УДК 159.9.072.43
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: МОТИВЫ УЧАСТИЯ
Левшина Анастасия Андреевна Лунин Сергей Леонидович
Статья посвящена мотивационному компоненту ценностно-смысловой сферы молодых людей, участвующих в общественной деятельности. Приводится обзор отечественных и зарубежных источников, посвященных данной проблеме, а также результаты проведенного авторами анкетирования в молодежной среде г. Ростова-на-Дону.
Среди зарубежных источников, рассматриваемых в данной статье, фигурируют социологические, психологические и политологические исследования, предпринятые в Великобритании, Франции, Бельгии и Канаде. Среди мотивов, которые выделяют зарубежные авторы, доминируют два: желание помочь окружающим и приобрести новых знакомых. Обзор отечественных источников по проблеме начинается с работ 90-х гг. XX в. -периода формирования молодежной общественной деятельности в той форме, в которой она существует сегодня. Также рассмотрены современные работы, описывающие мотивационный компонент участия молодых людей в различных социальных инициативах. В статье отмечается, что для российских исследований в данной области характерно акцентирование внимания на различных политических организациях и неформальных объединениях молодежи, в то время как общественная деятельность в сфере социального служения (различные добровольческие организации) практически остается вне поля зрения. Авторами приводятся результаты собственного анкетирования молодежи г. Ростова-на-Дону. Опрос был посвящен мотивации участия в общественной деятельности, и в нем приняли участие члены различных молодежных организаций, а также студенты, не проявляющие интерес к добровольческим инициативам. По результатам анкетирования было установлено, что в различных группах молодежи (представители различных общественных организаций; студенты, не вовлеченные в данный род деятельности) доминируют различные мотивы, условно объединенные в три группы: общественные, личные и социально нейтральные.
Ключевые слова: мотив, мотивация, общественная деятельность, общественные организации, молодежь, социальная активность, добровольчество, волонтер, ценностно-смысловая сфера, социум.
Ви$Б!АЫ Р$УСН010в!СА1 JOURNAL • 2015 У01_. 12 # 2
Активное участие молодежи в общественной деятельности является одной из приоритетных задач государства в области социальной политики. Однако при наличии данного социального заказа, в России до сих пор не существует единой системы подготовки волонтеров; общество мало информировано о наличии общественных организаций и их возможностях. Отсюда - низкий процент молодежи, задействованной в общественной деятельности, и малое количество социальных проблем, решаемых силами добровольческих организаций. Специалисты, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что «вовлечение и участие подрастающего поколения в социально направленную деятельность, являющееся залогом ее успешной социализации, - сложный процесс, который развивается неравномерно от региона к региону и зависит от условий местного сообщества, от готовности образовательных учреждений и их кадрового состава к системно-деятель-ностной работе с подростками и молодежью» [11]. Создание универсальной социально-психологической технологии, содержащей инвариантные и вариативные компоненты, направленной на отбор и подготовку молодых людей к общественной деятельности, могло бы существенно изменить ситуацию. Но для создания подобной технологии прежде всего необходим анализ психологических факторов, влияющих на участие молодежи в общественной деятельности. Наибольшее значение в данном случае имеет исследование смысложизненных ориентаций молодежи, определяющих цели и мотивы их участия в общественной деятельности [1, 5]. Цели могут быть двух типов: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач [2]. Что касается мотивационной составляющей, то она определяет субъективно-личностную заинтересованность индивида в совершении действия [8], а, следовательно, является одним из важнейших факторов, обеспечивающих возможность популяризации общественной деятельности. Именно данному компоненту ценностно-смысловой сферы молодежи, участвующей в общественной деятельности, посвящена данная работа.
Процесс мотивации является сложным психологическим процессом, существенное значение в котором отведено борьбе различных потенциальных мотивов, оценке значимости потребностей, способности анализировать последствия своих действий [7]. Современные исследователи констатируют изменения в мотивации молодых людей, доминирование стремления к достижению личного успеха, благосостоянию и независимости [4]. В этой связи особый интерес вызывает возможность сосуществования индивидуалистической мотивации и общественной деятельности молодежи.
