Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НАРОДОВЛАСТИЕ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / СУД / ОБРАЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров В.В.

Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу проблем и перспектив взаимодействия субъектов общественного контроля с правоохранительными органами в России. Автор обосновывает роль института общественного контроля как важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия граждан страны в управлении делами государства. В статье исследуются правовые основы, а также основные подходы в научной и учебной литературе к определению содержания и характера взаимодействия вышеназванных субъектов. Автор обосновывает позицию, согласно которой подобное взаимодействие должно основываться на: приоритете субъектов общественного контроля, что следует из их контрольных полномочиях; соблюдении законности участниками данного взаимодействия; взаимной ответственности данных участников за нарушение механизма указанного взаимодействия, а также повышенной ответственности должностных лиц правоохранительных органов за противодействие законным действиям представителей субъектов общественного контроля; соблюдении принципов гласности, этики и профессионализма в работе сотрудниками правоохранительных органов при их взаимодействии с представителями субъектов общественного контроля. В работе проводится анализ основных проблем, препятствующих эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с правоохранительными органами и разработана и обоснована система предложений и рекомендаций по разрешению проблем и усовершенствованию механизма указанного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTERACTION OF SUBJECTS OF PUBLIC CONTROL WITH LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ANALYSIS

This article is devoted to the constitutional and legal analysis of the problems and prospects of interaction of subjects of public control with law enforcement agencies in Russia. The author substantiates the role of the institute of public control as the most important legal guarantee for the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of citizens in the management of state affairs. The article examines the legal foundations, as well as the main approaches in the scientific and educational literature to determining the content and nature of the interaction of the above-mentioned subjects. The author substantiates the position that such interaction should be based on: 1) the priority of subjects of public control, which follows from their control powers; 2) compliance with the legality of the participants of this interaction; 3) mutual responsibility of these participants for violating the mechanism of this interaction, as well as increased responsibility of law enforcement officials for countering the legitimate actions of representatives of subjects of public control; 4) compliance with the principles of transparency, ethics and professionalism in the work of law enforcement officers in their interaction with representatives of subjects of public control. The paper analyzes the main problems that hinder the effective interaction of subjects of public control with law enforcement agencies and develops and justifies a system of proposals and recommendations for solving problems and improving the mechanism of this interaction.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА PROBLEMS OF CONSTITUTIONAL AND MUNICIPAL LAW

Научная статья УДК/UDC 342

DOI: 10.21779/2224-0241-2022-44-4-42-49

О проблемах и перспективах взаимодействия субъектов общественного контроля с правоохранительными органами в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ

В.В. Гончаров

Политехнический институт (филиал), ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге, г. Таганрог, Российская Федерация

niipgergo2009@mail.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу проблем и перспектив взаимодействия субъектов общественного контроля с правоохранительными органами в России. Автор обосновывает роль института общественного контроля как важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия граждан страны в управлении делами государства. В статье исследуются правовые основы, а также основные подходы в научной и учебной литературе к определению содержания и характера взаимодействия вышеназванных субъектов. Автор обосновывает позицию, согласно которой подобное взаимодействие должно основываться на: приоритете субъектов общественного контроля, что следует из их контрольных полномочиях; соблюдении законности участниками данного взаимодействия; взаимной ответственности данных участников за нарушение механизма указанного взаимодействия, а также повышенной ответственности должностных лиц правоохранительных органов за противодействие законным действиям представителей субъектов общественного контроля; соблюдении принципов гласности, этики и профессионализма в работе сотрудниками правоохранительных органов при их взаимодействии с представителями субъектов общественного контроля. В работе проводится анализ основных проблем, препятствующих эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с правоохранительными органами и разработана и обоснована система предложений и рекомендаций по разрешению проблем и усовершенствованию механизма указанного взаимодействия.

