Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
А.В. Панфилов, Ю.Н. Шагисултанова. К вопросу об образности современной архитектуры Тюменской области. — Системные технологии. — 2021. — № 39. — С. 82—88.
TO THE QUESTION ABOUT THE IMAGE OF MODERN ARCHITECTURE TYUMEN REGION Panfilov A.V., Shagisultanova J. N.
Industrial University of Tyumen, Department of Architecture and Urban Planning
Abstract.
The article discusses questions about the peculiarities of the formation of the regional architecture of the cities of the Tyumen region. This article contains brief materials on the features of regional architecture in terms of its formation both by individual administrative and territorial characteristics, and in relation to the specifics of the economic and production potential of the region. As the most striking example for the synthetic analysis, the capital cities of the administrative territorial units of the Tyumen region were taken: the south of the Tyumen region - Tyumen, the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug (Yugra) - Khanty-Mansiysk, the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug - Salekhard.
УДК 72.01
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНИ
А.В. Панфилов, С.В. Григорова
Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
Аннотация. Ключевые слова:
В статье рассматриваются вопросы формирования общественных про- архитектура, градостроитель-
странств на примере развития исторического центра города Тюмени. ство, исторический центр, новые
Описывается и анализируется система новых и исторических городских общественные пространства
доминант. Приводятся примеры формирования общественных пешеход- История статьи:
ных улиц и пространств в Западной Европе и Российской федерации. Дата поступления в редакцию
19.06.21
Дата принятия к печати 22.06.21
Key words.
regional architecture, modern architecture, architecture of Tyumen region, northern architecture, imagery, symbolism, semiotics.
Date of receipt in edition: 15.07.21 Date o f acceptance for printing: 18.07.21
Современный облик многих городов России имеет сходство с книгой, авторы которой сменялись один за другим. Не рассматривая то, что было раньше и делается сейчас, каждый автор писал свою историю, иногда даже имея смелость зачеркнуть то, что написал предшественник. На страницах книги разворачивались войны, сменялась власть и коренным образом менялась идеология. Конечно, происходили периоды романтики и затишья, которые так же внесли свои изменения. История, которую повествует эта «книга», богата событиями и интересна сама по себе, однако читать ее непосвященному человеку сложно, так как за непрерывной чередой событий потерялась нить сюжета. Города, пережившие царскую власть, революцию, советский период, войну и становление капитализма в России, - прекрасны, завораживают своей историей, однако, за чередой событий потеряли свою структуру. В настоящей статье на примере города Тюмени выявлены тенденции, позволяющие создать новую структуру центра города, не перечеркивая его историю и отвечая требованиям его современных жителей.
Современная Тюмень - активно растущий город, столица Тюменской области, важный административный центр Западной Сибири. Здесь находятся головные офисы крупных организаций, развита система высшего образования и промышленность. Так же в области находятся крупные сельскохозяйственные предприятия, обеспечивающие своими продуктами север Западной Сибири. Кроме того, Тюмень - транспортный узел связи между Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО и западной частью России. В настоящее время население Тюмени - свыше 800 тысяч человек, и при этом город продолжает активно расти и развиваться.
Тюмень была основана во времена походов Ермака в Сибирь на узком мысу между широкой судоходной рекой Турой и ее притоком речкой Тюменкой. Изначально Тюмень была крепостью и ее расположение на высоком берегу Туры объяснялось удобством в обороне города. К концу XVII века Тюмень сформировалась как город, имеющий свою структуру. На генеральном плане 1696 года (рис. 1а) уже можно проследить перпендикулярную планировку улиц. В это же время появляются и высотные доминанты - церкви, благодаря которым городская структура получает свои акценты.
