Научная статья на тему 'Рейтинговая оценка качества знаний студентов'

Рейтинговая оценка качества знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рейтинг / рейтинговая оценка / рейтинговая система / рейтинговая система оценки / рейтинговая система оценки качества знаний / rating / rating estimation / rating system / rating estimation system / rating system of knowledge quality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Татьяна Валерьевна, Петрова Инна Владимировна

В статье определены понятие рейтинг, цели внедрения рейтинговой системы оценки, принципы и технология её внедрения, описана практика использования рейтинговой системы оценки качества знаний студентов психологопедагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Татьяна Валерьевна, Петрова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the meanings of such conceptions as rating, aims of introduction of rating estimation, principles and methods of it are defined, practice of use of rating estimation system of the students’ knowledge quality at the faculty of psychology and pedagogy are described.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая оценка качества знаний студентов»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

27

и видеоматериалов, использованием чата. Вопросно-ответная форма обучения позволяет обучать иностранным языкам активными методами, способствующими формированию и развитию коммуникативной компетенции.

Использование современных информационно-компьютерных технологий позволяет автоматизировать контроль усвоения материала вебинара на базе программированного обеспечения, оценить степень сформированности грамматических навыков, освоенность словарного запаса. Контроль усвоения знаний и способов познавательной деятельности, умения применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должен носить систематический характер. [5, с. 31]

Перспектива внедрения и использования вебинаров при обучении иностранным языкам очевидна в связи с растущей мобильностью населения и все большим проникновением сети Интернет во всем мире и соответственно постоянное увеличение количества потенциальных слушателей вебинаров.

Применение новых информационных технологий, при условии обеспечения соответствующим оборудова-

нием, использование разнообразных средств дистанционного обучения открывает новые перспективы в сфере преподавания иностранных языков.

Список литературы

1. Левина, Т.Ф. Использование ИТ (дистанционного

обучения) в преподавании иностранных языков / Т.Ф. Левина. - Режим доступа: http://gcon.

pstu.ru/pedsovet2001/s/s2-3-1 .htm.

2. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра./Под ред. Байденко В.И., Селезневой Н.А.-М., 2001. - С.45.

3. Первый международный портал вебинаров. - Режим доступа: http://webinary.com.ua/publ /stati dlja kazhdogo/chasto zadavaemye voprosy po teme

quot kouching quot/6-1-0-961.15.09.2013.

4. Шалимова, Г. В. Вебинар или семинар?/ Г. В. Шалимова - Режим доступа: http://conf.sfedu.ru/

inftech2010/ BR/Shaliova.pdf

5. Ломова, С.Э. Обучение студентов иностранному языку в условиях дистанционного образования / С.Э. Ломова. - Режим доступа: http://www.muh.ru/ arch/2007/konf mLomova.htm

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Горбунова Татьяна Валерьевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Петрова Инна Владимировна

Канд. пед. наук, доцент кафедры инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

АННОТАЦИЯ

В статье определены понятие рейтинг, цели внедрения рейтинговой системы оценки, принципы и технология её внедрения, описана практика использования рейтинговой системы оценки качества знаний студентов психологопедагогического факультета.

ABSTRACT

In this article the meanings of such conceptions as rating, aims of introduction of rating estimation, principles and methods of it are defined, practice of use of rating estimation system of the students’ knowledge quality at the faculty of psychology and pedagogy are described.

Ключевые слова: рейтинг, рейтинговая оценка, рейтинговая система, рейтинговая система оценки, рейтинговая система оценки качества знаний.

Keywords: rating, rating estimation, rating system, rating estimation system, rating system of knowledge quality.

Внедрение новых государственных образовательных стандартов и инновационных технологий обучения в практику подготовки будущих социальных педагогов привели к необходимости использования новых подходов в системе оценки качества знаний студентов. В связи с этим в практику высших школ была внедрена рейтинговая оценка качества знаний студентов.

Рейтинг в переводе с английского означает числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления.

