Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алибеков Магомедрасул Магомедиминович

В статье анализируется состояние инновационного управления экономикой в Республике Дагестан. Раскрываются понятие и особенности инновационного управления. Исследуется роль инноваций в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алибеков Магомедрасул Магомедиминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

The article analyzes the state of Innovation management of the economy in the Republic of Dagestan. The concept and features of innovative management are revealed. The role of innovations in the economy is investigated.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_4_363 УДК 332.1

Алибеков Магомедрасул Магомедиминович,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: arslan.alibekov. 99@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ИННОВАЦИОННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКОЙ

В статье анализируется состояние инновационного управления экономикой в Республике Дагестан. Раскрываются понятие и особенности инновационного управления. Исследуется роль инноваций в экономике.

Ключевые слова: инновации; управление; инновационное управление; экономика; Республика Дагестан.

UDC 332.1

Alibekov Magomedrasul Magomediminovich,

Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: arslan. alibekov. 99@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

The article analyzes the state of Innovation management of the economy in the Republic of Dagestan. The concept and features of innovative management are revealed. The role of innovations in the economy is investigated.

Keywords: innovations; control; innovation management; economy; The Republic of Dagestan.

Экономическое пространство России характеризуется большой внутренней неоднородностью. Это касается не только разнообразия природно-ресурсного потенциала, но и уровня экономического развития, достигнутого различными регионами. Необходимость изменения приоритетов развития экономики страны, ее перехода на инновационные рельсы является предметом дискуссии между учеными и представителями правительства на всех уровнях. Этот подход особенно актуален для дотационных регионов, которые не имеют своих ресурсов, поскольку в последние годы увеличение числа экономически дотационных и дотационных субъектов стало серьезной проблемой [2].

Современная государственная политика в области инноваций представляет собой неотъемлемую часть социально-экономической политики государства, в которой приоритет отдается развитию инновационной деятельности, формируются основные цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области внедрения науки и техники в производственный процесс. В основе государственной инновационной политики лежит необходимость эффективного использования научно-технических достижений, оценки научного потенциала государства, что в свою очередь способствует повышению уровня и качества функционирования народнохозяйственно-

го комплекса, обеспечения прогрессивных структурных изменений в конкурентоспособности [1].

В качестве основных целей государственной инновационной политики можно выделить следующие:

- обеспечение координации деятельности всех структурных звеньев по осуществлению экономических трансформаций;

- повышение эффективности использования научно-технического потенциала в народнохозяйственном комплексе;

- сохранение научного потенциала и обеспечение «подрывных» исследований в русле инновационной политики;

- повышение качества и надежности отношений в координации общественного производства с высокими технологиями;

- трансформация и изменение распределения ресурсов в реализации экономических реформ и стимулирования в сфере инноваций и научно-технических разработок, активизация инновационно-инвестиционной деятельности малых и средних предприятий.

Схема управления инновационными процессами, независимо от уровня управления, включает в себя следующие структурные элементы:

- организационная структура управления - специализированные органы управления, разделение полномочий и ответственности между ними, отношения между правами и обязанностями;

- аналитическая структура по сбору, обработке и анализу информации, необходимой для управления;

- непосредственно структура механизма разработки и принятия решений, а также формы контроля;

- выбор и размещение системы. Основополагающими принципами инновационной политики являются:

- эффективность инноваций с точки зрения ее социальной и экономической значимости;

- распределение ресурсов на стратегических направлениях развития организации;

- уважение свободы творчества и доступа к научно-технической информации;

- поощрение инновационные идеи и разработки;

- соблюдение действующего законодательства;

- социальная ответственность [3].

Регион - это территориальная система,

ориентированная на создание эффективной региональной экономики и благоприятной (во всех смыслах) среды для проживания человека. От уровня социально-экономического развития и конкурентоспособности данной среды во многом зависит благосостояние граждан. Рост конкурентоспособности регионов/территорий с каждым годом приобретает все большее значение в свете мировой глобализации и текущего состояния развития мировой экономики. Кроме того, конкурентоспособность регионов имеет большое значение для более рационального и эффективного использования имеющихся внутренних ресурсов: природных, финансовых, трудовых, в целях обеспечения стабильного экономического роста.

