Научная статья на тему 'Публичное пространство малого города и потребности горожан в реализации практик социокультурного взаимодействия'

Публичное пространство малого города и потребности горожан в реализации практик социокультурного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
631
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ИНТЕРАКЦИИ / CITY / PUBLIC SPACE / URBAN ENVIRONMENT / INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Виктория Алексеевна, Двойнев Василий Владиславович

На сегодняшний день актуальным направлением социологических исследований является городская среда. Городское пространство представляет предметную среду, в состав которой входят здания архитектуры, улицы, площади, парки, скверы, набережные и т. п. Ежедневно горожане взаимодействуют с этим публичным пространством, выстраивают свои маршруты, формируют впечатления и образ города, дают оценку его эффективности с точки зрения возможностей для реализации своих потребностей социокультурного взаимодействия. Общественные пространства это те места, где проводятся праздники, формируются социальные и экономические отношения, создаются вербальные и невербальные коммуникации. В них происходят встречи друзей и знакомых, интеграция различных культур, социальных групп с разнообразными целями, взглядами и установками. Публичные пространства выступают сценой для общественной жизни индивидов, когда являются комфортной, доступной и безопасной средой. В статье приведены результаты социологического исследования соответствия публичных пространств города Вязьма в Смоленской области потребностям его населения. Исследование проводилось методами невключенного наблюдения и интервью. Анализ собранных данных помог выделить основное предназначение городского публичного пространства с точки зрения горожан, виды их интеракций, определить структуру, функции и эффективность, а также дать оценку качества содержания и оснащенности пространств, выявить наиболее активную часть населения и как эта активность изменяется по суточному и сезонному циклу. На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по совершенствованию и развитию публичного пространства и городской жизни в целом. Рекомендации могут стать основой для создания проектных решений по созданию комфортной, безопасной и креативной среды как малых, так и крупных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Виктория Алексеевна, Двойнев Василий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban Public Space of a Small City and the Needs of Residents in Realizing Practices of Socio-Cultural Interaction

To date, the urban environment is considered as an interesting area of sociological research. Urban space represents a built environment, which includes buildings, streets, squares, parks, embankments, etc. Every day, citizens interact with this public space, build their routes, form impressions and the image of the city, they also evaluate its effectiveness in connection with opportunities for the realization of their needs of socio-cultural interaction. Public spaces are those places where holidays are held, social and economic relations are formed, verbal and non-verbal communications are created. In urban public space take place meetings of friends and acquaintances, the integration of various cultures, social groups with diverse goals, norms and attitudes. Public spaces act as a stage for the social life of individuals when they are a comfortable, accessible and safe environment. The article presents the results of a sociological study of the conformity of public spaces of the city of Vyazma in the Smolensk region with the needs of its population. The study was conducted using observation and interview methods. An analysis of the collected data helped to identify the main purpose of the urban public space as it is seen by the residents, the types of their interactions, to determine the structure, functions and effectiveness, as well as to assess the quality of the content and equipment of the urban public spaces, as well as to identify the most active groups of population and how their activities change in the daily and seasonal cycles. Based on the results obtained, recommendations were developed for improving and developing public space and urban life in general. Recommendations can become the basis for creating design solutions for a comfortable, safe and innovative environment for both small and large cities.

Текст научной работы на тему «Публичное пространство малого города и потребности горожан в реализации практик социокультурного взаимодействия»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

УДК 316.334.56 https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/41

ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО МАЛОГО ГОРОДА И ПОТРЕБНОСТИ ГОРОЖАН

В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

©Петрова В. А., ORCID: 0000-0003-1235-7747, SPIN-код: 3404-9581, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия, vi.petrova.94@mail.ru ©Двойнев В. В., ORCID: 0000-0002-8931-3382, SPIN-код: 9806-4316, канд. социол. наук, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия, vassilidvoinev@yandex.ru

URBAN PUBLIC SPACE OF A SMALL CITY AND THE NEEDS OF RESIDENTS IN REALIZING PRACTICES OF SOCIO-CULTURAL INTERACTION

©Petrova V., ORCID: 0000-0003-1235-7747, SPIN-code: 3404-9581, Smolensk State University, Smolensk, Russia, vi.petrova.94@mail.ru ©Dvoinev V., ORCID: 0000-0002-8931-3382, SPIN-код: 9806-4316, Ph.D., Smolensk State University, Smolensk, Russia, vassilidvoinev@yandex.ru

