Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ'

О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народовластие / общественный контроль / Российская Федерация / наркотические средства / психотропные вещества / незаконный оборот / механизм противодействия / перспективы использования / оптимизация / гражданское общество / democracy / public control / Russian Federation / narcotic drugs / psychotropic substances / illicit trafficking / counteraction mechanism / prospects for use / optimization / civil society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Борисова Анна Анатольевна, Петренко Елена Геннадьевна

Статья посвящена анализу перспектив использования института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в РФ. Цель исследования состоит не только в формализации и изучении проблем, которые препятствуют объединению усилий органов публичной власти и субъектов общественного контроля в деле противодействия незаконному обороту указанных средств и веществ, но и в разработке и обосновании системы мероприятий по разрешению указанных проблем. Материалы и методы: а) в настоящей статье использованы различные методы исследования, в частности, формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; б) в качестве материалов исследования послужили нормы Конституции РФ и действующего законодательства, материалы практической деятельности субъектов общественного контроля, научная и учебная литература об общественном контроле. Наркомания в современном мире выступает одним из основных факторов снижения продолжительности и качества человеческой жизни, роста уровня смертности. Это требует реализации мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ органами публичной власти совместно с институтами гражданского общества, включая институт общественного контроля. В работе формализованы и исследуются основные проблемы, связанные с использованием института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в РФ. Разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению, в том числе путем: а) формализации института общественного контроля в Конституции РФ; б) разработки и принятия Федерального закона «Об общественном контроле за деятельностью, связанной с контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; в) расширения полномочий субъектов общественного контроля в данной области публичного управления, а также создания новых разновидностей указанных субъектов; г) использования современных информационно-коммуникационных технологий; д) закрепления системы мер правовой ответственности за противодействие законной деятельности субъектов общественного контроля; е) использования положительного зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Борисова Анна Анатольевна, Петренко Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROSPECTS OF USING THE INSTITUTION OF PUBLIC CONTROL IN THE MECHANISM OF COUNTERING ILLICIT TRAFFICKING OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

The article is devoted to the analysis of the prospects of using the institution of public control in the mechanism of countering illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances in the Russian Federation. The purpose of the study is not only to formalize and study the problems that hinder the joint efforts of public authorities and subjects of public control in countering the illicit trafficking of these drugs and substances, but also to develop and justify a system of measures to resolve these problems. Materials and methods: a) this article uses various research methods, in particular, formal-logical; historical-legal; comparative-legal; statistical; sociological; b) the norms of the Constitution of the Russian Federation and current legislation, materials of practical activities of subjects of public control, scientific and educational literature on public control. Drug addiction in the modern world is one of the main factors in reducing the duration and quality of human life, increasing the mortality rate. This requires the implementation of measures to counter the illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances by public authorities together with civil society institutions, including the institution of public control. The paper formalizes and explores the main problems associated with the use of the institution of public control in the mechanism of countering illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors in the Russian Federation. A system of measures to resolve them has been developed and justified, including by: a) formalizing the institution of public control in the Constitution of the Russian Federation; b) developing and adopting the Federal Law “On public control over activities related to the control of the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances”; c) expanding the powers of subjects of public control in this area of public administration, as well as creating new varieties of these subjects; d) using modern information and communication technologies; e) consolidating the system of measures of legal responsibility for countering the legitimate activities of subjects of public control; f) using positive foreign experience.

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»

m

Т. 9. № 4, 2023

Vol. 9, no. 4, 2023

Юридические науки

La w

УДК 342

DOI: 10.30914/2411 -3522-2023-9-4-385-393

О перспективах использования института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств и

психотропных веществ

В. В. Гончаров1, А. А. Борисова1, Е. Г. Петренко2

Политехнический институт (филиал) Донского государственного технического университета,

