Научная статья на тему 'Исторический контекст современной этнополитики в Сибири'

Исторический контекст современной этнополитики в Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / СИБИРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савинов Леонид Вячеславович

В работе предпринята попытка осмысления исторической ретроспективы развития этнополитики и этнополитических процессов в Сибирском федеральном округе. Выделяя три периода этнополитической истории Сибири имперский, советский и современный, автор определяет их специфику и особенности. Отмечается, что отношение к истории является важнейшим ценностным механизмом в руках этнических акторов, которые все чаще мифологизируют и героизируют ее, а также манипулируют ею для достижения главным образом политических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Савинов Леонид Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Context of Modern Ethnopolitics in Siberia

This work is an attempt to understand the historical retrospectives of the development of ethnopolitics and ethnopolitical processes in the Siberian Federal District. The author marked three periods in the ethnopolitical history of Siberia imperial, soviet and modern and determines their specificity and regularities. It is shown that the appeal to history is the most important value-laden mechanism in the hands of ethnic actors who often mythologize and heroize history, and who manipulate it, mainly, for their own political benefit.

Текст научной работы на тему «Исторический контекст современной этнополитики в Сибири»

Л. В. Савинов

Исторический контекст современной этнополитики в Сибири

Ключевые слова: этнополитика, история этнополитических процессов, Сибирь.

На характер этнополитического пространства и актуального этнополитического времени оказывает влияние не только современность, но и прошлое. В связи с этим в работе предпринята попытка осмысления исторической ретроспективы развития этнополитических процессов в Сибири, а также влияния исторического фактора на эти процессы в Сибирском федеральном округе.

К концу XVI в., когда началось русское продвижение на Восток, народы Сибири представляли собой совокупность разноязычных племенных и родовых групп, уровень жизни которых значительно отставал от уровня жизни населения Центральной России.

История освоения Сибири и включения ее коренных народов в состав Московского государства отличается от истории присоединения Приволжья и Кавказа. Русское продвижение на Восток, как правило, не встречало сопротивления, присоединение к Российской империи рассматривалось многими народами как вхождение в состав сильного государства, которое обеспечивало защиту от экспансий со стороны соседей. При этом включение Сибири в состав империи фактически привело к ликвидации междоусобиц и феодальной анархии. Центр по мере возможности стремился не нарушать традиционных форм жизнедеятельности (например землепользования) коренного населения и не допускать столкновения местного населения и колонистов из-за земли. Существенные преимущества получали те, кто переходил на оседлую жизнь и принимал православие. На значительных территориях была установлена сильная политическая власть, направленная на расширение границ и увеличение численности местного населения как основных ресурсов империи. Центральная власть уделяла особое внимание и качеству жизни коренного населения: она стремилась к повышению образовательного уровня и медицинского обслуживания.

Однако присоединение Сибири нельзя назвать добровольным в полном смысле. И хотя это было не покорение, а хозяйственное освоение, оно сопровождалось расширением ареала русского этноса. Шло естественное расширение России за счет новых территорий - экстенсивное развитие империи. И все же Россия исторически складывалась как союз народов, культур, земель, основу которого составляла общая

цель, скрепленная общегосударственными (но не национальными в гражданском понимании) ценностями и интересами.

Политика Российской империи к своим национальным окраинам никогда не была равноценной по своему содержанию, однако всегда жестко централизованной и направленной главным образом на укрепление интересов Центра, поскольку государство рассматривало окраины большей частью как ресурсные территории, а инородцев - как дополнительных плательщиков налогов в казну. Вместе с тем управление сибирскими народами имело свои особенности, связанные как с природно-климатическими, географическими, этнокультурными и иными характеристиками региона, так и характером освоения Сибири, политико-правовым положением ее коренных народов, спецификой самоуправления и т.д.

При этом политика центра по отношению к инородцам, большинство которых вели кочевой образ жизни, была достаточно сбалансированной, разумной и прагматичной. Фактическая автономия сибирских народов в царский период характеризовалась их особым статусом и высокой степенью самоуправления, в повседневной жизни людей обеспечивалась реальная, внутренняя автономия коренных жителей [1, с. 185]. Этот опыт имеет большой потенциал и сегодня. И главным образом в системе местного самоуправления.

