Слово молодым ученым
УДК 316 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-235-238
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ! СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Калоша аспирант Института социологии и регионоведения,
Анастасия Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,
Эдуардовна ул. Пушкинская, 160]. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к изучению феномена социальной активности молодежи. Проанализированы результаты комплексного исследования «Социологический портрет студентов Южного федерального университета» и сформулированы рекомендации по реализации молодежной политики в университете.
Ключевые слова: социальная активность, студент, молодежь, молодежная политика.
Во все времена молодежь являлась движущей силой развития общества. В современной России большое внимание уделяется осознанию государством особой роли молодежи в экономической, политической и социальной жизни страны. Динамично изменяющаяся среда обуславливает особые требования к молодежи как к социальной группе. Так, социум диктует, какими качествами должен обладать успешный молодой человек. Одно из ключевых мест в этом ряду занимает социальная активность. Требования к молодому человеку формируются как на уровне межличностного взаимодействия: ученик-школа, студент-вуз, соискатель-работодатель, так и на уровне государственной власти, представители которой являют собой образ идеального гражданина, к которому необходимо стремиться. Значимость упомянутого выше качества обусловлена современными социально-политическими и экономическими процессами. Поскольку в современной России не полностью завершен процесс формирования демократического общества, современной молодежи необходимо самостоятельно выработать модель поведения человека новой формации, умеющего отстаивать свои права, способного жить в условиях конкуренции и влиять на ситуацию в различных сферах жизни государства. С точки зрения экономического аспекта, во всех развитых странах волонтерский труд, основанный на индивидуальном энтузиазме граждан, является нормой жизни [3]. Причем этот вид социальной активности не только позволяет решать актуальные проблемы общества, но и является мощным экономическим фактором. Следующим аспектом, выводящим социальную активность в разряд наиболее востребованных личностных черт, является профессиональное образование и трудоустройство. По окончанию вуза выпускник сам должен заниматься собственным трудоустройством. В силу распространенного формального характера производственной практики с одной стороны, и необходимости наличия практического опыта при поступлении на работу - с другой, приобретение недостающих компетенций посредством участия в общественной деятельности, является решением для современного молодого человека.
Целью данной статьи является анализ и оценка общей социальной активности студенческой молодежи на основе результатов комплексного исследования «Социологический портрет студентов Южного федерального университета», а также выработка рекомендаций по реализации молодежной политики в Южном федеральном университете.
Понятие социальной активности широко используется в целом ряде гуманитарных дисциплин и определяется по-разному. В педагогике с вопросом изучения социальной активности связаны имена П.П. Блонского, В.Ф. Бехтерева, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, который рассматривал социальную активность как систему формирования и развития личности [4]. В психологии особое внимание исследованию внутренних факторов личности, влияющих на развитие социальной активности, уделяется в работах Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Петровского, В.Г. Маралова, дающего следующее определение социальной активности: действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью [5]. В социологии социальная активность рассматривается в рамках двух научных подходов: личностного и деятельностного. Е.А. Якуба и А.А. Кратко, представители деятельностного подхода, определяют социальную активность как «системное социальное качество личности, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, то есть глубина и полнота связей с социумом, уровень преобразования личности в субъект общественных отношений» [2]. Е.М. Бабосова, Г.Е. Зборовский, Е.М. Токарев, С.С. Фролова являются представителями личностного подхода к пониманию социальной активности.
Данный феномен трактуется ими как «мера, степень, характеристика целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности» [6].
Так, описанные выше подходы являются непротиворечащими и дополняющими друг друга. Внешним проявлением активности является деятельность, а внутренним - осознание целей этой деятельности. Таким образом, основными характеристиками социальной активности можно назвать следующие:
• внутреннее побуждение (осознанная готовность личности к деятельности, понимание мотивов, определение подходящих форм деятельности];
• социальное взаимодействие (взаимосвязь личности с социумом, которая проявляется в социально продуктивной деятельности, общении, познании, результатом чего является развитие личности и изменение социальной среды] [1].
Так, проанализировав теоретические подходы к изучению рассматриваемого феномена, мы можем предложить следующее определение социальной активности: самостоятельная деятельность личности, которая одновременно направлена на решение общественно значимых проблем и на удовлетворение собственных потребностей. К социальной активности молодежи можно отнести такие виды деятельности как, например, волонтерская деятельность, участие в общественных организациях (патриотические, политические и другие], творческих и спортивных объединениях. Среди субъектов формирования социальной активности стоит выделить следующие: семья, государство, институты образования, общественные организации, средства массовой информации и другие.
