Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИСТОЧНИКА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИСТОЧНИКА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
792
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ФУНКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / EDUCATION / MASS COMMUNICATION / THE FUNCTIONS OF THE MEDIA / PRINT MEDIA / ELECTRONIC MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Запорожец О.А.

В статье охарактеризованы средства массовой информации как основные источники просветительской деятельности в современных условиях. Рассмотрены отличительные черты средств массовой информации и их особенности. Проанализированы их функции и рассмотрена возможность реализации культурно-просветительской функции в качестве источника родительского просвещения. Кроме того, в статье выделены и проанализированы виды использования средств массовой информации при решении определенных задач. Средства массовой информации используют в основном для получения информации, личной идентификации, интеграции, социальной интеракции и развлечения. Установлено, что знание функций средств массовой информации и их потенциальных возможностей необходимо точного определения возможностей их применения, в том числе, и в сфере родительского просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS MASS MEDIA AS A SOURCE OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The article described the mass media as the main sources of educational activity in modern conditions. There was examined the distinguishing features of the media and their features. We analyzed their function and consider the implementation of cultural and educational functions as a source of parental education. Furthermore, the article selected and analyzed uses media for solving certain tasks. The media are used primarily to obtain information, personal identification, integration, social interaction and entertainment. it was found that knowledge of the functions of the media and their potential need to accurately determine the capabilities of their use, including in the field of parent education.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИСТОЧНИКА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

тем, что используются на производстве. В условиях плановой экономики предприятия обеспечивали учреждения СПО необходимым оборудованиям, таки образом участвовали в подготовке собственных кадров.

Группа материально-технических факторов предполагает:

• состояние условий, поддерживающих изменения в училище;

• состояние экономических ресурсов;

• наличие учебных мастерских и полигонов;

• наличие современного оборудования;

• адекватное финансирование.

Наличие квалифицированных кадров, как группа внутренних факторов, не сводится к простому наличию в штате необходимых специалистов, а предполагает так же:

• уровень стабильности кадров;

• уровень целенаправленной деятельности педагогического коллектива;

• уровень осознания педагогическим коллективом необходимости развития училища;

• уровень творческого подхода к деятельности по развитию училища;

• уровень профессиональной квалификации кадров.

Важным моментом в представленной модели является то, что источни-ком кадрового потенциала выступают как ВУЗы, так и предприятия и организации, предоставляю-

щие специалистов для ведения практических курсов дисциплин.

Выводы из данного исследования и перспективы. В завершении следует отметить, что развитие системы среднего профессионального образования следует рассматривать не на микро уровне, то есть внутри отдельных учебных заведений, а на макро уровне, в совокупности с другими элементами предложенной модели. Это позволяет учитывать основные факторы, влияющие на состояние СПО и выявить объективные требования к содержанию обучения, продиктованные экономическими реалиями.

Существующая взаимосвязь среднего профессионального образования с другими элементами модели системы позволяет достичь эмерджентность. Вместе с тем достижение системного эффекта возможно лишь при наличии внутреннего потенциала. В связи с этим целесообразно регламентировать влияние всех компонентов на внутренние факторы развитие системы среднего профессионального образования.

Литература.

1. Блауберг И. В. Системный подход / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин // Философский энциклопедический словарь. -М. : Сов. энциклопедия, 1983. - С. 612-614.

2. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. - М. : Наука, 1978. - 379 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИСТОЧНИКА

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Запорожец О.А.

аспирант,

Харьковского национального университета им. Г.С. Сковороды

CHARACTERISTICS MASS MEDIA AS A SOURCE OF EDUCATIONAL ACTIVITY Zaporozhets O.A., postgraduate student, H.S. Skovoroda Kharkov National Pedagogical University

АННОТАЦИЯ

В статье охарактеризованы средства массовой информации как основные источники просветительской деятельности в современных условиях. Рассмотрены отличительные черты средств массовой информации и их особенности. Проанализированы их функции и рассмотрена возможность реализации культурно-просветительской функции в качестве источника родительского просвещения. Кроме того, в статье выделены и проанализированы виды использования средств массовой информации при решении определенных задач. Средства массовой информации используют в основном для получения информации, личной идентификации, интеграции, социальной интеракции и развлечения. Установлено, что знание функций средств массовой информации и их потенциальных возможностей необходимо точного определения возможностей их применения, в том числе, и в сфере родительского просвещения.

ABSTRACT

The article described the mass media as the main sources of educational activity in modern conditions. There was examined the distinguishing features of the media and their features. We analyzed their function and consider the implementation of cultural and educational functions as a source of parental education. Furthermore, the article selected and analyzed uses media for solving certain tasks. The media are used primarily to obtain information, personal identification, integration, social interaction and entertainment. It was found that knowledge of the functions of the media and their potential need to accurately determine the capabilities of their use, including in the field of parent education.

