12 00 14 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРОЦЕСС 12 00 14 ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS
УДК 342 ББК 67.401.11
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НАЗОРАТИ ЧАМЪИЯТИДАР СОХАИ ФУРУШИ МАШРУБОТ: ХОЛАТ, МАСОИЛ, ПЕШНИХОДОТ
PUBLIC CONTROL IN THE SALE OF ALCOHOLIC BEVERAGES: STATUS, PROBLEMS, PROPOSALS
Тепляшин Иван Владимирович,
к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет»; Власов Валерий Александрович, к.ю.н., доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз ФГБОУВО «КГАУ» (Россия, Красноярск)
Тепляшин Иван Владимирович, н.и.%., дотсент, мудири кафедраи назария ва таърихи давлат ва ^уцуци МФДБТ ТО «ДДАК»; Власов Валерий Александрович, н.и.%., дотсенти кафедраи ^уцуци замин ва коршиносии экологии МФДБТ ТО «ДДАК» (Русия, Красноярск)
Teplyashin Ivan Vladimirovich, candidate of juridical sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law under Krasnoyarsk State Agrarian University Federal State Budget Educational Institution of Higher Education , E-MAIL:[email protected]; Vlasov Valery Alexandrovich, candidate of juridical sciences, Associate Professor of the Department of Land Law and Ecological Expertises KSAU FSBEIHE E-MAIL:[email protected]
Ключевые слова: алкогольная продукция, спиртосодержащая пищевая продукция, общественный контроль, гражданское общество, Общественная палата, национальная безопасность
В современных условиях проблема национальной безопасности во многом определяется качеством алкосодержащей продукции. Вопросы о развитии механизма противодействия нелегальному рынку должны решаться в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина. Предметом исследования выступают проблемы рынка алкогольной продукции и система общественного контроля в данной сфере. Методологию исследования составляют специально-юридические, статистические, логические методы исследования. Авторы убеждены, что непосредственное участие граждан в сфере реализации алкогольной продукции, общественное инспектирование порядка и условий производства, распределения и потребления спиртосодержащих средств может оказать положительное влияние на состояние здоровья населения и безопасность общества в
целом. Предложенные идеи могут быть использованы при обсуждении научным сообществом с целью развития системы безопасности в производстве и реализации алкосодержащей продукции, при формировании социальной ответственности граждан и правовой культуры общественника.
Калидвожа^о: машрубот, маусулоти озуцавории спиртдор, назорати цамъияти,
цамъияти шаурвандй, Палатаи цамъияти, амнияти миллй
Дар шароити муосир аз бисёр циуат масъалаи амнияти миллиро сифати машрубот (маусулоти алкулдор) муайян мекунад. Масоили инкишофи механизми муцобилат ба бозори гайрицонунии машрубот бояд дар якцоягй бо масъалаи уимояи ууцуц ва озодиуои инсон ва шаурванд уаллу фасл шаванд. Дар мацола масоили бозори машрубот ва низоми назорати цамъияти дар ин соуа мавриди тауциц царор гирифтаанд. Ба уайси методологияи тауциц усулуои махсуси ууцуцшиносй, оморй ва мантицй корбаст гардидаанд. Муаллифон муътациданд, ки иштироки бевоситаи шаурвандон дар соуаи фуруши машрубот, назорати цамъияти ба тартибу шароити истеусолот, тацсиму истеъмоли маусулоти спиртдор метавонад ба вазъи саломатии ауолй ва умуман амнияти цамъият таъсири мусбат расонад.
Гояуои дар мацола пешниуодгардида мумкин аст аз цониби мутахассисон ба мацсади инкишоф додани низоми амният уини истеусолу фуруши машрубот, ташаккули уисси масъулиятшиносй ва фаруанги ууцуции шаурвандон мавриди баррасй царор гиранд.
Keywords: alcohol products, alcohol-containing food products, public control, civil society, Public Chamber, national security.
Under modern conditions, the problem of national security is largely determined by the quality of alcohol-containing products. The matters of the development of a mechanism for counteracting the illegal market should be settled in the context of the protection of human rights and freedoms of man and citizen. The study researches the issues of alcohol market and the system of public control in this sphere. The research methodology consists of special-legal, statistical, logical methods of research. The authors are convinced that a direct participation of citizens in the sale of alcohol products, public inspection of the order and conditions of production, distribution and consumption of alcohol-containing products can have a positive impact on the health ofpopulation and security of society as a whole. The proposed ideas can be used in the course of scientific community discussion concerned with the development of security system in production and sale of alcohol-containing produce, formation of social responsibility of citizens, as well as the legal culture of a voluntary group activist.
