Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ РОССИИ И ФРАНЦИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ'

ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ РОССИИ И ФРАНЦИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ / PUBLIC ADVISORY COUNCILS / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РФ / PUBLIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ ФРАНЦИИ / THE ECONOMIC AND SOCIAL COUNCIL OF FRANCE / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ / PUBLIC-STATE DIALOGUE / ЭКСПЕРТИЗА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PUBLIC ORGANIZATIONS / PEER REVIEW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тиховодова А.В.

В статье дана сравнительная характеристика общественных консультативных советов Франции и России: их правового статуса, состава, структуры и функционального назначения. Указаны недостатки и преимущества данных институтов взаимодействия общества и государства.The article provides a comparative analysis of Public Advisory Councils of France and Russia: their legal status, composition, structure and functional purpose. The drawbacks and advantages of these public-state interaction institutions are mentioned.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ РОССИИ И ФРАНЦИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ»

УДК 316.3

А.В. Тиховодова, доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ РОССИИ И ФРАНЦИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Ключевые слова: гражданское общество, общественные консультативные советы, Общественная палата РФ, Экономический и Социальный Совет Франции, общественно-государственный диалог, экспертиза, общественные организации.

В статье дана сравнительная характеристика общественных консультативных советов Франции и России: их правового статуса, состава, структуры и функционального назначения. Указаны недостатки и преимущества данных институтов взаимодействия общества и государства.

Разновидностью институтов гражданского участия, обеспечивающих делибера-тивное принятие решений в современном обществе, являются общественные советы, специально создаваемые с целью выработки рекомендаций органам власти и должностным лицам. Общественные советы, создаваемые государством или местными сообществами, в различных формах существуют практически в каждой стране мира. Их появление приходиться на первую треть XX в. - время необычайного роста политической активности граждан. В обществе произошло осознание того, что участие общественности в обсуждении различных вариантов принятия публично-властных решений придает им большую легитимность, а деятельность органов власти становится более эффективной. В связи с этим появляются первые консультативные общественные советы. В течение XX в. практика создания консультативных общественных советов в демократических странах становиться повсеместной. Наиболее часто они создаются на уровне местного самоуправления. В частности, в Порто-Аллегре (Бразилия) действует Совет участия по вопросам бюджета города, в Сан-Франциско (США) в 1999 г. создана оперативная группа по выполнению приказа мэра города Сан-Франциско о прозрачности деятельности государственных органов, в Щецине (Польша) - консультативно-совещательный совет и др. Довольно часто общественные советы функционируют на уровне субъектов федеративных государств (Консультативный Совет Айоваксесс, созданный в штате Айова), реже - на общенациональном уровне. Примерами общественных советов, действующих на общенациональном уровне, служат Социальный и Экономический Совет Франции, Общественная палата РФ. Существуют узкоспециализированные консультативные общественные советы, такие как Датский Совет по инвалидности, Совет национальных меньшинств (Чехия), и более универсальные, в частности, Экономический и Социальный Совет во Франции, Общественная палата РФ.

Наиболее часто общественные консультативные советы создаются при исполнительных или законодательных органах власти, или при должностных лицах на основании решений соответствующих органов власти или должностных лиц. Общественные советы, создаваемые государством или местными сообществами, есть органы публичного управления, действующие, как правило, при управляющих субъектах. В большинстве стран Европейского союза существуют социально-экономические советы, во многом аналогичные Общественной палате России. Для России, учитывая особенности ее политической системы, предоставляющей особую роль исполнительной власти, наиболее интересен опыт Франции, где исполнительная власть, бюрократия так же имеют огромное значение при разработке политики страны. Поэтому при соз-

дании Общественной палаты РФ был взят за основу опыт общественных советов (комиссий), которые не одно десятилетие успешно действуют во Франции.