Аннотация. На сегодняшний день актуальным направлением социологических исследований является городская среда. Городское пространство представляет предметную среду, в состав которой входят здания архитектуры, улицы, площади, парки, скверы, набережные и т. п. Ежедневно горожане взаимодействуют с этим публичным пространством, выстраивают свои маршруты, формируют впечатления и образ города, дают оценку его эффективности с точки зрения возможностей для реализации своих потребностей социокультурного взаимодействия. Общественные пространства — это те места, где проводятся праздники, формируются социальные и экономические отношения, создаются вербальные и невербальные коммуникации. В них происходят встречи друзей и знакомых, интеграция различных культур, социальных групп с разнообразными целями, взглядами и установками. Публичные пространства выступают сценой для общественной жизни индивидов, когда являются комфортной, доступной и безопасной средой. В статье приведены результаты социологического исследования соответствия публичных пространств города Вязьма в Смоленской области потребностям его населения. Исследование проводилось методами невключенного наблюдения и интервью. Анализ собранных данных помог выделить основное предназначение городского публичного пространства с точки зрения горожан, виды их интеракций, определить структуру, функции и эффективность, а также дать оценку качества содержания и оснащенности пространств, выявить наиболее активную часть населения и как эта активность изменяется по суточному и сезонному циклу. На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по совершенствованию и развитию публичного пространства и городской жизни в целом. Рекомендации могут стать основой для создания проектных решений по созданию комфортной, безопасной и креативной среды как малых, так и крупных городов.

Abstract. To date, the urban environment is considered as an interesting area of sociological research. Urban space represents a built environment, which includes buildings, streets, squares, parks, embankments, etc. Every day, citizens interact with this public space, build their routes, form impressions and the image of the city, they also evaluate its effectiveness in connection with opportunities for the realization of their needs of socio-cultural interaction. Public spaces are those places where holidays are held, social and economic relations are formed, verbal and non-verbal

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

communications are created. In urban public space take place meetings of friends and acquaintances, the integration of various cultures, social groups with diverse goals, norms and attitudes. Public spaces act as a stage for the social life of individuals when they are a comfortable, accessible and safe environment. The article presents the results of a sociological study of the conformity of public spaces of the city of Vyazma in the Smolensk region with the needs of its population. The study was conducted using observation and interview methods. An analysis of the collected data helped to identify the main purpose of the urban public space as it is seen by the residents, the types of their interactions, to determine the structure, functions and effectiveness, as well as to assess the quality of the content and equipment of the urban public spaces, as well as to identify the most active groups of population and how their activities change in the daily and seasonal cycles. Based on the results obtained, recommendations were developed for improving and developing public space and urban life in general. Recommendations can become the basis for creating design solutions for a comfortable, safe and innovative environment for both small and large cities.

Ключевые слова: город, публичное пространство, городская среда, интеракции.

Keywords: city, public space, urban environment, interactions.

Введение

Проблема несоответствия качества содержания публичного пространства связанная с трудностями в организации комфортной и безопасной городской среды в малых городах, и как следствие, сложности реализации потребностей населения во взаимодействии внутри этого пространства на данный момент является одной из самых важных [1]. Решение данной проблемы необходимо для активного протекания процессов социализации, инкультурации у горожан и для обеспечения развития городской жизни индивида и города в целом. В представленном в настоящей статье исследовании соответствие качества и содержания публичного пространства потребностям горожан, которые они хотели бы осуществлять в нем, обозначено термином «комплементарность».

Актуальность обозначенной проблемы подтверждается вниманием со стороны Президента и Правительства РФ. Активистами и депутатами партии «Единая Россия» был разработан грант-проект «Городская среда. Жители за чистоту и благоустройство». В 2016 г. Президент Российской Федерации, лидер Общероссийского народного фронта (ОНФ) В. В. Путин поддержал их инициативу. Реализация проекта сопровождается масштабным финансированием из федерального и региональных бюджетов. Финансирование направлено на благоустройство общественных (публичных) пространств [2]. Данный проект успешно реализуется во многих городах России. На данный момент благодаря проекту в городе Вязьма Смоленской области были благоустроены сквер имени П. С. Нахимова и сквер имени С. Е. Савицкой, а также многие дворовые территории (http://24благоустройство.рф/#/).

