Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – КРИТЕРИЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – КРИТЕРИЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
доверие / общественное мнение / общественное мнение о деятельности органов внутренних дел / общество / органы внутренних дел / оценочные критери и / полиция / правоохранитель / сотрудник правоохранительных органов / средства массовой информации / эффективность деятельности органов внутренних дел

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зуева О.В., Сокуров А.Б.

В данной статье рассматриваются особенности общественного мнения о деятельности органов внутренних дел как важного оценочного критерия. Для этого исследуются нормативные правовые акты, аналитические материалы и данные социологических опросов ВЦИОМ. Анализ показал, что общественное мнение зависит от субъективных и объективных факторов, а высокий уровень доверия к правоохранительным органам является признаком их эффективной работы и успешной системы взаимодействия с общественностью. Для дальнейшего совершенствования деятельности органов внутренних дел необходимо продолжать изучать и анализировать общественное мнение, а также предпринимать меры для поддержания и повышения доверия граждан к правоохранительным органам в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – КРИТЕРИЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 34

Зуева О.В.,

подполковник полиции, к.с.н., доцент, заместитель начальника кафедры Академии управления МВД России, Сокуров А.Б.,

слушатель Академии управления МВД России.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - КРИТЕРИЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности общественного мнения о деятельности органов внутренних дел как важного оценочного критерия. Для этого исследуются нормативные правовые акты, аналитические материалы и данные социологических опросов ВЦИОМ. Анализ показал, что общественное мнение зависит от субъективных и объективных факторов, а высокий уровень доверия к правоохранительным органам является признаком их эффективной работы и успешной системы взаимодействия с общественностью. Для дальнейшего совершенствования деятельности органов внутренних дел необходимо продолжать изучать и анализировать общественное мнение, а также предпринимать меры для поддержания и повышения доверия граждан к правоохранительным органам в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова:

доверие, общественное мнение, общественное мнение о деятельности органов внутренних дел, общество, органы внутренних дел, оценочные критерии, полиция, правоохранитель, сотрудник правоохранительных органов, средства массовой информации, эффективность деятельности органов внутренних дел.

Органы внутренних дел играют важную роль в обеспечении устойчивого развития жизни общества и государства. Итоги их работы могут быть оценены не только высоким процентом раскрываемости, быстрым реагированием на совершенные преступления и правонарушения, но и ростом доверия населения, а также сформированным положительным общественным мнением.

Принципы взаимодействия и сотрудничества органов внутренних дел с общественными объединениями, организациями и населением прописаны в Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3 - ФЗ [1]. Согласно статье 9 Федерального закона, полиция, осуществляя свою деятельность, должна оказывать поддержку граждан, создавать условия для доверительного отношения к себе и поддерживать его высокий уровень. Как одну из форм обратной связи Закон указывает учет общественного мнения и проведение его постоянного мониторинга, что является основополагающим критерием официальной оценки деятельности правоохранительных органов.

Общественное мнение - это мощный инструмент, который оказывает огромное влияние на функционирование органов внутренних дел [4]. В связи с этим, их сотрудники должны действовать в рамках закона, соблюдать конституционные права граждан, не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, своевременно реагировать на сообщения, замечания и жалобы в свой адрес, эффективно выполнять работу по раскрытию и расследованию преступлений и так далее. Соблюдение данных принципов позволяет не только исправлять ошибки и предупреждать их негативные последствия, но и вести открытый диалог с общественностью.

Общественное мнение имеет важное значение для оценки эффективности работы органов

внутренних дел. Информация, полученная в результате проведенных социологических опросов, позволяет понять насколько правоохранительная деятельность соответствует ожиданиям населения. Поэтому изучение механизмов формирования и изменения общественного мнения требуется для получения данных, анализ которых используется при принятий обоснованных организационно -управленческих решений улучшающих деятельность органов правопорядка.

Общественное мнение зависит от субъективных и объективных факторов, так как административная, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность органов охватывает широких круг населения, и существует большая вероятность наличия негативных оценок, за счет попадания в круг опрошенных лиц, которые когда-либо привлекались к уголовной или административной ответственности [5].

На уровень общественного мнения влияют такие субъективные факторы, как: культура поведения сотрудников правоохранительных органов, их профессионализм, внутренний микроклимат в самих органах, стереотипы сложившиеся в обществе, положительные и отрицательные сообщения, появляющиеся в средствах массовой информации, личный опыт взаимодействия граждан с представителями органов правопорядка и так далее [6].

