Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КРАСНОЯРСКА В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КРАСНОЯРСКА В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / ОТКРЫТЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Савельев Матвей Вячеславович, Унагаева Наталья Александровна, Федченко Ирина Геннадьевна

Выявлены и проанализированы наиболее характерные морфотипы открытых общественных пространств исторической части Красноярска, находящихся в зонах охраны объектов культурного наследия и пользующихся популярностью у горожан. На основе натурного обследования, регламентирующих документов, реализованных проектов по реконструкции и благоустройству, различных методических подходов сформулированы принципы формирования открытых общественных пространств в зоне влияния объектов культурного наследия с целью сохранения культурной и исторической идентичности поселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Савельев Матвей Вячеславович, Унагаева Наталья Александровна, Федченко Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PUBLIC SPACE FORMATION WITHIN CULTURAL HERITAGE AREAS OF INFLUENCE

The authors consider the problem of formation of open public spaces within areas affected by the influence of cultural heritage sites. The focus here is on the historical center of Krasnoyarsk city. Relevance of the research is determined, on the one hand, by the current trend for the formation of comfortable urban environment in public open spaces. On the other hand, by the appearance of numerous implemented projects, including those in Krasnoyarsk, which have identical functional and objective content, detached from the cultural and historical context of the environment. The analysis of the “Map of areas with special land use requirements related to the protection of cultural heritage objects” in the historic center of Krasnoyarsk revealed the following characteristic morphotypes of public open spaces (genesis types) within cultural heritage areas: territory adjacent to a single cultural heritage object (protection zone of a cultural heritage object), which is part of the street; territory adjacent to a single cultural heritage object (protection zone of a cultural heritage object), which is inside the development area (yard, courtyard garden, manor house); a street formed by the facades of several cultural heritage objects on one or both sides; a square or a garden square, which is part of the architectural ensemble - an object of cultural heritage; the territory of the quarter formed by a group of cultural heritage objects, and which is a cultural heritage protection zone; a park or square within the protected historic green space. Each type is analyzed using examples, survey of protection zones of cultural heritage, the established urban planning regulations within their boundaries regarding the availability of requirements for the improvement of public open spaces. The authors touch upon the problems of landmark attractions, preservation of identity in the historical and cultural environment of the settlement. They also formulate the principles of public open space formation within influence areas of cultural heritage objects on the basis of various methodological approaches approved by the Department of Urban Planning within the School of Architecture and Design of the Siberian Federal University.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КРАСНОЯРСКА В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2021. № 42

УДК 711.4

DOI: 10.17223/22220836/42/12

М.В. Савельев, Н.А. Унагаева, И.Г. Федченко

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КРАСНОЯРСКА В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ1

Выявлены и проанализированы наиболее характерные морфотипы открытых общественных пространств исторической части Красноярска, находящихся в зонах охраны объектов культурного наследия и пользующихся популярностью у горожан. На основе натурного обследования, регламентирующих документов, реализованных проектов по реконструкции и благоустройству, различных методических подходов сформулированы принципы формирования открытых общественных пространств в зоне влияния объектов культурного наследия с целью сохранения культурной и исторической идентичности поселения.

Ключевые слова: историко-культурный контекст, открытые общественные пространства, охранные зоны объектов культурного наследия.

Актуальность предложенного исследования обусловлена, с одной стороны, современным трендом «формирования комфортной городской среды» открытых общественных пространств, с другой - появлением многочисленных реализованных проектов, в том числе и в Красноярске, которые имеют абсолютно одинаковое функциональное и предметное наполнение, оторванное от культурно-исторического контекста среды.

Планировочная структура исторического центра г. Красноярска сложилась к началу ХХ столетия между реками Енисей, Кача и транссибирской магистралью [1]. На территории сконцентрированы объекты культурного наследия (ОКН): памятники истории, культуры, архитектуры и озеленения, которые со временем приобретают все большую ценность. Исторический центр постоянно претерпевает изменения, отражая все происходящие в городе динамические процессы, начиная с изменения функционального назначения главных площадей в послереволюционный период до существенного изменения силуэта застройки в наши дни. Развитие исторического центра требует разработки особых принципов реконструкции, основанных не только на сохранении ОКН, но также на понимании целостности восприятия объекта с его окружением, которое, несомненно, складывается в том числе и из пропорционального соотношения открытых и закрытых пространств (морфологии застройки), исторически сложившихся линий и силуэта застройки, стилистических особенностей, масштаба среды, строительных материалов и особенности отделки зданий, объемно-пространственной композиции, визуальных связей с градостроительными доминантами, ансамблями и окружающей средой. Следует обратить особое внимание на формирование среды от-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта «Открытые общественные пространства города Красноярска: методологические основы архитектурно-градостроительной регламентации формирования комфортной среды жизнедеятельности».

крытых общественных пространств в зонах охраны объектов культурного наследия, которые прямо или косвенно оказывают влияние на их формообразование, архитектурно-художественный облик, функциональное и предметное наполнение. Современные общественные пространства не должны проектироваться «изолированно» и быть оторваны от общего контекста историческо-исторического окружения. На сегодняшний день Градостроительный кодекс не дает необходимой информации относительно ценности архитектурно-градостроительной среды, целостности исторического облика города, определения границ исторического Места в структуре города, что представляет особую проблему в градостроительной практике [2].

В Приложении 3 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск (с изменениями на 22 июля 2020 года) - «Карте зон с особыми условиями использования территорий, связанными с охраной объектов культурного наследия»1 (см. рис. 1), определены зоны градостроительного регулирования и охраны памятников культурного, природного и археологического наследия. Наряду с объектами культурного наследия федерального, регионального, местного значения, включенными в реестр и выявленными («средовые» здания, исторические памятники), но не поставленными на учет, выделены сопряженные территории (зоны охраны), которые делятся на охранные зоны объектов, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта. На карте также определены территории дисгармонирующих объектов, подлежащих сносу. В документе установлены высотные регламенты для нового строительства и реконструкции зданий исторического центра; ограничения капитального ремонта и реконструкции объектов культурного наследия в отношении их пропорций и параметров, использования строительных материалов, применения цветовых решений; требования к обеспечению визуального восприятия объекта в его исторически-градостроительной и природной среде; ограничения хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения сохранности, в том числе ограничения по размещению рекламных конструкций, где это необходимо, понижение уровня земли до культурного слоя улиц и дворовых пространств, восстановление цоколей и отмосток. Особую значимость представляет конкретизация регламентов к благоустройству и функционально-предметному насыщению открытых общественных пространств в зоне влияния объектов культурного наследия, поскольку при исключительной реставрации и реконструкции самого объекта зачастую невнимание к окружающей территории формирует агрессивную среду и нарушает целостность восприятия. За редким исключением, требования к открытым общественным пространствам содержат общие формулировки о разрешении проведения работ по благоустройству и озеленению территории, не нарушающих визуальное восприятие ОКН, при этом не учитываются характер размещения объекта в городской среде, исторический контекст и сложившиеся градостроительные предпосылки [3].