Комфортные и доступные публичные пространства представляют собой важный механизм нормального функционирования городской жизни и способствуют успешной адаптации индивида к городской среде:

1) времяпрепровождение в публичном пространстве регулируется соблюдением определенных общепринятых социальных норм и правил поведения, что обеспечивает взаимно-уважительное отношение личности к окружающим;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

2) городские общественные пространства формируют чувство толерантности, благодаря чему у представителей различных культур появляется возможность самопрезентации, выражения убеждений и интересов, без страха осуждения.

3) взаимодействие с другими и реализация потребностей в городском публичном пространстве способствует развитию личностного потенциала индивидов, что проявляется в возможности узнавать что-то новое, соприкоснуться с другой культурой и перенять социальный опыт;

4) одно из основных предназначений публичного пространства - досуговые практики. Разнообразный ландшафтный дизайн, зеленые зоны, фонтаны, проведение развлекательных мероприятий способствуют улучшению настроения, расслаблению и формируют эстетическое впечатление.

5) публичное пространство представляет собой площадку для игр и самовыражения. Каждый индивид, находясь в публичном пространстве, получает возможность продемонстрировать свои способности и таланты, выразить свой личностный потенциал, а также встретить людей с общими интересами. Игры и активный отдых способствуют получению положительных эмоций и помогают вести здоровый образ жизни, что крайне важно в сложной экологической ситуации современности.

6) публичное пространство служит местом для коммуникации. Горожане ежедневно вступают в различные виды социального взаимодействия: обсуждают проблемы и радости, делятся переживаниями, решают жизненно важные вопросы. Это позволяет снять напряжение и удовлетворить одну из главных потребностей человека в общении. Коммуникации в публичных пространствах способствуют формированию общественного мнения и могут стать фактором позитивных трансформаций городской жизни.

Комфортная городская среда должна содержать в себе ряд компонентов:

-возможность остановиться и постоять (реализуется за счет различных «точек притяжения», наличие явных ориентиров, магнитов внимания);

-возможность отдохнуть, посидеть (наличие зон для сидения);

-возможность слышать и говорить (хороший уровень перцептивного восприятия (свет, звук, кинетические ощущения, влажность, запахи и т. д.));

-игровые ресурсы (в независимости от смены сезона и времени суток - всегда есть возможность быть вовлеченным в игру);

-прогулочный потенциал (подобной род занятий предполагает удобные пешеходные пути, интересные фасады зданий, разнообразный ландшафтный дизайн, озеленение);

-источник эстетического наслаждения (на территории пространства располагаются интересные элементы, открываются красивые виды),

Изучению городского публичного пространства посвящены многие научные труды социологов, урбанистов, философов. Американский социолог У Уайт утверждал необходимость публичного пространства для жизни города и изучал его через интеракции индивидов [3].

Л. Лофланд также исследовала публичные пространства через интеракции горожан, видела публичные пространства местами для анонимных встреч и коммуникаций незнакомцев, говорила о том, что использование этих пространств и формирует городскую жизнь, в которой индивидам достаточно посмотреть друг на друга, чтобы узнать что-либо об окружающих. Л. Лофланд выделила три типа социальных отношений, которые могут существовать в публичном пространстве: личные, включающие в себя семью, друзей;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

публичные, подразумевающие общение незнакомых людей, таких как продавец и покупатель или водитель такси и пассажир; и местно-локальные, т. е. отношения коллег по работе, членов клубов по интересам, соседей [4].

Также Л. Лофланд утверждала, что для успешного функционирования публичного пространства оно должно отвечать следующим характеристикам: возможность проведения разнообразных игр, фестивалей; возможность различных взаимодействий, наблюдения за людьми, приобретения новых масок; удобство и комфорт; многообразие способов его использования; приспособленность к различным видам занятий [5-6].

Публичное пространство наиболее востребовано и популярно у горожан, если представляет собой одновременно зону для отдыха, место для работы и общения. Пространства, которые побуждают индивидов вступать во взаимодействия друг с другом, по мнению Р. Ольденбурга, называются «третьими местами». «Третьи места» как отмечает Р. Ольденбург, предназначены для социализации личности. «Третье место» — это общее название многообразных публичных пространств, где совершаются постоянные неформальные встречи горожан [7]. Это такое место, которое может сплотить, создать атмосферу взаимодействия, общения и творчества, это место, где люди встречаются, знакомятся, обмениваются своими идеями, узнают что-то новое.

