Научная статья на тему 'Общественная инициатива в деле народного образования (на примере общества распространения начального образования в Нижегородской губернии)'

Общественная инициатива в деле народного образования (на примере общества распространения начального образования в Нижегородской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
483
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Капранова Е. Г.

На примере деятельности Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии рассматриваются основные направления, методы и формы образовательной работы общественных организаций в период после реформ 1860-1870-х гг. Исследование основывается на отчетах общества. После реформ 1860-1870-х гг. отмечалась исключительно высокая активность общественности. Создаваемые в разных городах на средства общественности комитеты грамотности, общества попечения о народном образовании, курсы, комитеты содействия образованию рабочих и женщин играли важную роль в развитии просвещения в пореформенной России. Нижний Новгород занимал одно из видных мест в развитии образовательных учреждений в ряду других российских городов в XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC INITIATIVE IN PUBLIC EDUCATION (WITH THE EXAMPLE OF THE SOCIETY FOR PROMOTION OF ELEMENTARY EDUCATION IN NIZHNI NOVGOROD PROVINCE)

The article deals with trends, methods and forms of public education activity in Russia during the period after the reforms of the 1860s and the 1870s using the Society for promotion of elementary education in Nizhni Novgorod province as an example. The research is based on the reports of the Society. The role of public organizations in the development of public education in Nizhni Novgorod region in the late 19th and the early 20th century is analysed. During this period, a high level of public activity was observed in different Russian cities, and a great variety of public committees on literacy, promotion of womens and workers education, public education, various courses, etc. were set up. All of them played a very important role in the development of public education. Nizhni Novgorod took a prominent place in this process.

Текст научной работы на тему «Общественная инициатива в деле народного образования (на примере общества распространения начального образования в Нижегородской губернии)»

200

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 2, с. 200-206

ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА В ДЕЛЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ)

© 2007 г. Е.Г. Капранова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского vestnik_nngu@mail.ru

Пиступили в редикцию 20.02.2007

На примере деятельности Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии рассматриваются основные направления, методы и формы образовательной работы общественных организаций в период после реформ 1860-1870-х гг. Исследование основывается на отчетах общества. После реформ 1860-1870-х гг. отмечалась исключительно высокая активность общественности. Создаваемые в разных городах на средства общественности комитеты грамотности, общества попечения о народном образовании, курсы, комитеты содействия образованию рабочих и женщин играли важную роль в развитии просвещения в пореформенной России. Нижний Новгород занимал одно из видных мест в развитии образовательных учреждений в ряду других российских городов в XIX в.

На развитие образования в стране огромное влияние оказывают отношение государства к этому вопросу, потребности социально-политического, экономического и культурного развития страны, церковь и общественная деятельность. Огромное значение имеют соответствующие законодательные, финансовые, научные и организационно-педагогические меры. В России и в странах Западной Европы основным двигателем развития образования был государственный интерес. Вплоть до середины XIX в. в России, в отличие от стран Запада, общественность не участвовала в развитии народного образования. Лишь после отмены крепостного права, а особенно с 1870-х гг., отмечалась высокая активность общественных кругов. Начиная с этого времени в России вступает в действие мощный фактор развития образования - общественные деятельность и инициатива. В разных уголках, городах России на средства самой общественности создаются различные общества. Это комитеты грамотности, общества попечения о народном образовании, курсы, комитеты содействия образованию рабочих, женскому образованию. Они заботились о распространении начального народного образования и просвещении народа. Под народным образованием мы понимаем систему воспитательных, учебных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. А начальное образование — это первая ступень общего образования, обеспечивающая овладение элементарными знаниями родного языка, математики, о природе и обществе, основными учебными умениями и навыками. Деятельность просветительных обществ в России

конца XIX - начала XX в. имела исключительное значение для развития образования и просвещения населения. Для достижения поставленной цели образовательные общества использовали внешкольные методы работы. Внешкольная деятельность в системе народного образования в 1860-е гг. являлась новшеством, еще не опробованным на практике в России. Поэтому перед столичными и губернскими образовательными обществами стояли схожие задачи: найти наиболее действенные методы, которые в короткий срок, охватив большую аудиторию, повысят общий уровень образования населения.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы на примере деятельности общества распространения начального образования в Нижегородской губернии определить роль общественных организаций в развитии начального народного образования и на примере Нижегородской губернии рассмотреть методы и формы внешкольной образовательной работы.