Во Франции традиция создания подобных органов давняя. Прообразом современных общественных советов можно назвать собрания нотаблей. Нотабли (фр. notables -значительный, выдающийся) - члены особого рода собрания, созывавшегося королем для обсуждения государственных, главным образом финансовых и административных, вопросов. В отличие от депутатов Генеральных штатов, нотабли не избирались сословиями, а назначались королем из числа наиболее видных представителей дворянства, высшего духовенства, городских верхов. Нотабли заменяли собою Генеральные штаты. Первое собрание нотаблей состоялось в 1358 г. Собрания нотаблей созывались нерегулярно, имели совещательный характер, выражали лишь взгляды привилегированных классов. Периоды поощрения властью представительства «корпораций» в средневековом понимании этого термина чередовались с периодами индивидуализма интересов, начиная с Великой французской революции, когда корпоративизм воспринимался как характеристика монархического режима. В 1788 г. было созвано последнее собрание нотаблей для обсуждения состава и порядка выборов депутатов в Генеральные штаты.

Создание органа, подобного Совету по экономическим и социальным вопросам Франции, было предложено еще Ж. Сьейесом во Времена великой французской революции, но идея реализована не была. Декретом 1925 г. был создан Совет национальной экономики, возглавляемый главой правительства. Существование современного совета было закреплено в Конституции 1946 г. В Конституции от 4 октября 1958 г. Экономическому и Социальному Совету посвящен XI раздел (ст. 69-71). Основы правового статуса Совета подробно урегулированы Ордонансом от 29 декабря 1958 г., содержащим Панический закон об Экономическом и социальном совете. Здесь указанные гоназначение и полномочия.

При определении правового статуса консультативных общественных советов, создаваемых государством или местными сообществами, всегда возникают большие трудности. В теоретических дискуссиях по данному вопросу общественные палаты предлагают считать особыми общественно-государственными институтами публичного права, создаваемых на основе конкретных правовых актов и, в частности, зако-нов1. Так или иначе, но общественные советы, создаваемые государством или местными сообществами, в значительной мере вписаны в систему организации публичной власти. Поэтому при анализе деятельности каждого конкретного подобного рода консультативного «общественного» совета, например на государственном уровне, приходится давать ответ на вопрос, какая составляющая - общественная или государственная - превалирует в данном органе? В том случае, если основное место принадлежит государственной составляющей, общественные советы следует характеризовать не как общественно-государственные, а как государственно-общественные институты, что, естественно, снижает их значимость как общественных, независимых, объективных и беспристрастных органов.

Относительно правового статуса Экономического и Социального Совета в правовых актах говориться, что Экономический и Социальный Совет «является при органах государственной власти консультативной ассамблеей». В России же совет является автономным органом публичного управления, созданным на основании специальных законов. Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ функционируют самостоятельно, не будучи органами парламентских ассамблей. Созданы они на основании соответствующего Федерального закона от 04.04.2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» и законов субъектов РФ. Также впоследствии было разработано Положение о Совете по взаимодействию Обществен-

'Руденко В.Н. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности / В.Н. Руденко // Политэкс. - 2006. - № 3. - Режим доступа: http://www.politex.info/ content/view/271/

ной палаты Российской Федерации с общественными палатами, созданными в субъектах Российской Федерации (Совете общественных палат России). Таким образом, Общественную палату следует считать смешанной общественно-государственной структурой. Государственные начала можно увидеть в том, что первые 40 членов Палаты назначаются Указом Президента РФ; Общественная палата вправе проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов; ее заключения подлежат обязательному рассмотрению государственными и муниципальными органами; многие инициативы Общественной палаты могут быть направлены на совершенствование государственной политики; работа Общественной палаты финансируется из федерального бюджета, она имеет свой аппарат, руководителя которого назначает правительство РФ1. Правительство осуществляет контроля за деятельностью аппарата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественные консультативные советы, создаваемые государством или местными сообществами, действуют на постоянной основе. В течение всего срока, на который сформирован их состав, члены данных советов рассматривают новые возникающие в обществе проблемы.

