Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2021: АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ НОВАЦИЙ'

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2021: АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ НОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
983
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВОВЫЕ НОВАЦИИ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов Алексей Михайлович

Рассматриваются новации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Во введении акцентируется внимание на актуальности проблематики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Анализируются угрозы и вызовы безопасности, вызванные прежде всего нестабильностью геополитической обстановки как в Европе, так и на границе Российской Федерации, повлекшей за собой рост социальной напряженности в стране. Отмечается, что сохраняются угрозы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с пандемией коронавируса COVID-19. Изложенные и многие другие факторы, негативно влияющие на состояние защищенности личности, общества и государства, в целом повлекшие за собой возрастание угроз и вызовов, предопределили новые концепты Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В основной части на основе анализа влияния изменений социально-правовой парадигмы на систему национальной безопасности и мер по ее обеспечению автор обращает внимание на ряд наиболее значимых новаций Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, отмечая при этом, что превалирующим концептом Стратегии являются прежде всего вопросы сбережения народа России, изложенные в качестве основных стратегических национальных приоритетов. Впервые в документе такого уровня также прописаны институты гражданского общества и организации правоохранительной направленности в качестве субъектов обеспечения национальной безопасности. Отмечается, что при таком подходе законодатель предпринимает попытки статуирования негосударственной системы обеспечения национальной безопасности и ее субъектов. В заключительной части формируются выводы и предложения, направленные на совершенствование теории и развитие практики обеспечения национальной безопасности. В развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации о консолидации государственных и негосударственных институтов по обеспечению национальной безопасности аргументируется целесообразность разработки и принятия федерального закона «О содействии институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности». Введение в действие закона позволит актуализировать одно из важнейших направлений правоохранительной деятельности, а именно обеспечение безопасности личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION 2021: ANALYSIS OF LEGAL INNOVATIONS

The work considers innovations of the National Security Strategy of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 № 400. The introduction emphasizes the relevance of the issues of ensuring the national security of the Russian Federation. Security threats and challenges caused primarily by the instability of the geopolitical situation both in Europe and on the border of the Russian Federation, which led to an increase in social tension in the country, are being analyzed. It is noted that threats remain associated with the occurrence of natural and man-made emergencies, including the raging pandemic of the COVID 19 coronavirus. The new concepts of the National Security Strategy of the Russian Federation were predetermined by the above and many other factors that negatively affect the state of security of the individual, society and the State as a whole, which entailed an increase in threats and challenges. In the main part, based on the analysis of the impact of changes in the social and legal paradigm on the national security system and measures to ensure it, the author draws attention to a number of the most significant concepts of the National Security Strategy of the Russian Federation, while noting that the prevailing concept of the Strategy is primarily the issues of saving the people of Russia, outlined as the main strategic national priorities. For the first time, a document of this level also spells out the institutions of civil society and law enforcement organizations as subjects of national security. It is noted that with this approach, the legislator attempts to statue the non-state system by ensuring national security and its actors. In the final part, conclusions and proposals are formed aimed at improving the theory and development of national security practices. As a follow-up to the provisions of the National Security Strategy of the Russian Federation on the consolidation of State and non-State institutions to ensure national security, the advisability of developing and adopting the Federal Law of the Russian Federation «On Assistance to Civil Society Institutions in Ensuring National Security» is argued. The introduction of the law will make it possible to update one of the most important areas of law enforcement, namely ensuring the security of the individual, society and the state.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2021: АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ НОВАЦИЙ»

Правоохранительная деятельность

Научная статья УДК 338; 351

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021: анализ правовых новаций

Алексей Михайлович Воронов

ВНИИ МВД России, г. Москва, Россия,

alex_voronoff@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3433-3183

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются новации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400.

Во введении акцентируется внимание на актуальности проблематики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Анализируются угрозы и вызовы безопасности, вызванные прежде всего нестабильностью геополитической обстановки как в Европе, так и на границе Российской Федерации, повлекшей за собой рост социальной напряженности в стране. Отмечается, что сохраняются угрозы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с пандемией коронавируса COVID-19.