Государство, являясь особым субъектом формирования социальной активности, регулирует различные формы ее проявления посредством законодательных актов. Так, в Российской Федерации утверждены Основы государственной молодежной политики в Российской федерации на период до 2015 года. Документ, в котором описаны механизмы поддержки молодых людей с целью развития социальной активности (от 29.11.2014 г. № 2403-р) [9]. В Ростовской области также функционирует региональная программа «Молодежь Ростовской области» (от 25.09.2013 г. № 588], направленная на регулирования молодежной политики с учетом специфики региона [8].
Юность является переломным жизненным этапом для личности, в ходе которого сочетание внутренних жизненных установок личности и внешних факторов обуславливают дальнейшую траекторию развития молодого человека. Этим объясняется неизменный интерес ученых-социологов к изучению ситуации социальной активности в молодежной среде в целом, так и в отдельных ее группах.
В Южном федеральном университете первое социологическое исследование, призванное выяснить особенности различных сторон жизни студентов ЮФУ, было проведено в 2012 г. Сегодня данная практика является ежегодной. В ходе исследования рассматривается ряд актуальных вопросов, в том числе связанных с социальной активностью обучающихся университета. Общей целью исследований является выявление особенностей формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни. В исследовании 2016 г. приняли участие 1200 респондентов. Процедура сбора эмпирических данных предполагала использование количественного метода социологического анализа, а именно массового анкетирования целевой аудитории (обучающиеся ЮФУ]. Дисперсный и кластерно-делимитационный анализ показал, что данное количество респондентов вполне репрезентативно при четком соблюдении стратификационной модели.
В ходе исследования было получены данные по разным сферам жизнедеятельности студента. Хотелось бы остановиться на изучении социальной активности. Жизнь молодого человека складывается из повседневных социальных практик, направленных на создание условий комфортного существования. Комфортные условия жизни напрямую зависят от осознания важности тех или иных жизненных ориентиров. В блоке вопросов о жизненных установках, интересах и политических взглядах студентов Южного федерального университета привлекает внимание следующее: участие в политике, политических организациях не является важным для трети опрошенных (33%], при том, что очень важным является лишь для 5,6% респондентов. Только 5% опрошенных при наступлении ухудшения жизненной ситуации готовы вступить в какую-либо политическую партию для защиты своих интересов; 7,2% примет участие в митингах и демонстрациях. Так, формирующаяся политическая культура студентов ЮФУ на сегодняшний день не обладает достаточно четкими характеристиками, а большинство молодежи не охвачено организационными формами, ни созданными сверху, ни саморегулируемыми.
С л о в о м о л о д ы м у ч е н ы м
Полученные результаты могут быть объяснены высоким уровнем недоверия и определенным кризисом данных политических институтов.
По результатам исследования было выявлено, что силовые методы решения жизненных проблем не являются популярными среди студентов Южного федерального университета -4,9% опрошенных готовы взяться за оружие для отстаивания своих интересов. С одной стороны, полученные данные могут свидетельствовать о низком уровне протестной социальной активности студентов, а с другой - говорят о том, что имеется пласт радикально настроенной донской молодежи, для которой применение оружия не является преступлением, правовой нигилизм является допустимым; данную группу можно рассматривать как источник конфликтогенного потенциала [7]. Так, результаты исследования демонстрируют существующую потребность в развитии системы возможностей для самореализации молодых людей в сфере политики. Решением может стать создание диалоговых площадок для обмена опытом и получения интересующей информации. Использование данных методов поможет снижению агрессивного настоя студентов.
В Южном федеральном университете 78,6% опрошенных относят себя к социально активным обучающимся, принимая участие в различных видах активностей. На вопрос о видах деятельности, которыми студенты ЮФУ занимаются в свободное время, ответы распределились следующим образом: приоритетным направлением (40,3%] является научная деятельность; 33,2% респондентов посвящают общественной деятельности; похожие результаты - 32,2% -творческой; а 19,9% - спортивной деятельности. Но общем уровне достаточно высокой занятости студентов, почти 1/5, а именно 21,4% респондентов не интересуются ничем из вышеперечисленного, что свидетельствует о низком уровне социальной активности данной части респондентов [7]. В целом, участие обучающихся в различных формах социальной активности затрагивает достаточно широкий слой студенческой молодежи университета с разным уровнем мотивации. На вопрос об отношении к молодежному добровольчеству 47,9% опрошенных отметили значимость и востребованность волонтерской деятельности в современном обществе. Те, кто считает полезным участие молодежи в работе волонтерских организаций, отмечают возможность самореализоваться, приобрести навыки, опыт общения и гражданской деятельности, принести пользу стране. Численный состав Волонтерского центра Южного федерального университета - 700 обучающихся, которые приняли участие в качестве добровольцев в более чем 120 мероприятиях за 2016-2017 учебный год. Так, наиболее популярным видом волонтерской активности у студентов Южного федерального университета является событийное волонтер-ство ^еп^волонтерство]; 33,2% респондентов отметили свое участие в качество добровольца в мероприятиях и событиях различной направленности. Таким образом, участие студентов в общественной и творческой деятельности университета вызывает определенный оптимизм. Самыми распространенными мероприятиями, о которых упоминали студенты ЮФУ, являются «Студенческая Весна» (92, 1%], «День первокурсника» (24,7%], «Фестиваль Науки» (24,9%]. Популярность данных событий можно объяснить традиционно большим количеством участников данных событий, а также нетрадиционными форматами проведения.
