Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ: РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ'

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ: РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин Сергей Юрьевич, Остаев Гамлет Яковлевич, Хосиев Борис Николаевич

В статье представлена авторская позиция на вопросы оценки показателей эффективности и интенсификации финансов в деятельности государств, функционирующих в текущих хозяйственных условиях. В процессе проведенного исследования разработан инструментарий, состоящий из группы показателей, позволяющих государствам проводить их анализ в обобщенной и детализированной формах. Выбор результирующих и факторных показателей эффективности и интенсификации сделан, исходя из современной тенденции развития национальной и мировой экономики, выраженные в глобализации хозяйственных процессов и четкой предметности внутренних и внешних денежных поступлений. Показателями исследования в обобщенной и детализированных формах послужили непосредственная и опосредованная доходности, являющиеся результирующим показателям эффективности общественных финансов, исчисляемые путем сопоставления государственных доходов и государственных расходов и изменения доходного и расходного элементов денежных потоков под воздействием результативности и затратности (влияющих на них факторных показателей) национальных и международных проектов государств, относящихся к результирующим показателям интенсификации. Они сонаправлены со всеми экономическим постулатам и полностью приспособлены к общепризнанным финансово-экономическим и финансово-управленческим хозяйственным требованиям, предъявляемым к деятельности общественного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC FINANCE: DEVELOPING TOOLS FOR MODERN BUSINESS CONDITIONS

The article presents the author’s position on the assessment of efficiency indicators and the intensification of finance in the activities of states operating in the current economic conditions. In the process of the study, a toolkit has been developed, consisting of a group of indicators that allow states to analyze them in generalized and detailed forms. The choice of the resulting and factorial indicators of efficiency and intensification was made on the basis of the current trends in the development of the national and world economy, expressed in the globalization of economic processes and the clear objectivity of internal and external monetary receipts. The indicators of the study in gteneralized and detailed forms were the direct and indirect profitability, which are the resulting indicators of the efficiency of public finance, calculated by comparing government revenues and government expenditures and changes in the income and expenditure elements of cash flows under the influence of efficiency and cost (affecting factor indicators) of national and international projects of states related to the resulting intensification indicators. They are aligned with all economic positions and are fully adapted to the generally recognized financial, economic and financial management economic requirements for the activities of the public sector.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ: РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ»

УДК 336.11 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-275-280

ББК 65 © С.Ю. Ильин, Г.Я. Остаев, Б.Н. Хосиев, 2021

Научная специальность 08.00.10 - финансы, денежное обращение, кредит

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ: РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Сергей Юрьевич Ильин, доцент департамента управление бизнесом, кандидат экономических наук Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский проспект, 51/1) E-mail: i.sergey777@gmail.com

Гамлет Яковлевич Остаев, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита, кандидат экономических наук ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА (426069, Ижевск, ул. Студенческая 11) E-mail: ostaeff@yandex.ru.

Борис Николаевич Хосиев, заведующий кафедрой экономической безопасности, бухгалтерского учета, финансов и

аудита, кандидат экономических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Горский ГАУ» (362040, Владикавказ, ул. Кирова, д. 37)

E-mail: hosiev.b@yandex.ru

Аннотация. В статье представлена авторская позиция на вопросы оценки показателей эффективности и интенсификации финансов в деятельности государств, функционирующих в текущих хозяйственных условиях. В процессе проведенного исследования разработан инструментарий, состоящий из группы показателей, позволяющих государствам проводить их анализ в обобщенной и детализированной формах. Выбор результирующих и факторных показателей эффективности и интенсификации сделан, исходя из современной тенденции развития национальной и мировой экономики, выраженные в глобализации хозяйственных процессов и четкой предметности внутренних и внешних денежных поступлений. Показателями исследования в обобщенной и детализированных формах послужили непосредственная и опосредованная доходности, являющиеся результирующим показателям эффективности общественных финансов, исчисляемые путем сопоставления государственных доходов и государственных расходов и изменения доходного и расходного элементов денежных потоков под воздействием результативности и затратности (влияющих на них факторных показателей) национальных и международных проектов государств, относящихся к результирующим показателям интенсификации. Они сонаправлены со всеми экономическим постулатам и полностью приспособлены к общепризнанным финансово-экономическим и финансово-управленческим хозяйственным требованиям, предъявляемым к деятельности общественного сектора.

