Научная статья на тему 'Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти'

Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
637
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ / STATE CONTROL / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ЛИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ГРАЖДАНИНА / PERSONAL CONTROL OF THE CITIZEN / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CIVILIAN CONTROL / НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / NATIONAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшина А. И.

Статья посвящена исследованию понятия «общественный контроль» путем его соотношения с иными институтами контроля общества за деятельностью органов государственной власти: социальным контролем, гражданским контролем и народным контролем. Автор приходит к выводу о равнозначности понятий общественный и гражданский контроль, определяет общественный контроль как разновидность контроля социального, утверждает, что он является одним из направлений народного контроля при понимании последнего как средства осуществления народом своего суверенитета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CONTROL AND OTHER INSTITUTIONS OF SOCIETY CONTROL OVER THE STATE BODIES ACTIVITIES

The article is devoted to the analysis of the concept of «public control» by its comparing with other institutions of supervision over the state authorities’ activities by the society such as social control, civilian control and national control. The author comes to a conclusion that the public control and civilian control are equivalent concepts and defines the social control as a kind of civilian control. It claims that the latter is one of the directions of national control, which is considered as execution by people of its sovereign rights.

Текст научной работы на тему «Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти»

Третий способ предполагает компенсацию в полном размере. Судебная практика, в частности, Верховный Суд РФ, исходит из необходимости сохранения за работником в этот период полного среднего заработка. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 г. указывается, что материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы предполагает не только возмещение полученного работником заработка, но и уплату дополнительных процентов (денежной компенсации).

Названная мера ответственности работодателя наступает независимо от того, воспользовался ли работник правом приостановить работу. При этом, поскольку ТК РФ специально не оговорено иное, работник имеет право на сохранение среднего заработка за все время задержки ее выплаты, включая период приостановления им исполнения трудовых обязанностей.

На основании изложенного работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой заработной платы на срок более 15 дней, работодатель обязан возместить неполученный им средний заработок за весь период ее задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном ст.236 ТК РФ. Большинство судов общей юрисдикции придерживаются указанной позиции. В то же время встречаются отдельные судебные решения с противоположной точкой зрения на

сложившуюся ситуацию. Так, Московский городской суд в Определении от 20.05.2011 № 33-15293, отметив, что право работника на приостановление исполнения трудовых обязанностей по причине невыплаты ему заработной платы предусмотрено трудовым законодательством Российской Федерации, в то же время отказал в удовлетворении требования работника о взыскании задолженности по заработной плате, придя к выводу, что законодательством не предусмотрена оплата тех периодов, когда работник по указанной причине приостановил свою трудовую деятельность.

Этот же суд в Определении от 22.06.2010 № 3315497 отказал в иске в части взыскания заработной платы за период приостановления трудовой деятельности, так как установил, что в этот период времени работник на работу не выходил, а законом не предусмотрена возможность оплаты этого периода. Таким образом, наблюдается отсутствие единого подхода по решению указанного вопроса со стороны судебных органов.

В целях предотвращения возникновения споров, связанных с оплатой времени приостановления работ, вызванного несвоевременной выплатой заработной платы, следует закрепить в ст. 142 ТК РФ положение об обязанности работодателя компенсировать работнику неполученный средний заработок за весь период приостановления работ.

Пристатейный библиографический список:

1. Ершова Е., Попонов Ю. Приостановка работы: порядок и оплата // ЭЖ-Юрист. 2004. № 27 // - справ. -правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. -[М., 2013]. - Электрон, текст, дан. - Послед, обновление 23.10.2013.

2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/под ред. Ю.П. Орловского. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009 // - справ,- правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф. - [М., 2013]. - Электрон, текст, дан. - Послед, обновление 23.10.2013.

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.И. Шкатуллы. - М.: Норма, 2009 // - справ. - правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. - [М., 2013]. - Электрон, текст, дан. - Послед. обновление 23.10.2013.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской

Федерации Трудового кодекса РФ» (ред. от 28.09.2010) // - справ. - правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. - [М., 2013]. - Электрон, текст, дан. - Послед, обновление 23.10.2013.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 № 197-ФЗ (принят Гос. Думой Фед. Собрания 21 дек. 2001 года) (ред. от 05 апр. 2013) // - справ,- правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. - [М„ 2013]. - Электрон, текст, дан. - Послед, обновление 23.10.2013.

6. Сафарова Е. Выплаты работнику по результатам индивидуального трудового спора: виды и налогообложение // Клуб главных бухгалтеров. 2011. № 2 // - справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. -[М., 2013]. - Электрон, текст, дан. - Послед, обновление 23.10.2013.

