Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки»
Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law"
m
Т. 10. № 2. 2024
Vol. 10, no. 2, 2024
Юридические науки
La w
УДК 342
Р01: 10.30914/2411 -3522-2024-10-2-170-176
Общественный контроль в России за соблюдением требований охраны труда
(публично-правовой анализ)
В. В. Гончаров1, Е. Г. Петренко2
1 Политехнический институт (филиал) Донского государственного технического университета,
г. Таганрог, Российская Федерация 2Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу организации и функционирования мероприятий общественного контроля в области соблюдения требований охраны труда. В работе отмечается, что в настоящее время общественный контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется в России преимущественно профсоюзными организациями, которые относятся к категории иных организационных структур общественного контроля. Однако организация и осуществление мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить, в частности, отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции страны; незакрепление контроля за соблюдением требований охраны труда в качестве одной из задач общественного контроля в России; трудности в осуществлении мероприятий общественного контроля в сфере соблюдения требований охраны труда мигрантов; отсутствие в уголовном и административном законодательстве мер повышенной правовой ответственности за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля в вышеназванной сфере и недостаточность у них соответствующих полномочий; недостаточная материально-техническая база субъектов общественного контроля. Целью научного исследования выступает не только формализация и анализ основных проблем, препятствующих организации и осуществлению мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, но и разработка, а также обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
Ключевые слова: общественный контроль, Российская Федерация, народовластие, требования, охрана труда, публично-правовой анализ, суверенитет, независимость, профсоюзы, Трудовой кодекс
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гончаров В. В., Петренко Е. Г. Общественный контроль в России за соблюдением требований охраны труда (публично-правовой анализ) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2024. Т. 10. № 2. С. 170-176. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2024-10-2-170-176
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 10, no. 2, 2024
PUBLIC CONTROL IN RUSSIA OVER COMPLIANCE WITH LABOR PROTECTION REQUIREMENTS
(PUBLIC LEGAL ANALYSIS)
V. V. Goncharov1, E. G. Petrenko2
Polytechnic Institute (branch) of Don State Technical University, Taganrog, Russian Federation, 2Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. This article is devoted to the public legal analysis of the organization and functioning of public control measures in the field of compliance with labor protection requirements. The paper notes that currently public control in Russia over compliance with labor protection requirements is carried out mainly by trade union organizations, which belong to the category of other organizational structures of public control. However, the organization and implementation of public control measures for compliance with labor protection requirements are associated with numerous problems, among which one can highlight, in particular: the lack of formalization of this institution of civil society in the Constitution of the country; failure to consolidate control over compliance with labor protection requirements as one of the tasks of public control in Russia; difficulties in implementing public control in the field of compliance with the requirements of labor protection of migrants; the absence in criminal and administrative legislation of measures of increased legal responsibility for countering the legitimate activities of representatives of subjects of public control in the above-mentioned area and the insufficiency of their respective powers; insufficient material and technical base of subjects of public control. The purpose of the scientific research is not only the formalization and analysis of the main problems that hinder the organization and implementation of public control measures for compliance with labor protection requirements, but also the development and justification of a system of measures to resolve these problems.
Keywords: public control, Russian Federation; democracy, requirements, labor protection, public law analysis, sovereignty, independence, trade unions, Labor Code
The authors declare no conflict of interest.
For citation: Goncharov V. V., Petrenko E. G. Public control in Russia over compliance with labor protection requirements (public legal analysis). Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2024, vol. 10, no. 2, pp. 170-176. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2024-10-2-170-176
Введение
Вопросы организации и осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде как в Российской Федерации, так и за рубежом широко исследуются в работах Ш. Ю. Абитовой [1, с. 167-173], И. А. Беловой [2, с. 114-124], Ж. В. Король [3, с. 636-640], А. Ю. Топорова [4, с. 123-127], Е. П. Циндяйки-ной [5, с. 257-261] и многих других авторов. Важное значение в анализе механизма обеспечения трудовых прав как граждан России, так и мигрантов имеют и посвященные изучению процессов взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти в данной сфере работы таких, например, авторов, как, М. А. Паршина [6, с. 69-70], Л. А. Спектор [7, с. 194-196] и ряда иных. Однако доля научных работ, затрагивающих проблематику организации и проведения мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, представляется незначительной, чем и обуслов-
лен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только формализация и анализ основных проблем, препятствующих повышению роли и значимости института общественного контроля в системе мер по обеспечению требований охраны труда в Российской Федерации, но и разработка, а также обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
Методы и методология исследования
В качестве основных научных методов исследования в работе использовались: формальнологический; историко-правовой; метод сравнительных правовых исследований; статистический метод; социологический метод; метод анализа конкретных правовых ситуаций.