В зарубежных исследованиях проблеме общественной деятельности молодежи уделяется значительное внимание. Рассматриваются различные аспекты данной проблемы с точки зрения психологии, социологии, политологии, истории. Попытаемся привести краткий обзор зарубежных источников, в которых акцент сделан на мотивационной составляющей общественной деятельности.
Предметом исследования Марка Хутина (Mark Hutin) стало изучение мотивов, побуждений и результатов деятельности молодых волонтеров Англии. Он отмечает, что в современном обществе добровольцы очень востребованы, а успешное вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность улучшит ее социальные навыки, будет способствовать интеграции молодого населения, снизит уровень преступности и антисоциального поведения. В ходе исследования было установлено, что более половины опрошенных молодых людей принимали участие в различных видах общественной деятельности. Наиболее популярным местом для общественной работы становились учебные заведения, а наиболее востребованным занятием - организация и проведение праздников. Большинство молодых людей, участвующих в данном исследовании, указали, что желание улучшить порядок вещей и помочь другим было главным мотивирующим фактором. Подавляющее большинство респондентов отозвались позитивно о своем добровольческом опыте [18].
В рамках другого исследования, проведенного в Институте исследования добровольчества, был осуществлен анализ мотивов общественной деятельности и оценка влияния волонтерского труда на развитие личности. В результате исследования было установлено, что большинство студентов имели опыт общественной работы до поступления в университет. Наиболее распространенными мотивами, которые были названы молодежью, стали: желание помочь, приобрести новых знакомых, добавить положительную статью к своему резюме. Также было определено, что участие в общественной деятельности непосредственно развивает навыки межличностного общения, необходимые при трудоустройстве: коммуникативные способности, умение работать в команде, социальные навыки [14].
К схожим выводам пришла и исследовательская группа Национального центра координации и связей с общественностью (National Centre for Public Engagement), изучавшая роль волонтеринга в жизни студентов высших учебных заведений, а также результаты деятельности студенческих добровольческих организаций. Авторы исследования утверждают, что участие в общественной деятельности оказывает благотворное влияние как на самих студентов-добровольцев, так и на социум в целом. Отмечая огромное значение общественной деятельности для всего населения, авторы
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 2
исследования рекомендуют отмечать и поощрять вклад каждого молодого волонтера [13].
Другим масштабным исследованием, затрагивающим оценку мотиваци-онного компонента общественной деятельности студентов, стала работа Клер Холдсворф (Clare Holdsworth). В ее исследовании приняли участие студенты всех уровней обучения: от абитуриентов до магистрантов. Рейтинг волонтерской активности был самым высоким у студентов медицинских, стоматологических и социальных профессий. Студенты, принадлежащие к этническим меньшинствам, студенты-инвалиды и студенты, имеющие обязательства по уходу за кем-то из родных, также продемонстрировали высокий уровень социальной активности. Самым низким этот показатель был у обучающихся естественным и техническим наукам, строительству и планированию. Для большинства респондентов главной причиной занятия волонтерским трудом было желание помочь окружающим. Однако для младших студентов, студентов естественных наук и студентов мужского пола было характерно выделять в качестве основного мотивирующего фактора «новые знакомства» [16].
В работе Катрин Гаскин (Katherine Gaskin) анализируются и обобщаются литературные данные об отношении молодежи к добровольческой работе и их участии в общественной деятельности. Автор отмечает, что в начале 2000-х гг. обстановка с добровольческой активностью в Европе ускоренно менялась. Трудовое законодательство начало пропагандировать волонтерскую деятельность как центр развития демократии, что способствовало увеличению числа добровольцев [15].