Изложенные и многие другие факторы, негативно влияющие на состояние защищенности личности, общества и государства, в целом повлекшие за собой возрастание угроз и вызовов, предопределили новые концепты Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

В основной части на основе анализа влияния изменений социально-правовой парадигмы на систему национальной безопасности и мер по ее обеспечению автор обращает внимание на ряд наиболее значимых новаций Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, отмечая при этом, что превалирующим концептом Стратегии являются прежде всего вопросы сбережения народа России, изложенные в качестве основных стратегических национальных приоритетов. Впервые в документе такого уровня также прописаны институты гражданского общества и организации правоохранительной направленности в качестве субъектов обеспечения национальной безопасности. Отмечается, что при таком подходе законодатель предпринимает попытки статуи-рования негосударственной системы обеспечения национальной безопасности и ее субъектов.

В заключительной части формируются выводы и предложения, направленные на совершенствование теории и развитие практики обеспечения национальной безопасности. В развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации о консолидации государственных и негосударственных институтов по обеспечению национальной безопасности аргументируется целесообразность разработки и принятия федерального закона «О содействии институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности». Введение в действие закона позволит актуализировать одно из важнейших направлений правоохранительной деятельности, а именно обеспечение безопасности личности, общества и государства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Стратегия национальной безопасности, правовые новации, угрозы безопасности, институты гражданского общества, негосударственная система обеспечения национальной безопасности

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Воронов А. М. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021: анализ правовых новаций // Научный портал МВД России. 2022. № 1 (57). С. 29-35.

Law Enforcement

Original article

National security strategy of the Russian Federation 2021: analysis of legal innovations

Alexey M. Voronov

NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia, alex_voronoff@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3433-3183

ABSTRACT. The work considers innovations of the National Security Strategy of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 № 400.

The introduction emphasizes the relevance of the issues of ensuring the national security of the Russian Federation. Security threats and challenges caused primarily by the instability of the geopolitical situation both in Europe and on the border of the Russian Federation, which led to an increase in social tension in the country, are being analyzed. It is

© Воронов А. М., 2022

noted that threats remain associated with the occurrence of natural and man-made emergencies, including the raging pandemic of the COVID 19 coronavirus.

The new concepts of the National Security Strategy of the Russian Federation were predetermined by the above and many other factors that negatively affect the state of security of the individual, society and the State as a whole, which entailed an increase in threats and challenges.

In the main part, based on the analysis of the impact of changes in the social and legal paradigm on the national security system and measures to ensure it, the author draws attention to a number of the most significant concepts of the National Security Strategy of the Russian Federation, while noting that the prevailing concept of the Strategy is primarily the issues of saving the people of Russia, outlined as the main strategic national priorities. For the first time, a document of this level also spells out the institutions of civil society and law enforcement organizations as subjects of national security. It is noted that with this approach, the legislator attempts to statue the non-state system by ensuring national security and its actors.

In the final part, conclusions and proposals are formed aimed at improving the theory and development of national security practices. As a follow-up to the provisions of the National Security Strategy of the Russian Federation on the consolidation of State and non-State institutions to ensure national security, the advisability of developing and adopting the Federal Law of the Russian Federation «On Assistance to Civil Society Institutions in Ensuring National Security» is argued. The introduction of the law will make it possible to update one of the most important areas of law enforcement, namely ensuring the security of the individual, society and the state.

KEYWORDS: National security strategy, legal innovations, security threats, civil society institutions, non-state national security system

FOR CITATION: Voronov A. M. National Security Strategy of the Russian Federation 2021: Analysis of Legal Innovations // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2022. № 1 (57). P. 29-35 (in Russ.).

Во втором разделе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации дается анализ тенденций и закономерностей становления России в современном мире. На наш взгляд, именно на этих положениях основано содержание данного стратегического документа. Представляется целесообразным в рамках рассматриваемой в статье проблематики более детально проанализировать складывающуюся в мире геополитическую обстановку, так как именно факторы, ее характеризующие, в своем большинстве составляют угрозы и вызовы национальной безопасности России.