А.И. Лапшина

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ИНЫЕ ИНСТИТУТЫ КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

П№

IT 1 w ш

Статья посвящена исследованию понятия «общественный контроль» путем его соотношения с иными институтами контроля общества за деятельностью органов государственной власти: социальным контролем, гражданским контролем и народным контролем. Автор приходит к выводу о равнозначности понятий общественный и гражданский контроль, определяет общественный контроль как разновидность контроля социального, утверждает, что он является одним из направлений народного контроля при понимании последнего как средства осуществления народом своего суверенитета.

Ключевые слова: общественный контроль, гражданский контроль, гражданское общество, личный контроль гражданина, государственный контроль, народный контроль.

A.I. Lapshina

PUBLIC CONTROL AND OTHER INSTITUTIONS OF SOCIETY CONTROL OVER THE STATE BODIES ACTIVITIES

The article is devoted to the analysis of the concept of «public control» by its comparing with other institutions of supervision over the state authorities' activities by the society such as social control, civilian control and national control. The author comes to a conclusion that the public control and civilian control are equivalent concepts and defines the social control as a kind of civilian control. It claims that the latter is one of the directions of national control, which is considered as execution by people of its sovereign rights.

Key words: public control, civilian control, civil society, personal control of the citizen, state control, national control.

В условиях становления и развития демократического правового государства в России важное значение приобретает необходимость обеспечения законности и эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, в частности при помощи такого инструмента, как общественный контроль.

Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти позволяет совершенствовать существующую структуру государственного управления, выстраивать систему обратной связи между государством и обществом, он направлен на соблюдение прав и свобод граждан, защиту общественных интересов и способствует формированию активного гражданского сознания.

На сегодняшний день, несмотря на широкое применение понятия «общественный контроль» в научной литературе и большое количество исследований, посвященных этой теме, у ученых отсутствует единое понимание данной категории. Не существует и единого для всех легального определения понятия «общественный контроль». Отдельные попытки его закрепления предприняты на региональном уровне и в отраслевом законодательстве, однако они имеют ограниченную сферу применения и действуют только на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или в определенной сфере общественных отношений.

На наш взгляд, для выявления содержания понятия «общественный контроль», необходимо отграничить его от иных схожих форм контроля об-

щества над государственной властью, соотнести их между собой.

В юридической литературе наряду с термином «общественный контроль» часто употребляются и такие понятия, как «социальный контроль», «гражданский контроль», «народный контроль». Рассмотрим соотношение данных категорий подробнее.

В какой бы сфере не действовал человек, он нуждается в проверке результатов своей деятельности с точки зрения их соответствия намеченным целям, социальным нормам, управленческим решениям1. Потребностью в такой проверке, объективно возникающей в процессе управления, обусловлено существование социального контроля.

В научной литературе под социальным контролем чаще всего понимают деятельность по обеспечению соответствия поведения членов общества, отдельных субъектов управления, социальных групп социальным нормам и ценностям, которые определяют меры должного, ожидаемого поведения указанных субъектов. Его задачей является сведение к минимуму расхождений между системой ожиданий и требований, предъявляемых обществом к поведению его членов, и их фактической деятельностью, приведение общества к «равновесному состоянию»2. В свою очередь общественный контроль за деятельностью органов государственной власти также основан на необходимости обеспечения со-

1 Климов В.А. Функции социального контроля на современном этапе развития советского общества. Саратов, 1988. С.8.

2 Лапаева В.В. Социология права. М., 2008. С.220.

блюдения социальных норм и ценностей, ожиданий общества.

При этом он направлен на приведение в соответствие с нормативной системой фактической деятельности государственного аппарата и осуществляется такими субъектами, как непосредственно граждане, их объединения, негосударственные организации и другие институты гражданского общества. В связи с этим, по мнению ряда ученых, общественный контроль является разновидностью контроля социального (вторым видом последнего выступает государственный контроль)3.

Важно отметить, что действие социальной нормы, лежащей в основе социального (и общественного контроля в том числе), является эффективным лишь тогда, когда оно на практике совпадает с ожиданиями граждан. При осуществлении социального контроля, как отмечает В.В. Лапаева, не только поведение отдельных людей подстраивается под ценности и нормы общества, но и сама ценностно-нормативная система общества меняется под воздействием индивидов, социальных групп, классов и слоев, происходит пересмотр устаревших норм и ценностей, отказ от основанных на них социальных институтов и форм социальных отношений4. В ходе общественного контроля ожидания общества от деятельности органов государственной власти, требования к такой деятельности также подвержены изменениям. Во многом они зависят от господствующих в обществе политических настроений, уровня социально-политической стабильности и экономических условий. Так в 2012 году в ответ на нарастание национальных противоречий в российском обществе, государством была предпринята попытка предотвратить их путем принятия указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года5.

