УДК 379.8
ОБЩЕСТВЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
К. А. Чигасова
Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Аннотация. Статья посвящена исследованию понятия социальной активности студентов. Изменения в обществе и новые вызовы ставят задачу активного включения личности в преобразующее взаимодействие с окружающей средой в ряд актуальных и значимых задач социального формирования субъекта общественной жизни. Проблема формирования социальной активности для подрастающего поколения рассматривается как особо актуальная, являющаяся центром внимания общества и государства. Социальная активность выступает в качестве одного из определяющих качеств личности, которая формируется в деятельности, характеризуется социально значимыми мотивами и дает социально значимые результаты. Важную роль в формировании и развитии социальной активности играют такие социальные институты, как школы, учреждения дополнительного образования и университеты. Проведен анализ исследования характеристики социальной активности студентов, определены основные преимущества участия студентов в молодежных общественных организациях. В статье использованы методы анкетирования и анализа.
Ключевые слова: социальная активность, молодежные отряды, студенческие организации, социальная проявленность, социализация.
PUBLIC YOUTH ORGANIZATIONS AS A FORM OF MANIFESTATION OF STUDENTS'
SOCIAL ACTIVITY
Kristina A. Chigasova
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
Abstract. The article is devoted to the study of the concept of social activity of students. Changes in society and new challenges put the task of actively involving the individual in transformative interaction with the environment in a number of urgent and significant tasks of social formation of the subject of public life. The problem of the formation of social activity for the younger generation is considered as particularly relevant, which is the focus of attention of society and the state. Social activity acts as one of the defining qualities of a personality, which is formed in activity. It is characterized by socially significant motives and gives socially significant results. Social institutions such as schools, institutions of further education and universities play an important role in the formation and development of social activity. The analysis of the study of the characteristics of students' social activity is carried out; the main advantages of students' participation in youth public organizations are determined. The article uses survey and analysis methods.
Keywords: social activity, youth groups, student organizations, social manifestation, socialization.
Введение. Современное общество претерпевает значительные преобразования во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в социальной. Последняя, пожалуй, является важнейшей сферой, поскольку изменения в ней связаны с возрастанием роли и развитием социальной активности — одного из важнейших условий выживания человека в эпоху кризисов и глобальных проблем, сопутствующих техногенной цивилизации. Целью исследования являлось
изучение роли общественных организаций в процессе развития социальной активности студентов. Это массовые акции, направленные на защиту своих прав (работать, получать достойную зарплату, иметь возможность повышать квалификацию), волонтерское движение, участие в деятельности общественных организаций, благотворительной деятельности и т.д. Важно отметить, что направленность деятельности может быть, как социально ценной, так и антисоциальной, что определяет влияние данного вида взаимодействия на социализацию.
Основная часть. Социальная деятельность — кредо для студентов, развивающих свои интеллектуальные способности. Социальные мероприятия — это учебные программы и досуговые мероприятия, способствующие взаимодействию студентов, повышению грамотности и поведенческому развитию. Участие в социальных мероприятиях повышает возможности для развития интересов, навыков, дружеских отношений. Такие мероприятия преобразуют поведение студентов, делают их более открытыми, обеспечивают самодисциплину, уверенность, повышают самооценку, а также помогают в развитии этикета и жизненных навыков [1]. Социальная деятельность помогает расширять взаимодействие между студентами, вносит разнообразие в их жизнь. В процессе вовлечения в общественную деятельность повышается и самооценка студентов. В последние годы усиливается роль молодежных движений в процесс становления и развития всего общества [2].
Студенты — это особая социальная группа, которая имеет свои отличительные особенности: имеют широкий кругозор, им присущи внутренняя активность и мобильность. Студенты находятся на этапе формирования профессионально-личностных качеств и ориентации в целом, развитие которых во многом определяется социальной активностью [3].
Термин «социальная активность» получил широкое распространение и прочно вошел в систему понятий ряда социально-гуманитарных наук, таких как социология, психология, политология, экономика, педагогика. Определение сущности понятия «социальная активность студента» требует рассмотрения парадигмальной цепочки «деятельность — социальная активность — социальная активность студента» [4]. Социальная активность является одним из видов деятельности. В связи с тем, что характер личности реализуется в самых разных формах, в настоящее время определяются разные виды деятельности, связанные с человеком и основные направления его исследования. Социальная деятельность реализуется в виде общественно полезных действий, которые осуществляются в связи с воздействием личностных мотивов и стимулов, основой которых являются социально значимые потребности, в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, посредством познания, деятельности и коммуникативности [4].