Социальная напряженность в мировом социуме в настоящее время достигла своего апогея и продолжает нарастать. В этих условиях внешняя политика Российской Федерации направлена на построение стабильной системы международных отношений, опирающейся на международное право, принципы всеобщей, равной и неделимой планетарной безопасности, а не на «мировой правопорядок, основанный на правилах», как отмечают наши некоторые зарубежные «партнеры». Данный термин противоречит всем канонам международного права, однако уверенно вошел в оборот некоторых представителей Североатлантического Альянса (НАТО) и других военных и политических деятелей Запада.

В современной России, как и в мировом социуме, сохраняются угрозы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными катаклизмами. Стихийные бедствия в виде наводнений, обрушившихся не только на Европу1, Китай, а также

Европа не испытывала столь сильного наводнения 100

многие другие государства, но и Крым и Краснодарский край России, повлекли за собой потерю десятков и сотен человеческих жизней. Аномальная жара в ряде государств, а также и регионов Российской Федерации вызвала крупномасштабные пожары, в условиях которых был введен и действовал режим ЧС.

Более двух лет бушующая в мировом социуме пандемия коронавируса СОУЮ-19 во многих государствах достигла пятой волны. Всего инфекцию обнаружили на территории более чем 223 государств. По состоянию на начало 2022 г., общее количество инфицированных на планете составляет более 740 млн человек, при этом всего с момента начала пандемии от коронавируса в мире погибли около 5,8 млн человек. Россия, к сожалению, не является исключением. По официальным данным, в настоящее время количество зараженных достигло 13,5 млн человек, умерли более 300 тыс.2

Как отмечалось ранее, обострение геополитической обстановки в Европе и на границе Российской Федерации, повлекшее за собой возрастание угроз и вызовов, предопределило новые концепты3 Стратегии национальной безо-

лет. Серия наводнений в Европе началась 12 июля 2021 г. после проливных дождей, вызванных циклоном Бернд (Bemd). Несколько речных бассейнов вышли из берегов. Основной ущерб нанесен Германии. Наводнение было названо крупнейшим за последние 100 лет. Погибли не менее 202 человек: 164 - в Германии, 36 - в Бельгии, 1 - в Италии и 1 - в Австрии, более 1300 пропали без вести. URL : https://rg.ru/2021/07/15/ eksperty-evropa-ne-ispytyvala-stol-silnogo-navodneniia-100-let. html (дата обращения : 22.07.2021).

2 См.: URL : https://index.minfm.com.ua (дата обращения : 10.02.2022).

3 Под концептом нами понимаются новые, инновацион-

пасности Российской Федерации4 (далее - Стра-тегия-2021).

Следует обратить особое внимание на то, что Стратегия-2021 основана и взаимоувязана с поправками к Конституции Российской Федерации

2020 г., основные нововведения которой направлены на развитие демократических основ российской государственности. Существенной новацией Основного закона в сфере безопасности является п. «м» ст. 71, в котором прописаны положения о том, что в ведении Российской Федерации «находятся, помимо обороны, также вопросы обеспечения безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных»5.

Представляется, что этот концепт Конституции РФ направлен именно на развитие и совершенствование форм и методов деятельности правоохранительных органов в эпоху цифрови-зации всех сфер жизнедеятельности общества. XXI в. - век информационных технологий, при этом в современном социуме цифровая трансформация набирает обороты и проблемы национальной безопасности, связанные с ней, начинают затрагивать уже и межнациональные интересы. Цифровая трансформация коснулась всех сфер жизнедеятельности общества и интенсивно развивается в том числе и в управленческой деятельности публичной администрации. В современной России появилось новое направление развития научной мысли - цифровая трансформация.

Однако здесь также существует и оборотная сторона ранее выдвинутого тезиса и о ней следует помнить. Выступая на международной конференции по искусственному интеллекту 12 ноября

2021 г., Президент России В. Путин отметил, что «следует подходить к внедрению технологий, в первую очередь заботясь о безопасности данных россиян. Важно, чтобы такое начинание работало на благо человека, а не во вред»6.