Авторы исследования ставят цель выявить принципы формирования открытых общественных пространств в зоне влияния объектов культурного наследия. Для этого выделяются наиболее характерные морфотипы открытых

1 иЯЬ: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/Pages/pzz.aspx (дата обращения: 25.03.2021).

общественных пространств исторической части города Красноярск, находящихся в зонах охраны объектов культурного наследия.

Рис. 1. Фрагмент Карты зон с особыми условиями использования территорий, связанными с охраной объектов культурного наследия, документация Правил землепользования и застройки городского

округа Красноярск

Fig. 1. The map of zones with spécial conditions for the use of territories related to the protection of cultural héritage objects, documentation of the Rules for land use and development of the urban district of Krasnoyarsk

Сохранность и реновация ОКН в городском пространстве формирует современный сценарий развития исторического центра города. Так, проведенный авторами исследования анализ документа «Границы зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в городе Красноярске»1, натурное обследование исторического центра Красноярска позволили определить генезис типов и выделить несколько характерных морфотипов открытых общественных пространств, находящихся в зоне влияния ОКН:

- прилегающая территория к объекту культурного наследия (охранная зона ОКН), являющаяся частью улицы;

- прилегающая территория к объекту культурного наследия (охранная зона ОКН), находящаяся внутри застройки (двор, внутренний сквер, усадьба);

- улица, формируемая фасадами нескольких объектов культурного наследия с одной или двух сторон (охранная зона либо зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН);

- площадь или сквер, являющиеся частью архитектурного ансамбля -объекта культурного наследия (зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН);

- территория квартала, сформированного группой объектов культурного наследия, являющаяся охранной зоной ОКН;

- парк или сквер в границах охраняемых исторических зеленых насаждений («памятное место, связанное с историей и культурой города»);

1 Приложение 1 Постановления Правительства Красноярского края от 15 ноября 2016 г. № 569.

- рекреационные территории (парки, скверы, набережные, бульвары) в зонах охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия.

Тип 1. Прилегающая территория к объекту культурного наследия (охранная зона ОКН), являющаяся частью улицы.

В историческом центре Красноярска ОКН являются частью городского пространства за счет образования историко-архитектурных ансамблей, а также самостоятельных единичных зданий. На сегодняшний день в рамках программ реставрации и реконструкции ОКН уделяется особое внимание исторической преемственности формирования прилегающего открытого общественного пространства улицы, на которую ориентирован объект. Одним из принципов размещения озеленения являлась организация палисадников перед главными фасадами зданий и небольших фрагментарных зеленых насаждений на прилегающих территориях. В рамках реконструкции Литературного музея им. В.П. Астафьева в Красноярске (объект культурного наследия «Деревянный двухэтажный особняк», начало ХХ в., ул. Ленина, 167) были восстановлены палисадники, формировавшие фронт улицы (рис. 2). Важное значение приобретает сохранение не только ядра усадьбы (жилого дома), но и прилегающей к нему входной группы (ворота, калитки) и других архитектурных элементов как фоновых деталей для целостного восприятия исторического образа усадебного комплекса и пространства улицы [4].

ТИП 1

Пример

Литературный музей имени В.П. Астафьева в Красноярске

ул. Ленина 2

4 "3

Объект культурного наследия (ОКН) Границы территории ОКН Границы охранной зоны

Рис. 2. Прилегающая территория к объекту культурного наследия «Деревянный двухэтажный особняк», начало ХХ в., Красноярск, ул. Ленина, 167

Fig. 2. The adjacent territory to the object of cultural heritage "Wooden two-story mansion", early XX century, Krasnoyarsk, st. Lenin, 167

Городская среда исторического центра является полем передачи знаний о прошлом, кодом времени. Особое значение при реконструкции зданий и сооружений должно уделяться достоверности исторического восприятия ОКН. Так, например, в рамках комплексной реконструкции объекта культурного наследия «Здание, где в 1907 - мае 1913 г. работал первый председатель Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов Дубровинский Яков Фёдорович», ул. Карла Маркса, 38 в Красноярске было осуществлено формирование пешеходной зоны тротуара с понижением уровня земли до культур-

ного слоя в охранной зоне. Общественное линейное пешеходное пространство вдоль Дома-музея В.И. Сурикова организовано деревянным пешеходным тротуаром и ограничивающими пространство живыми изгородями, погружая прохожих в историческую атмосферу (рис. 3).

Рис. 3. Формирование пешеходной зоны тротуара с понижением уровня земли до культурного слоя в охранной зоне объекта культурного наследия: а - объект культурного наследия, Карла Маркса, 38;

б - Дом-музей В.И. Сурикова Fig. 3. The pedestrian zone with lowering the ground level to the cultural layer in the protected zone of the cultural heritage object: a - Object of cultural heritage, Karl Marx, 38; b - House-Museum of V.I. Surikova

Тип 2. Прилегающая территория к объекту культурного наследия (охранная зона ОКН), находящаяся внутри застройки (двор, внутренний сквер, усадьба).

Одним из важнейших планировочных элементов в исторической части городов Сибири является усадьба, за счет которой происходило развитие поселений [5]. Усадебную застройку (как комплекс разнообразных построек, включенных в единую градостроительную структуру) можно отнести к архитектурным объектам, формирующим уникальный вид современной городской общественной рекреации в историческом центре [6] (рис. 4). Условная модель усадебного комплекса формируется несколькими планировочными элементами: ядро (жилой дом) - придомовая территория (двор) - периферийная территория (огород, палисадник) и границы усадьбы, включающие входную группу (ограды и ворота, калитки).

Трансформация усадебного пространства имела прямую зависимость от социально-экономических факторов, тенденций и требований к планировочной структуре города, а также рода деятельности владельцев. В истории формирования усадебного комплекса выявляется несколько этапов развития с характерными планировочными особенностями. Так, на первых этапах главенствующую роль при планировке играли природные факторы и топография рельефа, где окна и главные фасады основного здания были ориентированы на солнечную сторону. Начиная со второй половины XVIII в. центрическая модель усадьбы постепенно подчиняется планировочной структуре города. И начало XIX в. характеризуется подчеркиванием наружных границ усадеб-

ного комплекса, усилением роли улиц, переулков, трактов: улицы формируются фасадами зданий и входными элементами, а дворовые территории перемещаются в сторону коммуникационных осей. Постепенно уменьшается и периферийная территория, которая предназначалась для сельскохозяйственных работ (рис. 5). Таким образом, к началу ХХ в. территория усадьбы функционально трансформируется на две зоны: часть перед домом образует палисадник с зелеными насаждениями, за домом - хозяйственный двор. Главный фасад и входная группа становятся частью развертки улицы и приобретают более презентабельный вид [4]. Вместе с тем уделяется внимание тому, чтобы они были выполнены в едином архитектурно-художественном стиле.

