Научная статья на тему 'Общественные пространства – новый вектор социокультурного развития территории'

Общественные пространства – новый вектор социокультурного развития территории Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC
959
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Урбанистика
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВА / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОРОДСКИЕ ЦЕНТРЫ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ЛОКАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Захарова Елена Евгеньевна

В современных мегаполисах присутствует целый спектр открытых пространств – сюда входят городские площади, парки, набережные, естественно созданные природные ландшафты, территории перед жилыми комплексами и т.п. Зачастую их появление способствует не только социокультурному, но и экономическому развитию территории. Общественное пространство является инкубатором городского развития, им отводится большая роль в формировании целостной социокультурной структуры города, что обеспечивает актуальность изучения выбранной темы, предметом которого являются общественные территории. Автор статьи рассматривает связь между социокультурным развитием территории и общественным пространством как новым вектором ее развития, используя методы теоретического анализа научно-методической литературы и открытых интернет-источников для широкого освещения изучаемого вопроса, а также методы сравнения, аналогий и метод обобщений. Новизна проведённого исследования заключается в том, что в работе представлены характеристики понятий социальное и культурное пространства, а также проанализированы проектные практики формирования общественных пространств, реализованные в рамках всероссийского проекта Агентства стратегических инициатив «Вдали от столиц». Представленный в статье анализ формирования экспериментальных открытых площадок позволяет сделать вывод, что общественные пространства способны внести изменения в процесс жизни города, что требует поиска новых способов и приемов для их создания, сохранения и модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественные пространства – новый вектор социокультурного развития территории»

Общественные пространства - новый вектор социокультурного развития территории

Захарова Елена Евгеньевна

аспирант, кафедры ЮНЕСКО, Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы 108818, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Дмитрия Рябинкина, 16

И zelena.art@gmail.com

Статья из рубрики "Социокультура"

Аннотация.

В современных мегаполисах присутствует целый спектр открытых пространств - сюда входят городские площади, парки, набережные, естественно созданные природные ландшафты, территории перед жилыми комплексами и т.п. Зачастую их появление способствует не только социокультурному, но и экономическому развитию территории. Общественное пространство является инкубатором городского развития, им отводится большая роль в формировании целостной социокультурной структуры города, что обеспечивает актуальность изучения выбранной темы, предметом которого являются общественные территории. Автор статьи рассматривает связь между социокультурным развитием территории и общественным пространством как новым вектором ее развития, используя методы теоретического анализа научно-методической литературы и открытых интернет-источников для широкого освещения изучаемого вопроса, а также методы сравнения, аналогий и метод обобщений. Новизна проведённого исследования заключается в том, что в работе представлены характеристики понятий социальное и культурное пространства, а также проанализированы проектные практики формирования общественных пространств, реализованные в рамках всероссийского проекта Агентства стратегических инициатив «Вдали от столиц». Представленный в статье анализ формирования экспериментальных открытых площадок позволяет сделать вывод, что общественные пространства способны внести изменения в процесс жизни города, что требует поиска новых способов и приемов для их создания, сохранения и модернизации.

Ключевые слова: социокультурное развитие пространства, культурная среда, социальное пространство, культурное пространство, общественное пространство, городские центры, городская среда, локальные территории, свободное время, качество городской среды

DOI:

10.7256/2310-8673.2018.1.25727

Дата направления в редакцию:

14-03-2018

Пата реЦен3ированиЯ:

да I а рецензирован ил ■

14-03-2018

Дата публикации:

15-03-2018

Социальное и культурное пространство: характеристика понятий

Современные условия жизни приводят либо к разъединению людей, либо к их поверхностному объединению на информационном уровне, что ведёт к «духовному аутизму, ограниченной и обманчивой самодостаточности и фактическому одиночеству»

■Ш. В результате происходит разрушение социума, обостряются социальные и культурные противоречия. Новым вектором социокультурного развития территории сегодня являются общественные пространства - проекты, способствующие «оживлению» окружающей территории. Чем больше общественных пространств, тем более ценным и статусным становится город. Комфортные общественные пространства способны приносить прибыль, они оживляют деловую и культурную активность в городе, улучшают микроклимат и повышают ценность городских земель.

