Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФТС РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФТС РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организации общественного сектора сферы таможенных услуг / Общественный совет / Федеральная таможенная служба России / направления деятельности / общественный контроль / organizations of the public sector of the sphere of customs services / the Public Council / the Federal Customs Service of Russia / areas of activity / public control

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кораблев Иван Юрьевич

В статье рассматриваются организационные и нормативно-правовые основы функционирования Общественного совета при Федеральной таможенной службе России как одной из организаций общественного сектора сферы таможенных услуг. Автором выявляются ключевые аспекты деятельности Общественного совета. На основе проведенного анализа определяются приоритетные направления деятельности Общественного совета в ближайшем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кораблев Иван Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC COUNCIL UNDER THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA: FEATURES OF FUNCTIONING AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article examines the organizational and regulatory framework for the functioning of the Public Council under the Federal Customs Service of Russia, as one of the organizations of the public sector in the field of customs services. The key aspects of the activities of the Public Council are identified. Based on the analysis, the author identifies the priority areas of activity of the Public Council in the near future.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФТС РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

УДК 339

общественный совет при фтс россии: особенности функционирования и направления развития

Кораблев Иван Юрьевич

Российская таможенная академия, аспирант, e-mail: iyu.korablev@customs-academy.ru

В статье рассматриваются организационные и нормативно-правовые основы функционирования Общественного совета при Федеральной таможенной службе России как одной из организаций общественного сектора сферы таможенных услуг. Автором выявляются ключевые аспекты деятельности Общественного совета. На основе проведенного анализа определяются приоритетные направления деятельности Общественного совета в ближайшем будущем

Ключевые слова: организации общественного сектора сферы таможенных услуг; Общественный совет; Федеральная таможенная служба России; направления деятельности; общественный контроль

the public council under the federal customs service of russia: features of functioning and directions of development

Korablev Ivan Yu.

Russian Customs Academy, postgraduate student, e-mail: iyu.korablev@customs-academy.ru

The article examines the organizational and regulatory framework for the functioning of the Public Council under the Federal Customs Service of Russia, as one of the organizations of the public sector in the field of customs services. The key aspects of the activities of the Public Council are identified. Based on the analysis, the author identifies the priority areas of activity of the Public Council in the near future

Keywords: organizations of the public sector of the sphere of customs services, the Public Council, the Federal Customs Service of Russia, areas of activity, public control

Для цитирования: Кораблев И.Ю. Общественный совет при ФТС России: особенности функционирования и направления развития // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 1 (89). С. 53-57.

Взаимодействие между органами государственной власти и представителями общественности является необходимым элементом развития общества. Достигнув того состояния, когда стала очевидной необходимость существования институтов, представляющих интересы общества при непосредственном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), возникли организации общественного сектора сферы услуг. Эти субъекты обладают всеми признаками, присущими организациям (наличие структуры, цели, принципов функционирования и т.д.), а также состоят из представителей общества, являющихся экспертами в сфере своей деятельности. К таким организациям относятся общественные советы при ФОИВ, экспертно-консультативные советы при ФОИВ, а также иные институты, целью которых является продвижение и защита интересов общества в рамках диалога с представителями государственной власти.

Становление и развитие таких организаций не могло остаться незамеченным в научной среде. Одним из ведущих специалистов данной области является заместитель секретаря Общественной палаты РФ В.В. Гриб. Его деятельность сфокусирована на изучении вопросов функционирования и развития общественных советов при ФОИВ.

В своих исследованиях В.В. Гриб подробно анализирует деятельность общественных советов, раскрывая юридическую составляющую вопроса, а также историю их развития и функционирования [1].

Сложившаяся политическая и экономическая ситуация в мире определяет актуальность рассмотрения одной из организаций общественного сектора сферы услуг при ФОИВ, деятельность которой направлена на решение задач по защите и развитию экономики государства. В этой связи, Общественный совет при ФТС России (далее - ОС) представляет особый интерес для исследования.

Следует отметить, что функционирование ОС ранее уже изучалось научным сообществом. Наиболее подробный и развернутый анализ указанного вопроса представлен в работах М.В. Бойковой. Автор делает акцент на рассмотрении практических результатов деятельности ОС, оказавших непосредственное влияние на функционирование ФТС России [2; 3].

Выбор направления исследования обусловлен необходимостью анализа деятельности ОС на основе актуальных данных, в том числе с учетом влияния санкционного давления со стороны западных государств.

ОС является совещательно-консультативным

субъектом общественного контроля, призванным обеспечить учет потребностей и интересов граждан РФ, защиту прав и свобод граждан РФ, прав общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности ФТС России, решения которого носят рекомендательный характер.