Просветительные цели преследовали многие учреждения и общества, существующие в Нижнем Новгороде. Вот перечень подобных учреждений, существующих в 1899 г: 1) Нижегородское отделение Императорского русского технического общества; 2) Нижегородская губернская архивная комиссия; 3) Нижегородский кружок любителей физики и астрономии; 4) Отделение Императорского русского музыкального общества; 5) Отдел русского общества охранения народного здравия; 6) Братство св. Георгия (народные чтения в Нижнем Новгороде). 7) Нижегородское отделение Императорского палестинского общества; 8) Нижегородское миссионерское общество. 9) Братство св. Креста (борьба с

сектантством и расколом); 10) Драматическо-музыкальный кружок; 11) Всесословный клуб; 12) Коммерческий и торгово-промышленный клубы [1].

В 1872 г. по частной инициативе в Нижнем Новгороде возникло Общество распространения грамотности в Нижегородской губернии, реорганизованное в 1887 г. в Общество распространения начального образования в Нижегородской губернии.

Сначала интересы общества были направлены на бедные сельские школы. По уставу (1872 г.) главной задачей общества являлось, «с одной стороны, снабжать школы лучшими учебниками и общедоступными сочинениями и статьями по сельскому хозяйству, одобренными Министерством народного просвещения, а с другой — выписывать для школ новейшие руководства по обучению грамоте, книги, прописи и другие учебные пособия» [2]. Вскоре на сельские школы обратило внимание земство. Поэтому задачи общества значительно расширились. Объектом его интересов стала масса неграмотного и малограмотного крестьянского населения, не обучающегося в школах.

В разработке нового устава (1887 г.) деятельное участие принял исследователь Нижегородского края А.С. Гацисский, по инициативе которого было сделано первое исследование начального образования в Нижегородской губернии. Оно и послужило материалом для дальнейшей деятельности общества.

Учредители общества открыли в него доступ широкому кругу лиц. По уставу членами общества могли быть лица обоего пола, всех званий и состояний, кроме учащихся, которые платили ежегодные членские взносы в размере трех рублей. В почетные члены избирались лица, особо отличившиеся своей деятельностью или денежными пожертвованиями. Членами-сотрудника-ми считались те, кто помогал своей деятельностью обществу. Среди почетных членов общества губернаторы, купцы, краеведы, церковнослужители. В разные годы с обществом сотрудничали: губернатор Н.М. Баранов, А.С. Гацисский; купцы Н.А. Бугров, Д.В. Сироткин; архиепископ Казанский и Свияжский Владимир и многие другие [3]. Сотрудниками состояли преимущественно учителя земских училищ, заведующие отделениями книжного склада, сотрудники, проводившие народные чтения, и заведующие библиотек-читален в Нижнем Новгороде и пределах Нижегородской губернии. К примеру, в 1897 г. насчитывалось 20 почетных членов, 248 - действительных и 350 - сотрудников [4]. Общество распространения началь-

ного образования являлось значительным по составу, уступая в Нижнем Новгороде лишь обществу вспомоществования учителям и учительницам Нижегородской губернии, которое в это время насчитывало 1674 человек [5]. Заведовал текущими делами общества совет, состоявший из председателя и шести членов, избираемых на три года. При совете были исполнительные комиссии и комитеты, занимавшиеся решением текущих задач. Число этих учреждений менялось в зависимости от задач, стоявших перед обществом [6].

