Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENT YOUTH / SOCIAL ACTIVITY / INSTITUTIONAL CONDITIONS / GOVERNMENT YOUTH POLICY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шурыгина Елена Геннадьевна, Пилипенко Анастасия Эдуардовна

В данной статье производится анализ существующих институциональных условий социальной активности студенческой молодежи Ростовской области. Рассматриваются нормативно-правовые основания, а также деятельность ведущих субъектов формирования и развития студенческой социальной активности посредством анализа статистических данных; выявляются наиболее востребованные направления со стороны студенчества. Представляются результаты анкетного опроса, включающие оценку институциональных условий глазами обучающихся вузов Ростовской области, что позволяет выявить общий уровень удовлетворенности на основании анализа различных аспектов, а также определить наиболее широко распространенный тип социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шурыгина Елена Геннадьевна, Пилипенко Анастасия Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTIONAL CONDITIONS OF STUDENT'S SOCIAL ACTIVITY IN ROSTOV REGION

This article represents the examination of current conditions for student's social activity formation and it's development in Rostov region. All legal and regulatory frameworks and the activity of lead subjects for the formation and development of student's social activity via the examination of statistical data are considered. The most demanded directions at the side of the student youth are also identified. The results of questionnaire survey, including the assessment of institutional conditions at the side of the student youth in Rostov region allows to identify the total level of satisfaction based on different aspects' examination. It also allows to define the most widely spread type of social activity.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 316

DOI 10.18522/2227-8656.2020.4.10

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Шурыгина Елена Геннадьевна

Кандидат социологических наук, доцент,

кафедра ООД,

Ростовский филиал

Российского государственного

университета правосудия,

г. Ростов-на-Дону, Россия,

e-mail: shurigina@list.ru

Пилипенко Анастасия Эдуардовна

Аспирант,

Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: kalosha@sfedu.ru

В данной статье производится анализ существующих институциональных условий социальной активности студенческой молодежи Ростовской области. Рассматриваются нормативно-правовые основания, а также деятельность ведущих субъектов формирования и развития студенческой социальной

THE INSTITUTIONAL CONDITIONS OF STUDENT'S SOCIAL ACTIVITY IN ROSTOV REGION

Elena G. Shurygina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of General Education, Rostov Branch of the Russian State University of Justice, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: shurigina@list.ru

Anastasiya E. Pilipenko

Post-graduate Student, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: kalosha@sfedu.ru

This article represents the examination of current conditions for student's social activity formation and it's development in Rostov region. All legal and regulatory frameworks and the activity of lead subjects for the formation and development of student's social activity via the examination of statistical data are considered.

активности посредством анализа статистических данных; выявляются наиболее востребованные направления со стороны студенчества. Представляются результаты анкетного опроса, включающие оценку институциональных условий глазами обучающихся вузов Ростовской области, что позволяет выявить общий уровень удовлетворенности на основании анализа различных аспектов, а также определить наиболее широко распространенный тип социальной активности.

The most demanded directions at the side of the student youth are also identified. The results of questionnaire survey, including the assessment of institutional conditions at the side of the student youth in Rostov region allows to identify the total level of satisfaction based on different aspects' examination. It also allows to define the most widely spread type of social activity.

Ключевые слова: студенческая молодежь; социальная активность; институциональные условия; государственная молодежная политика; высшее образование.

Keywords: the student youth; social activity; institutional conditions; government youth policy; higher education.

Введение

«Государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности», - зафиксировано в Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года (Основы государственной молодежной политики ... , 2014). При этом современные конкурентные условия общественного развития обусловливают особые требования к самой молодежи.

В процессе освоения образовательной программы в высшей школе происходит формирование компетентностного портфеля будущего специалиста, содержание которого должно состоять не только из профессиональных навыков и умений. Социальная активность выступает действенным механизмом формирования надпрофессиональных компетенций. Создание условий для развития социально активных студентов определяется приоритетной задачей для субъектов управления государственной молодежной политикой (ГМП), образовательных организаций высшего образования, общественных структур и характеризуется наличием определенных институциональных условий.

Результаты современных социологических исследований, посвященных теме активизации молодежи, фиксируют наличие тенденции отказа от патерналистского типа в воспитании молодого поколения (01епта, 2012). В этой связи обозначается переход от политики опекающей и помогающей в адаптации к политике содействующей и стимулирующей (Щемелева, 2016). В данном вопросе особая задача формиру-

ется для высшей школы как одного из субъектов формирования и развития социальной активности в среде студенческой молодежи. Цель образовательной организации не сводится только к передаче знаний и формированию профессиональных компетенций; значительная роль отводится социальным аспектам. Так, вуз определяется центром стимулирования социальной активности студенческой молодежи (Yakovlev, 2015).