Ключевые слова: государства, общественные финансы, эффективность и интенсификация общественных финансов.

PUBLIC FINANCE: DEVELOPING TOOLS FOR MODERN BUSINESS CONDITIONS

Sergey Yu. Ilyin, Associate Professor of the Department of Business Management, Candidate of Economic Sciences Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradsky prospect, 51/1) E-mail: i.sergey777@gmail.com

Gamlet Ya. Ostaev, Associate Professor of the Department of Accounting, Finance and Audit, Candidate of Economic Sciences

Russian Izhevsk State Agrarian Academy (426069, Izhevsk, Studencheskaya str. 11) E-mail: ostaeff@yandex.ru.

Boris N. Khosiev, Head of the Department of Economic Security, Accounting, Finance and Audit, Candidate of Economic Sciences, Professor

Gorsky State Agrarian University (362040, Vladikavkaz, Kirova str., 37) E-mail: hosiev.b@yandex.ru

Abstract. The article presents the author's position on the assessment of efficiency indicators and the intensification of finance in the activities of states operating in the current economic conditions. In the process of the study, a toolkit has been developed, consisting of a group of indicators that allow states to analyze them in generalized and detailed forms. The choice of the resulting and factorial indicators of efficiency and intensification was made on the basis of the current trends in the development of the national and world economy, expressed in the globalization of economic processes and the clear objectivity

of internal and external monetary receipts. The indicators of the study in gteneralized and detailed forms were the direct and indirect profitability, which are the resulting indicators of the efficiency of public finance, calculated by comparing government revenues and government expenditures and changes in the income and expenditure elements of cash flows under the influence of efficiency and cost (affecting factor indicators) of national and international projects of states related to the resulting intensification indicators. They are aligned with all economic positions and are fully adapted to the generally recognized financial, economic and financial management economic requirements for the activities of the public sector.

Keywords: states, public finance, efficiency and intensification of public finance.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ильин С.Ю., Остаев Г.Я., Хосиев Б.Н. Общественные финансы: разработка инструментария для современных условий хозяйствования. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):275-80.

Введение. Социальное равновесие (важнейшие условие стабильности жизнедеятельности населения) во многом определяют уровень и динамика развития общественных финансов, обеспечивающих национальную экономику необходимыми фондами денежных ресурсов и образующих хозяйственный потенциал стран (государств) мира. Благодаря общественным финансам, они гарантируют своим гражданам минимальный набор товаров и услуг, позволяющих им вести безбедный быт, и чувствовать себя социально защищенными в материальном плане. Более того, государственная миссия играет огромную роль в духовном воспитании общества, для чего ему требуются соответствующие денежных фонды, которые нужно использовать рационально и, в то же время, предельно полезно в расчете на каждое такое мероприятие. Значимость данного факта обуславливает потребности государств в инструментарии, объединяющем группы прямых и косвенных показателей эффективности и интенсификации общественных финансов, создающим им возможность оценивать степень результативности и степень затратности бюджетных средств, средств макроэкономических внебюджетных фондов различных назначений, и анализировать существенность их влияния на изменение доходов и расходов. Первичность же именно финансов в современном хозяйственном механизме государств заключается в преобладании товарно-денежного характера экономических отношений в национальных и международных масштабах.

Авторское исследование проведено с помощью трудов Д.С. Аджаматовой [1, с. 9], А.В. Алтынцева [2, с. 159], В. Андреева [3, с. 152], З. Боди [4, с. 143], И.В. Ишиной [5, с. 14], Р.А. Масгрейва [6, с. 257], Е. Понома-ренко [7, с. 61], А.В. Ремжова [9, с. 19], О.И. Тишутиной [10, с. 8], Р.Р. Яруллина [12, с. 24,], представляющих отечественные и зарубежные научные школы, посвятившие их проблемам стоимостной оценки эффективного и интенсивного применения денежных фондов в общественных интересах, в процессе потребления которых образуются денежные потоки, в том числе результат (государственные доходы) и затраты (госу-

дарственные расходы).

