Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Саадуева Меседу Исрапиловна, Джапарова Заира Магомедшапиевна

В статье рассмотрены основы государственного управления, направленного на развитие инновационной сферы. В ходе анализа были установлены основные методы воздействия на развитие инноваций, а также представлена оценка их эффективности. Кроме того, была предложена новая мера воздействия, которая в перспективе может способствовать инновационному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ADMINISTRATION AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

The article considers the foundations of public administration aimed at the development of the innovation sphere. During the analysis, the main methods of influencing the development of innovations were established, and an assessment of their effectiveness was also presented. In addition, a new measure of influence was proposed, which in the long term contributes to innovative development.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_3_249 УДК 330

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Асриянц Каринэ Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: divikas@mail.ru

Саадуева Меседу Исрапиловна,

магистр третьего года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: saaduevam19@icloud.com

Джапарова Заира Магомедшапиевна,

магистр третьего года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: dzhaparova1980@mail.ru

В статье рассмотрены основы государственного управления, направленного на развитие инновационной сферы. В ходе анализа были установлены основные методы воздействия на развитие инноваций, а также представлена оценка их эффективности. Кроме того, была предложена новая мера воздействия, которая в перспективе может способствовать инновационному развитию.

Ключевые слова: государственное управление; инновационное развитие; кадровый потенциал.

UDC 330

PUBLIC ADMINISTRATION AS A FACTOR OF INNOVATIVE

DEVELOPMENT

Asriyants Karine Gennadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: divikas@mail.ru

Saadueva Mesedu Israpilovna,

master of the third year of study in the direction of "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: saaduevam19@icloud. com

Dzhaparova Zaira Magomedshapievna,

master of the third year of study in the direction of "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: dzhaparova1980@ mail.ru

The article considers the foundations of public administration aimed at the development of the innovation sphere. During the analysis, the main methods of influencing the development of innovations were established, and an assessment of their effectiveness was also presented. In addition, a new measure of influence was proposed, which in the long term contributes to innovative development.

Keywords: public administration; innovative development; personnel potential.

Современный и постоянно прогрессирующий мир требует от человечества разработки новых технологий и инновационного развития. При этом инновационная деятельность является одним из основных инструментов получения наибольшей прибыли. Инновационная сфера имеет множество рисков, предприниматели сталкиваются с высоким уровнем затрат, минимизировать которые способно государство.

Необходимо выделить особенную роль государства в поддержке инновационного развития, но прежде рассмотрим понятие об инновациях.

Инновации следует рассматривать как совершенствование деятельности хозяйствующего субъекта, который оказывает положительное воздействие на совокупный экономический, социальный и экологический результат [2].

Процесс создания, освоения и реализации инноваций носит название «инновационный процесс». Так, инновационный процесс представляет собой процесс преобразования научного знания в инновацию, а именно отражает несколько этапов, в который вклю-

чены идея, создание конечного продукта, коммерциализация. При этом инновационный процесс имеет цикличный характер, что является его особенностью [2].

На сегодняшний день актуальность государственной роли в управлении инновационными процессами возрастает с каждым разом, что прежде всего связано с отсутствием благоприятной инвестиционной среды в России. Также отметим несовершенство законодательной базы в сфере инноваций, а также низкое государственное финансирование [4].

Рассматривая основные роли государства в поддержке инвестиционной деятельности, следует выделить распределение финансовых ресурсов, а также мотивационное влияние, которые представляют собой основной функционал государства в данной области [3].

Согласно данным, представленным Федеральной службой статистики, в Российской Федерации происходит ежегодное снижение по уровню инновационной активности организаций (рис. 1).

Рисунок 1 - Уровень инновационной активности в России [5]

Рассмотрим показатели инновационной удельного веча к числу общих производимых деятельности в России с отображением их товаров (табл. 1).

Таблица 1 - Общие показатели инновационной деятельности в России в 2016-2020 гг. [6]

Ед.изм. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Общая сумма товаров млн рублей 45525133 51316283 57611057 68982626 92253929

В том числе инновационная деятельность 3843428 4364321 4166998 4516276 4863381

Удельный вес % 8,4 8,5 7,2 6,5 5,3

Наблюдается снижение показателя удельного веса инновационной деятельности по отношению к сумме общих производимых то -варов и услуг. Данный фактор отражает необходимость увеличения числа производи-

мых инновационных товаров и услуг за счет создания новых учреждений инновационной деятельности, при участии государства.

