Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ОПЫТЕ РАБОТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ)'

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ОПЫТЕ РАБОТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТОИНСТВА / ТЕСТ / КРИТЕРИЙ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DISTANCE EDUCATION / ADVANTAGES / TEST / CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко М. А., Савельев Д. В., Скрипник И. Л., Воронин С. В.

В статье рассматриваются достоинства и недостатки дистанционной формы обучения слушателей. Приводится основное содержание фонда оценочных средств (ФОС), а также критерии самооценки, процедуры защиты контрольной работы, зачета с оценкой, особенности работы преподавателей, слушателей в университете и на удаленном доступе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL APPROACHES TO THE EDUCATIONAL PROCESS FOR DISTANCE LEARNING IN THE PRESENT CONTEXT (ON THE EXPERIENCE OF ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE EMERCOM OF RUSSIA)

The advantages and disadvantages of distance learning for students are considered. The main content of the evaluation Fund (FSES), criteria for self-assessment, procedures for defending control work, credit with assessment, features of the work of teachers, students at the University and on remote access.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ОПЫТЕ РАБОТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ)»

УДК 378.1 М. А. Марченко, Д. В. Савельев, И. Л. Скрипник, С. В. Воронин

Науч. спец. 13.00.08 M. A. Marchenko, D. V. Savelyev, I. L. Skripnik, S. V. Voronin

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-127-129

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на опыте работы Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России)

В статье рассматриваются достоинства и недостатки дистанционной формы обучения слушателей. Приводится основное содержание фонда оценочных средств (ФОС), а также критерии самооценки, процедуры защиты контрольной работы, зачета с оценкой, особенности работы преподавателей, слушателей в университете и на удаленном доступе.

Ключевые слова: образовательные технологии, дистанционное образование, достоинства, тест, критерий.

GENERAL APPROACHES TO THE EDUCATIONAL PROCESS FOR DISTANCE LEARNING IN THE PRESENT CONTEXT (on the Experience of St. Petersburg University of the State Fire Service of the Emercom of Russia)

The advantages and disadvantages of distance learning for students are considered. The main content of the evaluation Fund (FSES), criteria for self-assessment, procedures for defending control work, credit with assessment, features of the work of teachers, students at the University and on remote access.

Keywords: educational technologies, distance education, advantages, test, criterion.

С развитием научно-технического процесса, появлением современных технологий в учебной деятельности, «умных» материалов и средств обработки информации, автоматизации дистанционная форма обучения наполняется новым содержанием [1, с. 32]. С учетом сложившейся обстановки в мире, вследствие снижения стоимости материальных ресурсов (нефтедобыча), введения политических и экономических санкций, закрытия границ некоторыми государствами, сокращения взаимоотношений, введения карантинных мер данный вид образования становится на настоящий момент почти единственно возможным.

В этих условиях необходимо с системных позиций всесторонне рассмотреть различные составляющие дистанционной формы обучения: порядок ее организации, состояние учебно-методического комплекса (УМК), форму проведения различных видов занятий, особенно, выполняемых в интерактивной форме лабораторных работ, форму контроля промежуточной аттестации. К тому же немалую роль в этом процессе имеет техническая сторона: обеспечение средствами автоматизации, доступность и пропускная способность интернета [2, с. 213].

Образование по дистанционной форме имеет ряд преимуществ:

- достаточно удобное время для студентов. Они могут просматривать присылаемый (выкладываемый) материал в удобное для себя время;

- возможность его проработки, просмотра неограниченное количество раз, исходя из своего уровня базовой подготовки;

- сокращение времени на обработку, нахождение второстепенной информации, не относящейся к изучаемой дисциплине. В представленном материале должны быть гиперссылки, по которым обучающиеся могут дополнительно обратиться к необходимым определениям, просмотреть видеофильмы, справочный материал;

- возможность общаться в сети со своими коллегами с разных точек мира, участвовать в видеоконференциях;

- получение в кратчайшее время необходимой помощи, консультации научно-педагогического состава (НПС), качественно подготовленный УМК с помощью электронно-информационной образовательной среды (ЭИОС);

- получение дополнительного образования;

- широкий выбор информации о курсах, поскольку изложение материалов проводится в удобной для обучающихся последовательности.

К недостаткам дистанционного образования можно отнести следующие:

- невозможность прямого общения с НПС;

- отсутствие привычной формы соревновательности по сравнению с традиционным видом обучения;

- необходимость дополнительного настроя на занятия в достаточно замкнутом пространстве;

- отсутствие у студентов современных средств автоматизации, умения с ними работать;

- разные возможности у обучающихся освоения материала, без дополнительной помощи НПС за отведенное время.

Для обеспечения высокого качества такого вида обучения необходим хорошо отработанный УМК, особенно для самоконтроля знаний и сдачи в новом формате промежуточной аттестации. Самостоятельная оценка знаний студентами может быть реализована в форме тематического тестирования, которое проводится по каждой теме изучаемой дисциплины.

