Научная статья на тему 'Общественная деятельность молодежи: мотивы участия'

Общественная деятельность молодежи: мотивы участия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9475
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / MOTIVE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITIES / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PUBLIC ORGANIZATIONS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / VOLUNTEERISM / ВОЛОНТЕР / VOLUNTEER / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / SENSE-VALUE SPHERE / СОЦИУМ / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левшина Анастасия Андреевна, Лунин Сергей Леонидович

Статья посвящена мотивационному компоненту ценностно-смысловой сферы молодых людей, участвующих в общественной деятельности. Приводится обзор отечественных и зарубежных источников, посвященных данной проблеме, а также результаты проведенного авторами анкетирования в молодежной среде г. Ростова-на-Дону. Среди зарубежных источников, рассматриваемых в данной статье, фигурируют социологические, психологические и политологические исследования, предпринятые в Великобритании, Франции, Бельгии и Канаде. Среди мотивов, которые выделяют зарубежные авторы, доминируют два: желание помочь окружающим и приобрести новых знакомых. Обзор отечественных источников по проблеме начинается с работ 90-х гг. XX в. -периода формирования молодежной общественной деятельности в той форме, в которой она существует сегодня. Также рассмотрены современные работы, описывающие мотивационный компонент участия молодых людей в различных социальных инициативах. В статье отмечается, что для российских исследований в данной области характерно акцентирование внимания на различных политических организациях и неформальных объединениях молодежи, в то время как общественная деятельность в сфере социального служения (различные добровольческие организации) практически остается вне поля зрения. Авторами приводятся результаты собственного анкетирования молодежи г. Ростова-на-Дону. Опрос был посвящен мотивации участия в общественной деятельности, и в нем приняли участие члены различных молодежных организаций, а также студенты, не проявляющие интерес к добровольческим инициативам. По результатам анкетирования было установлено, что в различных группах молодежи (представители различных общественных организаций; студенты, не вовлеченные в данный род деятельности) доминируют различные мотивы, условно объединенные в три группы: общественные, личные и социально нейтральные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Activities of Youth: Participation Motives

The article deals with the motivational component of the sense-value sphere of young people participating in public activities. The authors offer an overview of domestic and foreign sources on this problem, as well as results of a survey of young people of Rostov-on-Don. Sociological, psychological, and political studies undertaken in the UK, France, Belgium and Canada are among foreign sources discussed in this article. Foreign authors distinguish two predominating motives: a desire to help others and make new friends. The review of Russian sources concerning the problem starts from the studies of the 90-ies of the XX century the period of formation of youth public activities in the form in which it exists today. The authors also consider modern works describing motivational component of young people's participation in various social initiatives. The article notes that the Russian research in this area is characterized by a focus on various political organizations and informal youth organization, while public activities in the field of social service (volunteer organizations) remain out of sight. The authors offer the results of their own survey of young people of Rostov-on-Don. The survey has been devoted to the motivation to participate in social activities. Members of various youth organizations, as well as students, who were not interested in volunteer initiatives, have taken part in it. According to the survey findings, different motives, which conventionally are grouped into three groups social, personal, and socially neutral predominate in different groups of young people (representatives of various public organizations; students who are not involved in this form of activity).

Текст научной работы на тему «Общественная деятельность молодежи: мотивы участия»

УДК 159.9.072.43

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: МОТИВЫ УЧАСТИЯ

Левшина Анастасия Андреевна Лунин Сергей Леонидович

Статья посвящена мотивационному компоненту ценностно-смысловой сферы молодых людей, участвующих в общественной деятельности. Приводится обзор отечественных и зарубежных источников, посвященных данной проблеме, а также результаты проведенного авторами анкетирования в молодежной среде г. Ростова-на-Дону.

