Научная статья на тему 'Миграция как фактор региональной этнополитики'

Миграция как фактор региональной этнополитики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
459
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ЭТНОПОЛИТИКА / СИБИРЬ / IMMIGRATION / ETHNOPOLITIC / SIBERIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савинов Леонид Вячеславович

На основе авторской концепции исследования этнополитики и этнополитических процессов — контекстуального (нео)инструментализма, предпринята попытка осмысления сущности, содержания и специфики иммиграции в Сибирском федеральном округе. Раскрыты особенности управления миграционными процессами в рамках региональной этнополитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION AS A FACTOR OF REGIONAL ETHNIC POLICY

On the basis of authorial conception of ethnopolitic and ethnopolitical processes — contextual (neo)instrumentalism, the attempt of comprehension of essence, maintenance and specific of immigration in the Siberian is undertaken. Management features are exposed by migratory processes within the framework of the regional ethnopolitic.

Текст научной работы на тему «Миграция как фактор региональной этнополитики»

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

УДК 321

Миграция как фактор региональной этнополитики

На основе авторской концепции исследования этнополитики и этнополитических процессов — контекстуального (нео)инструментализма, предпринята попытка осмысления сущности, содержания и специфики иммиграции в Сибирском федеральном округе. Раскрыты особенности управления миграционными процессами в рамках региональной этнополитики.

Ключевые слова: миграция, этнополитика, Сибирь.

Л.В. Савинов

Миграционные процессы значительно усиливают проблемы не только идентичностей самой разной природы и уровней, но и культурной (этнической и религиозной) и политической (гражданской) лояльности. Указанные проблемы значительно усиливаются на фоне и в контексте встречи и/или столкновения принимающего сообщества и мигрантов, представляющих разные социокультурные миры. Происходит контакт мировоззренческих позиций и поведенческих практик, определяемых результатами социализации в обществах исхода и ресоциализации в обществах временного или постоянного прихода.

Содержательный анализ современных дискуссий о миграции и ее влиянии на политические, социально-экономические, культурные и иные процессы позволяет выделить как минимум три смысловых поля рассматриваемой проблемы: миграция как социальное явление, миграция как социальный процесс и миграция как социальная проблема. Такое понимание миграции как сложно структурированного феномена требует междисциплинарного и системного подхода к его изучению.

В Российской Федерации в условиях ее сложной регионализации и специфики территорий, связанных с особенностями их исторического и культурного развития, роль государства как основного политического актора по управлению миграционными процессами и как основного субъекта этнополитики

© Савинов Л.Б., 2013

130

Миграция как фактор региональной этнополитики

значительно возрастает. Органы государственной власти в этих условиях должны предложить адекватные политико-административные и нормативно-правовые ответы на миграционные вызовы. Вместе с тем значительно возрастает и роль местного самоуправления как уровня власти, максимально приближенного к конкретному человеку и локальным сообществам. Проблема миграции также должна быть в сфере пристального внимания институтов гражданского общества: политических партий и общественных движений, СМИ, церквей и т. п.

Решение указанных проблем является важнейшей задачей органов государственной власти и местного самоуправления в рамках формулирования и реализации государственной и муниципальной этнополитики. При этом эти проблемы продуцируют значимые риски и угрозы во взаимоотношениях между различными этнокультурными группами, прежде всего коренными сибиряками и новыми диаспоральными группами. Эти же проблемы усиливают напряжение по властной вертикали, создавая проблемы по линии «центр — регионы», то есть проблемы реального федерализма.

В связи с этим управление миграционными процессами видится в решении двух взаимосвязанных задач:

а) интеграция мигрантов в современное российское общество — включение в социокультурное, экономическое, политическое пространство;

б) принятие мигрантов российским обществом, различными социальными группами и россиянами в отдельности как культурно «иных» и «других», но не «чужих».