Цель и задачи исследования. Конечным желаемым ориентиром проведенного авторами исследования являются формирование показателей эффективности и интенсификации общественных финансов, выявление степени влияния на них результативности и затратности потребляемых в процессе эксплуатации ресурсов, служащих индикаторами для объективной оценки качества претворения в жизнь государственных мероприятий. Промежуточные желаемые ориентиры по его достижению состоят в обобщении положений в части понимания сущности и содержания обеих экономических категорий на макроуровне, построение зависимостей между искомыми результирующими и факторными показателями и обоснование состоятельности предлагаемого инструментария в области общественных финансов.

Материалы, методы и условия проведения исследований: Выполнение цели и задач исследования осуществлено дедуктивным и индуктивным способами и приемами с элементами экономико-математического анализа, обеспечивающих проведение расчетов показателей эффективности и интенсификации общественных финансов с максимальной степенью точности и детальное выявление степени каждого факторного показателя на значение результирующего показателя через совокупность аддитивных, мультипликативных и кратных зависимостей.

В трактовках, устоявшихся в научных трудах, об эффективности обычно говорится, что она представляет собой отношение результата к затратам и, с авторской позиции, такое понимание отвечает ее содержанию независимо от общественно-экономической формации, типа регулирования национальной экономики, характера национального законодательства, поскольку важно знать, насколько результат покрывает осуществляемые затраты, тем более, в случаях, когда высока вероятность денежных потерь из-за непредвиденных расходов ресурсов по различным объективным и субъективным причинам. Не отступая от общепринятых постулатов по интерпретации ее сущности, сформируем показатели эффективности обществен-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ных финансов, принимая во внимание неоспоримые хозяйственные факты: с одной стороны, деятельность подавляющего большинства государств интернационализирована (они сотрудничают между собой по всем формам экономики внешнеэкономических связей и по интеграционным, и по транснациональным каналам), с другой стороны, ее национальный и международный уровни имеют автономию в части налоговых (внутренних) и международных (внешних) денежных поступлений.

Результаты исследования и их обсуждение. Для выработки решений по обоснованию заданных параметров и решению поставленных задач, предлагаем воспользоваться определенными показателями [8, 11], Учитывая эти обстоятельства, построим зависимости между обобщенными результирующими и факторными показателями эффективности общественных финансов (формулы (1), (2)):

лу детализированные показатели эффективности общественных финансов (формулы (3), (4)):

Эф>

_ У^п(ис) + ^кпс) +ГД»(„)) + (ГД<т) + ГДм{пс) +ГДм(и)) оф(п) ~ (ВГРН + ИГРН + УСПГРН) + (ВГРМ + ИГРМ + УСПГРМ)

где Эфоф(п) - прямая эффективность общественных финансов;

ГД - государственные доходы от национальных хозяйственных операций, руб.;

ГДм - государственные доходы от международных хозяйственных операций, руб.;

ЭГР - экономические государственные расходы, руб.;

ПГР - прочие государственные расходы, руб.;

где Эфоф(п) - прямая эффективность общественных финансов;

ГДн(нс) - государственные доходы от национальных операций с налогами и сборами, руб.;

ГДн(пс) - государственные доходы от национальных производственных и сбытовых операций, руб.;

ГДн(и) - государственные доходы от национальных инвестиционных операций, руб.;

ГДм(т) - государственные доходы от международных операций с таможенными пошлинами, руб.;

ГДм(пс) - государственные доходы от международных производственных и сбытовых операций, руб.;

ГДм(и) - государственные доходы от международных инвестиционных операций, руб.;

ВГРн - национальные воспроизводственные государственные расходы, руб.;

ИГРн - национальные инвестиционные государственные расходы, руб.;

УСПГР - национальные управленческие, социальные и политические государственные расходы, руб.;

ВГРм - международные воспроизводственные государственные расходы, руб.;

ИГР - международные инвестиционные государственные расходы, руб.;

УСПГРм - международные управленческие, социальные и политические государственные расходы, руб.;

где Эфоф(к) - косвенная эффективность общественных финансов;

ЭГР - экономические государственные расходы, руб.;

ПГР - прочие государственные расходы, руб.;

ГДн - государственные доходы от национальных хозяйственных операций, руб.;

ГДм - государственные доходы от международных хозяйственных операций, руб.