Ключевые слова: проблемы; перспективы; взаимодействие; общественный контроль; правоохранительные органы; Российская Федерация; народовластие; конфликт интересов; суд; обращение Для цитирования: Гончаров В.В. О проблемах и перспективах взаимодействия субъектов общественного контроля с правоохранительными органами в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 44, № 4. С. 42-49. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-44-4-42-49

Original article

On the problems and prospects of interaction of subjects of public control with law enforcement agencies in the Russian Federation: constitutional and legal analysis

Vitaly V. Goncharov

Polytechnic Institute (branch), Don State Technical University in Taganrog, Taganrog, Russian Federation

niipgergo2009@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the constitutional and legal analysis of the problems and prospects of interaction of subjects of public control with law enforcement agencies in Russia. The author substantiates the role of the institute of public control as the most important legal guarantee for the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of citizens in the management of state affairs. The article examines the legal foundations, as well as the main approaches in the scientific and educational literature to determining the content and nature of the interaction of the above-mentioned subjects. The author substantiates the position that such interaction should be based on: 1) the priority of subjects of public control, which follows from their control powers; 2) compliance with the legality of the participants of this interaction; 3) mutual responsibility of these participants for violating the mechanism of this interaction, as well as increased

responsibility of law enforcement officials for countering the legitimate actions of representatives of subjects of public control; 4) compliance with the principles of transparency, ethics and professionalism in the work of law enforcement officers in their interaction with representatives of subjects of public control. The paper analyzes the main problems that hinder the effective interaction of subjects of public control with law enforcement agencies and develops and justifies a system of proposals and recommendations for solving problems and improving the mechanism of this interaction.

Keywords: problems; prospects; interaction; public control; law enforcement agencies; Russian Federation; democracy; conflict of interests; court; appeal

For citation: Goncharov V.V. On the problems and prospects of interaction of subjects of public control with law enforcement agencies in the Russian Federation: constitutional and legal analysis. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2022, vol. 44, no. 4, pp. 42-49. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-44-4-42-49 (InRuss.).

Введение. Настоящая статья посвящена исследованию современных проблем и перспектив взаимодействия субъектов общественного контроля с правоохранительными органами России. Проблематике общественного контроля посвящено в научной и учебной литературе значительное число публикаций. Особый интерес представляют работы В.В. Гриба и М.С. Савченко, посвященные анализу нормативно-правовой базы данного института гражданского общества [9, с. 154; 19, с. 1396], Е. В. Бердниковой, касающиеся анализу роли и места общественного контроля в механизме защиты прав человека и гражданина [2, с. 68], Н.С. Артемьева и М.В. Бондаренко, анализирующие значение общественного контроля в укреплении принципов законности [1, с. 24; 3, с. 111], Г.С. Гончаренко и Ю.А. Нисневича, посвященные роли института общественного контроле в борьбе с коррупцией в органах публичной власти [14, с. 52] и ряда иных ученых.

Однако отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции страны, породившее откровенную «слабость» реальных полномочий субъектов общественного контроля в Российской Федерации, не позволяющую им оперативно пресекать нарушения действующего законодательства, а также низкий уровень их авторитета в глазах органов публичной власти, игнорирующих предписания (обращения, жалобы) представителей субъектов общественного контроля, диктуют необходимость проведения детального анализа механизма и пределов взаимодействия субъектов общественного контроля с системой правоохранительных органов, к которым данные субъекты согласно законодательству страны вынуждены обращаться для пресечения нарушений действующего законодательства, прав и свобод человека и гражданина, которые были выявлены в процессе осуществления мероприятий общественного контроля. Этим и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого выступает не только анализ современных проблем взаимодействия правоохранительных органов с субъектами общественного контроля, но и разработка и обоснование предложений и рекомендаций по усовершенствованию механизма данного взаимодействия для повышения эффективности и результативности деятельности обеих сторон

подобного взаимодействия. Достижение указанной цели предполагает реализацию ряда задач, в числе которых можно выделить: 1) исследование места и роли института общественного контроля в механизме юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия граждан России в управлении делами государства; 2) анализ правовых основ, а также основных подходов в научной и учебной литературе к определению содержания и характера взаимодействия субъектов общественного контроля и правоохранительных органов в Российской Федерации; 3) разработка авторской позиции относительно содержания данного взаимодействия; 4) анализ основных проблем, препятствующих эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с правоохранительными органами; 5) разработка и обоснование системы предложений и рекомендаций по разрешению проблем и усовершенствованию механизма вышеназванного взаимодействия.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов общественного контроля с правоохранительными органами в РФ, а предмет исследования составляют нормы права, регулирующие процессы организации и деятельности субъектов общественного контроля, механизм их взаимодействия с правоохранительными и иными органами публичной власти в стране, а также научная правовая доктрина в области общественного контроля.