Цель данной работы - проведение анализа основных институциональных условий социальной активности студенческой молодежи в Ростовской области посредством изучения нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с молодежью, официальных статистических данных о реализации основных программ и проектов, а также выявления уровня удовлетворенности студентов.

Методы

Реализацию задуманного целесообразно начинать с обращения к феномену институционализации. Институционализация, согласно теории институциональных изменений Д. Норта, представляет собой создание рамок, которые «организуют общественные отношения» (North, 1989), действуют как «правила, механизмы и нормы поведения, структурирующие повторяющиеся взаимодействия между людьми» (North, 1989). Институционализация обеспечивается установлением нормативно-правового регулирования заявленного вопроса, созданием организационных форм и достижением определенных договоренностей относительно интерпретации предпринимаемых действий (Бабинцев, 2017).

С опорой на теорию институциональных изменений Д. Норта в рамках заявленного исследования под институциональными условиями социальной активности студенческой молодежи понимается система норм, правил и векторов, сформированная социальными институтами по отношению к студенческому сообществу и реализованная в нормативно-правовой документации, системе молодежных программ и проектов.

Сегодня студенчеству доступен широкий ряд механизмов для реализации потенциала социальной активности. Трансформации последних десятилетий в России определили «право на жизнь» для различных субъектов социальной активности - общественных объединений, органов самоуправления, политических партий, идеологических платформ и т. д. В рамках заявленной работы будут рассмотрены формальные институциональные условия, сформированные и реализуемые государством или при его участии для обучающихся вузов Ростовской области, так как исследовательский интерес определяется в выявлении особенностей институциональных условий, созданных в системе высшего обра-

зования и ГМП. Особый интерес для заявленного анализа представляют нормативно-правовые основания социальной активности в молодежной среде, деятельность основных акторов, выраженная в системе молодежных программ и проектов. Также в работе используются результаты авторского исследования, проведенного методом анкетного опроса, респондентами которого выступили студенты-активисты вузов Ростовской области. Среди участников - члены органов студенческого самоуправления и представительных органов обучающихся, участники клубов и секций, студенческих и молодежных объединений, ведущих свою работу в рамках образовательных организаций и за их пределами. Выборка гнездовая; основывается на градообразующих вузах регионального центра и средних городов. Исследование проведено среди обучающихся Южного федерального университета, Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Донского государственного технического университета, Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова, Таганрогского института имени А.П. Чехова. Выборка составила 857 человек.

Результаты

Для проведения анализа институциональных условий социальной активности студенческой молодежи необходимым видится детальное рассмотрение действующих законодательных актов и иных нормативных документов по вопросам ГМП, что позволит обозначить правовую основу исследования.

Российская Федерация, являясь федеративным государством1, предусматривает разделение субъектов власти на три уровня по вертикали: федеральный, региональный и местный. Тем самым выделяется определенная самостоятельность в решении вопросов на региональном и местном уровнях.

Вопросы ГМП затрагиваются в ряде нормативно-правовых документов: международных нормативно-правовых актах, законодательстве Российской Федерации (в документах ведомственного характера, в том числе в законодательстве о труде, семейном законодательстве, спорте и туризме, жилищном законодательстве, законодательных актах по вопросам социальной защиты), указах и распоряжениях Президента РФ, по-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http:// www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 28399/.

становлениях и распоряжениях Правительства РФ, региональных и локальных нормативно-правовых документах1. На данном этапе в Российской Федерации не принят федеральный закон о ГМП, он проходит стадию обсуждения. Так, сегодня нормативное регулирование осуществляется документами правительства, принимаемыми на определенный срок (Бабинцев, 2017). В частности, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года являются концептуальным актом, приоритетной целью которого обозначается создание условий для развития человеческого капитала молодого поколения в современной России.

В 78 субъектах РФ существуют региональные законы о молодежной политике, которые учитывают культурные, социально-экономические особенности территории2. Согласно обозначенной теме, особого внимания требуют нормативно-правовые основания социальной активности студенческой молодежи в Ростовской области (РО). Сегодня в регионе действует закон «О государственной молодежной политике в Ростовской области». Среди приоритетных задач регионального закона обозначается развитие социальной активности молодых людей, прожи-

о

вающих на территории РО .

