Научная статья на тему 'Общественное мнение как фактор профессионального становления курсанта образовательных учреждений МВД России'

Общественное мнение как фактор профессионального становления курсанта образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПРАВОПОРЯДОК / ЗАКОННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / THE PROFESSIONAL ACTIVITY / SOCIAL OPINION / PUBLIC ORDER / LEGALITY / MORAL NORMS / PERSONAL QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Ею, Бердников Н. В.

Рассмотрены актуальные вопросы профессиональной деятельности курсантов как будущих сотрудников ОВД. Большое внимание уделено формированию позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC OPINION AS A FACTOR OF PROFESSIONAL GRADUATING OF CADET OF EDUCATIONAL INSTITUTES OF THE MINISTERY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

The article deals with the topic of the professional activity of cadets as future police officers. Considerable attention is paid to the formation of a positive image of law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Общественное мнение как фактор профессионального становления курсанта образовательных учреждений МВД России»

психология

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

ЕЮ. СЕРГЕЕВА, адъюнкт кафедры педагогики Московского Университета МВД России;

Н.В. БЕРДНИКОВ, слушатель 509 МосУ МВД России 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы профессиональной деятельности курсантов как будущих сотрудников ОВД. Большое внимание уделено формированию позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, общественное мнение, правопорядок, законность, нравственные нормы, личностные качества

THE PUBLIC OPINION AS A FACTOR OF PROFESSIONAL GRADUATING OF CADET OF EDUCATIONAL INSTITUTES OF THE MINISTERY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

E.Y. SERGEEVA, agraduate student for the department of pedagogic Moscow University MVD of Russia;

N.V. BERDNIKOV, 509 listener Mohs Russian Interior Ministry

Annotation. The article deals with the topic of the professional activity of cadets as future police officers. Considerable attention is paid to the formation of a positive image of law enforcement officers. Keywords: the professional activity, social opinion, public order, legality, moral norms, personal quality

Практически стало общепризнанным, что понятие о современной полиции должно учитывать изменения, происходящие в обществе1.

Поэтому деятельность полиции нельзя рассматривать отдельно: всегда необходимо принимать во внимание ее зависимость от общества, ее оценку общественным мнением.

Так как полиция в современном Российском государстве должна рассматриваться как служба, приносящая пользу как отдельному гражданину, так и обществу в целом, она должна стремиться улучшать это общее направление, поэтому нужна и соответствующая подготовка квалифицированных сотрудников полиции в учебных заведениях системы МВД России.

В связи с тим нельзя не учитывать взаимосвязь между репутацией полиции и доверием к ее работе, готовностью общества оказывать доверие полиции — с одной стороны, и кадровым обеспечением подразделений полиции — с другой, а также формирование личности профессионала, его обучение в образовательном учреждении.

Актуальность профессиональной подготовки кадров в МВД России обусловлена объективной необходимостью формирования высококвалифицированных сотрудников, способных эффективно решать правоохранительные задачи.

Подготовка кадров в вузах МВД России осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, ориентированными на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Следовательно, реализация изложенных требований предполагает внедрение компетентностного подхода в обучении для формирования личности востребованных ОВД выпускников вузов.

Общественный контроль за деятельностью полиции, безусловно, способствует воздерживаться сотруднику полиции (курсанту) как в учебное, служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции и учебному заведению МВД России. В сложившихся условиях бдительность граждан, их активная жизненная позиция и поддержка государства позволяют оперативно реагировать на недостойное поведение отдельных сотрудников полиции (курсантов), поднимая в целом авторитет правоохранительной структуры, выводя на новый уровень характер ее взаимоотношений с гражданским обществом.

Выявление и изучение общественного мнения для формирования позитивного имиджа курсантов — будущих сотрудников правоохранительных органов обусловлены наблюдающимся в настоящее время снижением авторитета этой государственной структуры в обществен-

ном мнении рядовых граждан, необходимостью понимания причин этого явления — раскрытием объективных и субъективных факторов, влияющих на имидж сотрудников правоохранительных органов, выработки направлений в учебе и воспитании курсантов и его изменения в позитивном направлении. Таким образом, актуальность воспитания, профессионализма, нравственности, духовности и культуры в период обучения обусловлена необходимостью укрепления авторитета сотрудников полиции у населения, повышения доверия к ним.