Между тем, в зарубежных исследованиях общественной активности молодежи встречается мнение, что современный мир с его ориентацией на индивидуалистические потребности и конкуренцию неминуемо будет способствовать разрушению добровольчества как социального явления. Однако Лесли Хустинкс (Lesley Hustinx) опровергает мнение о том, что культурный процесс «индивидуализации» является угрозой добровольческой активности молодежи. На примере изучения бельгийского агентства, организующего международные трудовые лагеря, автор показывает, как добровольчество может помочь молодежи управлять своей свободой и сделать успешный жизненный выбор. Общественная работа, по мнению автора, может не только стимулировать личностное развитие (в данном случае - через контакт с другими культурами), но и уменьшить неуверенность, которую испытывают молодые люди в своей будущей карьере. Современные молодые волонтеры имеют некоторые черты, которые, казалось бы, не должны быть у добровольца: они не преданы определенной добровольческой организации, избирательны к тому, чем занимаются и ожидают получить личные выгоды. Однако автор
считает, что можно продуктивно скомбинировать такое «потребительское» отношение волонтера с искренним чувством единства, отождествлением себя с основными заповедями добровольческой организации и подлинной приверженностью своей работе. Учет интересов и потребностей волонтеров в организации их деятельности поможет обеспечить благоприятное развитие добровольчества, в противовес традиционным способам организации труда [17].
Если обратиться к зарубежным исследованиям молодежных общественно-политических организаций, то стоит отметить работу Анны Мюксель (Anne Muxel) - одного из ведущих исследователей Центра изучения французской политической жизни (Centre d'études de la vie politique française). Ее исследование носит название «Политический опыт молодежи» («L'expérience politique des jeunes»), и в нем автор анализирует причины и формы политической активности молодежи. По ее мнению, в современной Франции мал процент молодых людей, не следящих за политической жизнью страны и мира. А распространенное мнение, что молодежь аполитична, возникло вследствие снижения количества политических действий (митингов, пикетов, забастовок) со стороны молодежи. По сравнению с поколением своих родителей, современная молодежь более критична по отношению к политике и склонна чаще выбирать позицию наблюдателя. Тем не менее, автор утверждает, что и активной молодежи во Франции достаточно. Анна Мюксель считает, что в молодежной среде, как и в обществе в целом, представлены обе категории: наблюдатели и активисты. Однако даже та часть молодежи, которая принимает активное участие в молодежных политических движениях, все реже выбирает конкретную идеологию. Она прежде всего нацелена не на поддержку правых или левых, а на защиту прав граждан, отстаивание собственных интересов [19].
Агентством «Социальные тенденции Канады» («Canadian Social Trends») было проведено исследование, направленное на изучение политической активности молодых взрослых в возрасте от 22 до 29 лет. Ими было установлено, что только 59 % от данной целевой группы ходит на выборы (при 77 % общенациональной явки). По сравнению с другими возрастными группами, молодые взрослые оказались самыми аполитичными, что, по их мнению, связано с невозможностью повлиять своим голосом на общую «тенденцию маргинализации политики». При этом молодые люди в возрасте 22-29 лет оказались наиболее активны в альтернативной политической деятельности, такой как участие в молодежных общественно-политических движениях. Исследователи связывают эти два факта с особенностями мотивационной сферы молодых взрослых: их больше привлекает деятельность, в которой личное участие может быть замечено и выражено в конкретном результате [20].
ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2
Что касается российских исследований мотивационного компонента молодежной общественной деятельности, то первые работы в данной области датируются началом девяностых годов прошлого века. Одна из первых попыток в отечественной науке оценить психологические факторы участия в общественных движениях была предпринята социологом О. Н. Яницким. В своем исследовании, посвященном активистам свободных шахтерских профсоюзов, возникших на волне забастовочного движения 1989 г. в угольных районах СССР, им был проделан анализ мотивов такой формы общественной активности. По мнению исследователя, их наиболее глубокой психологической мотивацией были потребности в самореализации личности, в проявлении ее индивидуальности, в самостоятельно конструируемых, разнообразных, эмоционально насыщенных социальных связях, общении. Другим мотивом, определяющим поведение активистов, по мнению О. Н. Яницкого, является обогащение социальных связей личности, которое происходит благодаря участию в данной деятельности [12].