Общество содействовало распространению образования различными способами. В связи с неурожаями в Нижегородской губернии (1891 г.), общество пришло на помощь ученикам начальных школ ведомства Министерства народного просвещения, отчислив из своего капитала 300 рублей и разослав просьбы о содействии всем уездным предводителям дворянства помочь в снабжении учащихся хлебом. На эту просьбу откликнулся губернатор Н.М. Баранов, отчисливший 2500 руб. из общих пожертвований в пользу пострадавших от неурожая. В результате 118 училищ получили деньги, на которые в течение зимы 1891-1892 гг. кормили школьников [7]. Эта деятельность общества вместе с помощью голодающим имела еще одну важную направленность, которую назвал тогдашний председатель совета общества П.В. Неклюдов: «Не имея средств снабдить детей пищей, родители либо вовсе не будут их посылать в зимние месяцы в школу, либо будут посылать их впроголодь, что вызовет среди детей чрезмерное утомление и разные болезни» [8].

С 15 октября 1891 г. по 29 апреля 1892 г. от частных лиц и различных учреждений поступило 37 530 рублей 86 коп. пожертвований [9]. В мае 1892 г. общество получило в 25 000 руб. от Особого комитета, состоявшего под председательством наследника-цесаревича. Это позволило организовать питание для учеников школ Министерства народного просвещения, церковно-приходских школ и школ грамотности (всего в 441 школе для 13 804 учеников) [10].

Основной задачей общества было содействие распространению просвещения в народе. Поэтому к концу XIX в. Общество распространения образования в Нижегородской губернии организовало книжный склад, который формировал библиотеки и продавал книги в розницу. При полном отсутствии библиотек и книжных лавок распространение дешевых и полезных книг было важным для распространения образования в народе. Центральный склад в Нижнем Новгороде устроил сеть своих отделений по

губернии. В 1890 г. их было 8411. В 1898 г. книжный склад состоял из 195 отделений, охватывая 11 уездов Нижегородской губернии [12]. С этих складов книги продавались желающим, из них же составлялись библиотеки общества, которые направлялись в сельские школы. Цена на книги назначалась от 1 копейки до 3 рублей [13]. Такие народные книги пользовались спросом у разных слоев населения всех возрастов. По сообщению А.Г. Ермоловой, крестьянское население приходит «купить книгу или взять почитать за несколько верст» [14]. Книги привлекали внимание покупателей большим форматом и крупной печатью. Крестьянское население нуждалось в книгах с описанием явлений природы, на сельскохозяйственные темы и в сочинениях русских писателей. Причем цена книг не должна была превышать 10 копеек: такая книга считалась «дорогою и очень часто возвращается обратно [на склад] за неимением сбыта» [15].

При обществе действовала постоянная комиссия по выбору книг и картин для склада и отделений. В начале своей деятельности комиссия занималась только просмотром книг, выписываемых на склад. С 1897 г. ее деятельность расширилась: комиссия стала заниматься составлением временных учительских и ученических библиотек для сельских школ, подбирала статьи для народных чтений и картины к ним [16]. Такие библиотеки считались временными, потому что находились в пользовании максимум один-два года, после чего возвращались на склад. За это время они зачастую приходили в негодность из-за высокой восстребованности книг в деревне, где их в буквальном смысле зачитывали до дыр. Починку переплетов общество брало на свой счет. В отзывах из всех библиотек отмечалось: «Читаются все книги нарасхват не только учащимися, но и взрослыми... перечитываются все без исключения сельскохозяйственные книги. Хорошим доказательством большого пользования. могут служить переплеты. Книги, пробывшие один или два года в сельской школе, возвращаются в совершенно истрепанном виде» [17]. Кроме временных сельских библиотек, общество содержало несколько постоянных бесплатных библиотек-читален. В 1897 г. их было пять: две в Нижнем Новгороде, по одной в Василе, с. Апраксине и Лукоянове [18]. Уездные библиотеки-читальни общества получали постоянные субсидии от него от 10 до 30 руб. в год. Для них выписывались газеты и журналы за счет общества [19].