Важнейшим фактором развития страны в целом и каждого региона в отдельности выступает рост человеческого потенциала, что повышает интерес ученых к теме освоения социокультурного пространства. Несмотря на широкое использование в научной литературе понятие «социокультурное пространство» имеет довольно слабое теоретическое обоснование. Зачастую данный термин используют как исходную категорию, некий собирательный образ, который не требует дополнительных аргументированных уточнений. Одни авторы (П.Сорокин, К.Левин) подразумевают под социальным пространством точки соприкосновения социального взаимодействия людей ■2-3], другие - конкретные территории, на которых происходит развёртывание и закрепление взаимодействий участников (Р. Парк, М. Вебер) [4-5].

Само по себе понятие социокультурное пространство достаточно неоднородно и неоднозначно. Проблема его определения связана так же и с тем, что до сих пор ученые не могут высказать четких позиций касательно взаимодействия социального и культурного пространств.

Прежде всего - это социальная среда, в которой происходит столкновение интересов

людей с различными взглядами, верованиями и т.п. Если подобного рода взаимодействия не осуществляются, то пространство само по себе ничего не

представляет

По своей структуре социальное пространство связано с различными сферами жизнедеятельности, что требует различного рода пространственной локализации, т.е. элементов, представляющих собой сферы социальных взаимодействий. Одним из таких элементов как раз выступает культурное пространство, отражающее социальные взаимодействия людей. По мнению исследователей, культурная среда способна аккумулировать с себе черты других сред - информационной, экономической,

образовательной, религиозной и т.д. Согласно Л.В.Силкиной, культурное

пространство представляет собой своего рода «механизм, способ, при помощи которого происходит процесс окультуривания естественного пространства» Получается, что

культурное и социальное пространства не могут развиваться, находясь в отрыве друг от друга. Как форма существования общества социальное пространство, эволюционируя, постоянно расширяет свои границы, в то время как историческое развитие политических, экономических и иных связей приводит ко все более интенсивному обмену культурными ценностями.

Социокультурное пространство включает различные группы, взаимодействующие в его границах. т.е. это не просто физическое, реальное пространство. Это пространственная среда, которая конструируется человеком, и представляющая собой своего рода его

физическое и ментальное выражение организации пространства Они могут включать архитектурные сооружения, культурные учреждения, общественные центры, которым отводится довольная важная роль в существовании территории, поскольку они отражают самобытность и специфику образа жизни местных жителей. Одним из удачных, на наш взгляд, подходов к осмыслению культурной сферы можно считать социокультурный, в рамках которого широко используется понятие «общественное пространство». Современное общественное пространство многолико и включает в себя как открытую городскую среду, так и закрытые интерьеры общественных центров, которые отличаются по функциям и масштабам. При этом в каждом новом объекте архитектуры присутствуют свои особые черты

Чаще всего данный термин применяется по отношению к конкретным городским местам -площади, улице или парку, даже городским крышам. То есть - это может быть любая территория в городе, не имеющая правовых ограничений по доступности, общественное место, рассматриваемое как благоприятная среда для жизни и творчества. В зависимости от задач и масштаба в российских городах образуются социокультурные кластеры со сложной структурой городского креативного пространства (например,

«Квартал», успешно функционирующий в течение пяти лет г.Ульяновске [12, 185 - 193"". Это может быть и территория рекреационного отдыха, и «живой» музей, и многие другие проекты, которые объединяют людей с целою свободного самовыражения, коммуникации, отдыха и проявления своих способностей во благо общества. При этом эволюция общественных территорий свидетельствует о высокой социальной значимости мест, которые сумели сохранить преемственность таких городских процессов, как воспроизводство культуры и формирование гражданского общества.

