Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ'

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2628
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FINANCIAL ACTIVITY / ПОПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА РФ / BUDGET OF THE RF REPLENISHMENT / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ / THE MINISTRY OF FINANCE OF THE RF / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX AUTHORITIES / РЕФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / REFORMING CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недосекова Елена Станиславовна

В статье проводится анализ основ финансовой деятельности таможенных органов, выявляются особенности ее осуществления в сравнении с другими государственными органами РФ, выполняющими задачи аккумуляции денежных средств и пополнения бюджета РФ. Рассматриваются перспективы реформирования таможенных органов после их передачи в ведение Министерства финансов РФ и объединения с налоговыми органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Недосекова Елена Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES AND PERSPECTIVES OF THEIR REFORMING

The article analyzes the foundations of customs authoritiesfinancial activity, reveals peculiarities of its fulfillment compared to other state bodies of the Russian Federation responsible for the budget replenishment. The author assesses the perspectives of reforming customs authorities after their transfer to the Ministry of Finance of Russia and consolidation with the tax authorities.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Е. С. Недосекова

финансовая деятельность таможенных органов и перспективы их реформирования

В статье проводится анализ основ финансовой деятельности таможенных органов, выявляются особенности ее осуществления в сравнении с другими государственными органами РФ, выполняющими задачи аккумуляции денежных средств и пополнения бюджета РФ. Рассматриваются перспективы реформирования таможенных органов после их передачи в ведение Министерства финансов РФ и объединения с налоговыми органами.

Ключевые слова: таможенные органы; финансовая деятельность; пополнение бюджета РФ; Министерство финансов РФ; налоговые органы; реформирование таможенных органов.

В соответствии с указом Президента РФ В. В. Путина от 15.01.2016 Федеральная таможенная служба (ФТС России) перешла в ведение Министерства финансов РФ (Минфин России) [1]. Тем самым Минфину России переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела в целях совершенствования системы администрирования налоговых и неналоговых платежей в России. Предполагается, что Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая также находится в ведении Минфина России, станет ответственной за единый механизм администрирования налогов, таможенных платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Финансовая деятельность занимает важное место в многогранном функционировании таможенных органов РФ. Она является составной частью финансовой деятельности государства в целом, под воздействием которой находятся практически все публичные функции. основные направления финансовой деятельности таможенных органов отражают их нацеленность на решение важнейших государственных задач [2].

В современных условиях деятельность таможенных органов в области финансов направлена на проведение единой финансовой политики, включающей формирование целостной системы управления финансово-экономическим комплексом таможенной службы [3, с. 88]. этот комплекс многообразен и образуется в ходе реализации таких направлений деятельности, как: бюджетное планирование; финансирование; расходование средств бюджета и средств займа Международного банка реконструкции и развития; координация предпринимательской и иной приносящей доход деятельности организаций, находящихся в ведении ФТС России; организация обеспечения оплаты труда должностным лицам, работникам

и пенсионного обеспечения; нормативное регулирование финансово-экономической деятельности; проведение финансовой экспертизы ведомственных целевых программ, государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и др.

Финансовая деятельность таможенных органов проявляется в двух аспектах: в формировании доходной части федерального бюджета (рис.) и в обеспечении (финансировании) государством самих таможенных органов с целью эффективного выполнения возложенных на них задач. Первое, фискальное, направление является определяющим, поскольку от его успешной реализации в большой степени зависит объем доходов бюджетной системы [2]. По итогам 2015 г. сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, составила 4,91 трлн. руб. Эта сумма превышает запланированную на 2015 г. сумму денежных средств (4,88 трлн. руб.) и составляет 37% всех доходов федерального бюджета. Что касается правоохранительной составляющей, то благодаря таможенным органам возвращаются в бюджет немалые суммы: недопущение фактов незаконного возмещения НДС, пресечение таможенных правонарушений, изъятие из оборота контрафактных товаров (по итогам 2015 г. это порядка 30 млрд. руб.) [4; 5].