Позитивными для сибирских этносов оказались и реформы М.М. Сперанского, на правовом уровне закрепившие особый статус управления инородцами и иноверцами Сибири [2]. Разработанный под его руководством «Устав об управлении инородцами» явился самым развернутым нормативным актом Российской империи по отношению к народам Сибири. С 1822 г. вплоть до начала ХХ в. документ оставался основным законом, регулировавшим политические, экономические, социальные и культурные процессы в жизни сибирских народов. Устав четко определял и административно-судебную политику центра по отношению к коренным этносам.

В инструментальном смысле этнонациональная политика Российского государства в Сибири сводилась к вопросу о способах управления. И здесь необходимо отметить, что важнейшей качественной характеристикой «Устава об управлении инородцами» является, во-первых, ее сбалансированность относительно интересов империи и ее подданных - инородцев и иноверцев.

политология

Во-вторых, авторы Устава стремились максимально полно использовать специфику внутреннего управления коренных народов, основанную на вековых традициях и обычаях.

В-третьих, философия и содержание документа четко определяли ее либеральную направленность и прогрессивность. В этом смысле к наиболее значимым нормам Устава необходимо отнести разрядное деление коренного населения, в основу которого был положен хозяйственный принцип, внеэтнический и внеконфессиональный по своей сущности.

Согласно Уставу «оседлые инородцы» приравнивались к сословию государственных крестьян во всех правах и обязанностях, кроме рекрутской. «Кочевые» приравнивались к крестьянам в налоговом отношении, но сохраняли самостоятельность в управлении и суде. Совершенно особым образом управлялись «бродячие жители». Тем самым правительство стремилось перевести как можно большее число людей в разряд оседлых, что связано в первую очередь со стремлением авторов Устава и прежде всего Г.С. Батенькова к «вторичному» присоединению Сибири к России. Другими словами, речь шла об уравнении прав русского и коренного населения в широком смысле.

Не менее важным является и то, что «приземление» способствовало более быстрому включению инородцев в социокультурное пространство империи. В этом случае коренное население получало большие возможности в доступе к образованию и медицине. Так, Устав закрепил за ясачными право отдавать детей в правительственные учебные заведения и открывать свои училища.

Широкая автономия закреплялась и в вопросах формирования самоуправления. Этому способствовала предложенная авторами Устава трехступенчатая система органов самоуправления: низшая - родовое управление, средняя - инородная управа и высшая -степная дума. Например, у западных бурят учреждалось семь степных дум: Аларская, Балаганская, Идинская, Кудинская, Верхоленская, Ольхонская и Тункинская. Выборы должностных лиц были прямыми и открытыми. К ним допускались все члены общины.

Широкое признание и поддержку среди коренного населения получила норма о сохранении их «почетных званий». Продуманной была политика и в отношении феодальной элиты сибирских этносов. Так, указом Сибирского комитета от 1 ноября 1832 г. инородцы, пользующиеся правами личного дворянства, и их дети освобождались от уплаты ясака.

Авторы Устава стремились максимально учесть обычное право коренного населения. И это условие специально оговаривалось в Уставе. Однако работа по кодификации норм обычного права, начавшаяся сразу после утверждения Устава (в апреле 1825 г. проекты сводов «Степных законов» поступили на рассмотре-

ние Сибирского Комитета), была остановлена после ареста Г.С. Батенькова.

В экономической сфере М.М. Сперанский стремился закрепить тенденции к капиталистическому развитию региона. Устав вводил принцип свободной частной торговли с сибирскими инородцами. В целях пресечения злоупотреблений запрещалась торговля чиновников с коренным населением. В 1831 г. было принято положение «О свободной торговле с сибирскими инородцами», что еще более либерализовало торговые отношения.

В Уставе была предпринята попытка унификации налоговой практики. В нем регламентировались государственные, земские, уездные и частные сборы. Важно и то, что запрещалось взимание иных или дополнительных сборов с коренного населения. Вызывает уважение стремление авторов Устава заменить традиционное в то же время выколачивание недоимок такой мерой как, например, «настоятельное убеждение».

Либеральными и во многом прогрессивными были положения Устава, регламентирующие духовную и культурно-бытовую сферы жизни. В вопросах веры Устав закреплял веротерпимость - «земское начальство обязано не допускать стеснения инородцев под предлогом обращения в христианскую веру». Некрещеные инородцы получали «свободу определять богослужение по их закону и обрядам».

