Петров И.Ф.
Доктор философских наук, профессор. Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар.
Петрова С.И.
Кандидат культурологии, доцент. Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар.
Общество, средства массовой информации и социальные коммуникации*
Аннотация. Статья посвящена средствам массовой информации и социальным коммуникациям. Массовая коммуникация - это один из видов связей с общественностью. И в этом качестве она выступает как механизм и как сфера общественного обмена мнениями, обсуждения социально значимых тем и проблем, а также как площадка и сфера взаимодействия власти и общества. Являясь одним из субъектов управления СМИ одновременно выступают и в качестве объекта управления. Будучи субъектом социальных коммуникаций, они в то же время являются их объектов. Социальные отношения во всем их многообразии выступают в качестве источника и конечным объектом влияния средств массовой коммуникации. В статье показывается, что СМИ способствуют взаимодействию, сотрудничеству, координации между социальными, политическими и экономическими субъектами на основе совместно сформированных поведенческих моделей. Их деятельность по сбору, производству и распространению информации объективно соответствует динамике социального развития. Средства массовой информации являются непосредственным участником социальных коммуникаций, поэтому анализ СМИ вне коммуникативных процессов будет неполным. Коммуникация есть обмен информацией, большая часть которой является продукцией СМИ.
Ключевые слова: общество, СМИ, социальные коммуникации, информация, объект, субъект.
Petrov I.F.
Doctor of Philosophy, Professor. Academy of marketing and socially-information technologies, Krasnodar.
Petrova S.I.
Candidate of cultural studies, Associate Professor. Academy of marketing and socially-information technologies, Krasnodar.
Society, mass media and social communications
Abstract. The article is devoted to mass media and social communications. Mass communication is one of the types of public relations. And in this capacity, it acts as a mechanism and as a
* © Петров и.ф., Петрова С.И., 2023.
Общество, средства массовой информации и социальные коммуникации
sphere of public exchange of opinions, discussion of socially significant topics and problems, as well as a platform and sphere of interaction between government and society. Being one of the subjects of management, the media simultaneously act as an object of management. Being the subject of social communications, they are at the same time their objects. Social relations in all their diversity act as a source and final object of influence of mass communication media. The article shows that the media promote interaction, cooperation, coordination between social, political and economic actors on the basis of jointly formed behavioral models. Their activities in the collection, production and dissemination of information objectively correspond to the dynamics of social development. The mass media are a direct participant in social communications, so the analysis of the media outside of communication processes will be incomplete. Communication is the exchange of information, most of which is the production of mass media.
Key words: society, mass media, social communications, information, object, subject.
Для понимания места и роли сМи в обществе необходимо провести теоретический анализ, в соответствии с которым можно утверждать, что средства массовой информации являются сложной организованной системой, во многих отношениях отражающих жизнь социума. они удовлетворяют информационные потребности как отдельных лиц, так и групп и общественных организаций, способствуя их активному участию во всех сферах жизни общества. сМи способствуют взаимодействию, сотрудничеству, координации между социальными, политическими и экономическими субъектами на основе совместно сформированных поведенческих моделей. их деятельность по сбору, производству и распространению информации объективно соответствует динамике социального развития [10, с. 24].
средства массовой информации являются неотъемлемой частью системы массовых коммуникаций и действуют как социальный институт обладая специфическими характеристиками. являясь одним из субъектов управления сМи одновременно выступают и в качестве объекта управления. Будучи субъектом социальных коммуникаций, они в то же время являются их объектов. социальные отношения
во всем их многообразии выступают в качестве источника и конечным объектом влияния средств массовой коммуникации. следует также учитывать, что средства массовой информации включены в сложный комплекс общественных связей, являясь субъектом и объектом различных социальных отношений. социальное назначение и функции сМи в обществе определяются их природой, основанной на взаимодействии с аудиторией, социальными институтами при помощи прямых и обратных связей.
исследователи выделяют различные функции присущие сМи. Так, например, П. Лазарсфельд и Д. Мер-тон уделили особое внимание социальным функциям, таким, как: функция присвоения статуса, в результате которой средства массовой коммуникации «наделяют престижем и усиливают власть индивидов и групп, легитимизируя... их социальный статус» и функция общественного внимания, способствующая «утверждению социальных норм». Кроме того, они обозначили наркотизирующую дисфункцию: «доступность информационных потоков для рядового слушателя или читателя зачастую способствует их усыплению, наркотизации, нежели активности» [6, с. 138-144].
А. Бергер и Д. Мак-Куэйл структурировали функции сМи в зависимости от уровня общества и личности. В первом случае выделяются следующие группы функций: информационная, социальной связи, обеспечение преемственности, рекреативная. Что касается уровня личности, исследователи предложили иную структуру функций сМи [5, с. 69-70].
А.и. соловьев анализируя функции сМи к уже озвученным информационной, присвоения статуса, социальным проблемам, наркотизации, добавляет представления интересов, критики правительства и центров власти, социализации, защиты социально незащищенных слоев, опережающей диагностики [9, с. 78-70]. Есть и другие точки зрения. например, называют только информационную, аналитическую и развлекательную [11, с. 25-27].
