УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ)
УДК 343.3/.7
Рогова Евгения Викторовна,
профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, доцент, доктор юридических наук, ул. Шевцова, 1, г. Иркутск, Россия, 664035, Rev-80@yandex.ru
Игнатьева Наталья Владимировна,
Восточно-Сибирский институт МВД России, адьюнкт,
ул. Лермонтова, 110, г. Иркутск, Россия, 664074 Ignatiewa.natalya2013@yandex.ru
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПОДКУПА РАБОТНИКА КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ, КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО, ЧЛЕНА КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Аннотация. Преступление, предусмотренное ст. 200.5 УК РФ, относительно новое явление в уголовном законодательстве России (введена в УК РФ в 2018 году). Законодателем данная статья отнесена к преступлениям в сфере экономической деятельности, то есть общественная опасность данного вида преступлений заключается в причинении вреда или угрозе его причинения экономике России, экономической деятельности ее субъектов, экономической безопасности. Вместе с тем, исходя из сущности государственных (муниципальных) закупок, а также проведенных в данной области социологических исследований, следует, что общественная опасность данного преступления заключается в подрыве авторитета государственной власти, причинении и создании угрозы причинения вреда федеральному (муниципальным) бюджетам, в связи с чем, возможно отнести данное преступления к преступлениям против государственной власти.
Ключевые слова: государственные (муниципальные) закупки, общественная опасность, ущерб, экономика, государственная власть, бюджет, сущность закупок.
Rogova Evgeniya Viktorovna,
Professor of the Department of Criminal Law Disciplines,
Irkutsk Law Institute (Branch) of the University of the Prosecutor
Office of the Russian Federation,
Associate Professor, Doctor of Law
St. Shevcova, 1, Irkutsk, Russian Federation, 664035
Rev-80@yandex.ru
Ignatieva Natalia Vladimirovna,
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, adjunct, St. Lermontova, 110, Irkutsk, Russian Federation, 664074 Ignatiewa.natalya2013@yandex.ru
PUBLIC DANGER OF BRIBERY OF A CONTRACT SERVICE WORKER, CONTRACT MANAGER, MEMBER OF THE PROCUREMENT COMMISSION: ISSUES OF THEORY
AND PRACTICE
Annotation. The crime provided for in Article 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation is a relatively new phenomenon in the criminal legislation of Russia (introduced in the Criminal Code of the Russian Federation in 2018). By the legislator, the article is classified as offences in the field of economic activity, that is, the public danger of this type of offence consists in causing harm or threat of causing it to the Russian economy, the economic activity of its subjects, and economic security. At the same time. based on the essence of state (municipal) procurement, as well as sociological research conducted in this area, it follows that the public danger of this crime consists in undermining the authority of state power, causing and creating a threat of harm to federal (municipal) budgets, in connection with which it is possible to attribute this crime to crimes against state power.
Keywords: state (municipal) procurement, public danger, damage, economy, state power, budget, essence of procurement.
В Российском уголовном
законодательстве общественная опасность деяния является одним из признаков преступления.
Так, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Одним из основополагающих принципов уголовного права является принцип справедливости, который заключается в том, что «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного»1.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», «характер общественной опасности преступления определяется уголовным законом и зависит от установленных судом признаков состава преступления. При учете характера общественной опасности
преступления судам следует иметь в виду прежде всего направленность деяния на охраняемые уголовным законом социальные ценности и причиненный им вред. Степень общественной опасности преступления устанавливается судом и зависит от конкретных обстоятельств содеянного, в частности, от характера и размера наступивших последствий, способа совершения преступления, роли подсудимого в преступлении, совершенном в соучастии, от вида умысла (прямой или косвенный) либо неосторожности (легкомыслие или небрежность). Обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание (ст. 61 и 63 УК РФ) и относящиеся к совершенному преступлению (...), также учитываются при
определении степени общественной
2
опасности преступления» .