С 1880-х гг. общество начало организовывать постоянные библиотеки-читальни в Ниж-

нем Новгороде. Первым шагом на пути организации таких библиотек стали уличные библиотеки. Картина с текстом или разрезанная по листам брошюра вкладывалась за стекло в витрину, которая укреплялась на столбах или на стене здания так, что ее легко было читать. В 1886 г. подобные библиотечки были устроены в трех пунктах города. Затем они открылись в 18 других наиболее людных местах города [20]. В Нижнем Новгороде эти библиотечки «привлекали судовых рабочих, трактирщиков, других трудовых людей, которые между делом развлекали себя чтением рассказов. На всех 18 пунктах таких читателей было до 20 000 человек в течение года» [21]. После открытия первой библиотеки-читальни в 1894 г. уличные библиотечки были закрыты. Но еще несколько лет небольшие «летучие» библиотечки в витринах продолжали устраиваться в городских народных столовых и чайных.

Члены общества осознавали необходимость открытия в Нижнем Новгороде постоянно действующей бесплатной библиотеки-читальни. Обсуждение этого вопроса началось в 1874 г., но библиотека-читальня открылась лишь спустя 20 лет. Она располагалась в доме Богоявленского на Большой Печерской улице. В 1896 г. в бесплатной библиотеке-читальне насчитывалось 2335 наименований книг (2990 томов), считая журналы. Внимание читающей публики к новой библиотеке было огромно. В первый год существования она работала в течение 344 дней и привлекла 26 000 человек. В среднем каждый день ее посещали 75 человек. Из всех читателей крестьян и мещан было 71,5%, чернорабочих и мастеровых - 22%; самый большой процент составляли учащиеся - 35% [22]. Наплыв посетителей потребовал расширения библиотеки. Члены Нижегородской биржи предложили открыть вторую бесплатную библиотеку-читальню на средства, собранные по подписке. В 1897 г. была открыта вторая библиотека-читальня. Первая библиотека-читальня размещалась в доме Богоявленского на Большой Печерской и содержалась на средства общества и субсидии городской думы. Вторая - на Почайне в домике Петра Великого и содержалась на средства местного купечества. Помещение предоставила бесплатно НГУАК [23]. Библиотеки пользовались значительной популярностью у нижегородцев. В отчете за 1897 г. отмечается: «Число зарегистрированных посещений достигло... 53 345 человек в обеих библиотеках» [24]. Из этих посещений 31 812 приходилось на первую библиотеку и 21 533 — на вторую. Каждая книга выдавалась 12,6 раза [25]. В 1898 г. в

среднем было 99 ежедневных посещений в первой библиотеке и 53 ежедневных посещения во второй. Большую долю посетителей составляли учащиеся [26]. Однако, несмотря на неоспоримый успех деятельности, в 1899 году вторая библиотека из-за недостатка средств и помещения была закрыта. Библиотека-читальня на Печерской, просуществовав с 1894 г. до 1910 г., была переведена в Народный дом, где и продолжила свою работу [27].

Другое направление деятельности общества

- организация и проведение народных чтений в Нижнем Новгороде и уездах губернии. Первые чтения для народа были устроены в 1883 г. С 1886 г. чтения стали постоянной формой деятельности Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии. До 1888 г. чтения проходили в зале Всесословного клуба. С 1889 по 1892 г. чтения велись в городской думе. С 1893 по 1895 г. - снова в зале Всесословного клуба. К 1899 г. чтения посетили 81 148 человек, в том числе до 20 000 человек бесплатно [28]. Бесплатными посетителями были преимущественно учащиеся городских начальных училищ, дети из приютов, солдаты.

Как правило, чтения состояли из двух отделений: первого - «серьезного» (исторического, научного или духовно-нравственного) и второго

- «легкого» (повести, рассказы, стихотворения). С 1894 г. совет общества начал вести систематические чтения по русской истории. В этом же году одним из нижегородских врачей был прочитан ряд лекций по заразным болезням. Эти лекции привлекли многочисленную публику [29]. В первой половине 1902 г. проводились совместные чтения с лекторами драматических произведений. Читались произведения из русской классики [30].