Конституция России закрепила статус многонационального народа страны как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве, реализующего свои властные
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». Т. 10. № 2. 2024
полномочия как непосредственно (например, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (в частности, через деятельность органов публичной власти). Однако система конституционных принципов, как и в целом прав и свобод человека и гражданина, нуждается в системе юридических гарантий, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля, в работе которого могут принимать участие как сами граждане, так и многочисленные общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации.
Ключевой разновидностью конституционных прав человека и гражданина выступают их трудовые права в силу ряда причин: во-первых, для большинства граждан России трудоспособного возраста основным источником дохода выступает заработная плата, получаемая в связи с осуществлением ими трудовой деятельности; во-вторых, в трудовую деятельность на регулярной основе вовлечено более 60 % населения Российской Федерации; в-третьих, от эффективности и результативности трудовой деятельности в стране в целом зависит сохранение и развитие российского общества и государства.
В силу чего так важна организация и осуществление общественного контроля за соблюдением требований охраны труда в нашей стране? Прежде всего, трудовые отношения в мире в целом и в России в частности прошли гигантский эволюционный путь, история которого знала и принудительный труд рабов и крепостных крестьян (которых физически под угрозой насилия вплоть до убийства принуждали к трудовой деятельности). Современное международное и национальное трудовое законодательство закрепляет запрет на принудительный труд, институт рабства находится вне закона, а работорговля преследуется в уголовно-правовом порядке. Кроме того, нормы международного и российского права закрепляют положения о том, что работодатели должны обеспечивать надлежащие условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Основной контроль и надзор за требованиями охраны труда в Российской Федерации осуществляется уполномоченными органами публичной власти. Однако граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право участвовать в контроле за соблюдением требований охраны труда.
Ключевую роль в этом процессе играют многочисленные профсоюзные организации, в которых, по различным данным, состоит до 80 % работающих граждан нашей страны. Кроме того, координацию вопросов организации и проведения мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда осуществляют постоянно действующие субъекты общественного контроля, прежде всего - Общественная палата Российской Федерации.
Организация и осуществление общественного контроля за соблюдением требований охраны труда связаны с многочисленными проблемами. Перечислим наиболее существенные из них.
Во-первых, значительной проблемой выступает то обстоятельство, что институт общественного контроля даже не упоминается в Конституции Российской Федерации, хотя в перечне его объектов выступают деятельность, акты и решения органов публичной власти, которые упомянуты в Основном законе страны. Кроме того, Конституция России не детализирует правовой статус и роль профсоюзных организаций, которые выступают одной из наиболее многочисленной разновидности субъектов общественного контроля. Разрешение этой проблемы видится в формализации данного института гражданского общества в Основном законе страны, закреплении его основных принципов, методов, форм и видов мероприятий, перечня объектов и субъектов с особенным выделением статуса профсоюзных организаций. Кроме того, в статье 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» принцип приоритета прав и законных интересов человека и гражданина нужно заменить на принцип обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В числе данных прав важнейшую роль играют трудовые права. Это позволит создать правовую основу для наделения субъектов общественного контроля системой реальных полномочий по обеспечению реализации и защиты указанных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в России.
Во-вторых, существенной проблемой выступает и то обстоятельство, что законодательство об общественном контроле не закрепляет в перечне задач данного института гражданского общества задачу по контролю за обеспечением соблюдения требований охраны труда работников
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 10, no. 2, 2024
со стороны работодателей и государства. Разрешение данной проблемы требует в том числе и более детального закрепления института общественного контроля в законодательстве о профессиональных союзах. В нем следует указать напрямую, что профсоюзы являются одной из разновидностей иных организационных структур общественного контроля, реализующей различные задачи общественного контроля, в том числе и по обеспечению соблюдения требований охраны труда работников.