ные идеи, содержащие созидательный смысл и направленные на повышение эффективности деятельности публичной власти в сфере безопасности.

4 См.: Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL : http://prezident.org/articles/ ukaz-prezidenta-rf-400-ot-2-iyulja-202 l-goda-03-07-2021 .html (дата обращения : 22.07.2021).

5 URL : https://konstitutsiia.ru/71 (дата обращения : 11.09.2021).

6 Материалы конференции по искусственному интеллекту Artificial Intelligence Journey (AI Journey 2020) на тему «Искусственный интеллект - главная технология XXI века». URL : http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-konferencii-po- iskusstvennomu-intellektu-12-ll-2021.html (дата

В мировом социуме, как и в Российской Федерации, существует огромное количество угроз и вызовов безопасности, в связи с чем государственные администрации, органы публичной власти, институты гражданского общества должны действовать в сфере обеспечения безопасности в тесном взаимодействии, как партнеры.

Как нами отмечалось ранее, развитие информационных технологий в современном социуме послужило дальнейшему становлению цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности. Помимо позитивных начал, направленных на благо человечества, данные факторы используются представителями западных спецслужб в интересах гибридной войны в отношении Российской Федерации. С помощью новых цифровых технологий, в частности Big Data - объемы больших данных, можно манипулировать массовым сознанием населения и вплотную подходить к совершенствованию инструментов искусственного интеллекта.

Сегодня на Западе одним из основных трендов является воспитание и выращивание так называемых служебных людей. Такие люди хорошо знают свою узкую специализацию и способны беспрекословно выполнять задачи, поставленные в ее рамках, однако за границами этого коридора они ничем не интересуются. По сути, они нацел ены на рост личного потребл ения и пол учение удовольствия. Именно такие методы нам навязывают наши зарубежные оппоненты, стремясь к деградации и атомизации нашего общества.

Манипулировать узконаправленным сознанием гораздо проще, дешевле и эффективнее. Поэтому главная защита от консциентальной угрозы - это образование. В связи с чем в интересах безопасности России основная задача должна быть прямо противоположной западной: воспитывать всесторонне развитых людей, которые не замыкаются в своей узкой специализированной нише, а рассматривают все вопросы, интересуются ими и активно участвуют в жизни общества.

Еще совсем недавно целью любого противостояния было нанесение экономического ущерба противнику, в настоящее время она имеет гибридный, многоплановый характер, и, безусловно, угрозы национальной безопасности в современных реалиях возникают в сфере научного и интеллектуального противостояния, в том числе и в сфере информационных технологий.

обращения : 22.11.2021).

При рассмотрении вопросов безопасности выделяют проблемы национальной, государственной и общественной безопасности, представленные многообразием правовых институтов, составляющих их содержание. Абстрагируясь от констатации последних, представляется целесообразным обратить внимание на те из них, которые актуализировались именно в современной России.

В настоящее время с учетом складывающейся напряженной геополитической обстановки в мировом социуме, повышенной социальной напряженности в России, вызванной в том числе продолжающейся третий год пандемией корона-вируса, трансформируется методология обеспечения национальной безопасности. Основными направлениями деятельности публичной власти в области безопасности являются изучение и анализ тенденций угроз и оценка рисков.

Гибридная война, которая перманентно продолжается с момента развала Советского Союза в 1991 г., стала следствием возникновения новых угроз национальной безопасности, а именно таким ее видам, как психологическая и моральная (духовно-нравственная) безопасность. Цифровая трансформация информационных технологий послужила поводом для развития личности посредством информационных коммуникаций с окружающим социумом, при этом информационная сеть перенасыщена всевозможной дезинформацией, имеющей негативное морально-психологическое воздействие на личность, с целью подрыва доверия к власти, извращения и искажения национальных моральных канонов и в конечном счете психологической деградации человека.

А это в свою очередь выступает в качестве наиболее уязвимого звена цепи, обеспечивающей национальную безопасность. Однако, как показал анализ достаточно большого массива источников, данным аспектам национальной безопасности практически не уделяется внимания либо они рассматриваются фрагментарно, в контексте изучения межотраслевых проблем. По мнению автора, психологическая и моральная безопасность составляют духовные начала, определяющие базовые ценности российской государственности, и являются предопределяющими в современной России.