В современных условиях, при реализации национальной безопасности приобретает особое значение правовая технология взаимодействия общества и государства. Перед Российской Федерацией ставятся очень важные социально-правовые и организационно-политические задачи, решение которых требует взвешенной правовой политики во многих сферах, в том числе и в такой новой области, как общественный контроль.
Президентом России В.В. Путиным в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию неоднократно указывалось на необходимость широкой общественной дискуссии в
современной России, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение [5].
В России принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1] (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), который закрепляет цели, задачи, принципы, а также основные формы общественного контроля. Законодатель установил, что общественный контроль осуществляется в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия в соответствии с федеральными законами. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
В ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень субъектов общественного контроля. Это Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо перечисленных субъектов, в систему общественного контроля входят общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля.
В системе общественного контроля на местном уровне основным субъектом модели общественного наблюдения и мониторинга является общественная палата конкретного муниципального образования. При этом все указанные выше субъекты общественного контроля обладают самостоятельными полномочиями, могут использовать разнообразные формы контроля, не только предусмотренные законом, но и сложившиеся в практике взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления.
Предметом общественного контроля могут быть различные сферы социальной жизни, требующие повышенного внимания и мониторинга. Особое место здесь занимает процедура производства и реализации алкогольной продукции. Вопросы защиты граждан от алкогольной и наркотической угрозы являются одними из наиболее актуальных и стратегически важных направлений взаимодействия государства и общества. Под алкогольной и наркотической угрозами следует понимать деятельность лиц, направленную на последовательное приобщение граждан и принуждение их к потреблению различных видов алкоголя и наркотиков, которые наносят существенный вред не только гражданину, но обществу и государству в целом.
С каждым годом в Российском государстве увеличивается количество смертельных отравлений алкогольной продукцией. Ежегодно в России от алкогольного отравления гибнут 30 тысяч человек. По статистическим данным, число смертельных случаев отравления алкоголем и его суррогатами составляет около 53 % всех отравлений, потому что каждый четвертый случай отравления алкоголем приводит к смерти [6]. Алкоголизация населения в Российском государстве достигла критического уровня, и проблема борьбы с алкоголем в настоящий период должна стать одной из приоритетных задач.
Обратим внимание на исследуемую проблему применительно к городу Красноярску. Результаты не очень утешительные и нуждаются в пристальном внимании правоприме-
нителя и законодательной власти. В частности, осенью 2015 года в нашем городе после употребления купленного через сеть Интернет некачественного алкоголя, в том числе под маркой «Джек Дэниэлс», 11 человек умерли и еще 27 человек отравились [7].
В июле 2017 года в Общественную палату города Красноярска поступило обращение от жителей о незаконной торговле алкоголем в нескольких магазинах алкогольной сети. Положениями ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что общественный контроль за деятельностью власти, государственных и муниципальных организаций возможен в формах общественного мониторинга, общественной экспертизы, общественных обсуждений, общественных проверок, публичных слушаний. В результате проверки палата обнаружила «систематические злостные нарушения законов». Эти магазины в любое время продают вино-водочную продукцию, находящуюся в незаконном обороте. При этом общественники обратили внимание на недостаточную степень профессионального отношения к своей деятельности соответствующих государственных органов, осуществляющих проверку контрактного распределения и торговли в сфере алкогольной продукции. Собранные сведения и материалы были переданы в органы прокуратуры, налоговой инспекции и ГУВД края. Общественная палата города Красноярска установила, что оборот нелегальной продукции - спиртных напитков -включает в себя не только Красноярский край, но и Иркутскую область, Хакасию, Тыву, Новосибирскую область и Кемеровскую область.
Более того, один из авторов данной статьи, являясь членом Общественной палаты города Красноярска, со своими коллегами периодически осуществляет общественные проверки на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации алкогольной продукции во временных сооружениях-павильонах на территории города Красноярска. Например, в феврале 2018 года по результатам общественной проверки 13 павильонов в Советском районе города Красноярска установлено, что только в одном из них имелась лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, уголок потребителя, документы на павильон и т.д. Во всех остальных павильонах розничная продажа алкогольной продукции осуществлялась незаконно.
