Тагаева Т.О.
д.э.н., в.н.с. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, профессор Новосибирского национального исследовательского государственного университета [email protected] Казанцева Л.К.
к.и.н., с.н.с. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН [email protected]
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова: общественное здоровье, факторы риска ухудшения здоровья, ожидаемая продолжительность жизни, заболеваемость, смертность, меры государственной политики в области здравоохранения.
Keywords: public health, health risk factors, life expectancy, morbidity, mortality, health protection government policy.
Начиная с 1990-х гг. ухудшение здоровья населения приобрело статус угрозы национальной безопасности. На протяжении многих десятилетий наблюдались следующие проблемы: «сверхсмертность» мужчин в трудоспособном возрасте; неблагополучные показатели младенческой смертности; высокие темпы прироста социальных заболеваний, таких как туберкулёз, СПИД, наркомания; высокий разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин (13 лет), низкая средняя продолжительность жизни в России в сравнении с западными странами.
Мировая статистика здравоохранения обращает внимание на значительный рост продолжительности жизни в странах мира, но, к сожалению, не в России. По данным ежегодного статистического доклада ВОЗ1 в России ожидаемая продолжительность жизни за 1990-2011 гг. выросла на 0,6 лет - это самый низкий показатель среди развитых стран, где средний показатель роста за этот же период составил чуть больше 5 лет.
Россия, по статистике ООН, входит в группу стран со средне-высоким уровнем дохода (от 15 до 24 тыс. долларов ВВП на душу населения), однако уровень важнейшего показателя качества жизни в России пока, к сожалению, отстает от данной группы стран и по продолжительности жизни мужского населения ближе к средним показателям стран со средне-низким уровнем дохода (от 10 до 15 тыс. долларов на душу населения). Ожидаемая продолжительность жизни в группе стран с высоким уровнем дохода в 2012 г. для мужчин была 75,8 лет (в РФ - 64,6), а для женщин 82 года (в РФ - 75,9). В России ожидаемая продолжительность жизни на 7 лет короче, чем в странах СНГ, и на 13 лет короче, чем в странах Евросоюза (рис. 1., табл. 1).
90п 80 70 60 50 40 30 20 10 0
мужчины
женщины
■ высокий доход И средне-высокий доход □ Россия В1 средне-низкий доход □ низкий доход
Рисунок 1.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2012 г., по группам доходов стран2
1 Мировая статистика здравоохранения 2013 г. World health statistics 2013 / Всемирная организация здравоохранения. 2014. -http://apps.who.mt/iris/bitstream/10665/81965/7/
2 Там же.
В динамике ОПЖ в России в последние годы наблюдаются позитивные изменения: в 2014 г., по сравнению с 1990 г., ожидаемая продолжительность жизни всего населения выросла на 1,7, мужчин - на 1,6 и женщин - на 2,2 г. Динамика этого показателя обусловлена смертностью населения. Коэффициент смертности уменьшился: с 16,1 на 1000 человек населения в 2005 г. до 13,0 в 2013 г., что привело к увеличению ожидаемой продолжительности жизни с 65,3 лет до 70,76 лет за этот период (однако смертность выросла до 13,1 в 2014 г.)1. Хоть уровень смертности населения России снижается по сравнению с серединой 2000-х гг., он все еще существенно выше уровня смертности в странах ЕС (в 1,4 раза)2.
Таблица 1
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в некоторых странах мира, число лет3
Годы Все население Мужчины Женщины
Россия 2013 70,76 65,13 76,30
Страны СНГ, из них:
Азербайджан 2013 74,2 71,6 76,8
Армения 2013 74,8 71,5 77,9
Беларусь 2013 72,6 67,3 77,8
Казахстан 2013 70,5 65,8 75,1
Киргизия 2013 70,2 66,3 74,3
Республика Молдова 2013 71,9 68,1 75,6
Таджикистан 2013 73,4 71,6 75,3
Узбекистан 2013 73,4 71,1 75,8
Украина 2013 71,4 66,3 76,2
Страны ЕС, из них:
Австрия 2012 81,1 78,4 83,6
Болгария 2012 74,4 70,9 77,9
Венгрия 2012 75,3 71,6 78,7
Германия 2012 81,0 78,6 83,3
Италия 2012 82,4 79,8 84,8
Великобритания 2012 81,0 79,1 82,8
Франция 2012 82,1 78,7 85,4
Швеция 2012 81,8 79,9 83,6
Другие страны, из них:
Австралия 2012 82,1 79,9 84,3
Канада 2010 81,0 78,7 83,3
Китай 2010 73,3 71,6 75,0
Республика Корея 2012 81,4 78,0 84,7
США 2011 78,7 76,3 81,1
Швейцария 2012 82,8 80,6 84,9
Япония 2012 83,2 79,9 86,4
Высока смертность населения в трудоспособном возрасте, особенно мужчин. Вероятность умереть в возрасте 15-60 лет в России почти в два раза выше, чем в среднем по Европе: 255 против 146 на 1000 человек населения по данным на 2009 г. Высока смертность детского населения (рис. 2).