г. Таганрог, Российская Федерация 2Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена анализу перспектив использования института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в РФ. Цель исследования состоит не только в формализации и изучении проблем, которые препятствуют объединению усилий органов публичной власти и субъектов общественного контроля в деле противодействия незаконному обороту указанных средств и веществ, но и в разработке и обосновании системы мероприятий по разрешению указанных проблем. Материалы и методы: а) в настоящей статье использованы различные методы исследования, в частности, формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; б) в качестве материалов исследования послужили нормы Конституции РФ и действующего законодательства, материалы практической деятельности субъектов общественного контроля, научная и учебная литература об общественном контроле. Наркомания в современном мире выступает одним из основных факторов снижения продолжительности и качества человеческой жизни, роста уровня смертности. Это требует реализации мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ органами публичной власти совместно с институтами гражданского общества, включая институт общественного контроля. В работе формализованы и исследуются основные проблемы, связанные с использованием института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в РФ. Разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению, в том числе путем: а) формализации института общественного контроля в Конституции РФ; б) разработки и принятия Федерального закона «Об общественном контроле за деятельностью, связанной с контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; в) расширения полномочий субъектов общественного контроля в данной области публичного управления, а также создания новых разновидностей указанных субъектов; г) использования современных информационно-коммуникационных технологий; д) закрепления системы мер правовой ответственности за противодействие законной деятельности субъектов общественного контроля; е) использования положительного зарубежного опыта.

Ключевые слова: народовластие, общественный контроль, Российская Федерация, наркотические средства, психотропные вещества, незаконный оборот, механизм противодействия, перспективы использования; оптимизация, гражданское общество

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гончаров В. В., Борисова А. А., Петренко Е. Г. О перспективах использования института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2023. Т. 9. № 4. С. 385-393. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2023-9-4-385-393

On the prospects of using the institution of public control in the mechanism

of countering illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances V. V. Goncharov1, A. A.Borisova1, E. G. Petrenko2

1Polytechnic Institute (branch) of Don State Technical University, Taganrog, Russian Federation, 2Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the analysis of the prospects of using the institution of public control in the mechanism of countering illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances in the Russian Federation. The purpose of the study is not only to formalize and study the problems that hinder the joint efforts of public authorities and subjects of public control in countering the illicit trafficking of these drugs and substances, but also to develop and justify a system of measures to resolve these problems. Materials and methods: a) this article uses various research methods, in particular, formal-logical; historical-legal; comparative-legal; statistical; sociological; b) the norms of the Constitution of the Russian Federation and current legislation, materials of practical activities of subjects of public control, scientific and educational literature on public control. Drug addiction in the modern world is one of the main factors in reducing the duration and quality of human life, increasing the mortality rate. This requires the implementation of measures to counter the illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances by public authorities together with civil society institutions, including the institution of public control. The paper formalizes and explores the main problems associated with the use of the institution of public control in the mechanism of countering illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors in the Russian Federation. A system of measures to resolve them has been developed and justified, including by: a) formalizing the institution of public control in the Constitution of the Russian Federation; b) developing and adopting the Federal Law "On public control over activities related to the control of the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances"; c) expanding the powers of subjects of public control in this area of public administration, as well as creating new varieties of these subjects; d) using modern information and communication technologies; e) consolidating the system of measures of legal responsibility for countering the legitimate activities of subjects of public control; f) using positive foreign experience.

Keywords: democracy, public control, Russian Federation, narcotic drugs, psychotropic substances, illicit trafficking, counteraction mechanism; prospects for use, optimization, civil society

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Goncharov V. V., Borisova A. A., Petrenko E. G. On the prospects of using the institution of public control in the mechanism of countering illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2023, vol. 9, no. 4, pp. 385-393. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2023-9-4-385-393

Вопросам организации и осуществления общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений органов полиции в РФ (а именно данные органы публичной власти являются основными уполномоченными Президен-

том РФ федеральными органами государственной власти в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров) посвящены многочисленные работы М. А. Боевой [1, с. 78-82], Д. Ю. Болотова

[2, с. 29-32], В. В. Гончарова [3, с. 131-136], Е. В. Дворцовой [4, с. 6-7], Н. Н. Демидова [5, с. 14-20], О. В. Зуевой [6, с. 97-106], Е. А. Кравцовой [7, с. 21-24], В. И. Майорова [8, с. 95-100], Н. С. Рыболовлевой [9, с. 17-21], а также ряда иных авторов. Кроме того, анализ механизма осуществления общественного контроля в отношении иных органов публичной власти, уполномоченных в вышеназванной сфере публичного управления (например, ФСБ, органов здравоохранения) затрагивают работы Т. В. Абрамовой [10, с. 9-14], Д. И. Денисова [11, с. 6468], А. А. Старченко [12, с. 56-68], А. Н. Сунами [13, с. 76-83] и многих иных ученых. Тем не менее, на наш взгляд, в научной и учебной литературе незначительное внимание уделяется проблематике оптимального использования института общественного контроля в РФ в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, цель которого состоит не только в формализации и изучении проблем, которые препятствуют объединению усилий органов публичной власти и субъектов общественного контроля в деле противодействия незаконному обороту указанных средств и веществ, но и в разработке и обосновании системы мероприятий по разрешению указанных проблем.