Таким образом, проанализировав данные, полученные в ходе проведенного исследования, можно отметить две базовых стратегии обучающихся: активная и пассивная. При этом активная стратегия обладает двойственные потенциалом: в зависимости от принятого решения она может быть конструктивной и деструктивной, так как имеющийся потенциал может содержать в себе силовые методы достижения поставленных целей. Для снижения до минимума возможного проявления деструктивного поведения, необходимо сформировать следующие рекомендации по реализации молодежной политики в Южном федеральном университете:
• необходимо поддерживать в молодежном сознании высокий авторитет государственных институтов. Перспективным направлением может являться системное проведение дискуссионных политических клубов, реализация проектов, направленных на информирование о достижениях органов власти, введение в систему реализации молодежной политики обратной связи через встречи студентов с представителями политических институтов.
• для увеличения доли социально активных студентов важными элементами в работе с молодежью университета должны стать: повышение доверия к организациям; демонстрация пользы деятельности в организациях общественной, научной, спортивной и творческой направленности через возможность приобретения новых навыков и компетенций; демонстрация успешного сочетания учебной и активной социальной деятельности. Подобные элементы работы следует внедрять в свою коммуникационную стратегию Объединенному совету обучающихся, Профсоюзной организации и другим организациям, работающим со студентами.
Литература
1. Каргаполова Ю.В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. 2014. №21. С. 575-577.
2. Кратко А.А., Якуба Е.А. Социология. Харьков: Изд-во Константа, 1996. 192с.
3. Левшина А.А. Мотивационно-смысловая основа участия молодежи в общественной деятельности / / Российский психологический журнал. 2013. №5. Том 10. С. 71-79.
4. Макаренко А.С. Собр. Соч.: В 7 т. М.: АПНРСФСР, 1951. Т.5. 510 с.
5. Маралов В.Г., Ситаров А.В. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М.: Прометей. 220 с.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Статус, 1995. 217 с.
7. Портрет студентов Южного федерального университета. Исследование №3: коллективная монография / Отв. ред. А.В. Сериков. Ростов н/Д.: Изд-во Фонд науки и образования, 2016. 170 с.
8. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 588 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Молодежь Ростовской области». [Электронный ресурс] // URL: http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-gosudarstvennojj-programmy-Rostovskojj-oblasti-Molodezh-Rostovskojj-
oblasti?pageid=128483&mid=134977&itemId=21070 (дата посещения: 01.08.2017 г.]
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р <Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата посещения: 01.08.2017 г.]
Kalosha Anastasia Eduardovna, Postgraduate student of the Institute of sociology and regional studies; Southern Federal University (160, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
FORMATION OF STRATEGY OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENT'S YOUTH (ON THE EXAMPLE OF SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY)
Abstract
The article reviews different approaches towards the phenomenon of young people social activity, analyzes the results of a comprehensive study entitled «South Federal University student sociological profile» and formulates recommendations on youth policy realization at the university. Keywords: social activity, a student, the youth, youth policy.
УДК 316 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-238-243
ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ К СО ЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ
(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ)
Красножон аспирант кафедры отраслевой и прикладной социологии, Анастасия Южный федеральный университет (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, Геннадьевна ул. Большая Садовая, д. 105/42]. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается специфика проявления предрасположенности личности к социально ответственному поведению. Социальная ответственность анализируется как показатель социальной зрелости и фактор, определяющий поведение личности. Приводятся данные авторского исследования предрасположенности студенческой молодежи к активной, самостоятельной деятельности, специфики осознания личностью социальной ответственности и степени готовности к её реализации в процессе жизнедеятельности.
Ключевые слова: социальная ответственность личности, предрасположенность к ответственному поведению, динамика формирования ответственности, молодежь, ценности.
Современное российское общество, его институциональная среда находятся в состоянии интенсивных изменений, что влечет за собой изменение ценностного сознания людей, в том числе - ценностного содержания социальной ответственности.
Специфика социальной ответственности личности характеризуется нормами, ценностями, которые функционируют в обществе, регулируют отношения личности и общества в различных сегментах социальной жизни. Социальная ответственность личности представляет собой сложно-