Научная статья на тему 'Инновационные кластеры как инструмент территориального развития республики Ингушетия'

Инновационные кластеры как инструмент территориального развития республики Ингушетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ДОТАЦИОННЫЙ РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / КЛАСТЕР / ECONOMY / SUBSIDIZED REGION / INNOVATION STRATEGY / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Албогачиева Фатима Магометовна

В работе анализируется состояние экономики Республики Ингушетия, отмечается тенденция снижения уровня дотационности консолидированного бюджета республики, обусловленная увеличением собственных доходов бюджета: уровень дотирования региона снизился с 94% в 2009 г. до 84% в 2012 г. Указывается цель и ключевые параметры Инновационной стратегии развития республики, при этом перспективным направлением развития региональной инновационной системы является формирование инновационных кластеров на территории Ингушетии, в частности, вхождение Ингушетии в Северо-Кавказский туристический кластер и создание двух республиканских кластеров, связанных с производством энергоэффективных строительных материалов и выпуском минеральной воды и безалкогольных напитков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation clusters as a tool of the Ingush Republic territorial development

The paper analyzes the state of the economy of the Ingush Republic and marks the reduction trend of the republican consolidated budget of subsidies due to the increase in its own revenues. The level of subsidies in the region decreased from 94% in 2009 to 84 % in 2012.The scientific article specifies the purpose and the key parameters of the Republic Innovation Strategy development, with a perspective direction of development of the regional innovation system is the formation of innovation clusters in the territory. The author pays her attention to the entering into the North Caucasus tourism cluster and the creation of two national clusters associated with the production of energy-efficient building materials and producing mineral water and soft drinks.

Текст научной работы на тему «Инновационные кластеры как инструмент территориального развития республики Ингушетия»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMICS

УДК 332.122(470.662)

ББК 65.046.1(2Рос.Инг)

А 45

Ф.М. Албогачиева

Ассистент кафедры менеджмента Ингушского государственного университета.

г. Назрань. Тел.: (928)790-02-55, e-mail: Fatil985.2013@mail.ru.

ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

( Рецензирована )

Аннотация. В работе анализируется состояние экономики Республики Ингушетия, отмечается тенденция снижения уровня дотационности консолидированного бюджета республики, обусловленная увеличением собственных доходов бюджета: уровень дотирования региона снизился с 94% в 2009 г. до 84% в 2012 г. Указывается цель и ключевые параметры Инновационной стратегии развития республики, при этом перспективным направлением развития региональной инновационной системы является формирование инновационных кластеров на территории Ингушетии, в частности, вхождение Ингушетии в Северо-Кавказский туристический кластер и создание двух республиканских кластеров, связанных с производством энергоэффективных строительных материалов и выпуском минеральной воды и безалкогольных напитков.

Ключевые слова: экономика, дотационный регион, инновационная стратегия, кластер.

F.M. Albogachieva

Assistant of Management Department, Ingush State University, Nazran. Ph.: (928) 79002-55, e-mail: Fatil985.2013@mail.ru.

INNOVATION CLUSTERS AS A TOOL OF THE INGUSH REPUBLIC TERRITORIAL DEVELOPMENT

Abstract. The paper analyzes the state of the economy of the Ingush Republic and marks the reduction trend of the republican consolidated budget of subsidies due to the increase in its own revenues. The level of subsidies in the region decreased from 94% in 2009 to 84 % in 2012.The scientific article specifies the purpose and the key parameters of the Republic Innovation Strategy development, with a perspective direction of development of the regional innovation system is the formation of innovation clusters in the territory. The author pays her attention to the entering into the North Caucasus tourism cluster and the creation of two national clusters associated with the production of energy-efficient building materials and producing mineral water and soft drinks .

Key words: economy, subsidized region , innovation strategy, cluster.

Республика Ингушетия является ca- АССР и в которых практически отсутство-

мым молодым регионом Российской Фе- вала производственная и социальная ин-

дерации. Созданная в 1993 г. на основе фраструктура, республика прошла боль-

территории трех аграрных районов, ранее шой путь в направлении формирования

входивших в состав Чечено-Ингушской самостоятельной системы регионального

— 64 —

хозяйства, в то же время тесно связанной с территориальными экономиками других субъектов Северо-Кавказского, а также Южного федеральных округов.

Несмотря на то, что Ингушетия исторически является преимущественно аграрной республикой, в ней активными темпами развиваются различные отрасли промышленности, что иллюстрирует рисунок 1.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

42%

Добыча полезных ископаемых

35%

Производстве пищевых предуктоа

г%

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

6%

Производство нефтепродуктов

13%

Рисунок 1. Структура регионального промышленного производства в 2013 г. (% ) [1]

Традиционно экономика Ингушетии и одна из ее ключевых отраслей — пищевая — развивалась благодаря наличию местных сельскохозяйственных ресурсов. Однако в настоящее время уровень развития сельского хозяйства не соответствует имеющимся у нее возможностям.

