Научная статья на тему 'Особенности освещения внешней политики России в зарубежных сми как PR-инструмент'

Особенности освещения внешней политики России в зарубежных сми как PR-инструмент Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
737
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ИНТЕРНЕТ / ПРЕССА / АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Натанян Р.С., Нaзaрeтян A.П.

В статье затронуты особенности представления внешней политики России в зарубежных СМИ. Даны четкие понятия определениям средства массовой информации, политические коммуникации, а также связь с общественностью. Подчеркнуты яркие приемы использования PRинструментов в иностранной прессе, нацеленные на политическую и социальную сферу жизнедеятельности. Представлены примеры образа внешней политики России в зарубежных странах. Отмечены результаты исследовании экспертов изучающие формирования образа России в англоязычных СМИ. Перечислены стратегии формирования имиджа России. Проанализированы более 12 зарубежных СМИ, и более 56 новостных текстов. Выделены методы использования PRинструментов в иностранных средствах массовой информации. Перечислены методы исследования и анализа данной тематики. Также причислены труды ученных которые исследовали образ России в зарубежных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности освещения внешней политики России в зарубежных сми как PR-инструмент»

Особенности освещения внешней политики России в зарубежных СМИ как РВ-инструмент

Натанян Рузанна Сероповна,

магистр, кафедра коммуникационных технологий, Институт международных отношений и социально-политических наук, Московский государственный лингвистический университет, ruzanna.mag@gmail.com

Нaзaрeтян ^^ндр Огaнeсович,

магистр, кaфeдрa логистики и коммерции, Бaйкaльский госудaрствeнный университет, Nlek200@mail.ru

В статье затронуты особенности представления внешней политики России в зарубежных СМИ. Даны четкие понятия определениям средства массовой информации, политические коммуникации, а также связь с общественностью. Подчеркнуты яркие приемы использования PR-ин-струментов в иностранной прессе, нацеленные на политическую и социальную сферу жизнедеятельности. Представлены примеры образа внешней политики России в зарубежных странах. Отмечены результаты исследовании экспертов изучающие формирования образа России в англоязычных СМИ. Перечислены стратегии формирования имиджа России. Проанализированы более 12 зарубежных СМИ, и более 56 новостных текстов. Выделены методы использования PR-инструментов в иностранных средствах массовой информации. Перечислены методы исследования и анализа данной тематики. Также причислены труды ученных которые исследовали образ России в зарубежных СМИ. Ключевые слпвa: средства массовой информации, политические коммуникации, связь с общественностью, интернет, пресса, аудитория.

СМИ сегодня - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенным уровнем организации и заслуживающая глубокого внимания и широкого изучения со стороны разного рода социальных наук. И надо отметить, что феномен средств массовой коммуникации и массовой информации не обделены вниманием со стороны исследователей. Особенно уделяется внимание тому как происходит сам процесс коммуникации, а также взаимодействию СМИ и аудитории.

К современным СМИ относятся: радио, пресса, телевещание и Интернет. Каждый из которых характеризуется уникальным набором медийных свойств, которые оказывают существенное влияние на восприятие слушателей и языковую подачу текста. На сегодняшний день самые распространенные СМИ - Интернет-СМИ.

СМИ являются самым основным каналом получения информации о ситуациях, происходящих во внешней политики страны. Они дают представление всей картины мира той или иной страны, играет важную роль в формировании общественного сознания, касаясь всех сфер общества, в частности политики.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что образ России в зарубежных СМИ обусловлен современной конфликтной политической ситуацией, где Россия является одним из ключевых участников международной арены. Позитивное формирование имиджа страны - одна из самых насущных современных проблем, ведь внешняя политика напрямую зависит от образа государства в мировом сообществе.

В нашей работе мы обращаем внимание на освещение (создание) образа внешней политики России в зарубежных СМИ в связи с тем, что вопросам политики в целом, и внешней политики России, в частности, в иностранном новостном поле всегда уделялось много внимания, как самими СМИ, так и их аудиторией.

Для написания данной статьи использовались труды таких авторов, как А. Б. Бу-шев, Э. А. Галумов, О. С. Драгачева, М. Р. Желтухина, Р. Царукян, А. А. Баранова, К. И. Белоусовой, Ю. С. Патисовой, А. П. Чудиновым, а также данные из различных источников научных статей и литературы, журналов периодических изданий, ресурсов сети Интернет.

Объектом исследования выступили тексты зарубежных СМИ последних двух лет (2017-2018 гг) на английском языке о России.