В Советской школе уголовного права одним из первых определение общественной опасности дал А. А. Пионтковский. Он считал, что «общественная опасность преступного деяния порождается тем, что оно или непосредственно наносит вред
социалистическим общественным
отношениям, или заключает в себе
1 См. ст. 6: Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 г. : в редакции от 14 июля 2022 г. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
2 О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2015 г. № 58. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
возможность причинения
соответствующего ущерба» [1, с. 157]. Такую же позицию разделяют и современные представители уголовно-правовой науки [2, с. 233].
С учетом изложенного мы придерживаемся общепринятой в уголовном праве точки зрения, согласно которой общественная опасность деяния выражается в способности причинить вред общественным отношениям или представлять угрозу причинения такого вреда. Раскрыть общественную опасность преступления - это значит показать, какой вред для общества приносит данное деяние.
Законодателем подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок отнесен к преступлениям в сфере экономической деятельности (глава 22 раздела VIII УК РФ).
Таким образом, общественная опасность преступления,
предусмотренного ст. 200.5 УК РФ заключается в причинении вреда общественным отношениям,
регулирующим функционирование
экономики Российской Федерации, установленному порядку осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, что в конечном итоге влечет подрыв благосостояния общества и его граждан, а также расшатывание экономической системы государства.
Вместе с тем, из анализа сущности государственных (муниципальных)
закупок, следует, что подкупая работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, преступники посягают на авторитет государственной власти, в последствии причиняют или создают угрозу причинения вреда непосредственно государству,
3 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд :
федеральному (муниципальным)
бюджетам.
Государственные (муниципальные) закупки, согласно Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляются на основе контрактной системы.
Из законодательного определения следует, что контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд3 в целом представляет собой сектор экономики, который включает в себя совокупность различных хозяйствующих субъектов (заказчики, в том числе государственные и муниципальные; исполнители заказов: поставщики, подрядчики, исполнители), взаимодействующих в соответствии с законодательством в интересах государства и общества с целью взаимовыгодного обмена.
Подкупая работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, преступники посягают на отношения, складывающиеся при осуществлении своих полномочий контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, работником контрактной службы или иным представителем заказчика при
осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Деятельность таких лиц в свою очередь напрямую основана на делегировании им части полномочий государственного или муниципального заказчика. То есть, по сути, преступления, связанные с подкупом лиц, указанных в статье 200.5 УК РФ, совершаются вопреки интересам государства или муниципального образования.
Сущность государственных и муниципальных закупок заключается в
Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
регулируемой законодательством
деятельности по приобретению продукции (товаров, работ и услуг) с максимальной эффективностью и с минимальными расходами для обеспечения
функционирования государства и воздействия на определенные сегменты национальной экономики.
С точки зрения экономического воздействия, система государственных закупок имеет некоторые особенности:
1) финансирование общественного спроса на определенные виды товаров и услуг происходит за счет государственных средств, а государство в этом случае является посредником между производителями и потребителем этих товаров (работ и услуг);
2) целью госзаказа является не выгода и увеличение доходной части бюджета, а удовлетворение нужд общества и обеспечение государственных функций;
3) увеличение расходов на публичные закупки обуславливает закрепление за государством статуса участника экономических отношений. Государство сегодня - одна из сторон частного сектора, так как является надежным рынком сбыта для фирм-представителей различных отраслей экономики.
Посредством государственного
(муниципального) заказа государство реализует свои основные функции. Государство является самым крупным прямым покупателем (заказчиком). Процедуры размещения госзаказа, направленные на обеспечение нормального функционирования государства
посредством приобретения товаров и услуг у субъектов предпринимательства, представляют собой определенную сферу деятельности органов государственной власти, которая осуществляется согласно законодательству и за средства соответствующего бюджета.
Система государственного заказа представляет собой элемент рыночного
4 О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств : указ
механизма, где покупателем выступает государство.
