Научная статья на тему 'ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / STATE ADMINISTRATION / АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ / REVENUE ADMINISTRATOR / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / CUSTOMS BUSINESS / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS PAYMENTS / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / BUDGET AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладков Андрей Романович

На основе анализа процесса администрирования в сфере государственных финансов определены особенности администрирования таможенных платежей. Представлено подробное описание основных понятий и механизма данной деятельности. По итогам исследования предложены возможные направления использования полученных результатов в теории и практике администрирования доходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND SPECIFIC ASPECTS OF THE CUSTOMS PAYMENTS ADMINISTRATION

Based on the analysis of the administration in field of the public finance the features of the customs payments administration are defined. The detail description for the basic definitions and the mechanism of this activity is presented. According to the research the directions of using the obtained results in theory and practice of the budget revenue administration are proposed.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

А. Р. Гладков

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

На основе анализа процесса администрирования в сфере государственных финансов определены особенности администрирования таможенных платежей. Представлено подробное описание основных понятий и механизма данной деятельности. По итогам исследования предложены возможные направления использования полученных результатов в теории и практике администрирования доходов бюджета.

Ключевые слова: государственное администрирование; администратор доходов; таможенное дело; таможенные платежи; система управления; бюджетные полномочия.

На протяжении многих лет администрирование таможенных платежей играет важную роль в формировании доходов федерального бюджета. Однако до сих пор у этой деятельности нет точного определения. Для восполнения данного пробела рассмотрим ряд логически взаимосвязанных понятий: государственное администрирование, администрирование доходов бюджета, администрирование таможенных платежей и таможенное администрирование.

Большинство современных исследователей государственного управления выделяют в нем два относительно самостоятельных функциональных блока -государственную политику (государственно-политическое управление) и государственное администрирование (государственно-административное управление) [1]. Государственная политика описывается ими как целенаправленная деятельность органов государственной власти по достижению общезначимых целей и решению наиболее важных проблем в отдельных сферах или обществе в целом, а государственно-административное управление - как практическая деятельность государственных органов и их должностных лиц по обеспечению государственной политики посредством реализации своих полномочий в определенной сфере [1; 2]. Государственная политика имеет ярко выраженную стратегическую направленность, в то время как администрирование обеспечивает достижение политических целей на тактическом уровне государственного управления.

Постепенно термин «администрирование» и производные от него термины стали активно использоваться в сфере государственных финансов. В частности, в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) закреплены определения терминов «администратор» и «главный администратор доходов бюджета» [3]. Анализ содержания понятий, номинируемых этими терминами, показал, что второе понятие шире первого, поскольку наряду с реализацией бюджетных полномочий по администрированию доходов бюджета главный администратор занимается координацией деятельности подведомственных администраторов. Исходя из содержания данных понятий и понятия «государственно-административное управление», администрирование доходов бюджета можно представить как практическую деятельность главных администраторов и администраторов доходов бюджета по обеспечению бюджетной политики посредством реализации своих бюджетных полномочий в сфере государственных финансов.

В связи с тем, что на бюджет возложена основная роль в финансировании деятельности государства, задача его формирования становится одним из наиболее важных направлений бюджетной политики. В настоящее время консолидированный бюджет РФ формируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При этом таможенные доходы в целом и таможенные платежи в частности являются определенными разновидностями доходов федерального бюджета. Все это позволяет сделать вывод, что администрирование таможенных платежей представляет собой практическую деятельность таможенных органов по обеспечению поступления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ посредством реализации бюджетных полномочий главного администратора и (или) администратора доходов федерального бюджета.