Рис. 4. Прилегающая территория к объекту культурного наследия. Дом-музей В.И. Сурикова,

ул. Ленина, 92

Fig. 4. The adjacent territory to the object of cultural heritage. House-Museum of V.I. Surikov,

st. Lenin, 92

Рис. 5. Схема эволюционного развития усадебного комплекса в Сибири Fig. 5. Scheme of the evolutionary development of the manor complex in Siberia

Под влиянием социокультурных факторов, способствующих как интенсивному развитию городского населения, так и жилищному строительству, происходит перераспределение производственных процессов, обусловившее изменения функциональной составляющей усадьбы. Исследователи отмечают включение в усадебную структуру многоквартирного доходного жилого дома. При этом на одном усадебном участке могло располагаться несколько жилых домов, что способствовало формированию общей дворовой территории, принадлежащей нескольким хозяевам, которая в дальнейшем трансформировалась в общественное рекреационное пространство. В результате усадьба приобретает несколько входов в зависимости от количества домов, сдающихся в наем, и наличия дорог вблизи границ усадебного участка. Усадебный двор становится общественным пространством с иным функциональным содержанием [4].

Современные процессы реновации функционального назначения объектов культурного наследия и комплексное благоустройство открытых общественных пространств на территории усадебного комплекса, с учетом всех конструктивных, архитектурно-художественных и средовых особенностей объекта, позволяют интегрировать усадебный комплекс в социально-культурную жизнь города, развивая культурно-творческие, информационно-просветительские, рекреативно-оздоровительные, коммуникативные, торговые и другие функции. Ярким примером в Красноярске является усадьба им. В.И. Сурикова, которая была трансформирована в общественное пространство в виде музейного комплекса по адресу ул. Ленина, 98 (рис. 6). Одним из важных принципов сохранения усадебного комплекса является адаптация как функционального назначения усадьбы в целом, так и ее отдельных элементов с учетом требований и тенденций градостроительного развития.

Рис. 6. Внутреннее убранство двора Музея-усадьбы В.И. Сурикова Fig. 6. The interior decoration of the courtyard of the estate-museum of V.I. Surikova

Тип 3. Улица, формируемая фасадами нескольких объектов культурного наследия с одной или двух сторон.

Фронт застройки центральных улиц Красноярска формируется преимущественно ОКН разных периодов. Сохранились фрагменты цельной непрерывной историко-культурной среды улиц, что формирует линейный архитектурно-градостроительный ансамбль города. При этом важно отметить связующую роль открытых общественных пространств, находящихся либо в зоне охраны, либо в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН (рис. 7).

Рис. 7. Улица Ленина в Красноярске, формируемая фасадами нескольких объектов культурного наследия: «Почтамт. Модерн», 1908-1911 гг.; «Деревянный двухэтажный особняк», конец XIX в.;

«Здание мужской гимназии»

Fig.7. Lenin Street in Krasnoyarsk, formed by the facades of several cultural heritage sites: "Post Office.

Modern", 1908-1911; "Wooden two-story mansion", late 19th century; "The building of the male

gymnasium"

Современные улицы исторического центра города - это место сосредоточения активной жизни горожан, финансовый актив населенного пункта. Многофункциональное использование ОКН требует информационно-рекламного сопровождения, что приводит к визуальному загрязнению среды, это также усиливается разнохарактерными элементами городской навигации. Поэтому все больше городов мира уделяют внимание организации пешеходных улиц с высоким уровнем благоустройства, активными фасадами, многочисленными функциями, в том числе коммерческого, торгового, делового и культурного назначения, - не только для решения социальных вопросов, но и для повышения инвестиционной привлекательности застроенных территорий. При этом особенно важно учитывать предельные параметры развития уличного фронта: функциональные, физические ограничения, а также предел трафика пешеходного и автомобильного движения. Многолюдность и отсутствие целостности коммуникативной предметно-пространственной городской среды могут вызвать и обратную негативную реакцию у потребителей обще-

ственного пространства. Несмотря на то что общественные пространства города можно назвать «открытой сферой свободного нерегламентированного поведения», дающей возможности для общения, самореализации, наблюдения, обмена информацией и одновременно являющейся местом трансляции современных технологий, приоритетов и установок, в условиях исторического центра должны быть учтены исторический и культурный контекст места, конкретно-исторический феномен среды [7].

Реконструкция улиц исторического центра Красноярска проводилась неоднократно с разными проектными предложениями: расширением проезжей части за счет сокращения зеленых полос и пешеходных тротуаров, организацией парковочных карманов, размещаемых в том числе в охранной зоне объектов культурного наследия; затем наоборот - организацией пешеходных линейных пространств за счет запрета паркования машин в историческом центре. Реконструкция улиц за счет сокращения пешеходной зоны не только создает небезопасные и некомфортные условия пешеходного пользования городским пространством, но и затрудняет восприятие объектов культурного наследия. Например, современный профиль улицы Ленина в Красноярске представляет собой узкую пешеходную «тропу» вдоль объектов культурного наследия, зачастую совмещенную с отмостками здания, что значительно нарушает требования охраны историко-культурного наследия (рис. 7). На проспекте Мира значительно сокращена и ширина пешеходных пространств, и процент озеленения, что в основном представлено одиночными растениями с сохранением газона в приствольных зонах (рис. 8).

Рис. 8. Сопоставление ретроспективных панорам проспекта Мира в Красноярске:

1970 и 2021 гг.

Fig. 8. Comparison of retrospective panoramas of Mira Avenue in Krasnoyarsk: 1970 and 2021

Последняя реконструкция центральных улиц города, выполненная по проекту ООО «Проектдевелопмент», затрагивала и функциональное деление улицы, в том числе пешеходной зоны: выделение разным типом моще-

ния фасадной части тротуара, транзита, зон для возможного размещения уличных кафе и мест отдыха, элементов озеленения, буферной зоны между тротуаром и проезжей частью, что, в принципе, соответствует международной практике и отражено в том числе в Стандарте благоустройства улиц муниципальных образований Красноярского края [8]. Кроме того, были сделаны попытки привести рекламно-информационные конструкции на фасадах, а также информационные таблички с номерами домов и названиями улиц в единый вид.

В условиях исторического центра передача информации об объекте или о его функциональном содержании не должна спорить с уникальностью архитектурного стиля здания, его колористическим решением, а значит, должна быть подчинена стилистике определенной эпохи, быть максимально исторически достоверной. Кроме того, необходимо выработать и единые для всей улицы объединяющие (нейтральные) элементы, малые архитектурные формы, элементы озеленения для создания единого целостного облика среды. В этой связи становится актуальным применение не просто инфографичных и других элементов визуальной коммуникации, а компексного подхода к проектированию пешеходной инфраструктуры исторического ядра города - места локализации и генерирования городской культуры [7], что должно быть зарегламентировано в локальных градостроительных документах. Особый подход к художественному решению вывесок должен быть прописан в паспортах ОКН с прямыми указаниями, что разрешается, запрещается и рекомендуется.