Среди зарубежных источников, рассматриваемых в данной статье, фигурируют социологические, психологические и политологические исследования, предпринятые в Великобритании, Франции, Бельгии и Канаде. Среди мотивов, которые выделяют зарубежные авторы, доминируют два: желание помочь окружающим и приобрести новых знакомых. Обзор отечественных источников по проблеме начинается с работ 90-х гг. XX в. -периода формирования молодежной общественной деятельности в той форме, в которой она существует сегодня. Также рассмотрены современные работы, описывающие мотивационный компонент участия молодых людей в различных социальных инициативах. В статье отмечается, что для российских исследований в данной области характерно акцентирование внимания на различных политических организациях и неформальных объединениях молодежи, в то время как общественная деятельность в сфере социального служения (различные добровольческие организации) практически остается вне поля зрения. Авторами приводятся результаты собственного анкетирования молодежи г. Ростова-на-Дону. Опрос был посвящен мотивации участия в общественной деятельности, и в нем приняли участие члены различных молодежных организаций, а также студенты, не проявляющие интерес к добровольческим инициативам. По результатам анкетирования было установлено, что в различных группах молодежи (представители различных общественных организаций; студенты, не вовлеченные в данный род деятельности) доминируют различные мотивы, условно объединенные в три группы: общественные, личные и социально нейтральные.

Ключевые слова: мотив, мотивация, общественная деятельность, общественные организации, молодежь, социальная активность, добровольчество, волонтер, ценностно-смысловая сфера, социум.

Ви$Б!АЫ Р$УСН010в!СА1 JOURNAL • 2015 У01_. 12 # 2

Активное участие молодежи в общественной деятельности является одной из приоритетных задач государства в области социальной политики. Однако при наличии данного социального заказа, в России до сих пор не существует единой системы подготовки волонтеров; общество мало информировано о наличии общественных организаций и их возможностях. Отсюда - низкий процент молодежи, задействованной в общественной деятельности, и малое количество социальных проблем, решаемых силами добровольческих организаций. Специалисты, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что «вовлечение и участие подрастающего поколения в социально направленную деятельность, являющееся залогом ее успешной социализации, - сложный процесс, который развивается неравномерно от региона к региону и зависит от условий местного сообщества, от готовности образовательных учреждений и их кадрового состава к системно-деятель-ностной работе с подростками и молодежью» [11]. Создание универсальной социально-психологической технологии, содержащей инвариантные и вариативные компоненты, направленной на отбор и подготовку молодых людей к общественной деятельности, могло бы существенно изменить ситуацию. Но для создания подобной технологии прежде всего необходим анализ психологических факторов, влияющих на участие молодежи в общественной деятельности. Наибольшее значение в данном случае имеет исследование смысложизненных ориентаций молодежи, определяющих цели и мотивы их участия в общественной деятельности [1, 5]. Цели могут быть двух типов: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач [2]. Что касается мотивационной составляющей, то она определяет субъективно-личностную заинтересованность индивида в совершении действия [8], а, следовательно, является одним из важнейших факторов, обеспечивающих возможность популяризации общественной деятельности. Именно данному компоненту ценностно-смысловой сферы молодежи, участвующей в общественной деятельности, посвящена данная работа.

Процесс мотивации является сложным психологическим процессом, существенное значение в котором отведено борьбе различных потенциальных мотивов, оценке значимости потребностей, способности анализировать последствия своих действий [7]. Современные исследователи констатируют изменения в мотивации молодых людей, доминирование стремления к достижению личного успеха, благосостоянию и независимости [4]. В этой связи особый интерес вызывает возможность сосуществования индивидуалистической мотивации и общественной деятельности молодежи.

В зарубежных исследованиях проблеме общественной деятельности молодежи уделяется значительное внимание. Рассматриваются различные аспекты данной проблемы с точки зрения психологии, социологии, политологии, истории. Попытаемся привести краткий обзор зарубежных источников, в которых акцент сделан на мотивационной составляющей общественной деятельности.