Реализация задач по стимулированию социальной активности в молодежной среде находит отражение во флагманских проектах, реализуемых на федеральном и региональном уровнях. Федеральный проект «Социальная активность» в рамках национального проекта «Образование», целевой аудиторией которого обозначается студенческая молодежь, создан для решения двух задач: создание условий для разработки и реализации социальных инициатив в сфере добровольчества и создание системы выявления и поддержки талантливых молодых людей, стремящихся к самореализации4. Проектом «Социальная активность» обозначается три всероссийских подпроекта: Национальная лига студенческих клубов (НЛСК), дискуссионные студенческие клубы «Диалог на равных», мобильное приложение On Russia. Национальная лига студенческих клубов - движение, которые объединяет активистов клубов по интересам различной направленности (творческая, спортивная, научно-техническая, экологическая и т. д.), не имеющих системной под-

1 Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. Ч. 1 / федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь». URL: http://www.vmo.rgub.ru/files/report-937-2.pdf.

2 У молодежи появится свой закон. URL: https://www.pnp.ru/social/u-molodyozhi-poyavitsya-svoy-zakon-2.html.

3 Закон «О государственной молодежной политике в Ростовской области» от 25 декабря 2014 года № 309-3C. URL: http://special.donland.ru/?PageId=128563.

4 Федеральный проект «Социальная активность». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 319308/87d0df7bcb6171fbf3d46bc6c7425d5dd9fad6b4/.

держки в рамках образовательных организаций. «Диалог на равных» -дискуссионный проект, представленный встречами успешных людей -представителей различных профессиональных сфер со студенческой мо-лодежью1. Мобильное приложение On Russia является информационной молодежной площадкой для коммуникации и участия в сетевых акциях и мероприятиях.

На региональном уровне действует государственная программа Ростовской области «Молодежная политика и социальная активность» (2019-2030 годы). Цель - «содействие успешной самореализации <...>, повышение роли молодежи в жизни Ростовской области, а также создание системы мотивационных условий для вовлечения потенциала молодых людей в деятельность по повышению конкурентоспособности региона». Программа включает следующие подпрограммы: «Поддержка молодежных инициатив», «Формирование патриотизма и гражданственности в молодежной среде», «Обеспечение реализации государственной программы», «Формирование эффективной системы поддержки добровольческой деятельности», «Развитие инфраструктуры государственной молодежной политики», «Развитие деятельности студенческих отрядов». Целевые показатели предусматривают 20%-ю включенность студенческой молодежи в социальные практики к 2030 г.

На федеральном уровне основными субъектами по формированию и развитию социальной активности обозначаются федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» и автономная некоммерческая организация «Россия - страна возможностей». Кроме федерального проекта «Социальная активность», с целью включения в социальные практики студенческой молодежи на федеральном и региональном уровнях реализуется ряд проектов, которые можно разделить на следующие направления: добровольчество (волонтерство), патриотическое воспитание, профориентационная деятельность и развитие карьеры, молодежное самоуправление, поддержка талантливой молодежи, создание единого коммуникационного пространства, реализация молодежных инициатив. Обзорный анализ, который включает статистику проведенных событий проекта, а также вовлеченность студентов вузов, позволит выявить востребованные направления и проекты со стороны обучающихся вузов, что обозначается важным аспектом для достижения заявленной цели.

1 Диалог на равных. URL: https://leader-id.ru/event/39461/.

2 Государственная программа Ростовской области «Молодежная политика и социальная активность» // Официальный сайт правительства Ростовской области. URL: https://www.donland.ru/activity/1472/.

Развитие добровольческого направления предусматривает системную работу в рамках деятельности субъектов управления ГМП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также института высшего образования. По статистическим данным федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь», волонтерством занимаются 16,8 % молодых людей от общего числа населения данного возраста. При этом наибольшей популярностью пользуется направление гражданско-патриотического воспитания, охватывающее 1 900 000 участников, что составляет 7,8 % от числа молодых людей, проживающих в России1. Рассматриваемая группа добровольцев занимается событийной деятельностью, принимая участие в организации мероприятий и событий различной направленности. Также 4 % молодых людей при выборе останавливают свое внимание на экологическом направлении (973 223 человека), что может объясняться существующим мировым трендом экологичной жизни среди молодого поколения. Спортивное добровольчество охватывает 769 667 молодых людей, или 2,9 %. В социальное добровольчество, представленное системной включенностью в деятельность благотворительных организацией и реализацией инициатив, направленных на помощь и поддержку нуждающихся групп, вовлечено меньшее число участников - 638 833

л

молодых человека, или 2,4 % (Численность и состав населения, 2020). Наименее востребовано в среде молодых людей добровольчество в сфере охраны общественного порядка и содействия в поиске пропавших людей.

Развитие патриотического воспитания представляется блоком тематических мероприятий: тематическими форумами, слетами, акциями, экскурсионными программами. По данным федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь», данное направление охватывает 2 308 205 молодых людей, или 9,5 % молодежи в возрасте

о

от 15 до 30 лет .

