ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
УДК 314.151.3-054.72(571.17):316.654
В. В. Халиулина, Х. А. Данько ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ В КЕМЕРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ В КЕМЕРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
PUBLIC OPINION ON RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS LIVING ABROAD TO THE KEMEROVO OBLAST
ХАЛИУЛИНА Валентина Владимировна -кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Кемеровского государственного университета (КемГУ). E-mail: [email protected]. ДАНЬКО Христина Анатольевна - магистрант кафедры менеджмента КемГУ. E-mail: [email protected].
Аннотация. Цель исследования состояла в выявлении мнения представителей различных сфер деятельности Кузбасса о необходимости и возможности принимать переселенцев из других стран.
Представлены данные опросов населения, проведенных ВЦИОМ в России (8-9 июля 2006 г., август-октябрь 2013 г.), и авторами статьи в Кемеровской области (весна 2013 г.). Исследование проводилось с использованием количественных и качественных методов. Были опрошены сотрудники и руководители организаций Кемерово, Новокузнецка и Яшкинского района. Кроме того, проведены индивидуальные и групповые интервью с работниками. Применялись также такие методы исследования, как анализ документов, вторичный анализ данных. В статье представлены результаты опроса работающего населения о том, кого респонденты относят к числу соотечественников, считают ли необходимым их привлечение для экономики России и Кемеровской области, о различных формах помощи переселенцам. Подчеркнута потребность в изучении социально-психологических проблем репатриантов. На основе полученных результатов авторы выдвигают конкретные рекомендации по улучшению адаптации переселенцев-соотечественников. Для данного региона такое исследование проведено впервые в качестве
KHALIULINA Valentina Vladimirovna - Candidate of Economic Sciences; Associate Professor at the Chair of Management, Kemerovo State University (KemGU). E-mail:[email protected]. DAN'KO Khristina Anatolievna - Postgraduate Student at the Chair of Management, Kemerovo State University (KemGU). E-mail: [email protected].
Abstract. The aim of the study was to identify the views of different people living in Kuzbass concerning the need and possibility to receive resettled persons from other countries. The study is based on the data of the opinion polls carried out by VCIOM in Russia (July 8-9 2006, August-October 2013) as well as the data of the survey conducted by authors in the Kemerovo region (Spring 2013).
The combination of quantitative and qualitative methods was used by the authors. Individual and group interviews with employees and managers of various organizations located in Kemerovo, Novokuznetsk and Yashkino district were carried out. The questionnaire included eight questions. Document analysis and secondary data analysis were also used as methods of the study. The working population was asked about who is considered as compatriots; whether the compatriots should be attracted to live in Russia and Kemerovo region; what kind of help they should be provided with. The authors highlight that studying social and psychological problems of returnees is essential.
Upon the completion of the study a number of recommendations were made by the authors. The study was a pilot project for this region, and the data obtained is applicable for those areas (small and medium enterprises, construction, and trade) which were covered. The study will be continued to evaluate the implementation of the program to
пилотного проекта. Собранная информация представительна для тех сфер занятости и видов деятельности (малый и средний бизнес, строительство, торговля) и, соответственно, городов и района, которые были охвачены исследованием. Планируется его продолжить с точки зрения анализа реализации действующей в Кемеровской области программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников (2013-2015 гг.).
assist the voluntary resettlement to the Kemerovo region of Russian compatriots (2013 - 2015).
Ключевые слова: миграция, репатрианты, общественное мнение, программы переселения, добровольное переселение, соотечественники, принимающее сообщество, ксенофобия.
Keywords: migration, repatriates, public opinion, resettlement programs, voluntary resettlement, compatriot, receiving community, xenophobia.
Главной проблемой демографического развития Кемеровской области с позиции обеспечения ее экономической безопасности является постепенное сокращение численности населения (2007 г. - 2823,5 тыс. человек, 2008 г. - 2821,8 тыс., 2009 г. -2820,6 тыс., 2010 г. - 2761,2 тыс., 2011 г. - 2750,8 тыс., 2012 г. - 2742,6 тыс., июль 2013 г. - 2742,4 тыс. человек [8]).
Если до недавнего времени естественная убыль населения частично компенсировалась за счет миграционного прироста, то начиная с 2011 г. в области впервые зарегистрирован миграционный отток жителей - 2804 человека. В 2012 г. отрицательное сальдо миграции составило 4522 человека, за январь-сентябрь 2013 г. -2828 человек [5]. В условиях невозможности компенсации дефицита рабочей силы за счет естественного прироста и внутренней миграции возникает необходимость пополнения трудовых ресурсов региона за счет внешней миграции. Эта проблема актуальна не только для Кузбасса, но и для России в целом.
Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводятся регулярные исследования проблем миграции населения. Последние были посвящены изучению отношения россиян к ужесточению иммиграционного законодательства (лето 2013 г.) [2], к амнистии для трудовых мигрантов - иностранцев (осень 2013 г.) [1].
По результатам летнего (2013 г.) исследования, три четверти россиян отрицательно относятся к приезжим из других государств. Такое мнение выражают прежде всего москвичи и петербуржцы (84%). Только 14% опрошенных рассматривают большое количество иностранных мигрантов как позитивное явление для России. За ужесточение иммиграционного законодательства высказался каждый второй опрошенный. 8 лет назад таких респондентов было 40% [2].
Что касается амнистии, то только 24% опрошенных поддержали эту идею, считая, что она приведет к законности и порядку. 50% считают, что самому коренному населению не хватает рабочих мест, они выступили против амнистии [1]. В целом среди россиян идет усиление антимигрантских настроений. Однако решать проблему дефицита рабочей силы необходимо.
В связи со сложившейся ситуацией представляет интерес привлечение в экономику области иностранной рабочей силы из числа соотечественников, проживающих за рубежом. Привлечение такой рабочей силы возможно благодаря адресной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область
88 _
соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2015 г. [6], которая является инструментом реализации Государственной программы по переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
Казалось бы, наши соотечественники должны адаптироваться быстрее. Однако по прибытии репатрианты испытывают проблемы социально-психологического характера, которые связаны с негативным восприятием их местным населением и, как следствие, затрудненным общением. Это проблема требует пристального внимания. Она изучалась ранее в рамках Всероссийского опроса населения, проводимого ВЦИОМ в 2006 г. (8-9 июля) [7]. Рассмотрим и сравним выводы по данному исследованию и исследованию авторов, проведенному весной 2013 г.
Цель нашего исследования - выявление мнения представителей различных сфер деятельности о том, кого и как готовы принимать в Кемеровской области.
На основе анкеты ВЦИОМ мы разработали анкету для опроса жителей Кемеровской области с тем, чтобы выявить особенности восприятия работающим населением мигрантов, прибывающих на территорию Кузбасса. Предлагались следующие вопросы: «Как Вы относитесь к необходимости переселения в Россию и Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом?», «Какова возможная территория расселения соотечественников?», «В каком случае следует принимать соотечественников на постоянное жительство в Кемеровскую область?», «Работает ли в Вашей организации соотечественник, ранее проживавший за рубежом?», «Каковы возможные формы помощи соотечественникам, желающим переехать в Кемеровскую область?», «Готовы ли Вы принять переселенцев из числа соотечественников, проживающих за рубежом, в Вашем городе, районе,селе?» и др.
В рамках пилотного исследования опрошены 100 человек в возрасте от 21 года до 50 лет. Среди респондентов как руководители, так и рядовые сотрудники организаций различных сфер деятельности г. Кемерово, Новокузнецка и Яшкинского района.
Что респонденты вкладывают в понятие «соотечественник»? Единой позиции по этому вопросу не прослеживается. К соотечественникам относят всех граждан бывшего СССР около 22% опрошенных, 28% полагают, что это все русскоязычные люди, проживающие за рубежом, независимо от их национальности.
Большинство опрошенных (42%) считают соотечественниками «всех русских, проживающих на территории ближнего и дальнего зарубежья». По данным исследования ВЦИОМ, таковых 40% россиян. Кстати, в ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» не было четко определено, кого считать соотечественниками. В последней редакции ФЗ № 179-ФЗ от 23.07.2010 [3] соотечественниками признаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо жившие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии, в том числе:
— лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
— выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
Ответы на вопрос о необходимости реализации программы переселения соотечественников, подразумевающей определенную политику по отношению к соотечественникам в России и в Кемеровской области, распределились следующим образом: 48% опрошенных считают данную программу бессмысленной, около 30% затруднились ответить. Большинство респондентов (54%), участвовавших в исследовании ВЦИОМ, наоборот считают эту меру необходимой. Расхождение мнений респондентов обусловлено, на наш взгляд, следующим:
— с момента общероссийского опроса прошло уже более 6 лет, и ситуация в этом отношении могла измениться в связи с ростом антимиграционных настроений;
— опрос ВЦИОМ проводился до внедрения программы переселения соотечественников, а опрос жителей Кемеровской области - после внедрения и продления срока реализации программы, когда она уже показала свои результаты.
Причина разницы во мнениях, по нашему мнению, также в том, что, во-первых, в Кемеровской области население недостаточно информировано о целях и путях реализации программы; во-вторых, кузбасские респонденты выражали неверие в эффективность использования выделенных по данной программе ресурсов.