В-третьих, серьезной проблемой выступает и то обстоятельство, что субъекты общественного контроля в Российской Федерации обладают в целом полномочиями рекомендательного, совещательного и вспомогательного характера. У них отсутствует, как мы отмечали в ранее проведенных исследованиях [8, с. 186-188], перечень реальных полномочий по реализации оптимального контроля за обеспечением соблюдения требований охраны труда работников со стороны работодателей и государства (в отличие даже от полномочий органов народного контроля власти, которым были предоставлены широкие полномочия по предупреждению и пресечению нарушений прав советских граждан, например, путем наложения штрафов на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, нарушавших вышеупомянутые права граждан, включая трудовые права). Общественной палате Российской Федерации совместно с профильными федеральными министерствами и профсоюзными объединениями (в частности, ФНПР) следует разработать проект изменений и дополнений в законодательство об общественном контроле в части расширения полномочия субъектов общественного контроля.
В-четвертых, важной проблемой, ставшей особенно актуальной в последнее десятилетие, выступает вопрос организации общественного контроля за обеспечением соблюдения требований охраны труда мигрантов. Проблема усугубляется тем, что значительная часть мигрантов находится на территории Российской Федерации нелегально либо у них отсутствуют (либо просрочены) документы, дающие право заниматься на территории страны трудовой деятельностью. В этой связи представляется необходимым создать отдельный специализированный субъект общественного контроля, чья деятельность будет посвящена организации и проведению меропри-
ятий общественного контроля в данной сфере (например, назвав его общественным советом по трудовой миграции либо общественной инспекцией по правам трудовых мигрантов и т. п.), внеся соответствующие изменения в законодательство об общественном контроле и трудовое законодательство.
В-пятых, серьезной проблемой выступает и то обстоятельство, что в российском уголовном и административном законодательстве отсутствуют правовые составы, посвященные вопросам привлечения к уголовной и административной ответственности лиц, препятствующих законной деятельности представителей субъектов общественного контроля, в частности профсоюзных организаций. В этой связи требуется закрепить меры повышенной правовой ответственности за противодействие законной деятельности профсоюзов, особенно при проведении последними мероприятий общественного контроля за обеспечением соблюдения требований охраны труда.
В-шестых, важной проблемой, ставшей особенно актуальной в последнее десятилетие, выступает вопрос укрепления материально-технической базы субъектов общественного контроля, предоставления им полноценной возможности для использования современных информационно-коммуникационных технологий, которые, как мы отмечали в ранее проведенных исследованиях [9, с. 76-79; 10, с. 127-130], позволят существенно повысить эффективность и результативность проводимых мероприятий общественного контроля. Разрешение указанной проблемы следует поручить Правительству России, которое после консультаций с Общественной палатой страны должно разработать, принять и реализовать систему федеральных программ по развитию вышеназванной базы института общественного контроля с использованием современных цифровых технологий (при этом данные мероприятия должны финансироваться из федерального бюджета).
Заключение
В ходе проведенного научного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Трудовые права человека и гражданина выступают важнейшей разновидностью конституционных прав в Российской Федерации, так как большинство трудоспособного населения страны имеет основным (либо единственным) источником
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». Т. 10. № 2. 2024
своего дохода заработную плату, которую оно получает в результате исполнения своих трудовых обязанностей.
2. В связи с тем что важнейшей разновидностью трудовых прав человека и гражданина выступает их право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, ключевой гарантией реализации, охраны и защиты указанного права выступает институт общественного контроля, в мероприятиях которого вправе принимать участие как граждане России, так и многочисленные общественные объединения, а также иные негосударственные некоммерческие организации.
3. Организация и осуществление мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить, в частности, отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции страны; незакрепление контроля за соблюдением требований охраны труда в качестве одной из задач общественного контроля в России; трудности в осуществлении мероприятий общественного контроля в сфере соблюдения требований охраны труда мигрантов; отсутствие в уголовном и административном законодательстве мер повышенной правовой ответственности за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля в вышеназванной сфере и недостаточность у них соответствующих полномочий; недостаточная материально-техническая база субъектов общественного контроля.
