Смоляков Евгений Викторович
адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России (e-mail: smol1975@mail.ru)
Общественная опасность как основа криминализации преступлений,
посягающих на здоровье, личную неприкосновенность, честь и достоинство представителей власти
В статье охарактеризован признак «общественная опасность», который выступает основой криминализации преступлений, в том числе деяний, посягающих на здоровье, личную неприкосновенность, честь и достоинство представителей власти. Автор, проведя теоретический анализ, приходит к выводу, что применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) характеризуются достаточной для криминализации общественной опасностью, которая обусловлена обстоятельствами, рассмотренными в статье.
Ключевые слова: общественная опасность, криминализация, представитель власти, применение насилия, преступление, деятельность органов государственной власти, эффективность, личность, предупреждение.
E.V. Smolyakov, Adjunct of the Chair of Criminal Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: smol1975@mail.ru
Public danger as the basis of criminalization crimes encroaching on health, personal integrity, honor and dignity of government representatives
The article described a sign of «public danger», which is the basis of criminalization of crimes, including offences detrimental to the health, personal integrity, honor and dignity of the government representatives. The author theoretical analysis concludes that the use of violence against a representative of government (art. 318 of the Criminal code of the Russian Federation) and insulting of representative of the government (art. 319 of the Criminal code of the Russian Federation) are characterized by enough to criminalize public danger, which is due the circumstances discussed in the article.
Key words: public danger, criminalization, representative of the government, use of violence, crime, activities of public authorities, efficiency, personality, warning.
Общепризнанно, что в основе криминализации деяния лежит его общественная опасность [1, с. 58.]. Криминализация зависит от характера и степени общественной опасности деяния, которая выступает критерием для категоризации преступлений (ч. 1 ст. 15 УК РФ). Законодатель отнес преступления, предусмотренные ст. 318, 319 УК РФ, к различным категориям тяжести.
Так, применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (ч. 1 ст. 318 УК РФ) является преступлением средней тяжести, а применение насилия, опасного для жизни
или здоровья, в отношении указанных лиц (ч. 2 ст. 318 УК РФ) представляет собой тяжкое преступление; оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) законодатель относит к преступлениям небольшой тяжести.
Как видим, отправной точкой в решении обозначенного вопроса является категория «общественная опасность», которая, по справедливому замечанию Ю.И. Ляпунова, носит в уголовном праве универсальный характер [2, с. 3-20].
Данная категория неоднократно упоминается в уголовном законе: в определении понятия преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ); в формулировке невменяемости (ч. 1 ст. 21 УК РФ); в характеристиках форм и видов вины (ст. 25, 26 УК РФ) и т.д. [3, с. 266-268].
339
Однако в самом уголовном законе понятие «общественная опасность» не раскрывается, в связи с чем в целях уяснения названной категории следует обратиться к соответствующим доктринальным разработкам.
По мнению А.И. Марцева, «общественную опасность можно определить как свойство каждого преступления в отдельности и всех преступлений, вместе взятых, производить в обществе существенные отрицательные социальные изменения: нарушение безопасности жизненно важных интересов человека, общества и государства» [4, с. 6].
А.В. Наумов утверждает, что «общественная опасность - это способность предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (интересам)» [5, с. 65].
Практически аналогично рассуждает и Б.В. Яцеленко, который считает, что общественная опасность - это способность человека причинять существенный вред охраняемым уголовным законом социальным ценностям [6, с. 52].
Подобной точки зрения придерживается и И.Г. Соломоненко: «Общественная опасность -это свойство деяния причинить или создать реальную угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом отношениям и интересам» [7, с. 53].
При этом общественная опасность применительно к конкретным преступлениям является не каким-то абстрактным понятием, а представляет собой объективное свойство определенного деяния, которое отражает его социально-юридическую сущность.
Характер и степень общественной опасности каждого преступления индивидуальны, не образуют исключения и преступления, регламентированные ст. 318 и 319 УК РФ.