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее количество детей на одну женщину в репродуктивном возрасте) за период 2005-2014 гг. в РФ вырос с 1,294 до 1,75, однако не достиг уровня 1990 г. (1,892). Общее количество родившихся на 1000 человек населения увеличилось с 10,2 детей в 2005 г. до 13,3 в 2014 г.
Во многом положительная динамика рассмотренных демографических показателей обусловлена принятыми правительством мерами: принят ряд стратегических документов, определяющих социальную политику в области улучшения общественного здоровья, утверждена Госпрограмма развития здравоохранения до 2020 г., с 2005 г. осуществляется приоритетный национальный проект «Здоровье».
Важнейшим уроком в ходе реализации проекта стало понимание того, что даже такие небольшие ежегодные вложения в этот проект (увеличение на 0,38% ВВП, или 10% от общих государственных расходов на здравоохранение) за 4 года (с 2006 по 2009 гг.) привели к позитивным изменениям в состоянии здоровья населения - смертность в 2010 г. сократилась на 12%, по сравнению с 2005 г., рождаемость возросла на 18%, продолжительность жизни выросла на 3,6 года. Все это позволило дополнительно сохранить 825 тыс. жизней граждан РФ.4
1 Доклад ООН о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под ред. С.Н. Бобылева. - М.: ООО «РА ИЛЬФ», 2013. - 202 с.
2 Юмагузин В.В. Тенденции смертности от внешних причин смерти в России в 1990-2010 гг. // Russian journal of Earth Sciences. 2012. - № 10. - С. 23-43.
3 Российский статистический ежегодник. 2014.: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 693 с.; Здравоохранение в России. 2015. Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 174 с.
4 Улумбекова Г.Э. Взаимосвязь финансирования здравоохранения и показателей здоровья населения для РФ. Уроки и рекомендации для России // Экономика здравоохранения. 2010. - № 3. - С. 30-34.
14 -12 -10 -8 -6 -4 -2 -0 4
.Li.iiiii-iii.iiliiT
CS i < м §
CJ о (-4 о
И я я
u 2 а р о К
CS
I
И
о
CS
н л 5Т
К
и
ЕГ л о С
л
ю о
н
U
га
м
8
н К
«
и ft о И
ft и
U
и
&
я
<
ев
в
л н о
с
ft § о
н s
И О
CS Н
^ cj
О m
U ft u
Рисунок 2.
Младенческая смертность в 2012 г. (количество случаев на 1000 новорожденных)1
В целом все выше перечисленные позитивные изменения в демографических показателях можно связать с действием следующих факторов: изменениями в структуре женщин репродуктивного возраста2; мерами демографической политики по стимулированию рождаемости (предоставление государством с 2007 г. материнского капитала женщинам при рождении второго ребенка и меры поддержки многодетных семей); сокращением потребления алкоголя на душу населения (с 9,7 литров абсолютного алкоголя в 2007 г. до 8,9 л. в 2010 г.3; повышением доступности качественной медицинской помощи, обеспечиваемым строительством современных перинатальных центров, расширением масштабов целевых программ по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, новообразованиями, туберкулезом, по оказанию медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, увеличением в 2,5 раза за период 2006-2011 гг. численности больных, получивших бесплатную высокотехнологическую помощь, и т.д. ростом благосостояния российских граждан, в том числе и увеличением их возможностей приобретать эффективные лекарственные препараты при амбулаторном лечении (реальные располагаемые денежные доходы на душу населения выросли в период с 2006 по 2011 гг. в 1,42 раза, а расходы населения на медикаменты и изделия медицинского назначения в сопоставимых ценах - в 1,94 раза)4.
