Научная статья на тему 'Общевойсковые военные учебные заведения в России после реформ 60-х гг. Xix в'

Общевойсковые военные учебные заведения в России после реформ 60-х гг. Xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ГРАМОТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧИЛИЩ / MILITARY EDUCATION / CADET CORPS / LITERACY / FINANCIAL PROVISION SCHOOLS / TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хвостова И. А.

В 60-е гг. XIX в. в России были проведены крупные реформы в области военного образования, суть которых состояла в отделении общеобразовательного курса от «военно-специального». В статье представлен обзор основ системы военного образования в России после их реализации, речь идет о последней трети XIX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общевойсковые военные учебные заведения в России после реформ 60-х гг. Xix в»

Хвостова И.А.

кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ОБЩЕВОЙСКОВЫЕ ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ РЕФОРМ 60-Х ГГ. XIX в.

Аннотация

В 60-е гг. XIX в. в России были проведены крупные реформы в области военного образования, суть которых состояла в отделении общеобразовательного курса от «военно-специального» В статье представлен обзор основ системы военного образования в России после их реализации, речь идет о последней трети XIX столетия.

Ключевые слова: военное образование, кадетский корпус, грамотность, преподаватели, финансовое обеспечение училищ.

Keywords: military education, cadet corps, literacy, teaching staff, financial provision schools.

В 60-е гг. XIX в. проведены крупные реформы в области военного образования, суть которых состояла в отделении общеобразовательного курса от военно-специального и создании для каждого из них отдельных учебных заведений: военных гимназий (с 1882 г. - кадетских корпусов) и военных училищ. Кроме того, было признано необходимым в офицеры производить только получивших специальное военное образование в учебных заведениях. Поэтому решено было пропускать через них всех, кто ранее получал офицерское звание непосредственно в частях после определенного срока выслуги. Поскольку этот контингент обладал в большинстве своем несравненно худшим общеобразовательным уровнем, чем выпускники военных гимназий, для него были созданы особые училища с облегченной программой, получившие названия юнкерских. Организованы были и общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса, получившие название военных прогимназий, которые готовили к поступлению в юнкерские училища подобно тому, как военные гимназии готовили к поступлению в военные училища. Таким образом, общевойсковые военно-учебные заведения подразделялись на четыре основных типа.

Во-первых, военные училища. В 1863 г. специальные классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных училища, получивших названия: 1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское. Училища в строевом отношении составляли батальоны по 300 юнкеров; время учебы засчитывалось за действительную военную службу. В училища принимались воспитанники кадетских корпусов (военных гимназий), выпускники гражданских средних и высших учебных заведений независимо от сословной принадлежности не моложе 16 лет. Пажеский корпус сохранил свою организацию: его старшие классы соответствовали военному училищу, а младшие - военной гимназии. Такая же структура сохранилась и в Финляндском корпусе. Срок обучения в военных училищах составлял 2 года. Социальный состав военных училищ был преимущественно дворянским.

Во-вторых, юнкерские училища. Юнкерские училища предназначались для получения военного образования юнкерами и унтер-офицерами из

вольноопределяющихся перед производством их в офицеры. Как новый тип военноучебного заведения юнкерские училища появились в 1864 г. По проекту, утвержденному 14 июля, их штат определен в 200 человек (рота) [2, 144]. Юнкерские училища создавались при окружных штабах. Они именовались «пехотными» или

«кавалерийскими» и по городу нахождения. Курс состоял из двух классов: младшего общего и старшего специального. Объем и содержание специального образования диктовались знаниями, навыками, необходимыми для командования батальоном. По

окончании курса юнкера возвращались в свой полк и производились в офицеры. Большую часть офицеров давали именно юнкерские училища. Сословный состав юнкерских училищ очень сильно отличался от состава военных училищ и, тем более, кадетских корпусов: из-за разницы в источниках комплектования потомственных дворян в этих училищах было менее 20 процентов [2, 145]. В 1911 г. все юнкерские училища были преобразованы в военные и как тип военно-учебных заведений перестали существовать.