Анализ функций средств массовых коммуникации позволяет сделать вывод, что функции сМи трансформируются в соответствии с ролью информации в обществе. Чем оно информационней, тем более многогранные и важные функции начинают выполнять и приобретать сМи. структура функций сМи подвержена трансформации в зависимости от особенностей конкретной социально-политической и экономической системы. Это необходимо учитывать при анализе информационных процессов и взаимосвязей. однако в любом случае реализация сМи своих функций в комплексе коррелирует с выполнением одной из важнейших задач: интеграции общества. В современных условиях задача интеграции связана с демократическими процессами, что подразумевает необходимость предоставления массовой аудитории возможность получения информации о различных взглядах на социально зна-
чимые события и проблемы, а также для обсуждения этих взглядов и, исходя из этого, находить взаимоприемлемые позиции и решения. Кроме того, демократический потенциал средств массовой информации реализуется за счет возможности предавать гласности значимые факты антиобщественных действий, отступления от закона, норм общественного порядка и морали. однако реализация демократического потенциала сМи ограничена экономическими и политическими отношениями, которые характерны не только для определенной политической системы. их конфигурация, которая отличает каждое конкретное общество, играет важную роль. Это противоречие характерно для многих обществ.
средства массовой информации являются непосредственным участником социальных коммуникаций, поэтому анализ сМи вне коммуникативных процессов будет неполным. Коммуникация есть обмен информацией, большая часть которой является продукцией сМи. «Коммуникация осуществляется одним или же всеми существующими способами: действие, направленное на других, взаимодействие с другими людьми и реакция на действия других людей» [2, с. 23]. Коммуникация позволяет людям устанавливать определенные формы взаимодействия в процессе разнообразных социальных действий, поддерживать друг с другом связь на основе общности интересов. она является наиболее важным механизмом становления и функционирования личности.
Коммуникация в социуме противоречива точно так же, как социальная сфера, в которой действуют участники коммуникационного процесса. В нем переплетаются массовые, групповые и межличностные коммуникации, част-
ные и социальные, индивидуальные и общие, политизированные и деидео-логизированные мифы и реалии. Это нашло отражение в подходах изучения СМИ и ее разновидности, политической коммуникации.
К. Дойч, предложивший кибернетическую модель коммуникации, интерпретировал политическую систему как особую форму и совокупность информационно-коммуникационных действий, выполняемых между менеджерами и управляемыми: получение и отбор информации, обработка и оценка информации, принятие решений на ее основе, осуществление решений и обратная связь [12].
Д. Истон и Г. Алмонд предложили свой собственный подход к анализу функционирования власти с учетом механизмов распространения ценностей и другого социально значимого содержания. В рамках этой модели признается, что политическая система имеет свои собственные социальные потребности, которые могут быть удовлетворены только с помощью СМИ. Политическая система также реализует набор политических позиций и способов реагирования на различные ситуации и вызовы с учетом многообразия общественных интересов [1; 4]. В следствии этого СМИ играют одну из ключевых ролей в социальной сфере, в частности в политике. Однако, по мнению Ю. Хабермаса, средства массовой информации становятся более монополизированными, а это ведет к тому, что они все меньше и меньше выполняют свою основную и прямую функцию -предоставления достоверной и разнообразной информации общественности, что в конечном итоге приводит к упадку публичной сферы.
Сторонники постмодернистской модели коммуникации, обращая вни-
мание на новые качественные и количественные масштабы развития меди-асферы, утверждают, что эти процессы сопровождаются новыми тенденциями во взаимоотношениях общества и власти, общества и внешней среды. Некоторые исследователи, изучая открытые общества, пришли к выводу, что следствием экспансии средств массовой коммуникации стал отход массовой аудитории от желания рассматривать те или иные события с одной точки зрения [3]. Экспансия средств массовой информации обеспечила доступ к информации различным социальным слоям населения, разным странам и регионам, что также способствует разнообразию мнений, оценок, точек зрения на одни и те же проблемы и события. Для такой аудитории существует множество реальностей, значений и интерпретаций фактов. Эта множественность порождает парадоксальные последствия: постоянно растущее разнообразие знаков ослабляет их способность что-то значить для людей.
Массовая коммуникация - это один из видов связей с общественностью. И в этом качестве она выступает как механизм и как сфера общественного обмена мнениями, обсуждения социально значимых тем и проблем, а также как площадка и сфера взаимодействия власти и общества. То есть следует говорить о различных источниках получений информации (СМИ, политические, общественные организации, органы государственной власти, коммерческие структуры и т.д.). Каналы передачи информации также разнообразны. В то же время массовые социальные коммуникации могут быть инициированы государственными органами, бизнес-структурами и различными общественными и социальными организациями. В отличие от политических коммуникаций,
социальные коммуникации не обязательно связаны с вопросами распределения и реализации власти, с властными отношениями.
