Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алхасов Запир Мухтарович, Шемеева Саида Хайбулаевна, Магомедова Роза Рагимовна

В статье изучены вопросы социально-экономического развития Республики Дагестан, а также проблемы и перспективы развития. Проведен анализ социально-экономического развития республики. Рассмотрены основные направления совершенствования механизма по формированию государственного финансового стимулирования инновационной деятельности. Предложены направления дальнейшего развития государственно-частного партнерства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article examines the issues of socio-economic development of the Republic of Dagestan, as well as problems and development prospects. An analysis of the socio-economic development of the republic was carried out. The main directions of improving the mechanism for the formation of state financial incentives for innovation activity of the Republic of Dagestan are considered. Directions for further development of public-private partnership in the region are proposed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_3_276 УДК 332

Алхасов Запир Мухтарович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: divikas@mail.ru

Шемеева Саида Хайбулаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, e-mail: s.shemeeva@mail.ru

Магомедова Роза Рагимовна,

аспирант кафедры мировой и региональной экономики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: otdelntr@mail.ru

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье изучены вопросы социально-экономического развития Республики Дагестан, а также проблемы и перспективы развития. Проведен анализ социально-экономического развития республики. Рассмотрены основные направления совершенствования механизма по формированию государственного финансового стимулирования инновационной деятельности. Предложены направления дальнейшего развития государственно-частного партнерства в регионе.

Ключевые слова: развитие; экономика; регион; проблемы; перспективы; стимулирование.

UDC 332

Alkhasov Zapir Mukhtarovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: divikas@mail.ru

Shemeeva Saida Khaibulaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: s.shemeeva@ mail.ru

Magomedova Rosa Ragimovna,

PhD student, Department of World and Regional Economics, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, е-mail: otdelntr@mail.ru

ANALYSIS OF THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article examines the issues of socio-economic development of the Republic of Dagestan, as well as problems and development prospects. An analysis of the socio-economic development of the republic was carried out. The main directions of improving the mechanism for the formation of state financial incentives for

innovation activity of the Republic of Dagestan are considered. Directions for further development of public-private partnership in the region are proposed.

Keywords: development; economy; region; Problems; perspectives; stimulation.

Основными проблемами социально-экономического развития Республики Дагестан является высокий уровень безработицы и бедности населения. Так, 52,7 % живут на доходы ниже прожиточного минимума, безработица составляет 22,5 % экономически активного населения, по уровню доходов республика занимает одно из последних мест.

Данные проблемы препятствуют проведению эффективной экономической политики, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку и являются сдерживающими факторами экономики республики. Среди основных проблем на сегодняшний день нужно отметить:

- дефицит мощностей водоснабжения, во-доотведения, электроснабжения;

- дефицит больничных коек, поликлиник;

-трехсменное обучение в школах;

- отсутствие новых производств.

Нехватка объектов инфраструктуры привела к увеличению объектов незавершенного строительства, которые финансировались в рамках целевых программ "Юг России", "Жилище", "Чистая вода": три объекта здравоохранения, восемь объектов водоотве-дения и водоснабжения и три объекта по благоустройству и строительству дорог в переселенческом Новолакском районе.

Наибольший удельный вес в общем объеме бюджета Республики Дагестан занимают расходы на образование - 57,2 млрд руб. (31,6 %, фактически исполнено 50,5 млрд), социальную политику - 51,4 млрд руб. (28,3 %, исполнено 50,8 млрд руб.), здравоохранение - 23,5 млрд руб. (13 %, фактически 21,4 млрд руб.). На образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру, спорт в 2020 г. выделено 137,3 млрд рублей - 75,8 %. Общий объем средств, неиспользованных министерствами и ведомствами Республики Дагестан, на конец 2020 г. составил 11,8 млрд руб.

На 2020 г. Республика Дагестан находится в последней десятке среди субъектов Российской Федерации по объему ВРП и промышленного производства на душу населения.

