Научная статья на тему 'Общественная безопасность современной России: проблемы теории и практики обеспечения'

Общественная безопасность современной России: проблемы теории и практики обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
общественная безопасность / организационно-правовой механизм обеспечения безопасности / негосударственная система безопасности / негосударственная сфера безопасности / институты гражданского общества / public security / organizational and legal security mechanism / non-state security system / non-state security sphere / civil society institutions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Михайлович Воронов, Виктор Алексеевич Ананьев, Марина Валерьевна Зубова

Целью работы является совершенствование организационно-правового механизма обеспечения общественной безопасности современной России. Во введении на основе анализа складывающейся геополитической обстановки в мировом социуме, а также состояния социальной напряженности в стране авторы выделяют актуальные угрозы защищенности нашего общества и государства в целом. Анализ основополагающих документов в сфере безопасности свидетельствует о том, что в них недостаточно уделено внимания негосударственной системе обеспечения безопасности, роли и месту институтов гражданского общества, негосударственных субъектов безопасности, обладающих значительными ресурсами в оказании содействия государственным субъектам безопасности страны. Также, исходя из теории безопасности, авторы констатируют наличие проблем в области терминологии, понимания сущности и структуры теории безопасности, что негативно отражается на уровне ее обеспечения. В основной части на основе анализа нормативной правовой базы в исследуемой сфере выдвигаются предложения по внесению изменений в теорию и практику в области безопасности, а также руководящие документы, касающиеся ее организации и обеспечения. Также предлагается в качестве первоочередных мер активизировать работу по совершенствованию законодательства в области общественной безопасности, при этом: уточнить содержание и формулировки категориально-терминологического аппарата в области безопасности; определить соотношение содержания терминов «государство», «страна», «нация» и «общество» с учетом структуры и содержания общества; уточнить содержание термина «органы публичной власти»; проанализировать положение, прописанное в новой редакции Конституции Российской Федерации, об органе исполнительной власти в области общественной безопасности; аргументировать целесообразность использования для усиления потенциала государственной системы обеспечения безопасности ресурсов и возможностей негосударственной системы обеспечения безопасности. В заключительной части формируются выводы и предложения, направленные на совершенствование организационно-правового механизма обеспечения общественной безопасности современной России, при этом авторы констатируют, что новая редакция 2020 г. Основного закона Российской Федерации, вышеуказанные и многие другие факторы служат убедительной аргументацией в целесообразности разработки нового Федерального закона «Об общественной безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексей Михайлович Воронов, Виктор Алексеевич Ананьев, Марина Валерьевна Зубова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public safety of modern Russia: problems of theory and practice of provision

The purpose of the work is to improve the organizational and legal mechanism for ensuring the public security of modern Russia. In the introduction, based on an analysis of the emerging geopolitical situation in world society, as well as the state of social tension in the country, the authors highlight current threats to the protection of our society and the state as a whole. The analysis of the fundamental documents in the field of security indicates that they do not pay enough attention to the non-State security system, the role and place of civil society institutions, non-State security actors with significant resources in assisting State security actors in the country. Also, based on safety theory, the authors state the presence of problems in the field of terminology, understanding the essence and structure of safety theory, which negatively affects the level of its provision. In the main part, based on the analysis of the regulatory legal framework in the field under study, proposals are put forward to amend the theory and practice in the field of safety, as well as guiding documents relating to its organization and provision, with the authors proposed as priority measures, intensify work on improving legislation in the field of public safety, while: clarify the content and wording of the categorical terminology apparatus in the field of security; determine the ratio of the content of the terms «state», «country», «nation» and «society», taking into account the structure and content of society; clarify the content of the term «public authorities»; analyze the provision prescribed in the new version of the Constitution of the Russian Federation on the executive body in the field of public safety; To argue that the resources and capabilities of the non-state security system should be used to strengthen the capacity of the state security system. In the final part, conclusions and proposals are formed aimed at improving the organizational and legal mechanism for ensuring public security of modern Russia, while the authors state that the new edition of 2020 of the Basic Law of the Russian Federation, the above and many other factors serve as a convincing argument in the feasibility of developing a new Federal Law «On Public Safety».