В юридической литературе по вопросам общественной опасности применения насилия в отношении представителя власти и его оскорбления высказываются различные соображения. Так, по мнению А.Г. Брагиной, при совершении такого преступления, как оскорбление представителя власти, происходит разрушение сложившихся стереотипов и интересов в обществе, находящихся под охраной уголовного закона, а преступная деятельность наглядно демонстрирует негативную направленность виновного лица, его пренебрежение к охраняемым общественным отношениям, возникающим по поводу обеспечения и охраны поряд-
ка управления. Все это в итоге, по мнению автора, приводит к игнорированию деятельности представителей государственной власти и разрушению социально полезных связей - гаранта управленческой деятельности представителя власти и реализации своих профессиональных обязанностей в обществе [8, с. 39].
Не в меньшей мере сказанное, на наш взгляд, можно отнести и к такому преступлению, как применение насилия в отношении представителя власти. В то же время факт игнорирования деятельности представителей власти посредством совершения преступлений, предусмотренных ст. 318, 319 УК РФ, - это лишь одна из составляющих в комплексной характеристике общественной опасности применения насилия в отношении представителя власти и его оскорбления. Вместе с тем, игнорирование деятельности представителей власти, а отсюда и нарушение соответствующих социально полезных связей присущи не только исследуемым преступлениям, но и некоторым административным правонарушениям.
К таковым относится неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ).
А.Ю. Кизилов отмечает, что рассматриваемые деяния, как и некоторые другие преступления против порядка управления, посягают на исключительно значимые для общества виды государственной деятельности, в результате чего снижается качество государственно-властной деятельности. «Это, в свою очередь, - указывает автор, - сказывается на эффективности выполнения государством своих общественных функций и, в конечном итоге, может привести к подрыву его авторитета» [9, с. 31]. Более того, противодействие представителям власти является крайне отрицательным явлением, направленным на дезорганизацию государственного управления и снижение уровня защищенности прав граждан [10, с. 4].
Однако, по нашему мнению, особой теоретической ценностью обладают тезисы М.Х. Сулай-манова об общественной опасности исследу-
340
емых преступлений. Он верно указывает, что совершение данных преступлений препятствует нормальной деятельности органов государственной власти, может причинить ущерб их авторитету и престижу, препятствует представителям власти при принятии ими необходимых мер для пресечения правонарушений и задержания виновных, наконец, причиняет вред здоровью и достоинству этих лиц либо создает угрозу непосредственного причинения им вреда. Одновременно (и немаловажно) для этих преступлений характерно то, что они в большинстве случаев совершаются не сами по себе, а выступают как продолжение других правонарушений: хулиганства, посягательств на личность, собственность и т.д. [11, с. 26-27].
Действительно, применение насилия в отношении представителя власти и его оскорбление, как правило, связаны с фактом совершения виновным других, преимущественно общеуголовных преступлений либо административных правонарушений. По мнению В.М. Мамакиной, общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 318 и 319 УК РФ, увеличивается за счет их взаимосвязи с иными правонарушениями [12, с. 21-24].
Не менее интересной позиции придерживается Е.Л. Таможник, утверждающий, что общественная опасность рассматриваемых деяний «определяется двумя моментами. Во-первых, данные преступления посягают на законную деятельность представителей власти, что препятствует охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Связь между законной деятельностью представителей власти и состоянием общественного порядка и общественной безопасности обусловливает повышенную общественную опасность этих преступных посягательств. Рассматриваемые преступления отрицательно сказываются на пресечении правонарушений и
1. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. А.И. Чучаева. М., 2013.
2. Ляпунов Ю.И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права: учеб. пособие. М., 1989.
3. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. Т. 1: Преступление и наказание. СПб., 2008.
4. Марцев А.И. Общие вопросы учения о преступлении. Омск, 2000.
их предупреждении. Во-вторых, преступления против деятельности представителей власти посягают на их личность» [13, с. 21].
Идею Е.Л. Таможника о связи исследуемых преступлений с преступлениями (правонарушениями), им предшествующими, развивает И.Е. Сулейманова и, как видно, акцентирует внимание еще и на том, что повышенная общественная опасность преступлений против законной управленческой деятельности представителей власти предопределена их отрицательным влиянием на предупреждение правонарушений [14, с. 29-33].