Предметом исследования являются PR-инструменты формирования образа России в англоязычных СМИ.

В процессе написания статьи применялись следующие методы исследования: лингвистический анализ текста для выявления системы языковых средств, метод интерпретаций, сравнительно-сопоставительный метод, методы анализа и синтеза, метод экспертных оценок.

Основываясь на тематике представления СМИ о внешней политике, нужно подчеркнуть понятие Public Relations, которое характеризуем, как создание и управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов для объективного осмысления политических и экономических процессов.

Не зря выделяют политический PR, который в свою очередь представляет собой специализированную деятельность субъектов политики, направленная на эффективное управление их публичной коммуникацией и повышение политической конкурентоспособности за счёт привлечения общественной поддержки [1, с. 45-46].

Осуществление политических коммуникации через СМИ позволяет говорить о том, что они выступают в роли активного субъекта политической жизни. Создается образ страны, который влияет на внешнюю политику государства и на мнение общества.

Существуют три способа коммуникации:

- коммуникация через прессу;

- коммуникация через организации (политические партии, научные центры консультационные службы);

- коммуникация через неформальные контакты на основе личных связей.

О À

es

S

2 a

9

CS

сч £

б

а

2 о

Политической коммуникации свойственна информационно-пропагандистская деятельность по созданию и распространению социально-политической информации, направленной на формирование образа мыслей и действий общества [2, с. 104].

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизованных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток «организованных» новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие

Наиболее значимые для общественности и наиболее обсуждаемые темы в СМИ получили название медиатопиков (регулярно воспроизводимых тем). Тематические составляющие зависят от страны и культуры. Например, из постоянных тем для британских СМИ является освещение подробностей частной жизни членов королевской семьи и высокопоставленных политиков. Если обратиться к темам российского медиаландшафта, то значительную долю занимают новости о коррупции и криминальных разборках.

В своей работе «Создание политического имиджа России в зарубежных СМИ» М. Р. Желтухина и А. В. Омельчен-ко выделили следующие стратегии формирования имиджа России:

- позиционирование России или намеренное умолчание;

- возвышение или снижение имиджа России;

- манипулирование слабыми сторонами России (цивилизованность, коррупция и т. п.);

- распространение кратких новостных сообщений анти-рекламного характера;

- персонализация политических вопросов (авторитарный стиль управления, вертикаль власти, нарушение прав человека);

- противопоставление личностных качеств лидеров государства, правящей элиты и оппозиции (плохое образование и воспитание, низкое происхождение, маргинальность);

- использование прямых и косвенных выпадов и оскорблений;

- систематическое развертывание определенных взглядов и образа действий России, ее политических лидеров на протяжении определенного времени (правление Петра I, Ленина, Сталина, Путина, Медведева).

Исследователи утверждают, что на формирование образа оказывают большое влияние стереотипы, существующие в сознании жителей зарубежных стран и широко распространяемые иностранными СМИ. Темы, которые освещаются, зависят от политической ситуации в мире, поскольку СМИ сообщают актуальные события на сегодняшний день. Но независимо от тем и времени, прослеживается закономерность формирования чаще негативного образа России, чем позитивного. С данной страной ассоциировались культурная отсталость, агрессия, военно-полицейский режим и т.д [3, с. 202-203].

Исследователи отмечают, что телепрограммы США, Великобритании и всемирные каналы информируют в основном о криминальных событиях в России. Последнее время на формирование негативного имиджа России активно влияют СМИ Германия и Украины, помимо США и Великобритании. Ярко выраженной тенденцией является «демонизация» России и, в частности, российского президента В. В. Путина. В настоящее время образ России неразрывно связан с образом российского главы государства.

В зарубежных СМИ в целом преобладает скептическая, а зачастую негативная тональность освещения основных изменений, происходящих в России. Высказывается мысль, что России, в отличие от восточноевропейских государств и некоторых бывших республик СССР, так и не удалось полностью усвоить демократические принципы развития и стать частью западного сообщества. В зарубежном информационном поле постоянно присутствуют темы «авторитарного режима Кремля» [4, с. 11], ущемления свободы прессы,опасного социального расслоения российского общества. Постоянными информационными поводами для негативных комментариев остаются такие проблемы, как коррупция, «бюрократическое равнодушие» [4, с. 5], убийства чиновников, предпринимателей и журналистов, откровенная социальная пассивность большинства граждан России.