Во многом успех чтений определялся их бюджетом. С первых годов проведения чтения имели постоянную субсидию от городской думы сначала 150 руб., затем 300 руб. ежегодно. Входная плата (10 и 5 коп.) редко покрывала расходы по устройству чтений [31]. С улучшением финансовой части общества появилась возможность устраивать чтения в других частях города — школах и учреждениях. Особенно удачно проходили чтения в тюрьмах. Лекторами были преподаватели из школ Канавина и члены общества, жившие в городе. Чтения в тюрьмах стали проводиться с 9 марта 1897 г. Организация чтений и заведование ими было возложено на действительного члена общества

В.Н. Домашнева [32]. Чтения в тюрьмах велись один, иногда два раза в неделю. В 1897 г. их было 4833. Слушали «со вниманием, с жадно-

стью... при произнесении некоторых чтений многие плачут. Словом. семя падает не на почву бесплодную» [34].

С 1893 г. общество начало организовывать чтения в губернии [35]. В них участвовало как грамотное, так и неграмотное население: слушать чтения шли женщины и мужчины, дети и старики. Собирались не только жители села, но и окрестных мест, иногда шли верст за 5-6. Для наглядности во время чтений лектор использовал показ «туманных картин». Эти картины демонстрировались при помощи газового фонаря. Фонарь считался дорогим оборудованием. Но некоторые крестьянские общества покупали личный фонарь, собирая на него средства, а у общества распространения начального образования просили лишь картины для показа. Случалось, что одним фонарем пользовались несколько селений по очереди [36]. Лекторами на чтениях были учителя, помещики, врачи, писари, а также крестьяне, закончившие местные школы, или даже школьники, хорошо декламирующие стихи.

Для малограмотного сельского населения лекторы придавали занятиям популярную беллетристическую форму [37]. Но даже такие меры не всегда давали положительный результат. Организованные в 1902 г. в г. Горбатове чтения научно-популярного характера «О великих и грозных явлениях природы» и «Приключения двух кораблей» чуть не «отвадили всю аудиторию, хотя и сопровождались порядочным количеством недурных и интересных картин» [38]. Публика по-прежнему предпочитала беллетристику и просмотр картин, не умела слушать лекции и лучше слушала пересказ, шумела, несмотря на значительные усилия лекторов. В 1897 г. подобные чтения проходили в 100 населенных пунктах, а их число превысило 75 339.

С 1904 г. организация чтений в уездах изменилась: общество стало назначать особого лектора, располагавшего хорошим фонарем и систематическим подбором тем чтений. Он ездил по уезду, читая курсы по истории, географии и другим предметам. Для поддержания интереса лектор разнообразил систематический курс произведениями беллетристического характера или стихами. Этот опыт общество переняло у Нижегородского уездного комитета попечительства о народной трезвости [40].

В 1897 г. встал вопрос о постоянном помещении общества в Нижнем Новгороде. Планировалось, что в нем будут устраиваться народные чтения, спектакли и другие мероприятия [41]. Так возникла идея о постройке в Нижнем

Народного дома. Такие дома уже были созданы в Европе и в других городах России [42]._Первый Народный дом в России был устроен в Петрограде графиней Паниной в 1891 г. В 1898 г. в Нижегородской губернии в селе Городце появился первый Народный дом. Второй Народный дом в Нижегородской губернии был открыт в

1901 г. Он был выстроен в селе Воскресенском Макарьевского уезда губернским земством по инициативе и при материальном участии землевладельца И.П. Кандырева. Библиотека-читальня Народного дома являлась лучшей в уезде [43].

В Нижнем Новгороде здание общества распространения начального образования было торжественно открыто 14 декабря 1903 г. на Острожной площади. Автором проекта здания был архитектор П.П. Малиновский. Дом был выстроен на пожертвованные частными лицами средства по инициативе бывшего тогда губернским предводителем дворянства А.Б. Нейдгарта. Его стоимость составила 40 000 рублей [44]. Были попытки организовать в Народном доме лекции, любительские кружки хорового пения и музыки, детские площадки и другие развлечения, детский сад, праздничный отдых для подростков, книготорговлю. Но с 1906 г. в Народном доме прочно занял свои позиции театр. Для сравнения: на 6 публичных лекциях в сезон 1906-1907 гг. побывали 2300 человек, тогда как лишь за месяц (с 3 декабря 1906 г. по 7 января 1907 г.) 18 оперных спектаклей посетили 13 400 человек [45].