Особый интерес представляет метод автоматизированного колористического анализа среды, основанный на применении средств компьютерных технологий и программирования, который был использован для принятия цветовых решений элементов благоустройства и навигации, гармонирующих с внешним обликом исторических зданий, в диссертационном исследовании А.А. Ансфевальд, выполненном под руководством Е.С. Бундовой и Ю.В. Жорова на кафедре градостроительства ИАиД СФУ в 2017 г. [9]. Специально разработанная программа на языке Java, в среде программирования Processing, позволила проанализировать ряд фотографий объектов культурного наследия и разложить изображения, а именно пиксели, на составляющую их цветовую палитру. Такой алгоритм - «разбивания» изображения от максимально разрешенного количества пикселей, - возможно выполнять вплоть до одного-единственного, наиболее активного цвета, который всегда будет средним результатом между двумя представленными. Впоследствии полученный рисунок можно сохранить в формате JPEG и использовать в дальнейшей работе при принятии различных колористических решений при формировании среды в зоне влияния ОКН, а также составлении колористических паспортов зданий. В результате автором была разработана колористическая модель проспекта Мира, где за основу цветового решения элементов визуальной навигации был взят спектр составных цветов, полученных при анализе фасадов зданий (ОКН), а также ахроматическая палитра в качестве разделения цветовых групп друг от друга (рис. 9).

Рис. 9. Методика построения средовой колористки проспекта Мира: строка А - существующая развертка улицы; строка Б - колористическое решение рекламных вывесок, выбивающихся из общей стилистики здания; строка В - предложение по дизайну рекламных вывесок; строка Г - схема предельно допустимой цветовой градации для мощения на рассматриваемом фрагменте

Fig. 9. Methods for constructing the environmental colorist of Prospect Mira: line A - existing street sweep; line Б - the coloristic solution of advertising signs that stand out from the general style of the building; line B - a proposal for the design of advertising signs; line Г - a diagram of the maximum permissible color gradation for paving on the fragment under consideration

Тип 4. Площадь или сквер, являющиеся частью архитектурного ансамбля - объекта культурного наследия (зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН).

В структуре городского центра открытые общественные пространства -площади и скверы, входящие в историко-культурный архитектурно-градостроительный ансамбль и находящиеся в зонах охраны ОКН, - представляют особый тип территорий, на которые также распространяются обременения действия регламентов (рис. 10).

В Красноярске площадь Революции, Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького, а также часть набережной реки Енисей являются объектом культурного наследия регионального значения - «памятное место, связанное с историей и культурой города» (достопримечательное место). Историко-архивные и библиографические исследования, выполненные разными авторами, подтверждают особое значение данного места. Основные принципы композиционного построения трехчастного ансамбля - площадь-парк-набережная - были заложены в период реконструкции исторического центра 1938 г. и «обозначены архитекторами как центральный городской ансамбль, являющийся на ближайший период основным политическим, демонстрационным и культурным центром города» [10. C. 13]. Согласно генеральному плану Красноярска данная «зеленая анфилада» относится к зоне рекреационного назначения. Центральная часть территории площади Революции в границах проспекта Мира и улицы Карла Маркса занята партерным

сквером. Е.С. Нифантьев описывал архитектурные идеи середины ХХ в.: «Центральная площадь в Красноярске характерна своими большими размерами; условия уже сложившейся капитальной застройки по ее периметру еще до утверждения генерального плана не позволили архитекторам обычным путем сократить эти размеры; это будет сделано разбивкой двух больших скверов у зданий управления железной дороги и краевой библиотеки...» (цит. по: [11. С. 286]). Реализация всего ансамбля площади заняла около 30 лет [12]. На протяжении всей жизни площади изменения касались цветочного оформления партера, малых архитектурных форм и скульптурных групп, которые то устанавливались на площади, то принималось решение об их ликвидации или замене на новые, что, конечно же, не укрепляло формирование архитектурно-художественного образа площади у горожан. Элементы благоустройства, выполненные в стилистике 1930-1950-х гг., не сохранились.

Рис. 10. Площадь Революции в Красноярске, являющаяся частью архитектурного ансамбля: «Памятник В.И. Ленину. (1970 г., скульптор В.И. Пинчук, архитектор А.Г. Лапиров)», площадь Революции; «Памятное место, связанное с историей и культурой города», набережная р. Енисей, пл. Революции,

городской парк им. Горького.

Fig. 10. The Revolution Square in Krasnoyarsk, which are part of the architectural ensemble: "Monument to V.I. Lenin. (1970, sculptor V.I. Pinchuk, architect A.G. Lapirov)", Revolution Square; "Memorable place associated with the history and culture of the city", river embankment. Yenisei, pl. Revolution, city park

them. Gorky

После последней реконструкции территории партерного сквера 2017— 2019 гг., выполненной по проекту архитектурного бюро WOWHAUS, вокруг центральной клумбы была установлена многофункциональная деревянная конструкция в виде перголы с качелями и теневыми навесами [13]. Подобные конструкции по проектам этой же фирмы были установлены в новом жилом районе Москвы на Шелепихинской набережной (2018 г.), в парке «Черное озеро» в Казани (2017 г.) [14]. Также были установлены скамьи, вазоны, интерактивные площадки с гамаками и другими переносными элементами, принято световое решение малых архитектурных форм (рис. 11), абсолютно не вписывающиеся в концепцию главной площади города, которая, несомненно,

должна сохранять репрезентативный характер, оставаться частью архитектурного ансамбля, а используемые элементы стилистически перекликаться с архитектурой зданий, формирующих площадь, что среди прочего закреплено и законодательно. Среди положительных решений данного проекта следует отметить запланированный на третью очередь реализации озелененный линейный парк вместо самой крупной в городе открытой парковки вдоль улицы Карла Маркса (по данным 2ГИС, на 367 машино-мест).

Рис. 11. Проект благоустройства площади Революции. Архитектурное бюро WOWHAUS [14] Fig. 11. Improvement project for the Revolution Square. Architectural firm WOWHAUS [14]

Согласно Приказу Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края № 379 от 04.08.2020 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места» в границах действия центрального сектора сквера на площади Революции запрещено: нарушение сложившейся композиционно-планировочной и архитектурно-пространственной структуры партерного (газонного) сквера; изменение вида открытого пространства; размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм, не характерных для архитектурного стиля историко-градостроительной среды достопримечательного места периода 1930-1950-х гг. (советский неоклассицизм); устройство утилитарного наружного освещения на любых конструкциях, за исключением утилитарного наружного освещения на столбах, выполненных на основе историко-архивных и натурных исследований и соответствующих элементам историко-градостроительной среды периода 1930-1950-х гг. (советский неоклассицизм) [15]. Требования регламентов касаются и элементов озеленения: запрещается высадка высокоствольных деревьев, вырубка кустарника, уничтожение цветочных клумб, газонов, устроенных на основе специально разработанного проекта озеленения, в соответствии с настоящими требованиями к планировочным, объемно-пространственным и архитектурно-стилистическим характеристикам элементов озеленения и благоустройства; а также особенностей устройства различ-

ных типов дорожного и тротуарного покрытия и бордюров: разрешается использовать природный и искусственный камень, композитные материалы, при наличии исторических сведений - оригинальные типы покрытия, характерные для периода формирования площади Революции, в том числе асфальтовое покрытие [15]. Ранее все вышеперечисленные требования были закреплены в Проекте зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Красноярска, разработанном ТГИ «Красноярскгражданпро-ект» по заказу министерства культуры Красноярского края (шифр: 361 (86912), Акт о согласовании проекта Департаментом государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации (от 12 августа 2015 г. № 3501-12-06) и Постановлением Правительства Красноярского края № 569-п от 15.11.2016 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в г. Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны».