Рис. 1. Развитие генерального плана города Тюмени: а) 1696 год; Ь) 1756 год ^1895 год d)1935 год [коллаж исторических карт города составлен авторами]
Ш СС Э
н
и ш
н
и
се <
и
ъ
х х
и ш
н ■
и : « к
и
О g
* о
^ а со £
О z о. а
° Я
о и о с и
2
СО
Ü
во (0 Ш 2
О
с; s
е
X
<
с
со <
(С
ш н
и X
(С
а н и о а с
На генплане 1756 г. (рис. 1б) границы Тюмени доходят до современной ул. Первомайской. Возникает большая центральная площадь, Ямская и Татаро-Бухарская слобода становятся частью Тюмени. С середины XIX века в Тюмени начинает развиваться промышленность, появляются судостроительные верфи, кирпичные и кожевенные предприятия. В городе активную роль играет купечество, появляется новый вид площадей - торговые, фронт улицы наполняют торговые лавки. На генеральном плане 1895 г. (рис. 1с) можно заметить появление большой базарной площади. Город получает функциональное разделение на административную (начало улицы Республики), торговую (базарная площадь) и промышленную часть (Потаскуй, Заречье). В 1880-х в Тюмени начинается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Пересекая город, она доходит до промышленных районов, что дает им дополнительный рост. Город, ранее развивавшийся вдоль реки, начинает отходить от нее, освобождая место под промзону.
После Революции 1917 г. происходит резкий поворот в развитии страны, сменяется идеология, начинают сносить церкви и застраиваться торговые площади за отсутствием необходимости в частной торговле, что незамедлительно сказывается на образе города. Город теряет все свои базовые структурные элементы, что приводит к однообразию, отсутствию акцентов и индивидуальных особенностей. Последовавшие за этим гражданская, а затем и Великая Отечественная война истощили ресурсы государства и многие проекты советских архитекторов и градостроителей остались на бумаге. Единственный крупный законченный ансамбль зданий советского периода в Тюмени - административные здания в стиле сталинского классицизма на месте старой базарной площади, построенный 1950-1963 гг. В дальнейшем застройка города велась методом типового проектирования.
Таким образом, подходя к рубежу XXI века, город столкнулся с рядом проблем: нарушена историческая структура города; разрушены многие градостроительные доминанты; отсутствие площадей и мест торговли; однообразные жилые массивы; историческая застройка, требующая реконструкции; отсутствие благоустройства. Данная проблематика не является уникальной для города Тюмени, она описывается в ряде работ, как отечественных [1-3], так и зарубежных [4-6] исследователей в области архитектуры и градостроительства, ряд из которых посвящен непосредственно проблематики развития архитектуры и градостроительства в Тюмени [7, 8].
Для гармоничной связи между архитектурными объектами разных периодов В.А. Грубов, А.А. Дембич и С.М. Михайлов [9] предлагают использовать городские общественные пространства. Современное общественное пространство - важный градостроительный элемент, внутри которого происходит множество экономических, социальных и культурных процессов. Оно способно оживить городскую структуру, активно вовлечь горожан в общественную жизнь, поднять уровень комфорта. Важная функция общественного пространства - оно способно задать контекст территории, подчеркнуть особенности существующей архитектуры и создать предпосылки для строительства новых зданий. Появляется возможность создать новый индивидуальный образ города, опираясь на его историю и отвечая требованиям его современных жителей. Более того, подчеркнутые историко-культурные особенности города создают предпосылки для привлечения в город туристов. Среди проектов, давших свое решение на поставленные задачи хочется выделить созданную в начале 2000х годов в Мюнхене пешеходную торговую улицу Кафингерштрассе (Kaufingerstrasse), где между зданиями XVII-XVIII веков была вписана современная архитектура, сочетающаяся масштабами и ритмом с исторической (рис. 2).
Рис. 2. Сочетание Исторической и современной застройки на Kaufingerstrasse в Мюнхене. [https://www.google.ru/maps/place/Kaufingerstraße]
В России так же есть примеры удачных общественных пространств, созданных путем реконструкции исторической застройки и добавления современного благоустройства, к примеру, Новая Голландия в Санкт-Петербурге (рис.За). В 2004 году остров был передан городу для создания нового общественного пространства. В разработке проекта приняло участие архитектурное бюро West 8. Их проектное решение предполагало сохранить образ исторической застройки и сделать место привлекательным за счет современного благоустройства и временных павильонов на территории острова, с насыщением ее новыми коммерческими помещениями и павильонами, предназначенные для выставок, кинопоказов и лекций и т.п.
Рис. 3. Современные рекреационные пространства, а) Новая Голландия в Санкт-Петербурге [https://luna-info.ru/discourse/10-green-national-portraits/]; Ь) Набережная озерной системы Кабан, Казань. [https://varlamov.ru/]
Еще одним примером из России является новая набережная на озерной системе Кабан в Казани (рис. 3Ь), введена в эксплуатацию в 2018 г. Отличный пример активного городского пространства, сочетающего в себе многообразие функций и оживляющего центр города.