Стоит отметить, что государственное участие в инновационных процессах является

крайне важным элементом социально-экономического развития страны. Во-первых, это связано с необходимостью становления на инновационный путь развития, который может поспособствовать повышению конкурентоспособности нашей страны на мировом рынке. Во-вторых, современное состояние мирового рынка значительно изменилось, что связано с массовым введением санкций в отношении России, в результате чего появилась острая необходимость создания товаров для импортозамещения.

Стоит отметить, что основная деятельность по управлению и развитию инноваций на территории России со стороны государства - это поддержка. Выделим возможные способы участия государства в поддержке инновационных процессов, которые способствуют росту организаций, производящих инновационный продукт:

1. Создание и развитие нормативно-правовой базы для инновационных процессов. Стоит отметить, что правовая система инновационных процессов в России представлена в общих аспектах, что является недостаточным. При разработке такого механизма регулирования важно понимать, что наличие международных стандартов является приоритетным регулятором инновационных процессов.

2. Создание инновационной политики путем внедрения и разработки новых инновационных программ. Инновационная политика государства направлена на реализацию управленческих, организационных, экономических и технологических решений, приемов и методов, обеспечивающих поиск и внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Это происходит за счет формирования единого технологичного пространства.

3. Определение социально-экологической значимости инновационных процессов, которое происходит за счет поддержки социальных исследований с учетом нейтрализации негативных воздействий на окружающую среду.

4. Кадровое обеспечение также является важной составляющей успешного инновационного развития. Именно государство должно содействовать обучению и повышению квалификации научных сотрудников. Соци-

ально-экономические процессы, происходящие в мире, вынуждают организации ориентироваться на инновационное развитие, где ключевым элементом выступает кадровый потенциал. Именно эффективное управление кадровым потенциалом позволяет расширять и совершенствовать возможности организации, способствовать развитию ее конкурентоспособности, а также обеспечить устойчивое развитие.

5. Информационное обеспечение, строящееся на консультациях различного характера, в том числе юридических, со стороны государства является важным фактором оперативного и эффективного взаимодействия.

6. Региональная поддержка инновационной деятельности связана с повышением вовлеченности регионов в инновационные процессы. На сегодняшний день регионы имеют слабо выраженную долю участия в общих показателях инновационной деятельности. Именно государство способствует их вовлечению в инновационные процессы.

7. Государственная финансовая поддержка имеет приоритет в распределении ролей государства в инновационных процессах. Накопление средств на научные исследования и инновации - один из способов поддержки, в котором сосредоточение ресурсов может происходить как на государственном уровне, так и за счет формирования специальных фондов.

8. Именно финансовая поддержка способ -ствует реализации распределения финансовых ресурсов на научные исследования и инновации. Кроме того, стимулирующая функция также выражается через поощрение конкуренции, финансовые субсидии, а также предоставление льгот участникам инноваций [7].

На рис. 2 представлены особенные меры государственного управления инновационной деятельности, которые и отражают роль государства. В целом государственное управление представляет собой целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. В контексте данной статьи рассматривается воздействие со стороны государства на инновационное развитие.

Государственное управление осуществля-

ется двумя способами: прямое воздействие и косвенное. Для динамичного развития в

сфере инноваций важны именно косвенные способы воздействия.

Рисунок 2 - Методы государственной поддержки инновационных процессов [4]

Отметим низкую эффективность и недостаточность основных мер воздействия. В рамках представленной статьи хотелось бы акцентировать внимание на том, что основным двигателем развития является человек, только он может инициировать инновационное развитие. В результате этого необходимо формировать кадровый потенциал, который является одним из наиболее важных ресурсов стратегического инновационного развития. Данный ресурс складывается и зависит от множества личных и профессиональных качеств сотрудника, а также его сферы деятельности. Кадровый потенциал является важным инструментом для развития любого

процесса, в том числе и в сфере развития инноваций.

Со стороны государства возможно внедрение системы оценки и формирования кадрового потенция для инновационного развития еще на стадии обучения [1]. Для этого необходимо создать систему оценки, которая способствует получению полных сведений о человеке и его дальнейшем потенциале развития.

