Научная статья на тему 'Общественное мнение и имидж сотрудников правоохранительных органов власти'

Общественное мнение и имидж сотрудников правоохранительных органов власти Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
459
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ИМИДЖ / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ДОВЕРИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ / PUBLIC OPINION / IMAGE / LAW ENFORCEMENT ORGANIZATION EMPLOYEE / CONFIDENCE / PROFESSIONALISM OF ACTIVITY AND PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пауков Виктор Кузьмич

Раскрыто содержание имиджа сотрудников правоохранительных органов в общественном мнении. Анализируются главные составляющие имиджа, связанные с доверием граждан к правоохранительным органам, а также профессионализмом деятельности и личности сотрудников, представляющих эти органы власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public opinion and the image of law enforcement authorities

The article is devoted to the investigation of law enforcement organization employees' image and its reflection in public opinion. Main components of image, connected to the citizen ’s confidence towards the law enforcement organization, professionalism of activity and personality of law enforcement organization employees' are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Общественное мнение и имидж сотрудников правоохранительных органов власти»

и личностно, что позволяет определить причины конфликтов и управлять ими); средняя общая картина коллектива (лидеры - аутсайдеры; общая конфликтность).

Необходимость изучения проблемы социально-психологической оценки персонала заключается в том, чтобы обеспечить точность и адекватность её результатов при наличии различных внешних и внутренних факторов.

Литература

[1] Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.:Питер, 2009.

[2] Анцупов А.Я.. Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

[3] Колпаков В.М., Дмитренко Г.А. Стратегический кадровый менеджмент: Учебное пособие. - К.:МАУП, 2005.

Пауков В.К.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ИМИДЖ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Выявление и изучение общественного мнения для формирования позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов в настоящее время является актуальной проблемой. Это связано с наблюдающейся тенденцией снижения авторитета правоохранительных органов в глазах граждан. Поэтому изучение общественного мнения рядовых граждан о деятельности правоохранительных органов способствует не только публичной оценке результативности их деятельности, но и выработке эффективных путей решения проблемы совершенствования профессиональной деятельности сотрудников по обеспечению правопорядка, защиты законных прав и интересов граждан, которые в конечном итогу изменят в позитивную сторону общественное мнение.

Отметим при этом, что в сложившихся отношениях граждан к сотрудникам правоохранительных органов имеет место ряд нерешенных противоречий, а именно: между целями институционального реформирования органов внутренних дел и недостаточной сформированностью компетенций для их достижения у сотрудников; собственным восприятием себя сотрудниками и их социальным образом в обществе; востребованностью системного исследования образа сотрудников правоохранительных органов и недостаточной изученностью этой проблемы.

Главным социально-психологическим показателем, влияющим на общественное мнение об имидже сотрудников правоохранительных органов власти, является недоверие граждан к ним. В связи с этим рассмотрим что собой представляет категория «доверие-недоверие».

Как показывают исследования, анализ этой категории был предпринят лишь в двадцатом столетии. Началом тому стал подход, который трактовал доверие как состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным. В самых ранних и в более поздних источниках доверительные отношения представляются как фундамент любой человеческой и общественной конструкции, в основе которой лежит уверенность в том, что одни люди не будут эксплуатировать добрую волю других людей.

102

Большинство авторов рассматривает доверие как социальное явление, придавая ему статус универсальной категории, поскольку оно проявляется на протяжении всей истории человечества, свойственно всем социальным факторам и выступает как функция социальных систем во всех сферах их взаимодействия [1, 2, 3]. К доверию или недоверию человека ведет как собственный, так и чужой опыт взаимодействия.

В контексте анализа доверия в сфере правоохранительной деятельности нас в большей степени интересует социально-психологический и акмеологический смысл этого понятия.

С социально-психологической точки зрения заслуживают внимания исследования доказывающих, что доверие — это прежде всего психическое состояние, характеризующее отношение субъекта (индивида, социальной группы) к человеку, социальному объекту, явлению [4, 5]. Оно может возникнуть лишь в процессе взаимодействия и не является врожденным. Чувство доверия формируется у человека очень рано на основании опыта превращается в установку, определяющую отношение человека к себе и к миру.

Исследование доверия как показателя имиджа правоохранительных органов власти указывает на то, что эти два понятия взаимосвязаны и их можно рассматривать как выражение особого отношения граждан к правоохранительным органам власти, содержанием которого становится принятие как значимых и благоприятных для себя его целей, идей и действий, и на этой основе добровольное подчинение и делегирование ему властных полномочий.

Естественно возникает вопрос - при каких условиях возникает состояние доверия? Ответ на него напрямую выводит нас на такую характеристику деятельности сотрудников правоохранительных органов, как профессионализм деятельности и личности сотрудников правоохранительных органов, что соотносится с акмеоло-гическим ракурсом исследования проблемы общественного мнения и имиджа сотрудников правоохранительных органов.