Текст научной работы на тему «Общественная безопасность современной России: проблемы теории и практики обеспечения»

Правоохранительная деятельность

Научная статья УДК 342.9

Общественная безопасность современной России: проблемы теории и практики обеспечения

Алексей Михайлович Воронов1, Виктор Алексеевич Ананьев2, Марина Валерьевна Зубова3

1 ВНИИ МВД России, Москва, Россия

2 Независимый научный фонд «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», Москва, Россия

3 ИГПАН РАН, Москва, Россия

1 alex_voronoff@mail.ru

2 anvictor1955@yandex.ru

АННОТАЦИЯ. Целью работы является совершенствование организационно-правового механизма обеспечения общественной безопасности современной России.

Во введении на основе анализа складывающейся геополитической обстановки в мировом социуме, а также состояния социальной напряженности в стране авторы выделяют актуальные угрозы защищенности нашего общества и государства в целом. Анализ основополагающих документов в сфере безопасности свидетельствует о том, что в них недостаточно уделено внимания негосударственной системе обеспечения безопасности, роли и месту институтов гражданского общества, негосударственных субъектов безопасности, обладающих значительными ресурсами в оказании содействия государственным субъектам безопасности страны.

Также, исходя из теории безопасности, авторы констатируют наличие проблем в области терминологии, понимания сущности и структуры теории безопасности, что негативно отражается на уровне ее обеспечения.

В основной части на основе анализа нормативной правовой базы в исследуемой сфере выдвигаются предложения по внесению изменений в теорию и практику в области безопасности, а также руководящие документы, касающиеся ее организации и обеспечения. Также предлагается в качестве первоочередных мер активизировать работу по совершенствованию законодательства в области общественной безопасности, при этом: уточнить содержание и формулировки категориально-терминологического аппарата в области безопасности; определить соотношение содержания терминов «государство», «страна», «нация» и «общество» с учетом структуры и содержания общества; уточнить содержание термина «органы публичной власти»; проанализировать положение, прописанное в новой редакции Конституции Российской Федерации, об органе исполнительной власти в области общественной безопасности; аргументировать целесообразность использования для усиления потенциала государственной системы обеспечения безопасности ресурсов и возможностей негосударственной системы обеспечения безопасности.

В заключительной части формируются выводы и предложения, направленные на совершенствование организационно-правового механизма обеспечения общественной безопасности современной России, при этом авторы констатируют, что новая редакция 2020 г. Основного закона Российской Федерации, вышеуказанные и многие другие факторы служат убедительной аргументацией в целесообразности разработки нового Федерального закона «Об общественной безопасности».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общественная безопасность, организационно-правовой механизм обеспечения безопасности, негосударственная система безопасности, негосударственная сфера безопасности, институты гражданского общества

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Воронов А. М., Ананьев В. А. Зубова М. В. Общественная безопасность современной России: проблемы теории и практики обеспечения // Научный портал МВД России. 2023. № 2 (62). С. 15-23.

© Воронов А. М., Ананьев В. А., Зубова М. В., 2023

научный портал мвд России № 2 (62) 20 23

scientific portal of the russia ministry of the interior

Law Enforcement

Original article

Public safety of modern Russia: problems of theory and practice of provision

Alexey M. Voronov1, Victor A. Ananyev2, Marina V. Zubova3

1NNRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia

2 Independent Science Foundation «Institute for Security and Sustainable Development», Moscow, Russia

3 Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

1 alex_voronoff@mail.ru

2 anvictor1955@yandex.ru

ABSTRACT. The purpose of the work is to improve the organizational and legal mechanism for ensuring the public security of modern Russia.

In the introduction, based on an analysis of the emerging geopolitical situation in world society, as well as the state of social tension in the country, the authors highlight current threats to the protection of our society and the state as a whole. The analysis of the fundamental documents in the field of security indicates that they do not pay enough attention to the non-State security system, the role and place of civil society institutions, non-State security actors with significant resources in assisting State security actors in the country.

Also, based on safety theory, the authors state the presence of problems in the field of terminology, understanding the essence and structure of safety theory, which negatively affects the level of its provision.