Сибирь как региональное сообщество в этом случае выступает примером суперрегиона, который исторически формировался под сильным влиянием миграционных процессов. Однако, как отмечают авторы исследовательского проекта «Миграция и диаспоры в социокультурном, экономическом и политическом пространстве Сибири, XIX — начало XXI века», при всей схожести миграционной ситуации в Российской империи и Советском Союзе с современной Россией есть качественные принципиальные отличия. В истории шло присоединение Сибири к России как освоение «пустого» пространства. Сейчас же трансграничные миграции являются механизмом постепенного «исключения» Сибири из российского пространства. При этом авторы проекта справедливо видят Сибирь не столько территорией, а сколько специфическим типом организации общества, как особый уклад культуры и традиции, исторически формирующийся и развивающийся «за Уралом» [1].

Возможности и уровень интеграции в этих сферах мы попытались выявить в ходе углубленных интервью с мигрантами и экспертами, проведенные в 2001—2011 гг. Ранжированные результаты представлены в таблице 1.

131

Миграция как фактор региональной этнополитики

Таблица 1

Уровень интеграции в российское общество

№ Социальная сфера (подсистема) 1990-е годы 2000-е годы 2010-е годы*

1 Экономика 1 1-2 2-3

2 Политика 3-4 2-3 1-2

3 Культура 2 3-4 3-4

4 Родство 4 3 3

* в основном прогнозные значения.

Как мы видим, за прошедшие годы ситуация сильно изменилась и требует дополнительного анализа и осмысления. В 90-е годы прошлого века мотивации и устремления к интеграции были в основном в сфере экономики и культуры. Мигранты 90-х наряду с желанием найти работу и доходы еще помнили единое языковое и культурное пространство и пытались его сохранить. При этом мигранты того периода практически не ставили цели создания семьи (в том числе и смешанного брака) либо вывезти семью в Россию.

В 2000-е годы приоритеты уже меняются, и мы видим смещение интеграционных настроений. Экономическая мотивация все еще преобладает, однако и стремление к укоренению с вывозом семьи и получением гражданства становятся в этот период значимыми для мигрантов. В те же годы заметно падение интереса к культурной включенности в принимающее сообщество. На рубеже 2000—2010 гг. в Россию едут в основном те, кто основательно забыл общее культурное прошлое, либо его никогда не знал. И именно в 2000-е годы наблюдается значительный рост активности диаспор в формировании национально-культурных автономий и национальных организаций.

Начало 2010-х годов отмечено резким интересом мигрантов к политической включенности, главным образом, получением гражданства и участием в электоральных процессах. Еще во второй половине 2000-х гг. мы наблюдали усиление требований руководителей эмигрантских сообществ сибирских городов к их включению в различного рода совещательные и консультативные структуры при органах государственной власти и местного самоуправления. Выборы в Государственную Думу 2011 года показали, что этнический фактор стал одним из приоритетных в предвыборной борьбе. Этим и попытались воспользоваться элиты этнических диаспор, иногда выдвигая уже политические требования участия в местном самоуправлении.

Результаты социологических опросов и экспертных оценок также свидетельствуют о том, что в СФО (скорее всего и в рамках Российской Фе-

132

Миграция как фактор региональной этнополитики

дерации) значительно изменились мотивации и претензии иммигрантов. Трудовая (экономическая) мотивация постепенно замещается социальной мотивацией в широком смысле и, как следствие, требованиями политического и культурного содержания. И если в 90-е годы прошлого века миграция в значительной степени была трудовой и временной, то в нулевые годы XX века она все больше приобретала тенденции к приобретению гражданства РФ. И сегодня эта тенденция все более укрепляется.

В Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию в ноябре 2008 года понятия «российская нация» и «единство многонационального народа» получили серьезную политическую поддержку [2]. Однако ни российская нация, ни ее единство невозможно без адекватной историческому времени и социальному пространству государственной этнополитики. В противовес этому в одной из программных статей кандидата в Президенты В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» нет ни одного упоминания российской нации или россиян как сограждан [3]. На наш взгляд, это свидетельствует как минимум об отсутствии у политической элиты современной России консолидированной и единой позиции по важнейшему вопросу политики: сущности и содержанию государственной этнополитики. Фактически речь идет о путях и механизмах решения так называемого национального вопроса, в том числе и по отношению к миграции как основного фактора усложнения этносоциальных процессов.