Профориентационное направление в среде студенческой молодежи производится на федеральном уровне посредством деятельности автономной некоммерческой организации «Россия - страна возможностей» и включает в себя следующие проекты: многопрофильную олимпиаду для студентов и выпускников вузов «Я - профессионал»4,

1 Итоги федерального статистического наблюдения в сфере молодежной политики за 2019 год // Официальный сайт федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». URL: https://fadm. gov. ru/activity/statistic?hashtags=1419.

2 Численность и состав населения. URL: https://www.gks.ru/folder/12781.

3 Итоги федерального статистического наблюдения в сфере молодежной политики за 2019 год.

4 Я - профессионал. URL: https://yandex.ru/profi/.

Всероссийский кубок по менеджменту «Управляй!»1, проект «Время карьеры»2. Данные проекты представляют наибольшую значимость для студентов, обучающихся на выпускных курсах. Поэтому статистика по вовлеченности в процентном соотношении от представителей группы молодежи в целом определяется как неактуальная.

Развитие молодежного самоуправления реализуется проектом «Молодежная команда страны», который направлен на подготовку кадрового резерва для государственной службы, а также через деятельность молодежных парламентов, правительств, консультативных органов различного уровня и студенческого самоуправления в рамках вузов. Общая численность молодых людей, вовлеченных в работу органов молодежного самоуправления, по данным ФАДМ «Росмоло-дежь», на 2019 г. составляет 2 329 473 человека, что составляет 9,9 % от общего части данной категории населения (23 477 000 человек)3. Выявление и поддержка талантливой молодежи представлены событиями различной направленности. Основными мероприятиями на федеральном уровне выступают конкурсы, собранные на площадке АНО «Россия - страна возможностей»: Всероссийский конкурс проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект года»4, конкурс авторских проектов «Моя страна - моя Россия»5, национальная премия «Студент года»6. Ввиду особенностей данных мероприятий, представленных конкурсной спецификой, процентное соотношение от общего числа молодых людей данного возраста не представляется организаторами в отчетных документах.

Направление создания единого коммуникационного пространства для социально активной студенческой молодежи реализуется в значительной мере посредством проведения ежегодной форумной кампании на территории Российской Федерации. В стране созданы и ведут работу тематические площадки нескольких уровней: федерального, окружного, регионального. В 2019 г. участниками форумов всех уровней (3008 мероприятий) стали 1 015 772 молодых человека в воз-

1 Молодежный кубок по менеджменту «Управляй!». URL: https://rsv.ru/competitions/contests/l/12.

2 Марафон «Время карьеры». URL: https://xn--80adjbxl0aeb4ii6a.xn--p1ai/.

3 Итоги федерального статистического наблюдения в сфере молодежной политики за 2019 год; Численность и состав населения.

4 Лучший социальный проект года. URL: https://konkurs.rgsu.net/.

5 Положение о XVII Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна - моя Россия». URL: https://moyastrana.ru/upload/iblock/d28/d28566f2c2966a370960dad43a8a32c2.pdf.

6 Национальная премия «Студент года». URL: https://www.ruy.ru/projects/student-goda/.

расте от 18 до 30 лет, что составляет 4,3 % от общей численности данной категории населения (23 477 000 человек)1.

Направление реализации молодежных инициатив на федеральном уровне представлено Всероссийским конкурсом молодежных проектов, который входит в платформу «Россия - страна возможностей» и реализуется федеральным агентством по делам молодежи «Ро-смолодежь». Молодым людям в возрасте до 30 лет предоставляется возможность получить грант на реализацию авторского социального проекта. Всего в 2019 г. было подано 23 256 заявок (в 2018 г. - 18 535) из 85 субъектов Российской Федерации, из них победителями стали 2963 проекта, в том числе среди физических лиц - 2354 проекта, а также 609 проектов от 255 вузов. Статистические данные свидетельствуют о том, что менее 1 % молодых людей становятся авторами и руководителями проектных команд для реализации собственной инициативы. Из числа представленных молодежью проектов для реализации наиболее популярным является направление развития социальных лифтов (таблица)2, что фиксирует актуальность вопроса социальной мобильности в молодежной среде.

На региональном уровне основным субъектом развития социальной активности студенческой молодежи обозначается Комитет по молодежной политике Ростовской области (КМПРО) - орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию ГМП на территории РО3.

В рамках созданных институциональных условий в Ростовской области выделяются два блока программ и проектов: инициируемые федеральным центром и разработанные в регионе. Сеть мероприятий, направленных на развитие социальной активности молодежи в Ростовской области, можно классифицировать на следующие группы по направлению деятельности: развитие управленческих компетенций молодежи, конкурсные мероприятия, направленные на выявление и признание особых достижений молодых людей, развитие клубного движения среди студенческой молодежи, развитие добровольческого движения, реализация форумной кампании, поддержка деятельности студенческих отрядов, профориентационные мероприятия.