В современных демократических странах при формировании состава консультативных общественных советов все чаще используется подход, основанный на принципе управляемого представительства (Франция, Венгрия). Этот же принцип положен и в основу формирования общественных палат, создаваемых в России. Порядок формирования состава общественных палат, как правило, предусматривает весомую роль органов государственной власти в подборе их членов. Не получает в данном случае рационального обоснования и численный состав общественных советов. Он может варьироваться от 10 до 250 и более членов. Поэтому описанный способ формирования общественных советов постоянно подвергается критике, и не только в нашей стране, но и за рубежом2.

В 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 253-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об Общественной палате Российской Федерации». Он изменил порядок формирования состава Общественной палаты Российской Федерации. Общественная палата состоит из 166 (ранее - из 126) членов, представляющих 3 равнозначные группы. Теперь Общественная палата Российской Федерации формируется из 40 граждан России, утверждаемых Президентом Российской Федерации, 83 представителей общественных палат субъектов РФ и 43 представителей общероссийских общественных объединений, которые пройдут через процедуру рейтингового интернет-голосования при помощи интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»3. Так, на сайте Общественной палаты объявляется конкурс по отбору ее членов от общероссийских общественных объединений по 14 направлениям общественной деятельности. Каждое объединение указывает в своем заявлении 1 представителя - кандидата в состав Общественной палаты. В голосовании могут принимать участие граждане России, обладающие активным избирательным правом. По результатам голосования рабочая группа определит в состав Общественной палаты по 3 представителя общероссийских общественных объединений по каждому направлению общественной деятельности, набравших большинство голосов. Также будет выбран 1 представитель, который получил наибольшее число голосов среди занявших четвертые места в своих направлениях деятельности. Кроме того, членом Общественной палаты не могут быть лица, имеющие двойное гражданство. Таким образом, введено прямое равное представительство общественных палат субъектов Федерации в Общественной палате. К

1 Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате РФ» / Под ред. А.Г. Кучерены. - М.: Юстицинформ, 2007. - С. 3.

2 Ардан, Ф. Франция: государственная система / Ф. Ардан. - М.: Юрид. лит., 1994. - С. 158-159.

3 Федеральный закон 235-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»» от 10.07.2013. - Режим доступаЬА^://%'%гмг.орг£ги/ й^/2013dok/zakonOPRF

тому же, закон позволяет каждому гражданину России принять участие в избрании членов Общественной палаты. Новый порядок формирования Палаты означает существенное расширение региональной компоненты и повышает статус региональных общественных палат. Таким образом, в отличие от иных субъектов гражданского общества, выражающих корпоративные позиции тех или иных профессиональных или социальных групп общества (пенсионеров, молодежи, женщин, предпринимателей, наемных работников, адвокатов и др.), Общественная палата РФ по статусу призвана быть выразителем интересов всех слоев российского общества. Но по формальному признаку права обращения в Палату лишены неграждане России, находящиеся на ее территории.