Необходимо максимально эффективно использовать имеющийся производственный и сырьевой потенциал для преодоления сложившегося несоответствия. Достижение этой цели возможно при решении ряда накопившихся проблем в приоритетных отраслях хозяйства республики [2].

Агропромышленный комплекс, являясь основным звеном экономики республики, выделяется многочисленными проблемами, среди которых можно выделить: неразвитость рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, высокие ставки налогообложения и кредитных ресурсов, снижение плодородия земель, площадей сельхозугодий, поголовья скота, низкая эффективность использования пахотной земли.

Уровень развития сельскохозяйственной инфраструктуры низкий, склады, хранилища, холодильники не обеспечивает свежесть и сохранность собранного урожая, что сильно сказывается на качестве конечного результата.

Неразвитость интеграционных связей сельскохозяйственного производства и переработки приводит к снижению эффективности аграрного сектора региона, что в значительной степени влияет на благосостояние сельских жителей. Для повышения эффективности АПК Республики Дагестан необходимо развитие коопераций и перерабатывающих отраслей в аграрной сфере.

Отсутствие социальной инфраструктуры и комплексного обустройства села, низкий уровень образования и дефицит кадров, мало-привлекательность и низкооплачиваемость труда в сельском хозяйстве также ухудшают общий экономический фон республики [3; 9].

Имеющийся потенциал предприятий пищевой промышленности в Республике Дагестан не позволяет обеспечить глубокую переработку всего объема выращиваемой сельскохозяйственной продукции, что определяет необходимость реконструкции и технического перевооружения предприятий перерабатывающей промышленности.

В последние годы значительно уменьшилось количество рыбы в Каспийском море.

Нелегальный улов сказывается на состоянии рыбной отрасли. Рыбную отрасль затронула проблема со снижением эффективности ры-боразводных заводов, а также естественного воспроизводства рыб, проникновением в Каспий черноморской медузы, уничтожающей кормовую базу рыбы, усилением бесконтрольного, нерационального промысла, загрязнением окружающей среды.

Ухудшают ситуацию в регионе отсутствие необходимой социальной инфраструктуры и комплексного обустройства села, низкий уровень образования и дефицит кадров, малопривлекательность и низкооплачивае-мость труда в сельском хозяйстве.

В промышленности, несмотря на стабильный рост объемов производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям.

Тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства привели к низкому проценту использования производственных мощностей.

Отсутствие инвестиционных возможностей предприятий Республики Дагестан способствует образованию в производстве значительных объемов физически и морально изношенного основного капитала. Содержание на балансе предприятий больших объемов незагруженных производственных мощностей, не обеспеченных спросом, увеличивает издержки производства и снижает конкурентоспособность продукции.

Подтверждением тому являются значительный уровень дотационности бюджета, высокий удельный вес сельского населения, высокий уровень безработицы, низкие доходы населения и др. Все это сдерживает социально-экономическое развитие республики, снижает ее инвестиционную привлекательность, усиливает зависимость от федерального центра, тормозит движение к устойчивому развитию [4].

Одной из наиболее серьезных проблем бюджетов субъектов Российской Федерации является заметное сокращение собственных доходов. На наш взгляд, общее сжатие бюджета страны, а также санкционные условия, в которых оказалась наша страна, заметно уменьшают доходы бюджетов субъектов Российской Федерации [5].

Следующей проблемой бюджетов субъектов Российской Федерации является низкое качество прогнозов, которые дают различные финансовые учреждения. На наш взгляд, только оптимальный прогноз позволит принять верное направление в расходовании бюджетов субъектов нашей страны. Тут стоит отдельно отметить, что низкие плановые уровни, зачастую ставящиеся органами власти, становятся основной причиной занижения и доходов субъектов. Поэтому финансовые аналитики просто физически не успевают пересмотреть все количественные показатели в конце финансового года.

Поэтому так важно повысить качество прогнозной составляющей бюджетов субъектов Российской Федерации. Это позволит правильно соотносить плановые и реальные объемы доходов бюджетов субъектов.

