Научная статья на тему 'Общество и этнополитика: специфика Сибирского федерального округа'

Общество и этнополитика: специфика Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
462
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИКА / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СИБИРЬ / ЕTHNOPOLITICS / ETHNOPOLITICAL PROCESS / SIBERIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савинов Леонид Вячеславович

На основе авторской концепции этнополитической процессуальности, сформированной на принципах неоинструментализма, представлена попытка выявления специфики этнополитики и этнополитических процессов в Сибирском федеральном округе. Работа представляет собой одну из первых попыток системного определения содержания, особенностей и тенденций развития этнополитики и этнополитических процессов в сибирском регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the author's concept of the ethnopolitical processes, which is formed on the principles of neo-instrumentalism, an attempt is made to reveal the specificity of ethnopolitics and ethnopolitical processes in the Siberian Federal District. This work is one of the first attempts at the systematic determination of the substance, distinctions and developing tendencies in the ethnopolitics and ethnopolitical processes in Siberia

Текст научной работы на тему «Общество и этнополитика: специфика Сибирского федерального округа»

Л. В. Савинов

ОБЩЕСТВО И ЭТНОПОЛИТИКА: СПЕЦИФИКА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

На основе авторской концепции этнополитической процессуальности, сформированной на принципах неоинструментализма, представлена попытка выявления специфики этнополитики и этнополитических процессов в Сибирском федеральном округе.

Работа представляет собой одну из первых попыток системного определения содержания, особенностей и тенденций развития этнополитики и этнополитических процессов в сибирском регионе.

Ключевые слова: этнополитика, этнополитический процесс, Сибирь.

Сегодня Российская Федерация переживает критический момент в своей истории, когда в условиях социальной модернизации и демократического транзита формируется новый и в значительной степени уникальный этнополитический ландшафт. При этом российская этнополитика все еще не достигла стабильности и устойчивости. Все еще высоки риски и угрозы, связанные с культурным национализмом и этническим экстремизмом.

Все большую социально-политическую остроту приобретают проблемы включенности в российское социокультурное и политическое пространство мигрантов и дальнего и ближнего зарубежья.

Особенность ситуации осложняется и тем, что российские регионы значительно отличаются друг от друга не только по этнической и конфессиональной структуре, но и по уровню политического, экономического и социального развития. Различна и степень включенности населения в модернизационные процессы, готовности принять идеи гражданской нации и этнотолерант-ности, без которых невозможно гражданское общество.

В этих условиях перспектива развития этнополитических процессов как реализации интересов различных этнических групп, включая этническое большинство и этнические меньшинства, видится все еще неопределенной и неоднозначной. В силу этого становится значимым изучение как специфики процессов этнической мобилизации и политизации, так и сущности, содержания и характера региональных этнополитических процессов, которые оказывают существенное влияние на состояние и развитие социальных и главным образом политических систем и институтов.

И, несмотря на то, что за последние годы эти процессы значительно изменили свою направленность и внутреннюю логику, они все же остаются определяющими в структуре политического пространства, существенно определяя будущее России как полиэтничного, многоконфессионального и мультикультурного государства.

Следовательно, актуальность исследования региональной этнополитики и этнополитических процессов определяется:

1) необходимостью концептуального рассмотрения прямого и обратного влияния этнических и политических процессов, т. е. выявления значимых факторов этнополитического развития;

2) потребностью отечественной политологической науки в развитии и совершенствовании методологического инструментария исследования этнополитики и региональных этнополитических процессов;

3) необходимостью расширения исследовательского поля российской этнополитологии, выявления глубинных основ специфики российской этнополитики;

4) особой общественно-политической значимостью рассматриваемого периода - конца ХХ - начала XX в.,

когда российское общество и государство столкнулись с серьезными этнополитическими вызовами в условиях системной трансформации и модернизации;

5) научной и политико-практической недооценкой особенностей этнополитики и этнополитических процессов в крупнейшем и стратегическом регионе - Сибирском федеральном округе (СФО);

6) потребностями научно-обоснованного и эффективного управления в рамках государственной этнонацио-нальной политики и разработки практических рекомендаций для СФО, адекватных его региональной специфике.