Экономический и Социальный Совет Франции состоит из 231 представителя. Члены Совета распределены по 18 группам представительства, длительность мандата советников составляет 5 лет. Способ формирования НСЭС включает различные системы. Сложный порядок назначения членов Совета урегулирован специальным декретом № 84-499 от 27 июня 1984 г, по которому, например, часть представителей служащих назначается Французской демократической конфедерацией труда, часть -Всеобщей конфедерацией труда, еще часть - Французской конфедерацией христианских трудящихся и т.д. В состав Совета входят представители основных экономических и социальных групп и организаций, наилучшим образом представляющих интересы французского общества. Согласно 7 статье Ордонанса Экономический и социальный совет включает: 1) 68 представителей лиц наемного труда; 2) 72 представителя предприятий, из которых: 27 представителей частных несельскохозяйственных предприятий; 10 представителей ремесленников; 10 представителей государственных предприятий; 25 представителей сельских хозяйств; 3) 3 представителя свободных профессий; 4) 10 представителей обществ взаимопомощи, кооперации и кредита, связанных с сельских хозяйством; 5) 5 представителей кооперативов, не связанных с сельским хозяйством; 6) 4 представителя обществ взаимопомощи, не связанных с сельским хозяйством; 7) 17 представителей социальных служб, из которых 10 представителей семейных ассоциаций, 1 представитель жилищных ассоциаций, 1 представитель сберегательных ассоциаций, 5 представителей других ассоциаций; 8) 8 представителей экономических и социальных служб в заморских департаментах и территориях; 9) 2 представителя французов, проживающих за пределами Франции1. Представители, указанные в 1 и 2 пунктах, за исключением представителей государственных предприятий, назначаются в каждой категории наиболее представительными профессиональными организациями. Наконец, в него на индивидуальной основе входят 40 крупных специалистов по экономике, науке, культуре. К 231 советнику добавляются 72 «члена секций», назначенных премьер-министром на 2 года в качестве экспертов. Члены Экономического и социального совета получают жалованье, размер которого не может превышать 1/3 жалованья парламентариев, а также вознаграждение за присутственные дни. Хотя Ф. Ардан отмечает, что в число членов Совета, назначаемых правительством, часто попадают чисто случайные люди, независимо от уровня их компетентности: друзья, крупные политики, не имеющие успеха на выборах, актеры варьете, вдовы известных лиц2.

Экономический и социальный Совет имеет в своей структуре бюро, отделы и комиссии, имеющие своих представителей. Основной формой работы Совета является пленарная ассамблея. Управляющий орган Совета - Бюро, избираемое ассамблеей, состоит из Президента и 14-18 членов, представляющих 18 секций НСЭС. Также в рамках Совета действуют 9 постоянных секций и Специальная комиссия Плана, фор-

1 Ордонанс № 58-1360 от 29 декабря 1958 г., содержащий органический закон об Экономическом и социальном совете (С дополнением, внесенным Органическим законом № 84-499 от 27 июня 1984 г.). - Режим доступа: Ы1р://сошйМюш.га/?р=8154

2 Ардан, Ф. Франция: государственная система / Ф. Ардан. - М.: Юрид. лит.,1994. - С. 158159.

мируемые из 231 советника. Сам Совет делится на 9 секций, которые работают по своим узким направлениям: работа; социальные вопросы; финансы; производство, исследования и технологии; региональная и обустройство территорий; сельское хозяйство и продовольствие; общие экономические вопросы и конъюнктура; внешние отношения; уровень жизни1. Секции собираются каждую неделю, пленарное заседание Совета проходит каждый второй и четвертый вторник и среду месяца. Каждая секция включает 27 членов Совета, а также специалистов, направляемых в них Правительством без права решающего голоса. Секции собираются раз в неделю и подготавливают доклады. Заключения, принимаемые общим собранием Совета, основываются на этих докладах. Генеральный секретарь Совета назначается декретом по предложению бюро. Совет принимает к рассмотрению вопросы, предложенные Правительством, или выдвинутые по собственной инициативе. В обоих случаях Бюро назначает секцию или комиссию, уполномоченную подготовить проект заключения Совета или исследование. К работе могут быть подключены и эксперты со стороны. Бюро проводит заседание за закрытыми дверями, результатом которого становится отчет, выносимый на пленарное заседание Совета, которое проходит публично в присутствие государственных министров, предупрежденных заранее, и прессы. Заключения, отчеты и исследования Совета передаются Премьер-министру. Они также адресуются обеим палатам Парламента.