Наркомания в современном мире выступает одним из основных факторов снижения продолжительности и качества человеческой жизни, роста уровня смертности, разрушения институтов семьи и брака, катализатором роста числа преступлений, многие из которых совершаются в состоянии наркотического опьянения.

И, несмотря на кажущуюся любому здравомыслящему человеку очевидность необходимости полного запрета свободного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, современные государства относительно возможности свободного приобретения жителями вышеназванных средств и веществ условно можно подразделить на несколько групп:

1) страны, где указанные средства и вещества можно приобретать в свободном режиме. Законодательно ограничено лишь их количество, которое может быть в наличии у гражданина, либо указывается, что данные вещества и средства могут находиться у гражданина только в целях

личного употребления (например, в Чехии, начиная с января 2010 года);

2) государства, где наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, можно приобретать свободно по медицинским показателям, либо для собственного удовольствия с оговоркой, что так называемые «тяжелые» наркотики, в частности, героин могут реализо-вываться только на основании рецепта врача (например, в Швейцарии после референдума 2008 года). При этом, в Швейцарии «легкие» наркотики, например, марихуана, свободно продаются и без рецептов врача;

3) страны, где криминализирован незаконный оборот только «тяжелых» наркотических средств (в частности, Нидерланды). «Легкие» наркотические средства же продаются относительно свободно. При этом специализированным медицинским организациям, оказывающим помощь пациентам с «передозировкой тяжелых» наркотических средств, как правило, запрещено обращаться в правоохранительные органы с информацией о поступлении к ним указанных пациентов (кроме случаев, если имеется подозрение, что данная передозировка является следствием совершенного в отношении данного лица преступления);

4) государства, где легализована не только возможность приобретения «легких» наркотических средств, но и их домашнее производство при наличии назначения врача (например, в Канаде). Например, если у лица имеется назначение его лечащего врача, он может заниматься выращиванием растений, содержащих наркотические вещества, которые не подпадают под категорию «тяжелых» наркотиков;

5) страны, где установлены жесткие меры уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (в частности, в Российской Федерации, Республике Беларусь);

6) государства, где в отношении лиц, виновных в незаконном обороте указанных средств и веществ, может быть применена смертная казнь (например, в Саудовской Аравии). При этом смертная казнь, зачастую, может применяться как к лицам мужского, так и женского пола.

Россия, как отмечено выше, входит в группу стран, в которых со стороны государства незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров уголовно

преследуется (при этом, УК РФ содержит возможность привлечения лиц, виновных в совершении указанных преступлений, на достаточно длинные сроки лишения свободы).

При этом борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в РФ, на наш взгляд, требует координации усилий уполномоченных органов публичной власти и институтов гражданского общества (важнейшим из которых выступает общественный контроль) в силу ряда причин.

Во-первых, незаконный оборот вышеназванных средств и веществ как в нашей стране, так и в мире в целом принял угрожающие масштабы как в части объема реализовываемых данных средств и веществ, так и числа их потенциальных потребителей. Это требует постоянного контроля за соблюдением законности в данной сфере общественной жизни со стороны различных институтов гражданского общества (общественных организаций и объединений, профсоюзных организаций, политических партий и движений, религиозных организаций и т. п.), так как деятельность указанных институтов пронизывает все сферы социально-экономической жизни в стране.

Во-вторых, организация и проведение мероприятий общественного контроля отличается более гибким механизмом и может осуществляться в оптимальные сроки.

В-третьих, осуществление мероприятий общественного контроля как в отношении органов государственной власти, обладающих полномочиями на осуществление контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, так и в части борьбы с их незаконным оборотом, отличается более низкими расходами, чем мероприятия государственного контроля, так как деятельность представителей субъектов общественного контроля осуществляется на безвозмездной основе (без получения заработной платы или иного денежного вознаграждения).