Рис. Структура доходов федерального бюджета в разрезе администраторов доходов в 2014 г. (в % к общей сумме доходов федерального бюджета) [6, с. 63]

В процессе финансовой деятельности таможенных органов организуются и практически осуществляются формирование, распределение и использование денежных фондов. Денежные фонды создаются в результате реализации таможенными органами важнейшей их функции - взимание таможенных платежей. Кроме того, в состав денежных средств, поступающих в федеральную казну от таможенных органов, входят штрафы, пени и недоимки - результат финансово-правовых санкций, налагаемых за нарушения таможенных правил.

Роснедра Росрезерв ФСИН России

Следовательно, финансовая деятельность таможенных органов РФ направлена на аккумуляцию, распределение и использование финансовых ресурсов федерального бюджета при осуществлении таможенными органами РФ фискальной и правоохранительной функций в целях реализации направлений таможенной политики [3, с. 89].

Фискальная составляющая финансовой деятельности таможенных органов базируется на таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Таможенно-тарифное регулирование - один из основных инструментов поддержания экономической безопасности и в то же время рычаг воздействия на хозяйственную структуру. Как основа финансовой деятельности таможенных органов оно представляет собой совокупность организационных и финансово-правовых мер, используемых в качестве национального торгово-по-литического инструментария для регулирования внешней торговли [3, с. 89].

Важным аспектом организации финансовой деятельности таможенных органов РФ, связанной с пополнением федерального бюджета РФ, является мно-гоуровневость правового регулирования данных отношений. Правовое регулирование таможенных отношений находится на наднациональном уровне в связи с созданием Таможенного союза. Поэтому с 2011 г. таможенное законодательство Таможенного союза включает Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), международные договоры государств - членов Таможенного союза, решения Комиссии Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии).

Ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, и в частности с финансовой деятельностью, решаются в рамках законодательства РФ о таможенном деле. Для их урегулирования разработан Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Помимо этого к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство РФ о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах, в частности Налоговым кодексом РФ (НК РФ). При этом порядок взимания НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, определяется таможенным и налоговым законодательством, а взимание неналоговых таможенных платежей регулируется преимущественно только таможенным законодательством.

Наиболее отчетливо финансовая деятельность таможенных органов проявляется через институт таможенных платежей, установление и уплата которых регулируются как на наднациональном уровне, так и национальным законодательством. В соответствии со ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины, НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, таможенные сборы.

уплата таможенных платежей - одно из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Этот институт основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. отсутствие легитимности в деяниях субъектов влечет наступление в отношении их юридической ответственности и наложение соответствующих санкций, в том числе денежных, которые также поступают в бюджет РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, являются налоговыми доходами федерального бюджета; доходы от ВэД, таможенные пошлины и таможенные сборы - неналоговыми доходами.

Неналоговые доходы бюджета имеют существенные отличия от налоговых поступлений: порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных правовых актов, а не только НК РФ, отличаются занимаемое место в бюджетной классификации, администрирующие органы.

Также необходимо отметить, что таможенные органы в соответствии с НК РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.

Специальные полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц определены ст. 34 НК РФ:

- таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, НК РФ, а также иными федеральными законами;

- должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ для должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности согласно таможенному законодательству;

- таможенные органы в порядке, установленном таможенным законодательством, привлекают к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Следует отметить, что, хотя в январе 2016 г. и было принято решение о переподчинении ФТС России с последующим созданием единого механизма администрирования налогов и таможенных платежей под началом ФНС России, в Правительстве РФ продолжается активное обсуждение идеи объединения таможенных и налоговых органов. В мировой практике встречается объединение фискальных ведомств. Например, в Германии таможенная служба является одним из департаментов Министерства финансов ФРГ, а в США таможенными вопросами занимается отдельная структура, которая охраняет границы (U.S. Customs and Border Protection) и находится в подчинении у Министерства национальной безопасности (United States Department of Homeland Security).

Недавно в состав России вошел Крым, где государственный орган по вопросам налогов и таможни единый. Такой порядок остался от Украины, в которой функции обоих ведомств исполняет Министерство доходов и сборов. Скорее всего, если идея об объединении будет претворяться в жизнь, то апробацию новое ведомство будет проходить в Крыму, на примере уже существующего образования.