Позднее полученные О. Н. Яницким данные были проанализированы Г. Г. Дилигенским. В монографии «Социально-политическая психология» автор делает вывод, что выявленные О. Н. Яницким мотивы являются лишь проявлениями более общей «базовой» черты психологии активистов: ориентации их мотивов на интеграцию в социальную общность. По мнению Г. Г. Дилигенского, социально-интегративная тенденция активистов движения соединяется с потребностью в индивидуальном самоосуществлении, точнее, самоосуществление достигается через соответствующий ему уровень интеграции.
Анализируя на примере движения времен перестройки «Демократическая Россия» цельность политических организаций вне зависимости от внешних условий, Г. Г. Дилигенский приходит к выводу, что «главной причиной является прочность ценностной ориентации этой общности: ценности, глубоко интериоризованные активистами, позволили им сохранить свою сплоченность и верность движению». Причем речь здесь идет не столько о таких программных общественных ценностях, как демократия и рынок, сколько о нравственных ценностях, формирующих установку личности на активное вмешательство в процессы, происходящие в обществе, готовность противостоять явлениям, эмоционально воспринимаемым как негативные, противоречащие принятым ею нормам и идеалам [3].
Если обратиться к современным исследованиям, то можно обнаружить, что, несмотря на то, что в социологии уделяется значительное внимание молодежи и ее социальной активности, исследований молодежных объединений совсем не много. Большинство современных работ посвящено неформальным подростковым группам, описанию молодежных субкультур.
Некоммерческие организации, как правило, рассматриваются с точки зрения политического участия, при этом не исследуется их дифференциация и специфика. Во многом такой «перекос» в исследовании политических факторов общественных организаций связан с тем, что в настоящее время развивается процесс политизации молодежных объединений, который спровоцирован борьбой различных социальных сил за влияние на молодое поколение. Это связано, прежде всего, с традициями российской политической культуры, воспринимающей молодежь как эффективный инструмент для реализации политических проектов. Вместе с тем молодежные общественные объединения играют роль «медиаторов» между государственной властью и молодым поколением, оказывая воздействие в обоих направлениях: как на молодежь, так и на государственную политику, способствуя смягчению социальных конфликтов. Основное противоречие в развитии социальной активности молодежи О. А. Родина видит в том, что, с одной стороны, постоянный рост количества молодежных объединений, их разнообразие по целям и направлениям деятельности являются признаками конструктивного развития общества, проявлениями инициативы молодого поколения, с другой - многие объединения пока характеризуются неустойчивостью, недостаточным профессионализмом, «мнимой» активностью. На основании массового опроса юношей и девушек 14-25 лет, а также анализа мнений экспертов (руководителей объединений и специалистов по молодежной политике) О. А. Родина делает вывод, что за счет повышения профессионализма и освоения новых социальных технологий в перспективе может произойти расширение пространства деятельности молодежного движения, оно сможет усилить свой авторитет среди молодого поколения и оказывать более значимое влияние на жизнь общества [9].
Г. А. Ляукина также высказывает мнение, что создание и поддержание молодежных организаций и движений позволит выявить ценностные ориентации молодежи, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы как для решения проблем самой молодежи, так и во благо всего общества [6]. Однако, по мнению Д. А. Сердалиевой, дальнейшее развитие молодежных общественных организаций прежде всего зависит от их перехода к качественному росту, от самодостаточности - к публичности, от обслуживания определенных социальных групп - к творческой инновационной действительности, направленной на развитие общества [10].