Основной текст. Мировая история последних десятилетий характеризовалась увеличением рисков возникновения и развития глобальных военно-политических конфликтов, вовлечения в них значительного числа современных государств. Эти обстоятельства диктуют необходимость укрепления системы гарантий сохранения и развития Российского государства и его многонационального народа, основу которого составляют демократические начала в организации и функционировании механизма публичной власти.

Конституция России закрепила положение о том, что ее многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране, реализуя ее как через непосредственные формы (например, через свободные

выборы и референдумы), так и опосредованно (в частности, через деятельность органов публичной власти и их должностных лиц). Однако конституционные принципы народовластия и участия граждан страны в управлении делами государства нуждаются в системе гарантий: институциональных (в институте главы государства, который является, согласно Основному закону, гарантом Конституции, а также прав и свобод граждан); юридических (в запрете осуществлять незаконное присвоение властных полномочий под угрозой привлечения к юридической ответственности); политических (в механизме сдержек и противовесов в аппарате публичной власти, который не позволяет отдельным ее элементам узурпировать власть, захватить и незаконно удерживать властные полномочия).

При этом важнейшей гарантией реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия граждан страны в управлении делами государства выступает институт общественного контроля в России, суть которого состоит в возможности и праве граждан страны самостоятельно либо в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций осуществлять контроль над деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также органов и организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями.

В то же время организация и функционирование субъектов общественного контроля в России, проведение ими контрольных мероприятий сопряжено с многочисленными проблемами: 1) отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции Российской Федерации существенно снижает авторитет субъектов общественного контроля в глазах должностных лиц органов публичной власти, а также их значимость в глазах рядовых граждан страны; 2) анализ федеральных законов об общественном контроле, в частности, от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [16; 17], показывает откровенную «слабость» полномочий субъектов общественного контроля, особенно в части пресечения нарушений действующего законодательства, что отличает данный институт гражданского общества от института народного контроля власти, который просуществовал более 70 лет в РСФСР (СССР) [5, с. 169]; 3) правовая база общественного контроля в Российской Федерации в отношении ряда его объектов не сформирована, так как из предмета ведения вышеназванного Федерального закона в статье 2 выведена деятельность огромного числа федеральных

органов государственной власти (например, полиции, следствия, прокуратуры, судов) под предлогом необходимости разработки и принятия отдельных федеральных законов, посвященных организации и проведению мероприятий общественного контроля в данных областях публичного управления, ни один из которых так и не был принят.

Эти проблемы привели к тому, что субъекты общественного контроля в России для того, чтобы мероприятия общественного контроля были эффективными и результативными, а не носили поверхностный и фиктивный характер, вынуждены сотрудничать с правоохранительными органами, которые наделены (в отличие от субъектов общественного контроля) реальными полномочиями по предупреждению, а главное - по пресечению нарушений действующего законодательства органами публичной власти, их должностными лицами, а также органами и организациями, которые наделены законодательством отдельными публичными полномочиями (а также по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности).

Правовую основу взаимодействия субъектов общественного контроля с правоохранительными органами составляют вышеназванные федеральные законы, Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», иные нормативные правовые акты, регулирующие как деятельность правоохранительных органов в стране, так и деятельность субъектов общественного контроля (федеральные, региональные, муниципальные).

В частности, Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в статье 16 определяет механизм взаимодействия субъектов общественного контроля с органами государственной власти и органами местного самоуправления, основывающийся на закреплении за органами публичной власти ряда прав и обязанностей, которые реализуются и выполняются в ходе данного взаимодействия. В частности, органы публичной власти имеют право на: получение информации об осуществлении общественного контроля и его результатах; направление субъектам общественного контроля обоснованных возражений на их предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля; размещение информации по вопросам общественного контроля за осуществляемой ими деятельностью на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Они также обязаны: предоставлять субъектам общественного контроля информацию; рассматривать их запросы и направленные итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля; учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав

и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций [16].