In the main part, based on the analysis of the regulatory legal framework in the field under study, proposals are put forward to amend the theory and practice in the field of safety, as well as guiding documents relating to its organization and provision, with the authors proposed as priority measures, intensify work on improving legislation in the field of public safety, while: clarify the content and wording of the categorical terminology apparatus in the field of security; determine the ratio of the content of the terms «state», «country», «nation» and «society», taking into account the structure and content of society; clarify the content of the term «public authorities»; analyze the provision prescribed in the new version of the Constitution of the Russian Federation on the executive body in the field of public safety; To argue that the resources and capabilities of the non-state security system should be used to strengthen the capacity of the state security system.

In the final part, conclusions and proposals are formed aimed at improving the organizational and legal mechanism for ensuring public security of modern Russia, while the authors state that the new edition of 2020 of the Basic Law of the Russian Federation, the above and many other factors serve as a convincing argument in the feasibility of developing a new Federal Law «On Public Safety».

KEYWORDS: public security, organizational and legal security mechanism, non-state security system, non-state security sphere, civil society institutions

FOR CITATION: Voronov A. M., Ananyev V. A., Zubova M. B. Public security of modern Russia: problems of theory and practice of provision // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2023. № 2 (62). P. 15-23 (In Russ.).

Учитывая рост складывающейся геополити- В этих условиях вопрос безопасности стра-

ческой напряженности, связанной в том числе ны как средства обеспечения защищенности

с проведением Российской Федерацией специ- гражданского общества становится первооче-

альной военной операции по денацификации и редным. Поэтому в настоящее время важно не

демилитаризации Украины и освобождению До- только пересмотреть взгляды на современную

нецкой и Луганской республик, Запорожской и международную и внутриполитическую обста-

Херсонской областей, следует обратить внима- новку, но и изыскать дополнительные ресурсы

ние на ряд угроз безопасности, которые актуа- для усиления национальной безопасности РФ. лизировались именно сегодня. Складывающаяся социальная напряжен-

В настоящее время идет кардинальное ре- ность в социуме изо дня в день стремительно на-

формирование системы международной безопас- растает среди россиян, о чем свидетельствуют

ности, создаются новые военные блоки и союзы. данные многих социологических опросов. Воз-

Военно-политическое руководство ведущих стран растает тревожность в обществе, все чаще при-

пересматривает свои военные доктрины, зано- ходится сталкиваться с паническими атаками

во переосмысливает роль ядерного оружия. При среди населения. У одной части населения пани-

этом на полях Украины идет обкатка современных ческие атаки происходят на фоне постковидных

видов вооружения, переосмысление основ обще- расстройств, у другой - в результате перманент-

войскового боя и современной войны в целом. но продолжающихся хронических стрессов. При

этом возникают когнитивные нарушения (расстройства памяти и внимания, трудности в формулировании мыслей) и даже психозы.

Данные негативные явления приобретают синергетический эффект вкупе друг с другом. Не секрет, что бушующая во всем мире в 20192022 г. пандемия коронавируса COVID-19 имеет рукотворный характер, авторство в которой принадлежит США1. Также следует учитывать, что западные страны во главе с США ведут против России гибридную войну как в политической, экономической, так и социальной сферах, насаждая при этом свою идеологию и моральные ценности, находящиеся на грани здравого смысла, а точнее, противоречащие ему. Данные деяния направлены на деградацию россиян и воспитание так называемых служебных людей, которые беспрекословно подчиняются лишь указаниям своих кураторов либо эмиссаров международных экстремистских организаций, проникающих на территорию России из-за рубежа с целью дискредитации правящего режима, вплоть до совершения «цветных революций», направленных на свержение законной власти.

При таком подходе существенную угрозу суверенитету и территориальной целостности современной России представляет когнитивная угроза, суть которой заключается во «взломе личности» с помощью использования «уязвимо-стей человеческого мозга»2. Именно эти и многие другие угрозы национальной безопасности актуализировались в современной России.