О профессионализме деятельности работников правоохранительной органов можно говорить лишь тогда, когда система знаний, умений и навыков постоянно пополняется и обогащается, когда расширяется диапазон решаемых профессиональных задач, когда постоянно растет эффективность и результативность деятельности этих органов. При этом важно учитывать, что жизнь человека неизменно шире узких рамок «только профессии», и любая профессиональная деятельность, основываясь на перечисленных выше характеристиках, имеет свою «внутреннюю» сторону. Этой стороной - исходной базой для становления профессионализма, являются потребности личности, ее интересы, мировоззрение, убеждения, жизненный опыт, особенности мировосприятия, индивидуальные качества субъекта. По мере повышения уровня профессионализма происходят глубинные изменения самой личности, складывается ряд психических новообразований, означающих возрастание личностной зрелости - личностное самоопределение, индивидуальное мировоззрение, социальная ответственность, рефлексия и др. Любое психическое свойство человека отождествляется с его профессиональной деятельностью и может явиться профессионально значимым. Личность сотрудника правоохранительных органов определяют ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл, профессиональный менталитет своего труда. Правоохранительная деятельность на государственной службе обладает своей спецификой, и это предопределяет соотношение характера и уровней развитости всех психологических качеств данного типа профессиональной деятельности

Профессионально-важные качества в структуре личности работника правоохранительных органов - это отдельные динамические черты личности, отвечающие требованиям правоохранительной деятельности и необходимые для успешного овладения данной деятельностью. Разные профессионально-важные качества влияют на разные стороны их деятельности. Для социальной деятельности важны патриотизм, гуманность, честность, стремление к истине, справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика. Для реконструктивной деятельности -хорошая память, профессиональное воображение и мышление, общий и специальный интеллект, интуиция. Для организационной деятельности - самоорганизован-ность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость; для удостоверительной деятельности - аккуратность, пунктуальность; для коммуникативной деятельности - общительность и чуткость; для поисковой деятельности - объем, устойчивость и концентрация внимания.

С точки зрения анализируемой проблемы важным является вывод о том, что позитивный имидж работника правоохранительных органов формируется только при условии высокого профессионализма личности сотрудника. При этом профессионализм определяется как качественная характеристика субъекта правоотношений, определяющая высокий уровень осознания норм права, развития профессионально важных и личностно деловых качеств, адекватных ценностных ориентаций, отражающих степень развития правовых представлений.

Таким образом, с точки зрения анализируемой проблемы важным является вывод о том, что позитивный имидж работника правоохранительной структуры формируется только при условии высокого профессионализма личности его сотрудников. При этом профессионализм определяется как качественная характеристика субъекта правоотношений, определяющая высокий уровень осознания норм права, развития профессионально важных и личностно деловых качеств, адекватных ценностных ориентаций, отражающих степень развития правовых представлений.

Принимая во внимание все вышесказанное, важно также подчеркнуть, что профессионализм представителя правоохранительной системы - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессиональной деятельности, но и непременно, наличие психологических компонентов - внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и уровня профессиональных притязаний. Только при таких условиях самооценка сотрудников правоохранительных органов становится все более адекватной, а уровень профессиональных притязаний повышается. С этой точки зрения можно говорить также о позитивной Я-концепции сотрудников, которая отражает все особенности сознания, психики, развитие личностных качеств (целеустремленность, инициативность, организованность), черт характера (упорство, настойчивость, последовательность), интеллектуальных качеств, раскрытие творческого потенциала личности, нравственное совершенствование и постоянное стремление к самосовершенствованию.

Профессиональная деятельность работников правоохранительных органов разного должностного уровня довольно четко регламентирована. Отступление от служебных обязанностей, нарушение своих должностных полномочий рассматривается как нарушение закона и свидетельствует прежде всего о низком уровне его профессиональной компетентности.

Данное обстоятельство формирует стремление строго придерживаться правовых норм, воздействующее на поведение, направленность личности. Потребность

соблюдения правовых, нравственных норм является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на самосознание работников правоохранительной деятельности. Все это определяет высокий уровень ответственность сотрудников правоохранительных органов перед обществом, что является непременным условием их позитивного имиджа в глазах общественного мнения.

Литература

[1] Данкин Д.М.Проблема политического доверия в международных отношениях. М., 2002.

[2] Князев Д.В. Социально-управленческие механизмы формирования доверия населения к институтам государственной власти. М., 2008.

[3] Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.

[4] Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на западе. М., 1999.

[5] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Синякова Т.О.

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Социальные изменения, которые произошли в последние десятилетия, способствуют развитию новых мотивов, потребностей и целей современных людей.

Мотивационная сфера - это иерархическая система мотивов личности. Она может рассматриваться с точки зрения таких параметров, как широта, гибкость и иерархичность. Под широтой понимается качественное разнообразие мотивационных образований. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость - разнообразие средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. Иерархиризованность - это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки.

Мотив — желаемое состояние в рамках отношения «индивид-среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития. Мотивы определяются с детства, окружающая среда оказывает большое влияние на формирование мотивационной сферы ребёнка. В каждом возрасте доминируют разные мотивы [1].

Подростковый возраст считается одним из самых критических моментов в психологическом развитии личности. Это отражается коренными изменениями в мотивационно-потребностной сфере. Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них [7].

Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с дру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.