Таким образом, современное решение площади Революции подтверждает тот факт, что открытые общественные пространства в зоне влияния ОКН должны иметь свое «лицо» в зависимости от культурно-исторического контекста среды. Их функциональное и предметное наполнение должно отличаться от других общественных площадок в городе и уж тем более не быть типовым для разных городов, быть уместными, а самое главное - соответствовать регламентам (при их наличии), действующим на сопряженных с ОКН территориях, в его исторической среде.

Тип 5. Территория квартала, сформированного группой объектов культурного наследия, являющаяся охранной зоной ОКН.

В целях сохранения самобытности исторической среды сибирских поселений необходимо разрабатывать комплексную программу развития территорий -зон влияния ОКН - и рассматривать их как целостные градостроительные образования, отражающие определенный этап развития градостроительной культуры конкретно взятого места. Особую задачу сбалансированного пространственного развития исторического центра Красноярска решают проекты по реновации нескольких объектов, входящих в одну охранную зону и представляющих собой историко-культурный градостроительный ансамбль в виде цельного квартала (рис. 12). Основными принципами обновления подобных ансамблей в структуре центра определены: выявление / уточнение границ историко-культурно значимых объектов, разработка стратегии повышения эффективности использования территории при бережном сохранении исторического облика зданий и сооружений, формирование удобной пешеходной сети и движения безмоторных средств передвижения, разработка комплексных проектных решений.

Примером комплексного подхода к развитию групп ОКН в виде градостроительного планировочного элемента в Красноярске является реновация исторического квартала в границах улиц Карла Маркса, Горького, Бограда, Декабристов. Программа направлена на формирование общественного пространства с включением культурных, социальных, деловых функций как единой эмоционально-образной среды (рис. 13).

Рис. 12. Территория Исторического квартала в Красноярске, сформированного группой объектов культурного наследия в одной охранной зоне: «Жилой дом, 1908-1909 гг.», ул. Бограда 106; «Особняк, 1946 г.», ул. Горького, 7; «Усадьба Колесникова, 1906 г.: жилой дом, амбар, ворота», ул. Горького, 9; «Усадьба, 1910-е гг.: дом врача Гланца, в котором с апреля 1920 г. размещалась народная консерватория - первое музыкальное заведение г. Красноярска (дерево), ворота (дерево)», ул. Горького, 11; «Флигель Королёвой Н.М. (кирпич, дерево), 1904 г.», ул. Горького, 11а; «Усадьба С.В. Телегина (дерево), 1910-е гг.: флигель, дом жилой», ул. Горького, 13, ул. Горького, 15; «Усадьба Г.П. Некрасова (дерево), нач. ХХ в.: дом жилой, ворота» ул. Горького, 17; «Римско-католический костёл. Псевдоготика, 1910-1911 гг. Архитектор Соколовский», ул. Декабристов, 20; «Дом ксендза, 1910 г.», ул. Декабристов, 22; местного значения: «Дом жилой», ул. Декабристов, 16 Fig. 12. Territory of the Historical Quarter in Krasnoyarsk, formed by a group of cultural heritage objects in one protected zone: "Dwelling house, 1908-1909", st. Bograd, 106; "Mansion, 1946" st. Gorky, 7; "Kolesni-kov's estate, 1906: dwelling house, barn, gate", st. Gorky, 9; "The estate, 1910s: the house of the doctor Glants, which since April 1920 housed the people's conservatory - the first musical institution in Krasnoyarsk (tree), gate (tree)", st. Gorky, 11; "Wing Koroleva N.M. (brick, wood), 1904", st. Gorky, 11a; "The estate of S.V. Telegin (tree), 1910s: wing, residential building, st. Gorky, 13, st. Gorky, 15; "Estate of G.P. Nekrasov (tree), early. XX century: residential building, gate" st. Gorky, 17; "Roman Catholic Church. Pseudo-Gothic, 1910-1911 Architect Sokolovsky", st. Decembrists, 20; "House of the priest, 1910", st. Decembrists, 22; local significance: "House of residential", st. Decembrists, 16

Рис. 13. Проект реконструкции Исторического квартала в Красноярске в границах улиц Карла Маркса, Горького, Бограда, Декабристов (проект выполнен в проектной мастерской «А-2» [17] Fig. 13. The project of reconstruction of the Historical Quarter in Krasnoyarsk within the boundaries of Karl Marx, Gorky, Bograd, Dekabristov streets (the project was carried out in the design studio "A-2". Source: [17]

Восстановление исторической застройки на территории квартала началось в 2011 г. Первоначальный план регенерации был разработан мастерской градостроительного проектирования ТГИ «Красноярскгражданпроект» на основе историко-архивных и археологических исследований. Позднее проект был доработан в ООО «Кооперативная проектная мастерская А-2» [16]. В проекте предложена стратегия развития, функциональной и композиционной интеграции внутренних и внешних пешеходных пространств. В объектах культурного наследия будут размещены учреждения социально-культурной направленности, а также предприятия досуга. В декабре 2020 г. реставраторы завершили все фасадные работы, сформирована пешеходная улица. В настоящее время работы внутри квартала продолжаются. Важной составляющей проекта являются разработанные рекомендации по благоустройству территории, где приведены примеры малых архитектурных форм, стилистически и исторически соподчиненных с объектами культурного наследия.

Понимание специфики развития историко-культурных мест, формирующего облик исторической застройки сибирских городов, и следование сложившимся архитектурным традициям позволяют современным проектным решениям вписываться в контекст среды, не нарушая ее целостности.

Тип 6. Парк или сквер в границах охраняемых исторических зеленых насаждений.

В качестве примера данного морфотипа можно рассмотреть Центральный парк города Красноярска, который входит в границы территории объекта культурного наследия регионального значения и является «памятным местом, связанным с историей и культурой города» (достопримечательное место) (рис. 14). Парк представляет собой сегодня рекреационную зону, насыщенную различного рода аттракционами (детскими, семейными, экстремальными), некапитальными строениями временного характера (павильоны, торговые киоски, эстрады и т.п.), элементами благоустройства и малыми архитектурными формами (скамейки, урны, конструкции уличного освещения), парковыми скульптурами. Из малых архитектурных форм, представляющих историко-культурную ценность, сохранились лишь уличные литые фонари советского периода (6 шт.) - двухрожковые с круглыми плафонами и ажурным декором [10]. Напротив здания Духовной семинарии (ул. Горького, 2) - объекта культурного наследия федерального значения - находится хозяйственный двор с хаотично расположенными постройками. В состав предмета охраны достопримечательного места входит детская железная дорога (в 1936 г. подарена железнодорожниками горожанам), однопутная, кольцевая протяженностью магистрали 1,3 км, с двумя остановками в противоположных концах парка: станция «Юбилейная» - в восточной части, посадочная платформа «Мечта» - в западной.