Социальная активность является высшей формой деятельности, связанной с соответствующей деятельностью человека и характеризующейся высоким уровнем работоспособности. С точки зрения философии сущность этого явления обнаруживается в процессе функционирования личности в обществе. Она связана с превращением интереса в фактор действия, познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловленной активной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями индивида, направлена на устранение несоответствия между потребностями и условиями жизни человека [5].
В контексте изучения социальной активности студентов необходимо конкретизировать изучаемый феномен с психологической точки зрения, что обеспечивает выявление его сущностных характеристик, структуры и факторов развития. Социальная активность является важнейшей сферой социализации студентов. В процессе включения в различные формы
социальной деятельности они приобретают новый опыт взаимодействия с другими людьми,
установки и ценности, которые являются наиболее важными для их социальной самореализации. Студенческая организация — место для развития талантов студентов в форме стремлений, идей и творчества. Она дает возможность студентам развивать свое чувство организации.
Одним из инструментов социальной активности студентов является волонтерство. Волонтерскую деятельность среди студентов высших учебных заведений можно интерпретировать как своего рода промежуточную переменную, на которую влияет само высшее образование и которая положительно влияет на определенные показатели эффективности. Волонтерство помогает в освоении академических, социальных, межкультурных и гражданских компетенций [1].
Добровольчество и активизм являются компонентами социального взаимодействия. Участие относится к процессу развития общества/сообщества, в котором живет человек, вносящего свой вклад с верой в то, что он может это сделать. В обществах, где широко распространено участие, ожидается, что качество жизни будет повышаться благодаря политической или гражданской деятельности.
Добровольчество и активизм — это деятельность, основанная на альтруизме. Последствия этих двух типов действий таковы, что влияют на общество за пределами индивидуальной сферы. Но в то время, как активисты — это люди, занимающиеся политическим альтруизмом, добровольчество не является формой политического альтруизма, потому что оно не связано с прямой политической целью. Хотя добровольные объединения имплицитно берут на себя политические роли, они не имеют четкой политической цели и не требуют социальных изменений, претендуя на политические права.
Добровольчество и активизм также отличаются друг от друга с точки зрения типа действия. В отличие от политических действий, добровольчество относится к действиям по улучшению повседневной жизни, таким как уход за сиротами, предоставление жилья, предоставление продуктов питания и т.д. В этих рамках волонтеры обращаются к мероприятиям, направленным на улучшение индивидуальных проблем, в то время как активизм стремится к радикальным социальным изменениям. Например, добровольцы предоставляют услуги, которые облегчают повседневную жизнь пожилых людей для решения их неблагополучных ситуаций, а активисты борются за изменение структурных причин, которые ставят пожилых людей в невыгодное положение. Добровольцы ищут индивидуальные решения для изменений, активисты — институциональные решения. То есть волонтеры пытаются улучшить положение людей, а активисты пытаются изменить политические или социальные структуры, которые порождают эту негативную ситуацию [1].
Несмотря на различия, есть сходства, которые сближают добровольчество и активизм в рамках одной теоретической структуры. Прежде всего, следует отметить, что активизм — это своего рода волонтерство, целью которого является борьба за перемены. Поскольку активистская акция не поддерживается ни одним учреждением или спонсором, она осуществляется без ожидания материальной выгоды, как добровольная акция.
Участие студентов во внеучебных мероприятиях должно быть изучено и исследовано, по той причине, что студенты получают возможности, которые помогают развивать их «когнитивную сложность, гуманизм, знания и академические навыки, а также практическую компетентность» [5].
Авторами было проведено анкетирование студентов, в исследование приняли участие 40
человек. По результатам исследования были получены следующие результаты.
Опрос показал, что 87,5 % являются активными участниками молодежных организаций в своем учебном заведении, что подчеркивает актуальность изучения данного вопроса (рис. 1).
Рис. 1. Доля участия студентов в какой-либо молодежной организации в учебном заведении [составлено автором]
Помимо этого, 85 % опрошенных студентов отметили положительное влияние участия в молодежных организациях на учебную деятельность (рис. 2).