В аспекте заявленной проблематики на основе анализа влияния изменений социально-правовой парадигмы на систему национальной безопасности и мер по ее обеспечению следует обратить внимание на ряд наиболее значимых, на наш взгляд, концептов Стратегии

национальной безопасности Российской Федерации.

Положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, находятся в контексте реализации поправок к Конституции Российской Федерации 2020 г., направленных на развитие демократических начал российской государственности. При этом в третьем разделе Страте-гии-2021 - «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» - прежде всего прописаны положения о том, что с учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире ее национальными интересами на современном этапе прежде всего являются сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан.

Помимо защиты конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепления обороны страны, также внесены положения по поддержанию гражданского мира и согласия в стране, укреплению законности, искоренению коррупции, защите граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитию механизмов взаимодействия государства и гражданского общества7.

Впервые в практику правотворческой деятельности в сфере безопасности введено ключевое понятие «сбережение народа России». Данный термин был вовлечен в правовой оборот в ходе послания Федеральному Собранию 21 апреля 2021 г. Президент РФ Владимир Путин заявил о судьбоносной стратегии страны - сбережении и приумножении народа России, что должно стать высшим национальным приоритетом.

Этим приоритетом определяются все положения обновленной Конституции по обеспечению безопасности гражданского общества. В них говорится о защите семьи, о важнейшей роли родителей в воспитании детей, об укреплении социальных гарантий, развитии экономики, образования и культуры8.

7 См.: Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL : http://prezident.org/articles/ ukaz-prezidenta-rf-400-ot-2-iyulja-2021-goda-03-07-2021.html (дата обращения : 22.11.2021).

8 См.: URL : https://www.interfax.ru/russia/762430 (дата обращения : 22.11.2021).

№ 1 (57) О022

Представляется, эта цель в полной мере актуальна именно сегодня. Справедливость данного умозаключения уместно аргументировать мнением экспертов, которые текущую демографическую ситуацию в стране характеризуют как чрезвычайную. Она явилась следствием длящейся в мире уже третий год (и Россия не стала при этом исключением) пандемии коронавируса СОУЮ-19. При этом сказались последствия демографических кризисов 40-х и 90-х годов прошлого века.

Также на встрече с лидерами партии «Единая Россия» после оглашения результатов выборов в Государственную Думу Российской Федерации Президент отметил: «... еще „ура" кричать рановато. Враг еще не побежден, а враг кто у нас: бедность значительного числа населения, нерешенные проблемы в системе здравоохранения, образования, в развитии инфраструктуры, - у нас есть над чем работать, вот наш главный противник. А главная цель - повышение уровня и качества жизни граждан нашей страны»9.

Таким образом, превалирующим концептом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации являются прежде всего вопросы сбережения народа России в качестве основных стратегических национальных приоритетов.

Следует обратить внимание на новую редакцию понятия «национальная безопасность» в контексте развития демократических начал новой редакции Основного закона нашего государства, которое трактуется как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны.

При этом под обеспечением национальной безопасности понимается реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности»10.

9 URL : http://www.kremlin.ru/events/president/news/66776 (дата обращения : 27.09.2021).

10 Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL : http://prezident.org/articles/

Здесь уместно обратить внимание, что данный методологический посыл является предопределяющим в теории безопасности.

Впервые в документе такого уровня конкретно прописаны институты гражданского общества и организации правоохранительной направленности в качестве субъектов обеспечения национальной безопасности. Таким образом законодатель предпринимает попытки статуирования негосударственной системы обеспечения национальной безопасности и ее субъектов. К данной проблематике, а именно негосударственной системе обеспечения национальной безопасности, автор настоящих строк и многие другие ученые обращались в своих научных работах [1-7].