Ключевые слова: средства массовой информации, просвещение, массовая коммуникация, функции средств массовой информации, печатные средства массовой информации, электронные средства массовой информации.

Keywords: the mass media, education, mass communication, the functions of the media, print media, electronic media.

Постановка проблемы

Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, а вопросы взаимоотношения общества и средств массовой информации (СМИ), степени свободы СМИ от общества, власти и государства приобретают особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, а также его просветителя. При этом они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль [1, 2].

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы изучения особенностей использования СМИ, как источника просветительской деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций

Актуальными вопросами исследования средств массовой информации, в том числе и как источника просветительской деятельности, в разные годы занимались Дж. Брайант, С.1. Ноу1ап4 Г.Г. Почепцов, Г.П. Бакулев, Е.Б Лукиева и многие другие. Кроме изучения специфических особенностей СМИ также изучается и негативные последствия их использования. Так О. Петрунько в своей монографии «Дети и медиа: социализация в агрессивной медиасреде» исследовала негативные последствия для подрастающего поколения неконтролируемого доступа к различным медиаресурсам [1-6].

На современном этапе исследованием данного вопроса занимаются Ю.Г. Гаврилец, В.В. Ризун, М.В. Бутирина и многие другие [7-9].

Выделение ранее не решенных частей общей проблемы

Проведенный анализ исследований в данной области выявил недостаточную глубину исследования проблемы родительского образования средствами массовой информации. В первую очередь внимание в данной сфере сконцентрировано на родителях дошкольников как на основной целевой группе, а вопросы, рассматривающиеся при этом здоровья, не затрагивая в основном воспитание и взаимодействие в семье. Поэтому в данной статье рассматриваются основные пути и возможности повышения общего уровня родительского образования всеми видами средств массовой информации.

Цель статьи

Целью исследования является характеристика средств массовой информации как источника просветительской деятельности для разработки научно-практических основ

развития родительского просвещения при их помощи.

Характеристика основных видов и функций средств массовой информации

Средства массовой информации являются одним из самых вместительных и эффективных каналов связи между источниками и потребителями информации (обществом). Они имеют определенные отличительные черты, благодаря которым их можно классифицировать и которые необходимо учитывать для их эффективного использования в просветительской деятельности. Отличительными чертами СМИ являются:

- публичность или массовость, что объясняется практически неограниченным кругом потребителей информации;

- наличие специальных технических устройств и аппаратуры для передачи информации;

- наличие специалистов, которые готовят и осуществляют выпуск информации (журналисты, редакторы, издатели и т.п.);

- косвенность, то есть разделенность во времени и пространстве взаимодействие коммуникационных партнеров;

- однонаправленность информационного воздействия, то есть невозможность изменения ролей коммуникатора и реципиента;

- непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате внимания, проявленного к той или иной передачи или статьи [1].

Современные СМИ классифицируются по следующим критериям:

- по форме собственности (государственные, частные, корпоративные);

- по широте распространения (центральные и региональные);

- по стилю (серьезные, бульварные или массовые, желтые или скандальные);

- по периодичности (ежедневные, еженедельные, ежемесячные);

- по жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные);

- по способу передачи и мощности радио- и телесигнала.

Однако ни один из вышеприведенных критериев не является уникальным для всех СМИ, потому целесообразно их классифицировать на печатные и электронные:

- печатные: газеты, журналы, альманахи и т.д.

- электронные: радио, телевидение, интернет и т.д. [10].

Все виды средств массовой информации выполняют

широкий диапазон, взаимодействуя определенным образом с окружающей средой (рис.1).

Рис.1. Основные функции средств массовой информации

Охарактеризовать функции СМИ можно следующим образом:

1) Информационная функция - важнейшая функция современных СМИ. Каждый человек, в том числе и общество, в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением сведений, касающихся частной жизни). Важным аспектов является то, что речь идет об объективной, достоверной, а не интерпретированной в угоду кому-либо информации.

2) Пропагандистская функция - основная ее суть заключается в постоянном целенаправленном воздействии на аудиторию для утверждения определенного образа жизни, политических и других ценностей.

3) Социально-педагогическая функция - предполагает пропаганду образа жизни, соответствующего правовым нормам данного общества. То есть СМИ, информируя общество, одновременно берут на себя задачу поучать людей. Например, девиз Британской вещательной корпорации (BBC) звучит так: «Информировать. Поучать. Развлекать».

4) Организаторская функция - реализуется при выполнении других «обязанностей» журналистики, когда, предоставляя определенную информацию, СМИ способствуют организации людей для проведения определенных акций.