При реализации программы «Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2009-2012 гг., территорией вселения были Кемеровский и Яшкинский районы. В Программе на 20132015 гг. территорией вселения является вся Кемеровская область, и это поддерживают около половины опрошенных.
Необходимость привлечения соотечественников для экономики
60 50 40 30 20 10 0
Рисунок 1 - Мнение респондентов о переселении соотечественников исходя из необходимости привлечения их для экономики РФ и Кемеровской области (данные исследования в Кемеровской области)
России и Кемеровской области, %
□ Соотечественников нужно принимать на постоянное место жительства, только если это нужно экономике России, Кемеровской области
□ Принимать соотечественников на постоянное жительство следует в любом случае, даже если это не будет являться необходимым для экономики России и Кемеровской
□ Затрудняетесь ответить
Большинство наших респондентов (56%) считают, что принимать соотечественников стоит только в том случае, если это действительно необходимо для экономики РФ и Кемеровской области (рис. 1).
По результатам исследования ВЦИОМ, 49% опрошенных полагают, что нужно принимать соотечественников, если это действительно необходимо для экономики страны. 58% уверены, что нам необходимо делать все возможное для возвращения соотечественников [7]. Таким образом, мнение населения Кемеровской области совпадает с мнением россиян.
Конкретные меры, предусмотренные президентской переселенческой программой, в целом вызывают позитивный отклик в обществе. На рисунках 2 и 3 представлена такая точка зрения респондентов Кемеровской области относительно оплаты переезда соотечественников к новому месту проживания, выплаты им подъемных, выдачи ежемесячного пособия до устройства на работу.
Оплата переезда к месту проживания, %
36
52
□ Полностью одобряете
□ Скорее одобряете
□ Скорее не одобряете
□ Полностью не одобряете
4
8
Рисунок 2 - Мнение респондентов об оплате переезда соотечественников к новому месту проживания (данные исследования в Кемеровской области)
Данную меру поддерживают 56% (полностью - 4%, скорее одобряют - 52%). Относительно выплаты единовременного пособия на обустройство на новом месте жительства поддерживают 94% опрошенных (38% - полностью, 56% - скорее одобряют). Что касается выплаты ежемесячного пособия до устройства на работу, то к данной форме помощи опрошенные относятся в большей степени негативно (полностью не одобряют -30%, скорее не одобряют - 44%) . Респонденты делают акцент на то, чтобы переселенцы сразу включались в процесс работы и имели источник дохода. Службы занятости должны активнее работать с переселенцами в плане предоставления возможности их переподготовки и повышения квалификации.
Выдача ежемесячного пособия до устройства на работу, %
□ Полностью одобряете
14
12
□ Скорее одобряете
□ Скорее не одобряете
44
□ Полностью не одобряете
Рисунок 3 - Мнение респондентов о выдаче ежемесячного пособия до устройства соотечественников на работу (данные исследования в Кемеровской области)
Анализ ответов на вопрос по поводу предоставления социального пакета дал следующие результаты: положительно к этому относятся 78% опрошенных (44% -полностью, 34% - скорее одобряют) и 22% - «скорее не одобряют».
Содействие в трудоустройстве соотечественников одобряют 94% опрошенных: 50% полностью, 44% скорее одобряют (рис. 4).
Большинство респондентов негативно относятся к помощи соотечественникам в обеспечении жильем: 14% не одобряют, 44% скорее не одобряют.
Рисунок 4 - Мнение респондентов о помощи соотечественникам в трудоустройстве
Дело в том, что значительная часть жителей Кемеровской области не имеет возможности приобрести собственное жилье, и это обстоятельство сказывается на ответах.
Помощь в трудоустройстве, %
6
44
50
□ Полностью одобряете
□ Скорее одобряете
□ Скорее не одобряете
(данные исследования в Кемеровской области)
Работают ли в организации соотечественники, ранее проживавшие за рубежом, %
24
6
□ Да
□ Нет
□ Затрудняетесь ответить
70
Рисунок 5 - Осведомленность респондентов о том, работают ли соотечественники, ранее проживавшие за рубежом, в тех же организациях, что и опрошенные (данные
исследования в Кемеровской области)
Выяснилось, что среди коллег респондентов мало соотечественников, ранее проживавших за рубежом (рис. 5). В связи с этим проблемы переселенцев им мало знакомы. И все же в целом (66%) население Кемеровской области положительно относится к соотечественникам и готово их принимать (рис. 6). Это совпадает с данными исследования ВЦИОМ.