В-четвертых, в связи с тем, что в организации и деятельности субъектов общественного контроля в РФ принимают участие и рядовые граждане, то информация о незаконном обороте вышеназванных средств и веществ может поступать в субъекты общественного контроля раньше, чем в правоохранительные органы. Это позволяет субъектам общественного контроля оперативно информировать правоохранительные органы о

потенциальных фактах незаконного оборота данных средств и веществ.

Использованием института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в России сопряжено с рядом проблем, в числе которых можно выделить следующие:

1) значительной проблемой, препятствующей эффективному функционированию общественного контроля в РФ выступает то обстоятельство, что он не формализован в Конституции РФ, что требует закрепления в ней понятия общественного контроля, перечня его основных принципов, целей и задач, в числе которых следует обозначить и участие субъектов общественного контроля в противодействии преступлениям и правонарушениям;

2) серьезной проблемой, препятствующей активному участию субъектов общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является то обстоятельство, что в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» из предмета ведения выведена деятельность, связанная с контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, под предлогом того, что организация и осуществление общественного контроля в отношении данного объекта будет осуществляться путем принятия отдельного Федерального закона, который на сегодняшний день не принят. Следует отметить, что в вышеназванном Федеральном законе из предмета ведения было выведено значительное число объектов общественного контроля, в частности деятельность полиции, деятельность в области обеспечения общественной безопасности и правопорядка, деятельность в области обеспечения безопасности государства и так далее. Указанные виды деятельности также непосредственно связаны с обеспечением, с одной стороны, реализации механизма борьбы с незаконным оборотом вышеназванных веществ и средств, а с другой стороны, соблюдения законности и правопорядка в стране. В этой связи представляется необходимым устранить данные «белые пятна» в законодательстве об общественном контроле путем разработки и принятия отдельных федеральных законов, посвященных организации и

осуществлению общественного контроля в отношении его объектов, выведенных из предмета ведения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ. В частности, следует разработать и принять Федеральный закон «Об общественном контроле за деятельностью, связанной с контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в котором следует закрепить специфические методы, формы, виды мероприятий общественного контроля как в отношении деятельности органов публичной власти, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, так и в части обеспечения непосредственного участия субъектов общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту вышеназванных средств и веществ.

Кроме того, следует закрепить в Федеральном законе от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» порядок, условия и пределы организации и осуществления общественного контроля как в отношении деятельности органов публичной власти, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, так и в части обеспечения непосредственного участия субъектов общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту вышеназванных средств и веществ.

Учитывая, что на основании статьи 6 вышеназванного Федерального закона контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров осуществляет широкий круг органов публичной власти, уполномоченных Президентом и Правительством РФ, то необходимо разработать систему дополнений и изменений в законодательство, регулирующее правовые основы организации и деятельности данных органов публичной власти (путем включения в состав указанных нормативно-правовых актов положений об общественном контроле, а также о роли, значении, порядке и условиях участия субъектов общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту вышеназванных средств и веществ). Например, подобные изменения и дополнения необходимо сделать в федеральные законы, регулирующие правовой статус и полномочия органов полиции, ФСБ, здравоохранения и так далее;

3) значительной проблемой, препятствующей эффективному использованию общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров выступает то обстоятельство, что у субъектов общественного контроля отсутствуют соответствующие реальные полномочия. В связи с этим субъектам общественного контроля следует предоставить набор реальных полномочий по осуществлению общественного контроля как за деятельностью, связанной с контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, так и за самим данным оборотом. Например, субъектам общественного контроля, если имеются подозрения, что медицинские или фармацевтические учреждения (предприятия, организации) осуществляют отпуск наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с нарушением порядка, установленного законодательством, следует предоставить право осуществления проверок указанных учреждений (предприятий, организаций) вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности.