1 Всероссийская форумная кампания. URL: https://fadm.gov.ru/activity/forum_company.

2 Доклад об итогах деятельности Федерального агентства по делам молодежи в 2019 году и планах по реализации государственной молодежной политики на 2020 год // Официальный сайт ФАДМ «Росмоло-дежь». URL: http://rosmetod.ru/files/pdf/2015/03/31/18-18-43-otchet-rosmolodezh-.pdf.

3 Об утверждении государственной программы Ростовской области «Молодежная политика и социальная активность». URL: URL:https://www.donland.ru/documents/9706/.

Категории и направления Всероссийского конкурса молодежных проектов (среди физических лиц)

№ Направление Количество заявок Победители Сумма, млн руб.

1 Студенческие инициативы 2551 138 14,1

2 Развитие социальных лифтов 3303 442 297

3 Добровольчество 2638 338 188,3

4 Спорт, ЗОЖ, туризм 3008 296 231,5

5 Патриотическое воспитание 2737 283 243,2

6 Инициативы творческой молодежи 20736 466 290,6

7 Молодежные медиа 1706 188 135,9

8 Профилактика негативных проявлений в молодежной среде и межнациональное взаимодействие 1231 140 97,2

9 Укрепление семейных ценностей 809 63 49,6

Всего 20719 2354 1647,4

По данным отчета о деятельности КМПРО в 2019 г., доля молодежи, вовлеченной в деятельность органов самоуправления, составила 14,4 %; доля студентов, включенных в клубное движение, от общего числа студенческой молодежи составила 30,9 %; доля молодежи, проинформированной о реализации мероприятий в сфере ГМП, - 50 % от всей молодежи, проживающей на территории РО; доля молодежи, вовлеченной в добровольческое движение, - 23,9 %; доля молодежи, во-

влеченной в деятельность общественных организаций на базе образовательных организаций высшего образования, - 15 %1.

Обсуждение

Анализ нормативно-правовых оснований, а также деятельности основных субъектов по формированию и развитию социальной активности в среде студенческой молодежи характеризуется широким рядом институциональных условий, основная часть которых сформирована и предложена федеральным центром и является унифицированной. Региональные институциональные условия социальной активности студенческой молодежи выстраиваются в соответствии с федеральной повесткой, дополнительно включая программы и проекты, разработанные и реализуемые на территории Ростовской области. Согласно представленной статистике, социальная активность молодежи исследуемого региона характеризуется относительно высоким уровнем вовлеченности молодых людей в социальные практики, превышающим показатели по стране в целом. Среди молодых людей наиболее широко распространено событийное волонтерство, позволяющее принимать участие в социальных практиках стихийно, без обязательств системной включенности. Социальное добровольчество вызывает меньший интерес со стороны обучающихся вузов. Также актуальными представляются направления молодежного самоуправления и патриотической работы. Анализ заявок грантовых конкурсов дополнительно демонстрирует интерес к развитию социальных лифтов со стороны студенческого сообщества.

Для наиболее полного анализа институциональных условий социальной активности было проведено исследование методом анкетного опроса среди обучающихся вузов Ростовской области. Перед оценкой институциональных условий социальной активности студенческой молодежи необходимо выявить наиболее востребованный тип данной деятельности, по мнению обучающихся. На вопрос «Какими видами деятельности, кроме учебной, Вы занимаетесь?» участие в молодежных общественных объединениях различной направленности отмечают 44,8 % опрошенных. Также современные студенты интересуются творческим направлением (занятия танцами, вокалом, театральным и художественным видами искусства) - 28,3 %, системно связаны со спортивными объединениями (участие в соревнованиях, забегах и т.д.) 14,6 %

1 О совершенствовании работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной молодежной политики в Ростовской области. URL: https:// kmpro.donland.ru/documents/other/13257/.