В последнее время некоторые СМИ Европы описывают в большинстве случаев внешнюю политику РФ как «наступательная, энергичная и использующая экономические рычаги давления на оппонентов» [5, с. 69]. Подчеркивается, что Москва не только стала оказывать еще большее влияние на процессы на постсоветском пространстве, но и все настойчивее диктует свои геополитические требования в ближнем и дальнем зарубежье [6, с. 21].

Однако не во всех зарубежных странах России присваиваются отрицательные характеристики. Положительное отношение граждан и одобрение позиции России со стороны властей отмечается в СМИ восточных стран. Среди таких государств можно отметить Сербию и Китай, страны Закавказья. Содержание политического дискурса данных стран составляют новости об акциях поддержки России и о высокой степени одобрения деятельности российских политиков, которая проявляется не только на уровне населения страны, но и на государственном уровне - присвоение различных наград российским лидерам [7, с. 15].

Таким образом, с одной стороны находятся страны, настроенные на сотрудничество с Россией, с другой - относящиеся к России негативно.

Рассчитываем, что представители зарубежных СМИ будут придерживаться принципов высокопрофессиональной журналистики, нацеленной на объективное отражение современного мира. Надеемся, что ими будут применимы лояльные PR-инструменты в деле развития международного сотрудничества на равноправной и взаимовыгодной основе.

Литература

1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ/Пер. с анг. В.В. Куле-бы Я.А. Лебеденка. М., 2016. - 432 с.

2. Будаев, А. В. Зарубежная политическая лингвистика [Текст]: учеб. пособие / О. В. Александрова, А. П. Чудинов.

- Екатеринбург, 2017. - 252 с.

3. Галумов, Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования [Текст] / Э. А. Галумов. - М. : Известия, 2018. - 446 с.

4. Зегонов, О. В. Роль «глобальных» СМИ в мировой политике [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. полит. наук. / О. В. Зегонов. - Москва, 2017. - С. 16.

5. Зубанова Л.Б. Контент-аналитические методы исследований СМИ: обзор подходов // Знак: проблемное поле ме-диаобразования. 2015. №7. С. 69-72.

6. Кретов, Б. Е. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества [Текст] / Б. Е. Кретов / /Социальногуманитарные знания. - 2014.

- №1.

7. Царукян, Р. Образ России в средствах массовой информации в условиях информационной войны [Электронный ресурс] : материалы науч. конф. / Р. Ца-рукян. URL: https://goo.gl/dfZQud (дата обращения 20.04.2019).

Features of Russia's foreign policy

coverage in foreign media as a pr-tool

Natanyan R.S., Nazaretyan A.O.

Moscow State Linguistic University, Baikal state university

The article touches upon the peculiarities of the presentation of Russian foreign policy in foreign media. Clear concepts are given to definitions of the media, political communications, and public relations. Highlighted the techniques of using PR-tools in the foreign press, aimed at the political and social sphere of life. Examples of the image of Russian foreign policy in foreign countries are presented. The results of the study of experts studying the formation of the image of Russia in the English-language media are noted. Lists the strategy of forming the image of Russia.

Analyzed more than 12 foreign media, and more than 56 news texts. The methods of using PR-tools in foreign media are highlighted. The methods of research and analysis of this subject are listed. Also listed are the works of scientists who investigated the image of Russia in foreign media. Keywords: mass media, political communications,

public relations, Internet, press, audience. References

1. Bryant D., Thompson S. Basics of the impact of

the media / Per. from ang. V.V. Kuleba Ya.A. Lebedenka M., 2016. - 432 p.

2. Budaev, A. V. Foreign Political Linguistics [Text]:

studies. manual / O. V. Alexandrova, A. P. Chudinov. - Ekaterinburg, 2017. - 252 p.

3. Galumov, E. A. The international image of Russia:

the strategy of formation [Text] / E. A. Galumov.

- M.: Izvestia, 2018. - 446 c.

4. Zegonov, O.V. The Role of "Global" Media in

World Politics [Text]: author. dis. ... Cand. watered sciences. / O.V. Zegonov. - Moscow, 2017. - p. 16.

5. Zubanova L.B. Content-analytical methods of

media research: a review of approaches // Sign: the problem field of media education. 2015. №7. Pp. 69-72.

6. Kretov, B. Ye. Mass communication media - an

element of the political system of society [Text] / B. Ye. Kretov // Social and Humanitarian Knowledge. - 2014. - №1.

7. Tsarukyan, R. The image of Russia in the media

in the conditions of information war [Electronic resource]: materials of scientific. conf. / R. Tsarukyan. URL: https://goo.gl/dfZQud (appeal date 04/20/2019).

О

3

Ю

s

2 e

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.