Следует обратить внимание на факт, что ситуация в данной области продолжает оставаться достаточно сложной. Так, в середине марта 2018 года на одном из складов в Ленинском районе города Красноярска полиция изъяла более 7 тысяч бутылок водки с признаками контрафакта, а также пластиковую тару с жидкостью под этикеткой «Боярышник». Помимо этого, на складе были найдены полимерные канистры со спиртом общим объемом более 15 тысяч литров, оборудование для розлива алкогольной продукции, в том числе около 20 тысяч пустых бутылок из-под водки также с признаками подделок, пакеты, коробки, бутылки, дозаторы и крышки [8].
Как показывает практика, вред жизни и здоровью граждан наносится посредством подделывания алкогольной продукции, замены этилового спирта техническим, который содержит повышенное количество метилового спирта, альдегидов, кетонов, сложных эфиров и прочих крайне вредных веществ.
В зарубежных странах также имеются отдельные проблемы в исследуемой области. Например, Шодихон Джамшед, председатель исполнительного органа государственной власти ГБАО Республики Таджикистан, прямо указывает на то, что «продажа алкогольных напитков на рынках города и вблизи учебных заведений запрещена, но в городе Хороге и в
отдельных кишлаках наблюдается совершенно обратное: имеет место торговля алкогольными напитками без лицензии и соответствующего разрешения, однако ответственные органы почему-то игнорируют данный факт. Настораживает и цена этих напитков. Бутылка водки стоит 3 - 5 сомони - это при том, что в Душанбе аналогичная бутылка стоит 10 сомони, а в самой области отсутствуют заводы по производству алкогольной продукции» [2].
Обращает на себя внимание факт, что в настоящее время средняя стоимость бутылки водки элитного качества в Республике Таджикистан составляет около 120 российских рублей или около двух долларов США. Низкая цена на алкоголь также является фактором отсутствия случаев отравления людей некачественной алкогольной продукцией, в отличие от многочисленных случаев в Российской Федерации [9].
Согласно проводимым опросам населения сельской местности Республики Таджикистан, лишь 12,2 % мужчин и 0,1% женщин употребляют алкоголь. Для городского населения ситуация совершенно другая: 39 % мужчин и 6,7 % женщин употребляют алкогольную продукцию [10]. Тем не менее, такая ситуация может оцениваться как стабильная и соответствующая нормальному состоянию социальных отношений в развитом государстве.
Следует отметить положительные моменты, которые имеют место в Таджикистане. В частности, в 2011 году была создана межсекторальная рабочая группа по разработке и реализации стратегии улучшения питания и повышения физической активности, в том числе плана действий на 2013-2020 годы на основе стратегий ВОЗ. Значительный толчок к развитию данного направления дало подписание Таджикистаном 5 июля 2013 года Венской декларации о питании и неинфекционных заболеваниях в контексте политики «Здоровье 2020» [10].
Важная роль в борьбе с производством и реализацией незаконной и некачественной алкогольной продукции должна отводиться институтам гражданского общества. Целесообразно развивать общественный контроль в исследуемой области, например, общественные активисты должны создавать общедоступные онлайн-площадки для сбора информации о незаконном производстве и реализации алкогольной продукции и передавать ее в правоохранительные органы.
Проблема эффективности деятельности общественных палат муниципальных образований является новой в теории государства и права вообще, и в отраслевых юридических науках в частности (конституционное право, муниципальное право, административное право и т.д.). По субъективному мнению авторов настоящей статьи, ее по праву можно отнести к ключевым проблемам современной правовой жизни как нового направления правовой политики.
Одним из юридических предложений в исследуемой области должна стать разработка проекта Федерального закона «О государственном регулировании ранней профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних в Российской Федерации». В качестве основного понятия следует ввести в юридический оборот и использовать термин «ранняя профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних», под которым следует понимать совокупность мер политического, экономического, социального, правового, организационного, информационного и иного характера, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского
общества и направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих употреблению алкогольной продукции несовершеннолетними [3].
На наш взгляд, можно отметить основные направления реализации института общественного контроля в сфере распространения алкогольной продукции:
1. Особое внимание необходимо обратить на усиление роли общественности в анализе и мониторинге рынка алкосодержащей продукции. Следует доводить полученную и систематизированную информацию до различных групп населения, в т.ч. молодежи. Общественности можно использовать различные интернет-ресурсы, печатную продукцию, теле- и радиопрограммы, а также семинарские, игровые, воспитательные и иные формы взаимодействия с потенциально уязвимыми категориями граждан.
2. К контролю над распространением некачественной и фальсифицированной алкосодержащей продукции можно привлекать молодежь, студенчество, волонтеров. Здесь можно применять такие формы общественного контроля, как народные дружины, которые совместно с правоохранительными структурами могут инспектировать неблагополучные районы, рынки и иные места возможной незаконной реализации алкогольной продукции. Стоит заметить, что в советский период данная форма участия граждан в охране общественного порядка и противодействия различным правонарушениям реализовывалась достаточно активно [4, с. 37].