Для оценки исследуемого фактора в молодежной среде г. Ростова-на-Дону было проведено анкетирование, в котором приняли участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, общее число - 160 человек, из них: 96 девушек и 64 юноши. Респонденты были условно разделены на две категории: те, которые являются членами общественных организаций и те, которые ими
ВиББ^Ы Р$УСН01_0в!СА1_ .ЮиВЫАЬ • 2015 У01_. 12 # 2
не являются. При этом обе категории по итогам анкетирования были также поделены на несколько групп. Первая категория, члены общественных организаций, были поделены на четыре группы по характеру организаций: добровольческие (группа 3), политические (группа 4), религиозные (группа 5) и группа, состоящая из молодежи, реализующей собственные социальные проекты (группа 6). Молодые люди, не участвующие в общественных движениях, были отобраны из числа студентов 3-4 курсов Южного федерального университета. При этом данная группа была разделена на тех, кто выражает желание в будущем заняться общественной деятельностью (группа 2) и тех, кого она не привлекает (группа 1).
Все виды мотивов, указанные респондентами, были условно разделены на три группы: общественно ориентированные, личные и социально нейтральные мотивы. Так, в первую группу вошли такие мотивы, как: «повысить роль России», «помочь другим людям», «помочь обществу» и др. Ко второй группе были отнесены мотивы, предполагающие какую-либо личную выгоду для волонтера: «самореализация», «профессиональное становление», «развитие», «опыт» и т. д. Третья группа была сформирована из тех мотивов, которые нельзя отнести к первой или второй группе. Мотивы, вошедшие в группу «социально нейтральных», не специфичны для общественной деятельности: они могут присутствовать в любой деятельности, предполагающей общение и взаимодействие с людьми. К третьей группе были отнесены такие мотивы, как: «досуг», «общение», «единомышленники», «интересно» и т. п.
На рисунке 1 представлена диаграмма с результатами контент-анализа ответов всех групп исследования.
Рисунок 1. Мотивация участия в общественной деятельности
Как видно из представленной диаграммы, во всех группах, в состав которых вошли участники общественных организаций (группы 3-6), социально направленные мотивы доминируют над личными и социально нейтральными. В тех группах, респонденты которых не участвуют в общественной деятельности, доминирующими оказались личные мотивы, причем в той группе, представители которой не намерены в будущем заниматься общественной деятельностью, личные мотивы превышают общественные вдвое. Полученные результаты в первой и второй группах связываются нами с таким явлением, как каузальная атрибуция, которая заключается в интерпретации и приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о реальных причинах его действий. Причем выбор в пользу личных мотивов мог быть осуществлен под воздействием СМИ, в которых внимание прежде всего уделяется возможностям личностного и профессионального роста для волонтеров.
Также стоит отметить, что в группах 3 («добровольцы») и 6 («авторы проектов») при доминировании общественно направленных мотивов личные мотивы также находятся на высоком уровне. Этот результат может быть связан с высокой степенью осмысленности своего участия и осознанием реальных возможностей, которые открываются перед волонтером. При этом социально нейтральные мотивы в группе, реализующей собственные проекты, не были выявлены, что может свидетельствовать в пользу предыдущего тезиса, а также позволяет предположить, что разработка и реализация собственных добровольческих проектов воспринимается участниками не как досуг или развлекательное мероприятие, а как деятельность, связанная с профессиональным становлением и направленная на решение конкретных социальных проблем. В группе 5 («религиозные организации»), напротив, личные мотивы представлены крайне слабо, а социально нейтральные мотивы выражены больше, чем во всех остальных группах. Эти результаты могут быть связаны с тем, что большинство форм современного молодежного досуга (клубы, бары, кино) предполагают деятельность, форму одежды и манеру поведения, противоречащую религиозной морали. Таким образом, молодежные объединения при церковных общинах становятся для верующего молодого человека единственным местом, где он может реализовать свою потребность в общении. Поэтому социально нейтральные мотивы, оказавшиеся невыраженными в остальных пяти группах, здесь приобрели актуальность. Что касается личных мотивов, то все они связаны с карьерным ростом, конкуренцией, стремлением добиться высокого социального положения, что также противоречит религиозным и морально-этическим представлениям данной группы.