На сегодняшний день можно выделить три функции комплексной оценки, которые способствуют созданию эффективной структуры управления кадровым потенциалом (табл. 2).

Таблица 2 - Функции комплексной оценки [1]

Наименование Характеристика

Информационная Получение сведений об уровне квалификации работника, его сильных и слабых сторонах

Административная Принятие решения относительно карьеры работника, размеров вознаграждения, планирования обучения

Мотивационная Выявление направлений развития, корректировка поведения для достижения успеха

Стоит отметить, что оценка будет эффективна только при использовании всех функций в совокупности.

Рассмотрев особенности оценки и управления кадровым потенциалом, было установлено, что данные процессы являются ключевыми в развитии и совершенствовании конкурентоспособности в любой сфере, включая государственную и коммерческую. Кадровый потенциал является фактором инновационного развития, где человек выступает главным ресурсом для развития. Управление кадровым потенциалом на сегодня занимает лидирующие позиции в современном менеджменте, особенно в крупных и успешных компаниях. Заимствование такого опыта государством и внедрение его в современную систему образования делает возможным формирование эффективного сообщества, чья деятельность будет направлена на инновационное развитие в соответствии с потенциалом.

Список литературы_

Таким образом, роль государства в поддержке инновационных процессов очень велика и, можно сказать, является ключевой. В связи с тем что инновационная деятельность очень затратная, а также не всегда имеет успешный опыт реализации и коммерциализации, уровень инновационного развития в России остается на низком уровне. При этом инновационные процессы очень важны для России, так как именно они способствуют социально-экономическому росту страны, что приоритетно для государства. На сегодняшний день основным способом государственного регулирования является законодательство, а также оказываемые меры поддержки финансового характера. В статье предложено новое направление, в перспективе способствующее инновационному развития, цель которого выявлять перспективных людей с инновационным видением и включать их в кадровый потенциал государства.

1. Армстронг М, Тейлор С. Практика управления человеческими ресурсами. 14-е изд. СПб. : Питер, Прогресс книга, 2018. 1038 с.

2. Дандыкина Е. М. Формирование кадрового потенциала инновационных компаний // Молодежь и наука : cборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50-летию первого полета человека в космос. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2019.

3. Зверева Т. М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента // Электронный научный журнал. 2020. № 1(30). С. 67-70.

4. Ключарев Г А., Попов М. С., Савинков В. И. Инновационные предприятия в вузах: вопросы интеграции с реальным сектором экономики. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2021. 382 с.

5. Лапин Н. И., Карачаровский В. В. Теория и практика инноватики : учебник для вузов. 2-е изд. М. : Юрайт, 2021. 350 с.

6. Спиридонова Е. А. Управление инновациями : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2019. 298 с.

7. Теоретическая инноватика : учебник и практикум для вузов / И. А. Брусакова [и др.] ; под ред. И. А. Бруса-ковой. М. : Юрайт, 2021. 333 с.

References _

1. Armstrong M. The Practice of Human Resource Management / Michael Armstrong, Steven Taylor. 14th ed. St. Petersburg : Peter, Progress Book, 2018. 1038 p.

2.Dandykina E. M. Date: 2011. Bibliographic description: Formation of personnel potential of innovative companies. Youth and Science: Proceedings of the VII All-Russian Scientific and Technical Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists, dedicated to the 50th anniversary of the first manned space flight. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2019.

3.Zvereva T. M. Necessity of updating forms and methods of management in the conditions of using innovation management. Electronic scientific journal. 2020. № 1(30). С. 67-70.

4. Klyucharev G. A., Popov M. S., Savinkov V. I. Innovative enterprises in higher education institutions: the questions of integration with the real sector of the economy. 2-nd ed., revised and supplemented. Moscow : Publishing house Yurait, 2021. 382 p.

5.Lapin N. I., Karacharovsky V. V. Theory and practice of innovation : textbook for universities. 2nd ed. Moscow : Publishing house Yurite, 2021. 350 p.

6.Spiridonova E. A. Management of innovation : textbook and workshop for undergraduate and graduate programs. Moscow : Publishing house Yurait, 2019. 298 p.

7. Theoretical innovation : textbook and practical workbook for higher education /1. A. Brusakova [and others] ; edited by I. A. Brusakova. Moscow : Publishing house Yurait, 2021. 333 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.