учащихся». Значительно обогащает пособие необычайно привлекательный, профессионально выполненный раздел «Фольклор в лубочной литературе». В нем отражены лубочные книги и картинки по многим фольклорным произведениям и жанрам, впервые поднят богатый пласт литературы, который еще предстоит по-настоящему изучать фольклористам и искусствоведам.
Что касается группировки литературы внутри разделов, то большее предпочтение мы отдаем хронологическому порядку, а не алфавитному, как принято в последнем томе. Дело в том, что поисковые функции пособия реализуются, прежде всего, через систему вспомогательных указателей — именной, географической и использованных источников. Хронологическая последовательность в распределении литературы внутри разделов позволяет проследить развитие исследовательской мысли в изучении различных жанров, тем, аспектов. Для науки это имеет немаловажное значение.
При отсутствии вспомогательного предметного указателя особую ценность представляют аннотации и детальное раскрытие содержания сборников текстов и исследовательских работ. Как достоинство данного пособия необходимо отметить постраничную роспись многих публикаций фольклора, коллективных научных изданий и монографий. Широко используется система перекрестных ссылок между разделами и отдельными записями.
Большое значение имеет раздел «Библиографические обзоры», который призван расширить и углубить информационную емкось пособия. К сожалению, в нем пропущен ряд ценных источников. Нет известного библиографического труда П. П. и Б. П. Ламбиных «Русская историческая библиография». Годы 1855—1864 (СПб., 1861—1884), в которые включены многочисленные сведения о народной поэзш!. Отсутствуют тщательно составленные указатели Д. Д. Смышляева, содержащие богатые материалы по фольклору2. Не отражен «Указатель статей, помещенных в «Записках Уральского общества любителей естествознания» в г. Екатеринбурге с 1871— 1895 гг. (зап. УОЛЕ. 1896. Т. 17. Вып. 1). Не включены «Критико-библиографические заметки об изданиях и исследованиях по русской словесности за 1892 г.» П. В. Владимирова (Киев, 1893) и др.
Эти пробелы необходимо восполнить в последующих выпусках библиографической работой на местах. Сознательное и планомерное продолжение данного библиографического труда является большим вкладом в теорию и практику науки о фольклоре и библиографии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Иванова Т. Г. Русский фольклор: Библиогр. указ. 1881—1990 (ИРЛИ АН СССР—Л.: БАН СССР, 1990.—500 с.
2. Смышляев Д. Д. Указатель статей, касающихся «Пермской губернии и напечатанных в неофициальном отделе «Пермских губернских ведомостей» в течение сорокалетия (1841— 1880 гг.) // Сборник статей, касающихся Пермской губернии и помещенных в неофициальной
части «Пермских губернских ведомостей» в период 1842—1884 гг.— Пермь, 1884.— Вып. 1—2; Смышляев Д. Д. Указатель статей по археологии, истории и этнографии Пермской губернии, помещенных в «Пермских епархиальных ведомостях». 18(>7 1X84 п.' Памятная книжка Пермской губернии за 1892 год Отд. 5,— Пермь, 1891.
А. И. Лазарев, Г. А. Губанова
ОБЩЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО В ЧЕЛЯБИНСКЕ
Из русских классиков Ф. М. Достоевский оказывается сегодня наиболее востребованным. Как будто о нас писал он в черновых заготовках к неосуществленным из-за смерти выпускам «Дневника писателя»:
16* 119
«Необычная стремительность к восприятию новых идей с необычным желанием, каждый раз, с восприятием нового, растоптать все старое, с ненавистью, с оплеванием, с позором. Как бы жажда отмщения старому...». А вот характеристика исторического момента, хотя писатель говорил о временах более чем столетней давности: «...вся Россия стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездной». Вот почему событие, происшедшее в мае 1991 года, осмысляется как желанное и необходимое. Участники У1-х научных чтений <<Ф. М. Достоевский и современность» в Доме-музее писателя в Старой Руссе учредили Общероссийское Общество Достоевского.
Уже двадцать с лишним лет существует Международное общество Достоевского, объединяющее ученых из разных стран мира. В Японии существует Народное общество Достоевского... Общество его имени на родине писателя возникло только теперь. И это не случайно: судьба наследия Достоевского в советский период отечественной истории была драматичной. У писателя были свои палачи, так же как и у его народа. И в результате наша культура понесла немалые потери. А между тем, необходимость присутствия Достоевского в духовной жизни нашего современника ощущается очень остро.
В соответствии со своим Уставом ОД будет преследовать следующие цели: серьезное изучение и освоение наследия Достоевского, координация научных разысканий в этой области, сохранение историко-мемориальных мест, связанных с жизнью писателя, научно-методическая помощь в преподавании Достоевского в средней и высшей школе, помощь и консультации театрам, киностудиям, издательствам, музеям и другим культурным учреждениям. Решение этих задач будет, несомненно, способствовать приобщению наших современников к художественно-философскому миру писателя.