Однако принятых мер не достаточно. Например, объем средств на приоритетный национальный проект «Здоровье», составляет 13% необходимых для ликвидации недофинансирования отрасли или 0,26% ВВП (в то время как недофинансирование здравоохранения составляет как минимум 2% ВВП). В результате по показателям смертности и продолжительности жизни, как уже было отмечено, Россия продолжает уступать развитым странам, а также наблюдается рост заболеваемости.
О состоянии здоровья населения страны можно судить по динамике показателей первичной заболеваемости (число впервые выявленных случаев заболеваний с 1990 по 2014 гг. увеличилось с 96,3 до 115 млн. человек) и общей заболеваемости населения (рост со 107 до 235 млн. человек за этот же период)5. Обращает на себя внимание тот факт, что темп прироста общей заболеваемости превышает темп прироста первичной заболеваемости, что свидетельствует об устойчивой тенденции перехода болезней в хроническую форму. По данным опроса населения, 11,46% респондентов в возрасте 15 лет и старше имеют хронические заболевания. Средняя продолжительность жизни лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, очень мала и составляет в России 12 лет (в странах ЕС - 18-20 лет)6.
1 How's Life? 2015: Measuring Well-being / OECD Report, OECD Publishing. - Paris, .2015. - http://dx.doi.org/10.1787/how_life-2015-en
2 Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад / Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Отв. ред.: А. Г. Вишневский. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014.
3 Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 786 с.
4 Доклад ООН о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под ред. С.Н. Бобылева. - М.: ООО «РА ИЛЬФ», 2013. - 202 с.
5 Здравоохранение в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 174 с.
6 Доклад ООН о человеческом развитии за 2014 г. «Обеспечение устойчивого прогресса человечества: уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости». -http://ba.one.un.org/content/dam/undp/library/corporate/HDR/2014HDR/HDR-2014-Summary-Russian.pdf; Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 г. - http://static-0.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/ 000/026/627/original/Doklad_o_sostojanii_zdorovja_naselenija_2014.pdf
В 2014 г. рост общей заболеваемости в РФ (без учета Крымского федерального округа) в сравнении с 2008 г. составил 3,0%: отмечается рост болезней эндокринной системы, расстройств пищеварения, нарушений обмена веществ (+21,4%), новообразований (+14,8%), болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (+8,5%), болезней мочеполовой системы (+7,5%), врожденных аномалий (пороки развития), деформаций и хромосомных нарушений (+6,2%), болезней уха и сосцевидного отростка (+6,1%), болезней нервной системы и болезней органов пищеварения (+5,0%), болезней органов дыхания (+4,7%), болезней системы кровообращения (+3,6%).
Существует мнение, что рост заболеваемости можно объяснить улучшением диагностики (что действительно и происходит в последнее десятилетие) и повышением достоверности статистических данных. Однако рост показателя смертности в 2014 г., увеличение инвалидов и диссонанс с аналогичными показателями заболеваемости населения развитых стран свидетельствуют о действительном росте заболеваемости.
В Докладе о человеческом развитии в РФ за 2013 г. называются факторы, однозначно негативно влияющие на здоровье: табакокурение и злоупотребление алкоголем: 35% взрослого населения (55% мужчин и 18% женщин курят, и еще примерно 18% являются пассивными курильщиками (подвергаются регулярному воздействию курения другими лицами); 59% взрослого населения употребляют алкоголь, причем 27% употребляют крепкие спиртные напитки не реже нескольких раз в месяц (рис. 3, 4); факторами риска неинфекционных заболеваний являются артериальная ги-пертензия (величина вклада 35,5%), гиперхолестеринемия (23,0%), курение (17,1%), недостаточное потребление фруктов и овощей (12,9%), ожирение (12,5%), недостаточная физическая активность (9,0%), злоупотребление алкоголем (11,9%)1.
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
3 « я иэл §
я я Рч
и и и
И 14 14
и £ а а о К
«
к «
н к к
е
§ § § §
н я а Рч
Й й й Л
|н ь я н
Е? я а « и и м
а ю 14
о С § Я а
н й н К
к й 2 а и
и
а
н
я
а
^
н
к й К о
К
я я Й а О
я о н
Й
£
а м
о См
н и
га
Рисунок 3.