При этом, учитывая, что вышеназванная деятельность практически всегда связана с государственной и иной, охраняемой законом, тайной, представляется необходимым создать специализированные организационные структуры общественного контроля, тем более, что их перечень в статье 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ сформулирован как открытый (с возможностью создания новых структур законодательством РФ). Например, возможно создание общественных инспекций по контролю за деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4) определенной проблемой в РФ является и низкое использование в организации и деятельности субъектов общественного контроля современных информационно-коммуникационных технологий. Анализ форм незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в РФ показывает, что преступники активно используют сеть Интернет, социальные платформы и мессенджеры для реализации указанных средств и веществ. В этой связи активное использование вышеназванных технологий субъектами общественного контроля позволит осуществлять своевременное выявление

фактов организации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (с последующей передачей информации соответствующим правоохранительным органам). Как вариант, в рамках деятельности субъектов общественного контроля, как традиционных, так и предлагаемых нами к созданию (общественных инспекций по контролю за деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ), следует разработать и запустить сайты в сети Интернет, в которых должна быть обеспечена возможность анонимной двухсторонней связи субъектов общественного контроля с гражданами, которые хотят сообщить о фактах преступлений или правонарушений, совершаемых в связи с нарушением законодательства, регламентирующего оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Это позволит субъектам общественного контроля оперативно организовывать и проводить мероприятия общественного контроля, а также взаимодействовать с правоохранительными органами в части предупреждения и пресечения вышеназванных преступлений и правонарушений. Кроме того, представляется необходимым закрепить законодательно обязанность фармацевтических предприятий, а также аптек, учреждений и организаций здравоохранения, осуществлять отпуск препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, только с обязательной регистрацией указанных сделок в единой информационной базе, к которой следует обеспечить доступ специализированных субъектов общественного контроля. Это позволит последним проводить активный мониторинг соблюдения законодательства вышеназванными объектами общественного контроля;

5) важной проблемой, снижающей эффективность деятельности субъектов общественного контроля как в части организации и осуществления его мероприятий в отношении деятельности, связанной с контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, так и в части участия данных субъектов в механизме противодействия незаконному обороту данных средств и веществ, выступает то обстоятельство, что в российском законодательстве не закреплен эффективный механизм привлечения к правовой ответственности лиц, виновных в противодействии законной деятельности представителей

субъектов общественного контроля. В этой связи следует дополнить УК РФ и КоАП РФ статьями, закрепляющими меры уголовно-правовой и административной ответственности за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля;

6) значительной проблемой, препятствующей эффективному использованию общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров выступает то обстоятельство, что в России слабо используется положительный зарубежный опыт участия институтов гражданского общества в противодействии наркоторговле. Представляется, что заслуживает внимания, например, опыт США, стран Европейского Союза, основанный на активном участии институтов гражданского общества в контроле за лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом вышеназванных средств и веществ.

В ходе проведенного научного исследования нами был сделан ряд выводов, в числе которых можно выделить следующие:

1. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных средств и их прекурсоров в РФ является важнейшей задачей специально уполномоченных законодательством органов публичной власти и их должностных лиц. Однако реализация указанной задачи требует привлечения институтов гражданского общества, включая важнейший из них - общественный контроль.

2. Однако использование данного института гражданского общества в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных средств и их прекурсоров в РФ связано с многочисленными проблемами.

3. Разрешение проблем, препятствующих оптимальному использованию института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в России, требует разработки и реализации ряда мероприятий, в том числе путем: а) формализации института общественного контроля в Конституции РФ; б)разработки и принятия как отдельного федерального закона, посвященного организации и осуществлению общественного контроля за деятельностью, связанной с контролем за оборотом

наркотических средств и психотропных веществ, так и системы изменений и дополнений в законодательство, посвященное организации и деятель но-сти органов публичной власти, ответственных за вышеназванный контроль (в части закрепления механизма организации и осуществления общественного контроля за данными его объектами); в) расширения полномочий субъектов общественного

контроля в данной области публичного управления, а также создания новых разновидностей указанных субъектов; г) использования современных информационно-коммуникационных технологий; д) закрепления системы мер правовой ответственности за противодействие законной деятельности субъектов общественного контроля; е) использования положительного зарубежного опыта.

1. Боева М. А., Сергунова А. С. Механизм осуществления общественного контроля за деятельностью полиции // Виктимология. 2018. № 4 (18). С. 78-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36915520 (дата обращения: 21.08.2023).

2. Болотов Д. Ю. К вопросу о понятии общественного контроля за деятельностью полиции // Новый юридический вестник. 2019. № 7 (14). С. 29-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41469994 (дата обращения: 21.08.2023).