Кукушин В.С. в книге «Педагогические технологии» дает следующее определение понятию рейтинг -сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка [2, с. 11].

В «Положении о рейтинговой оценке качества знаний студентов» ЧГПУ им. И.Я. Яковлева определено, что рейтинг студента - это индивидуальная оценка качества подготовки студента.

Целями внедрения рейтинговой оценки качества знаний являются:

- создание условий для мотивации студентов к получению знаний (в основу рейтинговой системы заложен комплекс мотивационных стимулов);

- структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части - модули;

- систематический контроль за всеми видами учебной деятельности студентов;

- усиление учебной дисциплины студентов;

- активизация самостоятельной и индивидуальной работы студентов.

Рейтинговая система оценки качеств знаний базируется на следующих принципах:

- объективность и постоянство требований, предъявляемых к работе студентов;

- открытость результатов;

- систематичность оценки результатов работы студента посредством начисления рейтинговых баллов;

- наличие обратной связи, что позволит быстро и качественно, при необходимости, скорректировать как содержание, так и методику преподавания дисциплины.

28

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Технология рейтинговой оценки качества знаний студентов по отдельной дисциплине такова:

- дисциплина разбивается на тематические разделы (модули). Для того чтобы студенты не испытывали чрезмерной нагрузки рекомендуется равномерное распределение учебной деятельности, а также контрольных проверок в течение семестра, что будет способствовать равномерному набору баллов;

- в конце семестра подсчитывается общее количество баллов. Положительную оценку по текущей аттестации студент может получить, если сумма баллов от 40 до 60 при условии, что ему зачтены все плановые задания и им пройдены все контрольные испытания;

- по окончании каждого курса определяется годовой рейтинг студента. Если студент набирает на экзамене менее 20 баллов или общий балл по итогам семестра и экзамена оказывается менее 60, то рейтинговая оценка по дисциплине в ведомости успеваемости не проставляется, а проставляется оценка «неудовлетворительно».

Такая технология оценки качества знаний однозначно стимулирует учебную деятельность студента в период изучения дисциплины, помогает устанавливать обратную связь. Итоговая отметка объективна и исключает претензии студента к преподавателю. Однако подобное оценивание требует от преподавателя особого подхода к выбору методов, форм организации обучения. Для обеспечения систематического контроля за учебной деятельностью студента и объективной оценки качества усвоения материала преподавателю необходимо:

- весь учебный материал по дисциплине разделить на модули;

- после окончания изучения каждого модуля определить уровень усвоения материала каждым студентом и выставить рейтинговую оценку;

- в конце курса выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

В качестве модулей, составляющих рейтинговую оценку за работу, можно выделить отдельную тему или раздел, домашнее задание, индивидуальную самостоятельную работу (доклад, реферат, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, выполнение творческих работ), контрольную работу, коллоквиум, тестирование. Практика показывает, что главным в реализации рейтинговой системы оценки качества знаний является проведение систематического контроля уровня знаний и умений студентов.

В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студента, предусмотренных учебным планом:

- изучение дисциплин;

- прохождение педагогических практик;

- выполнение и защита курсовых работ;

- сдача государственного экзамена;

- выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

Рейтинговая система оценки качества знаний студентов внедрена в практику работы каждого факультета, каждой кафедры и каждого преподавателя нашего университета.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что во время первой встречи со студентами преподавателю необходимо четко объяснить суть и технологию рейтинговой системы оценки знания именно по данной дисциплине. Ознакомить с модулями дисциплины, с оценочной шкалой, методикой выставления баллов за выполненное задание. В этом случае рейтинговая система будет успешно применяться, так как понятна не только преподавателю, но и самому студенту.

Рассмотрим основные компоненты рейтинговой системы оценки качества знаний на примере дисциплины «Социальная педагогика», которая изучается студентами психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Весь учебный материал по данной дисциплине разделен на два модуля - крупных раздела. За усвоение каждого модуля студент получает определенное количество баллов (максимальное количество по одному модулю 30 баллов).

