в электронный кошелек эквивалентная стоимость этих денежных средств, а дальше он использует их по своему усмотрению. Еще раз необходимо подчеркнуть, что расчеты с помощью электронных денег не являются классическими безналичными расчетами и на них не распространяется законодательство о безналичных расчетах. Таким образом, можно отметить, что существует самостоятельная процедура передачи денег, и она в полной мере не урегулирована.
Однако и для безналичной формы существует эмиссия. Электронные платежные средства (по аналогии) можно отнести к разряду безналичных расчетов (т.к. в конечном счете реальные деньги оседают на счете пользователя или владельца системы в банке), опасность состоит в том, что на рынке электронных платежей появляются пвсевдовалюты и денежные суррогаты, оборот которых не регулируется законом. В настоящее время большое опасение вызывает увеличение оборота биткоинов. Рассмотрим более подробно их характеристику, т.к. они не подпадают под определение Закона «О национальной платежной системе» и во многих странах запрещены.
Биткоин — это децентрализованная анонимная электронная валюта15.
Идею криптовалюты «Ь-топеу» описал в 1998 г. Вей Дай, также свои предложения сделал Ник Сабо под названием В^оИ16.
15 Что такое биткоины и кому они нужны? // URL: http://siliconrus.com/2013/04/bitcoin (дата обращения: 04.08.2014).
16 Виртуальные деньги будут запрещены в России // URL: http://bankir.ru/novosti/s/virtualnye-dengi-budut-zapreshcheny-v-rossii-10076 (дата обращения: 04.08.2014).
В 2008 г. человеком или группой лиц под псевдонимом Сатоси Накамото был опубликован файл с описанием принципа работы одноранговой сети, по его словам, разработка началась в 2007 г., в 2009 г. он закончил разработку протокола и опубликовал программу-клиент, после чего была запущена сеть. В дальнейшем разработку и развитие координировал Гевин Андерсен.
Согласно «Википедии» bitcoin (от англ. bit — бит и coin — монета) — пиринговая система электронной наличности, использующая одноименную цифровую валюту, которую называют криптовалютой, или виртуальной валютой. Особенностью является то, что сеть полностью децентрализована, не имеет центрального администратора или какого-либо его аналога.
Биткоин может быть использован для оплаты товаров или услуг у продавцов, готовых их принимать; есть возможность обмена на обычные деньги через специализированные площадки. Эмиссия децентрализованная, лимитирована по объему и по времени, распределяется относительно случайно среди желающих, которые используют мощность своего оборудования для защиты платежной системы от повторного расходования средств. Деятельность по обслуживанию системы с возможностью получения вознаграждения в форме эмитированных биткоинов является майнин-гом (от англ. mining — добыча полезных ископаемых). Базовым элементом указанной системы является программа-клиент с открытым ключом; протоколы клиентов, запущенные на множестве компьютеров, соединяются между собой в одноранговую сеть.
Биткоины обмениваются на обычные деньги аналогично любым другим валютам, однако существенное отличие состоит в том, что бит-коины не обеспечиваются реальными деньгами, т.е. они начисляются за работу аппаратного средства и решения неких задач, т.е. с помощью майнинга. Для майнинга нужен компьютер, который будет подбирать 64-значные цифры, причем чаще всего это делается на графическом процессоре из-за более высокой эффективности. Компьютер генерирует случайные числа, пытаясь подобрать ключ к блоку — пачке транзакций по обмену бит-коинами. Этот процесс проводится одновременно несколькими участниками сети, победитель получает 25 биткоинов. Система запрограммирована таким образом, чтобы генерировать установленное количество монет в определенный промежуток времени. В настоящее время каждые 10 минут в сети появляется 25 новых биткоинов. Другими сло-
вами, при запуске специальной программы компьютер пользователя решает некую математическую задачу, по окончании вычислений на счет пользователя начисляется биткоин. Курс биткоинов нестабилен, за последний год его стоимость колебалась от 100 долл. до 1,1 тыс. долл., а за последние месяцы составляет около 600 долл. По официальным статистическим данным совокупный объем выпущенных биткоинов оценивается в 8 млрд долл.
Система биткоинов полностью анонимна: у каждого участника есть только адрес кошелька в виде случайно подобранной комбинации цифр и букв. Это означает, что на биткоины можно купить какие-либо нелегальные товары (наркотики, оружие и т.д.). Это еще усугубляется тем, что биткоины не имеют привязки к какой-либо стране, поэтому система предполагает перемещение денег по миру с минимальными затратами.