Повышение конкурентоспособности региона является одним из составляющих элементов стратегии социально-экономического развития, позволяющих создать благоприятную и комфортную среду для ведения бизнеса, увеличения инвестиционных потоков, создания новых рабочих мест и развития экономики. Это особенно важно, учитывая дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Чтобы гарантировать устойчивый рост экономики, следует привлекать вложения и способствовать развитию национального рынка, а именно:

- расширение промышленного производства;

- стимулирование развития сельскохозяйственной отрасли;

- формирование такого климата, который способствовал бы перенацеливанию в частный сектор экономики;

- минимизация налогового бремени на производителей товаров и повышение результативности сборов налоговых платежей;

- максимизация сбережений граждан;

- минимизация уровня безработицы и максимизация уровня занятости в стране.

Для поддержания экономической стабильности в стране необходимо также усовершен -ствовать внешнюю политику. Следует устранить предвзятое отношение, ущемление по отношению к отечественной продукции. Чтобы добиться всех поставленных целей,

крайне необходимо реализовать административную реформу, основной миссией которой является создание результативного государственного аппарата, в основном, для борьбы с коррупцией.

Кроме того, в условиях перехода России к цифровой экономике, проникновения ИКТ в жизнедеятельность общества, внедрения «открытого государственного управления» или «открытого правительства» необходимо привлечь к разработке экономической стратегии представителей всех заинтересованных сторон:

- органы государственного регионального управления;

- органы местного самоуправления;

- представители частного бизнеса;

- население (активное население);

- научного сообщество и пр.

Подобные меры позволят не просто сформировать стратегию развития на бумаге, но и учесть интересы всех заинтересованных лиц, научно-практически обосновать те или иные индикаторы и показатели развития, провести более глубокий анализ внутренних и внешних факторов, выявить причины, тормозящие или препятствующие стабильному социально-экономическому развитию, и пр.

Помимо этого, открытый диалог с населением, бизнес-сообществом и т. д. позволяет существенно повысить доверие к органам государственной власти, снизить социальное напряжение в стране, выявить реальные потребности граждан и их ожидания.

Также крайне важным, как представляется, является разработка легко узнаваемого туристического бренда Республики Дагестан. Несмотря на то что разработка и продвижение любого бренда является весьма затратным и длительным процессом, тем не менее без грамотной маркетинговой стратегии развитие туристического комплекса в современных условиях просто невозможно.

Мероприятия по созданию и продвижению бренда республики должны быть в обязательном порядке включены в стратегию развития туристического комплекса Дагестана. В данном вопросе представляется целесообразным рекомендовать руководству регионом обменяться опытом с Республикой Крым, которая достаточно успешно развивает свой туристический комплекс [4-6].

Итак, одним из направлений обеспечения

стабильного социально-экономического развития Республики Дагестан, повышения ее конкурентоспособности и успешного поступательного развития предлагается развитие туристического комплекса, демонстрирующего положительную динамику в последние несколько лет.

Инновационная политика Республики Дагестан нуждается в дальнейшем развитии и реализации программно-целевых методов, которые направлены на эффективное использование и воспроизводство научно-технического потенциала региона. Требуется дальнейшая активизация деятельности региональных органов государственной власти, основной целью которых является повышение эффективности развития инновационной сферы региона путем разработки и реализации мер по следующим направлениям:

- обучение существующих регуляторных инструментов активизации производственной деятельности с инновационной составляющей на региональном уровне;

- финансовая поддержка и разработка методов стимулирования инновационной деятельности в регионе;

- создание современной инфраструктуры по формированию кадрового потенциала для развития инновационной сферы и научно-технического потенциала Республики Дагестан;

- формирование реестра инновационных проектов в Республике Дагестан, а также информационная поддержка наиболее приоритетных республиканских инновационных проектов как на российском, так и международном уровнях.

Внедрение методологии адресных программ будет опираться на положительный опыт разработанных целевых программ на региональном уровне, связанных с реализацией мер, направленных на поддержание и развитие структурных элементов инновационного потенциала Республики Дагестан. После внедрения методологии целевой программы следует ориентироваться на достижение ряда положительных результатов, таких как:

- реализация при финансовой поддержке регионального бюджета как приоритетное направление для экономики республики;

- разработка и внедрение новейших ин-

новационных технологий на промышленных предприятиях республики;

- создание достаточного количества технопарков и бизнес-инкубаторов в республике; создание условий для повышения конкурентоспособности отраслей промышленности Республики Дагестан;

- создание и совершенствование эффективных систем обучения руководителей компаний и организаций с учетом знаний об управлении инновационным развитием производства, формирование механизма коммерциализации технологий;

- организация информационно-консультационной, методической и иной помощи по разработке, внедрении и реализации инновационных проектов на конкретных предприятиях и организациях [7].