Постоянно курящие в возрасте старше 15 лет в 2012 г. (доля населения, %)2
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
и а о
Я
«
я «
н я
я ©
н й (н
Ё? а о
С
« « 1 « « «
я я я и я
а Й (н л о § а о §
я « и н и м Я н К « 2 а £
« я Й а « я « « я « я
а л я § я
н о И < н о с а ^ н й Я о К § а © н £
« « «
§ я а я о
и (н о
а я о
и и
га
Рисунок 4.
Потребление алкоголя на душу населения лицами старше 15 лет в 2012 г. (литров в год на человека в пересчете на чистый спирт)3
1 Доклад ООН о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г.
2
Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития РФ по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года // Частное здравоохранение Российской Федерации . 2008. -http://www.medprivat.ru/conception.pdf; Сайт Мирового банка http://www.worldbank.org
3 Российский статистический ежегодник. - 2014.: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 693 с.; Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития РФ по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года // Частное здравоохранение Российской Федерации . 2008. - http://www.medprivat.ru/conception.pdf
Авторами также было проведено исследование влияния различных факторов на здоровье населения России. В целях анализа была создана информационная база показателей по 82-м субъектам РФ (областям, краям, республикам) для 2005-2008 гг. (последующие кризисные годы не рассматривались, чтобы избежать искажения тенденций). На основе информационной базы были построены панельные регрессионные уравнения с фиксированными эффектами. Оценивание параметров уравнений проводилось методом наименьших квадратов по 328 наблюдениям в эконометри-ческом пакете Eviews версии 6. Для уравнений были проведены стандартные процедуры проверки статистических гипотез, указавшие на их статистическую значимость при уровне значимости 10% и ниже.
В качестве зависимой переменной в одном из уравнений рассматривалась детская заболеваемость (количество регистрируемых случаев заболеваний детей в возрасте до 14 лет на 1000 человек населения). С нашей точки зрения, это наиболее адекватный показатель, характеризующий уровень здоровья нации, позволяющий избежать проблемы регистрируемости (взрослый человек не всегда обращается за помощью к врачам в случае болезни), так как регулярно проводятся медицинские осмотры в дошкольных и школьных учреждениях, и степень регистрируемости детских заболеваний достаточно высока. Заболеваемость детей косвенным образом отражает уровень здоровья всей нации, так как у больных родителей чаще всего рождаются и менее здоровые дети. С другой стороны, здоровье детей является ключевым звеном в формировании и сохранении репродуктивного потенциала населения. Именно в детстве закладываются основы здоровья и здорового образа жизни, которые будут переданы следующим поколениям. В качестве ре-грессоров были выбраны показатели, предоставляемые отечественной статистикой, характеризующие экономико-инфраструктурные, социально-психологические и эколого-климатические факторы, влияющие на здоровье.
Было получено уравнение, основные характеристики которого приведены в табл. 2.
Sick = 1148,99 + 5,43*IND + 12,4*URBAN- 29,21 *BUD - 26,93*HEALTH + + 83,11*ALC + 0,16*CRIME - 15,14*CL + 0,31*WATER+ 0,91*AIR,
где: Sick - общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет (количество регистрируемых случаев на 1000 человек населения);
URBAN - удельный вес городских жителей в общей численности населения, %;
IND - доля промышленности в производстве ВРП, %;
CRIME - число зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек;
BUD - доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете региона, %;
HEALTH - отношение потребительских расходов на медицинские цели к прожиточному минимуму, %;
ALC - доля расходов на алкогольные напитки и табачные изделия в потребительских расходах населения, %;
CL - разница средних температур в июле и январе, °С;
AIR - накопление парниковых газов на душу населения, тонн на душу населения С02-эквивалента;
WATER - накопление веществ, загрязняющих водные ресурсы, на душу населения, кг на человека.
Таблица 2
Характеристики уравнения общей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет (количество регистрируемых случаев на 1000 человек населения)
Переменная Единицы измерения Коэффициент Уровень надежности, %
Константа 1148,99 99,9
Доля промышленности в ВРП % 5,43 99,9
Удельный вес городских жителей в общей численности населения % 12,40 99,9
Доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете региона % -29,21 99,9
Отношение потребительских расходов на медицинские цели к прожиточному минимуму % -26,93 99,9
Доля расходов на алкогольные напитки и табачные изделия в потребительских расходах населения % 83,11 99,8
Число зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек количество 0,16 99,9
Разница средних температур в июле и январе °С -15,14 99,9
Накопление веществ, загрязняющих водные ресурсы, на душу населения кг на человека 0,31 97,7
Накопление парниковых газов на душу населения тонн на человека 0,91 99,9
R2 = 56,8%; F-статистика = 46,5; уровень значимости = 0,0
Источник: результаты построения регрессионного уравнения с использованием статистического программного пакета Eviews (версия 6).