Предметом исследования Марка Хутина (Mark Hutin) стало изучение мотивов, побуждений и результатов деятельности молодых волонтеров Англии. Он отмечает, что в современном обществе добровольцы очень востребованы, а успешное вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность улучшит ее социальные навыки, будет способствовать интеграции молодого населения, снизит уровень преступности и антисоциального поведения. В ходе исследования было установлено, что более половины опрошенных молодых людей принимали участие в различных видах общественной деятельности. Наиболее популярным местом для общественной работы становились учебные заведения, а наиболее востребованным занятием - организация и проведение праздников. Большинство молодых людей, участвующих в данном исследовании, указали, что желание улучшить порядок вещей и помочь другим было главным мотивирующим фактором. Подавляющее большинство респондентов отозвались позитивно о своем добровольческом опыте [18].

В рамках другого исследования, проведенного в Институте исследования добровольчества, был осуществлен анализ мотивов общественной деятельности и оценка влияния волонтерского труда на развитие личности. В результате исследования было установлено, что большинство студентов имели опыт общественной работы до поступления в университет. Наиболее распространенными мотивами, которые были названы молодежью, стали: желание помочь, приобрести новых знакомых, добавить положительную статью к своему резюме. Также было определено, что участие в общественной деятельности непосредственно развивает навыки межличностного общения, необходимые при трудоустройстве: коммуникативные способности, умение работать в команде, социальные навыки [14].

К схожим выводам пришла и исследовательская группа Национального центра координации и связей с общественностью (National Centre for Public Engagement), изучавшая роль волонтеринга в жизни студентов высших учебных заведений, а также результаты деятельности студенческих добровольческих организаций. Авторы исследования утверждают, что участие в общественной деятельности оказывает благотворное влияние как на самих студентов-добровольцев, так и на социум в целом. Отмечая огромное значение общественной деятельности для всего населения, авторы

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 2

исследования рекомендуют отмечать и поощрять вклад каждого молодого волонтера [13].

Другим масштабным исследованием, затрагивающим оценку мотиваци-онного компонента общественной деятельности студентов, стала работа Клер Холдсворф (Clare Holdsworth). В ее исследовании приняли участие студенты всех уровней обучения: от абитуриентов до магистрантов. Рейтинг волонтерской активности был самым высоким у студентов медицинских, стоматологических и социальных профессий. Студенты, принадлежащие к этническим меньшинствам, студенты-инвалиды и студенты, имеющие обязательства по уходу за кем-то из родных, также продемонстрировали высокий уровень социальной активности. Самым низким этот показатель был у обучающихся естественным и техническим наукам, строительству и планированию. Для большинства респондентов главной причиной занятия волонтерским трудом было желание помочь окружающим. Однако для младших студентов, студентов естественных наук и студентов мужского пола было характерно выделять в качестве основного мотивирующего фактора «новые знакомства» [16].

В работе Катрин Гаскин (Katherine Gaskin) анализируются и обобщаются литературные данные об отношении молодежи к добровольческой работе и их участии в общественной деятельности. Автор отмечает, что в начале 2000-х гг. обстановка с добровольческой активностью в Европе ускоренно менялась. Трудовое законодательство начало пропагандировать волонтерскую деятельность как центр развития демократии, что способствовало увеличению числа добровольцев [15].

Между тем, в зарубежных исследованиях общественной активности молодежи встречается мнение, что современный мир с его ориентацией на индивидуалистические потребности и конкуренцию неминуемо будет способствовать разрушению добровольчества как социального явления. Однако Лесли Хустинкс (Lesley Hustinx) опровергает мнение о том, что культурный процесс «индивидуализации» является угрозой добровольческой активности молодежи. На примере изучения бельгийского агентства, организующего международные трудовые лагеря, автор показывает, как добровольчество может помочь молодежи управлять своей свободой и сделать успешный жизненный выбор. Общественная работа, по мнению автора, может не только стимулировать личностное развитие (в данном случае - через контакт с другими культурами), но и уменьшить неуверенность, которую испытывают молодые люди в своей будущей карьере. Современные молодые волонтеры имеют некоторые черты, которые, казалось бы, не должны быть у добровольца: они не преданы определенной добровольческой организации, избирательны к тому, чем занимаются и ожидают получить личные выгоды. Однако автор