Таким образом, применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) характеризуются достаточной для криминализации общественной опасностью, которая обусловлена, прежде всего, тем, что данные преступления:
1) подрывают авторитет государственной власти, ее статус в общественных отношениях, что снижает эффективность функционирования государственной власти, в том числе эффективность предупреждения различных правонарушений;
2) посягают на личность представителя власти (конкретного человека, выступающего носителем государственной власти), его здоровье, честь или достоинство;
3) взаимосвязаны с общеуголовными преступлениями или иными правонарушениями, которые, как правило, предшествуют фактам применения насилия в отношении представителя власти или его оскорбления.
Именно это основание является одним из составляющих социально-правовой обусловленности уголовно-правовой охраны здоровья, личной неприкосновенности, чести и достоинства представителя власти.
1. Criminal law of the Russian Federation. General and Special parts: textbook/ed. by A.I. Chuchaev. Moscow, 2013.
2. Lyapunov Yu.I. The public danger of acts as a universal category of the Soviet criminal law: study aid. Moscow, 1989.
3. Complete course of criminal law: in 5 vol. / ed. by A.I. Konobeev. Vol. 1: Crime and punishment. St. Petersburg, 2008.
4. Martsev A.I. General issues in teaching about the crime. Omsk, 2000.
341
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/отв. ред. А.В. Наумов. М., 1996.
6. Уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. для вузов / под общ. ред. М.П. Журавлёва и С.И. Никулина. 2-е изд., перераб. и доп. М, 2007.
7. Современное уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. А. В. Наумова. М., 2007.
8. Брагина А. Г. Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006.
9. Кизилов А.Ю. Уголовно-правовое обеспечение управленческой деятельности представителей власти: дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2002.
10. Третьяков К. В. Уголовная ответственность за насилие в отношении представителя власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2009.
11. Сулайманов М.Х. Уголовно-правовая борьба с преступлениями, посягающими на деятельность представителей власти и общественности по охране общественного порядка: дис. ... канд. юрид. наук. Ташкент, 1984.
12. Мамакина В.М. Уголовно-правовая регламентация ответственности за унижение чести и достоинства представителя судебной власти // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2010. Вып. 2(73).
13. Таможник Е.Л. Преступления против законной деятельности представителей власти: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. . канд. юрид. наук. Тамбов, 2006.
14. Сулейманова И.Е. Особенности квалификации оскорбления представителя власти // Вестн. Уфим. юрид. ин-та МВД России. 2014. № 2(64).
5. The commentary to the Criminal code of the Russian Federation/ed. byA..V. Naumov. Moscow, 1996.
6. Criminal law. General and Special parts: textbook for high schools / gen. ed. by M.P. Zhuravlev and S.I. Nikulin. 2nd ed., rev. and enl. Moscow, 2007.
7. Modern criminal law. General and Special parts: textbook / ed. by V.A. Naumov. Moscow, 2007.
8. Bragina A.G. Criminal liability for insulting a representative of authorities: diss. ... Master of Law. Krasnoyarsk, 2006.
9. Kizilov A.Yu. Criminal-legal support of management activities of authorities: diss. ... Master of Law. Ulyanovsk, 2002.
10. Tretyakov K.V. Criminal liability for violence against a representative of authorities: auth. abstr. ... Master of Law. Samara, 2009.
11. Sulaymanov M.H. Criminal law to combat crimes against the activity of rep resentatives of the authorities and the public on the protection of public order: diss. ... Master of Law. Tashkent, 1984.
12. Mamakina V.M. Criminal-legal regulation of responsibility for the indignity of honor and dignity of the representative of the judiciary // Vestnik of Volzhsky university of V.N. Tatishchev. 2010. Iss. 2(73).
13. Tamozhnik E.L. Crimes against the legitimate activities of the authorities: criminal-legal and criminological aspects: diss.... Master of Law. Tambov, 2006.
14. Suleymanova I.E. Particular qualifications insult of representative of power // Journal of Ufa law institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2014. № 2(64).
342