По мнению Ф. Гибберда [10], исследовавшего современные общественные пространства, важно не только точечное проектирование и благоустройство, но и создание сети общественных про-
Ш
ОС о
I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
V
г г
и ш н
и и
*о
О <
со
о
IL
О
к
S I
ГО Ш О
а s Z а о
t °
О
— О
СО С
U ° X *
ш 5
С 10
i е
I го
< а
= и ■ о
СО Q.
странств внутри города. Сейчас город имеет множество функций, которые дробят его на отдельные зоны, связанные между собой лишь пешеходными путями и автодорогами. Для того, чтобы город стал интересным для его жителей, у них появилось желание прогуливаться по его улицам, встречаться с другими его жителями, заходить в магазины и кафе, необходимо создать комфортную сеть городских пространств, отвечающую разнообразным потребностям жителей города. Возникает коммуникация между городскими пространствами. Для создания данной сети, необходимо опираться на историко-культурные предпосылки, чтобы сохранить индивидуальный образ города.
Рассматривая в этом контексте существующую ситуацию в Тюмени, следует отметить что в городе сохранилась историческая главная планировочная ось - улица Республики - самая оживленная городская магистраль. В рассматриваемых границах исторического центра города, улица имеет разнообразный фронт, преимущественно состоящий из зданий конца XIX - начала XX века, реконструированных и имеющих активный фронт с летними террасами, привлекательный для пешеходов. В поддержку к Республики, существует параллельно проходящая улица Ленина. Опираясь на главные городские оси, возникает ряд общественных центров притяжения (рис. 9). Приведенные городские пространства отвечают задачам создания коммуникационных связей внутри городской структуры, предоставления площадок для отдыха и досуга горожан, организации мест торговли и общественного питания.
Рис. 5. Система точек общественного притяжения центра города Тюмени, среди них: 1 - Набережная р. Тура; 2- стадион "Геолог"; 3 - Центральная площадь; 4 - Сквер Сибирских кошек; 5 - Цветной бульвар; 6 - Площадь 400-летия Тюмени [схема составлена авторами статьи]
Исходя из анализа истории городской структуры, можно заметить, что новые центры общественного притяжения формируются преимущественно на территории базарной площади, и вдоль берега Туры начиная с места основания города и до территории судостроительной верфи, повторяя структуру, заложенную еще в XVII-XIX вв.
I-
н
Рис. 6. Проектное предложение реновации территорий по ул. Ленина1
[НПр$://№№м.мку-угп.рф/1епта_сотреШюп] У
Ос
В настоящее время разрабатывается проект благоустройства улицы Ленина, который включает в себя создание комфортной городской среды, множество рекреационных зон, дизайн-код и приведение колористики фасадов в единую стилевую гамму (Рис. 6). Проект так же предполагает благоустройство территории вокруг Круглой бани, выполненной в стиле конструктивизм, и вовлечение объекта в городскую структуру как памятник архитектуры.
Также представляет проектный интерес территория, расположенная между улицами Дзержинского и Челюскинцев, соединяющая судостроительную верфь с улицей Республики. Исторически на данной пространственной оси находились купеческие усадьбы и торговые лавки. На разработку проекта данной территории был объявлен конкурс в 2016 г. (рис. 7) [11]. На территории расположено большое количество памятников архитектуры конца XIX - начала XX века, требующих реконструкции и вовлечения в современное городское пространство. Как видно из представленных иллюстраций, данная территория имеет значительный потенциал к трансформации с сохранением культурного наследия города.
1Проект реновации ул. Ленина (фрагмент), представленный Тюменским индустриальным университетом, победитель конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции центра города.
и
г г
и ш н
и и
*о
О <
ш
о
а
о
к
I
га ш о
а ^
а о
Ё *
О
— О со с
и °
X *
са $
С 10
I го
< а
= и ■ о
СО о.