Проявление общих признаков государственного администрирования в условиях деятельности таможенных органов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) отражает понятие «таможенное администрирование», под которым понимается практическая деятельность наднациональных и государственных, в том числе таможенных, органов ЕАЭС по обеспечению таможенной политики посредством реализации своих полномочий в сфере таможенного дела. По нашему мнению, таможенное дело можно представить как совокупность общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС, а момент пересечения таможенной границы - как момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей. Тем самым таможенное администрирование выступает в качестве объективной предпосылки появления администрирования таможенных платежей. Вместе с тем соотношение этих понятий нельзя описать как часть и целое, поскольку первое понятие может быть включено во второе лишь в той части, которая касается исполнения обязанности по уплате таможенных платежей как условия выпуска товара при таможенном оформлении. Однако администрирование таможенных платежей имеет место до и после отношений таможенных органов с плательщиками, т. е. не только на этапе исполнения федерального бюджета.

Все рассмотренные выше понятия особенно важны с точки зрения практики работы таможенных органов, поскольку позволяют перейти к подробному описанию механизма администрирования таможенных платежей. На наш взгляд, действие такого механизма основано на функционировании определенной системы управления, т. е. на прямом воздействии управляющего субъекта на управляемый объект и движении информации по каналу обратной связи (рис. 1).

В данном случае управляющими субъектами выступают ФТС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы. При этом ФТС России имеет статус главного администратора доходов федерального бюджета и осуществляет свои бюджетные полномочия через Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР), в то время как подчиненные таможенные органы (региональные таможенные управления (РТУ), таможни непосредственного подчинения (ТНП), таможни и таможенные посты) обладают статусом администраторов доходов федерального бюджета и реализуют свои бюджетные полномочия через отделы таможенных платежей [4; 5]. По статусу данным управляющим субъектам соответствуют две категории управляемых объектов:

- отделы таможенных платежей и подчиненные таможенные органы в целом;

оо о

Рис. 1. Администрирование таможенных платежей как процесс функционирования системы управления

- плательщики таможенных платежей: декларант и иные лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы склада временного хранения, владельцы таможенного склада, владельцы магазина беспошлинной торговли и уполномоченные экономические операторы).

Воздействие управляющего субъекта на управляемый объект характеризуется целью и результатом управления. Обобщение положений бюджетного законодательства РФ и базовых документов в сфере таможенного дела позволяет сделать вывод, что цель и результат администрирования таможенных платежей определяются правительством и парламентом в ходе разработки и принятия федерального бюджета и могут быть сформулированы как полное и фактическое выполнение планового задания, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете [3; 6-8].

Движение от цели к результату управления посредством управляющего воздействия описывается совокупностью следующих процессов: решение задач управления, выполнение функций управления, реализация управленческих полномочий, принятие управленческих решений и осуществление практических действий. Следствием общенациональной значимости вопросов формирования государственного бюджета является строгая правовая регламентация деятельности по администрированию таможенных платежей. В первую очередь, она проявляется в подробном описании задач ГУФТДиТР и отделов таможенных платежей [4; 5]. Тем не менее, по отношению к цели администрирования таможенных платежей многообразие этих задач можно объединить в следующие группы:

- установление ФТС России для подчиненных таможенных органов контрольных показателей формирования доходов федерального бюджета (контрольные показатели) на плановый период;

- обеспечение ФТС России и подчиненными таможенными органами выполнения контрольных показателей в текущий период;

- проведение ФТС России и подчиненными таможенными органами анализа выполнения контрольных показателей за отчетный период.

Анализ положения о ГУФТДиТР и типовых положений об отделах таможенных платежей позволил выделить основные виды деятельности по решению указанных задач и соответствующие им функции управления [4; 5]:

1) формирование ФТС России плановых заданий по перечислению таможенных платежей для подчиненных таможенных органов на основе прогнозирования величины их поступления в федеральный бюджет в плановый период;

2) контроль ФТС России и подчиненных таможенных органов за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей;

3) применение ФТС России и подчиненными таможенными органами мер принудительного взыскания таможенных платежей;

4) принятие ФТС России и подчиненными таможенными органами решения о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей;

5) учет таможенных платежей, в том числе задолженности по их уплате, ФТС России и подчиненными таможенными органами;

6) представление ФТС России и подчиненными таможенными органами отчетности о выполнении контрольных показателей;

7) проведение ФТС России совместно с подчиненными таможенными органами анализа величины поступления таможенных платежей в федеральный бюджет за отчетный период.