считает, что можно продуктивно скомбинировать такое «потребительское» отношение волонтера с искренним чувством единства, отождествлением себя с основными заповедями добровольческой организации и подлинной приверженностью своей работе. Учет интересов и потребностей волонтеров в организации их деятельности поможет обеспечить благоприятное развитие добровольчества, в противовес традиционным способам организации труда [17].

Если обратиться к зарубежным исследованиям молодежных общественно-политических организаций, то стоит отметить работу Анны Мюксель (Anne Muxel) - одного из ведущих исследователей Центра изучения французской политической жизни (Centre d'études de la vie politique française). Ее исследование носит название «Политический опыт молодежи» («L'expérience politique des jeunes»), и в нем автор анализирует причины и формы политической активности молодежи. По ее мнению, в современной Франции мал процент молодых людей, не следящих за политической жизнью страны и мира. А распространенное мнение, что молодежь аполитична, возникло вследствие снижения количества политических действий (митингов, пикетов, забастовок) со стороны молодежи. По сравнению с поколением своих родителей, современная молодежь более критична по отношению к политике и склонна чаще выбирать позицию наблюдателя. Тем не менее, автор утверждает, что и активной молодежи во Франции достаточно. Анна Мюксель считает, что в молодежной среде, как и в обществе в целом, представлены обе категории: наблюдатели и активисты. Однако даже та часть молодежи, которая принимает активное участие в молодежных политических движениях, все реже выбирает конкретную идеологию. Она прежде всего нацелена не на поддержку правых или левых, а на защиту прав граждан, отстаивание собственных интересов [19].

Агентством «Социальные тенденции Канады» («Canadian Social Trends») было проведено исследование, направленное на изучение политической активности молодых взрослых в возрасте от 22 до 29 лет. Ими было установлено, что только 59 % от данной целевой группы ходит на выборы (при 77 % общенациональной явки). По сравнению с другими возрастными группами, молодые взрослые оказались самыми аполитичными, что, по их мнению, связано с невозможностью повлиять своим голосом на общую «тенденцию маргинализации политики». При этом молодые люди в возрасте 22-29 лет оказались наиболее активны в альтернативной политической деятельности, такой как участие в молодежных общественно-политических движениях. Исследователи связывают эти два факта с особенностями мотивационной сферы молодых взрослых: их больше привлекает деятельность, в которой личное участие может быть замечено и выражено в конкретном результате [20].

ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2

Что касается российских исследований мотивационного компонента молодежной общественной деятельности, то первые работы в данной области датируются началом девяностых годов прошлого века. Одна из первых попыток в отечественной науке оценить психологические факторы участия в общественных движениях была предпринята социологом О. Н. Яницким. В своем исследовании, посвященном активистам свободных шахтерских профсоюзов, возникших на волне забастовочного движения 1989 г. в угольных районах СССР, им был проделан анализ мотивов такой формы общественной активности. По мнению исследователя, их наиболее глубокой психологической мотивацией были потребности в самореализации личности, в проявлении ее индивидуальности, в самостоятельно конструируемых, разнообразных, эмоционально насыщенных социальных связях, общении. Другим мотивом, определяющим поведение активистов, по мнению О. Н. Яницкого, является обогащение социальных связей личности, которое происходит благодаря участию в данной деятельности [12].