При этом нефтепромышленный комплекс является основой для реализации экономического потенциала региона. Производной комплекса является химическая промышленность. Также существенные перспективы роста имеет региональная индустрия производства строительных материалов [2].

Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся ресурсы и возможности, развитие Республики Ингушетия на протяжении всего ее развития во многом определялось статусом дотационного региона и значительной зависимостью от поступления финансовых ресурсов из федерального центра. При этом в последние несколько лет наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня дотационности консолидированного бюджета республики, обусловленная увеличением собственных доходов бюджета. В частности, уровень дотирования региона снизился с 94% в 2009 г. до 84% в 2012 г.

Во многом данная ситуация обусловлена тем, что Ингушетия стала наращи-

вать темпы социально-экономического развития и вошла в состав субъектов Федерации, в которых отмечены высокие темпы роста инвестиционной активности. Так в 2013 г. уровень инвестиционной активности региона увеличился по сравнению с предыдущим годом почти в 2,5 раза, а в рейтинге инвестиционной активности Министерства экономического развития Российской Федерации Ингушетия заняла первое место [3].

При этом на уровне руководства республики признается, что достижение стоящих перед регионом задач в современных условиях возможно лишь при переориентации региона в сторону инновационного пути развития. С этой целью в республике была принята Инновационная стратегия ее развития. Основная цель данной стратегии состоит в обеспечении перехода к 2025 г. экономики Республики Ингушетии на инновационный путь развития, в качестве ключевых параметров которого ставятся следующие довольно амбициозные ориентиры:

— доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40—50%;

— доля республики на внешних рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5—10% в 5—7 секторах;

— удельный вес экспорта высокотехнологичных товаров и услуг республики в общем объеме экспорта высокотехнологичных товаров страны составит не менее 4%;

— валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом региональном продукте составит 17—20%;

— удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции составит 25—35%;

— внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 5% от величины ВРП;

— количество патентов, ежегодно регистрируемых республиканскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах, превысит 500;

— доля средств в структуре доходов республиканских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР составит 25%.

Важной особенностью Инновационной стратегии является то, что в ней веду-

щая роль отводится компаниям региона. Она ориентирована на активное участие в ее реализации бизнеса, учитывает его интересы и нацелена на развитие спроса на инновации со стороны предприятий региона. Инновационная стратегия определяет ориентиры для инициатив и мероприятий по ее реализации — создание условий для развития партнерских связей между наукой и бизнесом и повышение деловой активности в регионе.

В системе программного развития республики Инновационная стратегия определяет приоритеты в сфере экономического развития и рассматривает комплексные и целевые программы развития отраслей экономики региона в качестве механизмов реализации этих приоритетов.

Однако в настоящее время по уровню внутренних затрат на исследования и разработки Ингушетия находится в числе аутсайдеров среди российских регионов, что иллюстрируют данные, приведенные на рисунке 2.

Отметим, что кроме «количественного» отставания региональных компаний по уровню инновационной активности, есть еще и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне фирм. По показателю «способность компаний к заимствованию и адаптации технологий», по оценкам рейтинговых агентств, Ингушетия в 2010 г. находилась 80 месте из 83 субъектов РФ.

Это свидетельствует о том, что для реализации целей, определенных в Инновационной стратегии Республики Ингушетия, предстоит осуществить огромной объем разноплановой работы, одним из ключевых направлений которой является создание необходимой инновационной инфраструктуры .

В этой связи отметим, что для финансовой поддержки развития инновационной деятельности в регионе созданы Инвестиционный фонд Республики Ингушетия, АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Республику Ингушетия», комиссия при Главе Республики Ингушетия по преодолению административных барьеров и упрощению согласительных процедур при реализации инвестиционных проектов, учрежден институт уполномоченного по правам предпринимателей.

Чувашски Р. Хабаровский крап Р. Буря DIN Р. Северная Осели AJuaficKult край Р. Дагестан Р Калмыкия Орловская обл. Р ллтаЛ Р Мир nfi Эя l ншрогюльскнй край Ьел городе кия обл С яитпне ки обл Амурская обл, Астраханская обл, Архангельска« оба, Ьрннск.ии обл Тюменски обл, Кур г пне ми обл Удмуртская Р Чукотский АО ШГЫ-МАНСПЛСкНЛ АО Каре-Ас км АО ОДаПкмьсклЛ kpaft Оренбургская обл, Р Альп ей Кемеровская обл Чеченская Р, Р. Хакасия Вологодская обл. Псковская обл. Р. Ингушетия Костромская обл. Липецкая обл. Ямало-НенецкнЛ АО

I 0,32 I 0,31 I 0,31 I 0,31 0,3

0.4

2-5

М

Рисунок 2. Регионы России с наименьшим уровнем внутренних затрат на исследования и разработки по отношению к величине ВРП (% ) [4]

В целях снижения административных барьеров и ускорения проведения согласительных процедур создана служба «одного окна», позволяющая инвестору избежать длительную процедуру согласования начальных этапов реализации проекта и действовать в единой связке с руководством республики.