Помимо этого, рекреационный парк всегда выполнял санитарно-гигиеническую функцию. Несмотря на ухудшение состояния парка к концу XIX в., горожане отмечали, что он «все-таки привлекает летом со всех сторон массу разнообразной публики, приходящей сюда подышать чистым, здоровым воздухом после удушливой пыли, столбом стоящей на городских улицах», а среди первых мероприятий советской власти в Красноярске в 1917 г. была подготовка «воззвания к горожанам, призывавшего сохранить городской сад как учреждение, служащее для бедноты средством иметь возмож-

ность пользоваться бесплатно свежим воздухом» (цит. по: [11. С. 284]). К сожалению, в результате планировочных преобразований Центрального парка в разные его периоды развития, особенно с ростом числа аттракционов, сокращалось количество зеленых насаждений. В середине ХХ столетия была произведена масштабная реконструкция: вместо старых погибших 300 деревьев было высажено 1 800 молодых. Стали уделять внимание интродукции древесной растительности и развитию цветоводства, высказывались мнения о развитии на территории ботанического сада, но идея так и не получила воплощения. Одна из самых крупных акций в новейшей истории парка прошла в 2017 г. под названием «Посади дерево в Центральном парке!», в результате которой совместно с горожанами было высажено порядка тысячи деревьев.

Рис. 14. Городской парк им. Горького в Красноярске в границах охранной зоны ОКН: «Здание духовной семинарии, 1906-1907 гг.», ул. Горького, 2; регионального значения: «Памятное место, связанное с историей и культурой города», набережная р. Енисей, пл. Революции, городской парк им. Горького

Fig. 14. The Central Park in Krasnoyarsk within the boundaries of the protected zone of the cultural heritage: "The building of the theological seminary, 1906-1907", st. Gorky, 2; regional significance: "Memorable place associated with the history and culture of the city", the embankment of the r. Yenisei, pl. Revolution,

city park them. Gorky

В декабре 2020 г. выбран победитель открытого международного конкурса на разработку концепции развития Центрального парка - российско-британский консорциум под лидерством бюро МАП из Москвы [17]. Концепция проекта направлена на возрождение культурного наследия, просвещение жителей Красноярска и основана на четырех главных составляющих - наследие, культура, здоровье и активный образ жизни горожан [17]. Центральный парк - то редкое исключение, относительно которого утверждены регламенты, включающие мероприятия, направленные на регенерацию историко-градострои-тельной и природной среды территории (требования касаются элементов озеленения, покрытий дорожной и тропиночной сети, малых архитектурных форм, а также отметок природного рельефа, открытых пространств, элементов гидрографической сети); мероприятия по ограничению размещения наружной рекламы, вывесок, временных построек и сооружений (автостоянок, киосков, навесов); мероприятия по комплексному инженерному благоустройству территории (проведение работ по строительству и реконструкции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сетей инженерно-технического обеспечения, вертикальной планировки, инженерных работ по отведению ливневых вод, разработка элементов освещения, не нарушающих целостности и обеспечивающих благоприятное визуальное восприятие элементов предмета охраны достопримечательного места); мероприятия, реализация которых способствует сохранению предмета охраны достопримечательного места (снос или оптимизация архитектурного решения дисгармоничных объектов в целях их полной или частичной адаптации к характеристикам ценной историко-культурной среды в параметрах, определяемых на основе историко-культурных исследований, анализа типологической структуры ценного историко-градостроительного окружения и выводов визуально-ландшафтного анализа; проведение работ по ремонту и реконструкции, без увеличения габаритных параметров, сооружений инженерно-технического обеспечения с приведением к стилистическим характеристикам объектов капитального или некапитального строительства соответствующего участка режима; воссоздание утраченных строений Городского сада (XIX - начало ХХ в.)); мероприятия по пожарной и экологической безопасности; мероприятия досуговой деятельности (функциональное и предметное наполнение среды, в том числе и временного характера, сопровождающее оформление площадок праздничного и событийного характера)1.

Центральный парк Красноярска является важным элементом городской планировочной структуры всего города. Новая концепция развития парка должна отражать основные принципы преемственности в формировании культурно-исторической среды, подчеркнуть и усилить его важную роль в формировании экологического каркаса города, будучи важной составляющей «зеленой анфилады», соединяющей речные акватории и природные ландшафты в его центральной части.

Тип 7. Рекреационные территории (парки, скверы, набережные, бульвары) в зонах охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия.

В историческом центре Красноярска можно выделить еще один мор-фотип - открытые общественные пространства, в том числе и открытые природные территории, на которые накладывается регламент охраняемого природного ландшафта ОКН (рис. 15) в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и другое, сохранения качеств окружающей среды, необходимого для регенерации охраняемого природного ландшафта, сохранения сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градо-строительной и природной среде [15]. Например, Покровский парк, а также территория склона Караульной горы с южной и юго-западной сторон до ул. Брянская, с восточной и северо-восточной сторон до застроенных территорий, а также территория памятника включены в охранную зону объекта «Караульная башня - часовня Параскевы Пятницы», 1855 г. Кроме того, есть «зоны охраны ландшафта» (Караульная гора), а для сохранения визуальных

1 На основании Приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края N° 379 от 04.08.2020 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места» [16].

связей с естественными природными достопримечательностями - Караульной горой и рекой Енисей - выделены «зоны регулирования застройки» (с 6-15 до 27 метров в высоту) (рис. 15). Караульная гора - важнейшая природная и историческая доминанта города, где органично сочетаются природная целостность и маломерная старинная застройка. Тем не менее, высотная застройка на месте бывшей деревни Покровской и даже некоторые элементы озеленения, как, например, аллея вблизи часовни Параскевы Пятницы, нарушают исторически сложившееся восприятие часовни - символа Красноярска -на фоне неба, что требует ввода дополнительных регламентов на данные территории.

Рис. 15. Панорама Караульной горы входящей в зону охраны объекта культурного наследия федерального значения: «Караульная башня - часовня Параскевы Пятницы, 1855 г», Караульная гора, ул. Степана Разина, 51а. В охранную зону объекта включена территория склона Караульной горы с южной и юго-западной стороны до ул. Брянская, с восточной и северо-восточной сторон до застроенных территорий, включая территорию памятника

Fig. 15. Panorama of Karaulnaya Gora included in the protection zone of a cultural heritage site of federal significance: "Guard Tower - Chapel of Paraskeva Pyatnitsa, 1855", Karaulnaya Gora / st. Stepan Razin, 51a. The protected area of the object includes the territory of the slope of Karaulnaya Gora from the southern and southwestern sides to the street. Bryansk, from the eastern and northeastern sides - to built-up areas, including the territory of the monument

Исторический центр города, его искусственная среда всегда воспринимается целостно с окрестными ландшафтами и является традиционным принципом формирования архитектурной композиции города на Енисее [18]. Согласно ФЗ № 73 от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исторический центр Красноярска и есть «достопримечательное место», которое в свое время было границами исторического поселения, местом, откуда началось развитие Большого Красноярска. Поэтому можно считать, что предметами охраны являются все исторически ценные градоформирующие объекты данного места (идентично предмету охраны исторического поселения): здания и сооружения, формирующие историческую застройку, планировочная структура, объемно-пространственная структура, композиция и силуэт застройки, соотношение между различными городскими пространствами, композиционно-видовые связи и т.д. (ст. 59, п. 2) [19].