В августе 2014 г. на едином портале раскрытия проектов нормативных актов появилось сообщение о разработке Минфином России законопроекта, который полностью запретит выпуск и использование в России виртуальных валют17. Министерство предполагает запретить выпускать денежные суррогаты в электронном виде и использовать их в качестве платежного средства, а также обменивать на рубли или иностранную валюту. За нарушение запрета предполагается введение административной и (или) уголовной ответственности. Помимо этого планируется блокировка сайтов, где виртуальные валюты можно выпускать и использовать. Данное решение обосновано тем, что виртуальная валюта не имеет статуса законного средства платежа, а неподконтрольность органам власти и децентрализация таких систем привлекает теневой сектор экономики.
Первоначально с предостережением от использования биткоинов выступил Центральный банк РФ в январе 2014 г., указав, что выпуск денежных суррогатов запрещен. В настоящее время использование криптовалют запрещено в Китае и Таиланде, а, например, в Бразилии они разрешены. Таким образом, при рассмотрении вопросов оборота электронных платежных средств и систем в своей работе мы не рассматриваем вопросы оборота биткоинов и иных пвсевдокриптовалют.
Любые безналичные расчеты оформляются специальными документами и представляют собой специальный вид операций. При осуществлении безналичных расчетов происходит списание сумм со счета на счет, однако списываются не наличные (материально определен-
17 Нургалиев Р. Г. Электронный патруль // Российская газета. 2009. 16 октября.
ные деньги), а специальные денежные знаки, т.е. безналичные деньги. Таким образом, отсутствует оборот денег, что значительно упрощает процедуру расчетов на значительных расстояниях или в крупных суммах.
Как было доказано выше, системы электронных платежей с самого начала с целью привлечения клиентов мимикрируют под обычную систему платежей. С сайтов, со страниц прессы предполагаемых клиентов электронных платежных систем убеждают, что вместо обычных денег они получают полноценный эквивалент, который соответствует всем характеристикам наличных денег, т.е. вместо обычной формы используется «обычная» электронная наличность, их убеждают, что такая форма наличности совершенно эквивалентна реальной наличности. В ответ на поиск термина «электронная наличность» Google выдает 134 000 статей, это подтверждает факт подмены понятий, что объективно способствует мошенничеству, т.к. такого понятия законодательно не установлено, оно лишь применяется в юридической литературе для обозначения термина. Развитие наличного и безналичного обращения сопровождалось правовым регулированием и обеспечением, а тут нет. Например, разрешение физическим лицам иметь расчетный счет урегулировано нормами Положения ЦБ РФ, а в отношении электронных платежных систем такого регулирования нет. Возникает вопрос, а нужно ли учитывать средства на электронных кошельках физических лиц, например при составлении налоговой декларации, ведь это средства, которые могут быть получены в том числе в виде прибыли. Однако в Налоговом кодексе РФ дан четкий перечень доходов (ст. 208 «Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации») и определены доходы, не подлежащие налогообложению (ст. 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения»); в их состав такие средства не включены, следовательно, они не принимаются при налогообложении во внимание. Еще один пример: Федеральный закон «О государственной (гражданской) службе» запрещает иметь анонимные счета, но данное положение не будет распространяться на электронные кошельки.
Нечеткое правовое регулирование приводит к росту нарушений в рассматриваемой сфере. Прежде всего необходимо отметить, что в международном праве определение электронных денег закреплено с 1998 г. В Докладе об электронных деньгах, опубликованном Европейским центральным банком
в августе 1998 г., дается следующее определение: «электронные деньги в широком смысле определяются как электронное хранение денежной стоимости на техническом устройстве, которое может широко применяться для осуществления платежей в пользу не только эмитента, но и других фирм, и которое не требует обязательного использования банковских счетов для проведения транзакций, а действует как предоплаченный инструмент на предъявителя». Позднее была принята Директива «О деятельности в сфере электронных денег, пруденциальном надзоре над институтами, занимающимися этой деятельностью», в которой уточнено определение электронных денег: «денежная стоимость, представляющая собой требование к эмитенту, которая: хранится на электронном устройстве; эмитируется после получения денежных средств в размере не менее объема принимаемых на себя обязательств; принимается в качестве средства платежа не только эмитентом, но и другими фирмами».
С учетом вышесказанного предложим определение электронной наличности. Существующее де-факто определение электронной наличности определяет ее как запись, формально или фактически свидетельствующую о денежных обязательствах одного субъекта платежной системы перед другим. При этом юридически такого обязательства может и не существовать.
Проанализировав предлагаемые различными учеными и практикующими юристами определения, можно предложить обобщенное определение электронной наличности, которое будет отражать всю специфику осуществления таких расчетов. Электронная наличность — это запись, юридически свидетельствующая о взаимных денежных обязательствах субъектов платежных систем. При этом частности работы этой технологии, способы передачи, обработки нас интересуют лишь в той степени, в которой они нарушают право самостоятельно распоряжаться своими средствами одной из сторон или действующее законодательство.