Особо отметим, что началом введения «Устава об управлении инородцев», к примеру в Иркутской губернии, стало распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири А.С. Лавинского о переводе этого документа на бурятский язык. Следует подчеркнуть и тот факт, что Г.С. Батеньков рассматривал Устав как «первый шаг по пути переустройства всей жизни коренного населения Сибири».

Итак, М. М. Сперанский задолго до современных авторов мультикультурализма и этнотолерантности попытался законодательно закрепить некоторые основы сбалансированной, либеральной по своей сущности и прогрессивной по содержанию государственной политики в отношении коренных народов Сибири. Опыт реформ М.М. Сперанского и сегодня остается востребованным в силу того, что современная этнополитика государства все еще неадекватна актуальным требованиям времени.

Вместе с тем история межэтнического взаимодействия коренных этносов с государствообразующей этнической группой - русскими (великороссами) была все же неоднозначной. Негативным проявлением имперского патернализма, например, была интенсивная русификация, проявившаяся в навязывании государственного языка и православной религии. Так, российские чиновники, изучавшие хакасов в конце XIX в. по поручению Енисейского губернского статистического комитета, открыто определяли: «Вопрос о печальной участи инородцев, как более слабого и менее

культурного племени, предрешен биологическими законами. Разрешение инородческого вопроса заключалось, как и до сих пор заключается, именно в том, чтобы повышением культурных и экономических форм сообщить инородцам силу для борьбы за свое существование. Повышение же и развитие форм могло состояться исключительно лишь приближением инородческого уровня к уровню более сильной расы, русской, то есть исключительно лишь путем обрусения» [3, с. 3].

Однако, по нашему мнению, представление о том, что Россия была «тюрьмой народов» не соответствует действительности, по крайней мере в отношении народов Сибири.

История свидетельствует, что подъем националистических настроений приходится на периоды экономической и социальной нестабильности и политического хаоса. Так, в России начала XX в. в условиях социально-экономического и политического кризиса все сколько-нибудь реальные политические силы обратились к использованию «национального вопроса» в своих интересах. Консервативные силы, близкие к трону, выдвигали лозунги воинствующего православия и религиозной нетерпимости, великодержавного шовинизма и антисемитизма, ксенофобии и националистического экстремизма. В ответ местные элиты национальных окраин империи выдвигали сепаратистские требования, угрожая сецессией. С поразительной точностью ситуация повторилась в конце ХХ в.

В Сибири в начале прошлого столетия этнона-циональная проблема (так называемый национальный вопрос) имела отличительные особенности. Недовольство сибирских инородцев было вызвано прежде всего конфискацией земель, ограничениями, касающимися религиозной жизни и образования, а также попытками властей навязать систему самоуправления, основанную на территориальном принципе. На этом фоне центральной осью кристаллизации самосознания, например бурятского этноса, стала интерпретация возникшего социального конфликта как противостояния русских и бурят. При этом последние считали возможным пренебречь племенными и родовыми различиями.

В то же время появилось течение, подчеркивающее связь бурят с монгольским миром, следствием чего стало требование введения в школах монгольского языка и снятия ограничений на издания на монгольском языке. Главной целью отстаивающих эти лозунги «радикальных народников» было объединение монгольских народов, и ведущую роль здесь призваны были сыграть именно буряты [4, с. 31-35]. Однако даже после Октябрьской революции в Бурятии возникали разногласия между сторонниками национального партикуляризма, подготовившими создание в 1921 г. в Дальневосточной Республике Бурят-Монгольского автономного округа, и приверженцами консерватив-

ного религиозного универсализма под предводительством ламы Сандана Циденова [4, с. 60].

На рубеже Х1Х-ХХ вв. активно обсуждался вопрос о становлении и даже реальном существовании особой «сибирской» нации. Регионалистские настроения были особенно заметны в 90-х гг. ХХ в. Очевидно, что на фоне перераспределения власти и собственности такие настроения становятся частью идеологических проектов, используются в качестве инструмента политической мобилизации. Так, в начале рассматриваемого периода в региональных СМИ активно обсуждалась перспектива Сибирской республики с самыми широкими полномочиями. Заметим, что к опасности сибирского сепаратизма власти императорской России относились всерьез еще со времен дела Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева 1865 г. [5, с. 37].