Структура Общественной палаты РФ была сформирована в 2006 г. на первом пленарном заседании Общественной палаты. Было принято решение о формировании комиссий в соответствии с наиболее важными направлениями общественной жизни. В данный момент в палате 18 действующих комиссий. Также в структуру Палаты входят межкомиссионные рабочие группы и рабочие группы. Также были сформированы Научно-консультативный совет, Российский общественный совет по международному сотрудничеству и публичной дипломатии, Координационный совет по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и Аппарат Общественной палаты. В целях оперативного решения наиболее острых, злободневных вопросов создан Совет Общественной палаты. В него входят заместители секретаря ОП РФ и председатели всех комиссий. Каждый член Общественной палаты является членом одной комиссии с правом решающего голоса, также по своему желанию он может входить в другие комиссии с правом совещательного голоса.

Перед консультативными общественными советами, создаваемыми органами власти, ставиться задача согласования интересов государства либо местных сообществ и различных социальных групп посредством консультирования органов власти относительно проводимой ими публичной политики. Поэтому данные общественные советы призваны принимать совещательные решения. Как правило, задачей советов является также выполнение определенного рода мобилизационной функции - обеспечение участия различных социальных групп в реализации официально проводимой политики. Подобные задачи стоят перед Экономическим и Социальным Советом Франции и Общественными палатами России.

Согласно Постановлению № 58-1360 от 29 декабря 1958 г., излагающему органический закон об Экономическом и Социальном Совете (ст. 1), Совет способствует сотрудничеству между различными профессиональными категориями и обеспечивает их участие в социальной и экономической политике правительства. Совет исследует и поддерживает экономические и социальные новшества, выдвигаемые в результате развития новой техники. Экономический и Социальный Совет по запросу правительства дает свое заключение на проекты законов, ордонансов или декретов, а также на представленные ему законодательные предложения. Совет может назначить одного из своих членов для изложения палатам парламента мнения Совета по представленным

1 Экономический и Социальный Совет Франции. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.lecese.fr 318

ему проектам или предложениям. Правительство может также обращаться в совет по любой проблеме экономического или социального характера. На заключение Совета предоставляется каждый план и программный законопроект экономического или социального характера. Совет должен проводить экспертизы всех законопроектов и решений, касающихся экономической сферы. Также правительство направляет законопроекты, касающиеся других сфер на экспертизу в Совет. В свою очередь Совет распределяет экспертизы по компетентным органам. Кроме того, Совет может по собственной инициативе рассмотреть тот или иной законопроект. Также Экономический и Социальный Совет является определенным инструментом информирования населения и создания общественного мнения по «сложным» законам, которые проводит исполнительная власть во Франции. Примером может служить принятие закона о ношении хиджабов. Совет два с половиной года занимался информированием населения на тему религиозной символики и об этом законопроекте. По собственной инициативе Совет может привлекать внимание Правительства к реформам экономического и социального характера и представлять Правительству свое заключение об исполнении соответствующих планов или программ. Премьер-министр ежегодно сообщает, как были использованы такие заключения. Одной из неформальных функций Экономического и социального совета является организация неформального диалога между социальными партнерами, т. е. лицами наемного труда и предпринимателями. Поскольку в совете представлены очень влиятельные организации, способные мобилизовать большое количество людей, во-первых, он служит важной площадкой согласования интересов, а, во-вторых, его рекомендации играют важную роль в общественной и политической жизни Франции, в определении социальной и экономической политики. Однако, по мнению критиков, Совет слишком сильно врос в государственную структуру и потерял часть доверия граждан. Поэтому во Франции все больше распространяется практика временных комиссий.

Во Франции нет жестких правил, при обсуждении каких законов необходима общественная экспертиза. Обычно «простые» законы, которые носят технический характер и не получат, по мнению властей, общественного резонанса, готовят профильные министерства. Однако в случаях, когда президенту или премьеру необходима дополнительная поддержка своих инициатив, они прибегают к формированию общественных комиссий. Их цель - заранее подготовить к предстоящим реформам общественное мнение. Прежде чем законопроект поступит в министерство, такие комиссии обсуждают его основные идеи. А затем через СМИ доводят свои доводы до сведения общества. В случае разногласий члены комиссии стремятся найти компромиссное решение. Однако окончательные итоги работы комиссии озвучивает только ее руководитель, которые утверждает правительство по согласованию с президентом. Тем не менее, окончательное решение - создавать или нет общественный совет - принимает правительство.