В российской научной правовой доктрине существует несколько подходов к содержанию и характеру взаимодействия субъектов общественного контроля и правоохранительных органов в Российской Федерации. Так, ряд авторов считают, что взаимодействие субъектов общественного контроля с правоохранительными органами, основываясь на контрольном характере их полномочий, предполагает, что последние в подобных отношениях выступают в роли объекта воздействия со стороны субъектов общественного контроля. [10, с. 370; 11, с. 39; 18, с. 108] И, действительно, правоохранительные органы обязаны в установленные законодательством сроки эффективно реагировать на обращения субъектов общественного контроля, незамедлительно проводить соответствующие проверки и применять иные меры процессуального характера, направленные на предупреждение и пресечение нарушений действующего законодательства, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Некоторые ученые, напротив, считают, что взаимодействие субъектов общественного контроля и правоохранительных органов носит исключительно равноправный характер [8, с. 59; 12, с. 199; 15, с. 116]. То есть как при осуществлении мероприятий общественного контроля в отношении деятельности правоохранительных органов, так и при обращении субъектов общественного контроля к правоохранительным органам с различными предложениями, обращениями, жалобами и т.п. документами обе стороны имеют взаимные права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Ряд авторов, основываясь на положениях федеральных законов от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», запрещающих субъектам общественного контроль создавать препятствия законной деятельности органов государственной власти, считают, что правоохранительные органы вправе, если это создает препятствие их основной деятельности, существенно ограничивать формы и методы взаимодействия с субъектами общественного контроля [13].

Более того, в силу того, что правовое поле организации и осуществления общественного контроля в отношении деятельности правоохранительных органов, как уже упоминалось выше, отсутствует как таковое (за исключением тех областей государственного управления, которые охватывает Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ), то механизм взаимодействия последних с субъектами

общественного контроля ограничен именно рассмотрением жалоб, заявлений, обращений и иных документов, которые подготовлены субъектами общественного контроля в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства, а также прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, а также общественных объединений.

В свою очередь, мы считаем, что взаимодействие правоохранительных органов с субъектами общественного контроля должно основываться на: 1) приоритете субъектов общественного контроля, что следует из контрольного характера их полномочий; 2) соблюдении законности всеми участниками данного взаимодействия; 3) взаимной ответственности данных участников за нарушение механизма указанного взаимодействия, а также повышенной ответственности должностных лиц правоохранительных органов за противодействие законным действиям представителей субъектов общественного контроля; 4) соблюдении принципов гласности, этики и профессионализма в работе сотрудниками правоохранительных органов при их взаимодействии с представителями субъектов общественного контроля.

Это позволит, с одной стороны, активно использовать институт общественного контроля в качестве инструмента противодействия коррупции в деятельности сотрудников правоохранительных органов, а с другой - обеспечить эффективное и незамедлительное реагирование последних на предоставленные субъектами общественного контроля документы и информацию, содержащие сведения об имеющих место нарушениях законодательства, а также прав, свобод и законных интересов как граждан России, так и их общественных объединений [6, с. 28; 7, с. 124].

В Российской Федерации в настоящее время имеется значительное число проблем, препятствующих эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с правоохранительными органами, в числе которых можно выделить: 1) отсутствие правового поля организации и осуществления общественного контроля в отношении деятельности правоохранительных органов; 2) отсутствие в большинстве федеральных законов и ведомственных подзаконных актов отдельных положений, детально регулирующих механизм взаимодействия конкретных правоохранительных органов с субъектами общественного контроля в связи с предоставлением последними документов и информации об имеющих место нарушениях законодательства, а также нарушениях прав, свобод и законных интересов как граждан России, так и их общественных объединений; 3) отсутствие механизма принуждения правоохранительных органов к допуску представителей субъектов общественного контроля в помещения, занимаемые правоохранительными органами (например, с техническими средствами, позволяющими фиксировать процесс