По результатам рассмотрения особенностей функционирования отдельных электронных платежных систем нами сформулировано следующее определение. Электронная платежная система — это юридическое лицо, являющееся самостоятельным участником расчетных отношений, наделенное особым правовым статусом, осуществляющее аккумуляцию, распределение и перераспределение электронных платежных средств от имени клиентов на основании заключенного договора, и (или) операции по вводу и выводу денежных средств посредством специального программного ком-
плекса, компоненты которого выполняются на серверах сети Интернет и конечном сетевом оборудовании пользователя.
Рассматривая особенности действия электронных платежных систем, мы приходим к выводу о том, что в основе электронных расчетов лежит оптимальное развитие и соотношение достижений математики (криптография), техники (компьютеры), финансов (эволюция банковских расчетов), поскольку при отсутствии хотя бы одного элемента осуществление электронных расчетов посредством электронных платежных систем было бы невозможно. При определении электронной наличности мы также опирались на законодательное регулирование всех аспектов.
В основе электронных платежных систем лежит криптография и компьютерные средства, в то время как безналичные расчеты являются главным атрибутом, т.к. выступают прототипом электронных систем.
Основной проблемой сегодня является то, что упор осуществляется на технологическую защиту денег, а не на правовую защиту действия систем.
Внедрение электронных технологий предполагает не только развитие информационного потенциала страны, развития научно-технического прогресса, удобство граждан, но и может являться мощным инструментом противодействия коррупции, поскольку автоматизация государственных услуг позволит снизить, а со временем и вовсе исключить возможность совершения должностных преступлений18.
Электронные платежные средства и системы могут выступать как предмет преступного посягательства или как средство совершения преступления. Предметом преступного посягательства в этом случае будут средства, находящиеся на счетах в этих системах, информация о клиентах. Признак предмета преступления в составе преступления является факультативным. Предметом преступного посягательства в преступлениях рассматриваемой категории выступают электронные платежные средства, находящиеся на счетах в этих системах, и охраняемая законом информация о клиентах (их персональные данные, реквизиты доступа и т.д.).
С использованием электронных платежных систем могут быть совершены следующие виды преступлений: легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем; кража; мошенничество; получение или дача взятки; незаконное получение кредита
18 Курс уголовного права. Общая часть. Том 1 : Учение о преступлении / под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяж-ковой. М., 2002. С. 216—217.
и т.п. Количество таких преступлений растет, изменяется их качественный состав, что свидетельствует о значимости и об общественной опасности.
Электронные платежные средства и системы используются в качестве средства совершения корыстного преступления (хищения) и умысел виновного лица направлен на завладение чужим имуществом путем изменения информации либо путем введения в компьютерную систему ложной информации. Электронные платежные системы могут выступать средством совершения в следующих преступлениях: легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем; кража; мошенничество; получение или дача взятки; незаконное получение кредита и т.п.
Результаты анализа электронных платежных систем показали, что информация об электронной системе как предмете преступного посягательства имеет большое значение и представляет значительный интерес в сопоставлении с информацией о работе аналогичных систем. Для получения такой информации следователю необходимо анализировать работу различных электронных систем с точки зрения ввода и вывода наличных средств, обмена различных видов титульных знаков, обмена между системами и т.д. Криминалистически значимой информацией для расследования преступлений, совершенных с использованием электронных платежных средств и систем, будет являться информация относительно способов зачисления денежных средств в систему, способов вывода денег из нее, а также порядок осуществления операций внутри системы.
Таким образом, в качестве обобщения можно выделить две группы информации об электронной платежной системе, необходимой для расследования рассматриваемой категории преступлений и включения в криминалистическую характеристику: минимально необходимый объем информации и максимальный объем информации.
Минимальный объем информации, востребованной при расследовании преступлений, совершенных с использованием электронных платежных средств и систем, составляют сведения о правовом статусе электронной платежной системы, порядке регистрации пользователя, порядке осуществления расчетных и обменных операций, порядке ввода и вывода денежных средств. Такие данные можно получить достаточно быстро путем изучения сведений об электронной платежной системе, находящихся в открытом доступе в сети Интернет в соответствующих разделах сетевого
ресурса, созданного для доступа клиентов к системе посредством web-интерфейса, однако такие сведения не имеют доказательственной силы, т.к. получены не в ходе процессуальной деятельности. Необходимо особое внимание уделять соблюдению требований уголовно-процессуального законодательства о получении таких данных в ходе специально предназначенных для этого следственных действий — осмотра места происшествия, обыска, выемки и т.д.