На наш взгляд, современная бюджетная система Российской Федерации является очень тонким инструментом, исправное функционирование которого предъявляет высокие требования к темпам экономического роста. В свою очередь, экономический рост способствует скорейшему развитию экономики [5].

Реализация предложенных мероприятий по формированию предпосылок для устойчивого социально-экономического развития региона должна способствовать преодолению депрессивности региона и дальнейшему его устойчивому развитию.

Формирование инновационной системы, которая могла бы стать одним из серьезнейших факторов экономического роста Республики Дагестан, должно опираться на точное понимание роли и места отдельных сегментов системы и характера взаимосвязей между ними. Как показывает мировая практика, ключевыми элементами инновационный системы являются: государственный сектор, предпринимательский сектор, система образования, наука, венчурные фонды, инновационные предприятия. Хочется отметить, что наука не обособленный элемент системы, а важное звено этой системы. Наука тесно вза -имосвязана с госсектором, системой образования и предпринимателями, и вследствие этого новая идея, инновация могут появиться в каждом из элементов инновационный системы. Мировой опыт показывает, что основная часть науки формируется бизнесом,

который организовывает финансирование и коммерциализацию исследований науки прикладного характера, поиск малых наукоемких инновационных предприятий, поддержку новых идей путем их поиска посредством ор -ганизации научных центров [1-11].

Таким образом, можно предложить, что государственный сектор должен оказывать поддержку всем субъектам инновационной системы региона. Так, наука в региональных научных центрах должна быть полностью обеспечена государством, а частным научным инновационным предприятиям государственное финансирование может быть оказано в ограниченном размере, в рамках выполнения государственным заказов. Прежде всего для этих предприятий важны налоговые льготы, возможность капитализации результатов НИОКР, защита интеллектуальной собственности. Государственная поддержка инновационных процессов нужна для того, чтобы в самом частном секторе сформировать те стимулы к инновационной деятельности, которые не создает в достаточной степени несовершенная институциональная среда. Государственная поддержка развития может сопровождаться коррупцией, поэтому предлагается одним из элементов государственной поддержки сделать оказание услуг вместо предоставления денежных средств. В их числе могут быть: обучение персонала организации, поддержка сертификации развития, предоставление инфраструктуры государственных научных центров на льготных условиях, также нельзя исключать перепоручение этих услуг частным компаниям, что также скажется положительно.

Рассмотрим основные направления совершенствования механизма по формированию государственного финансового стимулирования инновационной деятельности Республики Дагестан.

Предусматриваются средства на финансирование строительства объектов в рамках республиканской инновационной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в общей сумме 5720 593,5 тыс. рублей (на объекты без участия средств федерального бюджета).

Также стоит отметить и значительную роль амортизационной политики, являющейся одним из факторов финансового стимулирования инновационной политики как в

Российской Федерации, так и в Республике Дагестан. С вводом в действие гл. 25 НК РФ все имущество предприятия распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования, в течение которого объект основных средств служит для выполнения производственной деятельности.

В настоящее время более 2/3 объема капиталовложений в экономику финансируется из собственных средств предприятий и привлеченных ими кредитов. Теперь предприятия могут свободно использоваться для этих целей амортизационные отчисления, но их явно не хватает.

На сегодняшний день в Республике Дагестан особо остро стоит проблема развития налогового потенциала, ведь на протяжении многих лет бюджет республики на 70 % состоит из поступлений из федерального бюджета.

Одним из способов увеличения доходной части бюджета республики является привлечение инвестиций в экономику региона. Привлечение инвестиций является ключевой задачей для региона. Для достижения этой цели необходимо повышать инновационную привлекательность региона.

С целью формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения в республике были созданы две территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР): «Каспийск» и «Дагестанские Огни». Создание данных ТОСЭР позволит диверсифицировать экономику городов, повысить инновационную привлекательность, снизить зависимость от градообразующей организации, привлечь инвестиции, а также создать новые постоянные рабочие места.

