Научная статья на тему 'Градостроительное развитие исторических районов города Тюмени конца XIX - начала XX в'

Градостроительное развитие исторических районов города Тюмени конца XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1044
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЙОН / АРХИТЕКТУРА / ТЮМЕНЬ / XIX В. / XX В. / ИСТОРИЯ / ГОРОД / БОЛЬШОЕ ГОРОДИЩЕ / МАЛОЕ ГОРОДИЩЕ / ЗАТЮМЕНКА / БУХАРСКАЯ СЛОБОДА / ПОТАСКУЙ / ТЫЧКОВКА / URBAN DEVELOPMENT / HISTORIC DISTRICT / ARCHITECTURE / TYUMEN / 19TH CENTURY / 20TH CENTURY / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волынец Екатерина Игоревна, Куликова Ирина Владимировна

Проанализировано историческое и градостроительное развитие Тюмени на период конца XIX начала XX в. Рассмотрено деление города на исторические районы и административные округа. Изучено современное состояние исторических районов. Выявлены особенности территорий районов и характерные признаки в архитектуре. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа исторических районов г. Тюмени с точки зрения градостроительного формирования и сложившейся в этой системе архитектуры. Целью является структурирование развития архитектуры города в конце XIX начале XX в. с учётом экономических, политических и исторических факторов. Материалами исследования являются современные и исторические карты г. Тюмени, научная литература. Метод исследования состоит в анализе информации развития города на основе научной литературы и соотношении данной информации с историческим графическим материалом; в анализе архитектурных доминант и их влиянии на архитектурно-градостроительное развитие исторических районов. Результатом является точное определение границ исторических районов г. Тюмени конца XIX начала XX в. и анализ развития архитектуры в каждом из них. Предоставлена наглядная информации в виде схем о расположении архитектурных доминант (церкви, заводы) и важных градостроительных элементов (площади, скверы, кладбища и т. д.) в системе городской структуры. Выводом служит анализ активного роста населения в г. Тюмени, который повлиял на изменение в системе дорожных связей, сформированных в тот период. В последнее десятилетие новая система улиц развивается не только за границей города конца XIX начала XX в., но и в её пределах. Данный факт влияет как на градостроительную систему, так и на архитектурный облик города, ввиду того что утрачены некоторые архитектурные доминанты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design/methodology/approach: The historical and urban development of Tyumen is analyzed for the period of the 19th and early 20th centuries. The city division into historical areas and administrative districts and the current state of historical areas are considered. The territories of districts and characteristic architectural features are revealed. Purpose: The purpose of this work is to show the development of architecture of the city late in the 19th and early 20th centuries with regard to economic, political and historical factors. Research findings: The analysis of historical areas of Tyumen is given from the point of view of its urban development and architecture. The research utilizes modern and historical maps of the city of Tyumen and scientific publications. The research method consists of the analysis of information about the urban development using the literature and the correlation of this information with historical materials. The analysis is given to architectural dominants and their impact on the architectural and planning of historical areas. Research findings: The definition of historical areas locations and the analysis of the architecture development in Tyumen of the late 19th and early 20th centuries. The diagrams are suggested for the location of architectural areas (churches, factories) and important town-planning elements (squares, squares, cemeteries, etc.) in the city infrastructure. Originality/value: The analysis is given to the intensive population growth in Tyumen, which affects the road system. For the last decade, a new system of streets has been developed both inside and outside the city. This fact affects both the urban planning and the architectural appearance of the city because some of architectural areas have been lost.

Текст научной работы на тему «Градостроительное развитие исторических районов города Тюмени конца XIX - начала XX в»

УДК 711.641 + 728.03: 647 DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-2-24-36

Е.И. ВОЛЫНЕЦ, И.В. КУЛИКОВА,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РАЙОНОВ ГОРОДА ТЮМЕНИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.

Проанализировано историческое и градостроительное развитие Тюмени на период конца XIX - начала XX в. Рассмотрено деление города на исторические районы и административные округа. Изучено современное состояние исторических районов. Выявлены особенности территорий районов и характерные признаки в архитектуре.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа исторических районов г. Тюмени с точки зрения градостроительного формирования и сложившейся в этой системе архитектуры.

Целью является структурирование развития архитектуры города в конце XIX - начале XX в. с учётом экономических, политических и исторических факторов.