Анализ правового регулирования в исследуемой сфере наглядно убеждает, что законодательная база в сфере обеспечения безопасности не отвечает реалиям сегодняшнего дня, при этом нуждается в модернизации, а точнее, - в новой разработке Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», Закона Российской Федерации от 17 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной охранной

1 СПРАВОЧНО: Пандемия COVID-19 имеет преднамеренный характер, и США причастны к ее возникновению. В Министерстве обороны, изучив добытые в ходе спецоперации документы, пришли к выводу, что пандемия коронави-руса была искусственно вызвана. С учетом интереса американской администрации к изучению биологических средств «узконаправленного действия» приходится по-новому взглянуть на причины возникновения пандемии новой коронави-русной инфекции и роль американских военных-биологов в появлении и распространении возбудителя COVID-19. URL : https://rg.ru/2022/08/04/minoborony-rf-koronavirus-mog-byt-sozdan-iskusstvenno-s-ispolzovaniem-tehnologij-ssha.html?ysclid=lclyhf66po392032913 (дата обращения : 03.08.2022).

2 URL : https://russtrat.ru/analytics/24-dekabrya-2021-

0010-7763?ysclid=lcozttr 1 bf155650932 (дата обращения : 30.12.2022).

и детективной деятельности»; Закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др., которые были приняты в прошлом веке в государстве, которого уже не существует. Реализация положений Концепции общественной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 (далее - Концепция), предполагалась в 2020 г., однако, к сожалению, основные положения, а именно:

а) принятие комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) реализация и мониторинг принятых комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности;

в) обобщение и анализ правоприменительной практики законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на достижение целей, выполнение задач и определение основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности, были реализованы не в полном объеме.

Таким образом, ожидаемые результаты Концепции:

по укреплению правопорядка, сохранению гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе;

повышению эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации;

дальнейшему развитию системы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;

усилению роли государства как гаранта безопасности граждан, прежде всего несовершеннолетних;

повышению эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности;

снижению уровня криминализации общественных отношений;

повышению защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от последствий проявления терроризма и экстремизма;

совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений, коррупции, терроризма и экстремизма3 - оставляют желать лучшего, в связи с чем с целью их реализации нуждаются в дальнейшей теоретико-правовой проработке.

По сути, положения Концепции общественной безопасности, с одной стороны, впервые стали официальной основой для дальнейших разработок теории общественной безопасности, а с другой - призвали научное сообщество к научным дискуссиям относительно ее содержания.

На базе ВНИИ МВД России осуществлялась разработка новой Концепции общественной безопасности до 2030 г., которая была завершена в установленные сроки, однако по ряду объективных причин до настоящего времени не обрела своей реализации.

Анализ указанных документов свидетельствует о том, что, объективно оценивая основные тенденции развития международных отношений, они не рассматривают ситуацию, возникшую в результате слома межгосударственных договоренностей, механизмов международной безопасности, поставившую человечество на грань мировой ядерной войны. Военная доктрина Российской Федерации, несмотря на то что в июне 2020 г. Президент Российской Федерации утвердил «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания», не оценивает возможные последствия применения ядерного оружия и отказа Российской Федерации от превентивного применения ядерного оружия.

В вышеприведенных документах недостаточно внимания уделено негосударственной системе обеспечения безопасности, а именно роли и месту институтов гражданского общества, негосударственных субъектов безопасности, обладающих значительными ресурсами и заинтересованных оказывать содействие государственным субъектам безопасности страны.

Кроме того, исходя из теории безопасности необходимо констатировать наличие проблем в области терминологии, понимания сущности и структуры теории безопасности, что негативно отражается на уровне ее обеспечения.

На основании изложенного представляется целесообразным подготовить предложения по внесению изменений в теорию и практику в области безопасности, а также руководящие до-

кументы, касающиеся ее организации и обеспечения, при этом нами предлагается в качестве первоочередных мер прежде всего активизировать работу по совершенствованию законодательства в области безопасности, заключающуюся в следующем.

I. Уточнить содержание и формулировки категориально-терминологического аппарата в области безопасности в части, касающейся категорий: «личность», «общество», «государство», «гражданское общество», «национальная безопасность», «общественная безопасность», «государственная безопасность», «государственная система безопасности», «негосударственная система безопасности», «негосударственная сфера безопасности» и др.