Формирование общественного мнения о курсанте, как будущем сотруднике правоохранительных органов — это достаточно трудный и длительный процесс. Важную роль играет также изучение не только мнения населения о деятельности правоохранительных органов, но и мнения самих курсантов о своем учебном заведении, а также в целом о своем ведомстве, что позволяет отследить состояние структурных подразделений правоохранительных органов, учебного заведения и системы МВД, наметить меры по повышению эффективности их работы, реализации и ожиданий населения в поддержании правопорядка и законности.

На протяжении всей учебы курсанты вступают в контакт с различными людьми, в результате чего формируются межличностные взаимоотношения, и, таким образом, каждый из них оказывается субъектом многообразных отношений как с профессорско-преподавательским составом, так и с населением в период несения службы.

И то, какие отношения формируются, чаще всего зависит от того, как воспринимается и оценивается тот или иной сотрудник, представляющий правоохранительные органы, профессорско-преподавательским составом, людьми и обществом в целом.

В результате социальной оценки формируется определенное отношение граждан, профессорско-преподавательского состава к курсантам как к сотрудникам правоохранительных органов, формируется мнение о них и делаются отдельные, включая позитивные и негативные, оценки, выводы об их профессионализме и способности решать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни граждане.

Важную роль в процессе влияния общественного мнения на имидж сотрудника правоохранительной деятельности играют отношения, складывающиеся между субъектами взаимодействия, в данном случае — между сотрудниками правоохранительных органов (курсантами) и рядовыми гражданами.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

ПСИХОЛОГИЯ

Профессиональная деятельность полицейских представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями, что необходимо для обучения курсантов.

Потребность соблюдения правовых, нравственных норм является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на самосознание курсанта как сотрудника полиции.

Все это определяет способности, его самосознание, уровень специализации, меру ответственности перед коллективом, обществом, нормативность поведения.

Особенно велика роль самосознания, т.е. установочного отношения курсанта как сотрудника полиции к соблюдению нравственных, правовых норм поведения, в том числе в неожиданно складывающихся экстремальных ситуациях или в ситуациях профессионального риска; в ситуациях, которые требуют принятия правильного и единственно верного решения как во время учебы, так и период несения службы и в повседневной жизни.

Учебная деятельность курсантов как сотрудников правоохранительных органов носит весьма напря-жженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема учебной нагрузки, многообразной работы, работы в условиях острого дефицита информации и времени. В дальнейшем курсантам как будущим полицейским придется иметь дело с разнообразными жизненными ситуациями, судьбами различных людей, требующими индивидуального творческого подхода, активного противодействия заинтересованных лиц, часто игнорирующих правовые нормы, внимательного изучения возникающих правоотношений между людьми. Сфера межличностного общения требует от каждого курсанта не только сугубо профессиональных знаний следователя, оперативного сотрудника, но и общественно-политических и специальных знаний из различных областей жизни, развитого интеллекта, высокого уровня ответственности, культуры, соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, взаимодействия и сотрудничества.

Современные условия учебы требуют как от курсанта, так и от коллектива в целом успешного выполнения своих задач и полной меры ответственности. Между тем учебная деятельность курсантов предоставляет возможности для проявления индивидуальных особенностей и творчества в учебе, науке, спорте, искусстве, а также широкую направленность спектра применения правоохранительной деятельности, требуя при этом высокой степени компетенции. Это может быть оперативная, экспертно-криминали-стическая, следственная деятельность и т.д.

Высокое качество работы курсанта как сотрудника полиции обусловливается не только уровнем профессионализма и опыта, но и во многом его мировоззренческой позиции, в основе которой лежит его положительное отношение к государственной службе вообще, к службе в правоохранительных органах, к присяге, а также мотива-

ПСИХОЛОГИЯ

ция его учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности, склонности, интересы, увлечения, позитивные ценностные ориентации. Круг общения курсантов как полицейских не имеет четких границ и охватывает все слои населения, что требует универсальных знаний, умений навыков, которые получают курсанты в учебном заведении.

