Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОТНОШЕНИЯХ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ'

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОТНОШЕНИЯХ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / КОНТРОЛЬ / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / ИНСПЕКТОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова Ксения Витальевна, Сакаева Эльвира Зинуровна

Автор поднимает проблему о современных реалиях, где стоит вопрос общественного экологического контроля обращения отходов потребления и производства в масштабах Российской Федерации и в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОТНОШЕНИЯХ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ»

Юриспруденция

УДК 67.08

Романова К.В., Сакаева Э.З.

Общественный контроль в отношениях обращения с отходами

Аннотация

Автор поднимает проблему о современных реалиях, где стоит вопрос общественного экологического контроля обращения отходов потребления и производства в масштабах Российской Федерации и в регионах.

I

Ключевые слова: окружающая среда, контроль, обращение с отходами, ответственность, здоровье человека, инспектор.

В соответствии с Конституций РФ каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Для внесения ясности мы приведем термин ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 1. Говорится, что под благоприятной окружающей средой понимается та окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование природных и природно-антропогенных объектов, естественных экологических систем.

На основании вышесказанного и под поддержкой законодательства РФ существует и другая форма контроля за состоянием окружающей среды, а именно общественный экологический контроль, который имеет целью реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Право каждого на благоприятную окружающую среду учитывает состояние среды обитания, качество жизни, соответствие окружающей среды определенным санитарно-эпидемиологическим, нормам труда и отдыха и гигиеническим стандартам, наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные компоненты окружающей среды.

Установление Конституцией Российской Федерации права на благоприятную окружающую среду носит глобальный общегуманистический характер и представляет собой правовую основу социальной экологии. Регулирование экологических прав граждан Конституцией Российской Федерации говорит о демократизации российского права, которое является характерным для правового государства. Также закрепление экологических прав на конституционном уровне способствует укреплению авторитета государства, его интеграции в международное сообщество и вхождению в европейское и мировое правовое пространство.

Общественный контроль в области обращения с отходами может осуществляться как самими гражданами, так и общественными объединениями в порядке, который предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Экологический контроль осуществляется на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду. Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое развитие в Российской Федерации и в других странах. Этот важный правовой институт основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда и повлиять на состояние окружающей среды.

По законодательству Российской Федерации общественный экологический контроль может осуществляться в форме:

а) референдума;

б) общественных слушаний;

в) обращения в средства массовой информации;

г) общественной экологической экспертизы;

д) направления жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суды.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации профессиональные союзы обладают правом законодательной инициативы в высших органах государственной власти, участвуют в разработке законодательных актов по социально-экономическим вопросам, в том числе по вопросам экологической безопасности.

В экологическом контроле значительную роль играют политические партии, массовые движения, ассоциации и другие объединения граждан. Сюда же отнесят органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, квартальные, уличные, поселковые, сельские комитеты и иные), органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и др.), религиозные организации.

Перечисленные общественные объединения могут быть:

а) специальными и сочетающими функции экологического контроля с основной деятельностью (общества охраны природы (ООП), дружины по охране природы);

Юриспруденция

б) отраслевыми и универсальными, т.е. осуществляющими комплекс природоохранных мероприятий (общественные: рыбоохрана, охотничья, лесная, санитарная и другие инспекции);

в) федеральными, республиканскими, автономных образований, краевыми, областными и местными.

Граждане, изъявляющие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора. Для осуществления своей деятельности им выдают удостоверение по принятому решению на заседаниях комиссии, где выявляется оценка знаний кандидата по содержанию нормативно правовых актов, регулирующих отношения в сфере деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Общественные инспектора в области охраны окружающей среды оказывают содействие:

- Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, ее территориальным органам;

- Федеральному агентству лесного хозяйства, его территориальным органам;

- Органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим в соответствии с установленной компетенцией государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор.

Осуществление общественного контроля возможно по двум сценариям:

1. В составе объединений общественных инспекторов по охране окружающей среды (инспекция), из числа инспекторов выбирается руководитель, который направляет уведомление о создании инспекции в Общественные советы, осуществляет с ними взаимодействии, в том числе представляет инспекцию на заседаниях Общественного совета.

2. Самостоятельное осуществление своей деятельности общественным инспектором. Он направляет отчеты, отзывы, предложения и вопросы по вопросам, которые отнесены к деятельности Общественного совета, включая советы по улучшению контрольно-надзорной деятельности государственных органов.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

Подводя итог всего вышесказанного, можем отметить следующее: общественный экологический контроль - третий элемент в системе экологического контроля. Его задача - проверка выполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

Задачи общественного экологического контроля во многом совпадают с задачами государственного экологического контроля. Однако правовая основа, органы, формы и порядок ее решения имеют специфику.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 22.11.2021).

2. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008 г. №309-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19109/ (Дата обращения 22.11.2021).

3. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2005 г. №199-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34823/ (Дата обращения 22.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.