4. Разрешение указанных проблем потребует разработки и реализации системы мероприятий: закрепления в Основном законе института общественного контроля с детализацией системы его принципов и задач, в том числе принципа
обеспечения реализации и защиты трудовых прав и свобод человека и гражданина; детализации системы принципов и задач в законодательстве об общественном контроле с выделением в качестве одной из задач общественного контроля обеспечение соблюдения требований охраны труда; расширения полномочий субъектов общественного контроля в области обеспечения соблюдения требований охраны труда (например, по приостановлению трудовой деятельности, нарушающей требования охраны труда, если неустранение нарушений может привести к гибели работника или причинению вреда его здоровью, вплоть до принятия решения по существу судом или иными правоохранительными органами); разработки специализированных форм, методов и видов мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда мигрантов на территории Российской Федерации; разработки и включения в УК РФ и КоАП РФ уголовно-правовых и административно-правовых составов, предусматривающих повышенные меры правовой ответственности за противодействие законной деятельности субъектов общественного контроля (особенно профсоюзных организаций) при осуществлении ими мероприятий по контролю соблюдения требований охраны труда; разработки, принятия и реализации Правительством Российской Федерации (после консультаций с Общественной палатой страны) системы федеральных программ, направленных, с одной стороны, на укрепление организационно-правовой, финансово-экономической и технологической базы организации и деятельности субъектов общественного контроля, а с другой стороны, на повышение степени использования ими современных информационно-коммуникационных технологий.
1. Абитова Ш. Ю., Абильтарова Э. Н. Общественный контроль за состоянием охраны и условий труда // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 1 (12). С. 167-173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23272127 (дата обращения: 01.01.2024).
2. Белова И. А. Правовые основы общественного контроля за соблюдением законодательства о труде в Республике Беларусь // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследаванш. 2019. № 2 (56). С. 114-124. URL: https://elib.grsu.by/doc/55702 (дата обращения: 01.01.2024).
3. Король Ж. В. Совершенствование общественного контроля в системе управления охраной труда организации // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6 (35). С. 636-640. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19043965 (дата обращения: 01.01.2024).
4. Топоров А. Ю. Общественный контроль в системе управления безопасностью труда предприятия. Практическая мотивация субъекта // Миссия конфессий. 2023. Т. 12. № 3 (68). С. 123-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54336945 (дата обращения: 01.01.2024).
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 10, no. 2, 2024
5. Циндяйкина Е. П., Захаренков А. Н. Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда // Образование и право. 2022. № 1. С. 257-261. DOI: https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-1-257-261
6. Паршина М. А., Борисова А. В., Борисов С. В. К вопросу о государственном надзоре и общественном контроле в сфере охраны труда // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2020. № 2 (51). С. 69-70. URL: https://elibrary.ru/flemwd (дата обращения: 01.01.2024).
7. Институт общественного контроля как гарантия реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации / В. В. Гончаров, А. Д. Малютин, Л. А. Спектор, Е. Г. Петренко // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 194-196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54030459 (дата обращения: 01.01.2024).
8. О необходимости формализации в российском законодательстве системы общественного контроля: конституционно-правовой анализ / В. В. Гончаров, М. А. Поркашян, Л. А.Спектор, Е. Г. Петренко // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 186-188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54030456 (дата обращения: 01.01.2024).
9. О проблемах и перспективах развития информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации / В. В. Гончаров, С. М. Максимова, Е. Г. Петренко, С. Ю. Поярков // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1 (217). С. 76-79. DOI: https://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_76
10. О необходимости организации системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации / В. В. Гончаров, А. В. Чешин, О. В. Грищенко, В. Ю. Литвинова, Е. Г. Петренко // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6 (222). С. 127-130. URL: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54321802 (дата обращения: 01.01.2024).
Статья поступила в редакцию 23.04.2024; одобрена после рецензирования 27.05.2024; принята к публикации 26.06.2024. Об авторах
Гончаров Виталий Викторович
кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования, Политехнический институт (филиал) Донского государственного технического университета (347904, Российская Федерация, г. Таганрог, ул. Петровская, д. 109A), [email protected]
Петренко Елена Геннадьевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и международного права, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина (350044, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7591-0768, [email protected]
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
1. Abitova Sh. Yu., Abiltarova E. N. Obshchestvennyi kontrol' za sostoyaniem okhrany i uslovii truda [Public control over the state of labor protection and conditions]. Aktual'nye napravleniya nauchnykh issledovanii XXI veka: teoriya i praktika = Actual directions of scientific research of the XXI century: theory and practice, 2015, vol. 3, no. 1 (12), pp. 167-173. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23272127 (accessed 01.01.2024). (In Russ.).