Также, в рамках республиканской инновационной программы в 2021 г. было введено в эксплуатацию 10 объектов общего образования на 2204 ученических мест, 1 объект здравоохранения на 100 посещений в смену,

4 объекта спорта на 9540,1 кв. м, 1 объект культуры на 300 мест, 5 объектов водоснабжения (26,92 км, водозаборные сооружения,

5 артезианских скважин), 39,03 км газовых сетей, объектов городской инженерной ин-

фраструктуры и завершена реконструкция канализационной насосной станции.

С нашей точки зрения, инвестиционный потенциал Республики Дагестан огромен. Среди перспективных отраслей хотелось бы отметить туризм, сельское хозяйство, легкую промышленность.

Наиболее привлекательной, на наш взгляд, является сфера туризма. Наша республика обладает огромным туристическим потенциалом:

- уникальный горный ландшафт;

- народно-художественные промыслы и ремесла;

- историко-культурные памятники;

- архитектура горных аулов;

- географическое положение;

- туристические маршруты;

- пять климатических зон.

Все вышеперечисленное, несомненно, привлекает туристов, однако есть и недостатки:

- транспортная доступность;

- недостаточное развитие инфраструктуры в популярных туристических местах;

- отсутствие гостиничного сервиса;

- слабое информационное сопровождение;

- хаотичное развитие туризма;

- отсутствие земельных участков без обременения, в целях привлечения инвестора;

- слабый сервис;

- отсутствие кадров;

- отсутствие очистительных сооружений, утилизации твердых бытовых отходов (ТБО).

Мы предлагаем следующие пути решения данных проблем:

1. Повышение квалификации кадров в сфере туризма.

2. Участие и подготовка федеральных целевых программ для создания туристической инфраструктуры.

3. Разработка и реализация республиканских программ финансирования туризма.

4. Разработка системного подхода развития туристско-рекреационного комплекса.

5. Актуализация работы по обновлению инвестиционных паспортов муниципальных образований.

6. Развитие ГЧП в сфере туризма.

7. Создание очистных сооружений.

Также большое значение для прогнозирования социально-экономических показате-

лей играет развитие государственно-частного партнерства. Как считают некоторые исследователи, сфера государственно-частного партнерства в Республике Дагестан сталкивается со следующими важными проблемами:

- высокий уровень риска;

- ограниченная возможность использования объектов;

- повышение затрат по сравнению с полным бюджетным финансированием проектами;

- расходы на выбор и контроль частных партнеров;

- недобросовестность частных партнеров.

Рассмотрим основные проблемы государственно-частного партнерства Республики Дагестан. Так, одной из наиболее серьезных проблем сферы государственно-частного партнерства является сокращение доходов в государственное частное партнерство в связи с введенными санкциями со стороны стран запада. На наш взгляд, важное значение в рассматриваемой проблеме имеет сложная макроэкономическая ситуация. Общее сжатие бюджета страны, а также санкционные условия, в которых оказалась наша страна, существенно снизили доходы от инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации, а также затруднили реализацию инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан.

Следующей проблемой сферы государственно-частного партнерства в Республике Дагестан является малое количество проектов в государственно-частном партнерстве. На наш взгляд, только оптимальный прогноз позволит принять верное направление в расходовании средств, направленных на реализацию государственно-частного партнерства.

На наш взгляд, важно повысить качество прогнозной составляющей инвестиционной политики регионов Российской Федерации. Это позволит правильно соотносить плановые и реальные объемы доходов от реализации государственно-частного партнерства в регионах.

Государственно-частное партнерство является онким инструментом, исправное функционирование которого предъявляет очень высокие требования к темпам экономического роста. В свою очередь, эконо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мический рост способствует скорейшему развитию экономики нашей республики. Поэтому так важно рассмотреть основные направления развития государственно-частного партнерства в Республике Дагестан.