Позднее полученные О. Н. Яницким данные были проанализированы Г. Г. Дилигенским. В монографии «Социально-политическая психология» автор делает вывод, что выявленные О. Н. Яницким мотивы являются лишь проявлениями более общей «базовой» черты психологии активистов: ориентации их мотивов на интеграцию в социальную общность. По мнению Г. Г. Дилигенского, социально-интегративная тенденция активистов движения соединяется с потребностью в индивидуальном самоосуществлении, точнее, самоосуществление достигается через соответствующий ему уровень интеграции.

Анализируя на примере движения времен перестройки «Демократическая Россия» цельность политических организаций вне зависимости от внешних условий, Г. Г. Дилигенский приходит к выводу, что «главной причиной является прочность ценностной ориентации этой общности: ценности, глубоко интериоризованные активистами, позволили им сохранить свою сплоченность и верность движению». Причем речь здесь идет не столько о таких программных общественных ценностях, как демократия и рынок, сколько о нравственных ценностях, формирующих установку личности на активное вмешательство в процессы, происходящие в обществе, готовность противостоять явлениям, эмоционально воспринимаемым как негативные, противоречащие принятым ею нормам и идеалам [3].

Если обратиться к современным исследованиям, то можно обнаружить, что, несмотря на то, что в социологии уделяется значительное внимание молодежи и ее социальной активности, исследований молодежных объединений совсем не много. Большинство современных работ посвящено неформальным подростковым группам, описанию молодежных субкультур.

Некоммерческие организации, как правило, рассматриваются с точки зрения политического участия, при этом не исследуется их дифференциация и специфика. Во многом такой «перекос» в исследовании политических факторов общественных организаций связан с тем, что в настоящее время развивается процесс политизации молодежных объединений, который спровоцирован борьбой различных социальных сил за влияние на молодое поколение. Это связано, прежде всего, с традициями российской политической культуры, воспринимающей молодежь как эффективный инструмент для реализации политических проектов. Вместе с тем молодежные общественные объединения играют роль «медиаторов» между государственной властью и молодым поколением, оказывая воздействие в обоих направлениях: как на молодежь, так и на государственную политику, способствуя смягчению социальных конфликтов. Основное противоречие в развитии социальной активности молодежи О. А. Родина видит в том, что, с одной стороны, постоянный рост количества молодежных объединений, их разнообразие по целям и направлениям деятельности являются признаками конструктивного развития общества, проявлениями инициативы молодого поколения, с другой - многие объединения пока характеризуются неустойчивостью, недостаточным профессионализмом, «мнимой» активностью. На основании массового опроса юношей и девушек 14-25 лет, а также анализа мнений экспертов (руководителей объединений и специалистов по молодежной политике) О. А. Родина делает вывод, что за счет повышения профессионализма и освоения новых социальных технологий в перспективе может произойти расширение пространства деятельности молодежного движения, оно сможет усилить свой авторитет среди молодого поколения и оказывать более значимое влияние на жизнь общества [9].

Г. А. Ляукина также высказывает мнение, что создание и поддержание молодежных организаций и движений позволит выявить ценностные ориентации молодежи, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы как для решения проблем самой молодежи, так и во благо всего общества [6]. Однако, по мнению Д. А. Сердалиевой, дальнейшее развитие молодежных общественных организаций прежде всего зависит от их перехода к качественному росту, от самодостаточности - к публичности, от обслуживания определенных социальных групп - к творческой инновационной действительности, направленной на развитие общества [10].

Для оценки исследуемого фактора в молодежной среде г. Ростова-на-Дону было проведено анкетирование, в котором приняли участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, общее число - 160 человек, из них: 96 девушек и 64 юноши. Респонденты были условно разделены на две категории: те, которые являются членами общественных организаций и те, которые ими

ВиББ^Ы Р$УСН01_0в!СА1_ .ЮиВЫАЬ • 2015 У01_. 12 # 2

не являются. При этом обе категории по итогам анкетирования были также поделены на несколько групп. Первая категория, члены общественных организаций, были поделены на четыре группы по характеру организаций: добровольческие (группа 3), политические (группа 4), религиозные (группа 5) и группа, состоящая из молодежи, реализующей собственные социальные проекты (группа 6). Молодые люди, не участвующие в общественных движениях, были отобраны из числа студентов 3-4 курсов Южного федерального университета. При этом данная группа была разделена на тех, кто выражает желание в будущем заняться общественной деятельностью (группа 2) и тех, кого она не привлекает (группа 1).