Несмотря на то, что перечень заказчиков по государственному оборонному заказу является
4
исчерпывающим , что в теории должно противостоять возможным
злоупотреблениям, количество нарушений и преступлений в данной сфере с каждым годом только увеличивается. Согласно статистических данных (формы государственного статистического
наблюдения 1-ЕГС) с 2018 по 6 месяцев 2022 года зарегистрировано 80 преступлений, предусмотренных ст. 200.5 УК РФ: 2018-1, 219-12, 2020-34, 2021- 21, 6 мес. 2022-125.
Именно в данной сфере коррупция нарушает базовые принципы
взаимодействия государственных и муниципальных структур и
предпринимательства, что, безусловно, говорит и о необходимости проведения работы предупредительного характера [3, с. 327]. Деформируя как институты гражданского общества, так и структуры промышленного комплекса, коррупция в сфере закупок товаров, работ и услуг для организаций снижает способность решать задачи в интересах государства и общества.
Анализируя вышеназванные
положения, мы приходим к выводу, что сама по себе система закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой рынок, который содержит контрактные соглашения и состоит из различных механизмов и институтов, основной задачей которых является придание данным видам деятельности определенной организации и законности [4, с. 168]. Участники рынка нередко вступают в коррупционные отношения с
представителями государственного
(муниципального) заказчика в целях получения эксклюзивного доступа к казенным материальным средствам
Президента РФ от 08 сентября 2014 г. № 613 : по сост. на 15 мая 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 37. Ст. 4935.
5 ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России».
быстрее предполагаемых конкурентов. А спрос, как известно, рождает предложение. Предпринимаемые государством попытки организовать по-настоящему свободную конкуренцию на рынке закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективно бороться с проявлениями коррупции в данной сфере длятся уже достаточно долгое время. Данный процесс включает в себя не только комплексное реформирование в рамках законодательных актов,
регламентирующих данную сферу, но и применение иных инструментов, в том числе общественных, для формирования действенных механизмов, призванных обеспечить равенство всех участников закупок.
В настоящее время вопрос эффективного регулирования сферы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд продолжает оставаться одним из важнейших в государственной повестке и уже давно вышел за рамки чисто экономической тематики.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, на основе которой Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478 утвержден Национальный план
противодействия коррупции на 20212024 годы.
Основными принципами
Национальной стратегии противодействия коррупции являются: признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации; использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные
преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции.
Одним из основных направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции является совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и
муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета. Разделом X Национального плана противодействия коррупции на 20212024 годы предусмотрены мероприятия в области совершенствования мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок,
осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.
Таким образом, по нашему мнению, общественная опасность подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, заключается в следующем:
Во-первых, в причинении вреда государству, которое выражается в:
- формировании негативного общественного правосознания: правовой нигилизм, недоверие к органам государственной власти и местного самоуправления как участникам процедуры государственных закупок, подрыв авторитета государственной власти;
- в посягательстве на интересы государства не только со стороны представителей заказчика, но и со стороны исполнителей государственного (муниципального) контракта;
- в особой значимости общественных отношений, страдающих в результате
совершения данных посягательств, в результате чего создается угроза обороноспособности страны,
общественной безопасности, угроза срыва нормальной работы государственных и муниципальных органов и выполнения социальных и экономических программ государства.
Во-вторых, в дезорганизации нормальной работы Заказчика:
- в нарушении установленной процедуры государственной, муниципальной службы, службы в коммерческих и иных организациях, не соблюдении интересов службы;
В-третьих, в нарушении слаженной работы механизма рыночных отношений, принципов экономики:
- в нарушении принципа свободной конкуренции, гарантированного Конституцией Российской Федерации;
- в угрозе причинения материального ущерба государству и обществу посредством заключения заведомо невыгодных контрактов, их некачественного исполнения, способствующего развитию теневой экономики, необоснованному повышению цен в социально значимых областях, а также росту экономического расслоения общества и недоверию граждан к государству;
- в распространенности и латентном характере преступных проявлений в сфере государственных и муниципальных закупок, вызванных отсутствием надлежащего контроля со стороны уполномоченных органов.