Государственная деятельность в национальных и международных масштабах включает в себя доходы от национальных операций с налогами и сборами, национальных производственно-сбытовых, инвестиционных операций, международных операций с таможенными пошлинами, международных производственно-сбытовых, инвестиционных операций и воспроизводственные, инвестиционные и управленческие, социальные, политические расходы. Разложив числитель и знаменатель формул (1), (2), получим тождественные по смыс-

Эф,

_ (ВГРн + ИГРН + УСПГРН) + (ВГРм + ИГРМ + УСПГРМ)

~ ОУЦ.с) + + /Д((10) + (гдм(т) +/>'(„(„,) +гдмМ)'

где Эфоф(к) - косвенная эффективность общественных финансов;

ВГРн - национальные воспроизводственные государственные расходы, руб.;

ИГРн - национальные инвестиционные государственные расходы, руб.;

УСПГРн - национальные управленческие, социальные и политические государственные расходы, руб.;

ВГРм - международные воспроизводственные государственные расходы, руб.;

ИГРм - международные инвестиционные государственные расходы, руб.;

УСПГРм - международные управленческие, социальные и политические государственные расходы, руб.;

ГДн(нс) - государственные доходы от националь-

ных операций с налогами и сборами, руб.;

ГДн(пс) - государственные доходы от национальных производственных и сбытовых операций, руб.;

ГДн(и) - государственные доходы от национальных инвестиционных операций, руб.;

ГДм(т) - государственные доходы от международных операций с таможенными пошлинами, руб.;

ГДм(пс) - государственные доходы от международ-

Обобщенные показатели интен

ных производственных и сбытовых операций, руб.;

ГДм(и) - государственные доходы от международных инвестиционных операций, руб.

Интенсификация же есть изменение результата и затрат в зависимости от изменения прямой и косвенной эффективности. Отсюда, обобщенные показатели интенсификации общественных финансов принимают формулы, размещенные в таблице 1.

Таблица 1.

[фикации общественных финансов

№ п/п Формула Назначение и понятие

1 '^г/Вж): где Иноф(п) - прямая интенсификация общественных финансов (обобщенный прирост или обобщенное сокращение совокупных государственных доходов в зависимости от обобщенного изменения (повышения или снижения) прямой эффективности общественных финансов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени), руб.

^ \ ГДН + ГДМ 1 - изменение (обобщенное положительное или отрицательное приращение) прямой эффективности 1ЭГР + ПГР \ общественных финансов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени

/ Е(ЭГР + ПГР)сСх - первоначальный (обобщенный первообразный) размер совокупных государственных расходов (суммы экономических и прочих государственных расходов), руб.

2 7т Ш1' где Иноф(к) - косвенная интенсификация общественных финансов (обобщенный прирост или обобщенное сокращение размера совокупных государственных расходов в зависимости от обобщенного изменения (повышения или снижения) косвенной эффективности общественных финансов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени), руб.

(1 ^^ + ^^ - изменение (обобщенное положительное или отрицательное приращение) косвенной эффективности общественных финансов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени

/ Л{ГЦн + ГДм)сСх - первоначальный (обобщенный первообразный) размер совокупных государственных доходов (суммы государственных доходов от национальных и международных хозяйственных операций), руб.

Детализированные показатели интенсификации общественных финансов будут исчисляться по предлагаемым формулам, представленным в табл. 2.

Разработанный авторами инструментарий состоятелен, потому что сформированные показатели целиком отвечают отечественной и зарубежной конъюнктурам и экономическому происхождению категорий «эффективность» и «интенсификация», по ним возможны исчисление зависимости между результирующими и факторными показателями и анализ взаимодействия самих факторных показателей первого и иных порядков и получение полной и всесторонней информации об общественных финансах.

Авторский подход к формированию показателей эффективности и интенсификации общественных финансов обладает рядом достоинств:

1. Возможность четкого градирования резервов улучшения результативности и затратности государственных проектов.

2. Комплексный и системный учет факторных показателей (государственных доходов и государственных расходов).

3. Четкость дифференцирования элементов денежных притоков и денежных оттоков.

4. Приведение факторных показателей к единому временному отрезку.

5. Соответствие текущим финансово-экономическим и финансово-управленческим реалиям.

Зная о данных достоинствах, государства смогут оптимально управлять своей деятельностью, полностью используя свои хозяйственные возможности и предельно локализуя имеющиеся хозяйственные недостатки и контролируя целиком денежные потоки, избегая незапланированных потерь от нерациональной эксплуатации ресурсов.