Таким образом, Национальный социальный и экономический совет во Франции выполняет ряд важнейших функций по обеспечению эффективности политики государства. Во-первых, постоянное привлечение общественных сил к разработке и экспертизе политических решений повышает уровень легитимности принимаемых мер. Во-вторых, совместная работа представителей различных интересов по подготовке заключения или исследования по той или иной политике повышает уровень общественного согласия, что особенно подчеркивают документы, создающие правовые основы деятельности Совета. В-третьих, участие известных персоналий и экспертов налагает ответственность на результаты работы Совета, обеспечивая высокий уровень и объективность экспертиз. Совет входит в международную Ассоциацию социально-экономических палат и европейский Комитет социально-экономических палат.

Как и Социальный и экономический Совет Франции, Общественная палата Российской Федерации - это институт, который призван обеспечивать взаимодействие граждан России с органами государственной власти, способствовать вовлечению

структур гражданского общества в процессы выработки политических решений для улучшения качества принимаемых решений и их практической реализации. Таким образом, причинами создания Общественной палаты являются: необходимость налаживания эффективного взаимодействия власти и граждан и осуществления народом в лице своих представителей в Палате контроля за деятельностью власти. Эффективное взаимодействие строится на умении властьимущих слушать и слышать народ и на осознании самим народом своих потребностей и желании донести их до власти. Для реализации возложенных на Общественную палату целей она имеет право: привлекать граждан и общественные объединения к реализации государственной политики; выдвигать и поддерживать гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение; проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ; осуществлять общественный контроль за деятельностью правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; формулировать рекомендации органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений россиян, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества; оказывать информационную, методическую и другую поддержку Общественным палатам, созданным в субъектах РФ; привлекать граждан, общественные организации и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в СМИ1.Таким образом, основными функциями Общественной палаты являются: законосовещательная, экспертная, консультативная и контроль за исполнением законов. Формами реализации контрольных полномочий Общественной палаты является создание общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, подписание соглашений об участии Общественной палаты РФ в осуществлении совместно с государственными органами контрольных мероприятий, создание общественных наблюдательных комиссий по контролю за обеспечением прав человека.

Общественные палаты созданы почти во всех субъектах Российской Федерации. Сегодня система «Общественная палата Российской Федерации - общественные палаты субъектов Российской Федерации» не имеет иерархического характера, это самостоятельные органы гражданского представительства, которые взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией и материалами. В 2013 г. продолжил работу Совет общественных палат субъектов Российской Федерации. Формируются также общественные палаты федеральных округов. Общественные палаты субъектов Российской Федерации являются активными участниками формирования нормативной правовой базы нашей страны. В семи субъектах Федерации они даже наделены правом законодательной инициативы (Общественная палата Саратовской области, Общественная палата Ханты-Мансийского автономного округа и др.) Тенденция последних лет - появление общественных палат (советов) отдельных районов, поселений и муниципалитетов. В ряде региональных общественных палат обсуждается вопрос формирования единой системы общественных советов муниципальных образований. В целом общественными палатами разных уровней накоплен значительный опыт в организации взаимодействия гражданского общества и государства, представительства интересов гражданских объединений.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие положительные моменты в опыте европейских стран. Экономический и Социальный Совет во Франции -переговорная площадка обязательного типа между основными общественными институтами, и это прописано в законе. К тому же существование Совета предусмотрено Конституцией, поэтому, в случае инициирования процесса изменений в Основной закон РФ, целесообразно продумать и о встраивании общественной экспертизы в за-

1 Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» - Режим доступаЬ^^://%'%глг.орг£ги/аЬои1Л391/1а№/418/ 320

конодательный процесс. Интересен и опыт согласования важнейших решений и программ между гражданским обществом и властью. У общественных палат Франции и Греции нет права вето, но правительственные структуры обязаны присылать туда документы на согласование. В России же документ присылается только по запросу Общественной палаты. Во Франции же власть сама запрашивает мнение Совета, когда она собирается принять то или иное решение. А общественная палата Греции имеет право законодательной инициативы, которой российская общественная палата не обладает.