Учитывая существующие в регионе тенденции и проблемы, нами предложены направления дальнейшего совершенствования государственно-частного партнерства:

- создание условий и оказание всемерной поддержки инвестиционным проектам, направленным на развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в республике;

- обеспечение условий для развития инфраструктуры инвестиционного рынка на основе активизации взаимодействия с крупными банковскими системами: Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк;

- содействие развитию инновационных форм бизнеса, основанных на межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных связях;

- обеспечение повышения информированности об инвестиционном потенциале Республики Дагестан и формирование позитивного имиджа республики на основе широкого использования инструментов территориального маркетинга;

- поддержка развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Несмотря на то что в республике создана нормативная база по развитию государственно-частного партнерства, она не является наиболее исчерпывающей, защищающей в долгосрочной перспективе.

На наш взгляд, в качестве приоритетных сфер развития государственно-частного партнерства в республике можно рассматривать транспортную сферу и туризм. Для развития государственно-частного партнерства в транспортной сфере необходимо соз -дание условий для привлечения частных инвестиций для строительства транспортных инфраструктурных объектов, например дорог республиканского и федерального масштаба.

Использование государственно-частного партнерства должно быть, в-первую, очередь направлено на строительство коллективных средств размещения предприятий в горных районах республики.

Как показывает практика, в целях совершенствования и развития государственно-частного партнерства в Республике Дагестан необходимо создать межведомственный орган, который был бы нес ответственность за рассмотрение проектов. Более того, в целях развития необходимо сформировать порядок межведомственного взаимодействия в области государственно-частного партнерства в Республике Дагестан.

На текущем этапе утвержден реестр инвестиционных проектов государственно-частного партнерства Республики Дагестан (www.investdag.ru).

Для эффективного развития государственно-частного партнерства необходимо решение следующих задач:

- формирование нормативно-правовой базы;

- совершенствование системы налоговых льгот и государственных гарантий;

- создание паспорта эколого-туристских территорий и туристических маршрутов республики;

- формирование эффективной системы страхования и сертификации и лицензирования различных услуг;

- использование инструментов территориального маркетинга для формирования имиджа Республики Дагестан и продвижения ее туристического продукта;

- развитие конкуренции для повышения качества обслуживания и повышения уровня работы компаний региона;

- создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров в различных отраслях экономики.

Таким образом, Республика Дагестан обладает огромным инвестиционным потенциалом, который в настоящее время не реализуется полностью. На наш взгляд, государство должно играть ключевую роль в создании благоприятного инвестиционного климата. Развитие инвестиционного потенциала способно вывести экономику региона из тени, расширить количество рабочих мест, а также увеличить налоговые доходы бюджета республики.

Список литературы

1. Абасова Х. У. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий (на

примере Республики Дагестан) // Вопросы структуризации экономики. 2018. № 1. С. 41-43.

2. Абдулаев Ш. С. О., Садыкова А. М. Проблемы и перспективы разработки конверсионной программы оборонных предприятий субъекта российской федерации для эффективного социально-экономического развития (на примере Республики Дагестан) // Россия: тенденции и перспективы развития / отв. ред. В. И. Герасимов, Д. В. Ефременко. М., 2016. С. 656-658.

3. Атаева Т. А. Социальная эффективность современных стратегий экономического развития // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2019. № 1. С. 4.

4. Магомедбеков Г У., Дадаева У. С., Султанова Э. А. Проблемы и перспективы реализации инвестиционной стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 7. № 12. С. 57-61.

5. Магомедова Т. В., Юнусова М. А. Проблемы и перспективы устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы стимулирования развития и модернизации экономики региона» / под общей ред. Абдулманапова С.Г, Бучаева Я.Г, Шарипова Ш.И., 2015. С. 72-75.

6. Мамацаева М. М., Хубулова В. В. Благосостояние населения Республики Дагестан. Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей «Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых». Махачкала: ДгУ. 2016. С. 266-272.