Заключение. Цель достигнута, поставленные задачи исследования решены ввиду адаптирован-ности авторского инструментария к действующим хозяйственным условиям, отличающимся полинаправленностью финансовых отношений современных государств. Он поможет им максимизировать свой экономический потенциал и по максимуму его реализовать во всех сферах и направлениях деятельности, успешно удовлетворяя материальные и духовные потребности общества и добиваясь стабильности своего функционирования на национальном и международном хозяйственном уровнях.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Детализированные показатели интенсификации общественных финансов

Таблица 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Детализация Показатели интенсификации

1 Формула Пп ; г^о + ■• , г г(вгг , ИГР + УСПГР) ¿х

оф(п) (вгрн + Игрн + УСПГР„) + (.ВГРм + ИГРМ + УСПГР,,) * " ^

Назначение и понятие где Иноф(п) - прямая интенсификация общественных финансов (детализированный прирост или детализированное сокращение совокупных государственных доходов в зависимости от детализированного изменения (повышения или снижения) прямой эффективности общественных финансов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени), руб.

Формула А + гДфс} + гдиЫ) + {ГДММ + ГДМ{ПС) + гдя1Ы)

(ВГРН + ИГР„ + УСПГР„) + (ВГР1( + ИГР,, + УСПГР„)

Назначение и понятие изменение (детализированное положительное или отрицательное приращение) прямой эффективности общественных финансов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени

Формула ¡ЦВГР + ИГР+УСПГР)^

Назначение и понятие первоначальный (детализированный первообразный) размер совокупных государственных расходов (суммы воспроизводственных, инвестиционных и управленческих, социальных, политических государственных расходов), руб.

2 Формула (ВГР + ИГР„ + УСПГРН) + (ВГР + ПГРЛ, + УСПГРМ) г „) + Щ,с) + ГД(и№

" \(ГД<ис) + ГДя1„с) + ГДяМ) + (ГДЧт) + гдМис) + ГДмЫ)\ 1 ]

Назначение и понятие где Иноф(к) - косвенная интенсификация общественных финансов (детализированный прирост или детализированное сокращение размера совокупных государственных расходов в зависимости от изменения (повышения или снижения) косвенной эффективности общественных финансов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени), руб.

Формула с1 \ВГРн + ИГР„ + УСПГР„) + {ВГРч + ИГР,, + УС'ПГР,,)

[(^„(„с, + + гдиЫ)) + + гдМж) + гдмЫ]

Назначение и понятие изменение (детализированное положительное или отрицательное приращение) косвенной эффективности общественных финансов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени

Формула 1чщ„ст) + гдм+гдымх

Назначение и понятие первоначальный (детализированный первообразный) размер совокупных государственных доходов (суммы государственных доходов от национальных операций с налогами и сборами, национальных производственно-сбытовых, инвестиционных операций, международных операций с таможенными пошлинами, международных производственно-сбытовых, инвестиционных операций), руб.

Литература

1. Аджаматова Д.С. Особенности развития финансовой системы в период рыночной трансформации национальной экономики: Монография / Д.С. Аджаматова, С.И. Берлин, Е.В. Бодрова и др. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. 311 с.

2. Алтынцев А.В. Управление государственными финансами: международный опыт и сравнения / А.В. Алтынцев, К.В. Будаева, А.А. Михайлова, В.В. Климанов, В.А. Яговкина // Общественные финансы. 2014. № 30. С. 159-192.

3. Андреев В. Интенсификация общественного производства в свете институциональной теории / В. Андреев, К. Павлов // Общество и экономика. 2006. № 6. С. 152-162.

4. Боди З. Финансы / З. Боди, Р. К. Мертон. М.: Вильямс, 2007. 584 с.

5. Ишина И.В. Управление общественными финансам: зарубежный опыт / И.В. Ишина, М.В. Дуброва, Н.А. Гузь. М.: Эдитус, 2017. 164 с.

6. Масгрейв Р.А. Государственные финансы: теория и практика / Р.А. Масгрейв, П.Б. Масгрейв. М. Бизнес Атлас, 2009. 716 с.

7. Пономаренко Е. Финансы общественного сектора / Е. Пономаренко // Экономист. 2009. № 9. С. 61.