Материалами исследования являются современные и исторические карты г. Тюмени, научная литература.

Метод исследования состоит в анализе информации развития города на основе научной литературы и соотношении данной информации с историческим графическим материалом; в анализе архитектурных доминант и их влиянии на архитектурно-градостроительное развитие исторических районов.

Результатом является точное определение границ исторических районов г. Тюмени конца XIX - начала XX в. и анализ развития архитектуры в каждом из них. Предоставлена наглядная информации в виде схем о расположении архитектурных доминант (церкви, заводы) и важных градостроительных элементов (площади, скверы, кладбища и т. д.) в системе городской структуры.

Выводом служит анализ активного роста населения в г. Тюмени, который повлиял на изменение в системе дорожных связей, сформированных в тот период. В последнее десятилетие новая система улиц развивается не только за границей города конца XIX -начала XX в., но и в её пределах. Данный факт влияет как на градостроительную систему, так и на архитектурный облик города, ввиду того что утрачены некоторые архитектурные доминанты.

Ключевые слова: градостроительство; исторический район; архитектура; Тюмень; XIX в.; XX в.; история; Город; Большое городище; Малое городище; Затюменка; Бухарская слобода; Потаскуй; Тычковка.

Для цитирования: Волынец Е.И., Куликова И.В. Градостроительное развитие исторических районов города Тюмени конца XIX - начала XX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 2. С. 24-36.

DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-2-24-36

E.I. VOLYNETS, I.V. KULIKOVA,

Tomsk State University of Architecture and Building

URBAN DEVELOPMENT OF HISTORICAL AREAS IN TYUMEN LATE IN THE 19th AND EARLY 20th CENTURIES

Design/methodology/approach: The historical and urban development of Tyumen is analyzed for the period of the 19th and early 20th centuries. The city division into historical areas

© Волынец Е.И., Куликова И.В., 2019

and administrative districts and the current state of historical areas are considered. The territories of districts and characteristic architectural features are revealed. Purpose: The purpose of this work is to show the development of architecture of the city late in the 19th and early 20th centuries with regard to economic, political and historical factors. Research findings: The analysis of historical areas of Tyumen is given from the point of view of its urban development and architecture. The research utilizes modern and historical maps of the city of Tyumen and scientific publications. The research method consists of the analysis of information about the urban development using the literature and the correlation of this information with historical materials. The analysis is given to architectural dominants and their impact on the architectural and planning of historical areas. Research findings: The definition of historical areas locations and the analysis of the architecture development in Tyumen of the late 19th and early 20th centuries. The diagrams are suggested for the location of architectural areas (churches, factories) and important town-planning elements (squares, squares, cemeteries, etc.) in the city infrastructure. Originality/value: The analysis is given to the intensive population growth in Tyumen, which affects the road system. For the last decade, a new system of streets has been developed both inside and outside the city. This fact affects both the urban planning and the architectural appearance of the city because some of architectural areas have been lost.

Keywords: urban development; historic district; architecture; Tyumen; 19th century; 20th century; history.

For citation: Volynets E.I., Kulikova I.V. Gradostroitel''noe razvitie is-toricheskikh raionov goroda Tyumeni kontsa XIX - nachala XX vv [Urban development of historical areas in Tyumen late in the 19th and early 20th centuries]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2019. V. 21. No. 2. Pp. 24-36. DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-2-24-36

Аспекты градостроительного и социально-экономического развития

г. Тюмени

В начале XVII в. возникают первые русские города и остроги: Тюмень, Тобольск, Сургут, Мангазея, Томск, Кузнецк и др. Тюмень - один из первых центров Сибири - первоначально рос и развивался как очаг судостроения и перевалочный пункт для товаров [1].

Административно с 1709 г. Тюмень входила в состав Сибирской губернии, с 1782 г. стала уездным городом Тобольского наместничества. Утратив к середине XVIII в. своё стратегическое значение, город становится торгово-ремесленным центром. Экономическое значение Тюмени возросло в 1840 г. в связи с открытием в Сибири речного пароходства и с постройкой в 1885 г. железной дороги Екатеринбург - Тюмень [2].