Необходимо признать, что сегодня недостаточность знаний и неполнота представлений о сущности, содержании, специфике и тенденциях развития этнополитики и этнопо-литических процессов в современной России и ее регионах в условиях незавершенного демократического транзита и социальных трансформаций усиливает неопределенность в дальнейших путях развития российского общества в XXI в.

Говоря об общей оценке состояния научных исследований в рассматриваемой сфере, следует обозначить ряд пробелов, к которым можно отнести нестрогое оперирование понятийным аппаратом, значительную методологическую и теоретическую несогласованность подходов к анализу проблемы, недостаточное обобщение зарубежного опыта, а также дефицит эмпирических и главным образом компаративистских исследований этнополитических процессов в российских регионах, в том числе в Сибирском федеральном округе. Малоизученными остаются вопросы влияния трансформационных изменений и самого демократического транзита на характер региональных этнополитических процессов. За рамками исследований остаются такие вопросы, как влияние мобилизованной этничности на политические явления и процессы, сущность и содержание политизации этнической идентичности, механизмы достижения этнополитической стабильности и этнотолерантности в специфических условиях конкретных регионов.

Сибирский федеральный округ - крупнейшее в Российской Федерации региональное образование, где издавна идут процессы пространственно-экономической, социальнополитической и социокультурной интеграции в границах Сибири. Фактически речь идет о том, что в этом регионе на основе многовекового взаимодействия сформировалась уникальная по своей природе социальная подсистема, основанная на ряде специфических характеристик географического, природно-климатического, исторического, политического, экономического, ментального и иного порядка. Вместе с тем Сибирский федеральный округ - это скорее временный и контекстный феномен, и определение его значимости для анализа региональных этнополитических процессов необходимо рассматривать в тесной связи с исторически сложившейся сибирской тождественностью.

Анализируя специфику и тенденции развития этнополитики и этнополитических процессов в СФО, мы стремились выделить уровни этнополитического процесса: мак-рорегиональные (в федеральном округе), региональные (в субъектах Федерации) и субрегиональные (в муниципальных образованиях). Акцент сделан на региональном уровне и межрегиональных сравнениях, а не на изучении отдельных региональных и субрегиональных сообществ.

Исторический опыт доказывает несостоятельность этнополитических доктрин, постулирующих стирание этнических различий и затухание этнического самосознания под воздействием индустриализации, урбанизации, глобализации и демократизации. В последнее время наблюдается «этнический парадокс», когда с усилением унификационных процессов обостряется этническая идентичность, возрастает роль этничности в социальных и прежде всего политических процессах -происходит мобилизация этничности и ее политизация.

Социально-политическая практика показывает, что данный процесс может развиваться в двух направлениях: конструктивного диалога и поиска легитимных решений этнополитических проблем - конструктивного процесса этнического возрождения и развития в рамках демократического транзита или усиления этнополитического экстремизма и дестабилизации социального порядка - деструктивного процесса этнизации социальной сферы. В рамках второго направления серьезной угрозой является этнически окрашенный сепаратизм, крайними формами которого являются этнократические требования и сецессии.

В условиях трансформационных изменений социальной системы современной России этничность не только приобретает резко выраженную политическую окраску и содержание, но и становится значимым фактором, влияющим на содержание и характер общероссийских и региональных этнополитических процессов. Вопрос же о том, каким образом и в какой форме трансформационные процессы оказывают влияние на характер этнополитических отношений, в современной российской политической науке остается все еще дискуссионным и требует дополнительного изучения.

При этом за последние годы тенденции развития эт-нополитических процессов претерпели значительные изменения. В начале 90-х гг. ХХ в. этнополитические процессы в регионе в большей степени определялись центробежными настроениями, проявлениями межэтнической напряженности, этнонационализма и этнической неприязни, основанными на сецессионных ожиданиях.