Советское правительство во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) обращало особое внимание специфике организации автономий в Сибири. Так, в Постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами, указывалось: «Признать необходимым проведение в жизнь автономии, в соответствующих конкретным условиям формах, для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений...» [6, с. 342].

Процесс автономизации народов Сибири на основе ленинской национальной политики проходил в начале 20-х гг. ХХ в. с формирования ряда национальногосударственных образований, создание которых имело огромное политическое значение. Это способствовало увеличению представительства автономий во всесоюзных и всероссийских съездах Советов. Они получали постоянное представительство при ВЦИК. Политические преференции сопровождались и серьезными прорывами в экономике и социальной сфере. У многих народов Сибири именно в этот период появляется собственная письменность, литература, театр и т.д. В общей системе мер по ликвидации фактического неравенства между русскими и эндогенными народами Сибири заметное место отводилось целенаправленному формированию национальной интеллигенции. Автономиям как этнонациональным территориям выделялись квоты в ведущих вузах страны.

Именно в это время в сибирских автономиях проводится политика коренизации партийного и советского аппаратов. Известно, что в период создания автономий, в руководящие партийные и советские органы были кооптированы представители титульных народов. К примеру, только с 1927 по 1929 г. удельный вес хакасов в окружных органах и учреждениях возрос с 5,3 до 13,5% [7, л. 34]. А уже в 1931 г. 64,4% председателей и 51,1% секретарей сельсоветов составляли хакасы [8, с. 38].

В любой модели этнополитики огромна роль языка и письменности. Именно поэтому одним из первооче-

политология

редных задач ленинской национальной политики в отношении народов Сибири было создание письменности на основе кириллицы. Кириллица как основа письменности имела не столько лингвистическое, сколько политико-идеологическое значение. Даже само ускоренное создание национальной письменности и литературы, национального театра и кино, национальных СМИ имело глубоко идеологические корни. Политический центр понимал, что политико-идеологический контроль невозможен без завоевания символического и информационного пространства.

Однако и сама история письменности миноритарных народов имеет политическое содержание. Ошибки и обиды в этой области наиболее чувствительны и наиболее значимы как механизмы этнокультурной мобилизации и политизации этнического пространства и времени - этнизации и этнификации политического и прежде всего достижения, удержания и реализации политической власти [9, с. 40-44].

К примеру, рассмотрим историю хакасской письменности. Вернее, письменности племенных групп, из которых в советское время были сконструированы хакасы как этническая группа.

В древности вплоть до прихода Чингиз-хана ближайшие предки хакасов имели свою письменность на основе известного историкам и лингвистам орхоно-енисейского алфавита. В результате иноплеменного нашествия уникальная письменность, как и сама достаточно высокая культура, предков хакасов была во многом утеряна. Позднее, в Х^-Х'УИ вв., хакасские князья и знать пользовались древнемонгольским алфавитом. В конце XIX в. для облегчения внедрения христианства был составлен так называемый миссионерский алфавит, на основе которого на хакасский язык были переведены и изданы всего две книги религиозного содержания. Однако этот алфавит был «мертвым» с самого своего зарождения. В начале 20-х гг. прошлого столетия усилиями лингвистов из Москвы и Ленинграда создается хакасский алфавит на основе кириллицы. Издание учебников и другой литературы на хакасском языке оказало существенное влияние на ликвидацию практически повсеместной неграмотности. Последний тезис справедлив для всех без исключения народов Сибири. Однако в 1929 г. письменность хакасов, как и других тюрко-язычных народов, переводится на латинский алфавит. Возврат на кириллицу произошел 3 марта 1939 г. согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР. Необходимо особо отметить, что только современная письменность хакасов на основе кириллицы оказала существенное культурное и политическое влияние на развитие народа.

Проблема перевода письменности на латиницу и обратно использовалась некоторой частью хакасской этнонациональной элиты уже в середине 90-х гг. ХХ в. для накопления политического капитала.

В советский период многие из коренных народов Сибири, как и другие этносы, ощутили на себе произвол тоталитарного режима, связанный с эксцессами в этнонациональной политике - волюнтаристской демаркацией и перестройкой административно-территориальных границ, упразднением национальных районов и национальных сельсоветов, репрессиями в отношении элит и интеллигенции. До сих пор последствия этого оказывают негативное влияние на характер этнополитических процессов как в целом в Сибири, так и на ее отдельных территориях. К примеру, до сегодняшнего дня сталинские репрессии в отношении представителей алтайской, бурятской, тувинской, хакасской национальности обостряют проблему восприятия этнической общественностью русского населения. Как указал в интервью один из хакасских информантов, «русские до сих пор не извинились за репрессии». Подобные настроения были особенно сильны в 90-х гг. ХХ в., осложненных экономическим кризисом и социальной анемией.