В этот период отмечается бурный рост городского населения всей Сибири, начавшийся одновременно со строительством в 1891-1916 гг. Великого сибирского железнодорожного пути, который вызвал острую нехватку жилья в развивающихся городах Сибири. Н.П. Журин отмечал: «Численность населения в 1911 году в Омске 127,9 тыс., Новониколаевске 63,5 тыс., Томске 111,4 тыс., Красноярске 73,5 тыс., Иркутске 126,7 тыс., Чите 74,3 тыс., Тюмени 32,3 тыс.» [3].

Во второй половине XIX - начале ХХ в. Тюмень начала приобретать черты крупного промышленного центра. По объёму производства город занимал первое место в Тобольской губернии. Наибольшее развитие в Тюмени получили кожевенная промышленность, мукомольное, винокуренное, деревообраба-

тывающее, салотопенное и свечное производство, а также колокольное дело. В 1860 г. братьями Колмаковыми был основан завод, в скором времени ставший крупнейшим кожевенным предприятием в Сибири. В 1893 г. была построена мельница А. Текутьева - одна из самых крупных и технически оснащенных для своего времени. В 1900 г. начал работу чугунолитейный завод Николая Машарова, положивший начало Тюменскому станкостроительному заводу -одному из крупнейших промышленных предприятий города (рис. 1) [3].

Рис. 1. Карты г. Тюмени (Заварихин С.П., Жученко Б.А. Архитектура Тюмени. Тюмень.: Радуга-Т, 2004. 295 с.):

а - карта города 1808 г.; б - карта города 1861 г.

Таким образом, с активным развитием промышленности центром городского пространства становятся торговые площади, таможенные постройки, лавки, амбары, базарные строения и т. д., создаются училища и публичные библиотеки. Торговые площади, такие как Гостинодворная, Александровская и Хлебная, становятся композиционным и градообразующим центром, вокруг которого стали формироваться государственные постройки и жилые дома (рис. 2) [4].

Тем не менее основной пространственный силуэт формировали церкви (мужской монастырь, Никольская, Ильинская церкви и т. д.). Значительное место в структуре города в XVIII - начале XIX в. занимали административные, заводские и промышленные сооружения. Это связано с развитием сибирской промышленности. В XIX - начале XX в., в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, увеличивается добыча и переработка сырья, возрастают объёмы перевозки промышленных грузов. Таким образом, благодаря активному строительству торговых и общественных зданий в центре города происходит дальнейшее социально- культурное развитие региона [1].

Как один из первых центров Сибири, г. Тюмень рос и развивался как очаг судостроения. Наличие крупных речных артерий в сочетании с сухопутными путями, географическое расположение, благоприятные климатические условия при прочих равных социально-экономических условиях давали городу преимущество в развитии «Первые центры Сибири, - писал Б.И. Оглы, -Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Томск, Енисейск» [2].

Жилая застройка города формировалась вдоль улиц. Как и во многих сибирских городах, дома располагались по одной линии, соединяясь заборами и воротами [5].

Рис. 2. Схема г. Тюмени с историческими районами и основными градообразующими объектами (автор Е.И. Волынец)

Основным же градообразующим фактором Тюмени являлась р. Тура, в XVII в. город развивался линейно, очертание города и дальнейшее образование торговых центров диктовало расположение водного пути, по которому осуществлялось торговое сообщение [6].

Формирование исторических районов г. Тюмени

Тюмень, основанная в 1586 г., состояла из трёх больших районов: Затюменки (Ямская слобода), Заречья (Бухарская слобода) и нагорной части с тенденцией её расширения на восток, вдоль реки [7].

К XVII в. город разделялся на несколько частей: район Потаскуй, Большое и Малое городище, Город и Тычковка. На противоположной стороне реки - Бухарская слобода (совр. Заречье). В р. Туру впадает р. Тюменка. В начале XVII в. поселившимися за речкой Тюменкой ямщиками был образован район Ямская слобода. Позже он получил название Затюменка, в документах XIX - начала XX в. он именовался как 3-й участок г. Тюмени (рис. 3).

С.Н. Кубочкин пишет: « В Тюмени вплоть до 20-х годов XX столетия устраивались кулачные бои, которые обычно происходили зимой на льду Туры. В боях, проходивших между районами города, сходились Большое городище и Малое, Затюменка и Зарека, Тычковка и Потаскуй» [6].