7. Омарова З. О., Умаров П М. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства : сборник материалов XII Международной научно-практической конференции / под ред. Эсетовой А.М., Махачкала, 2020. С. 229-231.

8. Рамазанова Э. М. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан // Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 548551.

9. Суракатов Н. С., Муллахмедова С. С. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2021. С. 7-18.

10. Шахшаева Л. М. Проблемы и перспективы устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан // Актуальные вопросы стимулирования развития и модернизации экономики региона. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции / под общей редакцией: Абдулманапова С.Г, Бучаева Я.Г, Шарипова Ш.И., 2015. С. 70-72.

11. Abdulkadyrov A.S., Buchaev, A.G., Kazavatova, N.Y. Sustainable Development of Region's AIC in the Conditions of the Digital Economy: Ecological Responsibility, "Green" Innovations and Circular Production Advances in Science, Technology and Innovation, 2021, стр. 139-144.

References

1. Abasova H. U. Problems and prospects of socioeconomic development of rural territories (on the example of the Republic of Dagestan). Issues of structuring the economy. 2018. No. 1. pp. 41-43.

2. Abdulaev Sh. S. O., Sadykova A.M. Problems and prospects of developing a conversion program of defense enterprises of the subject of the Russian Federation for effective socio-economic development (on the example of the Republic of Dagestan). Russia: trends and prospects of development / ed. V. I. Gerasimov, D. V. Efremenko. M., 2016. pp. 656-658.

3. Ataeva T. A. Social efficiency of modern strategies of economic development. A-factor: scientific research and development (humanities). 2019. No. 1. p. 4.

4. Magomedbekov G. U., Dadaeva U. S., Sultanova E. A. Problems and prospects of implementation of the investment strategy of socio-economic development of the Republic of Dagestan. Economics and management: problems, solutions. 2017. Vol. 7. No. 12. pp. 57-61.

5. Magomedova T. V., Yunusova M. A. Problems and prospects of sustainable socio-economic development of the Republic of Dagestan. Materials of the I All-Russian scientific and practical conference "Topical issues of stimulating the development and modernization of the economy of the region" /under the general ed. Abdulmanapova S.G., Buchaeva Ya.G., Sharipova Sh.I., 2015. pp. 72-75.

6. Mamatsaeva M. M., Khubulova V. V. Welfare of the population of the Republic of Dagestan. Problems and prospects of socio-economic development of the region. Materials of the All-Russian scientific and practical conference of students, postgraduates and young teachers "Ways to improve the financial stability of the regions of the North Caucasus: the view of young scientists". Makhachkala: DSU. 2016. pp. 266-272.

7. Omarova Z. O., Umarov G. M. Problems and prospects of socio-economic development of the Republic of Dagestan. The mechanism of implementation of the strategy of socio-economic development of the state : a collection of materials of the XII International Scientific and Practical Conference / ed. Esetova A.M., Makhachkala, 2020. pp. 229-231.

8. Ramazanova E. M. Problems and prospects of socio-economic development of the Republic of Dagestan. Economy and society. 2014. No. 4-4 (13). pp. 548-551.

9. Surakatov N. S., Mullahmedova S. S. Problems and prospects of socio-economic development of the Republic of Dagestan. Problems of theory and practice of management of development of socio-economic systems. Materials of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference. Makhachkala, 2021. pp. 7-18.

10. Shakhshayeva L. M. Problems and prospects of sustainable socio-economic development of the Republic of Dagestan. Topical issues of stimulating the development and modernization of the economy of the region. Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference / under the general editorship: Abdulmanapova S.G., Buchaeva Ya.G., Sharipova Sh.I., 2015. pp. 70-72.

11. Abdulkadyrov A.S., Buchaev, A.G., Kazavatova, N.Y. Sustainable Development of Region's AIC in the Conditions of the Digital Economy: Ecological Responsibility, "Green" Innovations and Circular ProductionAdvances in Science, Technology and Innovation, 2021, pp. 139-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.