Сегодня вектор этнополитических процессов имеет противоположное направление и определяется в значительной степени центростремительными настроениями. Однако появились новые угрозы и вызовы, в основе которых лежат различного рода фобии в отношении этнических и религиозных меньшинств, мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Можно сказать, что миф либерального ожидания уступил место реалиям этнической дифференциации и этнического разнообразия. Эти изменения имеют как системный, так и эпизодический характер в силу того, что в их основе лежат факторы различного содержания, которые обусловлены как институциональными (политика, экономика, культура, религия, образование, СМИ и т.д.), так и внеинститу-циональными (история, ментальность, общественные

ожидания и настроения, уровень этнонациональной и религиозной терпимости и т.д.) детерминациями.

По месту своего проявления этнополитические процессы сегодня являются в большей степени территориальными и локальными, однако их суммарный потенциал оказывает значительное влияние на этнополити-ческую ситуацию как в регионах, например в Сибирском федеральном округе, так и в России в целом.

Решение этнонациональных проблем невозможно без дальнейшего развития и укоренения демократии. Очевидно, что чем выше уровень демократии, тем больше вариантов разрешения межэтнических противоречий, тем больше сила взаимного притяжения этнических общностей, тем больше шансов развития этнической мобилизации по пути толерантного и компромиссного развития, учета различных интересов всех этнических групп (как доминирующих, так и миноритарных).

Полиэтничное государство жизнеспособно только в том случае, если представители всех этнических групп чувствуют себя комфортно. Отношение к миноритарным этническим группам представляет собой индикатор демократичности и стабильности политического режима, готовности к компромиссу всех политических, в том числе государственных, элит, конфликтогенного потенциала и этнической толерантности всего общества.

Известно, что не существует универсальных моделей решения этнонационального вопроса. Международная и отечественная практика устанавливает лишь общие ориентиры, удачные решения, принятые в конкретных странах и регионах, часто оказываются «неэкспортируемыми» в силу значительной специфики.

Сегодня возрастание этнонационального фактора, вызванное угрозой утраты этнической идентичности, связано не только с такими проявлениями, как этницизм, но и с возрождением регионализма и локализма. Вместе с тем регион - это оптимальное территориальное образование для сохранения этнокультурных различий. Не случайно во многих странах именно на региональном уровне прослеживается тенденция возрождения культурной, языковой и этнической идентичности.

Наши исследования показали, что внутренняя динамика этнополитических процессов в СФО в условиях политической трансформации обладает специфическими механизмами, обусловленными социальными, экономическими, духовными, экологическими и иными региональными факторами. Предпринятая попытка анализа этнополитических процессов в регионе позволяет увидеть индивидуальное и групповое участие граждан в решении этнонациональных проблем, этнолидерство и деятельность этноэлит, государственное управление этнополитическими процессами, гражданское давление как продвижение этнических интересов и др.

При исследовании региональных этнополитических процессов предпочтительной является инструменталистская парадигма - концепция контекстуального инструментализма, учитывающая особенности политического, социально-экономического и культурного пространства и региональной дифференциации. Она позволяет привлечь для политического анализа не только собственный теоретико-методологический базис, но и признанные достижения примордиализма и социального конструктивизма.

Принципиальный вывод, к которому мы приходим на основе анализа теоретико-методологических принципов исследования этнополитических процессов, заключается в том, что необходимо четко различать понятия этноса как культурной категории (этнической общности) и нации как политической категории (гражданского сообщества). Только при таком подходе возникнет возможность четкого понимания национальных и государственных интересов, этнических факторов, определяющих политические процессы, адекватного представления о гражданском обществе и месте в нем этнического большинства и этнических меньшинств.

На основе четкой демаркации представлений о должном и существующем в этнополитической сфере мы понимаем этнополитический процесс как процесс актуализации, институционализации и реализации этнически определенных интересов политическими средствами. Политические процессы в условиях переходного периода в большей степени определяются деятельностью этнических антрепренеров. Однако инструментальный характер их этнополитического «творчества» имеет ограничения, связанные с социальным контекстом, - условиями исторического, политического, экономического, культурного и иного социального фона.