I 1 I ГОРОД

I И I БОЛЬШОЙ ГОРОДИ1ЦН

МАЛОЕ ГОРОДИЩЕ | IV | ЗАТЮМЕНКА

ПОТАСКУН й/| | ТЫЧКОВКА | VIII БУХАРСКАЯ СЛОБОДА

Рис. 3. Схема границ исторических районов г. Тюмени (автор Е.И. Волынец)

Почти одновременно с Затюменкой на левом берегу реки образовалась Бухарская слобода. Таким образом сложилась структура Тюмени: городское ядро (кремль), посад, слободы, монастыри. Рациональным было использование ландшафтной ситуации - на самом высоком и труднодоступном мысу располагалась главная крепость, под защитой которой развивался посад, противолежащий мыс был укреплен стенами монастыря. Застройка г. Тюмени образовала цепочку вдоль обрыва Туры [2].

Все существующие исторические районы в современном представлении города утратили свои границы. На данный момент город делится на административные округа (Калининский, Центральный, Восточный и Ленинский), которые имеют отличные от исторических границы (рис. 4).

Рис. 4. Схема г. Тюмени с современным административным делением (автор Е.И. Волынец) Исторические районы г. Тюмени

В Тюмени главная дорога, Царская улица (современная ул. Республики), проходит через весь город, впоследствии появились параллельные и перпендикулярные ей улицы. В большей степени она проходит в историческом районе Город (современный центр г.Тюмени) (рис. 5, а). Город находится на высоком берегу, с одной стороны ограничен р. Турой, а с другой - р. Тюменкой. Район имеет сложную конфигурацию в плане и с остальных сторон ограничен городской системой.

б

а

Рис. 5. Схемы исторических районов Тюмени (автор Е.И. Волынец):

а - исторический район Город; б - исторический район Большое городище

В конце XIX в. в районе Город располагались каменные и деревянные дома, общественные и жилые (в том числе усадьбы, флигели и т. д.), в большинстве своём не превышавшие четырёх этажей. Это был самый центр города (как и в современной Тюмени). Здесь располагался гостиный двор и большой рыбный рынок. Центр города был практически лишён зелёных насаждений (за исключением Аптекарского сада). В 1896 г. были попытки благоустройства Города путём превращения рыбного рынка в сад, но в итоге эти попытки не увенчались успехом, и к 1904 г. рыбный рынок запустел, а сад так и не сделали [5]1. В этом историческом районе находилось наибольшее число архитектурных доминант - церквей, среди которых Архангельская, Знаменская, Успенская, Спасская и Единоверческая.

На сегодняшний день район Город в большей степени представляет собой современную застройку, в основном это общественно-деловые здания, но сохранившиеся постройки конца XIX - начала XX в. находятся в самом лучшем состоянии относительно всех остальных районов города. Это связано с тем, что это современный центр города, которому уделяют большее внимание в целях сохранения внешнего вида застройки. Сохранился исторический квартал, ограниченный улицами Дзержинского, Советской и Челюскинцев, окружённый застройкой конца XX - начала XXI в. и сложной дорожной развязкой, мостом через р. Туру.

Район Большое городище не имеет такой явно выраженной улично-до-рожной системы, как Город (рис. 5, б). Такую структуру диктует наличие оврагов. Территориально район ограничен р. Тюменкой и городской системой, граничит с Городом и Малым городищем. В этом историческом районе не было церквей или садов, но в непосредственной близости располагались заводы, что логично, ведь этот район был окраиной города.

В XXI в. район Большое городище сочетает в себе историческую и современную застройку: одно- и двухэтажные деревянные и каменные дома конца XIX - начала XX в. и современные общественные и жилые здания.

Здесь преимущественно узкие улицы, сохранившие красную линию застройки ещё с исторических времён, особенно недалеко от оврага. Большую часть территории занимает гаражный кооператив. Среди архитектурных доминант ориентиром служит здание стадиона «Геолог». Природный рельеф района на сегодняшний день непривлекателен в силу своей заброшенности, но в будущем эта территория может стать интересным общественным местом при должном архитектурном преобразовании.

Район Малое городище, так же как и Большое городище, не имеет явно выраженной дорожной структуры (рис. 6, а), соседствует с районами Город и Большое городище, ограничен городской системой и оврагом. В непосредственной близости от этого района располагалась Хлебная площадь, которая была уже за пределами границ г. Тюмени.