Субъективные факторы зависят от личного и общественного восприятия деятельности органов внутренних дел. Так, если при обращении гражданина сотрудник правоохранительных органов вел себя корректно, грамотно и профессионально, с точки зрения обратившегося, то мнение о нем и деятельности органов внутренних дел будет положительным. Если же сотрудник вел себя грубо и не профессионально, то мнение о нем сложится отрицательное. Если средства массовой информации акцентируют свое внимание на эффективной работе органов, например, на быстром раскрытии громких преступлений, задержании опасных преступников и так далее, то формируется позитивное мнение о деятельности всего правоохранительного института. Если же средства массовой информации критикуют деятельность органов, конкретизируют внимание на проблемах и недостатках в ней, негативно освещают событий или «выдергивают слова из контекста», то мнение обывателя о деятельности всего правоохранительного института будет негативным. Нерешенные организационно - управленческие проблемы, коррупция, нарушение прав человека, ошибки следствия, также вызывают недоверие и создают отрицательное впечатление.

Объективные факторы отражают способность видеть реальную картину происходящего вне зависимости от личного и общественного восприятия. Здесь проводится параллель с учетом успехов и сложностей, с которыми сталкиваются сотрудники органов внутренних дел. Более того они не зависят от внешних факторов и оказывают существенное влияние на различные аспекты. Объективные факторы всегда выступают как определяющие, но их действие проявляется только через действие субъективных факторов. Последние могут играть решающую роль лишь тогда, когда для них подготовлены объективные условия.

Объективные факторы в деятельности органов внутренних дел - это такие факторы, которые можно проверить и подтвердить статистическими данными. Например: высокое количество раскрытых преступлений является показателем эффективности деятельности правоохранительных органов; низкий уровень преступности указывает на высокий уровень обеспечения безопасности населения; время прибытия полицейских на место преступления или по вызову представляет собой оперативность органов; качество проведения расследований и собранных доказательств говорит о профессионализме сотрудников и так далее.

Важность изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел обусловила проведение социологических опросов. В связи с этим, развитие партнерских отношений и укрепление взаимодействия между органами внутренних дел, населением, общественными объединениями и организациями, а также средствами массовой информации является составной частью стратегии развития

МВД России.

Анализ результатов социологических исследований и учет общественного мнения способствует выявлению недостатков и проблем, а также способствует своевременному изменению работы органов и повышению качества оказываемых услуг. Высокий уровень доверия позволяет гражданам чувствовать себя в безопасности, обращаться за помощью и сотрудничать с правоохранительными органами в борьбе с преступностью и поддержанием правопорядка.

Согласно Приказу МВД России от 1 декабря 2016 г. № 777 «Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции» данные полученные в результате социологических опросов используются для анализа и оценки работы органов внутренних дел, а также для принятия соответствующих решений по совершенствованию их деятельности [2].

Мониторинг общественного мнения проводится Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ). Так, опубликованные в 2022 году результаты исследовательского проекта ВЦИОМ «Доверие полиции: мониторинг» свидетельствуют, что сотрудникам полиции доверяют 62% респондентов. Это говорит о том, что значительная часть населения положительно оценивают работу правоохранительных органов по защите общественной безопасности и борьбе с преступностью [3].

По данным ВЦИОМ, в 2022 году наибольший уровень доверия населения службам и подразделениям полиции отмечается в отношении работы сотрудников дежурных частей (64%), полиции на объектах транспорта (63%), ГИБДД (62%), участковых уполномоченных полиции (60%), патрульно-постовой службы (59%), уголовного розыска (57%) и подразделений по делам несовершеннолетних (55%). О доверии чаще всего заявляли молодежь 18-24 лет (73%), работники бюджетной сферы (70%), а также жители Дальневосточного федерального округа (70%) и сельской местности (67%).

Уверенность в защищенности граждан от преступных посягательств выросла и составила 58,5% (2021 г.: 52,1%; 2020 г.: 51,1%; 2019 г.: 45,7%; 2018 г.: 42,2%). В числе регионов Российской Федерации с наиболее высокими показателями отмечаются: Белгородская (76,3%) и Магаданская (75,8%) области, Чеченская Республика (74,6%), Республика Крым (74,5%) и Чукотский автономный округ (74,3%). Наиболее низкие показатели зафиксированы в Карачаево-Черкесской Республике (39%), Забайкальском крае (39,4%), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (44%), Амурской (44,4%) и Саратовской (44,5%) областях.

На объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта чувствуют себя защищенными 56,7% опрошенных респондентов (2021 г.: 52,3%; 2020 г.: 51,6%; 2019 г.: 45,2%; 2018 г.: 41,9%).