В соответствии с теорией безопасности необходимо кардинально пересмотреть взгляды на структуру и содержание общества, а также основополагающие термины, касающиеся обеспечения безопасности страны.

1. Прежде всего следует определить соотношение содержания терминов «государство», «страна», «нация» и «общество» с учетом структуры и содержания общества.

В научной литературе под терминами «государство» понимается политическая форма устройства общества на определенной территории, «страна» - территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, «общество» - человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.

Также обращение к справочным материалам позволяет констатировать, что слово «нация» (от лат. «пайо» - племя, общность, народ) - это исторически складывающаяся устойчивая общность людей, связанная с общностью языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры и форм быта.

Также нация трактуется как высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти. Основным типом этнических общностей считается этнос, более дробные общности называются микроэтническими, а общности, объединяющие несколько этносов, - макроэтническими4.

3 См.: Концепция общественной безопасности в Российской Федерации : утв. Президентом Рос. Федерации 14 нояб. 2013 г. № Пр-2685 // СПС КонсультантПлюс.

4 См.: URL : https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/ etnos-i-raznovidnosti-etnicheskih-obschnostey (дата обращения : 03.08.2022).

Даже экспресс-анализ толкования данного термина позволяет утверждать, что основополагающими в слове «нация» являются коренные, базовые слова - «общность», «общество», заключающие в себе наиболее важные аспекты его семантического содержания.

Обращение к ст. 3 Основного закона Российской Федерации позволяет констатировать, что Россия является многонациональным государством, на территории которого проживают более 190 различных этносов - наций, народностей, национальных и этнических групп, обладающих политической субъектностью.

Отсюда можно сделать вывод, что только общество является категорией, представляющей интересы всего населения, так как остальные термины указывают на форму устройства общества, а также территорию его пребывания.

На основании изложенного можно утверждать, что безопасность общества является основным приоритетом в деятельности государства и граждан. Именно общество позволяет индивиду (члену общества) жить и развиваться, реализовывать свои права и законные интересы. Вследствие этого целесообразно отказаться от применения термина «национальная безопасность», взятого из американского опыта, когда в 1947 г. в США был принят Закон «О национальной безопасности», и использовать термин «безопасность общества», уточнив его содержание. Представляется, данная формулировка является более корректной и соответствует современным реалиям российской государственности.

Согласно общей теории государства и права как фундаментальной юридической науке, изучающей сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, формирующей общие для всех юридических наук понятия и категории, общество состоит из индивидов, которые в интересах его развития и безопасности формируют различные внутренние структуры. К ним относятся «государство», то есть органы публичной власти и управления, обеспечивающие суверенитет и территориальную целостность страны, «гражданское общество» -совокупность объединений и организаций членов общества.

2. Привести в соответствие с представленной логикой терминологический категориальный ряд, а именно: «безопасность», «национальная безопасность», «общественная безопасность»,

«государственная безопасность», «государственная система безопасности», «негосударственная система безопасности», «негосударственная сфера безопасности» и др.

Безопасность нами трактуется как состояние защищенности объекта от негативных воздействий различного характера. В связи с этим она не может подразделяться на виды. Во всех сферах человеческой деятельности термин «безопасность» имеет одно и то же содержание. У состояния могут быть лишь дополнительные характеристики, например уровни.

В связи с этим указанные термины необходимо изложить в следующей редакции: «безопасность общества», «безопасность государства», «государственная система обеспечения безопасности общества», «негосударственная система обеспечения безопасности общества», «негосударственная сфера обеспечения безопасности общества».

3. Уточнить содержание термина «органы публичной власти», используемого в новой редакции Основного закона, Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»5, а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации6.

Обращаясь к заявленной проблематике, уместно отметить, что в новой редакции Конституции Российской Федерации вводится понятие «публичная власть», при этом важнейшей новеллой, связанной с внесением Законом Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» поправки к Конституции Российской Федерации, стало отнесение к ведению Российской Федерации вопросов организации публичной власти.

Как нами отмечалось в предыдущих научных публикациях [1, с.105], положения о единстве публичной власти создают потенциал для ее эффективной организации и осуществления на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) именно в интересах граждан. При этом организация публичной власти справедливо отнесена к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции Российской Федерации).