В максимальный объем информации, востребованный при расследовании рассматриваемой категории преступлений, мы считаем необходимым включить сведения о системе учета; об особенностях доступа к электронной
платежной системе с помощью сети Интернет; сведения об аппаратных и программных средствах, которые используются при работе конкретной электронной платежной системы; сведения об используемых средствах защиты информации и т.д. Такая информация объективна, когда подтверждается в том числе проведенными экспертизами, сбор таких сведений занимает продолжительное время, вместе с тем такие сведения помогают не только доказать событие конкретного преступления, но и предупредить другие преступления, совершаемые с использованием электронных платежных систем и средств, поскольку отслежены пути и способы оборота денег, выявлены схемы отмывания и обналичивания денег.
Библиография:
1. Вехов В. Б. Основы криминалистического учения об исследовании и использовании компьютерной информации и средств ее обработки : монография. — Волгоград.: ВА МВД России, 2008.
2. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1 : Учение о преступлении / под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. — М., 2002.
3. Логинов Е. Л. Отмывание денег через интернет-технологии : Методы использования электронных финансовых технологий для легализации криминальных доходов и уклонения от уплаты налогов : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Л. Логинов. — М. : Юнити-Дана, 2005.
4. Мещеряков В. А. Преступления в сфере компьютерной информации: основы теории и практики расследования. — Воронеж : ВГУ, 2002. — 408 с.
5. Нургалиев Р. Г. Электронный патруль // Российская газета. 2009. 16 октября.
Материал поступил в редакцию 29 марта 2015 г.
FORENSIC CHARACTERIZATION OF ELECTRONIC PAYMENT MEANS AND SYSTEMS
Olinder Nina Vladimirovna — Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department
of Criminal Procedure and Criminology, Samara State University.
443041, Russia, Samara, Akademika Pavlova Street, 1.
Abstract. The article provides a detailed description of electronic payment systems, as part of criminological characteristics of crimes committed with the use of electronic payment instruments and systems. The articleprovides the statistical data on electronic payments turnover, the number of crimes committed using electronic payment instruments and systems; and damage caused by them. The author emphasizes and analyzes the features of circulation of electronic means of payment; the inner content of electronic payment systems; similarities and differences resulting from the settlement in the banking sector. The Russian legislation (in particular, the law "On National Payment System") for the definition of an electronic means of payment and electronic payment system is analyzed in the article. According to the results of the analysis the author formulates the definition of electronic currency (as record legally reflecting the mutual financial obligations of the payment systems) and electronic payment system. The latter is defined as a legal entity being itself a party to payment relations, with specific legal status of performing accumulation, distribution and redistribution of electronic payment funds on behalf of clients on the basis of the signed contract, and (or) the operation of the input and output of money through a special software package, the components of which are performed on the servers of the Internet and network user's end equipment.
An attempt is made to analyze "Bitcoins", which became widespread in the world, despite the ban in many countries, and their turnover. The most common electronic payment systems in the Russian Federation are enumerated.
The author attempts to determine the minimum and maximum amount of information (data) on payment systems, demand for the investigation of crimes committed with the use of electronic payment instruments and systems. The article provides a comparison of information on electronic systems as the object of a criminal assault and information on the operation of such systems. The author stresses out the need to pay particular attention to compliance with the requirements of the criminal procedure legislation on the receiving the data on payment electronic systems and electronic means of payment in the course of specifically designed investigation such as crime scene investigation, search, seizure, etc.
Keywords: forensic characterization; electronic means of payment; electronic payment systems; Bit-coin; investigation of crimes committed with the use of electronic payment instruments and systems.
References:
1. Vekhov V.B. Osnovy kriminalisticheskogo uchenija ob issledovanii i ispol'zovanii komp'juternoj informacii i sredstv ee obrabotki: monografija [Bases of the criminalistics doctrine on the study and use of computer and information processing facilities: a monograph], Volgograd: VA Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008.
2. Kuznetsova N.F., Tyazhkova I.M. Kurs ugolovnogo prava. Obshhaja chast'. Tom 1: Uchenie o prestuplenii [The course of the criminal law. A common part. Volume 1: The doctrine of the crime], Moscow, 2002.
3. Loginov E.L. Otmyvanie deneg cherez internet-tehnologii: Metody ispol'zovanija jelektronnyh finansovyh tehnologij dlja legalizacii kriminal'nyh dohodov i uklonenija ot uplaty nalogov: Ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Money laundering through Internet technology: the use of electronic methods of financial technologies for the legalization of criminal proceeds and tax evasion: Tutorial for students], Moscow: UNITY-DANA, 2005.
4. Meshcheryakov V.A. Prestuplenija v sfere komp'juternoj informacii: osnovy teorii i praktiki rassledovanija [Crimes in sphere of computer information: basic theory and practice of investigation], Voronezh: Voronezh State University, 2002, 408 p.
5. Nurgaliev R.G. Jelektronnyj patrul [Electronic Patrol], Rossijskaja gazeta [the Russian newspaper], 2009, Oct 16th.