Автор поддерживает позицию Р. Н. Лапидуса о том, что в сфере обеспечения национальной безопасности де-факто сложилась и довольно успешно и эффективно функционирует негосударственная система обеспечения безопасности, представленная институтами гражданского общества и общественными организациями и объединениями правоохранительной направленности, которые, выполняя свой гражданский долг, связанный с реализацией конституционных прав, оказывают содействие на безвозмездной основе правоохранительным органам в сфере охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности, и это нашло свое выражение в Стратегии [8]. Среди прочих следует выделить добровольные народные дружины, волонтерское движение, впервые получившее свое закрепление на конституционно-правовом уровне, казачество и иные общественные организации и объединения правоохранительной направленности, которые бескорыстно оказывают содействие правоохранительным органам и являются их надежным резервом.

Также к субъектам негосударственной системы обеспечения национальной безопасности следует отнести негосударственные коммерческие организации, которые на возмездной основе оказывают услуги в сфере безопасности. Среди последних можно выделить частные охранные и детективные предприятия, службы безопасности коммерческих предприятий и организаций, научные центры, занимающиеся разработкой новых технологий охраны, связи и видеонаблюдения, и многие другие, составляющие, по нашему мнению, негосударственную сферу безопасности.

Частные охранные и детективные предприятия, службы безопасности коммерческих пред-

ukaz-prezidenta-rf-400-ot-2-iyulja-2021 -goda-03-07-2021.html (дата обращения : 22.11.2021).

приятий и организаций представлены прежде всего бывшими сотрудниками правоохранительных органов, имеющими опыт и определенные навыки противодействия преступным и иным антиобщественным элементам. Как правило, многие из них оснащены служебным огнестрельным оружием, имеют навыки рукопашной борьбы и не только представляют наиболее квалифицированный и дееспособный резерв в деле обеспечения защищенности предприятий и организаций на основании договора оказания такого вида услуг, но и входят в единую дислокацию сил и средств органов внутренних дел по осуществлению взаимодействия при возникновении различного рода чрезвычайных ситуаций.

На наш взгляд, составной частью (подсистемой) негосударственной системы обеспечения национальной безопасности является негосударственная сфера обеспечения безопасности (далее - НСОБ). Она объединяет субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, коммерческая и общественная деятельность которых, в соответствии с законодательством, является одним из средств обеспечения безопасности либо направлена на техническое, информационное и иное обеспечение указанной деятельности на возмездной основе. Указанные субъекты вкупе с институтами гражданского общества образуют единую негосударственную систему обеспечения национальной безопасности, которую следует прописать в положениях Стратегии национальной безопасности Российской Федерации либо в новой редакции Федерального закона «О безопасности».

Значимость и справедливость выдвинутых умозаключений подтверждаются положениями Стратегии-2021, в которых достижение целей обеспечения национальной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение целого ряда взаимообусловленных и взаимоувязанных задач, первоочередными среди которых являются: повышение доверия граждан к правоохранительным органам, совершенствование системы общественного контроля, механизмов участия граждан и организаций (здесь уместно добавить правоохранительной направленности) в обеспечении национальной безопасности; развитие взаимодействия институтов гражданского общества и иных общественных объединений правоохранительной направленности с органами публичной власти в решении вопросов, которые, оставаясь нерешенными, могут вызвать рост социальной напряженности.

По мнению автора, именно в развитии негосударственной системы обеспечения безопасности видится тот резерв, которым располагает гражданское общество и который не в полной мере используется в обеспечении защищенности интересов личности, общества и государства в целом.

С целью реализации выдвинутых умозаключений представляется целесообразным разработка федерального закона «О содействии институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности». В данном документе следует прописать права и обязанности, формы и методы, гарантии социальной защищенности негосударственных субъектов обеспечения безопасности. Закон составит правовую основу и придаст легитимность деятельности указанных субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

На основании изложенного представляется целесообразным сделать некоторые выводы.

В целях статуирования негосударственной системы обеспечения национальной безопасности под обеспечением национальной безопасности предлагается понимать деятельность по реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и иными общественными организациями и объединениями правоохранительной направленности, составляющими негосударственную систему обеспечения безопасности, политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности11.

Развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации о консолидации государственных и негосударственных институтов по обеспечению безопасности личности, государства и общества заключается, на наш взгляд, в разработке и принятии нового федерального закона «О содействии институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности». Введение в действие этого закона позволит актуализировать одно из важнейших направлений правоохранительной деятельности, а именно обеспечение защищенности личности, гражданского общества и государства в целом.

11 См.: Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL : http://prezident. 0rg/ai1:icles/ukaz-prezidenta-rf-400-ot-2-iyiilja-202l-goda-03-07-202l.html (дата обращения : 22.11.2021).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Босхамжиева Н. А. Административно-правовые основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2013. - 369 с.

2. Воронов А. М. Правовые концепты к проекту концепции общественной безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2020. № 7. С. 113-117.

3. Воронов А. М. Система обеспечения общественной безопасности: проблемы оптимизации // Право и практика. 2012. № 2. С. 56-72.

4. Воронов А. М., Лапидус Р. Н. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения общественной безопасности: концепты развития // Безопасность бизнеса. 2020. № 6. С. 3-6.

5. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2008. - 494 с.

6. Кашурников С. Н. Негосударственная система обеспечения безопасности российского общества на современном этапе: политологический анализ: дис. ... канд. политолог. наук. - М., 2008. - 174 с.

7. Редкоус В. М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах -участниках Содружества Независимых Государств : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011. - 431 с.

8. Лапидус Р. Н. Роль и место институтов гражданского общества в оказании содействия по противодействию угрозам и вызовам зональной безопасности // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 2. С. 163-172.

system of ensuring the national security of the Russian Federation: Doctor's thesis), Moscow, 2008, 494 р.

6. Kashurnikov S. N. Negosudarstvennaya sistema obespecheniya bezopasnosti rossijskogo obshhestva na sovremennom ehtape: politologicheskij analiz: dis. ... kand. polit. nauk (Non-state system for ensuring the safety of Russian society at the present stage: Political analyzing: Candidate's thesis), Moscow, 2008, 174 p.

7. Redkous V. M. Administrativno-pravovoe obespe-chenie natsional'noj bezopasnosti v gosudarstvakh-uchast-nikakh Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv : dis. ... d-ra yurid. nauk (Administrative legal support of national security in the States Parties to the Commonwealth of Independent States: Doctor's thesis), Moscow, 2011, 431 p.

8. Lapidus R. N. Pravovaya politika i pravovaya zhizn' (Legal policy and legal life), 2020, No. 2, pp. 163-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

А. М. Воронов - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем охраны общественного порядка и участия органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)

ResearcherID: А-6190-2017

AUTHOR INFORMATION

REFERENCES

1. Boskhamzhieva N. A. Administrativno-pravovye os-novy obespecheniya obshhestvennoi bezopasnosti v Rossi-jskoj Federatsii: dis. ... d-ra yurid. nauk (Administrative and legal framework for providing public security in the Russian Federation: Doctor's thesis), Moscow, 2013, 369 p.

2. Voronov A. M. Sovremennaya пайка: Aktual'nye problemy teorii ipraktiki (Modern science: Actual problems of theory and practice), 2020, No. 7, pp. 113-117.

3. Voronov A. M. Pravo i prakiika (Law and practice), 2012, No. 2, pp. 56-72.

4. Voronov A. M., Lapidus R. N. Bezopasnosl' biznesa (Business security), 2020, No. 6, pp. 3-6.

5. Kardashova I. B. MVD Rossii v sisteme obespecheniya natsional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii: dis. ... d-ra yurid. nauk (The Ministry of Internal Affairs of Russia in the

A. M. Voronov - Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Department for the Study of the Problems of Public Order Protection and the Participation of Internal Affairs Bodies in Ensuring Public Security of the Research Center for the Study of the Problems of Administrative and Legal Activities of Internal Bodies of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation)

ResearcherID: A-6190-2017

Рукопись поступила в редакцию 14.12.2021; одобрена после рецензирования 20.12.2021; принята к публикации 11.03.2022.

The article was submitted 14.12.2021; approved after reviewing 20.12.2021; accepted for publication 11.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.