5 См.: Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации : Федер. закон от 21 дек. 2021 г. № 414-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

6 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС КонсультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О единстве системы публичной власти и взаимодействии входящих в нее органов конкретно прописано в ч. 2 ст. 80 Основного закона, а также ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации - органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.

Однако здесь нужно учитывать следующий методологический посыл Основного закона Российской Федерации, в котором прописано положение о том, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Здесь следует обратить внимание, что вышеуказанные органы не образуют, а входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации. При таком подходе логично следует положение о том, что существует основополагающий системообразующий институт либо орган публичной власти.

При обращении к ст. 2, 3 Конституции Российской Федерации усматривается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

При этом носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, то есть через публичную власть. На наш взгляд, именно институты гражданского общества являются основополагающим системным фундаментом понятия публичной власти и составляют основу его содержания.

При этом в контексте рассматриваемой нами проблематики заслуживает внимания авторитетное мнение Г. И. Калмыкова о том, что «концептуальная оценка состояния правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере обеспечения общественной безопасности, позволяет сформулировать предложения о необходимости разработки и принятия соответствующего законодательного акта, который бы позволил создать полноценную многоуровневую систему обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, конкретизировать полномочия органов публичной власти в

рассматриваемой сфере, сформулировать основы правового взаимодействия государства и институтов гражданского общества» [2, с. 23].

4. Также следует обратить внимание на положение, прописанное в новой редакции Конституции Российской Федерации, об органе исполнительной власти в области общественной безопасности, имеющее, на наш взгляд, предопределяющее значение в исследуемой нами проблематике.

Говоря об общественной безопасности, следует согласиться с мнением ряда авторов, что «требует уточнения стратегический национальный приоритет „государственная и общественная безопасность"».

Однако решению данных задач должно предшествовать принятие отраслевого федерального нормативного правового акта об общественной безопасности в Российской Федерации, который позволит на законодательном уровне закрепить понятийный аппарат в сфере общественной безопасности, очертить контуры соответствующей системы, определить цели, задачи, принципы, уровни и пределы ее обеспечения. В этом законодательном акте свое отражение должны получить специальные вопросы стратегического планирования в этой сфере безопасности, на основе требований которых будет разрабатываться основополагающий документ стратегического планирования в сфере обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, а также иные программные и плановые отраслевые документы в области государственного управления.

Следует констатировать, что хотя состояние общественной безопасности в Российской Федерации на протяжении длительного времени оценивается как стабильное, а система обеспечения общественной безопасности - устойчивая и в целом эффективная, вместе с тем данная система имеет изъяны и упущения, не позволяющие до конца реализовать ее потенциальные возможности. Она не в полной мере соответствует новой редакции Конституции Российской Федерации, предусматривающей наличие федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами общественной безопасности (п. «д 1» ст. 83 Конституции Российской Федерации). Нет органа координации мероприятий на различных уровнях управления. Не проводится мониторинг общественной безопасности. Не всегда и не везде реализуется риск-ориентированный подход [3, с. 65].

В связи с этим крайне важными являются комплексный подход к развитию системы обе-

спечения общественной безопасности, консолидация и оптимизация усилий сил обеспечения общественной безопасности, совершенствование политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения общественной безопасности.

II. Использовать для усиления потенциала государственной системы обеспечения национальной безопасности ресурсы и возможности негосударственной системы обеспечения безопасности.

1. В условиях резкого обострения международной напряженности одним из направлений усиления внутреннего потенциала страны для сохранения своего суверенитета и территориальной целостности является совершенствование взаимодействия государственных органов публичной власти с институтами гражданского общества и гражданами как надежными резервами и помощниками по оказанию содействия на безвозмездной основе государственным субъектам безопасности.

2. Использовать потенциал субъектов негосударственной сферы безопасности для обеспечения безопасности территорий и объектов федерального, регионального и муниципального значения.

Негосударственная сфера безопасности (далее - НСБ) занимает особое место в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности в силу характера осуществляемой ее субъектами деятельности - защита прав и законных интересов юридических и физических лиц - и отнесения выполняемых ими работ и оказываемых возмездных услуг на основании договоров к работам и услугам в негосударственной сфере безопасности.