В ходе осуществления социального контроля используются такие механизмы, как надзор, наблюдение за исполнением норм, установок, управленческих решений, выработка предложений и способов устранения выявленных при проведении контроля нарушений, приведение состояния подконтрольного

3 См., например, Бондарь Н.Ю. Правовое положение общества в системе социального контроля за деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3. С.З.

4 Лапаева В.В. Социология права. М., 2008. С.221.

5 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №

602 «Об обеспечении межнационального согласия» // Российская газета. 2012. 9 мая; Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государствен-

ной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 24 декабря 2012 г. № 52. Ст.7477.

объекта в соответствие с параметрами, заданными социальными нормами и ценностями, с целями принятого управленческого решения. В особых случаях, как подчеркивает А.И. Рябков, социальный контроль допускает и принятие мер, пресекающих выявленные нарушения, непосредственно создающие угрозу жизни и здоровью и т.п.6.

Реализация таких мер при осуществлении общественного контроля имеет ряд особенностей. Субъекты общественного контроля не наделены властными полномочиями, в отличие, например, от субъектов государственного контроля. Однако они могут оказывать воздействие на подконтрольный объект, с целью недопущения или устранения каких-либо нарушений, путем обращения в государственные органы, проведения публичных акций, привлечения общественными консультативно-совещательными органами внимания к какому-либо явлению. В таких случаях лица, осуществляющие общественный контроль, могут добиться от объекта контроля совершения определенных действий или бездействия даже помимо его воли, не применяя властных полномочий.

Несмотря на рассмотренные выше характеристики общественного и социального контроля, позволяющие сделать вывод об их соотношении как части и целого, нельзя не отметить существование в науке мнения, согласно которому понятия «общественный контроль» и «социальный контроль являются равнозначными. Данная точка зрения представляется небесспорной и требует пояснений.

Термин «социальный контроль» активно использовался в научной литературе советского периода и представлял собой совокупность норм, институтов и отношений, направленных на обеспечение поведения людей в первую очередь в соответствии с интересами класса, общества в целом. Он осуществлялся не только посредством деятельности общественных институтов, но и при помощи государственного аппарата. В связи с подчинением интересов отдельных граждан правящему классу всё, что было важно для советской власти как в общественной, так и частной жизни, входило в систему социального. Фактического деления на государственный контроль и контроль общественный не существовало. Тем самым сама идея социального контроля была искажена7, общественный контроль и контроль социальный воспринимались как тождественные понятия.

На сегодняшний день контроль государства продолжает являться важнейшим способом обеспе-

0 Рябков А.И. Социальный контроль и его правовые формы (вопросытеории): Автореф. ... дисс. к.ю.н. - М., 1995. С.8. 7 См.: Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. № 5. С.8-9.

чения законности и эффективности деятельности органов государственной власти. Вместе с тем контроль общества за принятием управленческих решений государственным аппаратом выделился в качестве самостоятельного вида социального контроля. В связи с этим отождествлять понятия «социальный контроль» и «общественный контроль», применять их в качестве категорий аналогичных представляется методологически неверным.

Обратимся к анализу соотношения понятий «общественный контроль» и «гражданский контроль». По мнению ряда ученых, эти категории по своему содержанию являются тождественными8. Такое понимание связано, в первую очередь, с развитием идеи гражданского общества, формированием этого феномена в России.

Институты гражданского общества такие, как общественные объединения, негосударственные организации, отдельные граждане, являются основными субъектами, осуществляющими гражданский контроль. Именно они призваны уравновешивать власть государства и обеспечивать контроль за деятельностью государственных органов. Сам термин "гражданское общество" указывает на его связь с понятием "гражданин".

Кроме того, существование гражданского общества возможно в только условиях активного участия граждан в решении общих дел, их личностного и профессионально-производственного общения, единства экономических, политических и социально-культурных целей общества, наличия самостоятельных механизмов самоуправления, уважения к личности и оптимальных возможностей для ее самореализации9.

Все перечисленное является необходимой предпосылкой осуществления общественного контроля. В связи с этим восприятие общественного и гражданского контроля как равнозначных категорий, на наш взгляд, является логически оправданным. Нельзя не отметить, что на сегодняшний день широкое распространение также получила и иная точка зрения, согласно которой общественный контроль является более широким понятием, чем гражданский контроль. Существование данной позиции обусловлено делением контроля на виды в зависимости от осуществляющего его субъекта. Контроль за деятельностью государства может осуществляться им самим путем создания специальных таких органов, как например, Счетная палата Российской Федерации, и независимыми от государства институтами гражданского общества, а также самими гражданами.