Деятельность ОС регламентирована приказом ФТС России от 17 октября 2018 г. № 1684 «Об утверждении Положения об Общественном совете при ФТС России» (далее - Положение) [4]. Положение устанавливает:

- общие положения об ОС;

- компетенцию ОС;

- порядок формирования ОС;

- порядок деятельности ОС;

- порядок действий при возникновении конфликта интересов.

Необходимо отметить, что приказ ФТС России от 17 октября 2018 г. № 1684 разработан на основе положений стандарта ОС при федеральном органе исполнительной власти, утвержденного решением совета Общественной палаты РФ от 5 июля 2018 г. № 55-С.

На сегодняшний день в Положение было внесено пять изменений в целях его актуализации, утвержденных иными приказами ФТС России. Помимо этого, в связи с кадровыми перестановками в ФТС России, вызвавшими необходимость внесения очередных изменений и в Положение, в настоящий момент актуальным является вопрос о возможности его переиздания в новой редакции.

К формам деятельности ОС относятся:

- заседания ОС;

- работа членов ОС в рамках таможенных блоков четырех общероссийских объединений предпринимателей - это Российский союз промышленников и предпринимателей (далее -РСПП), «Опора России», Торгово-промышленная палата РФ, «Деловая Россия»;

- рассмотрение проектов общественно значимых нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых ФТС России;

- участие членов ОС в мероприятиях: профессиональных, научно-практических, просветительских, на дискуссионных площадках различного уровня;

- взаимодействие со средствами массовой информации и др.

Свою деятельность ОС осуществляет на основе плана работы на год, который согласовывается с руководителем ФТС России и утверждается ОС.

Отдельное внимание необходимо уделить составу ОС. В соответствии с Приказом ФТС России от 29 апреля 2022 г. № 327 «Об утверждении состава Общественного совета при ФТС России», в состав ОС входит 26 членов, в том числе председатель ОС и два заместителя председа-

теля ОС [5]. Важным фактором, способствующим повышению качества и эффективности работы ОС, выступают требования, предъявляемые к кандидатам в члены ОС, а именно:

- опыт работы по профилю деятельности таможенных органов РФ не менее одного года;

- опыт общественной деятельности, в том числе в сфере ФТС России.

Данные требования определяют, что все члены ОС обладают знаниями и навыками, необходимыми для оценки деятельности ФТС России и внесения качественных предложений по её совершенствованию.

В целях повышения эффективности работы за членами ОС закрепляются определенные направления, исходя из сферы их основной деятельности, что позволяет наиболее глубоко прорабатывать возникающие вопросы и продуктивно осуществлять возложенные на ОС функции.

Срок полномочий членов ОС составляет три года с момента проведения первого заседания ОС в обновленном составе (первое заседание действующего состава ОС состоялось 20 мая 2022 г.).

В рамках заседания ОС, прошедшего 27 мая 2021 г., председателем ОС Л.А. Лозбенко было озвучено решение о распределении членов ОС в качестве ответственных представителей в федеральных округах РФ, а также в Калининградской и Московской областях. Такое решение продиктовано необходимостью более детального изучения проблемных вопросов, возникающих у участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность в зависимости от территориального положения. Начиная с сентября 2021 г., представители ОС при ФТС России приняли участие в 60 региональных мероприятиях (рис. 1).

Представленная на рисунке динамика отражает, что наибольшую активность проявили представители ОС в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Во многом это обусловлено тем, что в связи с санкционным давлением, оказываемым на Российскую Федерацию со стороны западных государств, произошел «разворот» внешней торговли нашего государства. Выступая на мероприятиях ПМЭФ-2023 и ВЭФ-2023, ВрИО руководителя ФТС России Р.В. Давыдов не раз отмечал, что прирост контейнерных перевозок через порты Дальнего Востока в 2022 г. составил 34 % к предыдущему году. Примечательно, что те же 34 % наблюдаются и на Северо-Западе, но только со знаком минус [2]. В отдельных погранпереходах Дальнего Востока объем перевозок возрос более чем на 60 % (ж/д погранпе-реходы Забайкальск и Пограничный). Подтверждением этого выступает официальная статистика внешней торговли России в 2023 г. (рис. 2).