Итак, устойчивое функционирование современного демократического государства немыслимо без развития таких институтов гражданского участия, как консультативные общественные советы. С первой трети XX в. и до настоящего времени советы, создаваемые государством или местными сообществами, являются доминирующей формой гражданского участия. Участвуя в их работе, граждане способствуют повышению качества принимаемых органами власти публично-властных решений. В то же время практика организации консультативных общественных советов, создаваемые государством или местными сообществами, выявила ряд недостатков. Это, прежде всего, значительная зависимость советов от органов власти и должностных лиц, зачастую поверхностное рассмотрение вопросов повестки дня и др. В связи с этим консультативные общественные советы, создаваемые государством или местными сообществами, могут дополняться другими формами организации их работы.

В процессах становления различных общественных институтов и общественного контроля в системе государственного управления, их стимулировании в последние годы во многих странах с различной формой правления, особенностями политической системы, внутригосударственной спецификой взаимоотношений общества и государства отмечена динамика, способствующая дальнейшему развитию гражданского общества, с одной стороны, и готовности к консенсусу, диалогу с обществом по вопросам предоставления более качественных государственных услуг со стороны государства, с другой стороны, что является предпосылкой мирного сосуществования всего мирового сообщества в аспекте взаимного уважения, понимания, развития толерантности независимо от национальных особенностей в области культуры, быта, сакральных ценностей. Таким образом, государство и гражданское общество являются взаимозависимыми и взаимообусловленными институтами: без существования государства не было бы институтов гражданского общества в современном понимании этого понятия; без гражданского общества, которое ограничивает и в определенной степени контролирует деятельность государственных органов, не допуская его бесконтрольности и незаконности, не существовало бы демократического правового государства.

Список литературы:

[1] Ардан Ф. Франция: государственная система / Ф. Ардан. - М.: Юрид. лит., 1994. - 176 с.

[2] Грудцына Л.Ю. Государство и гражданское общество. Монография / Л.Ю. Грудцына. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. - 464 с.

[3] Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года. Режим доступа: http://lawers-ssu. narod.ru/ subj еСз/constzs/france.htm

[4] Ордонанс № 58-1360 от 29 декабря 1958 г., содержащий органический закон об Экономическом и социальном совете (С дополнением, внесенным Органическим законом № 84-499 от 27 июня 1984 г.). - Режим доступа: Ы1р://сошйМюш.ги/?р=8154

[5] Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате РФ» / Под ред. А.Г. Кучерены. - М.: Юстицинформ, 2007. - 232 с.

[6] Руденко В.Н. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности / В.Н. Руденко // Политэкс. - 2006. - № 3. - Режим доступа: http://www.politex.info /content/view/271/

[7] Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» - Режим доступа: https://www.oprf.ru/about/1391/law/418/

[8] Федеральный закон 235-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»» от 10.07.2013. - Режим доступа: https://www.oprf.ru/ files/ 2013dok/zakonOPRF

[9] Экономический и Социальный Совет Франции. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.lecese.fr

COMMUNITY ADVISORY BOARDS OF RUSSIA AND FRANCE: GENERAL AND SPECIAL

A.V. Tikhovodova

Keywords: civil society, Public Advisory Councils, the Public chamber of the Russian Federation, the Economic and Social Council of France, public-state dialogue, peer review, public organizations.

The article provides a comparative analysis of Public Advisory Councils of France and Russia: their legal status, composition, structure and functional purpose. The drawbacks and advantages of these public-state interaction institutions are mentioned.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.