определяющей характеристикой массовой социальной коммуникации является массовый и общедоступный характер распространяемой информации. ее семантические границы должны быть открыты для широкого круга коммуникаторов и получателей, а это означает, что информация в рамках информационно-коммуникационных отношений претерпевает определенные преобразования. То или иное событие является лишь предпосылкой для информации. Такая трансформация происходит, если в ней заинтересованы определенные участники социальных отношений. событие становится социальным фактом в том случае, если оно вызывает интерес массовой аудитории. Это необходимое условие, но не единственное. Его включение в массовые коммуникации возможно только через сМи. Только в этом случае событие преобразует социальный факт в социально значимую новость. Если событие привлекает общественное внимание, мы можем говорить о его превращении в тему [7]. следует отметить, что поддержание интереса к теме требует использования комплекса усилий, технологий и творческого подхода. Когда это удается и внимание массовой аудитории к теме не ослабевает, тогда она может преобразоваться в супертему. содержание массовой социальной коммуникации характеризуется сложностью и внутренней противоречивостью. отношения в области информации и массовых коммуникаций подлежат формальному и неформальному регулированию. В этой области применяются административные, правовые, этические
и другие нормы и стандарты. Часто только анализ конкретной ситуации, контекста и мотиваций участников информационно-коммуникационных отношений позволяет нам ответить на вопросы касающиеся содержания массовых коммуникаций.
система массовых социальных коммуникаций имеет сложную внутреннюю структуру. Каждый из ее агентов обладает собственными ресурсами для реализации своих информационных интересов, доступом к различным коммуникационным технологиям, источникам информации и каналам ее распространения.
Таким образом, специфическая роль средств массовых коммуникации и социальных коммуникаций заключается в том, что они, с одной стороны, обеспечивают распространение социальный информации между всеми элементами социальной системы (реализация информационно-коммуникационных отношений происходит горизонтально), с другой, сМи и социальные коммуникации способствуют информационному взаимодействию в рамках горизонтальных связей как внутри политической системы, так и между политической системой и окружающей средой [8]. определяющим и обязательным звеном социальной коммуникации являются средства массовой информации. Воздействие сМи сводится к побуждению реципиентов к определенной деятельности и поведению осуществляемому в рамках принятым в обществе норм, или к таким формам социальных действий, которые разделяет коммуникатор. он может поддерживать и одобрять ценности, уже принятые обществом или предпринимать усилия по их дискредитации, а затем заменять новыми. Действия коммуникатора могут как
найти поддержку в других СМИ, так и встретить сопротивление.
References
[1] Almond G. Comparative Politics Today: A World
Review. - M.: Aspect Press, 2002. 537 p.
[2] Bryant J. Fundamentals of Media Impact / Jennings Bryant, Susan Thompson. - M.: Williams, 2004. 425 p.
[3] Vattimo D. Transparent society. - M.: Logos, 2002. 128 p.
[4] Easton D. Categories of systemic policy analysis. -
M.: Gardariki, 2000. P. 19-331.
[5] Komarovsky B.C. Public service and media. - Vo-
ronezh: VGU, 2003. 114 p.
[6] Lazarsfeld P., Merton R. Mass communication, mass tastes and organized action. - M.: Moscow: URSS, 1999. 239 p.
[7 Petrova S.I. Needs and consumption in the modern social context // Omsk Scientific Bulletin. 2010. № 1 (85). P. 209-212.
[8] Petrov L.I. Need as a subject of socio-cultural reflec-
tion // Omsk Scientific Bulletin. 2012. № 3 (109). P. 238-242.
[9] Political communications. - M.: Aspect Press, 2004. 331 p.
[10] Popov V.D. Informatiology and information policy. - M.: RAGS, 2001. 116 p.
[11] Mass media of Russia. Moscow: Aspect Press, 2006. 378 p.
[12] Deutsch К. Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. - New York: The Free Press of Glencoe,1963. 316 p.
Список литературы
[1] Алмонд Г. Сравнительная политология сегод-
ня: мировой обзор. - М.: Аспект Пресс, 2002. 537 с.
[2] Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дженнингз Брайант, Сузан Томпсон. - М.: Вильямс, 2004. 425 с.
[3] Ваттимо Д. Прозрачное общество. - М.: Логос,
2002. 128 с.
[4] Истон Д. Категории системного анализа поли-
тики. - М.: Гардарики, 2000. С. 19-331.
[5] Комаровский B.C. Государственная служба и СМИ. - Воронеж: ВГУ, 2003. 114 с.
[6] Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное действие. - М.: Москва: УРСС, 1999. 239 с.
[7 Петрова С.И. Потребности и потребление в современном социальном контексте // Омский научный вестник. 2010. № 1 (85). С. 209-212.
[8] Петров Л.И. Потребность как предмет социокультурной рефлексии // Омский научный вестник. 2012. № 3 (109). С. 238-242.
[9] Политические коммуникации. - М.: Аспект
Пресс, 2004. 331 с.
[10] Попов В.Д. Информациология и информационная политика. - М.: РАГС, 2001. 116 с.
[11] Средства массовой информации России. -М.: Аспект Пресс, 2006. 378 с.
[12] Deutsch К. Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. - New York: The Free Press of Glencoe,1963. 316 p.