взаимодействия данных представителей с должностными лицами правоохранительных органов, чтобы иметь возможность оперативно обжаловать в вышестоящие органы и суд любые действия и бездействие последних, препятствующие пресечению нарушений законодательства, а также прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, их общественных объединений);

4) слабое использование субъектами общественного контроля и правоохранительными органами в процессе своего взаимодействия современных цифровых технологий, что, по мнению ряда авторов, существенно удорожает и замедляет как сам процесс взаимодействия, так и принятия решений по фактам, обнаруженным в ходе проведенных мероприятий общественного контроля [20, с. 174];

5) отсутствие в Уголовном кодексе Российской Федерации, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях специальных уголовно-правовых и административно-правовых составов, в которых бы предусматривались меры ответственности должностных лиц правоохранительных органов как за нарушение сроков реагирования на документы и информацию, предоставляемых субъектами общественного контроля, так и противодействие законным действиям последних.

Заключение. Для разрешения вышеназванных проблем и усовершенствования механизма взаимодействия субъектов общественного контроля с правоохранительными органами в России необходимо реализовать ряд предложений и рекомендаций.

Во-первых, следует закрепить институт общественного контроля в Конституции Российской Федерации, что позволит, с одной стороны, повысить его значимость в глазах должностных лиц правоохранительных органов, а с другой стороны, уровень легитимности в глазах граждан страны. В частности, в Основном законе страны необходимо, опираясь на опыт формализации института народного контроля в СССР, закрепить понятие института общественного контроля, перечень полномочий его субъектов, а также механизм их взаимодействия с органами публичной власти и их должностными лицами, особенно - правоохранительными органами (в частности, судами и прокуратурой). Это создаст правовую базу полноценного и всестороннего взаимодействия правоохранительных органов с субъектами общественного контроля на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Во-вторых, необходимо устранить «белые пятна» в российском законодательстве об общественном контроле, приняв отдельные федеральные законы, посвященные организации и осуществлению мероприятий общественного контроля в отношении правоохранительных органов, о которых идет речь в статье 2 Федерального закона от

21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (органов, уполномоченных в области обеспечения безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, органов полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ). Например, следует принять федеральные законы «Об основах общественного контроля в Российской Федерации за деятельностью органов полиции», «Об основах общественного контроля в Российской Федерации за деятельностью органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Тем более, что в части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ прямо указано на то, что общественный контроль за данными объектами будет регулироваться отдельными соответствующими федеральными законами.

В-третьих, следует дополнить федеральное законодательство, а также ведомственные подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, отдельными положениями, посвященными организации и осуществлению мероприятий общественного контроля в отношении их деятельности, а также механизму взаимодействия с субъектами общественного контроля в целях предупреждения, профилактики и пресечения нарушений действующего законодательства, прав, свобод и законных интересов граждан страны, их общественных объединений.

В-четвертых, следует расширить полномочия субъектов общественного контроля как при организации и проведении мероприятий общественного контроля (например, предоставив им право временно отстранять от должности должностных лиц органов публичной власти, а также органов и организаций, наделенных публичными полномочиями, которые подозреваются в совершении преступлений, а также систематическом нарушении прав, свобод и законных интересов граждан и их общественных объединений, - до решения данного вопроса по существу судом), так и при осуществлении ими взаимодействия с правоохранительными органами (в частности, путем предоставления официальным представителям субъектов общественного контроля право свободного доступа в рабочее время на территорию, являющуюся официальным местонахождением правоохранительных органов, а также их должностных лиц). Возможна критика относительно того, что данные полномочия излишни для органов общественного контроля. Однако, с одной стороны, аналогичными правами были наделены органы народного контроля в СССР на основании 22 статьи Закона СССР от 30.11.1979 г. № 1359 «О народном контроле в СССР», согласно которой они были вправе «отстранять от занимае-

мых должностей лиц, допустивших срыв выполнения решений партии и правительства, грубые нарушения государственной дисциплины, социалистической законности, а также бюрократизм и волокиту, причинившие существенный ущерб интересам государства, организаций и граждан. Увольнение или понижение в должности лица, отстраненного комитетом народного контроля от занимаемой должности, производится надлежащим органом или руководителем в соответствии с действующим законодательством» [21]. С другой стороны, Конституция РФ закрепила конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства в качестве важнейшей основы конституционного строя, и, следовательно, народ должен обладать в лице субъектов общественного контроля реальными полномочиями по охране и защите данных конституционных принципов, которые позволят в реальном времени пресекать и не допускать вышеназванными объектами общественного контроля в своей деятельно-

сти (принимаемых актах и решениях) нарушений действующего законодательства.

