Научная статья на тему 'Общественная активность студентов'

Общественная активность студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественная активность студентов»

- ВОСПИТАНИЕ ЛИчНОСТИ -

Из опыта работы Прокопьевского горнотехнического колледжа им. В. П. Романова

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Е. И. Дудина, зам. директора ПГТК им. В.П. Романова

За последние годы возросла общественная активность студенческой молодежи. Выразилось это прежде всего в развитии студенческого самоуправления.

Подтверждают данный факт проведенный в декабре 2004 г. II Всероссийский студенческий форум в Томске и в мае 2005 г. Всероссийская конференция «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов» в Екатеринбурге, где студенты говорили о необходимости создания органов студенческого самоуправления и призывали к созданию условий для этого и разработке соответствующих нормативно-правовых актов.

В настоящее время студенческое самоуправление осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, ряда федеральных законов («Об общественных объединениях», «О государственной поддержке детских и молодежных объединений», «Об образовании», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях»), федеральных подзаконных актов, законов субъектов РФ, уставов образовательных учреждений, договоров между органами студенческого самоуправления и администрацией образовательного учреждения.

Современная история развития органов студенческого самоуправления начинается с 2001 года, когда после проведения I Всероссийского студенческого форума департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации были подготовлены рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

В 2003 году по итогам Всероссийского конкурса моделей организации студенческого самоуправления подготовлены развернутые рекомендации, направленные на развитие студенческого самоуправления. Принципиально новым было лишь то, что рекомендации стали итогом обобщения моделей развития студенческого самоуправления, представленных в разных формах (орган общественной самодеятельности, студенческое общественное объединение, профсоюзная организация) и на разных уровнях (учебной группы, отделения, образовательного учреждения, муниципального образования, субъекта Российской Федерации). Кроме того, они привели конкретные примеры работы органов самоуправления в образовательных учреждениях.

В общем виде под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы), адекватно решающей свои внутренние проблемы и отдельные вопросы, включающей исполнителей, и процесс выработки решений.

Согласно рекомендациям студенческое самоуправление рассматривается как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студентов, развитие их социальной активности, поддержку социальных инициатив.

На основе приведенного определения можно констатировать, что студенческое самоуправление - это самостоятельность студенчества в проявлении инициативы, принятия решений и его самоорганизации в интересах всего коллектива или студенческой организации.

Стратегической целью студенческого самоуправления выступает подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реали-зовывать в полной мере свои права избирать и быть избранным в различные органы местного и государственного самоуправления.

Целями студенческого самоуправления учреждения профессионального образования являются, в частности, развитие инициативы студенческих коллективов, организация гражданского воспитания, создание школы мастерства вожатых через формирование лидеров студенческих коллективов и для создания условий успешной адаптации первокурсников, социализация личности студента.

В качестве органов студенческого самоуправления в нашем образовательном учреждении выступают:

1. Студенческий совет колледжа.

2. Профсоюзная организация студентов, статус которой определен двухсторонним соглашением с администрацией образовательного учреждения.

3. Музыкальная, хореографическая студии, возглавляемые нашей студенткой.

- ВОСПИТАНИЕ ЛИчНОСТИ -

4. Советы учебных групп, советы студенческих отделений (факультетов, деканов), учебно-воспитательные студенческие комиссии, советы клубов по интересам, комитеты, штабы студенческих отрядов, советы общежития и т. д.

Пользуясь установленными ящиками обратной связи студенты могут дать отзывы по проведенным мероприятиям, оставить свои предложения по работе органов студенческого самоуправления.

Деятельность студенческого самоуправления предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планирование деятельности организации, мотивирование участников, контроль и руководство), доведение до исполнения принятых решений.

К функциям органов студенческого самоуправления относятся:

1. Представление интересов студенчества за пределами образовательного учреждения на различных уровнях: местном, региональном, федеральном.

2. Представление интересов студенчества перед администрацией образовательного учреждения (внесения предложений о поощрении студентов за активную научную, учебную и общественную деятельность, о назначении именной стипендии им. В. П. Романова за высокую успеваемость и активную жизненную позицию и т. п.).

3. Формирование и обучение студенческого актива образовательного учреждения (выездные школы актива, школа вожатых).

К формам организации социально значимой деятельности студенческого самоуправления ПГТК им. В. П. Романова относятся:

I. Формирование традиций образовательного учреждения:

- организация и проведение праздников (посвящение в студенты, День студента, День рождения колледжа). В 2009 году студсовет выступил с предложением в День рождения колледжа провести субботник совместно с преподавателями;

- организация и проведение творческих конкурсных и спортивных программ;

- разработка ритуалов (вручение студенческих билетов, посвящение в студенты, вручение дипломов с отличием);

- вручение именных стипендий, награждение победителей по итогам конкурсных программ;

- разработка символики учреждения и органов студенческого самоуправления (флага, гимна, эмблем);

- организация встреч с выпускниками;

- организация работы клуба.

II. Содействие организации эффективного учебного процесса в образовательном учреждении:

- организация и проведение конкурса на лучшую комнату общежития;

- организация тематических экскурсий по профилю специализации образовательного учреждения.

III. Гражданско-патриотическое воспитание:

- организация творческих вечеров (литературные гостиные);

- организация тематических праздников, посвященных знаменательным датам;

- организация шефства над бывшими преподавателями-пенсионерами и ветеранами Великой Отечественной войны (через студенческий профком).

IV. Развитие художественного творчества студенческой молодежи:

- организация творческих выставок, студенческих работ в музее творчества, организация работы клубов по интересам;

- клуб «Вдохновение» и выпуск газеты «Крапива»;

- организация работы художественной самодеятельности (танцевальная студия);

- организация дискотек и вечеров отдыха;

- конкурс «Мисс и Мистер ПГТК»;

- литературные гостиные;

- организация встреч с клубом «Альтаир» (походы и т. д.).

V. Информационное обеспечение организации работы студенческих средств массовой информации:

- организация работы студенческой газеты «Крапива»;

- обновление информации на информационных стендах;

- создание телесюжетов.

VI. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи ПГТК:

- разъяснительная работа среди студентов (конференции, опросы, обращения);

- организация работы тематических лекториев;

- поддержка работы спортивных и туристических секций.

VII. Формирование и обучение студенческого актива:

- выявление студентов, заинтересованных в участии в общественной работе (школа первокурсника);

-организация работы школы лидеров, вожатых.

Профсоюз при оказании материальной помощи (бесплатные обеды, помощь ветеранам) обязательно учитывает мнение студенческого актива: старост групп, председателя профбюро).

В качестве получения дополнительного образования студентами совместно с центром информационных технологий колледжа разработаны сайты, освещающие деятельность нашего образовательного учреждения.

Студенческий актив «Друзья библиотеки» участвует в организации клубных форм деятельности, проводит презентации нашей газеты, помогает в организации конкурса на лучшую читающую группу.

Опыт работы показывает, что в «чистом виде» о самоуправлении в колледже говорить сложно, скорее это соуправление педагогов и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.