В зависимости от статуса управляющих субъектов выполнение описанных функций обеспечивается ими посредством осуществления бюджетных полномочий главных администраторов и (или) администраторов доходов федерального бюджета. Результаты исследования этих полномочий позволяют представить процесс их реализации ФТС России и подчиненными таможенными органами в форме непрерывного цикла, интегрированного в бюджетный процесс РФ (рис. 2). Согласно предложенной схеме на начальной стадии бюджетного процесса ФТС России как главный администратор формирует перечень подведомственных администраторов и представляет в Министерство финансов РФ и (или) Федеральное казначейство РФ (на рис. 2 обозначены как МФ и ФК соответственно) прогноз поступления доходов и сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта федерального бюджета [9]. Хотя формально на данном этапе у администратора отсутствуют бюджетные полномочия, в соответствии с типовым положением об отделе таможенных платежей данное подразделение на уровне РТУ осуществляет прогнозирование поступления в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов и иных платежей [5; 9].

На стадии исполнения бюджета ФТС России представляет в Министерство финансов РФ и (или) Федеральное казначейство аналитические материалы по исполнению федерального бюджета в части доходов и сведения, необходимые для ведения кассового плана. В соответствии с представленной схемой именно на данном этапе происходит взаимодействие между таможенными органами и плательщиками таможенных платежей [9]. Ввиду принципиального различия между фактическими действиями по исполнению бюджета и процессами их учета в отдельный блок выделены бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета (см. рис. 2).

В завершение процесса администрирования на стадии подготовки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета ФТС России на основе собственной и представленной подчиненными таможенными органами бюджетной отчетности представляет отчетные документы в Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство и Счетную палату (на рис. 2 обозначена как СП). Движение этой информации по внутренним и внешним каналам формирует в рассматриваемой системе управления обратные связи и позволяет судить о состоянии объекта управления до и после управляющего воздействия. Тем самым оно завершает предыдущее управляющее воздействие и является исходным пунктом следующего. Многократное повторение всей совокупности процессов управляющего воздействия описывает функционирование рассматриваемой системы управления, а через нее - механизм администрирования таможенных платежей.

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Администрирование таможенных платежей имеет общие и специфические черты, проявляющиеся в механизме осуществления данной деятельности. Общие черты характеризуют администрирование таможенных платежей как один из видов практической деятельности государственных органов по обеспечению государственной политики. Специфические черты данной деятельности определяются ее ролью и местом в сферах государственных финансов и таможенного

1 ноября отчетного финансового года - 1 декабря текущего

финансового года Составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета

1 января -31 декабря очередного финансового года Исполнение бюджета

1 января -31 декабря очередного финансового года

Исполнение бюджета в части ведения бюджетного учета

1 апреля - 1 октября года, следующего за очередньш финансовым годом Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМС ЧИЯ ФТС РОССИИ КАК ГЛАВНОГ О АДМИНИСТРАТОРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1. Формирование перечня администраторов доходов федерального бюджета.

2. Представление в МФ и (или) ФК прогноза поступления доходов и сведений, необходи мых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта федерального бюджета

1. Представление в МФ и (или) ФК аналитических материалов по исполнению бюджета в части доходов и сведений, необходимых для ведения кассового плана.

2. Осуществление полномочий администратора доходов федерального бюджета

Осуществление полномочий администратора доходов федерального бюджета в части ведения бюджетного учета

1. Представление в МФ и (или) ФК бюджетной отчетности главного администратора доходов федерального' бюджета.

2. Представление отчетности в СП.

3. Осуществление полномочий администратора доходов федерального бюджета

БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПОДЧИНЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК АДМИНИСТРАТОРОВ ДОХОДОВ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Соответствующие бюджетные полномочия не закреплены нормативными правовыми актами

-Л -V

1. Начисление и контроль правильности исчисления, полноты и своевременности осуществления платежей.

2. Принудительное взыскание платежей и задолженности.