Рис. 2. Влияние участия в молодежной организации на учебную деятельность [составлено автором]
Становится понятным, что групповая деятельность играет значительную роль в улучшении социальной адаптации студентов.
Преимущества для студентов, которые участвуют в общественных молодежных организациях, невозможно переоценить. Многие из этих организаций предоставляют студентам инструменты для наработки профессионального опыта. Появляются новые возможности для взаимодействия студентов и преподавателей, а также студентов между собой. Участие во внеклассных мероприятиях и взаимодействие студентов с преподавателями за пределами лекционных занятий помогают повысить уровень коммуникации, что положительно влияет в итоге на уровень профессиональной подготовки.
Студенческий опыт анализировался в течение многих лет для того, чтобы понять, почему студенты делают определенный выбор в пользу участия в той или иной общественной деятельности. Важно отметить, что студенты, участвующие в различных видах общественной, волонтерской или активисткой деятельности получают хорошую практику межличностного общения, наработки лидерских качеств, принятия решений, работы в команде и адаптации к различным ситуациям. Это жизненно важные навыки, которые будут им полезны в дальнейшем в социальной жизни и профессиональной деятельности. Многие исследования показывают положительную корреляцию между участием в студенческих организациях и профессионализмом [5, 6]. Именно поэтому студенческая общественная жизнь, мероприятия за пределами учебной программы поощряются в университетских городках по всей стране.
L4QQ/J
Например, студенты-технологи начинают развивать профессиональные навыки через участие в колледжах коммуникационных и информационных организаций. Участие в таких организациях предполагает получение ряда преимуществ. Это может быть наработка опыта в компьютерном программировании и разработке социальных сетей, общение с потенциальными наставниками, участие в практиках. Такой опыт помогает в приобретении и развитии соответствующих профессиональных компетенций, что, в свою очередь, повышает востребованность будущего выпускника, как специалиста в своей области деятельности.
Заключение. Таким образом, помимо научной и учебной работы, студентов объединяет и общественная жизнь, а это свободная, творческая, созидательная деятельность, многочисленные студенческие группы, молодежные организации, объединенные общими целями. Общественная жизнь помогает студенту почувствовать свои силы и возможности, оценить поддержку друзей. Участие в современной общественной жизни — это отличный старт профессиональной карьеры и важнейший этап на пути формирования нового гражданина своей страны.
Библиографический список
1. Осипчукова, Е. В. Социальная активность как фактор повышения конкурентоспособности выпускников вузов / Е. В. Осипчукова, Н. В. Попова // Вестник педагогических инноваций. — 2019. — № 3(55). — С. 50-59.
2. Лавров, М. Е. Социальная активность студентов как психолого-педагогический феномен: анализ теоретических подходов / М. Е. Лавров // Социально-политические исследования. — 2021. — № 1(10). — С. 113-123. 10.20323/2658-428X-2021-1-10-113-123
3. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи / Т. Н. Мартынова, М. С. Яницкий, А. А. Зеленин, С. А. Пфетцер // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2019. — № 1(33). — С. 160-167.
4. Шадже, Л. А. Молодежные общественные организации как форма проявления социальной активности молодого поколения (на примере Республики Адыгея) / Л. А. Шадже // Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история : сб. статей по мат-лам LII междунар. науч.-практ. конф., том 11 (44). — Москва: ООО «Интернаука», 2021. — С. 55-60.
5. Щемелева, И. И. Социальная активность студенческой молодежи: факторный и кластерный анализ / И. И. Щемелева // Социологические исследования. — 2019. — № 4. — С. 133141. 10.31857/S013216250004594-6
6. Жураев, Б. Т. Социально-духовное развитие студентов / Б. Т. Жураев // Россия -Узбекистан. Международные образовательные и социально-культурные технологии: векторы развития : сб. мат-лов междунар. науч. конф., под общей редакцией В. Я. Рушанина. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2019. — С. 22-23.
Об авторе:
Чигасова Кристина Александровна, магистрант кафедры «Теория и методика профессионального образования» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), [email protected]
About the Author:
Chigasova, Kristina A., Master's degree student of the Theory and Methodology of Vocational Education Department, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), [email protected]