Преследуя культурно-просветительские цели, популяризируя научные знания, совет общества включил в число своих задач демократизацию музыки для более широких слоев общества. Поэтому на устраиваемых в Народном доме «утрах» и «вечерах» много внимания уделялось музыке и пению. В 1910 г. было решено организовать хор и два оркестра народных инструментов. Возглавляла хор член совета общества Т.И. Яковлева [46]. Новым направлением деятельности общества в 1910 г. стало устройство рождественских елок для беднейших детей Нижнего Новгорода.

В июне 1911 г. совет общества обратился в Нижегородский городской училищный совет с просьбой разрешить организацию вечерних курсов для взрослых [47]. Курсы начали работу 6 февраля 1912 г. [48] Они располагались в здании городского училища имени императора Александра II на Ново-Базарной площади. Преподавание вели местные педагоги с высшим и средним образованием. Заведовал курсами преподаватель естествознания А.В. Соловьев. Двухчасовые занятия велись по вечерам 5 раз в неделю

[49]. В первый год существования курсов на них занимались 52 слушателя в возрасте от 18 до 28 лет [50].

В 1913 г. обществом распространения народного образования была организована комиссия по заведованию детским садом под председательством М.П. Федоровской [51]. Открытие детского сада состоялось 13 октября 1913 г. Посещало его 35 человек, из них большую часть составляли дети призванных на военную службу. В детский сад записывались дети в результате обхода квартир беднейшего населения в районе, примыкавшем к саду [52].

Общество распространения народного образования играло главенствующую роль в деле развития внешкольного образования в Нижегородской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. В начале своей деятельности, заручившись материальной поддержкой частных лиц, получая субсидии и право бесплатного пользования помещениями для образовательных мероприятий от городской думы, общество являлось единственным учреждением, пионером внешкольного образования. В его деятельности отлично зарекомендовали себя и прочно заняли свое место методы внешкольного образования. Они были рассчитаны на широкую социальную аудиторию, охватывали разновозрастные группы населения, хорошо зарекомендовали себя в больших и малых группах. Такими методами являлись народные чтения, библиотеки, курсы, «праздники». Народные чтения, организуемые в Нижнем Новгороде и уездах губернии, были тем звеном, которое связало школу с местным населением, приучило его смотреть на школу как на учреждение нужное и полезное не только для детей, но и для взрослых, пробудило у огромной части населения интерес к книгам и подготовило последующий успех народных библиотек. Возникнув как дополнение к школе, народные библиотеки быстро превратились в самостоятельные учреждения благодаря деятльности общества распространения народного образования. Понимая, что всякое учреждение внешкольного образования как учреждение общественное создается и содержится на средства населения, а установление даже самой минимальной платы отразится на числе посетителей самым невыгодным образом, общество стремилось сделать это образование бесплатным и общедоступным для всех желающих.

С активизацией деятельности земств, позиции общества несколько изменились. Задачи, которые ставило перед собой земство в сфере народного образования, были схожи с задачами общества - распространение начального образования

среди широких масс населения. Земства и общество активно использовали методы внешкольной работы с населением. Методы внешкольного образования земства взяли из опыта, накопленного и уже успешно проверенного обществом распространения народного образования.

Прошли десятилетия, прежде чем внешкольное образование Нижегородской губернии получило возможность дальнейшего развития. Но его основы были заложены в 60-е годы XIX в. Обществом распространения начального образования Нижегородской губернии.

Список литературы и примечания

1. Краткий очерк развития начального образования в нижнем Новгороде. Отчет о состоянии начальных училищ в Нижнем Новгороде за 1899 год. -Н. Новгород, 1900. - С. 3.

2. Устав общества распространения грамотности в Нижегородской губернии. - Н. Новгород, 1872. -

С. 2-3.

3. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1897 год. - Н. Новгород, 1898. - С. 3-4.

4. Там же.

5. Итоги деятельности Общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам Нижегородской губернии за 10 лет существования его 1894-1904 гг. - Н. Новгород, 1905. - С. 8.

6. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за

1902 год. - Н. Новгород, 1903. С. 3-4.

7. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за время с 1 ноября 1890 года по 1 января 1892 года. -Н. Новгород, 1892. - С. 2-9.