Рисунок 6 - Готовность респондентов принять соотечественников, ранее проживавших за рубежом (данные исследования в Кемеровской области)
Среди предложенных форм поддержки соотечественникам респонденты в большей мере одобряют выплату подъемных, помощь в трудоустройстве и предоставление социального пакета. Негативно относятся к выплате ежемесячного пособия до устройства на работу и к помощи в обеспечении жильем. Различия во мнениях респондентов всероссийского опроса и опроса, проводимого в Кемеровской области, о мерах поддержки соотечественников и о готовности их принимать, объясняются, на наш взгляд, изменением подходов к выделению территорий заселения по приоритетности. Изначально регионы России, участвующие в программе, были разделены на следующие категории: 1) преимущественно стратегически важные для России приграничные территории; 2) территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового
Готовность принять переселенцев из числа соотечественников, проживающих за рубежом, %
18
□ Да
□ Нет
□ Затрудняетесь ответить
привлечения переселенцев; 3) территории с устойчивым социально-экономическим развитием, где в течение последних 3-х и более лет наблюдается сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток.
С 2013 г. вместо трех видов территорий вселения выделены территории приоритетного заселения и все остальные территории вселения. Утвержден перечень регионов России, приоритетных при переселении соотечественников на постоянное место жительства. Соотечественники-переселенцы будут пользоваться максимальным уровнем государственной поддержки в следующих регионах России: Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. Кемеровская область в этот перечень не входит, и это, соответственно, могло сказаться на результатах опросов респондентов. Кузбасс, как показал опрос, наиболее привлекателен для граждан Казахстана, Киргизии, Узбекистана.
К началу 2013 г. реализация программных мероприятий 2009-2012 гг. позволила довести число соотечественников, переселившихся в Кемеровскую область, до 600 человек. В 2013-2015 гг. в Кемеровскую область планируется принять 3325 соотечественников (1330 участников программы и 1995 членов их семей). Увеличен и размер финансирования - до 51 760 тыс. руб. (на программу 2009-2012 гг. выделялось 15 380,5 тыс. руб.).
Результаты нашего исследования показывают, что единого мнения о том, кого считать соотечественниками, необходимо ли их возвращение, и по ряду других вопросов у респондентов не сложилось. Поэтому у принимающего сообщества возможно проявление ксенофобии. Для улучшения процесса адаптации соотечественников и их включения в сложившуюся систему социальных связей необходимо, на наш взгляд, следующее:
— осуществлять информационное сопровождение программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (публикация в русскоязычных СМИ за рубежом);
— реализовывать специальные программы по социальной интеграции и адаптации мигрантов;
— выполнять программы профессионального переобучения переселенцев с целью их трудоустройства;
— информировать потенциальных участников программы о ситуации на рынке труда;
— наладить взаимодействие региональной власти с представительствами ФМС России за рубежом - в странах с наибольшим потенциалом переселенцев, со значительной российской диаспорой.
Авторы планируют продолжить исследование реализации адресной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2015 гг. Мы полагаем, что ее осуществление позволит использовать потенциал соотечественников в интересах социально-экономического развития Кемеровской области, создать источник пополнения трудовых ресурсов, улучшить миграционную ситуацию в регионе.
Литература
1 Амнистия для мигрантов: за и против // ВЦИОМ : [веб-сайт]. 2013. 30 окт. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114584.
2 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен // ВЦИОМ : [вебсайт]. 2013. 7 авг. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114341
3 О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» : Федер. закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ // Российская газета : [веб-сайт]. 2010. 27 июля. URL: http://www.rg.ru/2010/07/27/sootech-dok.html.
4 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом : Указ Президента Рос. Федерации от 22.06.2006 № 637 // Российская газета : [веб-сайт]. 2006. 28 июня. URL: http://www.rg.ru/2006/06/28/ukaz-pereselenie.html.
5 Общие итоги миграции в Кемеровской области за январь-июль 2013 г. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области : [веб-сайт]. URL: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/resource s/b5e1ac004f4d2ab2a2e8f7e1000af5d8/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8% D0%B5+%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8+%D0%BC%D0%B8%D0%B 3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%B2+%D0%9A%D0%B5%D0 %BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D 0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8+01-12.htm.
6 Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом : подпрограмма на 2013-2015 гг. // Департамент труда и занятости населения Кемеровской области : [вебсайт]. URL: http://www.ufz-kemerovo.ru/home/deyatelnostdepart/program/ndpereselenie.aspx.
7 Соотечественники-переселенцы: кого и как готовы принять в России // ВЦИОМ : [веб-сайт]. 2006. 24 июля. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=2917.
8 Численность населения Кемеровской области на начало года (человек; данные за 2003-2010 гг. с учетом итогов ВПН-2010) // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области : [веб-сайт]. URL: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/resource s/64ad9a804f2f1bec9ef8de3a99b5ae2d/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB% D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BD%D0%B0 %D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%9A%D0%B 5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B 9+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BD%D0 %B0+%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE+%D0%B3%D0%BE% D0%B4%D0%B0.htm.