Характер общественных пространств определяется не только градостроительными требованиями, но и социально-экономическими и социокультурными условиями, поэтому они представляют собой динамичное явление, несущее определенную смысловую ценность. С этой точки зрения общественные пространства выступают в качестве инструмента организации общественной активности (особенно молодого поколения) жителей города. Это обращение к жителям не как к гражданам, а как к горожанам, переориентация их с гражданского протеста на позитивную повестку и созидание.

Основным принципом создания общественных пространств является вовлечение жителей. Без таковой (выработка задания на проектирование, обсуждение проекта, участие в реализации, субъективация поддержания пространства) данный институт работать не будет.

Проектные практики формирования общественных пространств

Чтобы понять, что представляют из себя современные проекты, направленные на формирование общественных пространств, рассмотрим некоторые из них, представленные в рамках всероссийского проекта «Вдали от столиц», созданного при

поддержке Агентства стратегических инициатив. Основная идея проекта направлена на поиск людей и проектов, способных изменить жизнь конкретной территории (региона) в самых разных областях деятельности - от культуры до производства. Например, есть проекты, авторы которых пытаются преобразить городскую среду, организуя летние площадки - как в небольшом поселке городского типа Уруссу (республика Татарстан) создают места для активного отдыха населения и проведения мероприятия (город

Заозерный, Курган) I-14!, организуют марафон «Добрых дел» (в рамках проекта «Город ярких поступков», Сызрань), целью которого является преобразования окружающей

среды через эстетическое оформление территории микрорайонов П^. Именно так был восставлен выставочный комплекс Рязанской ВДНХ (Рязань), начал функционировать музейно-творческий кластер «Коломенский посад» (Коломна), возрожден замок Инстербург (город Черняховск, Калининградская область).

Авторы проектов пытаются привлечь внимание к культуре конкретного города. Например, в Кабардинке был открыт культурный центр «Старый парк», центральной композицией которого стало архитектурное сооружение под названием «Дом Кавказа». Проект направлен на привлечение внимания жителей страны и гостей к культуре всех времен и народов, к истории всего региона - от Черного до Каспийского морей. Ежегодно территории парка посещает более 150 тыс. человек. В планах - открытие Дома искусств

и оранжереи [16].

В 2016 году в Тольятти начал действовать культурный (и творческий) проект «Итальянский парк» - программа, проводимая активистами города - группой «мейкерс», в летнее время на территории будущего парка. Основная идея проекта - развитие городских проектов в культурной среде. Авторы проекта стремятся не только привлечь внимание населения к культурным и творческим событиям, организуя различного рода фестивали, лектории, мастер-классы и т.п.), но и восстановить отношения между Тольятти и Турином

В Магадане функционирует городской лекторий, в стенах которого все желающие могут встретиться с известными людьми и обсудить интересующие их вопросы области кинематографа, фотодела и т.п. На базе центра открыты молодежная киностудия, киноклуб, школа кино, проводятся фестивали различной направленности, в том числе и для детской аудитории фестиваль воздухоплавания с запуском воздушных змеев,

творческими конкурсами, занимательными викторинам и мастер-классами -ИЗ!.

Многие проекты направлены на популяризацию территории через центры творчества. Например, в Краснодаре открыт арт-центр «Бронзовая лошадь». По сути - это частная галерея, однако в рамках данного пространства будет функционировать художественная школа-студия, открытая в честь Сергея Воржева - заслуженного художника России и одного из авторов проекта, а также реставрационная мастерская и туристическое бюро. Последнее создано в рамках действующей городской концепции развития и

популяризации внутреннего туризма региона i19!. Еще одна частная галерея - «La bohéme artistique», открыта в Ижевске Рустамом Булатовым. В основу деятельности галереи положены идеи концепция салона, своего рода литературно-художественного объединения людей, собирающихся в частном доме. Это современный арт-центр, который занимается не только выставочной деятельностью, открывает новые имена и пропагандирует искусство Удмуртских художников, но также активно участвует в

культурной жизни Ижевска и реализует благотворительные проекты 12Ш.