Д. Джекобс одна из первых обратила внимание на важнейшую характеристику публичного пространства — безопасность. Говоря о том, что мало посещаемые, не контролируемые и невостребованные публичные пространства становятся местом для девиаций. Поэтому граждане выбирают пространство, в котором царит порядок и чистота [8].

И. Гофман в своей теории сопоставлял между собой публичные пространства и театральную сцену. Социолог выделил передний (главный) план, на этой территории воспроизводятся разнообразные роли, и задний план, который зрителям не виден. Взаимодействия личности на переднем плане преследуют цель создания более сильного эффекта. Взаимодействия в этом плане исполняют и закрепляют наиболее важные нормы и стандарты социальной и культурной жизни. Иными словами, передний и задний планы являют собой отношение публичного пространства и приватного [2].

Материалы и методы исследования

Научная новизна исследования — социологические исследования городского публичного пространства проводились только в крупных городах федерального значения или областных центрах. Исследования в Вязьме стало первым опытом изучения публичного пространства в малых городах России. Проблематика установления уровня комплементарности также является актуальной и не изученной ранее.

Практическая значимость: результаты социологического анализа комплементарности публичного пространства и потребностей горожан в реализации практик социокультурного взаимодействия могут быть использованы для разработки программ по улучшению публичного пространства малого города, и выявлению новых направление по решению проблемы реализации социокультурного взаимодействия граждан.

В рамках исследования комплементарности публичных пространств города Вязьмы, объекты исследования оценивались по следующим критериям:

1) численность — количество горожан, взаимодействующих внутри публичного пространства, и его изменение в соответствие с изменением времени суток и времени года;

2) предназначение публичного пространства — функциональный набор и виды интеракций;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

3) длительность времяпрепровождения на территории публичного пространства и его изменение в зависимости от климатических, сезонных и суточных факторов;

4) эффективность и разнообразие культурно-досуговых, массовых мероприятий;

5) оснащенность публичных пространств и разнообразие ландшафтного дизайна;

6) комфортность, безопасность и востребованность.

Основными методами социологического исследования стали наблюдение, интервью и метод визуальной социологии — анализ фотографий. Наблюдение наилучшим образом подходит для изучения большой совокупности людей и городского пространства. Метод наблюдения целесообразно применить для получения данных о том, какие виды интеракций чаще всего встречаются на территории публичных пространств, и в какое время наблюдается наибольшая активность; для определения структуры, степени оснащенности, эффективности и функционального потенциала публичных пространств. Вид проведенного наблюдения отвечает следующим характеристикам:

полевое — наблюдение проводилось в реальной жизни — в сквере имени П. С. Нахимова, на площади около памятника М. Г. Ефремову и на набережной реки Вязьма;

невключенное — наблюдение было направлено на описание характера социальной сферы и позволило устанавливать события и элементы человеческого поведения в момент их появления.

Наблюдатель не являлся участником ситуации, а пытался не привлекать к себе внимание, формируя свой взгляд со стороны. Полученные данные фиксировались в протокол наблюдения или сохранялись на фотоснимках.

Таблица 1.

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ

Признак (переменная)

Количество повторений

Оценка

+

Индекс In=( Oп-Oн)/N

1. Одиночка

2. Группа

3. Замкнутость на себе

4. Игровая активность

5. Интеракции с другими посетителями

6. Демонстративное поведение

7. Потребление

80 56 10 32 7 12 4

78 55 10 31

7

8 2

2 1 0 1 0 4 2

0,95 0,96 1

0,93 1

0,3 0

Таблица 2.

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ

Дата Наблюдаемое явление Ситуация Комментарий наблюдателя

18.03.2019 (день) Потребление Девушки пьют кофе и фотографируются Девочки пришли на набережную и решили сделать эффектной фото

18.03.2019 Одиночка Девушка гуляет с коляской Девушка катает коляска, сидя на

(день) скамейке

20.03.2019 (вечер) Группа Влюбленная пара гуляет на набережной Парень и девушка сидят на скамейке, держась за руки.