Как отмечается в исследовании, автором которого является Хелень-як (2002), в сфере миграции в России стоят четыре основные проблемы: а) «утечка мозгов», б) приток мигрантов из стран СНГ, в) депопуляция Сибири и г) превращение России в «миграционный магнит» для иммигрантов из стран с низким уровнем дохода, особенно из Китая и стран Южной Азии [4]. Масштабы последней проблемы пока невелики по сравнению с другими, но она будет приобретать для России все большее значение по мере того, как в стране будет продолжаться экономический рост, а сотни миллионов жителей континентального Китая станут располагать достаточными для миграции доходами.

На фоне отрицательного естественного прироста населения мигранты являются важной составляющей трудового потенциала Сибири и России в целом. Сибирь, занимающая пограничное положение с государствами Средней Азии, по степени активности иностранной трудовой миграции занимает одно из первых мест в стране. К настоящему времени сформировалась практика проникновения и расселения мигрантов, а также практика экономической интеграции субъектов миграции. В связи с этим в Сибири возникли совершенно новые проблемы, в том числе проблемы этнокультурной безопасности. Возникает вопрос, как организовать сосуществование разных этнических групп на одной территории, чтобы культурный обмен обогащал разные этносы, а не порождал болезненные социальные явления, и чтобы регион, принимающий мигрантов, макси-

133

Миграция как фактор региональной этнополитики

мально использовал иностранную рабочую силу для наращивания своего экономического и демографического потенциала [5, с. 6].

Судьба концепции миграционной политики складывается непросто. Как заявил Константин Ромодановский, начала она создаваться в 2005 году усилиями 47 структур, после чего долго обсуждалась на разных уровнях. Однако в 2009 году работу пришлось начать с чистого листа [6]. Концепция дважды рассматривалась на заседаниях правительственной комиссии по миграционной политике, и эксперты признают, что нынешний проект наиболее удачный: он достаточно полно охватывает цели, задачи и механизмы иммиграции, снижает риски по интеграции мигрантов в российское общество. И лишь в июне 2012 г. Концепция миграционной политики РФ была утверждена Президентом РФ В.В. Путиным.

Население России уменьшается, стареет, и с каждым годом все сложнее изыскать ресурсы для инновационного развития. Кроме этого, идет внутренняя миграция: люди покидают насиженные места и едут в столицы за счастьем и Большими заработками. В результате, Сибирь и Дальний Восток пустеют (за первые 5 месяцев 2011 года Дальний Восток потерял 6000 человек), и усиление этих регионов становится одной из задач миграционной политики. При обсуждении концепции прозвучали предложения стимулировать миграцию в Сибирь из мест с избыточными трудовыми ресурсами, а к таковым относятся не только Москва и Питер, но и ряд кавказских регионов.

Привлечение мигрантов из-за рубежа — еще один способ увеличения трудовых ресурсов страны. Причем не столько привлечение — и так понятно, что в стране работает большое количество гастарбайтеров, — сколько цивилизованная и описанная в законе процедура, которая поможет активным гражданам из других государств с полным правом жить и работать в России, иметь определенные права и обязанности.

Большое внимание уделяется образовательной миграции, и это вполне обосновано: человек, который окончил в России университет, априори хорошо подготовлен к работе в РФ, ориентируется в законах и традициях, не будет замкнут в родовых и этнических группах.

Важно, чтобы «наши» мигранты хорошо знали русский язык, ориентировались в вопросах истории государства и культуры народа. В связи с этим на слушаниях поднимался вопрос о внедрении балльной системы оценки потенциальных мигрантов. Такие системы уже действуют в Канаде, Австралии и некоторых других странах и помогают путем входных тестов оценить возможность интеграции человека в общество. С одной стороны, такая система имеет определенные перспективы, она лишена коррупционной составляющей и вполне может оказаться работоспособной. С другой стороны, мы знаем, какие сложности окружают широко обсуждаемый ЕГЭ, и понятно, что экзамен для мигрантов вряд ли будет проходить намного проще.

134

Миграция как фактор региональной этнополитики

Необходимо подчеркнуть, что хотя страна и нуждается в мигрантах, особого облегчения процедур натурализации в России пока не предвидится, и получить российское гражданство мигрантам будет не намного проще, чем сейчас. В отношении семей мигрантов также не ожидается особых послаблений. Поэтому нынешняя концепция — это скорее попытка упорядочить существующие отношения, поставить их на законную основу и привлечь в Россию лучших представителей соседних государств, носителей культурной и интеллектуальной собственности, а не устроить массовый приток мигрантов.