Как видно из регрессионного анализа, один из существенных факторов улучшения здоровья населения - рост затрат на медицинские цели, в первую очередь - государственного финансирования.
Возможность существенного улучшения здоровья населения РФ путем проведения преобразований в сфере здравоохранения исследовалась российскими учеными и изложена в работах А.И. Вялкова, В.З. Кучеренко, Ю.П. Ли-сицина, В.А. Медика, Н.Б. Найговзиной, В.И. Стародубова, О.П. Щепина, С.Э. Хутаба, С.Н. Бобылева, Р.А. Хальфина, Р.С. Акчурина, Г.Э. Улумбековой, О.В. Стрельченко, В.М. Чернышева, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, Т.Ю. Сидори-ной, Н.В. Сергеева, В.И. Бойкова и других. В качестве главных причин неудовлетворительных показателей здоровья населения России в этих работах указываются: недофинансирование системы здравоохранения, а также неравенство в доступности и оплате медицинской помощи между бедными и богатыми группами населения.
Для достижения удовлетворительных показателей здоровья объем государственного финансирования здравоохранения должен составлять не менее 6,6% ВВП, что составит 75-80% от общих расходов на медицинские цели. В настоящее время расходы государства на медицину составляют 3,5% ВВП, таким образом, в относительных показателях (доле ВВП) государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2,2 раза меньше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития - 7,6% (рис. 5).
И Государственные ■ Общие
Рисунок 5.
Расходы на здравоохранение в 2013 г. (% от ВВП)1
На рис. 6 представлены объемы государственных расходов на здравоохранение на душу населения в текущих долларах США. Из него видно, что в 2013 г. в России на одного человека из государственных источников тратилось 460$, что в 5-6 раз меньше, чем в среднем в развитых странах, и в 2-3 раза меньше, чем «новых» странах ЕС (бывшие социалистические страны и страны СНГ). Это означает, что страны с развитой рыночной экономикой социально более ориентированы, чем Россия в вопросе обеспечения государственных гарантий медицинской помощи. В Советском Союзе в 1960-1970 гг. расходы на здравоохранение были примерно на уровне США и развитых стран Европы в те годы.
□ Государственные ■ Общие
Рисунок 6.
Подушевые расходы на здравоохранение в 2013 г. (в текущих $ США)2
В структуре социальных расходов России здравоохранение на протяжении многих десятилетий, ещё со времён СССР, имеет тенденцию понижения финансирования. По данным Минздравмедпрома РФ, максимальными доли государственных затрат на здравоохранение в ВВП были в СССР в 1960 г. - 6,6% ВВП; в 1970 - 6,1%; в 1980 - 5,0%; в 1991 - 2,6%; в 1994 - 2,4%. Снижение 1990-х гг. связано с кризисом переходного периода, но начало прошлого десятилетия сопровождалось экономическим ростом в стране, однако это слабо отразилось на финансировании здравоохранения: в 2004 г. государственные расходы на здравоохранение составили 2,2% ВВП. В 2004 г. государственное финансирование здравоохранения в сопоставимых ценах снизилось до 75% уровня 1991 г. Лишь с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье» с середины 2000-х гг. государственные расходы на здравоохранение начинают существенно увеличиваться как в относительном (4,2% ВВП в 2007 г.), так и в стоимостном выражении, однако, после 2009 г. снова сокращаются из-за кризисной ситуации в российской экономике, повлекшей за собой дефицит государственного бюджета.
В 2015 г. расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» были предусмотрены в сумме 391 млрд. руб., в 2016 г. планируются на уровне 396,3 млрд. руб., в 2017 г. - 386,1 млрд. руб. При этом в 2015 г. расходы сократились по сравнению с 2014 г. на 89,8 млрд. руб., в 2016 г. на 5,3 млрд. руб. относительно 2015 г. (но сократятся в реальном исчислении при прогнозируемой инфляции), в 2017 г. сократятся на 10,2 млрд. руб. относительно 2016 г. в номинальном исчислении.