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 2
На современном этапе развития российского общества социальная активность молодежи находится в зоне активного внимания. О большом значении данного явления для развития гражданского общества постулируется на всех уровнях власти; развитие волонтеринга является значимым элементом международного статуса - именно волонтеры являются движущей силой мировых спортивных соревнований, таких как Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу. Проведенный анализ зарубежной и отечественной литературы, а также опрос молодежи г. Ростова-на-Дону показал особое значение мотивационного фактора в вопросе развития общественной активности. Причем для разных групп молодежи (различающихся по направленности, возрасту, образованию) доминирующими окажутся разные мотивы: личные, общественные или социально нейтральные. Таким образом, оценка и учет мотивационного фактора является обязательным компонентом практической деятельности различных специалистов и организаций, работающих с социально активной молодежью.
Литература
1. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Левшина А. А. Формирование смысло-жизненной стратегии активного социального поведения молодежи в условиях дополнительного образования // Материалы V международной научно-практической конференции Академическая наука -проблемы и достижения (2 декабря 2014). - North Charleston, USA, 2014. - Т. 1. - С. 60-64.
2. ГинзбургМ. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. -1988. - № 2. - С. 19-27.
3. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология // URL: http:// polbu.ru/digilensky_psychology/
4. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2002. - 456 с.
5. Левшина А. А. Смысложизненные стратегии активного социального поведения различных групп молодежи: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2011. - 22 с.
6. ЛяукинаГ. А. Молодежные общественные организации, проблемы и перспективы развития // Молодежь и современная социально-экономическая политика. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (28 апреля 2000) / Под ред. академика РАГН Н. М. Прусс. - Казань: Изд-во «ТИСБИ», 2000. - 108 с.
7. МишуроваИ. В., Кутелев П. В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 240 с.
8. Остова Е. В. Мотивация. Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philoso phy/2755/%D0 %9C%D0 %9E%D0 %A2 %D0 %98 %D0 %92 %D0 %90 % DO %A6 %D0 %98 %D0 %AF
9. Родина О. А. Молодежные общественные объединения в современной России: социологический анализ эффективности: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2006. - 25 с.
10. Сердалиева Д. А. Эффективность функционирования современных общественных молодежных организаций Астраханской области: социологический анализ: дисс.... канд. социол. наук. - Астрахань, 2007. - 180 с.
11. Социально-значимые инициативы детей и молодежи: научно-методические материалы и рекомендации (региональный опыт) / Сост. Х. Т. За-гладина, И. Н. Попова. - М.: Изд-во Федерального института развития образования, 2014. - 152 с.
12. Яницкий О. Н. Социальные движения: сто интервью с лидерами. - М.: Московский рабочий, 1991. - 235 с.
13. Brewis G., Russel J., Holdsworth C. Bursting the bubble - Students Volunteering and the Community // URL: http://www.ivr.org.uk/evidence-bank/ evidence-pages/Bursting+the+Bubble-+Students+Volunteering+and+th e+Community
14. Donahue K., Russell J. PROVIDE Volunteer Impact Assessment // URL: http:// www.ivr.org.uk/evidence-bank/evidence-pages/PROVIDE+Volunteer+Imp act+Assessment
15. Gaskin K. Young people volunteering and civic service. A review of literature // URL: http://www.ivr.org.uk/component/ivr/young-people-volunteering-and-civic-service-a-review-of-literature
16. Holdsworth C. Student Volunteers. A national profile // URL: http://www. hecsu.ac.uk/assets/assets/documents/futuretrack/Student_Volunteers_-_A_National_Profile.pdf
17. HustinxL. Individualization and new styles of youth volunteering: an empirical exploration // URL: http://www.ivr.org.uk/evidence-bank/evidence-pages/ Individualisation+and+new+styles+of+youth+volunteering
18. Hutin M. Young people help out // URL: http://www.ivr.org.uk/evidence-bank/evidence-pages/Young+people+help+out
19. Muxel A. L'expérience politique des jeunes // Presses de Sciences Po. -Janvier, 2001.
20. Political activity among young adults // The Daily. - 2005. - December 6.