8 Гончаров A.A. Гражданский контроль над органами власти. М., 2010. С.13.

9 Авакьян С.А. Конституционное право России. Т.1. М., 2005.

С.441.

Осуществление контроля за деятельностью государства непосредственно гражданином согласно рассматриваемой точке зрения носит название гражданского контроля и охватывается понятием контроля общественного.

Вместе с тем представляется, что осуществление контроля непосредственно гражданином ввиду сугубо индивидуального характера такой деятельности должно носить название не гражданского, а личного контроля гражданина. Большой интерес представляет соотношение понятий общественного и народного контроля, которое во многом определяется историческими особенностями формирования последнего.

Термин «народный контроль» на сегодняшний день в научной литературе применяется достаточно редко, однако в советское время он был распространён и сочетал в себе государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и иных организациях. Создание института народного контроля в советском государстве было вызвано необходимостью преобразования уже существовавшего с 1962 по 1965 г.г. партийно-государственного контроля. На смену ему пришел контроль народный, в названии которого была подчеркнута тесная близость народа с деятельностью по контролю за реализацией управленческих решений в СССР1".

Такой контроль стали осуществлять Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных республик, краев, областей, автономных республик, автономных областей и автономных округов, районные, городские, районные в городах комитеты народного контроля, группы народного контроля при поселковых, сельских Советах народных депутатов, комитеты, группы, посты народного контроля на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях, воинских частях.

Народный контроль в СССР обладал всеми признаками социального контроля, о котором ранее шла речь, и специфическим объектом, к которому следует отнести деятельность аппарата государственного управления в области государственного строительства, народного хозяйства, социально-культурной сферы, а также производственной, финансовой, социально-культурной деятельности организаций. При осуществлении контроля велась борьба с нарушениями государственной дисциплины и требований советского законодательства, за которые комитеты народного контроля могли налагать на виновных должностных лиц взыскания, отстранять их от занимаемых постов при срыве выполнения решений партии и правительства, грубых

10 Цабрия Д.Д. Народный контроль в СССР. М., 1981. С.15-16.

нарушениях дисциплины, государственной и социалистической законности11.

Анализ деятельности субъектов народного контроля, особенности построения его системы позволяли говорить о сочетании в нем элементов контроля государственного и общественного. Создаваемые непосредственно государством комитеты народного контроля осуществляли деятельность от имени государства, в то же время деятельность групп и постов народного контроля носила общественный характер.

Кроме того органы народного контроля широко привлекали к своей работе представителей общественных организаций, рабочих, колхозников, служащих, деятелей науки, культуры, что обеспечивало всеобщность контроля, его постоянность, свидетельствовало об участии общества в контроле за деятельностью государства.

Сравнивая механизмы осуществления общественного контроля как части народного контроля в СССР и общественного контроля в современной России, можно прийти к выводу, что в советском государстве общественный контроль имел системный характер, группы и посты народного контроля создавались на основе единого общесоюзного закона, обладали разветвленной системой, имели особый порядок подчинения и процедуру образования, т.е. имели институциональную форму.

В то же время в современной России общественный контроль осуществляется в основном гражданами и объединениями, прямого влияния на создание и деятельность которых государство оказывать не должно.

Лишь в некоторых субъектах Российской Федерации, в частности в Пермском крае, предусмотрено создание особого лица, для которого осуществление общественного контроля является единственной целью деятельности - региональной группы общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей.

Стоит отметить, что понимание народного контроля, как сочетающего в себе контроль государства и контроль общества представляется верным и сегодня, с учетом того, что народ реализует свой суверенитет как через органы государственной власти (через институты представительной демократии), так и непосредственно (в том числе через институ-

11 Макаров Б.М. Народный контроль в системе советской социалистической демократии. В помощь лектору. М., 1982. С.37.

ты прямой демократии), и в связи с этим совпадает с современным пониманием социального контроля.

А учитывая тот факт, что народный контроль является одним из средств вовлечения народных масс в управление государственными и общественными делами12, можно сделать вывод, что народный контроль, является понятием более широким по сравнению с контролем общественным, и последний является его разновидностью.