Таким образом, изучение генезиса типов открытых общественных пространств исторического центра Красноярска позволило выделить несколько характерных морфотипов, находящихся в зонах охраны и, соответственно, в зоне влияния объектов культурного наследия. Все рассмотренные методические подходы к их проектированию позволили сформулировать основные принципы формирования открытых общественных пространств (историческая преемственность, архитектурно-градостроительная целостность среды, историко-культурной идентичность в функциональном и предметном наполнении пространства, визуальная связь с естественными природными достопримечательностями) [20]. Авторы исследования полагают, что документы, регламентирующие проектное решение общественных пространств с учетом предложенных принципов, способны обеспечить формирование целостного архитектурно-художественного образа у горожан.

Литература

1. Крушлинский В.И., Царев В.И. Красноярск. История и развитие градостроительства. -Красноярск : Кларетианум, 2001. 252 с.

2. Шевченко Э.А. О том, что фактически должно лежать в основе установления границ объектов культурного наследия в виде Достопримечательных мест. Ч. 1 // Academia. 2019. № 1. С. 62-69.

3. Блянкинштейн О.Н., ПопковаН.А, СавельевМ.В., УнагаеваН.А., ФедченкоИ.Г., Чуй Я.В. Социокультурная основа градостроительного регулирования открытых общественных пространств городов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 41. С. 18-40.

4. Савельев М.В. Особенности пространственной архитектурно-художественной организации деревянной входной группы сибирской городской усадьбы конца XIX - начала XX вв.: дис. ... канд. исскуствоведения. Барнаул, 2017. 229 с.

5. Крюкова Ю.Е., Савельев М.В., Шагов Н.В. Ретроспектива городской усадьбы Сибири (XVII - начало XX в.) // Вестнек Томского государственного архитектурно-строительного университета. Архитектура и градостроительство. 2012. № 3. С. 54-64.

6. Долгополова К.А., Савельев М.В. Проблемы сохранения исторического архитектурного наследия на материале анализа реставрационных приемов усадебных комплексов городов России // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 25. С. 173-180.

7. Семенов М.Ю. Проблема исторического исследования феномена городской культуры (теоретические аспекты) // Научные ведомости. 2009. № 1 (56). С. 59-65.

8. Стандарт благоустройства улиц муниципальных образований Красноярского края. URL: http://minstroy.krskstate.ru/dat/bin/art_attach/16379_st1.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

9. Ансфевальд А.А. Обеспечение пешеходных зон исторического центра города средствами визуальной навигации (на примере г. Красноярска): магистр. дис. Красноярск : СФУ, 2017.

10. Акт ГИКЭ от 29.06.2020 проекта требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Памятное место, связанное с историей и культурой города» (достопримечательное место), расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, набережная р. Енисей, площадь Революции, Центральный парк (ул. Карла Маркса, 151). URL: https://www.ookn.ru/ docs/?ELEMENT_ID=65152&sphrase_id=104954 (дата обращения: 25.03.2021).

11. Царёв В.И., Чобанян В.Л. Центральный парк в городе Красноярске: история формирования и архитектурно-планировочные преобразования // Вестник КрасГАУ. 2013. № 7. С. 281-288.

12. ГонинаН.В., Дворецкая А.П. Ансамбль площади Революции г. Красноярска: последний аккорд сталинской эпохи // Баландинские чтения. 2015. Т. 10, № 2. С. 137-147.

13. Благоустройство общественных пространств центральной части города Красноярска. URL: https://archi.ru/projects/russia/14835/blagoustroistvo-obschestvennykh-prostranstv-centralnoi-chasti-goroda-krasnoyarska (дата обращения: 25.03.2021).

14. Архитектурное бюро WOWHAUS. Портфолио реализованных проектов. URL: https://wowhaus.ru/urbanistics.html (дата обращения: 25.03.2021).

15. Зоны с особыми условиями использования территории, связанные с охраной объектов культурного наследия. Интерактивная карта города Красноярска. URL: https://web-gis.admkrsk.ru/portal/map/imap/ (дата обращения: 25.03.2021).

16. ООО «Кооперативная проектная мастерская А-2». Портфолио проектов. URL: http://www.proa2.ru/projects/kvartal-na-markovskogo) (дата обращения: 25.03.2021).

17. Определен победитель конкурса на разработку концепции развития Центрального парка им. Горького в Красноярске / Новости Информационно-образовательного портала Totalarch. URL: http://totalarch.com/krasnoyarskpark-2020/final (дата обращения: 20.04.2021).

18. Гевель Е.В. Образ города в Красноярском урочище. Красноярск, 2012. 224 с.

19. ФЗ № 73 от 25.06.2002. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37318/ (дата обращения: 15.12.2020).

20. Унагаева Н.А., Федченко И.Г. Социокультурные трансформации ландшафта жилых территорий крупного города XXI века // Вопросы теории архитектуры. Архитектура: современный опыт профессиональной саморефлексии : сб. науч. тр. и докладов на Девятых и Десятых Иконниковских чтениях / сост., отв. ред. И.В. Добрицина. М. : ЛЕНАРД, 2017. С. 220-229.

Matvei V. Saveliev, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation).

E-mail: sawmat@mail.ru

Natalya A Unagaeva, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation).

E-mail: nataliav45@mail.ru

Irina G. Fedchenko, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation).

E-mail: ifedchenk@inbox.ru

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies andArt History, 2021, 42, pp. 135-157.

DOI: 10.17223/2220836/42/12

THE FEATURES OF PUBLIC SPACE FORMATION WITHIN CULTURAL HERITAGE AREAS OF INFLUENCE

Keywords: historical and cultural context; open public spaces; protected areas of cultural heritage objects.

The authors consider the problem of formation of open public spaces within areas affected by the influence of cultural heritage sites. The focus here is on the historical center of Krasnoyarsk city.

Relevance of the research is determined, on the one hand, by the current trend for the formation of comfortable urban environment in public open spaces. On the other hand, by the appearance of numerous implemented projects, including those in Krasnoyarsk, which have identical functional and objective content, detached from the cultural and historical context of the environment.

The analysis of the "Map of areas with special land use requirements related to the protection of cultural heritage objects" in the historic center of Krasnoyarsk revealed the following characteristic morphotypes of public open spaces (genesis types) within cultural heritage areas: territory adjacent to a single cultural heritage object (protection zone of a cultural heritage object), which is part of the street; territory adjacent to a single cultural heritage object (protection zone of a cultural heritage object), which is inside the development area (yard, courtyard garden, manor house); a street formed by the facades of several cultural heritage objects on one or both sides; a square or a garden square, which is part of the architectural ensemble - an object of cultural heritage; the territory of the quarter formed by a group of cultural heritage objects, and which is a cultural heritage protection zone; a park or square within the protected historic green space. Each type is analyzed using examples, survey of protection zones of cultural heritage, the established urban planning regulations within their boundaries regarding the availability of requirements for the improvement of public open spaces.

The authors touch upon the problems of landmark attractions, preservation of identity in the historical and cultural environment of the settlement. They also formulate the principles of public open space formation within influence areas of cultural heritage objects on the basis of various methodological approaches approved by the Department of Urban Planning within the School of Architecture and Design of the Siberian Federal University.