В свою очередь под этнополитикой в широком смысле мы понимаем определенную сферу политической жизни общества, в которой так или иначе затрагиваются интересы и чувства этнических групп (общностей) и других факторов, включенных в этнополитиче-ские отношения. В узком смысле этнополитика - это конкретная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на регулирование этнонациональных отношений.

Инструменталистский подход также позволяет нам акцентировать внимание на функциональной природе этнической идентичности как возможной мобилизации этнокультурных различий для достижения политических и иных целей. В силу этого этничность, в нашем понимании, может быть нормальной, мобилизованной и критической. Характер мобилизации может быть, в свою очередь, как позитивным, так и деструктивным, приобретая формы этнонационального возрождения и развития или этнического национализма и экстремизма.

Мы также приходим к выводу о том, что уникальный характер Российской Федерации и ее регионов во многом определяет специфику этнополитики и этнополити-ческих процессов как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Результаты анализа особенностей этнополитики и этнополитических процессов в одном из уникальных регионов России - Сибирском федеральном округе - в свою очередь приводят к двум наиболее значимым, на наш взгляд, заключениям.

Во-первых, многосоставные общества являются историческими конструкциями, находящимися в процессе постоянного изменения. Но это вовсе не означает, что эти конструкции непрочны и недолговечны и представляют собой лишь результат социальной инженерии. Они построены на социальном фундаменте с учетом социальноэкономического, политического и культурного контекста.

При этом само содержание контекстов и смыслов, к примеру этнополитической процессуальности, как пока-

зало исследование, изменчиво и пластично. Так, если в начале 1990-х гг. в этнополитических процессах преобладали институциональные факторы, что объясняется глубинными трансформациями базовых социальных институтов, то сегодня на первый план выходят ценностные факторы. Сегодня именно ценности, которые разделяет большинство и по отношению к которым большинство выражает преданность, формируют социальные идентичности, и прежде всего идентичности этнические, региональные, национальные и тесно связанные с ними политические. Однако эти ценности не были изначальными и являются отражением современных идеологий, формируемых социальными антрепренерами: государством, партиями, церквями, элитами и пр. Сегодня в России проблема этнического взаимодействия и его влияния на эт-нополитические процессы - это проблема совпадения кодов этнической и национальной идентичностей с культурной матрицей доминирующей этнической группы.

Таким образом, специфика этнополитических процессов есть прямое и обратное отражение ценностей и идеологий сегодняшнего дня.

Во-вторых, представляется, что антиномия этнического партикуляризма и гражданского универсализма не является фатальной и неразрешимой. Этническое и гражданское, являясь базовыми политическими категориями, в условиях «этнического ренессанса» существуют и определяют себя во взаимодействии. Именно эта антиномия определяет характер и содержание большинства современных этнополитических процессов. А поскольку для российского общества, находящегося в целом в точке бифуркации, и этнополитическое будущее видится все еще неопределенными, то существуют реальные траектории как позитивного, так и негативного развития. Поэтому особую актуальность приобретает роль государственной этнонациональной политики. А она, как мы уже отмечали, должна в этих условиях быть максимально чуткой к контекстам, о которых мы говорили выше. Она должна быть не только универсальной, но главным образом гражданской.

Все это требует новых подходов к определению стратегии и тактики государства и институтов гражданского общества в решении этнонациональных вопросов. Изменение этнополитического ландшафта Сибирского федерального округа требует новой по содержанию и форме, субсидиарной по своему характеру этнонациональной политики, включения в ее орбиту институтов гражданского общества в качестве активной и самостоятельной политической силы. На смену государственному патернализму в этнополитике должны прийти принципы признания ценности граждан и их ассоциаций. Вместе с этим государство должно создать эффективную многоуровневую нормативную базу и адекватное ресурсное сопровождение, обеспечивающее равноправное развитие всех этносов, признание ценности и уникальности языка, традиций, культуры, образа жизни каждого народа.

При этом все еще актуальным остается анализ проблем соотношения этничности и политики, этничности и власти, этничности и демократии, этничности и безопасности, а также проблема построения прогнозных моделей этнополитики и этнополитических процессов.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 2 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.