1 Сайт Мирового банка http://www.worldbank.org
2 http://www.worldbank.org
Отсутствие роста государственных расходов на здравоохранение в 2012-2015 гг. уже привело к снижению доступности и качества медицинской помощи, остановилось снижение общего коэффициента смертности, обеспеченность врачами участковой службы сократилась на 8%, число зданий и сооружений здравоохранения уменьшилось на 15%, число коек сократилось на 6%, объем платных медицинских услуг возрос на 31%.
Планируемое отсутствие роста будущих государственных расходов на здравоохранение в 2016-2017 гг. приведут к ухудшению показателей здоровья населения. По мнению экспертов, общий коэффициент смертности в РФ в лучшем случае остановится на показателе 13,1 вместо запланированных 12,1 случаев на 1 тыс. населения в 2017 г., а в худшем - вырастет до 13,9. Все это приведет к ухудшению социальной обстановки в стране и не позволит достичь поставленной цели - увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 74 лет к 2020 г.1
Помимо государственного финансирования здравоохранения, существуют негосударственные источники: добровольное медицинское страхование, платные услуги в лечебно-медицинских учреждениях, расходы населения на лекарственные средства и санаторно-курортные услуги. К сожалению, в России недофинансирование здравоохранения государством приводит к перекладыванию нагрузки по финансированию на население. Бесплатные медицинские учреждения не обеспечивают необходимый объем медицинских услуг, сокращение государственного финансирования здравоохранения компенсируется платежами самого населения2. Однако, частные расходы на здравоохранение в России также низки по сравнению с развитыми странами, в 2006 г. они составляли 189 $ (по ППС 2006 г.) на душу населения (в странах ОЭСР - 559$), аналогичная ситуация наблюдается и в настоящее время, перспектив для роста частных расходов в ближайшее время также нет. Расходы населения на медицинские услуги составляют значительную часть семейных доходов - от 10 до 30%, стабильную на протяжении последних лет. Исследователи утверждают, что для большинства россиян дальнейший рост доли затрат на медицинские нужды невозможен, так как в этом случае снижаются затраты на другие жизнеобеспечивающие статьи семейного бюджета (как правило, на качественные продукты питания), что приводит к еще большему ухудшению здоровья.
Недостаточное государственное и частное финансирование здравоохранения приводит к низким общим затратам в данной сфере. В последнее время доля общих затрат на здравоохранение в России составила 5,4% ВВП (см. рис. 5), что в 2,8 раза меньше, чем в США (15,3% ВВП), в 1,7 раза меньше, чем в странах ОЭСР (около 9% ВВП) и в 1,4 раза меньше, чем в странах Восточной Европы и Балтии. Общие затраты на здравоохранение на душу населения в РФ в 2,2 раза меньше, чем в Чехии, в 1,3 раза, чем в Эстонии и Польше, в 2 раза, чем в Венгрии, а показатели развитых стран для России просто недостижимы (см. рис. 6). В странах Восточной Европы, Эстонии и Литве, так же как и в России, в начале 90-х годов ВВП упал примерно в 2 раза. Однако эти страны сохранили абсолютные затраты на здравоохранение, поэтому доля этих расходов в ВВП возросла с 3 до 6%. В дальнейшем эта доля (6% в ВВП) сохранилась, и по мере роста ВВП расходы на здравоохранение в этих странах пропорционально увеличивались, при этом к началу 2000-х годов подушевое финансирование в абсолютных цифрах увеличилось в 2 раза, что позволило избежать резкого ухудшения показателей здоровья населения, сохранить и даже улучшить эти показатели — снизить общий коэффициент смертности до 11,2, а ожидаемую продолжительность жизни увеличить до уровня 74 лет, т.е. это приблизительно те целевые показатели, на которые должна выйти РФ к 2020 г.
Между затратами на здравоохранение и уровнем социально-экономического развития государства просматривается чёткая связь: чем выше уровень экономического развития стран, тем системы здравоохранения в их структуре социальных расходов становятся всё более затратными. Так, в странах ОЭСР рост затрат на здравоохранение происходит темпами, опережающими экономический рост.
