Научная статья на тему 'Направления современной политики в области здравоохранения с целью улучшения общественного здоровья в Российской Федерации'

Направления современной политики в области здравоохранения с целью улучшения общественного здоровья в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
316
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / PUBLIC HEALTH / GOVERNMENT HEALTH EXPENDITURES / ACCESSIBILITY AND QUALITY OF MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тагаева Татьяна Олеговна, Казанцева Лидия Кузьминична

В статье обсуждаются главные причины низких показателей здоровья населения РФ государственное недофинансирование системы здравоохранения и неравенство в доступности качественной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тагаева Татьяна Олеговна, Казанцева Лидия Кузьминична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF MODERN PUBLIC HEALTH POLICY TO IMPROVE PUBLIC HEALTH IN RUSSIA

The article discusses the main reasons of the low public health indicators in Russia. These are the state underfunding of the public health system and inequalities in the getting of medical care.

Текст научной работы на тему «Направления современной политики в области здравоохранения с целью улучшения общественного здоровья в Российской Федерации»

УДК 61.614

НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Татьяна Олеговна Тагаева

Новосибирский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории; Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, ведущий научный сотрудник, тел. (383)330-35-36, e-mail: tagaeva@ieie.nsc.ru

Лидия Кузьминична Казанцева

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, тел. (383)333-09-85, e-mail: klk@ieie.nsc.ru

В статье обсуждаются главные причины низких показателей здоровья населения РФ -государственное недофинансирование системы здравоохранения и неравенство в доступности качественной медицинской помощи.

Ключевые слова: общественное здоровье, государственные расходы на здравоохранение, доступность и качество медицинской помощи.

WAYS OF MODERN PUBLIC HEALTH POLICY TO IMPROVE PUBLIC HEALTH IN RUSSIA

Tatiana O. Tagaeva

Novosibirsk State University; Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, D. Sc., associate professor, lead researcher, tel. (383)330-35-36, e-mail: tagaeva@ieie.nsc.ru

Lidiya K. Kazantseva

Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, Ph. D., senior researcher, tel. (383)333-09-85, e-mail: klk@ieie.nsc.ru

The article discusses the main reasons of the low public health indicators in Russia. These are the state underfunding of the public health system and inequalities in the getting of medical care.

Key words: public health, government health expenditures, accessibility and quality of medical care.

В качестве главных причин низких показателей общественного здоровья в РФ российские исследователи и ведущие врачи указывают недофинансирование системы здравоохранения, а также неравенство в доступности качественной медицинской помощи между бедными и богатыми группами населения. О необходимости роста государственных расходов на здравоохранения в целях улучшения состояния общественного здоровья говорят результаты корреляци-

онного анализа. Обратная зависимость коэффициента смертности от подушевого государственного финансирования здравоохранения показана на примере российских регионов (рис. 1). Зависимость построена по 80 регионам России (были исключены Республики Дагестан и Ингушетия, в которых низкая смертность объясняется другими факторами (в основном, генетическими и климатическими), а также Чеченская республика и регионы Крымского ФО из-за отсутствия достоверной информации).

Рис. 1. Коэффициенты смертности (случаев на 1000 населения) и государственные подушевые расходы на здравоохранение (руб. на человека) в 2014 г. по регионам России. Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.

В структуре социальных расходов России здравоохранение на протяжении многих десятилетий, ещё со времён СССР, имеет тенденцию понижения финансирования. По данным Минздравмедпрома РФ, максимальными доли государственных затрат на здравоохранение в ВВП были в СССР в 1960 г. - 6,6%, в 1970 - 6,1%, в 1980 - 5,0%, в 1991 - 2,6%, в 1994 - 2,4%. Снижение в 1990-х гг. понятно в связи с кризисом переходного периода. Но начало прошлого десятилетия сопровождалось экономическим ростом в стране, однако он слабо отразился на финансировании здравоохранения: в 2004 г. государственные расходы на здравоохранение составили 2,2% ВВП, снизилось до 75% уровня 1991 г. в сопоставимых ценах. Лишь с реализацией приоритетного национального про-

екта «Здоровье» с середины 2000-х гг. государственные расходы на здравоохранение начинают увеличиваться как в относительном (4,2 % ВВП в 2007 г.), так и в стоимостном выражении, однако после 2009 г. снова сокращаются из-за кризисной ситуации в российской экономике, повлекшей за собой дефицит государственного бюджета.

В 2015 г. расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» предусмотрены в сумме 391,0 млрд. руб., в 2016 г. - 396,3 млрд. руб., в 2017 г. -386,1 млрд. руб. При этом в 2015 г. расходы сократились по сравнению с 2014 г. на 89,8 млрд. руб., в 2016 г. - на 5,3 млрд. руб. относительно 2015 г., в 2017 г. сократятся на 10,2 млрд. руб. относительно 2016 г. в номинальном исчислении [1]. Динамика государственных расходов на здравоохранение в России представлена на рис. 2.