Пример самооценки по теме.

Если слушатель правильно ответил на:

- менее чем 65 % вопросов (например, из 100 на 64), то выставляется оценка «2»;

- 65 %, но меньше чем 75% (от 65 вопросов до 74) — оценка «3»;

- 75 % до менее 85 % — оценка «4»;

- более чем на 85 %, то выставляется оценка «5».

Результатом изучения данной дисциплины становится защита контрольной работы (зачтено/не зачтено) и сдача дифференцированного зачета.

К контрольной работе предъявляются требования по соответствию методическим указаниям на ее выполнение, качественному оформлению.

Она может быть оценена как:

«не зачтено»:

- выполнена на другую тему, исходные данные не соответствуют своему варианту заданий;

- представлена в виде реферативного, обзорного сообщения, не отражающего основные моменты методических рекомендаций по ее написанию;

- отсутствует необходимый иллюстрационный материал (схемы, графики, таблицы, расчеты с пояснениями);

- неправильно проведенные расчеты;

- отсутствие достаточного анализа, требуемых выводов;

- отсутствие пояснений физических принципов действий рассматриваемых процессов;

- использование недействующих нормативных документов с методиками расчета и др.

«зачтено» — выполнена с незначительными погрешностями, не влияющими на основное содержание по выданному своему заданию, с учетом методических рекомендаций на ее подготовку.

методика проведения зачета с оценкой по учебной дисциплине. Подготавливается перечень вопросов (тестов), которые могут быть сформулированы в виде аналитических соотношений, иллюстрационного материала, графиков, рисунков, текстового материала, предполагающие однозначный характер ответа [3, с. 40]. Обучающийся должен ответить на 30 вопросов в форме технического задания (по пять с каждых трех тем и 15 с четвертой, что соответствует двум разделам дисциплины).

Отличная оценка выставляется в случае, если студент набрал от 27 до 30 баллов (свыше 90 %). Для получения «хорошей» оценки ему надо получить от 23 до 26 баллов (больше 76,6 %, но меньше 86,6 %). Для «удовлетворительной» — от 19 до 22 баллов (больше 63,3 %, но меньше 73,3 %). «Неудовлетворительной» считается оценка при получении менее 19 баллов (18 баллов — 60 %). При этом один балл соответствует правильному ответу на поставленный вопрос.

В результате формируется пояснительная записка в следующем виде:

Специальность: 20.03.01 — «Техносферная безопасность».

Дисциплина: Б1.В.ДВ.4 «Электротехника и электроника».

Объем часов (по ГОС и УП): 108/16.

Длина теста: 30 учебных элементов.

Временные ограничения: ответы на представленные тесты ограничиваются во времени.

Данные результаты вносятся в ЭИОС.

При сдаче дифференцированного зачета (экзамена) компьютерная программа сама формирует оценку.

Особенности проведения занятий в университете по вебинарам. Лекция имеет одно из самых важных значе-

ний в образовательном процессе. Ее в основном проводят перед началом изучаемой дисциплины, сложными темами. На ней НПС кафедр логически ясно, системно, в виде обзора основных направлений раскрывает материал изучаемых вопросов. Лекции читает наиболее подготовленный преподаватель, имеющий ученую степень.

При проведении лекции в форме вебинара необходимо готовить в 1,5 раза больше презентационного материала, чем при традиционной форме обучения. Во время чтения лекции отсутствует прямой, эмоциональный, непосредственный диалог с обучающимися. Они могут увидеть на мониторе лицо преподавателя и представленный им презентационный материал. Лектор ограничен в возможности уяснить, как студенты понимают информацию, в силу этого он не может сразу скорректировать темп ее изложения и применять разные педагогические приемы, вызывающие активность у обучающихся.

Лабораторные работы предназначены для практического закрепления материала, полученного на лекции и других занятиях. Перед началом ее проведения необходимо заранее отправить пакет прикладных программ, в которой она проводится (например, Ми1^т) и задание на выполнение. В ходе ее проведения преподавателю целесообразно напомнить теоретический материал, а потом переключиться на лабораторную среду и в ней объяснять наиболее сложные моменты. При этом студенты видят и преподавателя, и сам ход проведения работы. Особенность проведения лабораторной работы в формате вебинаров заключается в том, что она выполняется одним преподавателем. Опыт проведения такого вида занятий показал, что НПС выполняет их на достаточно высоком методическом уровне.