Все виды мотивов, указанные респондентами, были условно разделены на три группы: общественно ориентированные, личные и социально нейтральные мотивы. Так, в первую группу вошли такие мотивы, как: «повысить роль России», «помочь другим людям», «помочь обществу» и др. Ко второй группе были отнесены мотивы, предполагающие какую-либо личную выгоду для волонтера: «самореализация», «профессиональное становление», «развитие», «опыт» и т. д. Третья группа была сформирована из тех мотивов, которые нельзя отнести к первой или второй группе. Мотивы, вошедшие в группу «социально нейтральных», не специфичны для общественной деятельности: они могут присутствовать в любой деятельности, предполагающей общение и взаимодействие с людьми. К третьей группе были отнесены такие мотивы, как: «досуг», «общение», «единомышленники», «интересно» и т. п.

На рисунке 1 представлена диаграмма с результатами контент-анализа ответов всех групп исследования.

Рисунок 1. Мотивация участия в общественной деятельности

Как видно из представленной диаграммы, во всех группах, в состав которых вошли участники общественных организаций (группы 3-6), социально направленные мотивы доминируют над личными и социально нейтральными. В тех группах, респонденты которых не участвуют в общественной деятельности, доминирующими оказались личные мотивы, причем в той группе, представители которой не намерены в будущем заниматься общественной деятельностью, личные мотивы превышают общественные вдвое. Полученные результаты в первой и второй группах связываются нами с таким явлением, как каузальная атрибуция, которая заключается в интерпретации и приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о реальных причинах его действий. Причем выбор в пользу личных мотивов мог быть осуществлен под воздействием СМИ, в которых внимание прежде всего уделяется возможностям личностного и профессионального роста для волонтеров.

Также стоит отметить, что в группах 3 («добровольцы») и 6 («авторы проектов») при доминировании общественно направленных мотивов личные мотивы также находятся на высоком уровне. Этот результат может быть связан с высокой степенью осмысленности своего участия и осознанием реальных возможностей, которые открываются перед волонтером. При этом социально нейтральные мотивы в группе, реализующей собственные проекты, не были выявлены, что может свидетельствовать в пользу предыдущего тезиса, а также позволяет предположить, что разработка и реализация собственных добровольческих проектов воспринимается участниками не как досуг или развлекательное мероприятие, а как деятельность, связанная с профессиональным становлением и направленная на решение конкретных социальных проблем. В группе 5 («религиозные организации»), напротив, личные мотивы представлены крайне слабо, а социально нейтральные мотивы выражены больше, чем во всех остальных группах. Эти результаты могут быть связаны с тем, что большинство форм современного молодежного досуга (клубы, бары, кино) предполагают деятельность, форму одежды и манеру поведения, противоречащую религиозной морали. Таким образом, молодежные объединения при церковных общинах становятся для верующего молодого человека единственным местом, где он может реализовать свою потребность в общении. Поэтому социально нейтральные мотивы, оказавшиеся невыраженными в остальных пяти группах, здесь приобрели актуальность. Что касается личных мотивов, то все они связаны с карьерным ростом, конкуренцией, стремлением добиться высокого социального положения, что также противоречит религиозным и морально-этическим представлениям данной группы.