опрошенных. Наименее популярной среди студентов является научно-исследовательская деятельность, об участии в которой сообщают 7,7 % молодых людей - обучающихся вузов. Так, в среде студенческой молодежи Ростовской области доминирующим является общественный тип социальной активности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из блоков заявленного исследования обозначается студенческая оценка уровня удовлетворенности институциональными условиями, созданными на территории Ростовской области для развития социальной активности. Студентам было предложено оценить различные аспекты созданных условий в рамках образовательной организации и за ее пределами. Удовлетворенность возможностями самореализации студентов вузов Ростовской области характеризуется высоким уровнем позитивной оценки. 47,1 % студентов полностью удовлетворены предоставляемыми возможностями, 34,2 % скорее удовлетворены. Наибольший уровень удовлетворенности возможностью самореализации в рамках вуза отмечается среди студентов ДГТУ (60,2 % опрошенных удовлетворены полностью), что может быть продиктовано наличием широкой сети молодежных структур в рамках данной образовательной организации. Респонденты из других организаций также демонстрируют высокий уровень удовлетворенности возможностью самореализации: 38,0 % полностью удовлетворены в ЮФУ, 40,2 - в РГЭУ (Таганрог), 39,1 - в ЮРГПУ (НПИ), и 50,0 % - в ЮРИУ РАНХиГС. Дополнительно обучающимся был задан вопрос, предлагающий оценить собственный уровень социальной активности. Студенты, оценивающие по пятибалльной шкале свою включенность в социальные практики, на более высокие баллы (4 и 5) демонстрируют повышенный уровень удовлетворенности созданными условиями для самореализации в рамках вуза. 46,7 % респондентов, оценивающих собственную активность на 4 балла, и 42,3 %, оценивающих активность на 5 баллов, отмечают, что полностью удовлетворены возможностями самореализации. При этом студенты, отмечающие низкий уровень личной включенности в социальные практики вуза, демонстрируют более низкую удовлетворенность предоставляемыми возможностями (28,6 % оценивающих свою активность на 1 балл полностью удовлетворены возможностями реализации и 32,6 % респондентов, оценивающих свою активность на 2 балла). Так, наблюдается зависимость между включенностью студента в социальные практики и уровнем его удовлетворенности созданными условиями для самореализации.

На вопрос о соответствии мероприятий высшей школы запросам обучающихся 41,9 % студентов отмечают, что проводимые события полностью удовлетворяют их запросам, 36,9 % говорят, что скорее удовлетворяют, 21,2 % молодых активистов отмечают частичную или полную неудовлетворенность событиями. Выявлена зависимость между частотой участия в социальных практиках и оценкой предоставляемых возможностей самореализации в рамках вуза - чем чаще молодой человек участвует в мероприятиях, тем выше его уровень удовлетворенности. Так, среди студентов, участвующих в проводимых событиях ежемесячно, 48,6 % удовлетворены полностью, раз в несколько месяцев - 38,4, раз в полгода и реже - 35,2 %. Полученные данные, на наш взгляд, основываются на включенности студенческого сообщества в определение повестки мероприятий вуза посредством широко развитых механизмов: органов студенческого самоуправления, представительных органов обучающихся, клубного движения. При этом вполне закономерным видится повышенный уровень удовлетворенности обучающихся, принимающих участие в социальных практиках на постоянной основе.

Разнообразие проводимых событий также оценивается донскими студентами на высоком уровне. 47,8 % респондентов полностью удовлетворены, 38,4 % скорее удовлетворены, 10,4 % скорее не удовлетворены и 3,5 % студентов не удовлетворены совсем. Так, можно отметить, что институциональные условия востребованы со стороны молодежи и удовлетворяют их требованиям. Также наблюдается зависимость удовлетворенности от частоты участия - 50,9 % участвующих ежемесячно удовлетворены полностью, 46,4 % участвующих -раз в несколько месяцев и 44,2 % - раз в полгода и реже. Таким образом, значимая роль отводится субъектности молодых людей, участвующих в социальных практиках. Проявляющие активность на постоянной основе в большей степени отмечают собственную удовлетворенность.

Заключение

Для понимания созданных институциональных условий были проанализированы нормативно-правовые основания социальной активности в среде студенческой молодежи. Современный этап развития государственной молодежной политики и системы высшего образования характеризуется широким рядом нормативных актов, в которых стимулирование социальной активности обозначается актуальной задачей. Кроме того, созданы и реализуются федеральный проект

и региональная программа Ростовской области, основной целью которых является повышение уровня активности молодых россиян.

Региональные институциональные условия выстраиваются в соответствии с федеральной повесткой, где наиболее актуальными направлениями обозначаются добровольчество (волонтерство), патриотическое воспитание, профориентационная деятельность, молодежное самоуправление, поддержка талантливой молодежи, создание единого коммуникационного пространства, реализация молодежных инициатив. Результаты анализа статистических данных свидетельствуют о повышенном уровне вовлеченности молодых людей, проживающих на территории Ростовской области, в реализацию приоритетных направлений по сравнению с данными по стране в целом. Наиболее востребованным выступает событийное волонтерство. Кроме того, данные о реализации грантового конкурса авторских проектов свидетельствуют о повышенном интересе к созданию эффективных механизмов активизации социальных лифтов в молодежной среде.