Рис. 2. Динамика государственных расходов на здравоохранение в России (млрд. руб., до 1998 г - трлн. руб., цены 2000 г.) и их доли в ВВП, %.

Источники: Здравоохранение в России. 2015. Стат.сб./ Росстат. - М., 2015. - 174 с.; Российский статистический ежегодник. 2015.: Стат. сб. /Росстат. - М., 2015. - 728 с.

Отсутствие роста государственных расходов на здравоохранение в 20122015 гг. уже привело к снижению доступности и качества медицинской помощи. Бесплатные медицинские учреждения не обеспечивают необходимый объем медицинских услуг. Сокращение государственного финансирования здравоохранения компенсируется платежами самого населения [2, 3, 4].

Расходы населения на медицинские услуги составляют значительную часть семейных доходов - от 10 до 30 процентов, стабильную на протяжении последних лет. Исследователи утверждают, что для большинства россиян дальнейший рост доли затрат на медицинские нужды невозможен, в этом случае снижаются затраты на другие жизнеобеспечивающие статьи семейного бюдже-

та (как правило, на качественные продукты питания), что приведет к еще большему ухудшению здоровья.

Нами также было проведено исследование влияния различных факторов на здоровье населения России. В целях анализа была создана информационная база показателей по 82-м субъектам РФ (областям, краям, республикам) для 2005-2008 гг. (последующие кризисные годы не рассматривались, чтобы избежать искажения тенденций). Были построены панельные регрессионные уравнения с фиксированными эффектами. Оценивание параметров уравнений проводилось методом наименьших квадратов по 328 наблюдениям в эконометри-ческом пакете Eviews версии 6. Для уравнений были проведены стандартные процедуры проверки статистических гипотез, указавшие на их статистическую значимость при уровне значимости 10% и ниже.

В качестве зависимой переменной в одном из уравнений рассматривалась детская заболеваемость (количество регистрируемых случаев заболеваний детей в возрасте до 14 лет на 1000 человек населения). В качестве регрессоров были выбраны показатели, предоставляемые отечественной статистикой, характеризующие экономико-инфраструктурные, социально-психологические и эколого-климатические факторы, влияющие на здоровье.

Было получено следующее уравнение, основные характеристики которого (значения уровня значимости уравнения и уровней надежности коэффициентов, коэффициент детерминации, значение критерия проверки существенности уравнения) приведены в таблице:

Sick = 1148,99 + 5,43*IND + 12,4*URBAN- 29,21 *BUD - 26,93*HEALTH +

+ 83,11*ALC + 0,16*CRIME - 15,14*CL + 0,31*WATER+ 0,91*AIR,

где Sick - общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет (количество регистрируемых случаев на 1 000 человек населения);

URBAN - удельный вес городских жителей в общей численности населения, %;

IND - доля промышленности в производстве ВРП, %;

CRIME - число зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек;

BUD - доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете региона, %;

HEALTH - отношение потребительских расходов на медицинские цели к прожиточному минимуму, %;

ALC - доля расходов на алкогольные напитки и табачные изделия в потребительских расходах населения, %;

CL - разница средних температур в июле и январе, °С;

AIR - накопление парниковых газов на душу населения, тонн на душу населения С02-эквивалента;

WATER - накопление веществ, загрязняющих водные ресурсы, на душу населения, кг на человека.

Таблица

Характеристики уравнения общей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет (количество регистрируемых случаев на 1000 человек населения)

Переменная Единицы измерения Коэффициент Уровень надежности, %

Константа 1148,99 99,9

Доля промышленности в ВРП % 5,43 99,9

Удельный вес городских жителей в общей численности населения % 12,40 99,9

Доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете региона % -29,21 99,9

Отношение потребительских расходов на медицинские цели к прожиточному минимуму % -26,93 99,9

Доля расходов на алкогольные напитки и табачные изделия в потребительских расходах населения % 83,11 99,8

Число зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек количество 0,16 99,9

Разница средних температур в июле и январе °С -15,14 99,9

Накопление веществ, загрязняющих водные ресурсы, на душу населения кг на человека 0,31 97,7

Накопление парниковых газов на душу населения тонн на чел. 0,91 99,9

Я2 = 56,8%; Б-статистика = 46,5; уровень значимости = 0,0

Источник: результаты построения регрессионного уравнения с использованием статистического программного пакета Eviews (версия 6).

Как видно из регрессионного анализа, один из существенных факторов улучшения здоровья населения - рост затрат на медицинские цели, в первую очередь - государственного финансирования.