В этот период развитие коренных этносов характеризовалось значительной асимметричностью. Многие народы не получили должного внимания. В некоторых случаях индустриализация территорий исконного проживания малочисленных этносов привела к угрозе ликвидации традиционного образа жизни.

Немаловажным моментом является и то, что на всем протяжении своей истории сибирские народы не имели национальной государственности. Исключение составляют тувинцы, хотя и их государственность до присоединения Народной республики Танна-Тыва в состав РСФСР в 1944 г. была во многом декларативной.

Вместе с тем необходимо признать, что именно в советский период сибирские народы достигли наибольшего экономического, социального, культурного и духовного развития. Большинство народов именно в этот период приобрели свою письменность и получили ощутимые результаты экономической модернизации. Вместе с тем включение сибирских этносов в социокультурное пространство советского государства посредством создания письменности на основе кириллицы, национальных театров, музеев и иного можно рассматривать и как форму идеологического контроля в этнонациональной сфере.

Политические процессы, инициированные в середине 80-х гг. прошлого века М.С. Горбачевым и его политическим окружением, привели не только к распаду Советского государства, но и образованию в составе Российской Федерации ряда новых по своему статусу национально-территориальных образований. Многие автономные области получили статус республик. В сибирском регионе такие этнополитические метаморфозы претерпели Хакасская и Горно-Алтайская автономные области.

Во всех сибирских автономиях в 90-е гг. прошлого века на волне усиления этнонационального самосознания титульных этнических групп отмечено значительное усиление внимания к своей истории. При этом история определялась значимым и эффективным инструментом в руках этноэлит. Представители не только этнонационалистических, но и умеренных кругов использовали механизмы «удлинения» и «героизации» прежде всего истории своей государственности. К примеру, в Хакасии не только этнополитические лидеры, но в первую очередь этнонациональная интеллигенция усиленно продвигали идею о своей древней государственности. По их мнению, хакасы - это потомки высокоразвитых тюркских племен, появившихся в бассейнах рек Абакана и Енисея около 2300 лет назад. При этом древнее Хакасское государство, насчитывающее

1200-летнюю историю, имело свою енисейскую письменность. Этот тезис значительно усиливался предположением о том, что эта древняя письменность, считавшаяся утраченной, жива, поскольку потомки последних хакасских князей бережно хранили и передавали потомкам древнюю енисейскую письменность.

Как видим, этнополитическая история Сибири не только определяет этнополитический ландшафт и его контекстуальность, но и представляет собой важнейший внеинституциональный фактор развития этно-политики и этнополитических процессов. При этом отношение к истории является важнейшим ценностным механизмом в руках этнических антрепренеров, которые все чаще мифологизируют и героизируют ее, а также манипулируют ею для достижения главным образом политических целей.

Библиографический список

1. Скобелев, С. Демография как политика. Коренное население Сибири в составе Российской империи и СССР: динамика численности как отражение политика центра / С. Скобелев // ЛЬ Ішрегіо. - 2002. - №2.

2. Положение об инородцах. Гл. 1: О правах сибирских инородцев // Свод законов Российской империи. - СПб., 1897. - Т. 2.

3. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. / ред. Л.В. Кызласов. - М., 1993.

4. Елаев, А. А. Бурятия: путь к автономии и государственности / А.А. Елаев. - М., 1994.

5. Политическая наука. Национализм - новейшие ис-

следования : сб. науч. тр. / отв. ред. и сост. А.И. Миллер.

- М., 2002.

6. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Т. 41.

7. Партийный архив Новосибирского обкома КПСС.

- Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 3803.

8. Кузучашев, А. Советы Хакасской автономной области / А. Кузучашев // Власть советов. - 1936. - №2.

9. Этнизация и этнификация политического пространства и политического времени // Этноконфессиональные отношения в современной России и странах СНГ: содержание и роль : материалы Международной научно-практической конференции 27 апреля 2007 г. - Челябинск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.