По данным экспертов, НСБ в общей сложности объединяет более 2 млн человек, которые способны участвовать при необходимости в решении масштабных государственных задач, в том числе и в обеспечении национальной безопасности.

В более 20 тыс. частных охранных организаций трудятся 650 тыс. частных охранников. На вооружении частных охранных организаций находится более 80 тыс. единиц различных видов оружия. Они охраняют более 1,5 млн объектов. Целый ряд частных охранных организаций осуществляет охранные услуги с использованием групп быстрого реагирования, вооруженных специальными средствами и служебным оружием. При этом частные охранные организации обла-

дают высокой мобильностью, технически оснащены и вооружены, при необходимости могут быть эффективно использованы для обеспечения общественной и экономической безопасности, защиты конституционного строя.

В настоящее время в области негосударственной пожарной охраны работы и услуги осуществляют более 47 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса, насчитывающие сотни тысяч рабочих мест.

По данным экспертов, российский рынок технических средств и систем безопасности активно развивается и его годовой оборот уже превышает 60 млрд рублей. Важное место в защите критически важных объектов занимают специалисты в области информационной без-опасности7.

3. Использовать институты гражданского общества для расширения потенциала и ресурсов негосударственной системы обеспечения безопасности.

Институты гражданского общества объединяют в своих рядах значительную часть населения страны. К основным сферам их деятельности относятся: участие в реализации государственной политики по социально-экономическому развитию общества, нравственное воспитание населения, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Кроме общественных объединений и организаций, в число институтов гражданского общества входят организации волонтеров, добровольные организации (народных дружинников, пожарных и пр.), благотворительные организации как с образованием, так и без образования юридического лица.

В настоящее время основными проблемами, снижающими эффективность деятельности институтов гражданского общества, являются:

отсутствие государственной политики по работе с институтами гражданского общества;

деструктивные действия средств массовой информации, направленные на развитие процесса атомизации общества;

отсутствие объединительного центра для консолидации в интересах развития общества и др.

Базой для консолидации институтов гражданского общества может стать, например, Общероссийский народный фронт. Однако в отсутствие соответствующей идеологии и государ-

7 См.: URL : http://id-mb.ru/news/security/4661/ (дата обращения : 03.08.2022).

ственной политики организация взаимодействия институтов гражданского общества с органами публичной власти оставляет желать лучшего.

Участие институтов гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности является опосредованным, так как общественные организации и объединения правоохранительной направленности оказывают содействие органам внутренних дел в сфере борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. Основной объект институтов гражданского общества - это члены общества. Их потенциал зависит напрямую от степени организованности, финансирования и сознательности их участников.

Ожидаемый результат тесного взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества - сплоченность общества вокруг военно-политического руководства Российской Федерации, консолидация усилий населения по обеспечению безопасности и развития страны, поддержание общественного порядка и повышение уровня нравственности населения.

На наш взгляд, централизованное использование негосударственных субъектов обеспечения безопасности в настоящее время наиболее востребовано на территории «прифронтовых» регионов. При этом следует обратить особое внимание, что игнорирование интересов институтов гражданского общества и субъектов негосударственной системы обеспечения общественной безопасности в нынешней международной и внутриполитической обстановке отрицательно сказывается на уровне безопасности России.

В качестве первичных организационных мер по структурированию институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и подготовке к формированию негосударственной системы обеспечения безопасности представляется целесообразным:

создать при Президенте Российской Федерации общественный совет по работе с субъектами негосударственной системы обеспечения безопасности с филиалами в федеральных округах;

разработать основы государственной политики по работе с субъектами негосударственной сферы безопасности, в том числе по их основным видам деятельности;

выработать в регионах единую политику обеспечения безопасности государственных и муниципальных объектов и территорий, а также организации осуществления работ и услуг в сфере безопасности для государственных и муниципальных нужд.