Современное Малое городище на границе с Городом представляет собой многоэтажную застройку XXI в., здесь и общественно-деловые центры, и жилые дома. В глубине района ещё сохранились постройки конца XIX -

1 ГАТО. Ф.И-2. Оп. 1. Д. 527. Л. 55 об.

начала XX в., но они находятся в полуразрушенном состоянии: покосившиеся заборы, заброшенная придомовая территория, хаотичная растительность, разбитые тротуары и т. д. Эти постройки постепенно вытесняют современные строящиеся многоэтажные здания.

Рис. 6. Схемы исторических районов Тюмени (автор Е.И. Волынец):

а - исторический район Малое городище; б - исторический район Затюменка

В районе Затюменка, расположенном на возвышении и ограниченном с одной стороны оврагом и р. Тюменкой, с другой стороны набережной р. Туры, регулярная и упорядоченная застройка (рис. 6, б). Улично-дорожная сеть, сформированная ещё в XIX в., упорядочена за счёт сохранившихся малоэтажных деревянных и каменных домов.

Это один из самых древних районов Тюмени, тут жили купцы и ремесленники, чиновники, врачи. На высоком Затюменском мысу располагался (и существует до сих пор) комплекс мужского монастыря, географическое расположение (на возвышении) подчёркивает величие памятника архитектуры.

В 1728 г. в Тюмени был построен новый мост через р. Тюменку протяжённостью 176 м, он соединял Город с Затюменкой. Старый мост находился в низине, и в результате создавались крутые спуски и подъёмы, что доставляло большие неудобства для жителей города [8].

Сегодня в этом районе расположены промышленные предприятия, большинство домов конца XIX - начала XX в. находятся в полуразрушенном состоянии. Архитектурными доминантами, кроме мужского монастыря, являются Крестовоздвиженская церковь и здание Тюменского индустриального университета (бывш. Тюменский государственный архитектурно-строительный университет). Университет, являющийся памятником архитектуры, возведён в 1908-1914 гг. на средства купцов Колокольниковых. В начале XX в. он именовался Коммерческим училищем «ТД И.П. Колокольникова и наследники». Сегодня панорамный вид памятника является визитной карточкой г. Тюмени [9].

Район Потаскуй имеет регулярную застройку (рис. 7, а). С одной стороны он ограничен набережной р. Туры, с другой городской системой и сложной дорожно-транспортной развязкой, двумя мостами с односторонним движением через р. Туру. Территория соседствует с районами Тычковка и Город.

Рис. 7. Схемы исторических районов Тюмени (автор Е.И. Волынец):

а - исторический район Потаскуй; б - исторический район Тычковка

Этот район начал застраиваться в XVIII в. и на тот момент считался окраиной города. В конце XIX - начале XX в. имел не самую лучшую репутацию. Отсюда есть две версии названия этого района. ПотАскуй, от слова «потасканный», по одной из версий здесь располагались публичные дома. Вторая версия названия ПотОскуй от слова «тоска», район населяли бедняки, рабочий класс, поэтому и архитектура района не отличалась изысками. С.Н. Кубочкин отмечал, что «это была окраина города, застроенная лачугами, в которых ютилось самое бедное население» [6]. В XIX в., в связи с развитием пароходства, район стал развиваться, появлялись новые дома, центр промышленности переместился из Затюменки в Потаскуй. С того времени район Затюменка начал пустеть. Ценностью района в конце XIX - начале XX в. был Кожевенный завод.

Сегодня в Потаскуе преимущественно современная застройка. Исторические постройки практически вытеснили современные многоэтажные дома. Архитектурной доминантой на сегодняшний день в историческом районе служит Дворец культуры им. В.И. Муравленко («Нефтяник»). Перед зданием открывается широкая панорама благоустроенной набережной р. Туры.

Район Тычковка имеет более хаотичный принцип застройки. Во многом это объясняется его продолжительной территорией вдоль р. Туры.