Переориентация транспортно-логистических потоков с северо-западного направления на восточное привела к существенному увеличению нагрузки на пункты пропуска. В этих условиях

Рис. 1. Количество региональных мероприятий, в которых приняли участие представители ОС при ФТС России в период 2021-2023 гг. [1]

< а

и

о

<

< а

350,0 300,0 250,0 200,0 150,0 100,0 50,0

_■ ■ ■

- 1 - ■

январь-декабрь январь-декабрь 2022 2023 Экспорт январь-декабрь январь-декабрь 2022 2023 Импорт

ЕВРОПА ■ АЗИЯ АФРИКА АМЕРИКА ОКЕАНИЯ

Рис. 2. Экспорт и импорт товаров РФ по группам стран 2022-2023 гг. [2]

основная и наиболее важная задача для ФТС России - обеспечение их повышенной и бесперебойной пропускной способности. Для достижения этих целей таможенными органами РФ предприняты следующие меры:

- синхронный перевод сопредельных пунктов пропуска с КНР на круглосуточный режим работы;

- перевод всех документальных процессов в морских пунктах пропуска в электронный вид с помощью комплекса программных средств «Портал Морской порт»;

- развитие технологии «единого окна» с помощью совершенствования работы единой системы межведомственного взаимодействия;

- применение технологий для автоматического (автоматизированного) выбора объектов таможенного контроля, в том числе для контроля

после выпуска товаров.

Учитывая возросшую активность в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на Дальнем Востоке, а также широкий спектр мер, направленных на содействие развитию торговли со стороны ФТС России, в том числе с применением цифровых технологий, становится понятной значимость проведения различных мероприятий представителем ОС в данном федеральном округе: помогают проводить консультативную работу, определять проблемные моменты, с которыми сталкиваются участники ВЭД, а также дают возможность узнавать о предложениях, которые в дальнейшем прорабатываются членами ОС, в том числе в ходе проведения заседаний.

Что касается Сибирского федерального округа, то ситуация с повышенным интересом к деятель-

ности таможенных органов среди прочего обусловлена тем, что именно через Сибирь идут товарные потоки с Дальнего Востока. Помимо этого, немалое количество участников ВЭД, зарегистрированных в сибирских регионах, взаимодействует с азиатскими партнерами.

Тем не менее наблюдается значительная пассивность со стороны членов ОС в остальных федеральных округах.

В свете приведенной выше статистики роста поставок товаров через пункты пропуска, расположенные в восточных регионах России, особое внимание как руководством ФТС России, так и представителями бизнес-сообщества (в том числе и членами ОС) уделяется недостаточному развитию транспортной инфраструктуры на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Содействие решению указанной проблемы со стороны таможенных органов является техническая модернизация пунктов пропуска, а также создание интеллектуальных пунктов пропуска.

Помимо этого, значимым препятствием ускорения торговли выступает недостаточная оснащённость складов временного хранения (далее - СВХ), функционирующих в регионах, относящихся к указанным федеральным округам. В феврале 2023 г. в Государственную Думу РФ (далее - ГД РФ) был внесен законопроект № 296887-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Законопроект), который среди прочего включает в себя новые требования, предъявляемые к СВХ [6].

Предлагаемые нововведения вызвали широкий резонанс среди владельцев СВХ. В связи с этим члены ОС решили провести комплексную проверку СВХ на соответствие их оснащенности текущим и предлагаемым требованиям. Проверка проводилась на основании чек-листа, разработанного ФТС России. По результатам проверки удалось установить, что значительная доля СВХ, в случае вступления Законопроекта в силу, может быть закрыта ввиду невозможности внести изменения, установленные Законопроектом, либо из-за их дороговизны. Помимо этого, на основе чек-листа были выявлены наиболее спорные предложения. Во взаимодействии с РСПП ОС были подготовлены поправки к Законопроекту. В дальнейшем они были направлены РСПП в ГД РФ. На сегодняшний день рассмотрение Законопроекта ГД РФ приостановлено [7].

Безусловно, развитие логистических путей и транспортной инфраструктуры является одним из важнейших направлений деятельности ФТС России. Кроме этого, оно закреплено как одна из центральных задач Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до

2030 года (далее - Стратегия 2030) [3].

ОС осуществлял активную работу в ходе проработки Стратегии 2030, плана мероприятий на период 2021 - 2024 гг. по реализации Стратегии 2030, Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 г. Также ОС принимает активное участие в обсуждении результатов, достигнутых в ходе реализации данных документов стратегического планирования. В настоящее время ФТС России проводится активная работа по разработке, согласованию и утверждению плана мероприятий по реализации второго этапа (2025-2030 гг.) Стратегии 2030. Члены ОС находятся в постоянном контакте с представителями ФТС России для осуществления функций общественного контроля.

Помимо вышесказанного ОС осуществляет:

- популяризацию деятельности добросовестных участников ВЭД среди заинтересованного бизнес-сообщества Хартии;

- рассмотрение отчета о реализации публичной декларации целей и задач ФТС России за отчетный год;

- обсуждение проекта публичной декларации целей и задач ФТС России на текущий год;

- рассмотрение отчета о выполнении Ведомственного плана ФТС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти в отчетном году;

- обсуждение проекта Ведомственного плана ФТС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти в текущем году;

- обсуждение проекта итогового доклада о результатах деятельности ФТС России за отчетный год, подготовленного к заседанию итоговой коллегии ФТС России.