В-третьих, военные гимназии (кадетские корпуса). В начале 60-х гг. XIX в. в ходе общей реформы народного образования в стране было создано, как известно, два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия (с преобладанием гуманитарных предметов) и реальная (с естественно-математическим уклоном). В русле этих реформ военный министр Д.А. Милютин предложил создать военные гимназии, преобразовав общие классы кадетских корпусов (старшие специальные классы которых уже были преобразованы в военные училища). Строевой состав предполагалось упразднить, заменив большинство офицеров гражданскими преподавателями, и превратить эти заведения из закрытых в открытые, где большинство воспитанников содержалось бы за свой счет, и, таким образом приблизить их к гражданским гимназиям. Осуществление этого проекта началось в 1863 г. В 1873 г. вместо 6-летнего в военных гимназиях был введен 7-летний курс. Все эти гимназии были заведениями «интернатного» типа, имели приготовительный и 6 основных классов. С 1874 г. в военных гимназиях введен конкурсный экзамен. Для подготовки учителей военных гимназий в 1865-1882 гг. при 2-й Петербургской военной гимназии действовали Высшие педагогические курсы, куда принимались лица с университетским образованием.

К началу 80-х гг. выяснилось, однако, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования, не вполне отвечают задаче

профессионального военного заведения» [3, 128]. Кроме того, оказалась недостаточно обеспеченной одна из основных целей подготовительных военно-учебных заведений -давать детям бедных офицеров и чиновников воспитание и образование за государственный счет. Поэтому было решено, оставив эти заведения отдельными от военных училищ, вновь ввести в них строевые роты и строевые занятия в старших классах, заменить гражданских воспитателей строевыми офицерами, а также существенно увеличить число интернов.

22 июня 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса и назывались так до конца их существования. Преподавательский состав был сохранен, но дополнительно был введен штат офицеров-воспитателей. Число учащихся в классе составляло 35 человек. С 1884 г. на казенный кошт стали принимать только детей лиц, прослуживших в офицерских чинах (и военными врачами) не менее 10 лет или уволенных с правом ношения мундира. Из тех, чьи отцы прослужили менее 10 лет, принимались: круглые сироты, чьи отцы умерли на службе; дети убитых и умерших от ран, дети преподавателей кадетских корпусов, прослуживших там не менее 5 лет. Своекоштными воспитанниками принимались дети всех остальных офицеров и потомственных дворян (даже не служивших). Причем те, кто имел право на казенное содержание, но не прошел по конкурсу на выделенные места, платили по 250 рублей в год, остальные — полную стоимость (к 1894 г. — 450 рублей). В 1911 —1914 гг. функционировало 26 кадетских корпусов, где обучалось более 10 тысяч человек. К началу мировой войны их стало 29 с общим штатом в 11 618 кадет. [2, 148]

Программы и учебный план кадетских корпусов последний раз утверждались в 1897 г., но принципиальных изменений не претерпели с самого учреждения военных гимназий. В целом, программы военных гимназий в свое время превосходили программы соответствующих им гражданских заведений (реальных гимназий или училищ) и давали воспитанникам более основательное образование. Что касается сословного состава военных гимназий, то он был преимущественно дворянским.

В-четвертых, военные прогимназии. Они были образованы из училищ военноначальных школ (возникших в 1858 г. из бывших батальонов военных кантонистов), призванных давать образование детям беднейших дворян и нижних чинов. Прогимназии готовили своих воспитанников (детей офицеров и чиновников) к поступлению в юнкерские училища. К началу 1881 г. имелось 8 прогимназий с общим штатом 1735 учащихся [1]. В военные прогимназии принимались дети офицеров, чиновников, дворян и почетных граждан, и сначала состав их мало отличался от состава военных гимназий (разве что потомственных дворян было там значительно меньше), но уже к началу 80-х гг. XIX в. они считались заведениями, принимающими в основном лиц недворянского происхождения.

Таким образом, в ходе реформ 60-х гг. XIX столетия система военных учебных заведений была серьезно модифицирована. Все положительные аспекты данных изменений оказали впоследствии значительное влияние на формирование основ русской армии в целом. Помимо вышеназванных общевойсковых учебных заведений, готовивших офицерские кадры в основном для пехоты и кавалерии, в русской армии существовали специальные военные училища, выпускавшие офицеров артиллерии, инженерных войск и специальных родов службы (топографической, юридической). Эти учебные заведения стояли несколько особняком и система их - предмет отдельного исследования.

Литература

1. Гурковский В. А. Кадетские корпуса в России (XVIII начало XX вв.) // Образование и общество. - 2002. - № 1, 2 или URL: http://www.jeducation.ru/2_2002/gurkowsky.htm

2. Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М.: Центрполиграф, 2003. - 414 с.

3. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870-х годов в России. - М.: МГУ, 1952. - 375 с.

4. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX -XX столетий: 1881-1903. - М.: Мысль, 1973. - 355 с.

5. Харламов В.И. Русская военная школа (1700-1917). - Т 2. - М.: Акад. ПВ ФПС России, 1997. - 277 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.