На фоне общемировых тенденций увеличения финансирования здравоохранения в России мы наблюдаем не просто отставание, а отсутствие концепции собственной социальной политики здравоохранения. Чтобы результаты реформирования системы здравоохранения сказались на улучшении общественного здоровья, государству следует осознать и учитывать факторы, мешающие здравоохранению работать эффективно. Исследователи в этой области называют основные проблемы современной системы российского здравоохранения [5], которые выступают факторами ухудшения общественного здоровья, а именно:

1) Конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи носят декларативный характер и не сбалансированы с финансовыми ресурсами,

а права граждан на ее получение четко не определены. По данным ВОЗ, Россия находится в предпоследней пятерке из 196 стран по такому показателю здравоохранения, как "справедливое финансирование". На практике это означает снижение доступности медицинской помощи определенного качества для основной части населения, в результате граждане с низкими доходами не могут получить необходимую по состоянию здоровья медицинскую помощь. Качество бесплатной квалифицированной медицинской помощи оставляет желать лучшего. Как следствие, нарастает платность при получении медицинской помощи, в том числе в теневых формах.

2) Страховые принципы финансирования здравоохранения продекларированы, но не получают должной реализации на практике. Из-за отсутствия финансовых стимулов страдает качество предоставляемой медицинской помощи. Федеральный центр не выполняет в должной мере регулирующей функции по выравниванию условий предоставления медицинской помощи. Разобщены системы обязательного страхования рисков, связанных со здоровьем граждан: страхование на случай болезни, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по временной нетрудоспособности в связи с болезнью и др.

3) Материально-технические ресурсы системы здравоохранения используются неэффективно, используемая бюджетно-сметная модель финансирования лишь консервирует устаревшую и избыточную сеть медицинских учреждений. Несмотря на то, что врачей в РФ почти в 2 раза больше на душу населения, чем в среднем в развитых странах, результаты и качество медицинской помощи в РФ значительно ниже, это говорит о неэффективности работы и низкой квалификации врачей. Направление дополнительных средств в здравоохранение в связи с неэффективностью его организационно-финансовых механизмов не изменит ситуацию. Имеются диспропорции между видами и уровнями медицинской помощи, приоритет отдается дорогостоящим стационарным методам лечения.

4) Работники здравоохранения относятся к одной из самых малооплачиваемых категорий населения. Система и уровень оплаты труда не мотивируют их к качественной и результативной работе.

5) На российском рынке фармакологии и медицинского оборудования налицо усиление импортозависимости по лекарственным средствам и медицинской технике и оборудованию.

6) Отсутствие законов, регулирующих сферу здравоохранения, не позволило сформировать единство этого социального института, а переход к частноправовому регулированию данных отношений привел к ослаблению управляющей функции государства.

7) Различный правовой режим расходования финансовых средств бюджетов всех уровней, многоканальность финансирования обязательного медицинского страхования, отсутствие эффективных механизмов добровольного медицинского страхования и предоставления платных услуг приводят к неэффективному расходованию имеющихся финансовых средств.

8) Недостаточное финансирование влечет за собой неэффективную систему оказания медицинской помощи (недостаточное внедрение современных медицинских технологий, методов диагностики и лечения).

Оптимальный уровень государственных расходов на здравоохранение должен быть не менее 6,6% ВВП, выше 75% общих расходов на медицинские цели, которые, в свою очередь, должны составлять не менее 9% ВВП. Это позволит к 2020 г. дополнительно сохранить 2,5 млн жизней российских граждан и обеспечить продление ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин минимум на 5 лет. Только в этом случае возможно поэтапное увеличение пенсионного возраста на 5 лет (до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин) [6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хутаба С.Э. Проблемы финансирования здравоохранения в условиях рыночной реформы http://www.scienceforum.ru/2015/969/9926 (дата обращения 15.12.2015)

2. Бойков В., Фили Ф., Шейман И, Шишкин С. Участие населения в финансировании здравоохранения // Экономика здравоохранения. - 2000. - № 7. - С. 45-50.

3. Сидорина Т.Ю., Сергеев Н.В. Государственная социальная политика и здоровье россиян. К анализу затрат домохозяйств на здравоохранение // Мир России. - 2001. - № 1. -С. 67-91.

4. Шишкин С.В., Богатова Т.В. и др. Гарантии государства и расходы населения на медицинскую помощь // Неформальные платежи за медицинскую помощь в России. Серия "Независимый экономический анализ", Москва, 2003. - С. 13-23.

5. Найговзина Н.Б. Реформирование здравоохранения - объективная реальность // Советник бухгалтера в здравоохранении. - 2005. - № 1. Эл. ресурс. http://www.lawmix.ru/bux/105636

6. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение в России: итоги 2010 г. Что надо делать дальше? // Менеджер здравоохранения. - 2011. - № 3. - С. 6-20.

© Т. О. Тагаева, Л. К. Казанцева, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.