В том, что мировой экономический кризис в России еще не миновал, не сомневается уже никто. Одним из показателей тому является активизация потоков иностранных мигрантов на территорию России, в том числе и в регионы Сибирского федерального округа.

В 2011 году границу РФ в пределах территории Сибирского федерального окурга пересекли 1,7 млн иностранцев, причем въехали на территорию России более 0,95 млн человек, что на 18% больше уровня 2010 года, а выехали — 0,77 млн человек Треть иностранцев использует территорию округа как транзитную и направляется далее в регионы центральной России, остальные связывают с Сибирью свои дальнейшие планы на заработки, учебу, путешествия.

В 2011 году на территории округа находились 566 тыс. иностранных граждан, что на 14% больше, чем в 2010 году. Традиционно основную часть иностранцев составляют граждане стран СНГ — более 70% прибывших. Дальнее зарубежье, в основном, представлено гражданами КНР. Для работы и проживания иностранцы предпочитают Иркутскую, Новосибирскую области, Красноярский край.

Сегодня на основании разрешения на временное проживание и вида на жительство в регионах Сибири проживает более 58 тыс. иностранных граждан, среди которых преобладают выходцы из стран ближнего зарубежья (Узбекистана, Таджикистана), при этом 16,6 тыс. иностранцев в прошлом году стали гражданами России.

Большинство иностранцев едет в Сибирь в поисках работы. В течение 2011 года на территории Сибирского федерального округа трудились 82 тыс. иностранных граждан из 60 стран. Основу потоков иностранной трудовой миграции составляют представители рабочих специальностей: большая часть иностранных граждан получили разрешение на работу по профессиям подсобный рабочий и грузчик, иностранные работники, как правило, претендуют на те вакансии, которые не пользуются популярностью у местного населения, независимо от образования, и готовы выполнять неквалифицированную работу, требующую, в первую очередь, физического труда. Более 40% трудовых мигрантов задействованы в сфере строительства, 13% — в сельском и лесном хозяйстве, 12% — заняты в обрабатывающих производствах.

135

Миграция как фактор региональной этнополитики

Несмотря на то, что в среде иностранных трудовых мигрантов преобладают неквалифицированные рабочие специальности, прослеживается тенденция увеличения числа квалифицированных специалистов: в 2011 году на территории округа осуществляло трудовую деятельность 1 528 квалифицированных иностранных специалистов.

В течение семи месяцев 2011 года 72 тыс. трудовых мигрантов работали на основании патента у физических лиц (постройка дачных домиков, коттеджей, ремонт квартир, уборка, в качестве няни и т. д.).

Для обеспечения приоритетного трудоустройства российских граждан миграционной службой России существенно ужесточены требования к организациям, привлекающим для работы иностранцев. Сведено к минимуму количество работодателей, привлекающих иностранцев для работы в лесной отрасли, сельском хозяйстве, транспорте и торговле, пользующихся популярностью у российских граждан. Из перечня предприятий, привлекающих иностранную рабочую силу, исключены организации, оказывающие посреднические услуги, а также фирмы — «однодневки», не осуществляющие никакой деятельности. Следствием этого стало существенное снижение миграционной нагрузки на российский рынок труда: по состоянию на конец июля 2011 года, по данным органов службы занятости, на территории округа зарегистрировано 638 902 вакансии и 309 386 безработных. Специальности, на которые привлекаются иностранные работники, не востребованы местным населением.

Возросшая интенсивность миграционных потоков обусловила пристальное внимание органов ФМС России к соблюдению миграционного законодательства РФ как иностранцами, так и гражданами России. В течение 2011 года миграционной службой Сибири выявлено более 268 тыс. правонарушений в сфере миграции, к административной ответственности привлечено более 41 тыс. иностранцев, нарушивших установленный порядок пребывания и трудоустройства. Пресечено 118 каналов незаконной миграции. Бюджет пополнился на 297 тыс. руб., поступивших в виде штрафов за допущенные нарушения.