Кроме того проведенное социологическое исследование следует охарактеризовать как контролируемое (сбор информации позволил создать более точную картину происходящего в сквере имени П. С. Нахимова, на площади около памятника М. Г. Ефремову и на набережной

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

реки Вязьма и проверить гипотезы исследования), систематическое (проводилась регулярная фиксация действий, ситуаций, на протяжении всего исследования) и долгосрочное (проводилось на протяжении длительного времени: в разные времена года и суточные интервалы). Наблюдение позволило получить более достоверные результаты и проследить динамику изучаемых критериев. Каждая наблюдаемая интеракция записывалась в дневник наблюдения или фиксировалась на средство фотосьемки.

Метод интервью способствовал установлению близкого контакта с горожанами и позволил собрать информацию о проблемах, существующих внутри изучаемого публичного пространства непосредственно у его посетителей, получить оценку качества содержания пространства и узнать, что жители города хотели бы видеть на территории общественных пространств.

Применять фотографию для изучения города начали еще представители Чикагской школы социологии, как раз в тот период времени, когда начала зарождаться городская социология - иными словами данный метод фактически «родной» для изучения городской среды [8]. Фотография, выступающая как информативный документ, способствует повышению объективности за счет возможности контролировать наблюдения и впечатления, повторно рассматривать, а также сопоставлять со снимками схожих взаимодействий или событий, созданными в других временных или пространственных связанных ситуациях. Фотография дает возможность уловить контекст наблюдаемых явлений и зафиксировать эмоции, жесты, позы.

Результаты и обсуждение

По результатам наблюдения наиболее часто встречающимися видами интеракции стали одиночки, группа и игровая активность. Это характеризует основные виды деятельности в публичных пространствах. Ежедневно территорию публичных пространств используют как пешеходную зону, место для встреч и прогулок. Регулярные прогулки с детьми — одна из основных потребностей горожан; не менее значимыми потребностями являются общение и досуг. Реализация этих потребностей возможна благодаря наличию безопасной, комфортной и доступной среды. Игровая активность — это один из важнейших механизмов социализации. Она способствует развитию творческих способностей и воображения, а также созданию новых коммуникативных каналов у разных возрастных категорий. Реже встречаются такие интеракции, как демонстративное поведение, взаимодействие с другими посетителями, потребление и замкнутость на себе. Небольшой процент демонстративного поведения свидетельствует о соблюдении общепринятых, социальных, культурных норм и правил в общественных пространствах. Незначительная доля взаимодействий с другими посетителями публичного пространства подтверждает актуальную, остро стоящую проблему современной городской жизни — обособленности населения. Минимальная доля замкнутости на себе объясняется тем, что полноценно отстраниться от других в общественном пространстве невозможно, так как в нем ежеминутно формируется большое количество вербальных и невербальных коммуникаций. Также многие индивиды любят наблюдать за окружающими, воспринимая публичное пространство как некую смотровую площадку, арену, где происходит интересное действие. Потребление не самый популярный вид деятельности, но не менее значимый в условиях городской жизни.

Важно отметить, что большинство интеракций имеют положительную оценку более 90% респондентов во всех трех исследуемых публичных пространствах. Это говорит о том, что в местном сообществе есть устойчивые нормы и правила поведения, которые соблюдают горожане. Отрицательная оценка чаще всего формируется из употребления спиртных

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 6. №1. 2020 https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

напитков, курения, грубого отношения к окружающим, и ярким демонстративным проявлением негативных эмоций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1. Диаграмма распределения видов интеракций.

Рассматривая соотношение посетителей мужского и женского пола, можно увидеть, что женщины используют публичное пространство чаще мужчин. Женщины постоянно гуляют с колясками и более самостоятельными детьми, а также встречаются с подругами — совершают пешие прогулки, разговаривают, отдыхают, их часто можно встретить с сумками и пакетами, идущими из магазинов, с работы или на работу. Мужчины чаще всего посещают публичное пространство со своими спутницами жизни или в одиночестве, также нередко встречаются отцы, гуляющие с детьми и друзьями, мужская часть населения довольно часто использует территорию публичного пространства как пешеходную зону.

Площадь

Рисунок 2. Диаграмма тендерного соотношения.