Активисты из Владивостока создают активное пространство через танец. В самом центре города работает танцевальный центр «Этажи», педагоги которого предлагают жителям города, которые не мыслят свою жизнь без танца, более 10 различных танцевальных направлений, а также организовывают различные мастер-классы и чемпионаты социальных танцев I21!.

Встречаются также проекты, популяризирующие развитие туризма на конкретной территории. Например, в Екатеринбурге создан пешеходный туристический маршрут «Красная линия», проходящий по историческому центру города. Этот проект был придуман и реализован жителями. Его протяженность 6,5 км., а особенность заключается в том, что маршрут представляет собой замкнутую линию, проходя по

которой можно познакомиться с интереснейшими достопримечательности города В городе Крапивна благодаря усилиям одной из сотрудниц Крапивинского музея (а по совместительству автора проекта) и местного населения организуются мероприятия в честь крапивы. Само село входит в список достопримечательности страны, однако на самом деле о нем мало кто знает. По инициативе жителей проводится Фестиваль Крапивы, а в планах - открыть Музей, посвященные столь жгучему растению, мастерские по созданию сувениров, крапивные кафе и аптеку.

Привить интерес к достопримечательности города - цель большого экспериментального проекта «Где Вязьма, там надежда» (г. Вязьма), авторы которого стремятся создать из жителей города объединение, в котором каждый желающий сможет проявить себя, реализовать собственные идеи и просто отдохнуть, пообщавшись с интересными людьми ■t231. В рамках проекта уже прошли фестивали культурных практик, состоялась встреча с иностранными представителями других стран, мастер-классы по пошиву экосумок, для детей работает школа программирования, проводятся экскурсии по территории города.

Иногда культурное мероприятие или даже определённый объект могут выступить аттрактором развития общественной среды. Например, арт-фестиваль с дискуссионной площадкой 15х17 стал причиной развития территории бывших Александровского и Онежского тракторного заводов в Петрозаводске. В настоящее время на данных территория реализуется проект «Петровская Слобода», в рамках которого организуются дискуссии о городе, проходят лекции и открытые мастерские по темам экологии, урбанистики, социума и искусства городской среды, театральные перформансы по site-specific, сторителлингу, пластике, устраиваются шумовые импровизации i24!. Это первый арт-фестиваль, в рамках которого городское прошлое возрождается в условиях современной децентрализации жизни. Подобного рода проект начал действовать и в Барнауле, жители которого ежегодно собираются на территории бывшего Барнаульского сереброплавильного завода и проводят фестиваль-практикум «Завод», организуемый в

рамках проекта «ФабрикаЗавод» i251.

Подводя итог, можно сказать, что основной проблемой развития современных территорий является высокая степень их урбанизация. В данном случае речь идет о высокой плотности застроек, наличии все возрастающей транспортной сети, вырубке зеленых насаждений, что негативным образом сказывается на природной составляющей среды. Возникновение новых привлекательных мест для населения и их дальнейшее развитие может положительно сказаться на улучшении качества окружающей среды в пространственном и социальном аспекте. Благоустроенные общественные пространства могут стать не только местом для отдыха людей. Они соединяют торговле, культовые процессии, праздники, театр, балаган, еду, политические дебаты, образование. Поэтому общественное пространство является инкубатором городского развития. Это среда для

рождения нового. Надо понимать, что она способна изменить локальные территории, стать тригером их развития - духовной и коммерческой составляющей, способной развить целый регион, обеспечить ему дополнительный приток финансов.