2. Belova I. A. Pravovye osnovy obshchestvennogo kontrolya za soblyudeniem zakonodatel'stva o trude v Respublike Belarus' [The legal foundations of public control over compliance with labor legislation in the Republic of Belarus]. Satsyyal'na-ekanamichnyya i pravavyya dasledavanni = Socio-economic and Legal Studies, 2019, no. 2 (56), pp. 114-124. Available at: https://elib.grsu.by/doc/55702 (accessed 01.01.2024). (In Russ.).
3. Korol Zh. V. Sovershenstvovanie obshchestvennogo kontrolya v sisteme upravleniya okhranoi truda organizatsii [Improvement of social control in occupational safety and health management of organization]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics and Entrepreneurship, 2013, no. 6 (35), pp. 636-640. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19043965 (accessed 01.01.2024). (In Russ.).
4. Toporov A. Yu. Obshchestvennyi kontrol' v sisteme upravleniya bezopasnost'yu truda predpriyatiya. Prakticheskaya motivatsiya sub"ekta [Public control in the occupational safety management system of the enterprise. Practical motivation of the subject] Missiya konfessii = Mission Confessions, 2023, no. 3 (68), pp. 123-127. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=54336945 (accessed 01.01.2024). (In Russ.).
5. Tsindyaikina E. P., Zakharenkov A. N. Obshchestvennyi kontrol' za soblyudeniem trebovanii okhrany truda [Public control over compliance with labor protection requirements]. Obrazovanie i pravo = Education and law, 2022, no. 1, pp. 257-261. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-1-257-261
6. Parshina M. A., Borisova A. V., Borisov S. V. K voprosu o gosudarstvennom nadzore i obshchestvennom kontrole v sfere okhrany truda [On the issue of state supervision and public control in the field of labor protection] Trudy Rostovskogo
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». Т. 10. № 2. 2024
gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniya = Proceedings of the Rostov State University of Railway Engineering, 2020, no. 2 (51), pp. 69-70. Available at: https://elibrary.ru/flemwd (accessed 01.01.2024). (In Russ.).
7. Goncharov V. V., Malyutin A. D., Spector L. A., Petrenko E. G. Institut obshchestvennogo kontrolya kak garantiya realizatsii i zashchity konstitutsionnykh prav i svobod grazhdan Rossiiskoi Federatsii [Institute of Public Control as a guarantee of the realization and protection of constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and the state: theory and practice, 2023, no. 5 (221), pp. 194-196. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=54030459 (accessed 01.01.2024). (In Russ.).
8. Goncharov V. V., Parkashyan M. A., Spector L. A., Petrenko E. G. O neobkhodimosti formalizatsii v rossiiskom zakonodatel'stve sistemy obshchestvennogo kontrolya: konstitutsionno-pravovoi analiz [On the need to formalize the system of public control in Russian legislation: constitutional and legal analysis]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and the state: theory and practice, 2023, no. 5 (221), pp. 186-188. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=54030456 (accessed 01.01.2024). (In Russ.).
9. Goncharov V. V., Maksimova S. M., Petrenko E. G., Poyarkov S. Yu. O problemakh i perspektivakh razvitiya informatsionnogo obespecheniya obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii [On problems and prospects of development of information support for public control in the Russian Federation]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and the state: theory and practice, 2023, no. 1 (217), pp. 76-79. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_76
10. Goncharov V. V., Cheshin A. V., Grishchenko O. V., Litvinova V. Yu., Petrenko E. G. O neobkhodimosti organizatsii sistemy monitoringa ekonomicheskoi effektivnosti deyatel'nosti sub"ektov obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii [On the need to organize a system for monitoring the economic efficiency of the activities of subjects of public control in the Russian Federation]. Pravo i gosudarstvo: teoriya ipraktika = Law and the state: theory and practice, 2023, no. 6 (222), 127-130. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=54321802 (accessed 01.01.2024). (In Russ.).
The article was submitted 23.04.2024; approved after reviewing 27.05.2024; accepted for publication 26.06.2024.
About the authors Vitaly V. Goncharov
Ph. D. (Law), Associate Professor, Dean of the Faculty of Higher Education, Polytechnic Institute (branch) of Don State Technical University (109A Petrovskaya St., Taganrog 347904, Russian Federation),
Elena G. Petrenko
Ph. D. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and International Law, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin (13 Kalinin St., Krasnodar 350044, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7591-0768, [email protected]
All authors have read and approved the final manuscript.