В России мы наблюдаем не просто отставание финансирования, а отсутствие концепции собственной социальной политики здравоохранения. Чтобы положительные результаты от реформирования здравоохранения сказались на улучшении общественного здоровья, государству следует осознать и учитывать факторы, мешающие здравоохранению работать эффективно. Исследователи в этой области называют основные проблемы современной системы российского здравоохранения3, которые являются факторами ухудшения здоровья россиян, а именно:
1) Конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи носят декларативный характер и не сбалансированы с финансовыми ресурсами, а права граждан на ее получение четко не определены. По данным ВОЗ, Россия находится в предпоследней пятерке из 196 стран по такому показателю здравоохранения, как «справедливое финансирование». Это означает снижение доступности качественной медицинской помощи для основной части населения. Качество бесплатной квалифицированной медицинской помощи низкое, как следствие, нарастает платность медицинских услуг, часто в теневых формах.
2) Страховые принципы финансирования здравоохранения продекларированы, но не получают должной реализации на практике. Из-за отсутствия финансовых стимулов страдает качество медицинской помощи при возрастающих издержках. Федеральный центр не выполняет регулирующей функции по выравниванию условий предоставления медицинской помощи. Разобщены системы обязательного страхования рисков, связанных со здоровьем граждан:
1 Хутаба С.Э. Проблемы финансирования здравоохранения в условиях рыночной реформы. - http://www.scienceforum.ru/ 2015/969/9926
2 Бойков В., Фили Ф., Шейман И, Шишкин С. Участие населения в финансировании здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2000. - № 7. - С. 45-50; Сидорина Т.Ю., Сергеев Н.В. Государственная социальная политика и здоровье россиян. К анализу затрат домохозяйств на здравоохранение // Мир России. - М., 2001. - № 1. - С. 67-91; Шишкин С.В. и др. Гарантии государства и расходы населения на медицинскую помощь // Неформальные платежи за медицинскую помощь в России. Серия «Независимый экономический анализ». - М., 2003. - С. 13-23.
3 Найговзина Н.Б. Реформирование здравоохранения - объективная реальность // Советник бухгалтера в здравоохранении. 2005. - № 1. - http://www.lawmix.ru/bux/105636
страхование на случай болезни, от несчастных случаев на производстве, по временной нетрудоспособности по болезни и других.
3) Материально-технические ресурсы системы здравоохранения используются неэффективно; на 1000 россиян приходится более 5 врачей (в развитых странах в 2 раза меньше - в среднем 3 врача на 1000 населения), но результаты и качество медицинской помощи значительно ниже, чем в развитых странах. Это говорит о неэффективности работы и низкой квалификации врачей в нашей стране. Направление дополнительных средств в здравоохранение без реформирования его организационно-финансовых механизмов не изменит ситуацию. Имеются диспропорции между видами и уровнями медицинской помощи, приоритет отдается дорогостоящим стационарным методам лечения.
4) Работники здравоохранения относятся к одной из самых малооплачиваемых категорий населения. Система и уровень оплаты труда не мотивируют их к качественной и результативной работе.
5) Усиление импортозависимости по лекарственным средствам и медицинской технике и оборудованию.
6) Отсутствие системообразующих законов, регулирующих сферу здравоохранения, не позволило сформировать единство этого социального института и привело к ослаблению управляющей функции государства.
8) Различный правовой режим расходования финансовых средств бюджетов всех уровней, многоканальность финансирования обязательного медицинского страхования, отсутствие эффективных механизмов добровольного медицинского страхования и предоставления платных услуг приводят к неэффективному расходованию финансовых средств.
9) Недофинансирование влечет за собой недостаточное внедрение современных медицинских технологий, методов диагностики и лечения.
Оптимальный уровень государственных расходов на здравоохранение должен быть не менее 6,6% ВВП, выше 75% общих расходов на медицинские цели, которые должны составлять не менее 9% ВВП. Увеличение финансирования здравоохранения в этих объемах позволит к 2020 г. дополнительно сохранить 2,5 млн. жизней россиян и обеспечить продление ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин минимум на 5 лет. Только в этом случае возможно поэтапное увеличение пенсионного возраста на 5 лет (до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин)1.
1 Улумбекова Г.Э. Здравоохранение в России: итоги 2010 г. Что надо делать дальше? // Менеджер здравоохранения. 2011. -№ 3. - С. 6-20.