Отделения ОД возникают во многих городах России. С декабря 1991 года такое отделение создано в Челябинске. Сама возможность его появления связана, в первую очередь, с тем, что в городе есть люди, способные квалифицированно работать над задачами, о которых говорилось выше. Это филологи — преподаватели университета и пединститута, чьи научные интересы в той или иной мере связаны с «достоевской» проблематикой. Это молодежь — недавние выпускники филологических факультетов, которые еще на студенческой скамье начали заниматься исследовательской работой. Наиболее способные и упорные из них продолжают учебу в аспирантуре, работают над диссертациями. Председателем отделения ОД в Челябинске избран доцент кафедры литературы и фольклора Челябинского университета В. А. Михнюкевич.
В Челябинске обнаруживаются материальные «следы» Достоевского. В фондах областного краеведческого музея долгое время хранилось «Собрание повестей, рассказов и стихотворений» Н. Куракина, 1863 года издания, с собственноручными пометками Достоевского. Об этом еще в 1955 году в альманахе «Южный Урал» (№ 13-14) писал покойный А. А. Шмаков. Однако в 80-е годы книга сменила место хранения: как будто бы была переслана в ИР Л И в группу Достоевского в ответ на обращение редколлегии академического Полного собрания сочинений писателя. Издание завершено, но маргиналий Достоевского на полях книги Куракина в составе его текстов не появилось. Не говоря уже о ценности каждого слова великого писателя, интересно было бы узнать, как и когда эта книга попала на Южный Урал. В Челябинске ходит слух (может быть и легендарный), что в городе находится рабочий стол Достоевского. Что это за стол, из какой его квартиры, как он попал сюда — обо всем этом есть пока полудостоверные сведения. Но если бы удалось его отыскать, выяснить «родословную», отправить в один из мемориальных музеев писателя — все
это достойно приложения сил.
В планах работы Челябинского отделения ОД — координация научных усилий с целью их концентрации на определенных направлениях исследований. Не исключено здесь сотрудничество с отделениями ОД в других городах, тем более, что есть уже успешный опыт такого сотрудничества урало-сибирских достоевсковедов, выпустивших коллективную монографию «Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза» (Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1991.— 288 е.). Члены ОД готовы к сотрудничеству с театрами города и области, если консультации специалистов станут необходимыми. Не оставлена без внимания и учебная работа со студентами филологических факультетов вузов города: привлечение их к разработке научных проблем творчества Достоевского в курсовых, дипломных работах и в рамках студенческих научных обществ. Будет развернута и популяризаторская работа. Это могут быть традиционные лекции или циклы лекций, «круглые столы» по проблемам творчества писателя. Челябинское отделение ОД готово предложить свои материалы газетам, радйо и телевидению. Оно может оказать помощь в преподавании творчества писателя в школах и классах с гуманитарным уклоном (такой опыт в челябинской школе-лицее № 93 уже есть). Члены ОД готовы дать консультации или даже читать целые курсы школьным учителям литературы. Жизнь, конечно, подскажет и другие формы работы.
в. м.
ТВОРЧЕСТВО Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ИСКУССТВО СИНТЕЗА
(под ред. Р. Г. Назирова и Г. К. Щенникова).—
Екатеринбург: изд. Уральского ун-та, 1991.
Переходная эпоха властно накладывает свой отпечаток на состояние литературной науки. Тем более не может оказаться вне хода времени, вне наших текущих проблем, запросов, противоречий восприятие наследия Достоевского, значение которого подтверждено сегодня многократно. Коллективная монография, подготовленная группой уральских и сибирских литературоведов (под ред. Г. Щенникова и Р. Назирова), наглядно свидетельствует и об идущей мучительной переоценке ценностей, и о желании преодолеть невнятицу и односторонность недавнего прошлого, и о настойчивом и продуктивном поиске.
В этой связи понятна тональность уже предисловия к книге, запальчивого, открытого в завтрашний день. Всех авторов сборника, может, и рано называть единомышленниками, в полной мере, но их, безусловно, объединяет стремление порвать с теми опасливыми и куцыми толкованиями Достоевского, которые были в ходу совсем недавно. Налицо полемичность как задание: вчерашний день никого не устраивает, но полемичность вызвана и тем, что нынешний момент связывают с писателем те оценки, которые тоже неполны, поверхностны, временны. Да, нам особенно дано увидеть сегодня, что «русская революция совершилась в значительной мере по Достоевскому» (Н. Бердяев). Политизированное представление о творце романа «Бесы», внимание к пророческому содержанию его произведений не обойдены вниманием в книге, порой изложение переходит на язык публицистики. Но, может быть, важнее коллективное усилие объяснить сложнейшее явление по-новому, прорваться к тому объективному пониманию, которое, по-видимому, должно возобладать завтра.
Поэтому, конечно, не случайна методологическая озабоченность авторов. И предисловие, и большинство разделов покоряют осознанным отношением