Есть три версии происхождения названия этого района: первая - от слова «тычки», которые можно было получить от местных хулиганов, вторая -возможно, на ней жил некий известный в свое время Тычков. В метрической книге Ильинской церкви за 1907 г. обнаружена запись о смерти мещанской

а

б

вдовы Евлампии Георгиевны Тычковой, которой было 58 лет. Третья версия -от игры «тычка» - игра в свайку, возможно, на этой территории встречались большие любители устраивать эти игры. Это был самый удалённый район города в начале XIX в. и, как следствие, пользовался не самой лестной репутацией (рис. 7, б).

В историческом районе располагалась пристань, пивоваренный, клееваренный и кожевенный заводы, которые занимали основную площадь территории, по всем признакам этот район можно назвать промышленным. Это другая крайняя точка города, в непосредственной близости, но за его пределами располагалось кладбище (см. рис. 2).

Географически исторический район Тычковка находился далеко от центра города, вблизи набережной р. Туры, непроходимые дороги и дома конца XIX - начала XX в. соседствуют с гаражными кооперативами. Ближе к району Потаскуй дороги шире, и застройку конца XX - начала XXI в. практически вытеснили современные дома.

Территория Бухарской слободы имеет радиально-кольцевую схему застройки, продиктованную «поворотом» р. Туры (рис. 8).

Рис. 8. Схемы исторических районов Тюмени: исторический район Бухарская слобода (автор Е.И. Волынец)

На территории Бухарской слободы существовал сад, основанный Ф.С. Колмагоровым, владельцем кожевенного завода, сегодня от него осталась только липовая аллея2. На территории района располагались кожевенный

2

2 ГАТО. Ф.И-1. Оп. 1. Д. 366. Л. 154.

и колокольные заводы, а за его пределами невдалеке механистический завод. Архитектурной доминантой была (и существует до сих пор) Вознесенская церковь, которая хорошо просматривается с высокого (противоположного) берега р. Туры (см. рис. 2).

На эту территорию русским населением были сосланы жители «Бухары». Один из неблагополучных районов города, даже в современности здесь сохранился «дух места»: узкие улочки, местами непроходимые, заброшенные территории.

Улица Береговая в районе современного Заречья имеет важную функцию - дамбы, и на сегодняшний день архитектурные организации делают проекты по укреплению дамбы и левого берега р. Туры, т. к. вся территория (согласно генеральному плану г. Тюмени 2013 г.) находится в зоне риска 1 % паводка (рис. 8).

Рост населения повлиял не только на изменение границ города, но и на изменение его архитектурного облика. В связи с ростом численности горожан и небольшой площади города в 1961 г. введен запрет на строительство одноэтажных домов. Появились тюменские небоскребы от тринадцатиэтажных домов и выше.

Во многом рост города связан с развитием добычи нефти и газа. По сведениям Н.А. Миненко, «в 1970 г. в городе проживало 269 тысяч человек, в 1977 году - 340 тысяч, на 1 января 1981 года - 404,3 тысячи» [10]. В конце XX столетия был разработан генеральный план, согласно которому в городе должно было быть 73 % пятиэтажной застройки, однако интенсивный рост численности населения вызвал необходимость в повышении этажности. С 1973 г. в Тюмени действовало три завода по выпуску железобетонных изделий, что привело к увеличению зданий в крупнопанельном исполнении [Там же].

Комплекс этих факторов привёл к резкому изменению архитектурного и градостроительного облика города. На сегодняшний момент обстоятельства, вызванные бурным ростом населения и необходимостью в большем количестве общественных, жилых и развлекательных сооружений, приводят к тому, что исторические постройки уходят на второй план. Город нуждается в больших площадях для развития и существования. Тем не менее к зданиям со статусом «памятник архитектуры» подходят ответственно в плане поддержания их исторического облика. Таким образом, в непосредственной близости оказываются исторические постройки и высотные сооружения современности.

Город, разрастаясь, сформировал новые территории и присоединил многие пригороды: поселки Мыс, Тарманы, Парфеново и т. д. В целях совершенствования градостроительного проектирования в январе 1996 г. был принят устав города, который ориентирован на право граждан на самоорганизацию в интересах проживающего на данной территории населения. Это дает надежду, что лицо города Тюмени - исторический центр - будет оставаться неизменным, как наследие глубокой старины [1].

Границы г. Тюмени конца XIX - начала XX в. к началу XXI в. значительно изменились. Сегодня нет разделения города на районы Большое и Малое городище, Затюменка, Бухарская слобода и т. д., есть административные округа (Центральный, Ленинский, Восточный и Калининский), которые охва-

тывают намного большую площадь (см. рис. 4). Тем не менее в границах исторических районов город сохранил сложившуюся структуру, во многом это связано с дорожными артериями, сформированными ещё в XIX в.