8. Остаев Г.Я., Управленческий учет: управление финансовыми потоками сельскохозяйственных предприятий /Г.Я. Остаев, Б.Н. Хосиев, А.С. Клычова// Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2018. Т. 13. № 3 (50). С. 134-139

9. Ремжов А.В. Общественные финансы как элемент финансовой системы / А.В. Ремжов // Финансы. 2012. № 27 (507). С. 19-29.

10. Тишутина О.И. Общественные финансы: теория и практика: Монография / О.И. Тишутина, И.М. Соломко, М.Н. Соломко, С.Н. Солдаткин. Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2016. 124 с.

11. Хоружий Л.И., Индикативный метод анализа инвестиционной безопасности в организаци-

ях АПК /Л.И. Хоружий, Н.Ю. Трясцина, Ю.Н. Катков// Бухучет в сельском хозяйстве. 2020. № 1. С. 59-71. 12. Яруллин Р.Р. Проблемы и перспективы развития государственных финансов в России / Р.Р. Ярулин // Наука через призму времени. 2017. № 4 (4). С. 24-27.

References

1. Ajamatova D.S. Features of the development of the financial system in the period of market transformation of the national economy: Monograph / D.S. Adzhamatova, S.I. Berlin, E.V. Bodrova et al. Nizhny Novgorod: NOO "Professional Science", 2018. 311 p.

2. Altyntsev A.V. Public finance management: international experience and comparisons / A.V. Altyntsev, K.V. Budaeva, A.A. Mikhailova, V.V. Klimanov, V.A. Yagovkina // Public finance. 2014. No. 30. S. 159-192.

3. Andreev V. Intensification of social production in the light of institutional theory / V. Andreev, K. Pavlov // Society and economy. 2006. No. 6. S. 152-162.

4. Body Z. Finance / Z. Body, RK Merton. M.: Williams, 2007. 584 p.

5. Ishina I.V. Public Finance Management: Foreign

Experience / IV. Ishina, M.V. Dubrova, N.A. Guz. M.: Editus, 2017. 164 p.

6. Musgrave R.A. Public finance: theory and practice / R.A. Musgrave, P.B. Musgrave. M. Business Atlas, 2009. 716 p.

7. Ponomarenko E. Public sector finance / E. Ponomarenko // Economist. 2009. No. 9. P. 61.

8. Ostaev G.Ya., Management accounting: management of financial flows of agricultural enterprises / G.Ya. Ostaev, B.N. Khosiev, A.S. Klychova // Bulletin of the Kazan State Agrarian University. 2018.Vol. 13.No. 3 (50). S. 134-139

9. Remzhov A.V. Public finance as an element of the financial system / A.V. Remzhov // Finance. 2012. No. 27 (507). S. 19-29.

10. Tishutina OI Public finance: theory and practice: Monograph / O.I. Tishutina, I.M. Solomko, M.N. Solomko, S.N. Soldatkin. Khabarovsk: Khabarovsk State University of Economics and Law, 2016. 124 p.

11. Khoruzhy L.I., Indicative method for analyzing investment security in agricultural organizations / L.I. Khoruzhy, N.Yu. Tryaztsina, Yu.N. Katkov // Accounting in agriculture. 2020. No. 1. S. 59-71.

12. Yarullin R.R. Problems and Prospects for the Development of Public Finance in Russia / R.R. Yarulin // Science through the prism of time. 2017. No. 4 (4). S. 24-27.

Коммерческое право

УЧЕБНИК ПЯТОЕ ИЗДАНИЕ

-гсшгагшгшггагшггшташггагтгавдл!.

Коммерческое право. 5-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Н.Д. Эриашвили. 671 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены понятие, принципы и субъекты коммерческого права, а также механизм правового регулирования коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики. Представлены особенности договорной политики коммерческих организаций, классификация договоров, отражающих взаимоотношения сторон при заключении коммерческих сделок, вопросы регулирования налоговых отношений, а также административной и уголовной ответственности за преступления в сфере коммерческой деятельности. Раскрыто участие нотариуса в юридических действиях общества с ограниченной ответственностью и его участников. Учтены последние юридические акты, относящиеся к коммерческой деятельности организаций.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических и юридических вузов, для предпринимателей и юристов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.