При приеме зачета преподаватель должен обратить внимание на следующие моменты:

- рабочее место обучающегося выбирается с учетом эргономических требований и качества воспроизведения проделанной им работы;

- преподаватель должен видеть на экране монитора, как студент выбирает нужный ответ, прослеживать всю динамику сдачи зачета;

- немаловажную роль при этом играют средства автоматизации, заключающиеся в разных режимах функционирования браузеров. Провайдеры должны для качественного изображения обеспечивать скорость передачи сообщений не менее 20 Мбит/сек;

- после сдачи теста веб-камера не показывает студента, а воспроизводит только ответ на тестовые задания. Через некоторое время при просмотре данного материала обучающегося снова становится видно. Это показывает, что запись может сохраняться с задержкой.

Такой вид занятий, как «объектовый», с выездом двух преподавателей с обучающимися на действующее производство в данной форме проводить нецелесообразно. Опыт работы НПС кафедры показал, что в случае пропуска таких занятий слушателями по объективным причинам, они могут восполнить пропущенный материал в специальной аудитории кафедры путем просмотра видеоматериала. В данной форме проведения необходимо по всем объектовым заня-

128

Гуманитарные исследования • 2020 • № 3 (28)

тиям иметь качественные видеоматериалы, а преподавателям скорректировать методику.

Командно-штабные учения — заключительная форма изучения материала многих дисциплин, поэтому они проводятся комплексно с привлечением НПС многих выпускающих кафедр. В дистанционном формате их целесообразно проводить с помощью хорошей дополнительной подготовки, разработки соответствующих методических материалов, обеспеченности современными средствами связи, которые делают возможным проведение видеоконференций.

УМК, находящийся в ЭИОС, должен постоянно обновляться с учетом появления новых нормативных и руководящих документов, разработки современных средств автоматизации, способов обеспечения пожарной безопасности, тесного и прямого общения НПС с обучающимися.

Новые условия не должны сказываться на уровне и качестве образовательного процесса вуза. Они должны служить исходными данными для решения поставленных задач по обеспечению учебного процесса в дистанционной форме обучения на более высоком уровне с применением новых педагогических технологий и средств автоматизации с учетом научно-технического прогресса [4, с. 245].

1. Горбунов А. А., Скрипник И. Л., Воронин С. В. Роль системы дистанционного обучения в современном вузе //

Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2019. № 2 (43). С. 32-37.

2. Leonova N. A., Kaverzneva T. T., Borisova M. A., Skripnick I. L. Integration of Physics Courses and Operating Security Courses in the Education in the Technosphere Safety Area // Proceedings of 2018 17th Russian Scientific and Practical Conference on Planning and Teaching Engineering Staff for the Industrial and Economic Complex of the Region. 2018. C. 213-215.

3. Скрипник И. Л. Использование компьютерной технологии обучения для контроля качества профессиональной подготовки в вузе пожарно-технического профиля // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). 2018. № 3 (27). С. 40-44.

4. Савельев Д. В., Скрипник И. Л., Воронин С. В. Актуальные вопросы повышения уровня подготовки сотрудников к выполнению профессиональных обязанностей в системе МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 1 июня 2017 года. СПб. : С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2017. С. 245-248.

© Марченко М. А., Савельев Д. В., Скрипник И. Л., Воронин С. В., 2020

УДК 793.3

Науч. спец. 13.00.08

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-129-133

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ХОРЕОГРАФА К РЕПЕТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема и цель исследования заключается в специфике обоснования готовности студентов-хореографов к репетиционной деятельности. Проведена оценка разработанности предложенной темы исследования в научно-методической литературе по хореографическому искусству и педагогике танца. Цель — выявить и обосновать педагогические условия повышения эффективности выработки навыков репетиционной деятельности у студентов-хореографов в процессе освоения хореографических дисциплин в вузе. Уточнено определение понятия «репетиционная деятельность или репетиционный компонент хореографической деятельности». Выделены четыре основных направления для разработки педагогических условий. Разработан поэтапный алгоритм репетиционной деятельности, что легло в основу педагогических условий профессиональной готовности студента-хореографа.

Ключевые слова: студенты-хореографы, педагогические условия, репетиционная деятельность.

Л. Я. Николаева, Т. В. Сабанцева L. Ya. Nikolaeva, T. V. Sabantseva

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE FUTURE CHOREOGRAPHER'S READINESS FOR REHEARSAL ACTIVITIES

The problem and purpose of the research lies in the specifics of substantiating the readiness of students-choreographers for rehearsal activities. The assessment of the elaboration of the proposed research topic in the scientific and methodological literature on the art of choreography and dance pedagogy is carried out. The aim is to identify and substantiate the pedagogical conditions for increasing the efficiency of developing the skills of rehearsal activity among students-choreographers in the process of mastering choreographic disciplines at the university. The definition of "rehearsal activity or rehearsal component of choreographic activity has been clarified. There are four main directions for the development of pedagogical conditions. A step-by-step algorithm for rehearsal activities has been developed, which formed the basis of the pedagogical conditions for the professional readiness of a student-choreographer.

Keywords: students-choreographers, pedagogical conditions, rehearsal activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.