Рассматривая соотношение возрастных категорий посетителей публичных пространств, можно констатировать очевидное преимущество молодежи: 35% на набережной, 27% на площади Ефремова и 32% в сквере П. С. Нахимова, а также подростков 22%, 19% и 24% соответственно. На втором месте по активности находятся дети: показатели их присутствия примерно одинаковы на всех объектах исследования — 15%, 17% и 14% соответственно. Примерно такая же доля детей в возрасте от 1 до 5 лет (11%, 13% и 15% соответственно) была зафиксирована в период исследования на всех изучаемых объектах. Такой результат объясняется тем, что у горожан этого возраста наблюдается наибольшая активность и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

энергия. Эти возрастные группы реализуют потребности в коммуникациях, выражении своих талантов и убеждений. Немного уступают им в активности использования публичных пространств взрослые граждане. Реже их можно встретить на набережной (15%), а на площади Ефремова и в сквере Нахимова соответственно 18% и 11%. Наиболее пассивной и редко встречающейся возрастной категорией являются люди зрелого и пенсионного возраста, их активность составляет 2% на набережной реки Вязьма, 4% в сквере им. П. С. Нахимова и 6% на площади Ефремова. Горожане пенсионного возраста в большей степени используют публичное пространство из-за потребности оставаться социально-значимыми гражданами, быть в курсе происходящих событий и сохранять коммуникационный потенциал.

Рисунок 3. Диаграмма возрастного соотношения.

Чаще всего горожане и гости города предпочитают посещать публичное пространство в группах, нежели в одиночестве, хотя в процентном соотношении разница не очень велика за исключением набережной реки Вязьма.

В Группы и Одиночки

Площадь

Набережная

Рисунок 4. Диаграмма соотношения групп и одиночек.

Активность публичных пространств во многом зависит как от погодных условий, так и от времени суток. По результатам изучения активности в публичных пространствах можно сделать вывод о том, что индивиды используют публичные пространство в любое время суток. На набережной реки Вязьма наибольшая активность наблюдается днем, реже вечером (одной из причин этого является отсутствие освещения в темное время суток, что особо значимо в зимний и осенний период); утром же данное пространство практически не используется — здесь определяющим фактором является небольшая отдаленность от центра города. В сквере им. П. С. Нахимова наблюдается несколько иная ситуация: наименьшая активность наблюдается в дневное время, а наибольшая вечером (в вечернее время сквер

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

интенсивно заполняется подростками и молодежью), также утром и вечером большой поток горожан идет с работы, на работу, так как сквер расположен вдоль одной из центральных магистралей города. На площади Ефремова наибольшая активность отмечена в дневное время суток, немного меньше вечером и значительно меньше утром. По результатам интервью площадь Ефремова является самым благоприятным местом для времяпрепровождения в городе — солнечное место, имеет большой потенциал для реализации различных практик социокультурного взаимодействия. Немаловажным фактором, влияющим на активность в публичных пространствах, являются климатические условия. В неблагоприятные погодные условия посещаемость снижается, но никогда не исчезает полностью.

Н Сквер И Площадь и Набережная 73%

Л

Рисунок 5. Распределение временной активности интеракций.

Важнейшим критерием комплементарности публичных пространств является оснащенность и разнообразие ландшафтного дизайна. Все публичные пространства имеют необходимый набор условий для реализации социокультурных практик: освещение, места для отдыха (лавочки и скамейки), урны, мощение. На территории публичных пространств находятся зеленые зоны. В сквере им. П. С. Нахимова всегда было много деревьев, а после реализации проекта «формирование комфортной городской среды» появились новые зеленые насаждения. Площадь Ефремова славится своими вечнозелеными елями и аллеями зеленых (в летний период) кустарников. На набережной реки Вязьма располагаются редкие красивые ивы и другие деревья, а так же вдоль тропинки от входа на набережную растут туи. Вместе с тем особую значимость публичным пространствам придают памятники архитектуры. Помимо памятников центральное место занимают и концертируют на себе внимание следующие объекты: в сквере им. П. С. Нахимова единственный в городе фонтан, на площади Ефремова - вечный огонь, на набережной — церковь, являющаяся действующим краеведческим музеем.