Первый модуль включает изучение общих основ социальной педагогики, по программе предусмотрено 16

ч. лекционных и 20 ч. практических занятий, а также 1,8 ч. индивидуальных занятий со студентами. Второй модуль «Факторы социализации» - 16 ч. лекционных и 26 ч. практических занятий, а также 1,3 ч. индивидуальных занятий. В каждом модуле несколько видов учебной деятельности, соответствующих требованиям профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Оценивается посещение лекционных и практических занятий, конспектирование первоисточников, выполнение творческого задания, самостоятельная работа, написание реферата, результат тестирования. За каждое посещение лекции и аккуратное конспектирование выставляется от 0 до 1 баллов в зависимости от качества. Студенту, пропустившему лекцию по неуважительной причине, баллы не начисляются, а если по уважительной причине и конспект по пропущенной теме подготовлен студент получает 0,5 балла. Посещение практического занятия, при наличия конспекта по всем вопросам, которые будут обсуждаться во время занятия, оценивается в 1 балл. Дополнительные баллы начисляются за доклады по вопросам, за активное участие в обсуждении проблемы студент может получить дополнительно ещё 1-2 балла. По нескольким темам модулей предусмотрено выполнение творческих заданий, например: составить план и циклограмму работы социального педагога образовательного учреждения; составить примерную схему взаимодействия образовательного учреждения с внешкольными учреждениями; на примере одного из этапов Вашей социализации показать, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека. Практика показывает, что выполнение таких заданий активизирует и интенсифицирует процесс обучения, в достаточной степени стимулирует мотивы учебной деятельности студентов, устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями, позволяет развивать творческий потенциал личности будущих социальных педагогов [1, 13]. За выполнение творческих заданий можно получить от 1 до 3 баллов.

Отдельно оценивается самостоятельная работа (аудиторная или внеаудиторная). Она может выполняться как индивидуально, так и в парах. При выполнении работы в паре каждый студент получает установленное для индивидуальной работы количество баллов от 1 до 3.

В каждом модуле предусмотрено проведение коллоквиума и письменной работы, которые оцениваются максимум в 3 балла. Изучение модуля завершается тестированием, максимальное количество 5 баллов.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

29

Для того чтобы обеспечить студентам возможность получить дополнительные рейтинговые баллы, предусмотрены поощрительные баллы, начисляемые за дополнительную внеаудиторную работу: выполнение индивидуальных заданий различного характера, в том числе подготовка реферата по актуальной проблеме в области социальной педагогики. Поощрительные баллы начисляются за участие в олимпиадах по социальной педагогике различного уровня, за выступление с научными докладами на научно-практических конференциях, за написание научной статьи. Таким образом, максимальное количество баллов, которые может заработать студент по каждому модуль 30, а положительную оценку по дисциплине в ходе текущей аттестации он получает при сумме баллов в пределах от 40 до 60.

Изучение дисциплины завершается экзаменом или зачетом. Они являются промежуточной аттестацией по дисциплине. Сроки проведения экзаменов определяются факультетом, в соответствии с графиком учебного процесса, а зачеты - в пределах семестра. К промежуточной аттестации допускается студент, набравший по дисциплине 40-60 баллов. С разрешения заведующего кафедрой, в исключительных случаях, возможен допуск к промежуточной аттестации студента, набравшего по итогам семестра менее 40 баллов, с обязательным включением при аттестации дополнительных вопросов и заданий.

Для получения по дисциплине зачета или удовлетворительной оценки студенту в семестре по итогам текущей и промежуточной аттестаций в сумме необходимо набрать не менее 60 баллов. Рейтинговая оценка по дисциплине заносится в ведомость, однако в зачетной книжке выставляется только оценка по 5-балльной системе. Соответствие между стандартной 5-балльной шкалой и 100балльной шкалой устанавливается согласно Положению о рейтинговой системе оценке качества знаний студентов: 60-75 - оценка по пятибалльной шкале «3»; 76-89 - оценка «4»; 90-100 - оценка «5». Анализ научной педагогической литературы, а также нормативно-правовых документов высших учебных заведений показывает, что соответствие между стобалльной шкалой и пятибалльной шкалой в различных вузах разняться.

Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание, что в Приложении к диплому, в которое вносятся результаты аттестации по всем видам учебной

деятельности, предусмотренным учебным планом: учебным дисциплинам, педагогическим практикам, итоговому государственному экзамену, выполнению и защите выпускной квалификационной работы все оценки проставляются только по 5-балльной шкале.

Семестровый рейтинг определяется как средний рейтинг по всем дисциплинам и видам учебной деятельности студента в семестре, предусмотренным учебным планом. Рейтинг студента за учебный год определяется из семестровых рейтингов и рейтинга студента по практике. Общий рейтинг студента складывается из годовых рейтингов и рейтинга студента по результатам государственной аттестации.

Рейтинговые аттестации по дисциплинам проводятся в каждом семестре и включают текущую и промежуточную составляющие. К аттестации по дисциплине приравнивается аттестация по курсовым работам. При выставлении рейтинговой оценки по курсовой работе оценивается деятельность студента в период её выполнения и защиты. Аттестация по практике проводится в процессе её прохождения и отчета по ней. Все оценка выставляются по 100-балльной шкале. Итоговые государственные экзамены по направлениям подготовки, подготовка и защита выпускных квалификационных работ также оцениваются по 100-балльной шкале.

Выпускные квалификационные работы студентов оцениваются членами государственной аттестационной комиссии и научными руководителями. Итоговая рейтинговая оценка за подготовку и защиту выпускной квалификационной работы определяется как средняя сумма баллов членов комиссии и научного руководителя. Итоговая рейтинговая оценка выпускника по итогам государственной аттестации определяется как средняя оценка по государственному экзамену и выпускной квалификационной работе. Успешно выдержавшими государственную аттестацию считается студенты, рейтинги которых находятся в пределах от 60 до 100 баллов.

Результаты подсчета рейтингов студентов используются при определении рейтинга студенческой группы, курса, специальности и факультета. В качестве примера приведем итоги рейтинговой оценки качества знаний студентов психолого-педагогического факультета, обучавшихся по специальности 031300 «Социальная педагогика».

Таблица 1

Итоги рейтингового оценки качества знаний студентов психолого-педагогического факультета

Учебный год Курс Семестр Рейтинг

Группы Курса Специальности Факультета

2009-2010 1 1 82,7 82,7 84,1 86,8

2 84,8 84,8 83,2 84,9

2010-2011 2 3 82,0 82,0 82,0 84,7

4 84,2 84,2 84,1 83,9

2011-2012 3 5 82,5 82,5 85,0 83,3

6 85,57 85,57 85,99 84,5

2012-2013 4 7 85,72 85,72 85,0 85,0

8 86,1 86,1 84,5 85,0

2013-2014 5 9 87,88 87,88 87,9 84,4

10 85,06 85,06 85,1 84,5

Результаты проведенного нами опроса показывают, что студенты положительно относятся к рейтинговой системе оценки качества знаний. Они считают, что использование такой системы оценки делает процесса обучения открытым: студент сам может влиять на свой рейтинг, может заработать дополнительные баллы, наблюдать дина-

мику своих результатов. У них формируются такие качества как целеустремленность, упорство, укрепляется чувство собственного достоинства; появляется стимул учиться лучше. Преподаватели отмечают следующие положительные стороны внедрения рейтинговой системы оценивания качества знаний: улучшилась учебная дисци-

30

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

плина, повысилась заинтересованность студентов в результате обучения. Таким образом, можно сделать вывод том, что данная система успешно дополняет традиционную систему оценки, контроля и учета знаний студентов.