В-пятых, следует разработать и закрепить в действующем законодательстве, регулирующем организацию и деятельность различных видов правоохранительных органов, формы и методы взаимодействия правоохранительных органов с субъектами общественного контроля, основанные на цифровых технологиях, сети «Интернет», что позволит осуществлять взаимодействие незамедлительно, в том числе в «онлайн режиме».

В-шестых, в Уголовном кодексе Российской Федерации, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует закрепить специальные уголовно-правовые и административно-правовые составы с мерами ответственности должностных лиц правоохранительных органов как за нарушение сроков реагирования на документы и информацию, предоставляемых субъектами общественного контроля, так и за противодействие законным действиям последних.

Список источников

1. Артемьев Н. С., Морозова, Ю. А. Общественный контроль за соблюдением законности в деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1 (80). С. 24-26.

2. Бердникова Е. В. Роль и место общественного контроля в механизме защиты прав человека и гражданина России // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 3 (29). С. 68-76.

3. Бондаренко М. В. Общественный контроль как фактор формирования законности и правопорядка // Современное общество и власть. 2018. № 4 (18). С. 111-116.

4. Гончаренко Г. С. Общественный контроль в механизме противодействия коррупции // Человек и современный мир. 2018. № 8 (21). С. 104-109.

5. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. Москва: «Alicegroup», 2019. 256 с.

6. Гончаров В. В. Формы и объекты общественного контроля в Российской Федерации: современные проблемы и пути их разрешения // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Ку-палы. Серия 4. Правоведение. 2019. Т. 9. № 1. С. 28-36. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37072222_33069589.pdf (дата обращения: 01.12.2022).

7. Гончаров В. В. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах государственного управления в Российской Федерации (конституционно-правовой анализ) // Весшк Магшёускага дзяржаунага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя D. Эканомжа, сацыялот, права. 2019. № 2 (54). С. 124-132.

8. Гремякова О. П. Взаимодействие региональных органов государственного и общественного контроля // Журнал Бюджет. 2019. № 5 (197). С. 59-61.

9. Гриб В. В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля // Юридическое образование и наука. 2016. № 3. С. 154-160.

10. Гришковец А. А. Общественный совет при МВД России как инструмент контроля за полицией // Полицейская деятельность. 2014. № 4. С. 370-384.

11. Коломытцев Н. А., Одинцова Л. Н. Общественный контроль за деятельностью полиции и уголовно-исполнительной системы России // Вестник Кузбасского института. 2016. № 2 (27). С. 39-46.

12. Марзак Г. А. Общественный контроль как форма взаимодействия гражданского общества и государства //ИзвестияМГТУ МАМИ. 2014. Т. 5. № 1 (19). С. 199-203.

13. Матвеева Е. В., Ситдиков И. Ю., Курпатова М. А. Институт общественного контроля органов власти и МВД России: федеральная и региональная практика: монография Кемерово: «Издательство Кемеровского государственного университета, 2020. 100 с.

14. Нисневич Ю. А. Подотчетность и контроль деятельности публичной власти как основа противодействия коррупции //Вопросы политологии. 2013. № 1 (9). С. 52-62.

15. Носков А. П. Общественный контроль как форма взаимодействия общества и государства: политико-правовые основы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 2 (1). С. 116-123.

16. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30, ч. 1, ст. 4213.

17. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федер. закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 24, ст. 2789.

18. Пищулин О. В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20, № 4. С. 108-110. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tseli-obekty-i-subekty-obschestvennogo-kontrolya (дата обращения: 01.12.2022).