3. Общественникам следует активно участвовать в акциях по пропаганде здорового образа жизни, претворении в социальной жизни ценностей физической культуры и спорта. Важно принимать активное участие в увеличении доли социальной рекламы, показывающей негативные факты и последствия злоупотребления алкоголем в целом.
4. Перспективным видится принятие типового регламента о деятельности общественных палат субъектов федерации и муниципальных образований, в котором необходимо закрепить особый порядок работы общественных структур по контролю за порядком распространения алкогольной продукции. В типовом регламенте важно закрепить принципы, формы, порядок взаимодействия общественников с правоохранительными и иными государственными структурами в представленной сфере.
5. Перспективным представляется нормирование правовых средств общественного контроля в сфере распространения алкогольной продукции на муниципальном и региональном уровне. Данными средствами могут, например, выступать: право на получение необходимой информации из налоговых органов, возможность беспрепятственного посещения хранилищ, содержащих алкогольную продукцию, право безотлагательного приема должностными лицами. Эти меры позволят детализировать социально-правовой механизм влияния активной части общества на рынок алкогольной продукции.
6. Участие субъектов общественного контроля в научно-исследовательской работе, направленной на формирование предложений, связанных с развитием механизма противодействия рынку некачественной алкогольной продукции. Так, продуктивным представляется проведение форумов и научных семинаров в целях более глубокого понимания проблемы и получения необходимых знаний правового характера.
В итоге перечисленные выше меры позволят усовершенствовать институт общественного контроля в исследуемой сфере. Можно с уверенностью сказать, что слаженное и системное взаимодействие институтов гражданского общества и государства
в сфере рынка алкогольной продукции будет способствовать формированию концепции
здорового и социально развитого общества.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. - № 30 (Часть 1). Ст. 4213.
2. Асламшоева М.В. ГБАО продолжают борьбу с некачественным алкоголем // http://www.dialog.tj/news/v-gbao-prodolzhayut-borbu-s-nekachestvennym-alkogolem (дата обращения: 20.04.2018).
3. Власов В.А. Противодействие незаконному обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции: актуальные вопросы теории и практики // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2017. № 1. - С. 17.
4. Козлов Ю.М. Добровольные народные дружины по охране общественного порядка // Советское государство и право.-1960.- № 5.- С.18-26.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года //Российская газета. 13.12.2013.
6. http://antikontrafakt.ru/kontrafakt/alkogol (дата обращения: 8.03.2018).
7. http://www. newslab.ru (дата обращения: 18.03.2018).
8. http://www.dela.ru_(дата обращения: 18.03.2018).
9. https://ru.sputnik-tj.com/analytics (дата обращения: 18.03.2018).
10. http://www.euro.who.int (дата доступа: 14.05.2018).
Reference Literature:
1. Federal Law "On the Grounds of Public Monitoring in Russian Federation" from July 21, 2014, N212 ФЗ// Collection of Russian Federation Legislation. 2014, N 30 (part 1). -p. 4213
2. Aslamshoyeva M. V. Kuhistoni-Badahshon Autonomous Viloyat Continues Combat with NonQualitative Alcohol // http://www.dialog.tj/news/v-gbao-prodolzhayut-borbu-s-nekachestvennym-alkogolem (Date of request: 20. 04. 2018).
3. Vlasov V. A. Counteraction Targeted at Illegitimate Circulation of Ethyl Spiritus, Food Produce Containing Alcohol and Spiritus and non- Food Produce Containing Spiritus: Actual Issues of Theory and Practice // Bulletin of Siberian Juridical Institute under the Auspices of Home Affairs Ministry of Russian Federation. - 2017, N1, - p. 17
4. Kozlov Yu. M. Voluntary People's (Police) Patrol on Social Order Enforcement // Soviet State and Law. - 1960 N5.- pp. 18-26
5. Russian Federation President's Message to the Federal Assembley of Russian Federation from December 12, 2013 // Rossiyskaya Gazeta (Russian Newspaper) 13. 12. 2013
6. http://antikontrafakt.ru/kontrafakt/alkogol (date of request: 8.03.2018)
7. http://www. newslab.ru (date of request: 18.03.2018).
8. http://www.dela.ru (date of request: 18.03.2018).
9. https://ru.sputnik-tj.com/analyticsjdate of request: 18.03.2018).
10. http://www.euro.who.int (date of request: 14.05.2018).