Результаты деятельности ОС за последние годы были отмечены не только руководством ФТС России и представителями бизнес-сообщества, но и Общественной палатой РФ (далее - ОП). В соответствии с рейтингом, представленным ОП совместно с рейтинговым агентством «РАЭКС-Аналитика», в 2022 г. ОС входил в группу А - лидеры [8]. По итогам 2023 г. ОС был отнесен в группу В - продвинутый уровень, а также вошел в пятерку лидеров по показателю влияния на деятельность ФОИВа [9]. Данный показатель отражает значимость деятельности ОС по взаимодействию с ФТС России.

Также следует отметить, что представители ОП и другие заинтересованные лица часто высказывают предложения, направленные на совершенствование деятельности общественных советов при ФОИВах. Например, заместитель секретаря ОП Владислав Гриб считает, что у общественных советов должны быть свои почетные грамоты и медали, согласованные с органами исполнительной власти и с ОП. Генеральный директор рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика»

Дмитрий Гришанков отмечает в качестве одного из примеров, заслуживающих распространения, инициативу Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе, который провел анализ, как данный орган отвечает на обращения граждан [1].

Кроме этого, ОП каждому совету было рекомендовано составить рейтинг работы его членов. В ОП считают, что сегодня далеко не все члены советов проявляют активность.

Принимая во внимание все вышесказанное можно определить ряд направлений, которые будут наиболее актуальными для функционирования и развития деятельности ОС.

1. Деятельность, направленная на оценку результатов выполнения плана мероприятий по реализации первого этапа (2021-2024 гг.) Стратегии 2030.

2. Организация работы по внесению предложений ОС в план мероприятий по реализации второго этапа (2025-2030 гг.) Стратегии 2030, а также деятельность, связанная с контролем и оценкой его выполнения.

3. Работа по формированию нового состава ОС.

4. Увеличение активности ответственных представителей ОС в федеральных округах, Московской и Калининградской областях.

Кроме того, не стоит забывать о таких видах деятельности, как оценка отчетов о деятельности ФТС России и о реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти; участие членов ОС в заседаниях конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей и заседаниях аттестационной комиссии.

Также, учитывая возрастающее внимание, оказываемое развитию технологий искусственного интеллекта и перспективы его внедрения в деятельность таможенных органов РФ, для ОС будет актуальным сбор информации об оценке данного направления со стороны представителей бизнес-сообщества. Возможно также предложение каких-либо инициатив по перспективным направлениям использования технологий искусственного интеллекта в деятельности ФТС России.

Не менее актуальным является повышение частоты участия членов ОС в различных мероприятиях в целях обмена мнениями и проведения работы консультативного характера. В целях развития данного направления деятельности ОС перспективным является практическая рекомендация ОП о составлении рейтинга активности его членов. Значимым аспектом является увеличение объема информации о деятельности ОС, который должен предоставляться средствам массовой информации.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что ОС реализует масштабный объем работы, направленный на представление и защиту интере-

сов бизнес-сообщества, осуществляющего ВЭД. Приведенный анализ показал, что в деятельности ОС существует ряд аспектов, требующих доработки. Особое внимание стоит уделить вопросам, связанным с эффективностью деятельности представителей ОС в федеральных округах с учетом проблем, с которыми сталкиваются участники ВЭД в зависимости от региона, в котором они осуществляют свою деятельность.

Перспективным видится использование достижений общественных советов, которые занимают более высокие позиции в рейтинге ОП. Помимо этого, стоит проработать возможность введения оценки активности членов ОС для учета этого показателя при разделении направлений ответственности между ними.

Поддержание достигнутого уровня и грамотное использования информации о существующих недостатках в качестве основы для последующего развития позволят ОС и далее эффективно выполнять поставленные перед ним цели и задачи.

Библиографический список:

1. Гриб В.В. Общественный контроль: учебник. М.: Издательская группа «Юрист», 2017. 656 с.

2. Бойкова М.В. Развитие теории и методологии сервисно-ориентированного таможенного администрирования: Дис. ... докт. эк. наук: 08.00.05 / М.В. Бойкова. - Люб., 2021. 543 с.

3. Бойкова М.В. Формирование и совершенствование общественных институтов как инструмента обеспечения эффективного взаимодействия таможенной службы и бизнес-сообщества // Экономические системы. 2021. № 1. С. 31-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Приказ ФТС России от 17.10.2018 № 1684 «Об утверждении Положения об Общественном совете при ФТС России» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

5. Приказ ФТС России от 29 апреля 2022 г. № 327 «Об утверждении состава Общественного совета при ФТС России» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

6. Официальный сайт Общественного совета при ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https:// www.osfts.ru/.

7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. URL: https:// customs.gov.ru.

8. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Гарант».

9. Законопроект № 296887-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Системы обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/296887-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.