Инвесторам, осуществляющим свою деятельность на территории республики, предоставляются ряд льгот и преференций, основными из которых являются налоговые (при придании статуса инвестора предоставляется полное освобождение от уплаты налога на имущества, на 95 % освобождается от арендной платы на землю и снижается налог на прибыль до 13,5 %), предоставление земельных участков с го-

товой инженерной инфраструктурой, а также оказание административного содействия в реализации проектов.

В республике создан ГКУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор», функционирующее за счет средств федерального и республиканского бюджетов, в состав которого входят бизнес-инкубаторы в г. Магас и в г. Карабулак. Бизнес-инкубатор в Магасе открыт в 2009 г. и в настоящее время является основным объектом инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, бизнес-инкубатор в Карабулаке был введен в эксплуатацию в апреле 2012 г.

По нашему мнению, перспективным направлением развития региональной инновационной системы является формирование одного либо нескольких инновационных кластеров на территории республики. Отметим, что инновационный кластер включает в себя всю инновационную цепочку от генерации научных знаний и формирования на их основе бизнес-идей до реализации инновационной продукции [5].

Формирование региональной инновационной системы на кластерной основе изменяет содержание инновационной стратегии субъекта федерации в том смысле, что усилия направляются не на поддержку отдельных инновационных предприятий, а на развитие системы взаимоотношений между субъектами инновационного процесса, а также обслуживающими их институтами. При этом основные цели создания инновационного кластера состоят в следующем:

— координация деятельности организаций, входящих в кластер;

— создание партнерской сети, охватывающей все стадии реализации инновационных проектов;

— формирование инновационной среды в регионе;

— продвижение продукции и услуг участников кластера на внешних рынках;

— содействие привлечению финансовых ресурсов в проекты, реализуемые участниками кластера.

При этом отметим, что в настоящее время в республики осуществляются мероприятия по формированию двух кластерных образований индустриально-инновационной направленности.

Первый из этих проектов предполагает формирование кластера инновационных энергоэффективных строительных материалов, который включает домостроительный комбинат, завод по производству газосиликатной продукции, завод по производству сухих строительных смесей, цех инертных материалов, цех извести, логистический терминал. Также проектом предусмотрено оказание монтажных услуг по технологии сборно-монолитного каркасного домостроения. Предполагается, что выпускаемые продукты будут обеспечивать производственные потребности группы компаний «Ал строй», осуществляющей деятельность на территории Юга России, а также реализовываться в рамках европейской территории России. Предполагаемый объем инвестиций в данный проект — 5,8 млрд р.

Второй промышленный кластер связан с масштабным расширением производства в Ингушетии минеральной воды и безалкогольных напитков. В него войдет действующее предприятие по розливу минеральной воды, мощности которого вырастут в несколько раз, новый стекольный завод, горно-обогатительные комбинаты, а также оптово-складской логистический комплекс. В данном случае предполагается привлечение инвестиций в размере 5,6 млрд р.

Третий кластер инновационной направленности может быть сформирован в рамках предполагаемой к созданию особой экономической зоны туристско-рек-реационной направленности, создаваемой в настоящее время в республике.

Отметим, что это уже не первый опыт формирования особой экономической зоны на территории Ингушетии. Так, зона экономического благоприятствования «Ингушетия» (свободная таможенная и оффшорная зона), которая функционировала на территории республики в 1994— 1997 гг., так и не смогла стать успешной. По оценкам экспертов, на организацию данной СЭЗ федеральный центр потратил около 1 млрд р., а региону СЭЗ «Ингушетия» не принесла практически никакого ощутимого эффекта.

В декабре 2011 г. было принято решение о создании новой туристско-рекреаци-онной особой экономической зоны на территориях двух районов республики Ингушетия: Джейрахского и Сунженского. По

словам Главы республики Ю.-Б. Евкурова, «вхождение Ингушетии в Северо-Кавказский туристический кластер и создание на ее территории особой экономической зоны открывает широкие возможности системного развития республики».