8. Там же. С. 3-4.

9. Там же. С. 21.

10. Там же. С. 11.

11. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за время с 1 ноября 1890 года по 1 января 1892 года. -Н. Новгород, 1892. - С. 60.

12. Краткий очерк развития начального образования в нижнем Новгороде. Отчет о состоянии начальных училищ в Нижнем Новгороде за 1899 год. -Н. Новгород, 1900. - С. 76.

13. Там же. С. 17.

14. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1897 год. - Н. Новгород, 1898. - С. 17.

15. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за время с 1 ноября 1890 года по 1 января 1892 года. -Н. Новгород, 1892. - С. 62.

16. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1897 год. - Н. Новгород, 1898. - С. 19.

17. Там же. С. 31.

18. Там же. С. 39.

19. Там же. С. 36.

20. Краткий очерк развития начального образования в Нижнем Новгороде. Отчет о состоянии начальных училищ в Нижнем Новгороде за 1899 год. -Н. Новгород, 1900. - С. 76.

21. Там же.

22. Там же. С. 77.

23. Отчет совета Общества Распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1897 год. - Н. Новгород, 1898. - С. 39.

24. Там же. С. 40.

25. Краткий очерк развития начального образования в нижнем Новгороде. Отчет о состоянии начальных училищ в Нижнем Новгороде за 1899 год. -Н. Новгород, 1900. - С. 77.

26. Там же.

27. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1910 и 1911 гг. - Н. Новгород, 1912. - С. 40.

28. Краткий очерк развития начального образования в нижнем Новгороде. Отчет о состоянии начальных училищ в Нижнем Новгороде за 1899 год. -Н. Новгород, 1900. - С. 77.

29. Там же. С. 78.

30. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1902 год. - Н. Новгород, 1903. - С. 117.

31. Краткий очерк развития начального образования в Нижнем Новгороде. Отчет о состоянии начальных училищ в Нижнем Новгороде за 1899 год. -Н. Новгород, 1900. - С. 78.

32. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1897 год. - Н. Новгород, 1898. - С. 62.

33. Там же. С. 63.

34. Там же. С. 64.

35. Там же. С. 65.

36. Там же. С. 67.

37. Там же. С. 69.

38. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за

1902 год. - Н. Новгород, 1903. - С. 26.

39. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1897 год. - Н. Новгород, 1898. - С. 71.

40. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за

1903 г. - Н. Новгород, 1904. - С. 121.

41. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1897 год. - Н. Новгород, 1898. - С. 11.

42. Н. Малиновский. Народные дома и районная организация внешкольного образования в Нижегородской губернии. - Н. Новгород, 1915. - С. 2.

43. Там же. С. 2-8.

44. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за

1903 год. - Н. Новгород, 1904. - С. 46.

45. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1904-1909 гг. - Н. Новгород, 1910. - С. 5.

46. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1910 и 1911 гг. - Н. Новгород, 1912. - С. 86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Там же. С. 2.

48. Отчет совета Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии за 1912 год. - Н. Новгород, 1913. - С. 15.

49. Там же.

50. Там же.

51. Отчет Общества распространения народного образования в Нижегородской губернии за 1914 год. - Н. Новгород, 1915. - С. 95.

52. Там же. С. 96.

PUBLIC INITIATIVE IN PUBLIC EDUCATION (WITH THE EXAMPLE OF THE SOCIETY FOR PROMOTION OF ELEMENTARY EDUCATION IN NIZHNI NOVGOROD PROVINCE)

E.G. Kapranova

The article deals with trends, methods and forms of public education activity in Russia during the period after the reforms of the 1860s and the 1870s using the Society for promotion of elementary education in Nizhni Novgorod province as an example. The research is based on the reports of the Society. The role of public organizations in the development of public education in Nizhni Novgorod region in the late 19th and the early 20th century is analysed. During this period, a high level of public activity was observed in different Russian cities, and a great variety of public committees on literacy, promotion of women’s and workers’ education, public education, various courses, etc. were set up. All of them played a very important role in the development of public education. Nizhni Novgorod took a prominent place in this process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.