Библиография

1. Астафьева О.Н. Социокультурные кластеры как модель управления региональным развитием // Сборник статей научно-практической конференции «Государственное управление и развитие России: модели и проекты». Т. III. - М.: Проспект, 2017. -С.185 - 193.

2. Шелейкова, Н.И. Как можно лучше понять человека и общество на основе «Спектральной логики» В.П. Грибашёва. Сборник статей и аналитических материалов [Электронный ресурс] / Н.И. Шелейкова. - СПб. : Алетейя, 2013. URL: https://kprf.ru/narod/173517.html

3. Сорокин, П.А. Система социологии [Текст] / П.А. Сорокин. - М., 2007.

4. Левин, К. Теория поля в социальных науках [Текст] / К. Левин. - СПб., 2000.

5. Park, R. The City: Suggestions for the Study of Human Nature in the Urban Environment [Text] / R. Park. - Chicago, 1925.

6. Вебер, М. Избранное: Образ общества [Текст] / М. Вебер. - М., 1994.

7. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики [Текст] / пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н.А. Шматко. - М. ; СПб., 2005.

8. Зиммель, Г. Как возможно общество? [Текст] / Г. Зиммель // Социол. журн. - 1992. -№ 2.

9. Пронина, Л.А. Качество культурной среды: проблемы измерения [Текст] / Л.А. Пронина // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. -2014. - Т. 324. - № 6: Социально-гуманитарные технологии. - С. 65-73.

10. Силкина,Л.В. Социально-философские основания анализа культурного пространства [Текст]: дис. ... канд. филос. наук / Л.В. Силкина. - Саратов, 1999. -С. 15.

11. Орлова, Е.В. Социокультурное пространство: к определению понятия [Текст] / Е.В. Орлова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота. - 2017. - № 7(81). - C. 149-152.

12. Земов, Д.В. Новейшие тенденции формирования облика общественных пространств [Электронный ресурс] / Д.В. Земов // «Архитектон: известия вузов». - 2004. - №7. -URL: http://archvuz.ru/2004_2/19

13. Площадка культурного отдыха и место встречи Уруссу [Электронный ресурс]. - URL: https://beyondcapitals.withgoogle.eom/r/5715426797420544

14. Город детства и наш заозерный [Электронный ресурс]. - URL: https://beyondeapitals.withgoogle.eom/r/6322776243699712

15. Город ярких поступков [Электронный ресурс]. - URL: https ://beyondcapitals.withgoogle.com/r/6274079367626752

16. Культурный центр «Старый парк» Кабардинка [Электронный ресурс]. - URL: https://beyondeapitals.withgoogle.eom/r/6324443227881472

17. Итальянский парк [Электронный ресурс]. - URL: https://beyondeapitals.withgoogle.eom/r/5679846214598656

18. Культурный город-Магадан [Электронный ресурс]. - URL: https://beyondeapitals.withgoogle.eom/r/5648554290839552

19. Арт-центр Бронзовая лошадь [Электронный ресурс]. - URL: https ://beyondcapitals.withgoogle.com/r/5736754531270656

20. La bohéme artistique [Электронный ресурс]. - URL: https://beyondcapitals.withgoogle.eom/r/5748119283171328

21. Танцевальный центр «Этажи» [Электронный ресурс]. - URL: https://beyondeapitals.withgoogle.eom/r/5115494759661568

22. Красная лини [Электронный ресурс]. - URL: https://beyondeapitals.withgoogle.eom/r/5722467590995968

23. Где Вязьма, там надежда [Электронный ресурс]. - URL: https://beyondeapitals.withgoogle.eom/r/4909833203482624

24. Арт-фестиваль с дискуссионной площадкой 15х17 [Электронный ресурс]. -URL: https://beyondeapitals.withgoogle.eom/r/5717495361044480

25. ФабрикаЗавод [Электронный ресурс]. - URL:

https ://beyondeapitals.withgoogle.eom/r/5756596743307264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.