Результаты анализа анкетного опроса, проведенного среди социально активных обучающихся высшей школы, свидетельствуют о высоком уровне удовлетворенности институциональными условиями социальной активности в среде студенческой молодежи Ростовской области. Обучающиеся вузов позитивно оценивают возможность самореализации в рамках образовательной организации, соответствие проводимых мероприятий запросам студентов, разнообразие проводимых событий за пределами вуза. Отмечается зависимость уровня удовлетворенности возможностями самореализации от субъективной оценки социальной активности студенческой молодежи: студенты, высоко оценивающие качество собственной активности, в большей степени удовлетворены созданными институциональными условиями. Также выявлена зависимость между частотой участия и соответствием проводимых вузом мероприятий запросам студентов, а также частотой участия и уровнем удовлетворенности разнообразием проводимых мероприятий: обучающиеся, чаще участвующие в предлагаемых социальных практиках, удовлетворены в большей степени. Наиболее распространенным типом проявляемой социальной активности студентов вузов Ростовской области является общественная деятельность, наименее - научно-исследовательская.

Литература

Бабинцев В.П. Противоречия институ-ционализации государственной молодежной политики в России // Государственная молодежная политика в системе развития человеческого капитала: наука и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 2425 апреля 2017 г. М. : Перспектива, 2017. С. 53-56.

Всероссийская форумная кампания. Режим доступа: https:// fadm.gov.ru/activity/ forum_company.

Государственная программа Ростовской области «Молодежная политика и социальная активность» // Официальный сайт правительства Ростовской области. Режим доступа: https: //www.donland.ru/activity/ 1472/.

Диалог на равных. Режим доступа: https://leader-id. ru/event/39461/.

Доклад об итогах деятельности Федерального агентства по делам молодежи в 2019 году и планах по реализации государственной молодежной политики на 2020 год // Официальный сайт ФАДМ «Росмоло-дежь». Режим доступа: http:// rosmetod. ru/files/pdf/2015/03/31/18-18-43-otchet-rosmolodezh-.pdf.

О совершенствовании работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной молодежной политики в Ростовской области. Режим доступа: https:// kmpro. donland. ru/documents/other/13257/.

Закон «О государственной молодежной политике в Ростовской области» от 25 декабря 2014 г. № 309-3C. Режим доступа: http://special.donland.ru/?PageId= 128563.

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере молодежной политики за 2019 год // Официальный сайт федерального агентства по делам молодежи «Росмо-лодежь». Режим доступа: https:// fadm.gov .ru/activity/stati sti c? hashtags= 1419.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от

References

Babintsev, V.P. (2017). Contradictions in the institutionalization of state youth policy in Russia. State youth policy in the system of human capital development: science and practice. Materials of the all-Russian scientific and practical conference. April 24-25, 2017. Moscow: Perspektiva, 53-56. (in Russian).

All-Russian forum campaign. Available at: http s ://fadm. gov.ru/activity/forum_compan y. (in Russian).

State program of the Rostov region "Youth policy and social activity". Official website of the Government of the Rostov region. Available at: https:// www.donland.ru/ activity/1472/. (in Russian).

Dialog on equal terms. Available at: https://leader-id.ru/event/39461/. (in Russian).

Report on the results of the activities of the Federal Agency for youth Affairs in 2019 and plans for the implementation of the state youth policy for 2020. Official website of FADM "Rosmolodezh". Available at: http:// rosmetod.ru/files/pdf/2015/ 03/31/18-18-43-otchet-rosmolodezh-.pdf. (in Russian).

On improving the work of state authorities and local self-government bodies in the implementation of state youth policy in the Rostov region. Available at: https:// kmpro. donland.ru/documents/other/13257. (in Russian).

Law "On state youth policy in the Rostov region" dated December 25, 2014 No. 309-ZS. Available at: http:// special.donland. ru/?PageId=128563. (in Russian).

Results of the Federal statistical observation in the sphere of youth policy for 2019. Official website of FADM "Rosmolodezh". Available at: https:// fadm.gov.ru/ activi-ty/statistic?hashtags=1419. (in Russian).

The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 No. 6-FKZ, from 30.12.2008 No. 7-FCL from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FKZ) Available at: http:// www.consultant.ru/ docu-

ment/cons_doc_LAW_28399/. (in Russian).

21.07.2014 № 11-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/.

Лучший социальный проект года. Режим доступа: https://konkurs.rgsu.net/.

Марафон «Время карьеры». Режим доступа: https://xn--80adjbxl0aeb4ii6a.xn--p1ai/.

Молодежный кубок по менеджменту «Управляй!». Режим доступа: https:// rsv.ru/competitions/contests/1/12.

Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. Часть 1 / Федеральное агентство по делам молодежи «Ро-смолодежь». Режим доступа: http:// www. vmo.rgub.ru/files/report-937-2.pdf.

Национальная премия «Студент года». Режим доступа: https:// www.ruy.ru/ projects/ student-goda/.

Об утверждении государственной программы Ростовской области «Молодежная политика и социальная активность». Режим доступа: https:// www.donland.ru/documents/9706/.

Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. Режим доступа: http:// www. con-sultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171835/.

Положение о XVII Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна - моя Россия». Режим доступа: https:// moyastra-na.ru/upload/iblock/d28/d28566 f2c2966a370960dad43a8a32c2.pdf.

У молодежи появится свой закон. Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/ u-molodyozhi-poyavitsya-svoy-zakon-2.html.

Федеральный проект «Социальная активность». Режим доступа: URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _319308/87d0df7bcb6171fbf3d46bc6c7425d5d d9fad6b4/.

Численность и состав населения. Режим доступа: https: //www.gks.ru/folder/ 12781.

Щемелева И.И. Социальные технологии управления социальной активностью

Best social project of the year. Available at: https://konkurs.rgsu.net/. (in Russian).

Marathon "Career Time". Available at: https://xn--80adjbxl0aeb4ii6a.xn--p1ai/. (in Russian).

Youth Cup on management "Manage!". Available at: https:// rsv.ru/competitions/ contests/1/12. (in Russian).

Youth of Russia 2000-2025: development of human capital. Part 1. Federal Agency for youth Affairs "Rosmolodezh". Available at: http://www.vmo.rgub.ru/files/report-937-2.pdf. (in Russian).

National award "Student of the year". Available at: https://www.ruy.ru/projects/ stu-dent-goda/. (in Russian).

The state program of the Rostov region "Youth policy and social activity". Available at: https://www.donland.ru/documents/9706/. (in Russian).

Bases of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the Order of the Government of the Russian Federation of 29.11.2014 No. 2403-p. Available at: http:// www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_171835/. (in Russian).

Regulations on the XVII all-Russian competition of youth author's projects and projects in the field of education aimed at the socio-economic development of Russian territories "My country - my Russia". Available at: https:// moyastrana.ru/upl oad/iblock/d28/ d28566f2c2966a370960dad43a8a32c2.pdf. (in Russian).

The youth will have the law. Available at: https://www.pnp.ru/social/u-molodyozhi-poyavitsya-svoy-zakon-2.html. (in Russian).

Federal project "Social activity". Available at: http:// www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_3193 08/87d0df7 bcb6171fbf3 d46bc6c7425d5 dd9fad6b4/. (in Russian).

Number and composition of the population. Available at: https:// www.gks.ru/ folder/12781. (in Russian).

Shchemeleva, I.I. (2016). Social technologies for managing social activity of students. Voprosy upravleniya, 4 (22). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnye-

студенческой молодежи // Вопросы управления. 2016. № 4 (22). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-tehnologii-upravleniya-sotsialnoy-aktivnostyu-studencheskoy-molodezhi.

Я - профессионал. Режим доступа: https://yandex.ru/profi/.

Olenina G.V. Socio-cultural design and promotion of civil initiatives of youth: history, theory, methodology, practice. Barnaul: AGAKI, 2012. 311 p.

Yakovlev I. G. Scenarios of development of the Russian higher education // Sotsiologiya obrazovaniya. 2015. № 9. P. 4-26.

North D.C. Forthcoming // Institutions, Transaction Costs, and the Rise of Merchant Empires. In J.D. Tracy (Ed.). The Political Economy of Merchant Empires. Cambridge: Cambridge University Press, 19S9.

North D.C., Weingast B.W. The Evolution of Institutions Governing Public Choice in 17th Century England // Journal of Economic History. 19S9. Vol. 49. P. S03-S32.

Поступила в редакцию

tehnologii-upravleniya-sotsialnoy-aktivnostyu-studencheskoy-molodezhi. (in Russian).

I am a professional. Available at: https://yandex.ru/profi/. (in Russian).

Olenina, G.V. (2012). Socio-cultural design and promotion of civil initiatives of youth: history, theory, methodology, practice. Barnaul: AGAKI.

Yakovlev, I.G. (2015). Scenarios of development of the Russian higher education. Sotsiologiya obrazovaniya, 9, 4-26.

North, D.C. (1989). Forthcoming. Institutions, Transaction Costs, and the Rise of Merchant Empires. In J.D. Tracy (Ed.). The Political Economy of Merchant Empires. Cambridge: Cambridge University Press.

North, D.C., Weingast, B.W. (1989). The Evolution of Institutions Governing Public Choice in 17th Century England. Journal of Economic History, 49, 803-832.

10 июля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.