Полученные количественные показатели по формированию и развитию инновационной научно-технической деятельности трансформируются в качественные социально-экономические результаты, среди которых можно выделить следующие: создание дополнительных рабочих мест, учитывая трудо-избыточность региона; ожидание повышение уровня оплаты труда в научно-техническом и производственном секторах инноваций по сравнению со среднегодовым темпом роста заработной платы на региональном уровне.

Подводя итоги исследования, изучающего готовность к инновационной деятельности как представителей органов государственной власти, непосредственно принимающих участие в определении направления, а также реализации государственной политики (в частности, нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности), в разработке законов и их реализации, так и представителей малого и среднего бизнеса, которым приходится функционировать в сложных экономических условиях на фоне пандемии COVID-19 на территории Республики Дагестан, можно отметить, что данный регион обладает рядом преимущественных характеристик: выгодное географическое положение, природно-климатические особенности, туристско-рекреационный потенциал, транспортная инфраструктура с прямым выходом к морю, а также достаточно развитая народно-промысловая отрасль - важнейшая часть национальной культуры и духовного наследия республики.

В условиях закрытия границ и невозможности посещения традиционно популярных туристических зон Республика Дагестан привлекла внимание не только туристов, но и потенциальных инвесторов. Следует отметить, что в данный регион неоднократно инвестировались значительные суммы, но большая часть проектов не была реализована, а инвесторы просто уходили, в частных беседах выражая обеспокоенность, связанную с особенностями стиля мышления населения и неготовностью к инновационной деятельности.

Для успешного внедрения инноваций в регионе необходимо изучение факторов, способствующих положительной реализации инновационной деятельности, которая, по нашему мнению, непосредственно связана в том числе с оптимизацией профессиональной подготовки кадров. Необходимость внедрения инноваций для улучшения инвестиционного климата в регионе подразумевает определение параметров инновационной активности руководителей бизнеса в регионе и развитие их акмеологической успешности, а также формирование эффективного имиджа региона.

Список литературы

1. Асриянц К. Г, Рамазанова П. М. Инновационная инфраструктура как фактор повышения эффективности инновационной деятельности // Организационно-экономические и инновационно-технологические проблемы модернизации экономики России : сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 26-30.

2. Баранчеев В. П., Масленникова Н. П., Мишин В. М. Управление инновациями : учеб. М. : Юрайт, 2018. 720 с.

3. Гришин В. В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики. М. : Дашков и К°, 2017. 514 с.

4. Джамалудинова М. Ю. Особенности управления экономикой на региональном уровне // Индустриальная экономика. 2021. № 3-1. С. 12-16.

5. Макарова Е. С., Наширванова Я. Ф., Гатина Э. А. Формирование модели управления развитием инновационного потенциала региональных экономических систем // Научное обозрение: теория и практика. 2019. Т. 9. № 12 (68). С. 1844-1853.

6. Новоселов А. С., Волянская Т. В., Фалеев А. В. Актуальные проблемы инновационного управления региональной экономикой // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. № 2 (58). С. 11.

7. Цителадзе Д. Д. Развитие методик оценки инновационного потенциала региона в догоняющей экономике // Инновации. 2018. № 9. С. 61- 73.

References

1. Asriyants K.G., Ramazanova P.M. Innovation infrastructure as a factor in increasing the efficiency of innovation activity. In the collection: Organizational-economic and innovative-technological problems of Russia's economy modernization. collection of articles of the 10th International scientific-practical conference. Penza, 2020. Pp. 26-30.

2. Barancheev V.P. Management of innovations. Textbook / V. P. Barancheev, N. P. Maslennikova, V. M. Mishin. M. : Yurite, 2018. 720 p.

3.Grishin V. V. Management of innovative activity in the conditions of modernization of the national economy. M. : Dashkov and K°, 2017. 514 p.

4.Dzhamaludinova M.Y. Peculiarities of economic management at the regional level. Industrial Economics. 2021. № 3-1. Pp. 12-16.

5.Makarova E.S., Nashirvanova Y.F., Gatina E.A. Formation of the management model for the development of innovation potential of regional economic systems. Scientific review: theory and practice. 2019. Vol. 9. No. 12 (68). Pp. 1844-1853.

6.Novoselov A.S., Volyanskaya T.V., Faleev A.V. Actual problems of innovation management of regional economy. Regional economics and management: electronic scientific journal. 2019. No. 2 (58). Pp. 11.

7. Tsiteladze D. D. Development of methods for assessing the innovation potential of the region in the catching-up economy. Innovations. 2018. No. 9. Pp. 61-73.

1/IHflyCTPI/IAflbHAfl 3KOHOMIIKA* № 5, tom 4, 2022 3 67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.