Рис. 7. Конкурсные предложения реновации территории:
й) ООО «Архитектурно-инженерная группа «<ИСТ»; Ь) ООО МПИ «ГОРОД»; с) ООО ПАК «АРХ ДИВИЖН» [иллюстрации с конкурса концепций развития исторический кварталов города Тюмени]
Таким образом, данная территория, замыкающая треугольник исторического центра города становится одним из ключевых узлов трансформации общественных пространств города. Имея потенциал к развитию, необходимо определить направление данного развития для создания комфортного и отвечающего современным требованиям города. Опираясь на сеть существующих и утраченных исторических доминант, становится возможно воссоздать связь между зданиями различных исторических периодов, проектирование новых городских доминант, которые не будут спорить с исторической застройкой, что еще раз подчеркнет его историко-культурные особенности, а образ города приобретает свою индивидуальность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пуляевская Ольга Владимировна Методы социально-психологической оценки жилых кварталов исторической застройки // Вестник ИрГТУ 2014. №12 (95).
2. Греков Николай Иванович, Матнина Татьяна Алексеевна Исторический квартал в Красноярске по ул. Горького - Бограда - Декабристов - Карла Маркса. Перспективы сохранения и реновации // Баландин-ские чтения. 2015. №2.
3. Гранстрем Мария Александровна, Золотарёва Милена Владимировна Исследование структуры исторической застройки Санкт-Петербурга // Жилищное строительство. 2014. №11.
4. López, A. M. J. The renovation project in the historic city center of Bogotá. Cuadernos de Música, Artes Visuales y Artes Escenicas. 2015: 10.
5. Colavitti, A. M. & Serra, S. Non-financial compensation for the redevelopment of the historic urban landscape: the case study of Villasor in Sardinia (Italy). City, Territory and Architecture. 2020: 7.
6. Barrera-Fernández, D. & Hernández-Escampa, M. Walkability in the historic city of Oaxaca, Mexico. Event Management. 2019: 23. pp. 573-598.
7. Авдеев Денис Александрович. Анализ материалов территориального планирования и градостроительного зонирования исторической части г. Тюмени // Вопросы науки и образования. 2018. №8 (20).
8. Чиркина Полина Олеговна. Приспособление памятников промышленной архитектуры Западной Сибири Ш // Баландинские чтения. 2019. №1. ¡¡^
9. Грубов Валерий Анатольевич. Градостроительное проектирование: Учеб. пособие / В. А. Грубов,
А. А. Дембич, С. М. Михайлов. - Казань: КХТИ, 1985. - 56 с.: ил. ^
10. Гибберд, Ф. Градостроительство / пер. с англ. под ред. Е.Б. Соколовой. М.: Гос. изд. лит. по строит., архи-
Н
тектуре и строит. мат., 1959. ^
11. Конкурс по созданию пешеходной зоны на территории исторического центра города Тюмени в границах улиц Дзержинского, Республики, Челюскинцев, Осипенко URL: http://www.tyumen-city.ru/ vlast/administration/struktura-administracii-goroda-tumeni/departaments/dzr/idei-proektov-po-sozdaniu-pesehodnoi-zoni-na-territorii-istoriceskogo-centra-goroda-tumeni-v-granicah-ulic-dzerjinskogo-respubliki-celuskincev-osipenko (дата обращения: 28.05.2021)
üC <
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
А.В. Панфилов, С.В. Григорова. Общественные пространства как способ формирования градостроительного образа города на примере Тюмени. — Системные технологии. — 2021. — № 39. — С. 88—95.
PUBLIC SPACES AS A METHOD FOR FORMING A CITY-PLANNING IMAGE ON THE EXAMPLE OF TYUMEN
A. V. Panfilov, S. V. Grigorova
Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia
Abstract.
The article deals with the formation of public spaces on the example of the development of the historical center of the city of Tyumen. The system of new and historical urban dominants is described and analyzed. Examples of the formation of public pedestrian streets and spaces in Western Europe and the Russian Federation are given.
Key words.
architecture, urban planning, historic
center, new public spaces.
Date of receipt in edition: 19.06.21
Date o f acceptance for printing:
22.06.21
и
i i
<u m
I-
и <u
VO
О <
CQ
О
CL
О
К
s
I
re m о a s s a
о ■&
! s
О
— О со с
U ü X *
ca $
С 10
i e
I re
< a
= и ■ o
CQ q,