В целом специфические особенности правоохранительной деятельности не только определяют ряд требования к личностным качеством курсантов (дисциплина, форма одежды, учеба и т.д.), но и создают систему профессиональных знаний и умений в период обучения. Наличие специальных знаний, умений и навыков правоохранительной деятельности обусловливает успешное исполнение своих обязанностей каждым курсантом.

Знания, умения и навыки, которым должны обладать курсанты как сотрудники полиции, по существу не имеют различий, они отличаются лишь профес-сио-нализмом, глубиной и возможностью их реализации.

Изучив наличие данных умений, знаний и навыков в учебной деятельности курсантов, можно с высокой степенью достоверности определить уровень профессионализма курсанта как сотрудника правоохранительных органов, на всех курсах она будет различной. В целом же можно сказать, что профессионализм курсантов проявляется в показателях де-ятельностных (учеба, несение службы, творческий характер труда, персональная ответственность, профессиональным поведением) и личностных качеств (эрудиция, творческое мышление, сообразительность, аналитический склад ума, умение видеть главное, интеллект).

На имидж курсантов как сотрудников правоохранительных органов влияют различные факторы, выражением которых выступают показатели доверия — недоверия граждан и профессионализм самих сотрудников полиции.

Из профессионально важных качеств курсанта основное значение имеют такие личностные качества, как устойчивая мотивация к учебе и профессии, сознательное отношение, организованность, дисциплина, культура, ответственность, инициативность, внимательность и т.д.

Важным является вывод о том, что позитивный имидж сотрудника полиции (курсанта) формируется только при условии высокого профессионализма личности курсанта в период обучения.

Личность курсанта определяют ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл, искусство общения, отношения с коллегами, с руководством, профессиональный менталитет своего труда (учебы).

Учебная деятельность курсантов довольно четко регламентирована. Отступления от учебы, служебных обязанностей, нарушения закона свидетельствуют прежде всего о низком уровне его профессиональной компетентности, что может сказаться в дальнейшем в работе.

Соблюдение правовых, нравственных норм является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на самосознание курсантов.

Главным факторам, влияющим на имидж сотрудников полиции, является степень доверия граждан к правоохранительным органам, а это, в свою очередь связано с профессионализмом кадров, на что обращается внимание при подготовке кадров в университете, представляющих эту структуру. Главным направлением изменения общественного мнения в сторону позитивного восприятия полиции и изменения ее имиджа является развитие их профессионализма, это главная задача в обучении курсантов.

В структуре личности курсанта как полицейского должны присутствовать такие качества, как патриотизм, гуманность, честность, стремление к истине, справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика, хорошая память, интуиция, самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, пунктуальность, общительность, чуткость, устойчивость и концентрация внимания, которые отвечают требованию правоохранительной деятельности и необходимы для успешного овладения данной деятельностью.

Достижение профессионализма возможно при наличии сложных и адекватных мотивов профессиональных достижений и профессиональной самореа-лизации2.

Принимая во внимание все сказанноев ыше, можно подчеркнуть, что профессионализм представителя правоохранительной системы — это не только достижения им высоких профессиональных результатов, это эффективность и успешность профессиональной деятельности, к чему мы должны стремиться в обучении курсантов.

Компетентностный подход возможен лишь при непосредственной связи процесса обучения с практической деятельностью.

Основная цель профессионального образования курсантов — подготовка квалифицированного специалиста, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией, способностью к эффективной работе по специальности (оперативный сотрудник, следователь, дознаватель, психолог и т.д.), готового к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности.

1 Камаев Б.Г., Мазаев Ю.Н., Мельник Е.А.и др. Изучение и формирование общественного мнения о полиции (опыт работы полиции зарубежных стран). М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 6.

2 Пауков В.К. Актуальные проблемы влияния общественного мнения на имидж правоохранительных органов. М., 2012. С. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.