Это формами проявления организаторской функции СМИ, но есть все основания говорить о непосредственно-организаторской деятельности СМИ. Пресса занимается пропагандой движения «АнтиСПИД», пропагандирует борьбу за чистую окружающую среду, здоровый образ жизни и т.д.

5) Рекреационная функция - удовлетворяет стремление человека к развлечению, отдыху, веселью.

Поскольку развлекательные публикации и программы занимают заметное место в деятельности СМИ, рекреационная функция имеет непосредственное отношение к журналистике. Но чрезвычайно важным является обеспечение условий, когда функция развлечения «перетекает» в культурно-просветительскую функцию СМИ. Ее элементы присутствуют во многих познавательных и интересных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радиопередачи и даже специальная телепрограмма, полностью посвященные соответствующей тематики.

6) Культурно-просветительская функция - выполняется СМИ как непосредственно, так и опосредованно. К формам непосредственного воплощения культурно-просветительской функции относятся специализированные теле- и радиопередачи, например «В мире животных», «В поисках приключений», «Семья от А до Я», а также специализированные образовательные телеканалы («Культура»).

Необходимо отметить, что вопрос родительской просвещения в средствах массовой информации поднимается довольно часто, но без надлежащей взаимосвязи и контакта с педагогическим обществом, не позволяет повысить эффективность такой деятельности за счет совместной и слаженной работы.

7) Образовательная функция - к ней относятся регулярные публикации и циклы передач с дидактическим материалом.

8) Интегративная функция - в последнее время она выходит на первое место среди всех функций СМИ, поскольку в современном обществе, разобщенном государственными границами, национальными особенностями, религиозными предпочтениями и материальным неравенством, ни один идеологический институт не может сыг-

рать той консолидирующей роли, которую играют средст- личной идентификации и интеграции, так и для социаль-ва массовой информации. ной интеракции и развлечений (табл. 1) [2].

Учитывая функции СМИ и их отличительные особенности, их используют как для получения информации,

Таблица 1

Виды использования средств массовой информации

Вид Примеры

Получение информации поиск информации об актуальных событиях и условиях в непосредственной окружающей среде, обществе и мире поиск советов по практическим вопросам и вариантов решения удовлетворение любопытства и общего интереса обучение, самообразование обретения чувства безопасности через знания

Личная идентификация поиск подкрепления для личных ценностей поиск моделей поведения идентификация с теми, кого СМИ представляют в качестве образца самоанализ

Интеграция и социальная интеракция анализ обстоятельств, в которых находятся другие отождествление с другими и обретения чувства принадлежности поиск основы для разговора и социального взаимодействия приобретения замены реального общения; помощь в реализации социальных ролей получение содействия в поддержании контактов с семьей, друзьями и обществом

Развлечение уход и отвлечение от проблем расслабление получение внутреннего культурного или эстетического удовольствия заполнения свободного времени эмоциональная разрядка сексуальное возбуждение

Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что родительское просвещение средствами массовой информации реализуется в большей степени через получение информации и личную идентификацию. При этом не разработаны механизмы наиболее эффективного их использования для реализации конкретных задач просвещения.

Выводы

Таким образом, современным средствам массовой информации присущ широкий спектр различных функций, каждая из которых в тот или иной период исторического развития или увеличивает свою значимость, приглушает ее, или вообще исчезает. Поэтому, можно сделать вывод, что знание функций СМИ, их потенциальных возможностей необходимо в первую очередь для того, чтобы точнее определять возможности их применения, в том числе, и в сфере родительского просвещения.

Список литературы

1. Лукиева Е.Б. Теория и практика связей с общественностью. Часть II. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 126 с.

2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005.— 176 с.

3. Петрунько О. Дгги i медiа: соцiалiзацiя в агресив-ному медiа середовищi : Монографiя. - Полтава: ТОВ НВП «Укрпромторгсервю», 2010. - 480 с.

4. Hovland, C.I. (1954). Effects of the mass media on communication. In G. Lindzey (Ed.), Handbook of social psychology, 2, 1062—1103. Cambridge, MA: Addison-Wesley.

5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почеп-цов. - К.: Ваклер; М.: Рефл-бук, 2001. - 656 с.

6. Брайант, Дженнингз , Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ : Пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.

7. Гаврилець Ю. Д. Iсторiя дослвдження медiаефектiв у свгговш наущ // Науковi записки 1нституту журнал^ти-ки: Наук. збiрн. - К., 2011. - Т. 45. - С. 172 - 178.

8. Рiзун В.В. Теорiя масово! комушкацп / Рiзун В.В. -К. : Просвиа, 2008. - 260 с.

9. Бутирша М. Ефектившсть мас-медiа в контекста теорп стереотитв / М.В. Бутирша // Филология. Социальная коммуникация. - 2008. - Т. 21 № 1. - С.262-267.

10. Моисеев В.А. Журналистика и журналисты / К.: Дакор, 2002. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.