References

1. Krushlinskiy, V.I. & Tsarev, V.I. (2001) Krasnoyarsk. Istoriya i razvitie gradostroitel'stva [Krasnoyarsk. History and Development of Urban Planning]. Krasnoyarsk: Klaretianum.

2. Shevchenko, E.A. (2019) O tom, chto fakticheski dolzhno lezhat' v osnove ustanovleniya granits ob"ektov kul'turnogo naslediya v vide Dostoprimechatel'nykh mest. Ch. 1 [What, in fact, should underlie the boundaries of cultural heritage objects in the form of Sightseeing places. Part 1]. Academia. 1. pp. 62-69.

3. Bliankinstein, O.N., Popkova, N.A, Saveliev, M.V., Unagaeva, N.A., Fedchenko, I.G. & Chui, Ya.V. (2021) Sociocultural Basis of Urban Planning Regulation for Public Open Spaces. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 41. pp. 18-40. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/41/2

4. Saveliev, M.V. (2017) Osobennostiprostranstvennoy arkhitekturno-khudozhestvennoy organi-zatsii derevyannoy vkhodnoy gruppy sibirskoy gorodskoy usad'by kontsa XIX- nachala XX vv. [Spatial architectural and artistic organization of the wooden entrance group of the Siberian city estate of the late 19th - early 20th centuries]. Art History Cand. Diss. Barnaul.

5. Kryukova, Yu.E., Saveliev, M.V. & Shagov, N.V. (2012) Retrospektiva gorodskoy usad'by Sibiri (XVII - nachalo XX v.) [Retrospective of Siberian city estate (17th - early 20th century)]. Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction andArchitecture. 3. pp. 54-64.

6. Dolgopolova, K.A. & Saveliev, M.V. (2017) Problems of preservation of historic architectural heritage restoration in the material analysis techniques estate complexes Russian cities. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 25. pp. 173-180. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/25/21

7. Semenov, M.Yu. (2009) Problema istoricheskogo issledovaniya fenomena gorodskoy kul'tury (teoreticheskie aspekty) [The problem of historical research of the urban culture phenomenon (theoretical aspects)]. Nauchnye vedomosti. 1(56). pp. 59-65.

8. The Ministry of Construction of the Krasnoyarsk Territory. (n.d.) Standart blagoustroystva ulits munitsipal'nykh obrazovaniy Krasnoyarskogo kraya [Standard for the improvement of the streets in municipalities of the Krasnoyarsk Territory]. [Online] Available from: http://minstroy.krsksta-te.ru/dat/bin/art_attach/16379_st1.pdf (Accessed: 25th March 2021).

9. Ansfevald, A.A. (2017) Obespechenie peshekhodnykh zon istoricheskogo tsentra goroda sredstvami vizual'noy navigatsii (naprimere g. Krasnoyarska) [Visual navigation means for pedestrian zones in the city historical center (a case study of Krasnoyarsk)]. Master's Thesis. Krasnoyarsk: Siberian Federal University.

10. The State Service for Protection of Heritage Sites. (2020) The State Historical and Cultural Expertise Act of June 29, 2020, of the draft requirements for the activities and town-building regulations within the boundaries of the regional cultural heritage site territory "Memorable place associated with the city's history and culture", located at the address: Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, the Yenisei Embankment, Revolution Square, Central Park (Karl Marx St., 151). [Online] Available from: https://www.ookn.ru/docs/?ELEMENT_ID=65152&sphrase_id=104954 (Accessed: 25th March 2021). (In Russian).

11. Tsarev, V.I. & Chobanyan, V.L. (2013) The central park in Krasnoyarsk City: formation history and architectural and planning transformations. Vestnik KrasGAU- The Bulletin of KrasGAU. 7. pp. 281-288. (In Russian).

12. Gonina, N.V. & Dvoretskaya, A.P. (2015) Ansambl' ploshchadi Revolyutsii g. Krasnoyarska: posledniy akkord stalinskoy epokhi [The ensemble of the Revolution Square in Krasnoyarsk: the last chord of the Stalin era]. Balandinskie chteniya. 10(2). pp. 137-147.

13. Archi.ru. (n.d.) Blagoustroystvo obshchestvennykh prostranstv tsentral'noy chasti goroda Krasnoyarska [Improvement of public spaces in the central part of Krasnoyarsk]. [Online] Available from: https://archi.ru/projects/russia/14835/blagoustroistvo-obschestvennykh-prostranstv-centralnoi-chasti-goroda-krasnoyarska (Accessed: 25th March 2021).

14. WOWHAUS. (n.d.) Arkhitekturnoe byuro WOWHAUS. Portfolio realizovannykh proektov [WOWHAUS Architectural Bureau. Portfolio of completed projects]. [Online] Available from: https://wowhaus.ru/urbanistics.html (Accessed: 25th March 2021).

15. Krasnoyarsk. (n.d.) Zony s osobymi usloviyami ispol'zovaniya territorii, svyazannye s okhranoy ob"ektov kul'turnogo naslediya. Interaktivnaya karta goroda Krasnoyarska [Zones with special conditions for the use of the territory related to the protection of cultural heritage sites. Interactive map of Krasnoyarsk]. [Online] Available from: https://web-gis.admkrsk.ru/portal/map/imap/ (Accessed: 25th March 2021).

16. Proa2.ru. (n.d.) OOO "Kooperativnaya proektnaya masterskaya A-2". Portfolio proektov [OOO Cooperative Design Workshop A-2. Portfolio of Projects]. [Online] Available from: http://www.proa2.ru/projects/kvartal-na-markovskogo) (Accessed: 25th March 2021).

17. Totalarch Information and Educational Portal. (n.d.) Opredelen pobeditel' konkursa na raz-rabotku kontseptsii razvitiya Tsentral'nogo parka im. Gor'kogo v Krasnoyarske [The winner of the competition for the development of the concept for the development of the Gorky Central Park in Krasnoyarsk]. [Online] Available from: http://totalarch.com/krasnoyarskpark-2020/final (Accessed: 20th April 2021).

18. Gevel, E.V. (2012) Obraz goroda v Krasnoyarskom urochishche [The image of the city in the Krasnoyarsk tract]. Krasnoyarsk: [s.n.].

19. Russian Federation. (2002) FZ № 73 ot 25.06.2002. "Ob ob"ektakh kul'turnogo naslediya (pamyatnikakh istorii i kul'tury) narodov Rossiyskoy Federatsii" [FZ No. 73 dated June 25, 2002, On objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation]. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (Accessed 15th December 2020).

20. Unagaeva, N.A. & Fedchenko, I.G. (2017) Sotsiokul'turnye transformatsii landshafta zhilykh territoriy krupnogo goroda XXI veka [Socio-cultural transformations of the landscape of residential areas of a large city of the 21st century]. In: Dobritsina, I.V. (ed.) Voprosy teorii arkhitektury. Arkhitektura: sovremennyy opyt professional'noy samorefleksii [Problems of the Theory of Architecture. Architecture: Modern Experience of Professional Self-Reflection]. Moscow: LENARD. pp. 220229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.