Научная статья на тему 'Акмеологические особенности ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов'

Акмеологические особенности ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богатырев Иса Даудович

В статье специфика ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов анализируется с точки зрения профессионализма деятельности и профессионализма личности сотрудников. Раскрываются нравственные основы профессионализма в правоохранительной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Akmeological features of value orientations of law enforcement officers

In the article features of law-enforcement employee's valuable orientations are analyzed from the point of view of activity professionalism and professionalism of employee's personality. Moral basis of professionalism in law-enforcement sphere is opened.

Текст научной работы на тему «Акмеологические особенности ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов»

[6] Батарчук Д.С. Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 7. С. 17-24.

[7] Батарчук Д.С. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития поликультурной личности в условиях этнической диверсификации общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 3. С. 23-33.

[8] Батарчук Д.С. Модель развития поликультурной идентичности личности в многонациональной образовательной среде // Мир психологии. - 2012. - № 1. С. 93-104.

[9] Батарчук Д.С., Батарчук Е.А. Формирование мультикультурного самосознания учащейся молодежи на основе педагогических ситуаций // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Проблемы высшего образования. - 2013. - № 1. С. 36-40.

[10] Батарчук Д.С., Миронова Г.В. Мультикультурное самосознание как средство укрепления единого образовательного пространства // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2006. - № 5. С. 38-42.

[11] Батарчук Д.С. Формирование национального самосознания личности - необходимое условие функционирования российского этнически диверсифицированного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 5. С. 36-44.

[12] Батарчук Д.С. Формирование мультикультурного самосознания как компонента развития личности старшеклассников // Акмеология. - 2011. - № 2 с. 93-102.

[13] Батарчук Д.С. Акмеологическая поликультурность личности // Акмеология. - 2012. -№ 1. (специальный выпуск). С. 32-33.

[14] Батарчук Д.С., Мосеева Е.А. Межнациональный конфликт и диалог культур // Акмеология. - 2012. - № 1. (специальный выпуск). С. 115-116.

[15] Батарчук Д.С. Поликультурная личность как акмеологический феномен // Акмеология.

- 2012. - № 3. (специальный выпуск) С. 26-31

[16] Батарчук Д.С. Личность: от идентичности к поликультурности // Акмеология. - 2013.

- №3 (специальный выпуск) С. 118-119.

[17] Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.

[18] Гагарин А.В. Деятельность личности в информационнообразовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. - 2012. № 3. С. 31-36.

[19] Деркач А.А. Актуальные проблемы акмеологии развития // Акмеология. - 2009. - № 3. С. 10-16.

[20] Российская идентичность в Москве и регионах / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН; МАКС Пресс, 2009. —268 с.

[21] Селезнев С.Б., Тараскина Т.В., Батарчук Д.С., Костина Л.А., Кочур В.В. Этнопсихологические аспекты социальной адаптации студентов в мультикультурной образовательной среде // Астраханский медицинский журнал. - 2009. - Т. 4. № 1. С. 109-119.

[22] Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования // Акмеология. - 2003. - № 3. С. 53-56.

[23] Философский энциклопедический словарь. - М. : 1983. - 256 с.

Богатырев И.Д.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛНЫХ ОРГАНОВ

Современные социально-экономические и политические процессы связаны с переоценкой и изменением ценностных ориентаций представителей практически всех социальных слоев и групп. Этот процесс отразился на ценностных ориентациях профессиональных групп и непосредственно коснулся профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Смысл профессиональной деятельности в правоохранительных органах исторически имеет высокое нравственное назначение и связан с долгом и ответственностью, честью и призванием отстаивать интересы личности, общества по охране правопорядка. Современное понимание предназначения службы в правоохранительных органах также тесно связано с нравственным основанием этой деятельности, что выражается в ценностных ориентациях сотрудников.

В общеметодологическом плане ценности и ценностные ориентации сотрудников правоохранительных органов зафиксированы в Этическом кодексе профессиональной деятельности сотрудников МВД, который представляет собой свод профессионально-этических норм и выражен в нравственных ценностях, обязательствах и принципах службы в органах внутренних дел, профессионально-этических требованиях к служебному и внеслужебному поведению сотрудников, взаимоотношениям в служебном коллективе, профессионально-этическом стандарте антикоррупционного поведения. Данный кодекс должен являться нравственным ориентиром профессиональной деятельности сотрудников [3].

В то же время в последние десятилетия в обществе наблюдается устойчивая тенденция к представлению о службе в правоохранительных органах как профессиональной деятельности, ориентирующейся в основном на удовлетворение личных интересов сотрудников и обеспечивающей более высокий, чем в других профессиональных группах, уровень их благосостояния, что связывается, в том числе, с нарушением моральных и этических норм со стороны сотрудников. Этим самым формируется негативное мнение о деятельности в этой сфере, падение престижа службы в правоохранительных органах, катастрофическое снижение уровня доверия населения к ним и приводит к формированию мотивов противоправного поведения рядовых граждан и недоверию к представителям этой профессиональной структуре.