В заключение также уместно отметить: основываясь на результатах проведенного исследования, следует констатировать, что в новой редакции Конституции Российской Федерации прописаны положения, непосредственно касающиеся рассматриваемой нами проблематики, а именно вопросов общественной безопасности. В п. «д. 1» ст. 83 прописаны положения о том, что «Президент Российской Федерации назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности», то есть впервые в документе такого уровня прописан орган исполнительной власти в области общественной безопасности.

Также в п. «к» ст. 102 прописаны положения о том, что к ведению Совета Федерации относится: «проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности»8.

На наш взгляд, в новой редакции Конституции Российской Федерации дана политическая установка руководства страны на статуирование данного органа исполнительной власти в сфере общественной безопасности, в связи с чем подготовка федерального закона «Об общественной безопасности Российской Федерации» представляется своевременной и актуальной.

Следует отметить, что современная Россия знает уже прецеденты в сфере правотворчества. Так, в Конституции Российской Федерации 1993 г. в п. 2 ст. 118 прописано положение, согласно которому «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основу судебной власти со-

8 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 8797c0ff5480db98af51382b6d5800fa84d1c875/?ysclid=leuhjf tu5130524297 (дата обращения : 03.08.2022).

ставляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти». Однако вопросы административного судопроизводства нашли свое выражение в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ9. Таким образом, административное судопро-

9 См.: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 10, ст. 1391 ; СПС КонсультантПлюс.

изводство нашло свою легальную реализацию спустя 32 года. Думается разработка и принятие федерального закона «Об общественной безопасности» заключается только во времени.

При таком подходе новая редакция Основного закона Российской Федерации 2020 года, вышеуказанные и многие другие факторы служат довольно убедительной аргументацией в целесообразности разработки нового федерального закона «Об общественной безопасности», в основу которого могут быть положены вышеизложенные аргументы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Воронов А. М. Публичная власть в контексте Основного закона // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Сер. : Экономика и право. 2021. № 1. С. 102-106.

2. Калмыков Г. И. Концептуальные подходы к правовому регулированию общественной безопасности в Российской Федерации // Научный портал МВД России. 2022. № 4 (60). С. 20-25.

3. Концептуальные проблемы стратегического планирования в сфере обеспечения общественной безопасности / Зубова М. В., Калмыков Г. И., Сандугей А. Н., Цоколова О. И. // Научный портал МВД России. 2021. № 3 (55). С. 64-71.

REFERENCES

1. Voronov A. M. Sovremennaya nauka: Aktual'nye prob-lemy teorii i praktiki (Modern science: Actual problems of theory and practice), Series: Economics and Law, 2021, No. 1, pp. 102-106.

2. Kalmykov G. I. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2022, No. 4 (60), pp. 20-25.

3. Zubova M. V., Kalmykov G. I., Sandugei A. N., Tsokolo-va O. I. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2021, No. 3 (55), pp. 64-71.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

А. М. Воронов - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем охраны общественного порядка и участия органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1), эксперт Парламентской ассамблеи ОДКБ.

Researcher ID: А-6190-2017;

В. А. Ананьев - Директор Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» (Российская Федерация, 10100, г. Москва, ул. Малая Лубянка, д. 16/4, оф. 212), эксперт Парламентской ассамблеи ОДКБ;

М. В. Зубова - кандидат юридеческих наук, старший научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт государства и права Российской академии наук» (Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

A. M. Voronov - Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Department for the Study of the Problems of Public Order Protection and the Participation of Internal Affairs Bodies in Ensuring Public Security of the Research Center for the Study of the Problems of Administrative and Legal Activities of Internal Bodies of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation), expert of the CSTO Parliamentary Assembly.

Researcher ID: A-6190-2017;

V. A. Ananyev - Director of the Independent Science Foundation «Institute for Security and Sustainable Development» (Malaya Lubyanka str., 16/4, of. 212, Moscow, 10100,Russian Federation), expert of the CSTO Parliamentary Assembly;

M. V. Zubova - Candidate of Juridical Sciences, Senior Researcher at the Federal State Budgetary institution of Science «Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences» (Znamenka str., 10, Moscow, 119019, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 21.03.2023; одобрена после рецензирования 24.03.2023; принята к публикации 24.04.2023.

The article was submitted 21.03.2023; approved after reviewing 24.03.2023; accepted for publication 27.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.