Говоря об общественной опасности исследуемого преступления, уместно привести некоторые социологические исследования в области государственных и муниципальных закупок.
Так, по результатам официального опроса Всероссийского центра изучения
общественного мнения (ВЦИОМ), обычные граждане России считают сферу государственных и муниципальных закупок одной из наиболее коррумпированных. В целом 80% опрошенных (из них 45% - работники контрактной системы) назвали данную сферу «несправедливой и непрозрачной», при этом 65% считают, что при таком состоянии дел система требует радикальных изменений. Вместе с тем, наиболее эффективной формой контроля за данной сферой является контроль со стороны общественности (38%)6.
По данным опроса в рамках проекта «Открытое правительство», в котором приняло участие более 5 тыс. представителей различных
профессиональных, социальных и возрастных групп, более чем половина опрошенных указала на явные проявления коррупции в сфере государственных закупок и более 40% - на ее формализованность и непрозрачность7.
По данным проведенного опроса в ходе написания диссертационного исследования И.А. Любым установлено, что представители правоохранительных
органов (78,1%), равно как и граждане (61,6%), указали, что вред от злоупотреблений в сфере государственных закупок причиняется прежде всего интересам общества и государства [5, с. 31].
Таким образом, подкупая работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок, в первую очередь подрывается авторитет государства, снижается уровень доверия граждан государству: у общества складывается мнение о том, что система государственных и муниципальных закупок
коррумпирована, вследствие чего результаты конкурсных процедур заранее предопределены и не соблюдается
6 ВЦИОМ: Большинство россиян считают систему проведения госзакупок непрозрачной и несправедливой. URL: https://torg94.ru/news/vtsiom-bolshinstvo-rossiyan-schitayut-sistemuprovedeniya-goszakupok-neprozrachnoj-i-nespravedlivoj -2013-0906/ (дата обращения 15.01.2019).
7 Оценка контрактной системы и системы госзакупок // Открытое правительство. URL: https://open.gov.ru/upload/iblock/73d/73d4dad8de6445 f958176a00d2d3cb2e.pdf (дата обращения 29.01.2019).
установленный в Российской Федерации принцип добросовестной конкуренции.
Во вторую очередь, при наступлении общественно-опасных последствий,
которые не охватываются составом данного преступления, вред причиняется государственному или муниципальному бюджету в результате завышения цен контрактов, некачественной поставке товаров, оказания услуг и выполнения работ, что в конечном итоге, приводит к созданию угроз обороноспособности страны, общественной безопасности, жизни и здоровью граждан.
Кроме того, в результате подкупа работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика, совершая действия (бездействия) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, как правило нарушают интересы Заказчика, установленный им порядок выполнения обязанностей в связи с закупкой.
Исходя из выявленной общественной опасности подкупа работников
контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, определению общественных отношений, на которые посягает данное преступление, полагаем возможным отнести его к преступлениям против государственной власти, включив в главу 30 УК РФ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Пионтковский А. А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. Москва, 1961. 666 с.
2. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник для вузов / под ред. В. С. Комиссарова, Н. Е.
Крыловой, И. М. Тяжковой. Москва, 2012. 877 с.
3. Грибунов О. П., Варданян А. В. Прикладные задачи и профилактические операции криминалистического предупреждения преступлений против собственности на транспорте // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сб. материалов XXI Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2016. С. 326-331.
4. Amaral M., Saussier S., Yvrande-Billon A. Auction procedures and competition in public services: The case of urban public transport in France and London // Util. Policy. 2009. Vol. 17. № 2. Р. 166-175.
5. Любый И. А. Уголовно-правовые меры противодействия злоупотреблениям в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Омск, 2022. 222 с.