3. Принятие решений о возврате (зачете, уточнении) платежей, а также процентов за несвоевременный возврат.

4. Принятие решений о зачете (уточнении) платежей.

5. Доведение до плательщиков информации, необходимой при перечислении средств

—\ —|/

1. Учет администрируемых платежей.

2. Заполнение и отражение в бюджетном учете первичных документов по администрируемым платежам.

3. Уточнение невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет.

4. Осуществление сверки данных бюджетного учета администрируемых платежей с отчетными данными ФК и принятие мер по устранению расхождений в случае их выявления

—\ —/

Представление бюджетной отчетности и иной информации по администрируемым платежам в ФТС России

оо со

Рис. 2. Бюджетные полномочия таможенных органов по администрированию таможенных платежей

дела. Исследование направлений бюджетной политики и особенностей бюджетной системы РФ позволяет сделать вывод, что администрирование таможенных платежей имеет все ключевые признаки администрирования доходов бюджета. В то же время таможенное администрирование, будучи объективной предпосылкой возникновения администрирования таможенных платежей, не охватывает всех его содержательных аспектов. Следовательно, администрирование таможенных платежей правильнее описывать как один из видов администрирования доходов государственного бюджета, а не как вид таможенного администрирования.

На основе рассмотренных в работе понятий предложено подробное описание механизма данной деятельности. Действие данного механизма в виде функционирования системы управления имеет следующие особенности. Воздействие ФТС России в лице ГУФТДиТР как управляющего субъекта направлено на отделы таможенных платежей, в то время как объектом управления для отделов таможенных платежей и подчиненных таможенных органов в целом являются плательщики таможенных платежей. В обоих случаях оно имеет целью полное выполнение плана по доходам федерального бюджета за счет реализации специфических задач, функций и полномочий таможенных органов. Осуществление управляющего воздействия происходит непрерывно с интеграцией бюджетных полномочий таможенных органов в бюджетный процесс РФ. Формирование бюджетной отчетности и иной информации по таможенным платежам образует в рассматриваемой системе управления канал обратных связей и придает механизму администрирования таможенных платежей завершенный характер.

Совокупность сформулированных выводов о сущности и механизме администрирования таможенных платежей позволяет рассматривать данную деятельность в полном соответствии с ее современным состоянием, однозначно определить ее место в сфере государственных финансов и таможенного дела, а самое главное - систематически применять данные знания в теории и практике администрирования доходов бюджета таможенными органами. Основными направлениями использования результатов исследования могут быть:

- определение границ общей теории администрирования таможенных доходов как предметной области исследований;

- формирование и развитие отдельных научных направлений по изучению администрирования таможенных платежей;

- исследование результативности и эффективности управления финансами в ФТС России в части доходов федерального бюджета;

- сопоставление факторов и условий администрирования таможенных платежей между таможенными органами, между ФТС России и другими ведомствами;

- осуществление сбора, обработки и систематизации статистических данных о состоянии и тенденциях развития рассматриваемой деятельности;

- совершенствование системы показателей администрирования таможенных платежей с учетом взаимосвязей между результатами и факторами данной деятельности;

- проведение анализа достаточности задач управления для достижения цели администрирования таможенных платежей, функций управления - для решения задач управления и т. д.;

- улучшение информационного обеспечения за счет включения новых и доработки существующих форм бюджетной отчетности.

Использованные источники

1. Колчина В. С. Взаимодействие политики и администрирования при подготовке, принятии и реализации политико-управленческих решений: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2006.

2. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник. М.: Юрайт, 2014. 453 с.

3. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.consultant.ru/.

4. Приказ ФТС России от 16.03.2015 № 442 «Об утверждении положения о Главном управлении федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования» [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.consultant.ru/.

5. Приказ ФТС России от 01.04.2011 № 692 «Об утверждении типовых положений о подразделениях таможенных платежей таможенных органов» [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.consultant.ru/.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза (принят Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.consultant.ru/.

7. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.consultant.ru/.

9. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (ред. от 15.10.2014) «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.consultant.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.