В связи с этим можно прийти к выводу, что актуальность изучения ценностных ориента-ций в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов обусловлена, с одной стороны, потребностями развития общества, в котором служба в этих органах выступает в качестве механизма защиты интересов и свобод граждан. С другой стороны, - потребностями развития самой системы профессиональной деятельности в правоохранительных органов, нуждающейся в кадрах, осознающих необходимость перемен в обществе, лично заинтересованных в несении службы с максимальным эффектом и ориентированных на реализацию прежде всего общественных интересов и рядовых граждан.

Обобщение результатов исследования ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов показало, что данная проблема имеет несколько ракурсов исследования.

Значительный вклад в разработку проблемы ценностных ориентаций внесли психологические исследования, в которых данная проблема анализируется в контексте ценностной проблематики. В этом плане ценности рассматриваются как элементы мотивации и ориентации человека, как его внутренние, субъективно значимые переживания, интересы, желания, установки. Такая трактовка характерна для общепсихологической и социально-психологической теории ценностей и ценностных ориентаций.

В акмеологических исследованиях проблема ценностных ориентаций анализируется с точки зрения профессиональных предпочтений субъектов различных сфер профессиональной деятельности [1]. Именно с этой позиции перспективным является исследование и раскрытие ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов, обусловленных спецификой профессиональной деятельности и личностных качеств сотрудников.

Предпосылкой анализа этой проблемы с акмеологической точки зрения является приятие того факта, что переход России на рыночные отношения не мог не привести к трансформации как содержания самой профессиональной деятельности, так и личностных качеств субъектов, представляющих эту деятельность. На фоне влияния возникших и развивающихся рыночных отношений эта деятельность не могла ни приобрести рыночную

окраску. Это выразилось, прежде всего, в ориентации на особые профессиональные ценности, которые наряду с мотивацией на высокий профессионализм связаны с высокой оплатой труда, карьерным служебным ростом, конкурентностью в профессиональной среде.

Акмеологический анализ проблемы ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов показал, что создание условий, обеспечивающих успешное формирование их ценностных ориентаций, возможно лишь при определенном уровне их профессионализма, включающем деятельностные и личностные характеристики [4].

При этом специфика ценностных ориентаций связана с их пониманием как смыслоо-бразующей профессиональной деятельности и личностных качеств сотрудников.

Исследование этой проблемы также показало, что профессии, связанные с деятельностью в правоохранительных органах, являются разновидностью социономических профессий, отражающих сложное переплетение человеческих взаимосвязей и отношений. Деятельность сотрудников в правоохранительных органах предназначена для выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений и обеспечения безопасности граждан. Специфика профессиональной деятельности в этих органах определяется прежде всего тем, что сотрудникам приходится иметь дело с представителями различных социальных групп, в том числе с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти.

Очевидно, что эффективность деятельности в правоохранительной сфере со стороны субъектов ее представляющих требует компетентности и высокого уровня профессионализма.

Профессионализм сотрудника правоохранительных органов можно определить как интегральную характеристику деятельности, общения и личности сотрудника. В контексте анализируемой проблемы ценностных ориентаций профессионализм определяется прежде всего через соотношение мотивационной сферы субъекта труда, где главную роль играют профессиональные ценности, профессиональные притязания и мотивы, профессиональное целеполагание и т.д., определяемые общественно-значимыми компонентами, и операциональной сферы, куда включаются профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества сотрудников и др.

Помимо этого важно также учитывать, что профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Такими особенностями являются:

- правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений;

- властный, обязательный характер профессиональных полномочий сотрудников;

- экстремальный характер профессиональной деятельности;

- нестандартный, творческий характер труда;

- процессуальная самостоятельность, персональная (для многих - повышенная) ответственность.

Поскольку профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов разного должностного положения четко регламентирована, то отступление от служебных обязанностей, нарушение с их стороны своих должностных полномочий рассматривается как нарушение закона и свидетельствует прежде всего о низком уровне его профессионализма и профессиональной компетентности.

Это обстоятельство обусловливает необходимость со стороны сотрудников правоохранительных органов строго придерживаться правовых норм, воздействующих на поведение и ценностную направленность личности. В данной сфере профессиональной деятельности

соблюдение правовых, нравственных норм должно быть ведущим, доминирующим среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на самосознание сотрудников. Все это определяет особенности самосознания, уровень социализации, меру ответственности перед обществом, нормативность (конвенциальность) поведения сотрудников правоохранительных органов.

Особенно велика роль самосознания, то есть установочного отношения сотрудника к соблюдению нравственных, правовых норм поведения, в том числе в неожиданно складывающихся экстремальных ситуациях или ситуациях профессионального риска.