Доверяют полиции в обеспечении их личной и имущественной безопасности 51,7% опрошенных респондентов (2021 г.: 45,4%; 2020 г.: 44,9%; 2019 г.: 41,9%; 2018 г.: 39,4%). В большей степени - в Чеченской Республике (69,6%), Белгородской (68,4%) и Тульской (64,4%) областях, Ненецком (64,3%) и Чукотском (63,7%) автономных округах. В меньшей степени - в Карачаево-Черкесской Республике (35,6%), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (38%), Амурской области (38,7%), Республике Адыгея (39%) и Ярославской области (39,3%).

Оценивают как эффективную деятельность полиции по защите интересов граждан 49,2% (2021 г.: 44,4%; 2020 г.: 43,8%; 2019 г.: 40%; 2018 г.: 38,2%) респондентов. В большей степени - в Чеченской Республике (70,3%), Магаданской (68%), Белгородской (66,7%) и Калининградской (65,2%) областях, Ненецком автономном округе и Тульской области (по 64,7%). В меньшей степени - в Карачаево-Черкесской Республике (30,6%), Амурской области (36,2%), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (36,7%), Республике Адыгея (39%), Челябинской и Саратовской областях (по 39,7%).

Средний уровень подверженности преступным посягательствам составил 8% (2021 г.: 8,8%; 2020 г.: 8,8%; 2019 г.: 8,5%; 2018 г.: 8,2%). К благополучным регионам относятся: Брянская (1,2%) и Рязанская (1,5%) области, Республика Марий Эл (2,8%), Орловская область и Республика Ингушетия (по 3%). К неблагополучным субъектам относятся: Ямало-Ненцкий автономный округ (17,3%), город Москва (14,1%), Псковская область (13,5%), Республика Хакассия (13%) и город Севастополь (12,6%)[3].

Анализ результатов исследований позволяет выявить проблемы формирующие общественное мнение о деятельности органов внутренних дел и способствует разработке мер по повышению уровня доверия общественности.

Соблюдение законности имеет решающее значение для формирования общественного мнения. В этом отношении генерирование в сознании сотрудников правоохранительных органов приоритета служению обществу является важным вопросом, так как люди должны быть уверены, что защита именно их интересов является первоочередной задачей органов. Систематизируя факторы, оказывающие влияние на отношение населения к деятельности органов внутренних дел, следует выделять параметры, которые характеризуют уровень защиты граждан от преступных посягательств.

Конструктивное взаимодействие полиции и средств массовой информации является дополнительным средством формирования общественного мнения. Важно сказать, что в результате принятия комплекса мер, в настоящее время подразделения информации и общественных связей пресс - службы органов внутренних дел быстро и в полном объеме информируют население о раскрываемости преступлений, вызвавших большой общественный резонанс, о задержании лиц их совершивших и так далее.

Важным инструментом формирования общественного мнения являются регулярные доклады и отчеты сотрудников и руководителей органов внутренних дел о проделанной работе перед представителями органов власти регионального, муниципального и местного уровня, а также населением.

Таким образом, общественное мнение является оценочным критерием и связано с проведением различных мероприятий, направленных на улучшение деятельности правоохранительных органов. Общественное мнение может различаться в зависимости от региона и конкретных ситуаций, поэтому важно продолжать изучать и анализировать его, а также предпринимать меры для поддержания доверия граждан к органам внутренних дел в долгосрочной перспективе. Открытость, прозрачность и эффективность их работы будут способствовать созданию позитивного имиджа и повышению уровня удовлетворенности населения сотрудничеством с правоохранительными органами.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7 ст. 900.

2. Приказ МВД России от 1 декабря 2016 г. № 777 «Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции» [Электронный ресурс] - URL: https://дпд.мвд.рф/документы/нормативные-правовые-акты-мвд (дата обращения: 25.09.2023).

3. Аналитические материалы организационно - аналитического департамента МВД РФ «Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел в 2022 году». - М.: 2022.

4. Демидов Н.Н., Зуева О.В. Общественное мнение о деятельности полиции: учеб. пособие. - Волгоград: ВА МВД России, 2011.

5. Зуева О.В., Васильева Е.Н. Общественное мнение о деятельности полиции: практика исследования // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. № 1 (21). С. 52-57.

6. Римский А.Л. Обеспечение общественного доверия и поддержки гражданами деятельности органов внутренних дел // Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: состояние и перспективы: Материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. С. 32.

© Зуева О.В., Сокуров А.Б., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.