Комфортность, безопасность и востребованность — ключевые критерии комплементарности публичного пространства. Главным структурным элементом функционирования публичного пространства являются индивиды, взаимодействующие на его территории. Результаты исследования свидетельствуют о том, что активность использования сквера им. П. С. Нахимова, площади Ефремова и набережной реки Вязьма высока. Соответственно, публичные пространства имеют высокую степень востребованности. Большинство интеракций получили положительную оценку, за все время исследования не было отмечено агрессивного поведения или опасных ситуации, посетители публичных пространств не чувствуют беспокойства за свою безопасность. Оценивая

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

комфортность исследуемых пространств, несмотря на необходимую их оснащенность, есть ряд проблем. В первую очередь это чистота публичных пространств. На набережной река находится в очень запущенном, заросшем состоянии от чего появляется неприятный запах и весьма неэстетический вид, а также наблюдается много мусора вдоль берега. В большинстве ответов респондентов звучит, что сквер им. П. С. Нахимова не является комфортной средой, хотя занимает довольно большую площадь и имеет удачное место расположения. Респонденты считают его очень серым, холодным, незавершенным. Они отмечают следующие проблемы: много птиц, испорченные скамейки и мощение, осенью гниющие листья (как следствие, неприятный запах), а также наличие большого количества клумб, которые никак не облагорожены и пустого пространства, которое необходимо благоустраивать и развивать.

На основе полученных результатов были разработаны рекомендации, которые направлены на создание более комфортной, креативной и востребованной среды публичных пространств. В первую очередь особое внимание нужно уделять всем элементам публичных пространств (зонам): долговечным, постоянным сооружениям и элементам благоустройства территории (декоративному, техническому, планировочному, эффективному устройству), растительным компонентам, различным видам оборудования и оформления, малым архитектурным формам, наружной рекламе).

Список литературы:

1. Квят А. Г. Гетеротопия городского пикника с точки зрения теории публичной сферы: кроссдисциплинарное кейс-стади // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 17. №4. С. 136-149.

2. Гофман И. Ритуал взаимодействия: Очерки взаимодействия лицом к лицу. М., 2009. С. 319.

3. Whyte W. H. et al. The social life of small urban spaces. 1980.

4. Желнина А. А. Образ города и визуальные методы социологического исследования // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. №6. С. 42-44.

5. Lofland L. H. The public realm: Exploring the city's quintessential social territory. Routledge, 2017. https://doi.org/10.4324/9781315134352

6. Lofland L. H. Social life in the public realm: A review // Journal of Contemporary Ethnography. 1989. V. 17. №4. P. 453-482. https://doi.org/10.1177%2F089124189017004004

7. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М., 2014. С. 68.

8. Джекобс Д. Назначение тротуаров: безопасность // Логос. 2008. №3 (66). С. 3-23.

References:

1. Kvyat, A. G. (2014). Geterotopiya gorodskogo piknika s tochki zreniya teorii publichnoi sfery: krossdistsiplinarnoe keis-stadi. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii, 77(4), 136-149.

2. Gofman, I. (2009). Ritual vzaimodeistviya: Ocherki vzaimodeistviya litsom k litsu. Moscow. (in Russian).

3. Whyte, W. H. (1980). The social life of small urban spaces.

4. Zhelnina, A. A. (2004). Obraz goroda i vizual'nye metody sotsiologicheskogo issledovaniya. Teleskop: nablyudeniya za povsednevnoi zhizn'yu peterburzhtsev, (6), 42-44. (in Russian).

5. Lofland, L. H. (2017). The public realm: Exploring the city's quintessential social territory. Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315134352

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

6. Lofland, L. H. (1989). Social life in the public realm: A review. Journal of Contemporary Ethnography, 17(4), 453-482. https://doi.org/10.1177%2F089124189017004004

7. Oldenburg, R. (2014). Tret'e mesto: kafe, kofeini, knizhnye magaziny, bary, salony krasoty i drugie mesta 'tusovok' kak fundament soobshchestva. Moscow. (in Russian).

8. Dzhekobs, D. (2008). Naznachenie trotuarov: bezopasnost'. Logos, 3(66), 3-23. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 14.12.2019 г. 19.12.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Петрова В. А., Двойнев В. В. Публичное пространство малого города и потребности горожан в реализации практик социокультурного взаимодействия // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №1. С. 325-335. https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/41

Cite as (APA):

Petrova, V., & Dvoinev, V. (2019). Urban Public Space of a Small City and the Needs of Residents in Realizing Practices of Socio-Cultural Interaction. Bulletin of Science and Practice, 6(1), 325-335. https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/41 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.