19. Савченко М. С., Грибанова А. С. Правовое обеспечение общественного контроля: проблемы и перспективы развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 110. С. 1396-1408.

20. Саламов Э. К. Общественный контроль в условиях цифровизации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9, № 3-1. С. 174-179.

21. О народном контроле в СССР: Закон СССР от 30 нояб. 1979 г. № 1359. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=74#DJneQRTbUXi6n2hJ (дата обращения: 01.12.2022).

References

1. Artem'ev N. S., Morozova, Yu. A. Obshchestvennyi kontrol' za soblyudeniem zakonnosti v deyatel'nosti sledstvennykh izolyatorov i ispravitel'nykh uchrezhdenii FSIN Rossii [Public control over the observance of legality in the activities of remand prisons and correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia], Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment], 2013, no. 1 (80), pp. 24-26. (InRuss.).

2. Berdnikova E. V. Rol' i mesto obshchestvennogo kontrolya v mekhanizme zashchity prav cheloveka i grazhdanina Rossii [The role and place of public control in the mechanism of protection of human rights and citizens of Russia]// Leningradskii yuridicheskii zhurnal [Leningrad Law Journal], 2012, no. 3 (29), pp. 68-76. (In Russ.).

3. Bondarenko M. V. Obshchestvennyi kontrol' kak faktor formirovaniya zakonnosti i pravoporyadka [Public control as a factor in the formation of law and order]// Sovremennoe obshchestvo i vlast' [Modern society and government], 2018, no. 4 (18), pp. 111-116. (InRuss.).

4. Goncharenko G. S. Obshchestvennyi kontrol' v mekhanizme protivodeistviya korruptsii [Public control in the mechanism of countering corruption], Chelovek i sovremennyi mir [Man and the modern world], 2018, no. 8 (21), pp. 104-109. (InRuss.).

5. Goncharov V. V. Konstitutsionno-pravovye osnovy obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii [Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation]. Moscow, «Alicegroup» Publ., 2019. 256 p. (InRuss.).

6. Goncharov V. V. Formy i ob"ekty obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii: sovremennye problemy i puti ikh razresheniya [Forms and objects of public control in the Russian Federation: modern problems

and ways of their resolution], Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 4. Pravovedenie [Bulletin of the Yanka Kupala Grodno State University. Series 4. Jurisprudence], 2019, vol. 9, no. 1, pp. 28-36. (In Russ.). Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37072222_33069589.pdf (accessed 01.12.2022).

7. Goncharov V. V. Obshchestvennyi kontrol' kak sredstvo protivodeistviya korruptsii v organakh gosudarstvennogo upravleniya v Rossiiskoi Federatsii (konstitutsionno-pravovoi analiz) [Public control as a means of countering corruption in public administration in the Russian Federation (constitutional and legal analysis)], Vesnik Magileyskaga dzyarzhaynaga yniversiteta imya A.A. Kulyashova. Seryya D. Ekanomika, satsyyalogiya, prava [VesnikMagileyskaga dzyarzhaynagayuniversiteta imya AA. Kulyashova. Gray D. Ekanomika, satsyalogi-ya, rights], 2019, no. 2 (54), pp. 124-132. (InRuss.).

8. Gremyakova O. P. Vzaimodeistvie regional'nykh organov gosudarstvennogo i obshchestvennogo kontrolya [Interaction of regional state and public control bodies], Zhurnal Byudzhet [Journal Budget], 2019, no. 5 (197), pp. 59-61. (InRuss.).

9. Grib V. V. Normativnoe zakreplenie i nauchnoe videnie sistemy ob"ektov obshchestvennogo kontrolya [Normative consolidation and scientific vision of the system of objects of public control], Yuridicheskoe obra-zovanie i nauka [Legal education and science], 2016, no. 3, pp. 154-160. (In Russ.).

10. Grishkovets A. A. Obshchestvennyi sovet pri MVD Rossii kak instrument kontrolya za politsiei [Public Council under the Ministry of Internal Affairs of Russia as an instrument of control over the police], Politseiskaya deyatel'nost'[Policing], 2014, no. 4, pp. 370-384. (InRuss.).