3. Гончаров В. В. Полиция как объект общественного контроля в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ // Весшк Магшёускага дзяржаунага ушверспэта iмя А. А. Куляшова. Серыя D. Эканомжа, сацыялопя, права. 2020. № 2 (56). С. 131-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43952543 (дата обращения: 21.08.2023).

4. Дворцова Е. В. Правовой мониторинг законодательства об общественном контроле за деятельностью полиции // Colloquium-Journal. 2019. № 10-10 (34). С. 6-7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38212895 (дата обращения: 21.08.2023).

5. Демидов Н. Н. Общественный контроль за деятельностью полиции глазами населения и средств массовой информации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2018. № 4 (47). С. 14-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36936367 (дата обращения: 21.08.2023).

6. Зуева О. В., Хомутова Н. Н. Общественный контроль как механизм эффективного управления органами внутренних дел // Logos et Praxis. 2020. Т. 19. № 1. С. 97-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44527561 (дата обращения: 21.08.2023).

7. Кравцова Е. А., Хмелинин Д. В. Взаимодействие полиции с отдельными институтами гражданского общества // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. 2022. № 4. С. 21-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49838892 (дата обращения: 21.08.2023).

8. Майоров В. И., Занина Т. М. Общественные советы при органах внутренних дел как один из институтов гражданского общества: современное состояние и перспективы развития // Вестник Воронежского института МВД России. 2022. № 1. С. 95-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48173065 (дата обращения: 21.08.2023).

9. Рыболовлева Н. С. О правовом обеспечении организации общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел // Алтайский юридический вестник. 2021. № 1 (33). С. 17-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44867680 (дата обращения: 21.08.2023).

10. Абрамова Т. В., Нагуманова В. А. Общественный контроль в регионах за деятельностью органов исполнительной и муниципальной власти в сфере здравоохранения // Health and Social Care Journal. 2018. № 2 (7). С. 9-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36916488 (дата обращения: 21.08.2023).

11. Денисов Д. И. Некоторые вопросы порядка формирования и работы общественного совета при ФСБ России // Военное право. 2021. № 3 (67). С. 64-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45802274 (дата обращения: 21.08.2023).

12. Старченко А. А. Страховые медицинские компании - реально действующий орган общественного контроля в сфере здравоохранения России // Менеджер здравоохранения. 2013. № 8. С. 56-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20277531 (дата обращения: 21.08.2023).

13. Сунами А. Н. Конфликт и солидарность в общественном контроле за наркотиками в России // Конфликтология. 2016. № 1. С. 76-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26283073 (дата обращения: 21.08.2023).

Статья поступила в редакцию 01.11.2023; одобрена после рецензирования 22.11.2023; принята к публикации 14.12.2023. Об авторах

Гончаров Виталий Викторович

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования, Политехнический институт (филиал) Донского государственного технического университета (347904, Российская Федерация, г. Таганрог, ул. Петровская, д. 109A), niipgergo2009@mail.ru

Борисова Анна Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Гуманитарные и социально-экономические науки», Политехнический институт (филиал) Донского государственного технического университета (347904, Российская Федерация, г. Таганрог, ул. Петровская, д. 109A), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7883-2841, niipg2010@mail.ru

Петренко Елена Геннадьевна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и международного права, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина (350044, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13), ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-7591-0768, niipgergo2009@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Boeva M. A., Sergunova A. C. Mekhanizm osushchestvleniya obshchestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu politsii [The mechanism of implementation of public control over police activity]. Viktimologiya = Victimology, 2018, no. 4 (18), pp. 78-82. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36915520 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

2. Bolotov D. Yu. K voprosu o ponyatii obshchestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu politsii [On the issue of the concept of public control over the activities of the police]. Novyi yuridicheskii vestnik = New Legal Bulletin, 2019, no. 7 (14), pp. 29-32. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41469994 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

3. Goncharov V. V. Politsiya kak ob"ekt obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii: konstitutsionno-pravovoi analiz [Police as an object of public control in the Russian Federation: constitutional and legal analysis]. Vesnik Magilyoyskaga dzyarzhaynaga yniversiteta imya A. A. Kulyashova. Seryya D. Ekanomika, satsyyalogiya, prava = Mogilev State A. Kuleshov University Bulletin. Series D. Economics. Sociology. Law, 2020, no. 2 (56), pp. 131-136. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=43952543 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