Руководитель ФТС России А. Ю. Бельянинов подтвердил, что во многих странах фискальный блок находится под контролем Минфина, включая налоговые и таможенные органы. Но там, по его словам, таможенная служба собирает 1214% от общего объема государственного бюджета. В России таможенная и налоговая службы собирают порядка 90%. Еще одна проблема - сложность управления ведомством, численность которого превысит 200 000 человек. Поэтому вывод А. Ю. Бельянинова: «Если и проводить объединение, то постепенно. Это никоим образом не должно быть поглощением одной службы другой, не должно осуществляться в виде моментальных реформ» [7].

Анализ основ финансовой деятельности таможенных органов позволил выявить главные особенности процесса пополнения бюджета РФ путем установления и взимания таможенных и других платежей таможенными органами и отличия от сферы деятельности налоговых органов. К ним относятся:

- функционирование на основе таможенно-тарифного регулирования;

- различие в уровнях правового регулирования;

- необходимость наднационального правового регулирования и в то же время национального и ведомственного;

- необходимость организации перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, неразрывно связанного с взиманием таможенных платежей;

- ведение одновременно финансовой, правоохранительной и оперативно-розыскной деятельности таможенными органами;

- взимание не только налогов, но и таможенных пошлин, таможенных сборов;

- отнесение ряда таможенных платежей к неналоговым доходам бюджета;

- пополнение бюджета также за счет применения таможенными органами финансово-правовых санкций;

- использование различных баз определения налоговых и таможенных платежей;

- специфичность категории «таможенная стоимость», форм таможенных деклараций и других документов, используемых таможенными органами и участниками ВЭД при перемещении товаров, исчислении и уплате таможенных платежей, и другие особенности, которые не позволят объединить ФТС и ФНС России без ущерба для процесса их функционирования и результатов деятельности. Помимо вышеуказанных особенностей и отличий, трудности при возможном объединении вызовут чрезмерно увеличившаяся штатная численность, аккумуляция 90% бюджетных доходов через один государственный орган, выделение дополнительного финансирования на внесение изменений в документы, штатные расписания, структуры, атрибуты служб и т. д.

Некоторые специалисты считают, что такое объединение может увеличить доходы бюджета, удобнее будет и бизнесу - одним контрольным ведомством станет меньше. «Логика в объединении есть: во-первых, ведомства работают в смежных сферах, но информация одного органа не становится автоматически доступной другому; во-вторых, по внедрению новых технологий ФНС ушла далеко вперед и могла бы распространить опыт на ФТС. Некоторые государства действительно имеют одну фискальную структуру, но в случае с Россией предстоит сумасшедшая реорганизация» [7].

В результате предпринятого в январе 2016 г. переподчинения ФТС России налоговую службу предполагается сделать главным администратором налоговых и неналоговых (в том числе и таможенных) поступлений в бюджет, не объединяя сами органы и не внося изменения в их структуру. Возможно, это позволит объединить информационные базы данных таможенных и налоговых органов, что устранит многие трудности и сократит временные, финансовые и физические затраты как участников ВэД, так и должностных лиц таможенных органов. Такой шаг также позволит оценить способность налоговых органов обрабатывать большой объем информации, обеспечивать аккумуляцию 90% федеральных доходов и надлежащим образом наладить единый механизм администрирования столь разных платежей. однако, как нам представляется, дальнейшие мероприятия по объединению этих органов в функциональном и структурном плане не стоит осуществлять ввиду указанных выше особенностей и отличий.

Использованные источники

1. Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/laws/acts/3/4950.html.

2. Бакаева О. Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14. Саратов, 2005. 482 с.

3. Недосекова Е. С. Финансовое право: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 366 с.

4. ФТС России в 2015 году: цифры и факты [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22239:-2015-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835.

5. ФТС России собрала 4,91 триллиона в федеральный бюджет [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ra/index.php?option=com_content&view=article&id=22388:-491-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835.

6. Заключение Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/upload/iblock/310/310102e46eed959280e9 cc8a16620c55.pdf.

7. ФНС и ФТС могут быть объединены [Электронный ресурс]. URL: http://tk-l.ru/news/ news_post/fns-i-fts-mogut-byt-ob_edineny.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.