11. Kolomyttsev N. A., Odintsova L. N. Obshchestvennyi kontrol' za deyatel'nost'yu politsii i ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossii [Public control over the activities of the police and the penal system of Russia], Vest-nik Kuzbasskogo institute [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2016, no. 2 (27), pp. 39-46. (In Russ.).

12. Marzak G. A. Obshchestvennyi kontrol' kak forma vzaimodeistviya grazhdanskogo obshchestva i gosu-darstva [Public control as a form of interaction between civil society and the state] // Izvestiya MGTU MAMI, 2014, vol. 5, no. 11 (19), pp. 199-203. (InRuss.).

13. Matveeva E. V., Sitdikov I. Yu., Kurpatova M. A. Institut obshchestvennogo kontrolya organov vlasti i MVD Rossii: federal'naya i regional'naya praktika [Institute of Public Control of Authorities and the Ministry of Internal Affairs of Russia]: monografiya Kemerovo: «Izdatel'stvo Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020. 100 p. (In Russ.).

14. Nisnevich Yu. A. Podotchetnost' i kontrol' deyatel'nosti publichnoi vlasti kak osnova protivodeistviya korruptsii [Accountability and control of the activities of public authorities as a basis for combating corruption], Voprosy politologii [Questions of political science], 2013, no. 1 (9), pp. 52-62. (InRuss.).

15. Noskov A. P. Obshchestvennyi kontrol' kak forma vzaimodeistviya obshchestva i gosudarstva: politiko-pravovye osnovy [Public control as a form of interaction between society and the state: political and legal foundations], Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'[Historical and socio-educational thought], 2018, vol. 10, no. 2 (1), pp. 116-123. (InRuss.).

16. Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii [On the foundations of public control in the Russian Federation]: Federal'nyi zakon ot 21 iyulya 2014 g. № 212-FZ [Federal Law No. 212-FZ of July 21, 2014], Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii [Sobr. legislation of the Russian Federation. Federation], 2014, no. 30, ch. 1, st. 4213. (InRuss.).

17. Ob obshchestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestakh prinuditel'nogo soderzhaniya i o sodeistvii litsam, nakhodyashchimsya v mestakh prinuditel'nogo soderzhaniya [On public control over ensuring human rights in places of forced detention and on assistance to persons in places of forced detention]: feder. Law, no. 76-FZ of June 10, 2008, Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii [Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation], 2008, no. 24, st. 2789. (InRuss.).

18. Pishchulin O. V. Tseli, ob"ekty i sub"ekty obshchestvennogo kontrolya [Goals, objects and subjects of public control], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov], 2014, vol. 20, no. 4, pp. 108-110. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7tseli-obekty-i-subekty-obschestvennogo-kontrolya (accessed 01.12.2022).

19. Savchenko M. S., Gribanova A. S. Pravovoe obespechenie obshchestvennogo kontrolya: problemy i perspektivy razvitiya [Legal support of public control: problems and prospects of development], Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University], 2015, no. 110, pp. 1396-1408. (In Russ.).

20. Salamov E. K. Obshchestvennyi kontrol' v usloviyakh tsifrovizatsii [Public control in the conditions of digitalization], Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economy: yesterday, today, tomorrow], 2019, vol. 9, no. 3-1, pp. 174-179. (InRuss.).

21. O narodnom kontrole v SSSR [On People's Control in the USSR], Law of the USSR of November 30. 1979, no. 1359. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU; n=74#DJneQRTbUXi6n2hJ (accessed 01.12.2022). (InRuss.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гончаров Виталий Викторович, кандидат юридических наук, декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала), ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге, г. Таганрог, Российская Федерация. E-mail:

niipgergo2009@mail. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 10.11.2022 г.; одобрена после рецензирования 28.11.2022 г.; принята к публикации 01.12.2022 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Goncharov Vitaly Viktorovich, Candidate of Law, Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (Branch), Don State Technical University in Taganrog, Taganrog, Russian Federation. E-mail: niipgergo2009@mail.ru

Received 10.11.2022; approved after reviewing 28.11.2022; accepted for publication 01.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.