Библиографический список

1. Шафранов-КуцевГ.Ф. Большая Тюменская энциклопедия. Тюмень : Сократ, 1980.

2. Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. Л. : Стройиздат, Лен. отд-ние, 1980. 167 с.

3. Журин Н.П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX - начала XX веков. Новосибирск : Темплан, 2000. 108 с.

4. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. Тюмень, 2008. 488 с.

5. Волынец Е.И., Куликова И.В. Композиция фасадов деревянных многоквартирных домов конца XIX - начала XX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. С. 603-609.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кубочкин С.Н. Тычковка, Сараи, Потаскуй. Тюмень : Стройиздат, 2002. 312 с.

7. Заварихин С.П., Жученко Б.А. Архитектура Тюмени. Тюмень : Радуга-Т, 2004. 295 с.

8. Бойко В.П., Ситникова Е.В., Богданова О.В., Шагов Н.В. Формирование архитектурного облика городов Западной Сибири в XVII - начале XX в. и местное купечество. Томск : Изд-во ТГАСУ, 2017. 324 с.

9. Ситникова Е.В., ГайдукМ.Ю. Вклад купечества в формирование архитектурного облика образовательных заведений г. Тюмени в конце XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. С. 18-25.

10. Миненко Н.А. Тюмень: летопись четырёх столетий. СПб. : Русь, 2004. 508 с.

References

1. Shafranov-Kutsev G.F. Bol'shaya Tyumenskaya entsiklopediya [The big Tyumen encyclopedia]. Tyumen: Sokrat, 1980. (rus)

2. Ogly B.I. Stroitel'stvo gorodov Sibiri [Construction of Siberian cities]. Leningrad: Stroiizdat, 1980. 167 p. (rus)

3. Zhurin I.P. Gradostroitel'stvo v Sibiri vtoroi poloviny XIX - nachala XX vekov [Urban development in Siberia in the 19-20th centuries]. Novosibirsk: Templan, 2000. 108 p. (rus)

4. Kozlova-Afanas'eva E.M. Arkhitekturnoe nasledie Tyumenskoi oblasti [Architectural heritage of the Tyumen region]. Tyumen, 2008. 488 p. (rus)

5. Volynets E.I., Kulikova I.V. Tipologiya derevyannogo mnogokvartirnogo doma Tyumeni kontsa XIX - nachala XX v. [Typology of wooden flat building in Tyumen late in 19th and early 20th centuries]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2016. Pp. 603-609. (rus)

6. Kubochkin S.N. Tychkovka, Sarai, Potaskui [Sarai, Potaskui]. Tyumen: Stroiizdat, 2002. 312 p. (rus)

7. Zavarikhin S.P., Zhuchenko B.A. Arkhitektura Tyumeni [Architecture of Tyumen]. Tyumen: Raduga-T, 2004. 295 p. (rus)

8. Boik, V.P., Sitnikova E. V., Bogdanova O.V., Shagov N. V. Formirovanie arkhitekturnogo oblika gorodov Zapadnoi Sibiri v XVII - nachale XX v. i mestnoe kupechestvo [Formation of architectural appearance of cities in Western Siberia and local merchants in the 17-20th centuries]. Tomsk: TSUAB, 2017. 324 p. (rus)

9. Sitnikova E.V., Gaiduk M.Yu. Istoriko-arkhitekturnoe nasledie kuptsov Kolokol''nikovykh v g. Tyumeni [Merchants Kolokol'nikov's historical and architectural heritage in Tyumen]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2015. Pp. 18-25. (rus)

10. Minenko N.A. Tyumen' letopis' chetyrekh stoletii [Tyumen chronicle of four centuries]. St.-Petersburg: Rus', 2004. 508 p. (rus)

Сведения об авторах

Волынец Екатерина Игоревна, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, volynetsekaterina@gmail.com

Куликова Ирина Владимировна, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, kivinir@mail.ru

Authors Details

Ekaterina I. Volynets, Research Assistant, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, volynetsekaterina@gmail.com

Irina V. Kulikova, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, kivinir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.