Список литературы

1. Горбунова Т.В. Подготовка будущих социальных педагогов к саморазвитию посредством активных

методов обучения. - Образование и саморазвитие. - К.: Центр инновационных технологий, 2010. - № 3 (19). - С. 9-14.

2. Кукушин В.С. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей - Ростов н/Д.: Марта, 2002. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САМОМЕНЕДЖМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ

Дегтерев Виталий Анатольевич, Ларионова Ирина Анатольевна

Докт. пед. наук, профессоры, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме самоменеджмента, а также актуальности его применения в профессиональной подготовке специалиста в вузе.

Ключевые слова: самоменеджмент, самоорганизация, самомотивация, студент высшего учебного заведения, процесс формирования самоменеджмента.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of self-management, as well as the relevance of its application in the training of specialist in the University.

Keywords: self-management, self-organization, self-motivation, a student of a higher educational institution, the process offormation of self-management.

Растущие требования, предъявляемые к человеку, выдвигают задачу перед специалистами любого профиля, познать себя и воспитать в себе качества, сохраняющие здоровье, выносливость и высокую работоспособность. Каждый специалист должен приобрести жизненные установки на рациональный образ жизни, научиться использовать свои резервные возможности, не повредив здоровью, поэтому свою профессиональную деятельность в новых условиях молодой специалист должен строить с опорой на научно обоснованные процессы управления. Вследствие этого у выпускника вуза должны быть сформированы умения самоменеджмента, которые помогут ему эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Анализ результатов исследований показывает, что производительность и эффективность труда только на 40% зависят от совершенствования техники и технологии, а на 60% зависят от человека, его активности и предприимчивости.

На наш взгляд в этом может помочь будущему специалисту система самоменеджмента. Самоменеджмент предполагает самоорганизацию и саморегуляцию жизни. Вследствие этого у студента следует формировать ключевую компетенцию, компетенцию самоменеджмента [4].

Самоменеджмент — это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова (во времени, пространстве, общении, деловом мире). Л. Зайверт, немецкий профессор, руководитель Института стратегии и эффективного использования времени (г. Хайдельберг, Германия), дает такое определение самоменеджменту: «Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время» [3]. В. Е. Ланкин считает, что «самоменеджмент, а более правильно самоуправление — самостоятельность и личное управление самим собой»

[8]. В. Н. Куликова сводит самоменеджмент к управлению собственным временем — тайм-менеджменту — и определяет его как «динамично развивающуюся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем». По мнению Аниты Бишоф, под самоменеджментом подразумевается понятие и умение самоорганизации [2].

Методологические и теоретические аспекты самоменеджмента отражены в работах Г. Г. Архангельского, П. Берда, А. И. Вронского, Д. А. Гранина, В. Т. и М. Кю-стенмахеров, А. Лакейна, Л. Зайверта, Д. Моргенстерн, Д.

О. Тайлера, Т. Брайана и многих других. Основная цель самоменеджмента состоит в максимально эффективном использовании собственных возможностей для преодоления внешних обстоятельств, оптимизации своего времени. Процесс управления собственной деятельностью в целом складывается из следующих этапов: постановки целей и задач управления, принятия решений по организации выполнения поставленных задач, организации деятельности по выполнению задач и достижению поставленных целей, самоконтроля и контроля итогов.

Проблема самоменеджмента сложна и неоднозначна. Методологической основой самоменеджента является учение русского ученого А.А. Богданова (18731928), которое он обосновал в главном труде своей жизни «Тектология. Всеобщая организационная наука». Умение организовывать себя, по Богданову, - личная тектология. Термин «тектология» происходит от греческого глагола «строить», что применительно к этой теме означает строить всю жизнь, организовывать свою деятельность, формировать свое поведение. Личная тектология - это наука об организации своей жизнедеятельности. Исходным пунктом такой организации Богданов считал сознание и самосознание, желательно тождество сознания и бытия, действия и бытия [3]. Самосознание - основной принцип

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.