Все указанные характеристики форм контроля общества за деятельностью органов государственной власти позволяют судить об общественном контроле и гражданском контроле как о равнозначных понятиях, под которыми понимается деятельность общественных объединений, негосударственных организаций, консультативно-совещательных общественных органов, иных институтов гражданского общества и непосредственно граждан, направленную совершенствование государственного управления, устранение выявленных нарушений, в том числе путем установления соответствия деятельности государственных органов, ее результатов нормативным требованиям, а также целям и задачам деятельности государственных органов.

При этом осуществление такой деятельности отдельным представителем общества носит название личного контроля гражданина. Функции общественного контроля указывают на то, что он является разновидностью социального контроля, воздействующего на человеческое поведение с целью устранения его отклонений от общепринятых норм, а определение общественного контроля как одного из средств осуществления народом своего суверенитета говорит о нем как об одном из направлений народного контроля.

В заключение стоит сказать, что независимо от формы и принадлежности к тому или иному контролю, все без исключения институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти выступают важным стимулом для развития государственной системы, одним из главных факторов ее преобразования, они способствуют созданию системы эффективного государственного управления, реализации механизмов соблюдения прав и законных интересов граждан, и, в конечном счете, построению «государства для человека».

12 Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С.133.

Пристатейный библиографический список:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России Т.1. М„ 2005.

2. Бондарь Н.Ю. Правовое положение общества в системе социального контроля за деятельностью органов

государственной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №

з".

3. Гончаров A.A. Гражданский контроль над органами власти. М„ 2010.

4. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. № 5.

5. Климов В.А. Функции социального контроля на современном этапе развития советского общества. Саратов, 1988.

6. Лапаева В.В. Социология права. М„ 2008.

P.P. Каримов, Г.Ю. Каримова

7. Макаров Б.М. Народный контроль в системе советской социалистической демократии. В помощь лектору. М„ 1982.

8. Рябков А.И. Социальный контроль и его правовые формы (вопросы теории): Автореф. дисс. ... к.ю.н. - М„ 1995.

9. Цабрия Д.Д. Народный контроль в СССР. М., 1981.

10. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981.

«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ»: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

В статье рассматриваются проблемы определения понятия торговли людьми. Освещаются мнения ведущих ученых в данной области. Особое внимание уделяется определениям, представленным в документах ООН, Совета Европы, Международной организации по миграции. Проведен анализ нормативных актов ряда зарубежных государств, регламентирующих противодействие торговле людьми.

Ключевые слова: торговля людьми, права человека, рабство, Палермский протокол, Организация Объединенных Наций.

R.R. Karimov, G.Yu. Karimova

HUMAN TRAFFICKING: SCIENTIFIC COMPREHENSION OF THE NOTION

This article discusses the definition of human trafficking. It highlights the views of leading scientists in the field. Special attention is paid to the definition presented in the documents of the UN, Council of Europe and the International Organization for Migration. The analysis of a number of regulations of foreign countries, regulatory action against trafficking of human beings is carried out.

Keywords: human trafficking, human rights, slavery, the Palermo Protocol, the United Nations.

Борьба с торговлей людьми для современного прогрессивного государства, которое заботится о своих гражданах, об обеспечении их прав и свобод,является одной из первостепенных задач.

Многие страны имеют мощную национальную базу борьбы с этим явлением, почти в каждой проводятся соответствующие научные исследования. Несмотря на это, как справедливо отмечает профессор Р.В. Нигматуллин, запрещение торговли людьми во всем мире привело к ее сохранению в завуалированных формах. Это, как правило, тяжкий труд взрослых и детей1.

Именно поэтому сегодня важно правильно понимать и определять сущность такого многопланового понятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В проблеме понимания термина «торговля людьми» важное значение приобретает его этимологическая составляющая. Так, в англоязычной литературе мы часто встречаем термин «Ьита^гаШск-

1 Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX веке и начале XXI столетия (историко-правовой аспект): монография. - М.: Издательская группа «Юрист», 2006. С.60.

ing», что напрямую можно интерпретировать как торговля людьми. Также встречается понятие «traffickinginhumanbeings» - например, оно содержится в Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, которое дословно можно перевести как «торговля человеческими существами». Вообще английское слово «traffic» буквально означает движение. Некоторые авторы используют его, транслитерируя в русский язык, что, наш взгляд, недопустимо, т.к. в этом случае теряется истинная смысловая нагрузка данной дефиниции.

Несмотря на то, что данное понятие нашло свое закрепление в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, ряд авторов считают его неполноценным. К их числу относится М.Ю. Буряк, которая полагает, что международное определение страдает громоздкостью и излишними деталями2.

2 Буряк М.Ю. Торговля людьми и борьба с ней: монография. -Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006. С.13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.