В отношении нарушителей миграционного законодательства предпринимаются жесткие меры: 7 тыс. иностранцев закрыт въезд на территорию России, выдворено за пределы РФ 3 тыс. иностранных граждан.

В целом, территория Сибири стала комфортным «временным домом» для законопослушных иностранцев. Характерное для многонационального населения регионов Сибири добрососедское отношение к представителям иных государств, а также эффективная работа подразделений миграционной службы по выявлению нарушителей российского законодательства обеспечивают отсутствие межнациональных конфликтов и прочих факторов, дестабилизирующих социальную обстановку в регионах Сибири [7].

По результатам наших исследований мы приходим к следующим выводам:

136

Миграция как фактор региональной этнополитики

1. Миграция в Сибирском федеральном округе приобретает в представлениях самых широких слоев населения характер социальной проблемы и угрозы для безопасности личности, общества и государства. Это связано не с объективным увеличением числа мигрантов, а субъективными представлениями об их численности, основанной на визуализации мигрантов в публичных сферах: торговля, питание, транспорт, ЖКХ, сфера обслуживания и т. д.

2. По своему внутреннему содержанию и движущим силам миграция из экономической сферы перемещается в сферу социальную и политическую. Трудовая миграция все чаще замещается и/или инициируется социальными факторами: более высоким уровнем и качеством жизни, возможностью получения качественного медицинского обслуживания и образования.

3. Высокий уровень обеспечения личной безопасности — значимый фактор для иммигрантов при определении Сибири как региона и территории миграционных предпочтений. Отмечается более низкий по сравнению с Центральной и Южной Россией уровень враждебности принимающей стороны.

4. Иммигранты из Ближнего зарубежья формируют в крупных городах СФО значимые по своей консолидации и возможностям диаспоры, которые стремятся к этнокультурной автономии с использованием политических требований и угроз. Эти диаспоры во многом структурированы по сетевому принципу и управляются неформальными социальными лидерами, многие из которых являются религиозными и/или криминальными авторитетами.

5. Официальные национально-культурные автономии и этнонацио-нальные организации иммигрантов из Ближнего зарубежья отличает слабая вовлеченность в них «новых» мигрантов. В большей степени они имеют презентационный характер. Многие лидеры используют статусы руководителей этих структур в качестве инструмента для достижения своих личных либо узкогрупповых (клановых, семейных и др.) политических, экономических и иных целей.

6. Угроза значительного антропопотока из Дальнего зарубежья, прежде всего из Китая, — «субъективная реальность» для населения Сибири (по теореме Томаса) и миф как «реальность объективная». Число мигрантов из Китая уменьшается с возрастанием экономики Поднебесной. Сибирь уже не приоритетный иммиграционный регион и территория для китайцев. У себя на родине, в более комфортных социокультурных условиях потенциальные мигранты сегодня способны получать ожидаемые выгоды.

7. Иммигранты из Дальнего зарубежья крайне пассивны в формировании национально-культурных автономий и этнонациональных организаций. При этом они слабо интегрированы в российское цивилизационное, гражданское и политическое пространство.

137

Миграция как фактор региональной этнополитики

Литература

1. Миграции и диаспоры в социокультурном, политическом и экономическом пространстве Сибири. Рубежи XIX-XX и XX-XXI веков / науч. ред. В.И. Дятлов. — Иркутск: Оттиск, 2010. — 640 с.

2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Президент России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ appears/2008/U/05/1349_type63372type63374type63381type82634_208749.shtml

3. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://putin2012.ra/#artide-2. 26.01.2012.

4. Heleniak, Т. (2002) «Migration Dilemmas Haunt Post-Soviet Russia», Migration Policy Institute. Hill, F., Gaddy, C. (2003) The Siberian Curse: How Communist Planners Left Russia Out in the Cold, Brookings Institution Press, Washington, D.C.

5. Иностранные мигранты в Сибири // Наука в Сибири. — 2006. — № 49 (2584) 21 декабря.

6. Миграция раздора. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://top.oprf. ru/main/3813.html

7. Миграционная ситуация в Сибирском федеральном округе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fms-nso.ru/ufms/SFO/

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.