4. Dvortsova E. V. Pravovoi monitoring zakonodatel'stva ob obshchestvennom kontrole za deyatel'nost'yu politsii [Public monitoring the police activities from the point of view of population and the media]. Colloquium-Journal, 2019, no. 10-10 (34), pp. 6-7. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38212895 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

5. Demidov N. N. Obshchestvennyi kontrol' za deyatel'nost'yu politsii glazami naseleniya i sredstv massovoi informatsii [Public control over the activities of the police through the eyes of the population and the media]. Vestnik Volgogradskoi akademii MVD Rossii = Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia, 2018, no. 4 (47), pp. 14-20. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36936367 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

6. Zueva O. V., Khomutova N. N. Obshchestvennyi kontrol' kak mekhanizm effektivnogo upravleniya organami vnutrennikh del [Public control as mechanism of effective management realized by internal affairs bodies]. Logos et Praxis, 2020, vol. 19, no. 1, pp. 97-106. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44527561 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

7. Kravtsova E. A., Khmelinin D. V. Vzaimodeistvie politsii s otdel'nymi institutami grazhdanskogo obshchestva [Police interaction with individual civil society institutions]. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I. D. Putilina = Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, 2022, no. 4, pp. 21-24. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=49838892 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

8. Mayorov V. I., Zanina T. M. Obshchestvennye sovety pri organakh vnutrennikh del kak odin iz institutov grazhdanskogo obshchestva: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Public councils under internal affairs as one of the institutions of civil society: current status and development prospects]. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii = Vestnik of Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia, 2022, no. 1, pp. 95-100. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48173065 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

9. Rybolovleva N. S. O pravovom obespechenii organizatsii obshchestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu organov vnutrennikh del [On the legal support of the organization of public control over the activities of internal affairs bodies]. Altaiskii yuridicheskii vestnik = Altai Law Journal, 2021, no. 1 (33), pp. 17-21. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44867680 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

10. Abramova T. V., Nagumanova V. A. Obshchestvennyi kontrol' v regionakh za deyatel'nost'yu organov ispolnitel'noi i munitsipal'noi vlasti v sfere zdravookhraneniya [Public control in the regions for the activities of executive and municipal authorities in the sphere of health care]. Health and Social Care Journal, 2018, no. 2 (7), pp. 9-14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36916488 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

11. Denisov D. I. Nekotorye voprosy poryadka formirovaniya i raboty obshchestvennogo soveta pri FSB Rossii [Some questions of the procedure for the formation and work of the public council under the FSB of Russia]. Voennoe pravo = Military Law, 2021, no. 3 (67), pp. 64-68. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45802274 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

12. Starchenko A. A. Strakhovye meditsinskie kompanii - real'no deistvuyushchii organ obshchestvennogo kontrolya v sfere zdravookhraneniya Rossii [Medical insurance companies - a true existing entity of public control in the sphere of health care in Russia]. Menedzher zdravookhraneniya = Health Care Manager, 2013, no. 8, pp. 56-68. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20277531 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

13. Sunami A. N. Konflikt i solidarnost' v obshchestvennom kontrole za narkotikami v Rossii [Conflict and solidarity in public control over drugs in Russia]. Konfliktologiya = Conflictology, 2016, no. 1, pp. 76-83. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26283073 (accessed 21.08.2023). (In Russ.).

The article was submitted 01.11.2023; approved after reviewing 22.11.2023; accepted for publication 14.12.2023.

About the authors Vitaly V. Goncharov

Ph. D. (Law), Associate Professor, Dean of the Faculty of Higher Education, Polytechnic Institute (branch) of Don State Technical University (109A Petrovskaya St., Taganrog 347904, Russian Federation),

niipgergo2009@mail.ru

Anna A. Borisova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ph. D. (Pedagogics), Associate Professor, Head of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Sciences, Polytechnic Institute (branch) of Don State Technical University (109A Petrovskaya St., Taganrog 347904, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7883-2841, niipg2010@mail.ru

Elena G. Petrenko

Ph. D. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and International Law, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin (13 Kalinin St., Krasnodar 350044, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7591-0768, niipgergo2009@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.