Принятие решений в ситуациях экстремального характера с использованием в соответствии с законом властных полномочий требует от сотрудников не только высокой профессиональной компетенции, глубоких профессиональных знаний, но и особых личностных качеств, развитого интеллекта, аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, эмоциональной уравновешенности, умения общаться с людьми в различных ситуациях.

Необходимо также отметить, что профессиональная деятельность в правоохранительной сфере носит весьма напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, часто игнорирующих правовые нормы.

Сфера межличностного общения в этой сфере профессиональной деятельности требует от каждого сотрудника не только сугубо профессиональных знаний, но и общественно-политических и специальных знаний из различных областей знаний, развитого интеллекта, высокого уровня ответственности. Ответственность сотрудников лежит в основе основополагающих принципов их работы - самостоятельности, независимости и строгого подчинения действующему законодательству.

На наш взгляд, основополагающими характеристиками ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов должны быть такие качества, как гражданственность и патриотизм. Именно эти качества как основополагающие должны пронизывать все структурные компоненты деятельности и личности сотрудников. Иными словами, развитие и проявление гражданственности предполагает интегративную целостность и включенность в отражение социальной реальности слагаемых психической структуры личности, а именно ее когнитивных, эмоциональных, волевых, поведенческих, регулятивных компонентов [2].

При этом когнитивная сфера личности предполагает включенность всех познавательных функций. Так, в связи с необходимостью наличия качеств гражданственности, познание предполагает отслеживание, восприятие, анализ, осмысливание процессов, протекающих в обществе и государстве, а также четко представлять, что такое верования, мнения, ценности, намерения и ориентироваться в причинно-следственных связях происходящего в гражданском обществе, осуществлять рефлексию собственного «Я» как гражданина.

Эмоциональная сфера личности обеспечивает эмоциональную пристрастность, небезразличность, вовлеченность относительно явлений и ситуаций гражданской жизни, об-условленную сформированной системой отношений и потребностями субъекта. Гражданственность личности предполагает развитие эмоций до уровня гражданских чувств, соотнесенных с гражданскими отношениями. В эмоциях гражданина проявляется вся система гражданских отношений. Отношение как главное свойство эмоций предполагает вектор развития: положительный или отрицательный.

Поведенческая сфера рассматривается здесь как имеющая природные предпосылки, но в основе своей социально обусловленная гражданская направленность личности. Своеобразие поведения гражданина определяется всей системой сформированных у него гражданских отношений, а также сформировавшимся самоотношением к себе как гражданину и соответствующей мотивацией.

Устойчивость гражданской направленности, основывающейся на сформировавшейся системе отношений, обеспечивает гражданскую позицию, выражающуюся во внешней, социально-предметной деятельности.

В правоохранительной сфере профессиональной деятельности одним из важнейших критериев профессионализма в структуре личности является сформированность ценностного отношения к профессионализму.

Ценностное отношение к профессионализму оказывает общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности; мобилизует творческие силы на поиск и решение профессиональных задач, является важнейшим условием развития стремления к самообразованию, реализации профессионального «Я»; имеет диагностическое значение, служит показателем развития многих важных качеств личности - целеустремленности, сознательности, трудолюбия, широты и устойчивости.

Формирование ценностного отношения к профессионализму у сотрудников правоохранительных органов понимается как целенаправленно организованный процесс, характеризующийся формированием положительного отношения к данному виду деятельности на основе возникновения и преодоления внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем.

В целом можно следующим образом представить механизм целеполагания в структуре ценностного отношения к профессионализму.

Содержанием эмоционального компонента ценностного отношения к профессионализму у сотрудников правоохранительных органов выступает профессиональная ответственность. Профессиональная ответственность в данном случае представляет собой интегративное качество, проявляющееся в способности сотрудника принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации и готовность отвечать за их результаты и последствия.

Применительно к проблеме ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов важным также является вопрос принадлежности сотрудников к данной профессиональной группе, то есть профессиональная идентичность. Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной общности, сопровождаемое определенным ценностным и мотивационным смыслом, субъективным отношением к своей профессиональной принадлежности. Осознание этой идентичности ведет к повышению эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов и, прежде всего, общественных организаций, трудовых коллективов правоохранительных институтов.

Профессиональная идентичность связана с социальной идентичностью и корпоративными ценностями, а также с идентификационными тенденциями оценки сотрудников правоохранительных органов гражданским населением.

Литература

[1] Гусева Г.А. Формирование ценностных ориентаций государственных служащих. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1999

[2] Князев А.М., Сорокин В.С. Гражданственность. - М.: Издательская группа «Граница», 2013.

[3] Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Приложение к приказу МВД России от 24.12.2008 № 1138.

[4] Профессионализм деятельности: Теоретические основы и актуальные проблемы: в 2-х томах. - Т.1. - М.: Издательский дом «Эко», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.