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 2

На современном этапе развития российского общества социальная активность молодежи находится в зоне активного внимания. О большом значении данного явления для развития гражданского общества постулируется на всех уровнях власти; развитие волонтеринга является значимым элементом международного статуса - именно волонтеры являются движущей силой мировых спортивных соревнований, таких как Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу. Проведенный анализ зарубежной и отечественной литературы, а также опрос молодежи г. Ростова-на-Дону показал особое значение мотивационного фактора в вопросе развития общественной активности. Причем для разных групп молодежи (различающихся по направленности, возрасту, образованию) доминирующими окажутся разные мотивы: личные, общественные или социально нейтральные. Таким образом, оценка и учет мотивационного фактора является обязательным компонентом практической деятельности различных специалистов и организаций, работающих с социально активной молодежью.

Литература

1. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Левшина А. А. Формирование смысло-жизненной стратегии активного социального поведения молодежи в условиях дополнительного образования // Материалы V международной научно-практической конференции Академическая наука -проблемы и достижения (2 декабря 2014). - North Charleston, USA, 2014. - Т. 1. - С. 60-64.

2. ГинзбургМ. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. -1988. - № 2. - С. 19-27.

3. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология // URL: http:// polbu.ru/digilensky_psychology/

4. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2002. - 456 с.

5. Левшина А. А. Смысложизненные стратегии активного социального поведения различных групп молодежи: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2011. - 22 с.

6. ЛяукинаГ. А. Молодежные общественные организации, проблемы и перспективы развития // Молодежь и современная социально-экономическая политика. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (28 апреля 2000) / Под ред. академика РАГН Н. М. Прусс. - Казань: Изд-во «ТИСБИ», 2000. - 108 с.

7. МишуроваИ. В., Кутелев П. В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 240 с.

8. Остова Е. В. Мотивация. Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philoso phy/2755/%D0 %9C%D0 %9E%D0 %A2 %D0 %98 %D0 %92 %D0 %90 % DO %A6 %D0 %98 %D0 %AF

9. Родина О. А. Молодежные общественные объединения в современной России: социологический анализ эффективности: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2006. - 25 с.

10. Сердалиева Д. А. Эффективность функционирования современных общественных молодежных организаций Астраханской области: социологический анализ: дисс.... канд. социол. наук. - Астрахань, 2007. - 180 с.

11. Социально-значимые инициативы детей и молодежи: научно-методические материалы и рекомендации (региональный опыт) / Сост. Х. Т. За-гладина, И. Н. Попова. - М.: Изд-во Федерального института развития образования, 2014. - 152 с.

12. Яницкий О. Н. Социальные движения: сто интервью с лидерами. - М.: Московский рабочий, 1991. - 235 с.

13. Brewis G., Russel J., Holdsworth C. Bursting the bubble - Students Volunteering and the Community // URL: http://www.ivr.org.uk/evidence-bank/ evidence-pages/Bursting+the+Bubble-+Students+Volunteering+and+th e+Community

14. Donahue K., Russell J. PROVIDE Volunteer Impact Assessment // URL: http:// www.ivr.org.uk/evidence-bank/evidence-pages/PROVIDE+Volunteer+Imp act+Assessment

15. Gaskin K. Young people volunteering and civic service. A review of literature // URL: http://www.ivr.org.uk/component/ivr/young-people-volunteering-and-civic-service-a-review-of-literature

16. Holdsworth C. Student Volunteers. A national profile // URL: http://www. hecsu.ac.uk/assets/assets/documents/futuretrack/Student_Volunteers_-_A_National_Profile.pdf

17. HustinxL. Individualization and new styles of youth volunteering: an empirical exploration // URL: http://www.ivr.org.uk/evidence-bank/evidence-pages/ Individualisation+and+new+styles+of+youth+volunteering

18. Hutin M. Young people help out // URL: http://www.ivr.org.uk/evidence-bank/evidence-pages/Young+people+help+out

19. Muxel A. L'expérience politique des jeunes // Presses de Sciences Po. -Janvier, 2001.

20. Political activity among young adults // The Daily. - 2005. - December 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.