Основу инновационной направленности развития данного кластера может обеспечить ориентированность на использовании при строительстве и эксплуатации объектов ее инфраструктуры экологически чистых технологий. Во многом это будет коррелировать с естественными условиями местности, на территории которой предполагается организовать туристско-рекреационную зону. Уникальные сочетания природно-климатических и рекреационных параметров ставят Джейрахско-Ассинский музей-заповедник площадью около 64 тысяч гектаров в один ряд с австрийскими и швейцарскими курортами. Кроме того, на территории музея-заповедника сохранились 92 исторических памятника, которые находятся под охраной государства[6].

В процессе формирования данного кластера представляется целесообразным использовать опыт применения т.н. «зеленых технологий», накопленный при строительстве инфраструктуры, созданной для проведения XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи, где необходимость учета экологических ограничений, обусловленных особенностями природных систем региона, поставила перед организаторами следующие задачи, актуальные и при формировании туристско-рекреационной ОЭЗ в Ингушетии:

1. Необходимость комплексного подхода к управлению природопользованием и охраной окружающей среды в связи со строительством части объектов в границах и/или на смежных участках с особо охраняемыми природными территориями.

2. Необходимость всестороннего учета ограничений по размещению объектов, обусловленных сложной геоэкологической обстановкой.

3. Необходимость обеспечения высокого уровня качества воздуха и питьевой воды, а также надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния территории.

4. Необходимость активной деятельности по защите биоразнообразия при раз-

мещении объектов в предгорной и горной зонах.

5. Необходимость учета сложной гидрогеологической обстановки и решения проблем рационального использования и охраны подземных вод и других бальнеологических ресурсов.

6. Необходимость управления значительными объемами строительных отходов и других отходов производства и потребления.

При этом при реализации вышеперечисленных требований целесообразным представляется задействование потенциала двух других республиканских инновационных кластеров, связанных с производством энергоэффективных строительных материалов и выпуском минеральной воды и безалкогольных напитков. На основе подобного взаимопереплетения интересов и экономических связей участников трех указанных кластерных образований в будущем возникнет основа для формирования единого инновационного кластера республиканского уровня.

В итоге, инновационный кластер, формируемый на территории Республики Ингушетия, можно будет представить в виде совокупности экономических структур как статических основных узлов территориального образования, и комплекса их взаимодействий как динамической совокупности количественных и качественных преобразований материальных ресурсов и информации, направленных на реализацию целей и задач кластера. В свою очередь, процесс формирования данного кластера должен основываться на конструировании взаимосвязанных между собой совокупности участников кластера и механизмов их взаимодействия на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях регулирования по критериям обеспечения развития кластера и региона в целом при ограничениях по объему трансакционных издержек, возникающих во внешней и внутренней среде кластера, обеспечивающих удовлетворение минимального уровня интересов различных групп участников процесса регионального развития.

Реализация подобного подхода позволит обеспечить устойчивое территориальное развитие Республики Ингушетия на основе учета его экономических, социаль-

ных и экологических аспектов, улучшить что, в конечном счете, приведет к повы-конкурентоспособность и повысить инвес- шению уровня его финансовой самообес-тиционную привлекательность региона, печенности.

Примечания:

1. Составлено по данным ФСГС.

2. Дахкильгов И.Б. Анализ модели взаимодействия власти и бизнеса в Республике Ингушетия и ее влияния на развитие региона // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 9. С. 21.

3. Мержо М.Ш. Влияние инвестиций на социально-экономическое развитие Республики Ингушетия // Вопросы современной экономики. 2014. № 1.

4. Романова В.М., Елагин В.И. Современные тенденции развития региональных инновационных систем в РФ. URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/sovremennye-tendencii-raz-vitiya-regionalnyh-innovacionnyh-sistem-v-rf.

5. Монастырный Е.А. Инновационный кластер // Инновации. 2006. № 2. С. 41.

6. Печоева Х.А. Развитие туристической индустрии как основной подход к решению проблем занятости региона (на примере Республика Ингушетия) // Вестник Университета. 2012. № 7. С. 142.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Prepared according to FSGS.

2. Dakhkilgov I.B. Analysis of the model of interaction between government and business in the Republic of Ingushetia and its impact on regional development // Economy and Management: Problems and Solutions. 2014. №9. P.21.

3. Merzho M.Sh.The influence of investments on social and economic development of the Republic of Ingushetia // Problems of modern economy. 2014. №1.

4. Romanova V.M., Elagin V.I. Modern trends in the development of regional innovation systems in the Russian Federation // URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/sovremennye-ten-dencii-razvitiya-regionalnyh-innovacionnyh-sistem-v-rf.

5. Monastyrny E.A.// Innovative Cluster // Innovation. 2006. №2. P. 41.

6. Pechoeva H.A. The development of the tourism industry as the main approach to solving the problems of employment in the region (on the example of the Republic of Ingushetia) // The Bulletin of the University. 2012. №7. P. 142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.